bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Тут не могу не процитировать Д. Карнеги, который сказал: «Порой, мы смеемся не потому, что нам смешно, а потому, что мы хотим, чтобы нам было смешно».

Закон «взялся за куш»

Народная пословица гласит: взялся за куш – не говори, что не дюж. Как-то раз я была на концерте одной известной певицы, которая всю дорогу жаловалась на простуду, на температуру и прочие отягощающие обстоятельства. Сколько раз мне приходилось работать в ситуации «с корабля на бал», после бессонной ночи в поезде, или же приезжая на мастер-класс прямиком из аэропорта. Я всегда говорила себе, что предыстория моего появления мало кого интересует.

Н. Луганский рассказывал мне, как однажды он выступал с М. Плетневым; играли концерт Моцарта. Перед выходом на сцену Коля пожаловался на чрезмерное волнение, и тогда Плетнев со значением произнес: «Николай, Вы не можете волноваться по определению, люди заплатили большие деньги за билеты, и они должны получить то, что ждут». Еще пятьдесят лет назад Софроницкий мог позволить себе отменять концерты и люди часами терпеливо ждали – выйдет или нет. Время таких исполнителей, увы, прошло. Сейчас требуется другое, а именно: раз от разу выдавать одинаково качественный продукт, и вы не можете позволить себе роскошь быть непрофессиональным или неинтересным. Публика, в отличие от жюри всевозможных конкурсов, всегда права.

Закон драйва

Настоящий профессионал всегда имеет драйв раскачать публику. Ведь публика публике рознь. Итальянцы устроят вам овации не пройдет и пяти минут, в Швейцарии другое дело, тут нужно крепко постараться. Однажды я работала в одном крымском вузе и поначалу у меня было впечатление, что я попала на похороны. Реакции зала вообще отсутствовала. Тогда я начала общаться с аудиторией, как-то их раскачивать – ничего, проще было оживить труп. В конце концов, я не на шутку разозлилась – да что же это такое! Я буду не я, если они у меня не зашевелятся! Пообещав себе все это, я начала второй раунд с новым, уже чисто спортивным запалом. Мной владела какая-то радостная злость, я лишь видела перед собой поставленную цель – доказать себе, что я смогу расшевелить этих людей несмотря ни на что. Я таки добилась своего. Но по окончании я все же решила провести разыскания. Мне стало интересно, откуда ноги растут. Выяснилось, что все мои слушатели были из конкурирующей организации, той, которая до присоединения Крыма к России была по статусу несоизмеримо выше этого учебного заведения, а теперь роли поменялись и они вынуждены были идти к врагам на поклон. Я же попросту оказалась заложником этой ситуации. Вывод, который я изо всего этого сделала таков: никогда не надо расслабляться! Всегда имейте в себе бойцовский запал, иногда нужно просто взять зрителя за хемо и заставить себя слушать.

Закон отсутствия идеального

Помните песню: «Чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тещу мамой называл, был к футболу равнодушен и в кампании не скушен». В народе говорят, бывают красивые женщины, реже попадаются красивые и умные, а чтобы еще и характер был покладистый – это уж извините! Хочется помечтать вместе с героиней гоголевской «Женитьбы»: если бы нос Ивана Никифоровича приставить к губам Ивана Ивановича. В реальности же идеал недостижим. Помните, хорошо там, где нас нет.

Закон «где-то убыло, где-то прибыло»

Существует железное правило: если где-то прибыло, значит, где-то убыло. В жизни как обычно нет гармонии; если все хорошо в карьере, будет просадка в других сферах. Расширение одной области неминуемо влечет за собой сокращение в другой. Здесь я сошлюсь на С. Рахманинова. При всем разнообразии его дарований в разные периоды жизни на передний план выходили то дирижирование, то пианистическая деятельность, то сочинительство.

Теперь о том, что называют «склад характера». Мы все знаем, что скорые на руку люди, как правило не отличаются въедливостью. Соответственно, дотошные и скрупулезные, зачастую, медлительны. Творческие натуры редко приспособлены к быту, а, подчас, вообще страдают бытовым кретинизмом. В сфере музыкальных способностей наблюдается та же картина; если ученик музыкален, то наверняка будут проблемы с техникой, равно как и наоборот, природные виртуозы обычно не блещут ни интеллектом, ни тонкой музыкальной интуицией. Я давно стала замечать, что люди, обладающие абсолютным слухом, зачастую, не имеют чувства фразы; у них есть отдельные ноты, а музыкальной мысли нет, равно как нет и формы, целое распадается на отдельные ракурсы и аспекты. При этом люди, не обладающие способностью слышать абсолютную высоту нот, не имеют всех этих проблем, и прекрасно справляются, и с формой, и с фразой[1]. Представители других творческих специальностей наберут немало примеров и в своей области.

Теперь о личном. Наша вселенная очень умна и компенсирует нехватку чего-то усилением других свойств. Она не дала мне зрения, зато дала иные параметры восприятия, позволяющие ориентироваться в окружающем мире. Я подмечала у себя и у других незрячих такое удивительное свойство: ты идешь в кромешной темноте, в полном смысле слова на ощупь, ты не можешь видеть, ни ступенек, ни бордюров, не иных неровностей ландшафта, но ты откуда-то знаешь об их существовании. Мне задают один и тот же вопрос: «Как вы, приходя в магазин и толком не видя вещей, подбираете себе то, что вам идет?». Я пожимаю плечами и отвечаю так: «Я просто ловлю окружающее пространство, и когда какая-то вещь меня к себе притягивает, то я просто иду к ней и беру в руки. В девяносто пяти случаях из ста она оказывается мне впору». И еще одно; у меня почти животная интуиция. Я не боюсь давать советы, а значит, брать на себя ответственность. Ибо мой флюгер меня еще никогда не подводил.

Закон сильных сторон

Один из моих любимых персонажей – Коко Шанель. Этой талантливой женщине принадлежат две поистине великие фразы: «Мода уходит, стиль остается», и «Красота – это всего лишь умение подчеркнуть свои достоинства и скрыть свои недостатки». Мне вспоминается очень красивая восточная притча про дерево, которое росло на самой отвесной скале и потому было маленьким и кривым. Дерево очень стеснялось, поскольку по сравнению с другими, растущими рядом в лесу деревьями оно выглядело настоящим уродцем. Но в один прекрасный день дерево переросло скалу и ему открылся восхитительный вид на долину, которую не было видно его лесным собратьям. И тогда дерево поняло, чем в действительности владеет.

Теперь перейду к своим «баранам», коснувшись такой важной проблемы, как постановка рук пианиста. Существуют два основных подхода к данному вопросу: есть школа К. Черни, которая культивирует идею равнозначности всех пальцев, приведения их к единому знаменателю. А есть школа Ф. Шопена. Великий Шопен говорил так: «Вы можете сколько угодно пытаться сделать безымянный палец таким же сильным как мизинец, результат будет почти нулевым, и вместо того, чтобы биться головой в закрытую дверь, не лучше ли развивать индивидуальную физиономию каждого из пальцев, поняв на что каждый из них способен». К примеру, четвертый палец самый певучий, значит, будем развивать это качество певучести, соединение пятого и первого пальца дают опору руке, рамку – а значит, будем делать акцент на это и т. д. Той же логикой можно пользоваться и в отношении инструмента, на котором мы играем. Юрий Башмет как-то сказал: «Я не люблю говорить о технике, я люблю говорить об инструментальной специфике». А инструментальная специфика – не что иное, как выяснение всех сильных и слабых сторон вашего инструмента, и осознание того, как мы можем эти слабые стороны сгладить, а сильные подчеркнуть. К примеру, фортепианный звук очень краток, он не тянется, а кроме того, он не обладает такой яркой тембровой окраской, как, скажем, звук кларнета, трубы, валторны или звук человеческого голоса. Но, поставив диагноз, необходимо назначить лечение. Существует немало способов, позволяющих нивелировать эти недостатки, например двойная репетиция или педаль, но не буду вдаваться в тонкие профессиональные дебри. Моя задача – показать, что борьба с недостатками начинается с их осознания.

Еще пример. Есть люди, которые прекрасно слышат абсолютную высоту нот, а чисто спеть не могут. Это так называемая пассивная форма абсолютного слуха. Как же можно нивелировать этот недостаток? Легче легкого – надо просто петь очень тихо, чем тише поешь, тем лучше тебя слушается голос.

Закон завидного недостатка

Логически вытекает из предыдущего закона. Любой наш недостаток можно обратить в достоинство. Вы спросите меня, как это сделать? Очень просто. Надо всего лишь объявить недостаток достоинством. Начну с себя. У меня инвалидность первой группы по зрению, и я долгое время комплексовала по этому поводу. В психологии известен феномен усиливающегося недостатка. Человек говорит себе: «у меня длинный нос», и все время думает об этом; фокус заключается в том, что и все окружающие начинают думать о нем, как о человеке с длинным носом. Если я сама назначила себя незрячей, то и все окружающие будут думать обо мне, как о незрячей. Все изменилось после того, как я познакомилась с романом Моэма «Письма к незнакомке» и стала думать обо всем об этом совсем иначе. Теперь я позиционирую себя так: есть женщины красивые, есть женщины умные, наконец, есть женщины, которым природа дала, и красоту, и ум. Но ни у кого из вас нет той изюминки, которой обладаю я, ибо помимо всех указанных благодетелей у меня есть еще и слепота, я уже не говорю о том, каким джентльменом чувствует себя мужчина, помогающий слепой беззащитной женщине.

Спроецируем это на творчество. Актер Луи Де Фюнес сумел создать из своей несуразной внешности настоящий хит. Или, к примеру, В. Высоцкий, его голос никак не назовешь красивым. Но кто, слушая Высоцкого, думает об этой пресловутой красоте?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Другое наблюдение; ритмически одаренный ученик с хорошим мелодическим слухом, в большинстве случаев имеет проблемы со слухом гармоническим.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2