Полная версия
Разоблачение ума: в поисках просветления
Илья Киндеров
Разоблачение ума: в поисках просветления
Вступление
Данная книга является результатом моих исследований темы просветления. Речь идет о продолжительном собственном поиске, разнообразной духовной и психологической практике, о визионерских путешествиях и об анализе различных источников. То есть я говорю, в первую очередь, о внутреннем исследовании, о том приключении, которое мне подарил миф о просветлении.
За те годы, которые я был увлечен поиском, мной было проведено множество бесед, выслушано большое количество точек зрения, описаний опыта просветления и специфических сведений о практике ищущих людей. Большую роль в этой работе сыграла моя любимая супруга, Лена. Она не только оказывала поддержку, но и сама принимала активное участие в практиках, делилась своими озарениями, результатами и переживаниями.
В начале 2023 года большая часть этого исследования оказалась завершена. Это означало, что разработка внутреннего проекта под названием «Просветление» была завершена. Безусловно столь глубокий предмет не может быть концептуализирован всецело и полностью: всегда останутся нераскрытые нюансы и детали, к которым у меня сохраняется определенный интерес. Однако ключевой вопрос этой темы для меня был решен. Внутренняя фигура просветленного самодостаточна.
Хотя при этом существует более тонкий нюанс стремления, который пока останется в тайне, поскольку внутренняя работа над такими темами требует тишину и уединение, пока не будет осуществлено преобразование. И об этом я обязательно поведаю, когда придет время. Сейчас же передо мной стоит задача поделиться теми основными вехами понимания, к которым я пришел в отношении вопросов духовного пробуждения.
В определенные моменты повествования книга будет способна запутать, ввести читателя в диссонанс и вызвать чувство непонимания. Все это, как правило, считается не очень комфортными и желательными переживаниями для современного человека. Однако я не могу сказать, что это недостаток текста. Скорее вижу это так: непонимание, растерянность, запутанность – то, что должно происходить с индивидуальным сознанием человека, который действительно обращен к теме просветления. Принятие данных чувств, умение находиться в них как в опыте, не избегая и не поддаваясь беспокойству, является одной из частей необходимого развития.
Вероятно, одной важной вещью, которую следует сказать во вступлении, является то, что я не считаю себя просветленным, гуру или мастером. Просто человек, который живет, открывает для себя новое и делится опытом. Однако в этом вполне искреннем признании о своем самоощущении есть еще и маленькая хитрость, которую я попридержу в секрете до определенного момента для увлеченных читателей.
Если вы читаете эту книгу с целью обнаружить обнадеживающий взгляд и утешение, то вероятно разочаруетесь. Я предлагаю только усердную работу над собой. Выводы, к которым я прихожу в результате своего исследования, многим могут не понравиться, у кого-то вызовут раздражение и ненависть, кому-то испортят настроение, кого-то побудят к продолжительным спорам. И я бы сказал, что со всеми этими чувствами тоже следует вступить в честный контакт и принять их как часть своего бытия.
Для кого-то данный материал станет невероятно ценной находкой, настоящим подарком и поможет закрыть собственные пробелы в данном вопросе, получить понимание того, как прийти к более сбалансированной жизни.
По традиции в своих работах я делюсь специальными упражнениями и практиками, выполнение которых представляет определенную ценность, заключающуюся в приобретении опыта. Это те простые вещи, которые возможно делать самостоятельно и которые могут быть освоены на базовом уровне без передачи. Однако на своих семинарах и консультациях я придерживаюсь индивидуального подхода к подбору и разработке практических упражнений и предлагаю более глубокое понимание процессов через обучение.
Данная книга представляет собой инструмент внутреннего исследования. Я не говорю об истинности предложенных идей и концепций, скорее предлагаю заглянуть в свое внутренне пространство, и разжечь там огонь исследовательского интереса, пламя вдохновения для внутренней работы и пробужденного движения в потоке жизни. Я рассказываю о множестве ловушек на пути, которые ожидают искателя. Некоторые из них вы сможете обойти лишь благодаря осведомленности, в иные все равно угодите, чтобы вы ни делали, поскольку это часть пути. Ловушки бесчисленны, избежать каждую просто невозможно. Однако вполне реально осознать те из них, в которых мы пребываем, чтобы стать свободнее.
Мы с вами начинаем разговор о вечном и о том, какое значение просветление, имеем в наши дни (2024).
Посвящается моей супруге, Лене.
Лена. Индия, река Ганга, рядом с пещерой риши Васиштхи, ноябрь 2023.
Миф о просветлении
Не стоит настораживаться, когда я использую слово «миф» в отношении просветления. Я предлагаю изначально пересмотреть свое отношение и избавиться от отождествления понятий «миф» и «выдумка». Миф не является ложным представлением о чем-либо, и нередко его содержание ложится в основу человеческой жизни. Миф произрастает из общечеловеческой истории, ее нужд, необходимостей, данностей и вызовов.
Исследователи мифологий различных культур сходятся во мнении, что основные сюжеты, персонажи мифов и преданий независимых друг от друга народов, находящихся в разных точках земного шара, имеют очень много общего. Некоторые фигуры и действующие персонажи мифов настолько близки, что могут быть легко заменены друг на друга без какого-либо ущерба содержанию и смыслу.
Реальность мифа чувственна, энергийна, как писал об этом в своих трудах русский философ, Алексей Федорович Лосев. Поэтому миф имеет непосредственное отношение к человеческой душе и ее потребностям. Если пойти еще дальше, то можно сказать и то, что мифологическая реальность есть реальность самой души, внутренняя реальность. Поэтому, когда я использую словосочетание «миф о просветлении»: во-первых, я акцентирую внимание на том, что данная тема архетипична, то есть присутствует во множестве культур и имеет отношение к универсальным стремлениям и потребностям человеческой души; во-вторых, я перевожу вопрос из плоскости буквального понимания темы в пространство метафоры; в-третьих, я смещаю фокус внимания с конкретных духовных практик и ритуалов на саму жизнь, как источник жажды в пробуждении.
Касаясь нашей повседневной жизни, в основном все, что вы можете мне рассказать, представляет собой определенную мифологию. Расскажите, чем вы занимались до чтения книги, как прошел ваш вчерашний день. Попробуйте начать говорить о более ранних событиях. Вы обнаружите, что ваш рассказ представляет собой не простое перечисление фактов. Нет, скорее всего вы начнете рассказывать истории, содержащие ваши чувства и отношения даже к простым событиям жизни. Что это, если не миф? Где находится все то, о чем вы можете мне рассказать сейчас? В вашей речевой продукции в образах, в ощущениях, в памяти? Только здесь, в текстах, в памяти или в воображении. Однако является ли все это для вас вымыслом? Отнюдь, все истории жизни, которые вы можете мне поведать, живут внутри и воспринимаются реальными.
Чем более значимые темы и события мы затронем в разговоре, тем более реалистичными они покажутся и тем более значительным окажется их влияние на жизнь. То есть внутренняя реальность, которую мы можем представить в виде мифа, оказывает свое воздействие на повседневность и жизнь. Потому нам следует не игнорировать мифологию, а присмотреться к ней более пристально.
Говоря о воспоминаниях, о том, что было в прошлом, человек повествует некие предания о былом времени. Говоря о будущем, об ожиданиях от жизни, о страхах и тревогах, человек пересказывает мифологию будущего, которая сформирована в процессе жизни и существует в виде обширной фантазии. Можно сказать, в некотором смысле, и то, что произошло вчера, и то, что случилось тысячу лет назад, и то, что произойдет завтра, и то, что случится через тысячу лет – все это принадлежит одному порядку – порядку воображаемого. По этой же причине все, что мы можем сказать о просветлении, есть миф.
Однако если вы непосредственно переживаете просветленное сознание сейчас, то само по себе ваше переживание мифом не является. Но, когда вы начнете об этом говорить, для всех, кто будет вашу речь воспринимать, эти описания станут именно мифологией. Когда мы говорим о просветлении, это всегда слова, тексты и описания. И в этом нет никакой проблемы, если мы это признаем и принимаем. Наоборот, когда мы понимаем данный факт, то получаем возможность прикоснуться к чудесам мифологической реальности, при этом сохраняем связь с внешней действительностью.
Если мы обратимся к классическому мифу о Сиддхартхе Гаутаме, то обнаружим удивительную особенность, на которую мало кто обращает внимание. Просветление завершает историю принца, но не завершает историю человека. После достижения сознания Будды жизненная история Гаутамы продолжается: он становится великим духовным учителем. Однако его воли в этом нет, об этом его просят божества, что посещают его после просветления.
Данное событие можно интерпретировать как апофеоз, кульминацию мифа о просветлении. Здесь Гаутама устанавливает контакт с глубинными слоями своего бессознательного и интегрирует архетипические фигуры, которые и оповещают о дальнейшей судьбе ныне странствующего отшельника. Ему суждено стать великим учителем и нести освобождение людям во всем мире. То есть просветление Гаутамы не завершает всей мифологии его жизни, а лишь символизирует переход к мифу, выражающему его высшее предназначение. Такова воля целого. Мир желал этого и вел Гаутаму к постижению сознания Будды. И это случилось.
Будда Гаутама, сидящий в дхьяне, нетронутый демонами Мары. Манускрипт на санскрите. Наланда, Бихар, Индия. Период Палов.
Миф Сиддхартхи Гаутамы не завершился, история его личности не закончилась. Миф Будды продолжился, жизнь продолжилась в новом качестве, в форме существа, обретшего себя. Поэтому о духовном пробуждении можно говорить, как о нахождении себя в этом мире, об обнаружении своего подлинного мифа и преданном служении ему на благо целого. Миф представляет собой историю, через метафору которой происходит становление. Миф представляет собой личностное бытие, и личность пробужденная – не является исключением.
Сиддхартха Гаутама прошел целый путь: был молодым принцем, затем самоотрешенным аскетом, достиг совершенного просветления, собрал учеников и стал проповедником дхармы. Его признали великим учителем, чье учение дарует прибежище и защиту любому, кто обратиться к нему, и рано или поздно приводит к постижению буддовости или космического сознания.
Последнее, удивительным образом, отражено в символизме архитектурных особенностей храмов. Буддистские ступы выглядят так, словно представляет собой антенны, направленные прямиком в Космос. Это первая ассоциация, которая у меня возникла при взгляде на одну из ступ.
Наиболее грандиозное из таких сооружение мы посетили на острове Шри-Ланка. Высота Японской Пагоды мира составляет 28,5 метров, а диаметр – 23 метра. Это по-настоящему впечатляет. Вот так незатейливо, миф может проявляться в материальных формах и влиять на содержание культуры.
Японская Пагода Мира (Japanese Peace Pagoda). Вид с обзорной площадки.
Японская Пагода Мира (Japanese Peace Pagoda). Вид со входа в храм.
Итак, предлагаю обратить внимание на то, что стремление к просветлению может быть рассмотрено как архетипическое. В различные времена, независимо друг от друга, возникали индивиды, стремящиеся к постижению высшего состояния сознания и освобождению. Форма, в которой это влечение реализовывалось, так или иначе зависела от контекста: от того, где, в какой исторический момент и у какого человека возникала подобная тяга, обретающая силу и занимающая первый план жизненных приоритетов. Вероятно, поэтому мы имеем столь разнообразные и непохожие жизненные истории просветленных и святых личностей.
Эзотерическое знание и духовный опыт
Мне кажется интересным тот факт, что исторический процесс неизбежно меняет значения слов, которыми мы пользуемся, самым необычным образом. По этой причине нередко возникает путаница, при которой определенный знак начинает использоваться для обозначения одного, в то время, как изначально под ним подразумевалось другое. Когда это происходит, слово начинает означать нечто, чем не являлось изначально, а вместе с этим утрачивает и собственное значение. Хотя под утратой значения я все же подразумеваю, не полное исчезновение, но вытеснение в бессознательную область и образование теневого значения.
Наиболее подвержены подобным искажениям номинализации и абстрактные понятия, которые не обозначают конкретный объект, такие как: любовь, счастье, доброта, эзотерика, психосоматика, феминизм, патриотизм, героизм, национализм, благо, самадхи, просветление и многие другие.
Стоит отметить, что подмена значения и искажение смысла довольно широко и цинично эксплуатируются в политике, пропаганде, торговле и рекламе. Вам убедительно и настойчиво с детства рассказывают: «У вас будет карьера!» Но никто не говорит, будете ли при этом вы у самих себя… Поэтому бдительность в данных вопросах должна быть вполне естественной для человека, заботящегося о благополучии себя и близких.
Для начала, я позволю себе отсылку к трудам основателя общей семантики, Альфреда Коржибски, который указывал, что используемые им данные и значения актуальны для конкретного временного периода как раз по причине своей изменчивости. Во второй части книги «Наука и здравомыслие» уточнение актуального периода (1933) использовано около шестидесяти раз. Я с удовольствием и почтением последовал бы оному правилу, введенному графом Коржибски девяносто лет назад. Однако сегодня и уже некоторое продолжительное время стоило бы уточнять не только год, но и день, месяц, а также ситуацию, автора и адресата, что было бы избыточно, громоздко и неудобно.
Отдельного внимания в нашем обсуждении заслуживает понятие «эзотерика». Дело в том, что в настоящее время (2023) термин нуждается в прояснении и переосмыслении, поскольку искажения, связанные с ним, создают определенные препятствия. Сегодня, если вы употребляете в речи термин «просветление», вас начинают ассоциировать с современным эзотерическим сообществом. Иногда подобное сразу ставит клеймо на дальнейших рассуждениях в светском мире, не давая им никакого шанса. Однако мне бы хотелось пояснить, что и современный эзотерический круг не присвоил себе общечеловеческое достояние души, обозначаемое знаком «просветление», и сама эзотерика не в полной мере является тем, чем себя именуют.
Проблема заключаются в том, что определенная часть общества смотрит на все, называемое эзотерическим, с огромным недоверием. На тех, кто считают себя эзотериками, в лучшем случае с улыбкой как на людей странных, в худшем – как на психически больных. И это только увеличивает пропасть недопонимания.
В некоторых случаях, любое эзотерическое сообщество отождествляется с деструктивной сектой или культом. С одной стороны, иногда такое действительно имеет место быть и для подобного отношения есть все основания. С другой стороны, это всего лишь навешивание ярлыков, которое ничего не проясняет о сути влечения людей к подобным сообществам, ничего не говорит об индивидуальной судьбе человека, об истории его сознания, ставшего эзотерическим в определенных условиях. Восприятие сообщества сектой, определение людей в категорию чудаков представляются лишь механизмами защиты, позволяющими отделить сознание от непонятной и отличающейся реальности.
Эзотерический мир большим количеством людей, не без оснований, воспринимается сомнительным. Кто-то тотально дистанцируется не только от самой среды эзотериков, но, увы, и от тех смыслов и символов духовных учений, накопленных человечеством за свою продолжительную историю, которые могут быть неоценимо полезны в умелых руках при должной подготовке. Другие люди, наоборот, оказываются очарованы этим миром и чудесами, которыми он завлекает и манит. В этом случае человек может оказаться оторван от своей реальности, от подлинных вызовов жизни и утратить чувство почвы под ногами. Однако такое положение вещей может быть изменено в лучшую сторону с помощью устранения смысловых ошибок и недоразумений, благодаря повышению уровня осведомленности и образованности в этой теме.
Еще в древней Греции возникло разделение философских учений на эзотерические и экзотерические, где первые являются тайными и закрытыми, вторые – общедоступными и открытыми. Нечто подобное хорошо прослеживается и в тибетском буддизме, где существуют знания для непосвященных и тайные доктрины и практики, предназначенные для мастеров, их ближайшего окружения учеников и соратников. Одно получает широкое распространение и огласку, другое хранится и бережно передается определенными людьми при помощи специальных текстов, символов, обрядов и прямых передач от учителя к ученику.
То, что именовалось экзотерическим знанием в прошлом, сегодня стали называть эзотерическими. Иными словами, «царь – ненастоящий!» Вы приходите в книжный магазин и там видите целый раздел литературы под вывеской «эзотерика» с множеством полок, заполненных книгами. Но сама по себе эта ситуация содержит противоречие, поскольку, став доступной, эта литература перестала быть эзотерикой.
Преобладающее большинство наших современников, посредством сети интернет, могут получить почти неограниченные объемы информации в виде книг, лекций, видео-проповедей, сатсангов, описаний мистерий и иных материалов самого разного качества. Такая доступность априори делает все это экзотерическим материалом, если мы будем ориентироваться на изначальную трактовку.
Интересно и то, что, учитывая подобный взгляд, консультация глубинного психолога, направленная на раскрытие человеку его уникальности, или авторский семинар, построенный на глубоком личном опыте, оказываются более эзотерическими по отношению к типовым и шаблонным ретритам выходного дня или классам йоги.
Каким же образом получилось так, что экзотерическое по смыслу стало называться эзотерическим? И что произошло с подлинным эзотеризмом? Здесь есть несколько нюансов. Исторически произошло так, что популяризация духовных учений и практик в западном обществе связана с периодом так называемой психоделической революции 60-х годов. Многие свидетели и участники этого движения: молодежь, зрелые люди, хиппи, нонкоформисты, различные творческие персоны, известные личности, путешествовали по миру, в частности по религиозным центрам Востока, таким как Китай и Индия. Некоторые из них были движимы жаждой познания и глубокой потребностью найти обстоятельные объяснения тем мистическим феноменам, откровениям и опыту, которые были ими получены и пережиты в результате психоделических экспериментов.
Некоторые из них, впоследствии, сами становились новыми духовными учителями Запада, некоторые распространяли неизвестные ранее знания и повышали градус интереса к ним. Многие из них демонстрировали действительно необычный образ жизни, персону, родившуюся на стыке двух глобальных культур. Сами восточные гуру, учителя буддистских и йогических практик и медитации стали приезжать или вовсе перебираться жить в Европу и Соединенные Штаты Америки, чтобы вести свою просветительскую и образовательную деятельность. Таким образом формировалась альтернативная духовность Запада, которая вмещала в себя преимущества юности: восторг, высокие амбиции, энергию; но и недостатки незрелости: наивность, переоценка возможностей, отсутствие опыта и устоявшихся традиций.
Психоделическая революция стала тем явлением, которое подтолкнуло к развитию движение Нью Эйдж (new age, англ. новая эра), в которой идея великого преображения объединяла разнообразные духовные учения с привнесением различных самостоятельных взглядов учителей.
Можно сказать, что люди западного общества стали обретать чувство причастности к тайному знанию. Оно становилось открытым и набирающим популярность. Именно так нечто эзотерическое кусками и фрагментами становилось доступно более широкой публике, по факту становясь после этого экзотерическим. То, что мы получили сегодня (2023), я иногда называю словосочетанием «популярная эзотерика».
Следует отметить, что различные гуру, волшебники, гадалки, шаманы, астрологи, тантра-коучи, регрессологи, тета-хиллеры, неошаманы и иные активисты эзотерического мира порой не осознают того обстоятельства, что находятся под влиянием сырых идей Нью Эйдж, пронизывающих всю их деятельность. Это может приобретать очень странные формы, но от этого не становится меньше желающих почистить ауру, исцелить род, открыть в себе тайные способности и третий глаз. Желательно успеть все это сделать за выходные! В подобные социальные игры склонна вовлекаться довольно наивная, инфантильная часть личности человека. При этом в определенных областях своей жизни этот же человек может придерживаться очень зрелых взглядов и взрослого подхода.
Мы должны учитывать относительность эзотерического и экзотерического, смысловое различие в их содержании. Экзотерический материал не только общедоступен, но еще и лишен передачи, то есть переживания знания на опыте через носителя. Тем не менее речь идет о плавной границе раздела, поскольку мы можем видеть, как одно – эзотерическое, рано или поздно перетекает в другое – экзотерическое. И подобные переходы сопровождаются видоизменением информации. Всякое открытое и доступное знание гораздо больше подвержено упрощению, искажению и смещению акцентов. Коллективный дискурс способствует размытию значений. Это происходит с любого рода информацией, которая становится доступна массовому пользователю.
С одной стороны, именно простота, понятность и способствуют распространению и более широкой огласке. С другой стороны, такая динамика ведет к разительным отрицательным трансформациям знаний, утрате изначальных смыслов. Вы слышали идею о том, что Вселенная заботится о вас? Или о том, что мысль материальна? Эти высказывания не бессмысленны и не бесполезны сами по себе. Однако в той примитивной интерпретации, которая доходит до конечного потребителя, эти формулы способствует лишь инфантилизации и невротизации. Здесь коренится причина того, почему наряду с интересными и полезными, в том числе с психологической точки зрения, учениями, появляются бредовые и откровенно сектантские направления.
Для человека присутствует определенный риск оказаться захваченным групповым умом секты. А догматическая власть коллектива всегда опасна для индивида и его сознания. О каком уж просветлении, освобождении и духовной реализации в таком случае может идти речь?
Стоит упомянуть и то, что духовный мир Востока всегда представлял собой бурлящий котел, наполненный не только мастерами, одухотворенными святыми, но, конечно же и многочисленными фриками, мошенниками, пронырами, желающими получше устроить собственную жизнь за счет наивных искателей. Поэтому на Запад потекла разнородная информация, в которой было немало псевдоэзотерического с самого, что ни на есть начала. И этот хаотичный поток накрыл неподготовленное массовое сознание, поскольку не существовало традиций и наработанных нейрологических навыков в обществе, которые бы позволили усваивать и интегрировать новый опыт, знания, отбрасывая лишнее. Кроме того, интерес к восточным учениям справедливо конкурировал и соединялся с традициями западного мистицизма, интерес к которому аналогично возрос.
Сложно представить, что все эти факторы могли пойти исключительно на пользу обществу. Однако в этом можно обнаружить и некоторое мистическое соответствие истории макрокосма. Порядок всегда возникает из хаоса и делает это снова и снова. Поэтому, возможно, во всем, что я описал, нет больше ничего, кроме отражения естественного процесса упорядочивания хаоса.
В России эзотерическое стало выходить из подполья, набирать обороты и приобретать массовый характер уже после развала Советского Союза. Здесь сыграли свою роль тот голод, который накопился в обществе, и вера в возможность получения от жизни желаемого магическим путем, без какого-либо труда, без усилий. И подобные тенденции, к сожалению, в той или иной степени сохраняются в настоящее время, а возможно и превосходят по масштабам период девяностых.
На подобный запрос естественно откликнулись различные деятели: экстрасенсы, маги, гипнотизеры, знахари и гадалки, к которым затем подключились просветленные и даже бизнес-тренеры.