Полная версия
Логика. Краткий курс
Из сказанного о суждениях нельзя образовать определение суждения. В каких случаях выражения не определяются? Таких случаев несколько. Первый – нет необходимости в определении (выражение ясно без определения или для решения познавательной задачи определение не требуется). Этот случай здесь не подходит. Нам бы хотелось дать определение суждения. Второй – не можем определить, так как не знаем, как это сделать. Этот случай здесь тоже не подходит, так как автор данного текста знает, как определить суждение. Третий – можно дать определение, но для этого нужно описать все элементарные суждения (простые), а затем описать все способы образования из некоторых суждений других, более сложных, суждений. Такие определения называются индуктивными. Поскольку в книге будут изложены не все простые суждения и не все способы образования сложных суждений, придется отказаться от определения суждения. Можно, конечно, дать номинальное определение суждения, сказав, что в данном учебнике под суждениями понимаются все перечисленные простые суждения и все суждения, которые образованы из суждений посредством, опять же перечисляемых, способов.
Заметим, что логическая культура заключается не только в том, что человек дает правильные определения (или другие разъяснения) выражений, когда это нужно, но и в том, что он осознает невозможность определения на данном этапе познания.
Простые суждения. Простым называется суждение, в котором нельзя выделить часть, в свою очередь являющуюся суждением. Сложными называются суждения, в которых можно выделить часть, являющуюся суждением. (Имеется в виду часть, не совпадающая с целым.)
Вопрос. Какие из следующих суждений являются сложными, а какие простыми? (1) Идет дождь, и идет снег. (2) Возможно, что в следующем году будет солнечное затмение. (3) Неверно, что в будущем году будет солнечное затмение. (4) Каждый человек способен получить среднее образование.
Ответ. Суждение (1) сложное. Суждения (2) и (3) тоже сложные, так как из второго суждения, как и из третьего, можно образовать суждение «В следующем году будет солнечное затмение». Четвертое суждение простое, поскольку, если отбросить слово «каждый», то будет получено выражение «Человек способен получить высшее образование», не являющееся суждением, поскольку не ясно без контекста, о любом человеке идет речь или о некоторых людях.
Среди простых суждений выделяют атрибутивные, или категорические, суждения и суждения об отношениях.
Атрибутивные (категорические) суждения. Атрибутивными называются суждения, в которых выражается принадлежность предметам свойств или отсутствие у предметов каких-либо свойств. Атрибутивные суждения можно истолковать как суждения о полном или частичном включении или не включении одного множества предметов в другое или как суждения о принадлежности или непринадлежности предмета классу предметов.
Примеры: «Некоторые учащиеся являются несовершеннолетними». «Ни один кит не является рыбой». «Аргентина – республика». В каждом атрибутивном суждении есть субъект (логическое подлежащее), предикат (логическое сказуемое) и связка (в предложениях русского языка, выражающих атрибутивные суждения, связка иногда лишь подразумевается), а в некоторых имеются еще и так называемые кванторные (количественные) слова («некоторые», «все», «ни один» и др.). Субъект и предикат называются терминами суждения.
Субъект часто обозначается латинской буквой S или s (от лат. subjectum)15, а предикат – Р (от лат. praedicatum). В суждении «Некоторая наука не является гуманитарной» субъект (S) – «наука», предикат (P) – «гуманитарная», связка – «не является», а «некоторая» – кванторное слово.
Атрибутивные суждения делятся на виды «по качеству» и «по количеству».
По качеству они делятся на утвердительные и отрицательные. В утвердительных выражается полное или частичное включение класса предметов в класс предметов или же принадлежность некоторого предмета классу предметов. В отрицательных – невключение класса (части класса) в некоторый класс предметов, непринадлежность предмета классу предметов. Суждение «Полынь является лекарственным растением» – утвердительное, а суждение «Солнце не является планетой» – отрицательное.
По количеству атрибутивные суждения делятся на единичные, общие и частные. В единичных суждениях выражается принадлежность или непринадлежность предмета классу предметов. Пример: «Австрия – европейская страна». В общих – включение или невключение класса предметов в класс. Примеры: «Все металлы являются электропроводными». «Ни одна звезда не является обитаемой». В частных суждениях выражается частичное включение или невключение класса предметов в класс предметов. Примеры: «Некоторые спортсмены являются чемпионами мира». «Некоторые политики являются ораторами». В частных суждениях слово «некоторые» употребляется в смысле «по крайней мере один, а может быть, и все», поэтому, например, суждение «Некоторые белки` не являются живыми существами» истинно, так как ни один бело`к не является живым существом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Цит. по: Челпанов Г. И. Учебник логики. М., 1946. С. 5–6.
2
Леонардо да Винчи пишет: «…Если ты скажешь, что прикосновение самым концом карандаша к некоторой поверхности является созданием точки, то это будет неправильно; мы скажем, что такое прикосновение дает поверхность, окружающую свою середину, и в этой середине находится местоположение точки». См.: Жуков А. Н. Неизвестный Леонардо: притчи, аллегории, фацеции. Ростов, 2007. С. 79.
3
Гоббс Т. Избр. пр., 1926. С. 58.
4
Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. М., 1989. С. 226.
5
Петров Ю. А. Азбука логичного мышления. М., 1991. С. 25.
6
Цит. по Капица С. П. Жизнь науки. М., 2008. С. 251.
7
О теоретических объектах и теориях говорится ниже.
8
Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 208.
9
Успенский В. А. Апология математики, или О математике как части духовной культуры // Новый мир. 2007. № 11.
10
«…Мы необходимо должны остановиться на некоторых первичных (primitives) терминах, не подлежащих определению. Определять больше, чем нужно, было бы столь же неразумно, сколь и пренебрегать определениями, потому что и то и другое привело бы к неясности, которой стремятся избежать» (Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991. С. 87).
11
Берков В.Ф. Философия и методология науки. М., 2004. С. 18.
12
Субботин А. Л. Концепция методологии естествознания Джона Гершеля (из истории английского индуктивизма). М., 2007. С. 32–33.
13
Карл Линней по этому поводу пишет: «…Необходимо соединить … точное и определенное понятие с определенным названием. Пренебрежение этим приведет к тому, что все множество вещей нас подавит и всякий обмен сведениями прекратится из-за отсутствия общего языка». Цит. по: Капица С. П. Указ. соч. С. 274.
14
«…Можно отметить, что когда делений производят слишком мало или слишком много, и то и другое является недостатком, ибо первое не позволяет просветить ум в должной мере, а второе слишком рассеивает его» (Арно А., Николь П. Указ. соч. С. 165).
15
Заглавными латинскими буквами обозначаются общие имена, а строчными – единичные.