bannerbanner
Разоблачение ума: в поисках просветления
Разоблачение ума: в поисках просветления

Полная версия

Разоблачение ума: в поисках просветления

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

Не удивляйтесь последним в этом списке. Масштабные и популярные бизнес-тренинги, с выпускниками которых мне доводилось работать в консультировании, буквально пропитаны псевдомагическими формулами и посланиями популярной эзотерики. Люди в своей массе не приходят туда для того, чтобы понять: как им трудиться над собой и своей жизнью наилучшим образом. Большинство хотят урвать как можно больше и как можно быстрее. «О времена, о нравы!» Наживкой на крючке по-прежнему является идея сверхрезультатов без усилий, либо же магическая вера в силу тренера, кумира, могущественного барина. Поэтому участники данных мероприятий нередко платят в действительности за то, что не готовы брать ответственность за свои действия и жизнь, при этом в сердцах они лелеют надежду на то, что кто-то другой знает решение за них.

Однако еще задолго до бизнес-тренингов процветали такие активности, как защита ауры, чистка чакр, снятие сглаза и порчи, открытие третьего глаза, зарядка воды перед телевизором и другие сомнительные практики. Кто-то может возразить о том, что все это в той или иной степени работало и удовлетворяло запросы людей. В этом я не сомневаюсь: ритуал действенен, гипносуггестивные приемы эффективны. Однако вместо приобщения к мудрости и обретения осознанности, человек чаще получал добрую порцию бреда.

Проблема ведь не в самих представлениях о чакрах или ауре, а в том, как бестолково, буквально и вредоносно это используется. Поэтому простое употребление данных слов у многих вызывает недоверие, отторжение и неприязнь. Хотя, заметьте и то, что терминология психологов также нередко становится объектом насмешек и причиной надменного закатывания глаз. Искажение, примитивизация и подмена значения через популяризацию и общедоступность здесь работает схожим образом.

Говоря обо всем этом, я не ставил задачу описать происходившие процессы с абсолютной точностью. Скорее, мне было важно передать представление о том, насколько сложной и неоднородной субстанцией является то, что сегодня обобщается ярлыком «эзотерика», на стыке каких процессов и в каком обществе это получило свое развитие, на какое сознание легло. Это имеет значение для того, чтобы, во-первых, избавиться от иллюзии того, что все именуемое эзотерикой является бессмысленным или вредным, во-вторых, избавиться от ожидания, что есть некоторое окружение, сообщества людей, обладающих тайными знаниями, которые обеспечат спасение, в-третьих, осознать собственную ответственность за честную внутреннюю работу и духовное развитие.

Эзотерическое знание рождается в человеческой душе. Это кристаллизация подлинных усилий, задействованных в самопознании. Остальное является инструментами, указателями и проводниками, с которыми, впрочем, все равно придется умело и ответственно обращаться.

Информация подобна воде. Она перетекает из одного места в другое, огибает различные препятствия, в некоторых местах промывает дно, становится кристально чистой, где-то застаивается, покрывается тиной, образует болота и дурно пахнущие лужи. Очень важно учиться распознавать и следовать за чистым потоком, огибая тину и грязь или же достойно проходить трясину, в которую завела судьба. Иногда вовсе приходится начать свое движение из болота, являющегося отправной точкой. Где бы человек ни находился, существует дальнейший собственный уникальный путь, ведущий рано или поздно к целому, к океану чистого сознания.

Рассуждения об эзотерическом невольно навели на мысль о том, что сознание по своей природе иррационально и напоминает пугающий хаос. Хотя оно является таковым лишь относительно мира, который мы – люди, воплощаем, и его правил. И кажется забавным то, что спонтанностью в действительности отличается человеческая незрелость. Ребенок непредсказуем и игрив – читай иррационален. Зрелость же подразумевает упорядоченность. Взрослый более предсказуем и серьезен. Но перешагивая за порог зрелости к пробуждению или освобождению, он снова проявляет себя через спонтанность и игру, только уже на совершенно другом уровне. Ребенок нередко дисгармоничен и разрушителен в своей игре, мастер же в своей непредсказуемости созидателен, хотя его мудрость алогична и граничит с безумием.

Для того, чтобы быть гармоничным для мира в своей непредсказуемости, а не разрушительным, требуется значительная подготовка и совершенный внутренний баланс. Внешне непредсказуемый мастер внутренне является тонко уравновешенным. В этом заключается секрет. В качестве примера давайте посмотрим на древнего учителя, Бодхидхарму. Он является основателем чань-буддизма в Китае.

Одна из легенд его жизни гласит о том, что сам император Китая – Ву, захотел встретить великого мудреца, идущего через Гималаи из Индии. Увидев Бодхидхарму, император был сильно удивлен и озадачен настолько, что захотел уйти от этого несуразного человека. Тот выглядел очень странно: был обут лишь в один башмак, второй же он привязал на голову вместо убора. Несмотря на свои манеры и вежливость, в какой-то момент император все же возмутился и задал вопрос мудрецу о тревожащем его недоразумении. Бодхидхарма ответил, что он лишь хочет сразу показать то, каков он есть, а именно: в нем сочетается и абсурдное, и нелогичное одновременно. Более того, башмак на голове, это самое меньшее и безобидное из того, с чем придется столкнуться в обучении у Бодхидхармы. Это ведь всего лишь несчастный башмак, который долгое время носил тело мудреца. Почему бы теперь им не поменяться местами?

Что делает Бодхидхарма в этой истории? Он разрушает так называемые само собой разумеющиеся вещи или то, что называется в феноменологии самопонятностями. Он разрушает принятый символический порядок: то как привычно, то, как положено, то, как надлежит, то, как подобает. В таком поведении проявлена его торжествующая свобода. Такова и реальность, поскольку включает в себя символический уровень норм поведения, но содержит в себе возможности бесконечно превышающие ограничения этого уровня. Бодхидхарма демонстрирует это своим поступком. Для императора, чье сознание не освобождено, подобное выглядит как выходка, дерзость, глупость, недоразумение и непозволительный поступок. Для самого же мастера это проживание естественного бытия, рождающегося из нерушимой основы всего сущего – пустоты.

Греческий философ Диоген также выражал парадоксальность человеческой природы в свойственной ему манере и самобытном образе жизни. Его речи и поступки для многих звучали и выглядели будоражащими, чудаковатыми. Однажды он слушал лекцию Платона, который объяснял, что человек представляет собой двуногого без перьев. После услышанного Диоген ощипал курицу и вбежал на лекцию философа, показывая на нее, и выкрикивая: «Вот человек!» Трикстер, тролль, провокатор! Что еще добавить?

И хотя эти истории могут быть сильно преувеличены или вовсе выдуманы, это не важно. Поскольку всякий миф способен передать идею, интуитивное понимание принципа и обратить внимание на аспекты собственной души, своего микрокосма. Такого рода легенды в первую очередь метафоричны, их персонажи, события, действия усиливают образность и обращают внимание на собственные качества.



Бодхидхарма переправляется через Янцзы верхом на бамбуковом стебле. Япония, 14 в.


Возвращаясь к проблемам эзотерического мира, следует сказать, что в нем господствует слишком буквальное восприятие учений и мифологии. Порой это приводит к довольно смешным формам и ситуациям. Приведу в пример женскую практику, называемую «воронкой для привлечения мужчин (иногда успеха или определенных благ)». Несколько лет назад это была крайне популярная техника, при этом ее продолжают использовать и в настоящие дни. Сам ритуал подразумевает вращение женщины вокруг своей оси, напоминающее танец. Количество оборотов коррелирует с качеством реализуемой цели. Делаешь большее число оборотов, получаешь более ценный приз: мужчину, обладающего богатством, ресурсами и статусом, либо же привлекаешь более крупный успех и блага в жизнь.

Вероятно, эта практика возникала из буквального понимания мифа о Шакти, танцующей вокруг своего супруга Шивы. В нем Шакти представляет собой активную, движущуюся, плотную энергию, лежащую в основе творения, Шива же – неподвижное спокойствие, блаженный дух и космическое сознание, творящее и уничтожающее миры. Это действительно невероятно богатый метафорический образ, концентрирующий в себе смыслы взаимодействия мужского и женского начал. Однако если воспринимать сей образ буквально, мы получаем бездумное подражание, выраженное в трагикомичной ситуации. Зрелая женщина со сложными обстоятельствами судьбы, требующими внимания и понимания, кружится в бесплодном ожидании, повторяя мантры для привлечения олигарха, отчаянно надеясь, что это действительно сработает.

Кстати, «магички», которые предлагают подобную практику, в большинстве случаев сами не имеют представление о ее архетипическом источнике. Распространение подобного происходит за счет слепого копирования, подражания форме, утратившей какие-либо намеки на приобщение к мифу и его смыслам.

Исходя из этого, можно сказать, что между странностью незрелого ума, поглощенного концепциями эзотерических учений и свободным сознанием мастера, выражающим присущую ему спонтанность и гармоничную непредсказуемость, бесконечная пропасть.

Как видите, если что-то называется эзотерическим, совершенно не означает, что оно таковым является. Что-то, что претендует на звание духовного или магического, порой представляет собой нелепую глупость, детскую фантазию вполне взрослых людей. Здесь нет ничего предосудительного. Дело в том, что люди втягиваются в это по причине отсутствия необходимых представлений и осведомленности, будучи измотанными жизненными проблемами и несчастьями. Ими движет понятная жажда утешения, в них говорит усталость от трудностей жизни. Эти люди нуждаются в помощи. Хотя, лучшей помощью для них было бы глубокое осознание того, что спасение находится в их собственных руках.

Если мы перенесемся с индивидуального уровня на коллективный, то увидим, что в эзотерическом мире присутствуют группы, застрявшие в буквализме и незрелости, существуют определенные кусочки, достигшие более ясного понимания жизни, и есть уникальные островки, приближенные к освобождению.

Еще одна из парадоксальных вещей, которая случилась с эзотерическим сообществом, противоречит тому, чему учат большинство учений. Нередко эзотерики считают, что принадлежат к особой и элитарной группе, тем самым укореняясь в самомнении и эгоизме. Это уже представляет собой прогрессию обозначенной выше темы незрелости и ведет к трайболизму, то есть к обособлению группы и ко враждебности, обоснованной исключительностью участников. «Есть мы – светлые, чистые души, пробуждающиеся и просветленные, и они – темные, потерянные, невежественные и недостойные». Кстати, ничего не напоминает?

Во многих мистических учениях на начальном этапе их освоения прослеживается необходимость развития добродетельных качеств и нравственных воззрений. Аскетические практики, характерные для индуизма, буддизма, раннего христианства предлагают не отречение от общества, а скорее отречение от себя в обществе. И аскетизм не подразумевает позицию осуждения других людей, взгляд на них свысока, но способствует развитию внутренних отношений с трансцендетным.

Мы можем говорить о том, что всякая духовная дисциплина говорит о развитии человеческих качеств, выраженных в отношениях с людьми и окружающим миром, в начале своего пути и только в дальнейшем о постижении высших состояний, истин и тайн. Кстати, для просветленной личности последнее ничем не отличается от начального: истина и гармоничное пребывание в мире сливаются воедино и переживаются одновременно.

Подлинная эзотерика уединена по своей сути, но не надменна по отношению к другим. Скорее, наоборот, сострадательна и миролюбива.

Свой вояж самопознания было бы справедливо скорректировать исходя из описанного выше, понимая, что, если мы говорим о занятии в широком смысле эзотерикой (и психологией тоже), будет лучше, если мы учтем, что речь идет не только об информации, текстах и учениях, но и о среде, о людях, которые являются важным контекстом. Поэтому контакт с информацией и средой нуждается в наблюдении и внимательном усвоении. В противном случае, легко заплыть в темную заводь и застрять в ней. Не все, что называется эзотерическим, таковым является. Не все, кто обращаются к имени Будды, являются проводниками его мудрости. И человек должен быть готов ко встрече с подражателями, которые заворачивают в привлекательную обертку пустоту. Но не ту Пустоту, которую постиг принц Гаутама Шакьямуни, а ту, что является отсутствием сути.

Один мой знакомый и коллега, который знает о моем интересе к мистике и эзотерическим практикам, сказал как-то следующее: «Если честно, я сначала подумал, что ты поехал кукухой. Но потом я прислушался и понял, что в твоих рассуждения что-то есть. Ты делаешь какие-то интересные и полезные вещи в этом контексте». Однако, на самом деле, в основном все, что касается эзотерики, меня разочаровывает. Слишком человеческое. Просто социальные игры и расчет выгод. Бизнес на человеческой уязвимости.

Двадцатипятилетние «мастера адвайты», которые пересказывают речи Рамана Махарши, находясь в кругу сорока- и пятидесятилетних женщин-слушательниц. Я совершенно не против и принимаю подобные данности мира. На всякий спрос есть и свое предложение.

Опасное происходит тогда, когда под маской духовности скрывается глубокий страх перед жизнью, когда тревога маскируется наработанными и отрепетированными речами сатсангов.

Возможно, вы еще не раз найдете на страницах этой книги выпады и претензии в сторону эзотерического сообщества. Поймите меня правильно: духовность как тема мне оказалась очень близкой и по-настоящему полюбившейся. Идеи и смыслы этого пласта культуры питают меня, мою жизнь и людей близких мне продолжительное время. Мне всего лишь хочется, чтобы больше людей стали внимательнее в отношении спекуляций на этой почве, стали разборчивее и не подкармливали бездельников, ушлых проныр, а иногда и откровенных психопатов.

С другой стороны, я и не стремлюсь изменить то, что есть и продолжит быть. Вспомним слова великого даосского учителя, мудреца Лао Цзы: «Отпустите – и все получится. Мир побеждают те, кто позволяет ему быть. Если вы пытаетесь изменить мир, он останется непобедимым». Просто для кого-то моя книга станет предохранителем от чуши, кого-то отрезвит, а кого-то утвердит в своей правоте и вернет к важным поискам.

Внутри эзотерического сообщества обычная рыночная среда, где товаром является духовность, конкурентным преимуществом иллюзия сияющей ауры просветленного, а отстройка от конкурентов осуществляется посредством уличения в псевдодуховности.

Самоотверженных же мистиков найти действительно сложно. Впрочем, интересные, необычные, глубокие люди мне по жизни встречались и даже попадались в просторах интернета. Всегда интереснее там, где больше жизни, движения и аутентичности. Обычно такие люди не столь широко известны и это не те, о ком меня спрашивают: «А что ты думаешь о таком-то?» Да, ничего не думаю, просто люди занимаются человеческой суетой, это что-то вполне естественное. Не все так печально, как могло бы показаться. И все те вещи, которые здесь обсуждались всего-навсего имеет смысл видеть, учитывать и понимать.

Несмотря на то, что я могу еще довольно много говорить о проблемах эзотерических сообществ, стоит признать, что вторая половина двадцатого века и начало двадцать первого, содержат в себе довольно позитивные тенденции. Большое количество людей получили возможность не только переживания собственного духовного опыта, но и возможности его интеграции. Хотя именно с последним возникает больше всего трудностей. Свою роль здесь сыграли направления глубинной, аналитической и трансперсональной психологий, карты описания которых далеко выходят за рамки эго-психологии и автобиографического опыта человека. И хотя это не отменяет тех тенденций и ложных путей, о которых я писал ранее, доступность индивидуального духовного переживания и внутренней трансформации значительно возросла.

Глядя на эзотерический мир и сообщество, нам не следует отказываться от всего, что в нем есть, иначе вместе с водой мы выплескиваем и ребенка. Следует быть внимательнее. Само же поведение людей в таких группах говорит нам об очень важной особенности: люди нуждаются друг в друге.

Когда мы начинаем говорить о разного рода заблуждениях, концептуальном бреде, нам следует понимать, что мы имеем дело с сорняками, которые прорастают на богатой почве чьего-то личного духовного опыта, который в свою очередь следует признать.

Двойственность речи


Перед тем, кто говорит о духовном пробуждении, стоит довольно непростая задача. Дело в том, что наша речь содержит в себе тонкий и ускользающий от внимания изъян. Всякое изречение само по себе двойственно. Есть само высказывание, и есть то, что оно содержит возможность обратного утверждения. Есть то, что сказано, и оно подразумевает то, что не сказано. Есть то, что содержится в сказанном и есть то, что является обратной стороной. Всякое утверждение словно приглашает к опровержению себя.

В рассуждениях о просветлении, например, мы обнаруживаем парадокс. С позиции непробужденного повседневного сознания просветление может быть описано прямо противоположными характеристиками и категориями такими, как абсолютная смерть или предельно наполненная жизнь. Казалось бы, эти вещи прямо противоположны друг другу, тем не менее описывают одно и то же. Подобное становится причиной бесконечных споров, болтовни и рассуждений непробужденного ума, стремящегося описать то, что находится за пределами слов.

Значение всякого утверждения, с определенной точностью, возможно установить лишь в пределах контекста. «Мужчины сильные». Эти слова звучит максимально обобщенно и ничего не сообщает по сути. Такое сочетание слов уже подразумевает и обратное. «Мужчины слабые». Мы сможем найти сколь угодно много примеров, подтверждающих и первое, и второе утверждения. Более того, мы сможем деконструировать оба высказывания таким образом, что каждое из них окажется бессмысленным.

Определение кого-либо в качестве «слабого» или «сильного» является всего лишь оценкой, полученной в процессе сравнения. Результаты здесь зависят от того, относительно чего мы сравниваем. Допустим, если сопоставить физическую силу рукоборца и бойца муй-тай, то мы увидим, что один сильнее второго за столом, второй сильнее первого в ринге. Тогда, кто из них является сильным, а кто слабым? И что будет, если мы попытаемся сравнить не их физическую силу, но силу характера? Здесь результат может оказаться дискуссионным и зависящим от мировоззрения. Сильнее может быть признан не тот, кто победит в ринге или за столом, а тот, кто более стойко примет поражение. Или мы можем посмотреть на этот вопрос еще более нестандартно. Попробуйте ответить: кто сильнее мужчина или водопад? Это и вовсе начинает напоминать неразрешимый дзен-коан.

Я могу продолжить играть с контекстами и значениями. Подобная практика всего лишь показывает относительность и ограниченность наших речевых конструкций. Осуществляя деконструкцию текстов, которыми оперирует личность, возможно ощутить специфическое замешательство, содержащее в себе экзистенциальное прозрение о том, что слова дают лишь иллюзорную убежденность в том, что мы знаем и понимаем мир. Но, оказывается, что слова – это всего лишь слова. Стоит изменить порядок, значения и уже сквозь их призму мир становится другим.

«Мой отец сильный, потому что поднял чугунную ванну во время ремонта, которую не смогли сдвинуть с места дедушка и мама». Здесь появляется контекст, в котором фраза обретает более конкретное значение. Однако утверждение, будучи понятным, все еще создает двойственность. Ведь, если папа сильный, потому что может поднять что-то, то он и слабый, потому что чего-то поднять не сможет. Если он сильный сейчас, когда может поднимать тяжесть, он же и был слабым в том возрасте, когда не мог сделать этого или же станет таковым, когда не сможет этого сделать в будущем.

Содержание любого высказывания содержит в себе подобную двойственность. При этом человек склонен замечать и напитывать своим вниманием лишь один из полюсов, придавая ему значение истинного, и противопоставляя другому полюсу.

Нечто является хорошим для нас, потому что существует и противоположное, считающееся плохим. Оно-то и делает хорошее хорошим. Так же как хорошее делает плохое плохим. Наша априорная убежденность в том, что одно должно побороть другое и восторжествовать, усиливает контраст и напряжение между полюсами. Выбор одного в противовес другого обычно ведет к усилению поляризации пар противоположностей и расщеплению психики. Однако то, что мы склонны бессознательно и почти инстинктивно противопоставлять друг другу, представляет собой различные проявления, стороны и качества целого мира.

Вы, конечно, можете возразить, что я преувеличиваю, и данный феномен не играет столь значимой роли, потому не заслуживает отдельного внимания. Однако я предлагаю рассмотреть ту двойственность, которая неизбежно возникает на протяжении человеческой истории. К слову говоря, наша культура представляет собой сложную совокупность текстов, она разговаривает с нами и через нас. Поэтому разговор сейчас идет даже не об аналогии, а о конкретных примерах того, как коллективный нарратив порождает двойственность, которую несложно увидеть.

Известно ли вам, что движение скинхэдов организовали в Великобритании чернокожие неформалы с Ямайки вместе с рабочими англичанами? Это правда. Некоторые традиционные элементы их одежды: ботинки, куртки, джинсы отсылают нас к рабочей среде. Движение скинхэдов изначально было настроено против любого расизма. Ну, как вам? Здорово все перевернулось с ног на голову со временем? Текущее содержание вполне очевидно стало противоречить предыдущему. Мы не задумываемся об этом, потому что тексты, проговариваемые через культуру и через общество, меняют свои полюса за гораздо более продолжительные временные периоды нежели индивидуальные.

Другим примером может служить феминизм, идеи которого изначально были нацелены на защиту прав женщин и восстановление социальной справедливости. Что произошло в нынешние времена? По крайней мере, какие-то ответвления феминизма явно демонстрируют свою враждебность по отношению к мужчинам, что по своей сути прямо противоречит изначальным идеям. Защита и отстаивание прав женщинами – это совершенно не одно и тоже, что агрессия и посягательство на права и свободы мужчин.

Далее можно упомянуть и о сексуальной революции. Раскрепощение и освобождение от социальных табу постепенно превратилось в бесчестные сексуальные связи, потребительское отношение к телу и фривольную неразборчивость. Примеров можно привести еще много. Думаю, далее вы сами справитесь с осознанием сей странности культуры и языка, которым она формируется.

Нечто похожее можно наблюдать в человеческих судьбах и жизненных драмах. Друзья становятся врагами или просто никем; любовники, очарованные друг другом, превращаются в ненавистников; верующий разочаровывается в Боге и становится атеистом; мистически ориентированный романтик отказывается от всего потустороннего и становится ярым материалистом и скептиком.

Если я буду утверждать, что мир справедлив, независимо от того, что будет подразумеваться под справедливостью, окажется, что есть такой мир и тот, который противоположен – несправедлив. Однако это не два разных мира, а разные стороны одного, обнаружение и наблюдение которых становится возможным благодаря различным описаниям. Таким образом, с одной стороны, речь выявляет для нас различные аспекты мира, выделяет одно на фоне другого, с другой стороны, речь создает иллюзию разделения и противопоставления.

Феномен просветления нередко описывается через состояние недвойственного восприятия, в котором любые разделения и противоположности отсутствуют. Подобное равнозначно остановке процесса описания мира, что иными словами можно назвать внутренним молчанием. Поэтому не существует лучшего учителя, нежели тишина. Тишина есть язык тотальности.

Однако глубокое внутреннее молчание является непозволительной роскошью для современного человека. Пребывание в моменте внутренней тишины может показаться настоящим кошмаром. Человек сегодня не молчит внутри себя. Таковы реалии мира. Он может не обращать внимания на множество текстов, блуждающих в его уме, может быть отвлечен, может думать, что ни о чем не думает, вытесняя активность ума в бессознательную область, но только не молчать. Подобное требует от него значительной подготовки, отточенных навыков, понимания себя, мужества и гармонично организованного жизненного пространства, то есть в общем и целом большого и самоотверженного труда.

В дальнейшем мы коснемся вопроса развития созерцательности, позволяющей нивелировать догматизм речевых конструкций и согласовать мнимые противоречия между созданными ими полюсами. Созерцательный ум выходит за границы собственных определений, либо объединяется в союзе логикой «и одно, и другое», либо разрушается как несостоятельное, освобождая пространство для новых воззрений.

На страницу:
2 из 5