bannerbanner
Убийство в заброшенном подземелье
Убийство в заброшенном подземелье

Полная версия

Убийство в заброшенном подземелье

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4
* * *

Под своды древнего водопровода Нику оказалось войти очень непросто. Сами стены здесь были пропитаны незнакомым волшебством, и та часть Ника, что раньше была Лешим, панически боялась этих светлых камней. Если в коридорах была угрожающая холодная тьма, то здесь казалось, будто стены светятся, как огромная раскаленная печь, готовая полыхнуть и мгновенно сжечь его в пепел. Ник осторожно коснулся камня. Тот был холоден и только чуть пощипывал кончики пальцев. Ник все ожидал, что внутренний Голос, который нередко посещал его в самые тяжелые и страшные моменты жизни, как-нибудь прокомментирует и это. Назовет его дурнем то ли за трусость, то ли наоборот, за то, что он сюда залез. Но Голос упорно отмалчивался. Пришлось подгонять себя самостоятельно. Травник вздохнул, приказал дурацким страхам заткнуться и поспешил за уходящими товарищами. Ничего, как он и ожидал, не полыхнуло. Хотя несколько раз ему начинало казаться, что воздух нагревается, а выбравшись в почти уютный узкий грязный коридор, Ник понял, что одежда промокла от пота.

* * *

«Скоро» по внутреннему хронометру Ская растянулось еще на свечку. Кирпичные коридоры сменялись узкими земляными ходами, а потом снова превращались в каменные туннели. Несколько раз пришлось перебираться через нагромождения рухнувших с потолка камней. Скай в очередной раз посочувствовал Ниару.

За очередным завалом начался коридор из желтого кирпича: только ступив в него, волшебник понял, что они пришли. Запах паленой шерсти и горелого масла за день совсем не выветрился.

– Погодите! – велел волшебник и сотворил чары Особого взгляда.

Коридор заволокло оранжевым маревом. Зелеными нитями протянулись следы нечисти. Мелкими цветными пятнами мерцали волшебные предметы. Едва заметно поблескивали давно разряженные светильники в потолке, опасно посверкивали три круглых дырки в стенах. Старинные магические самострелы были взведены и по-прежнему смертоносны. Скай указал на них Питу.

– Дырки, – констатировал кучер. – Если стоишь, то получишь стрелку в пузо, а если пригнешься, можешь и в лоб.

Волшебник подошел и, держась сбоку, осторожно разрядил ловушку. Стрелка звякнула в стену. Студент управился с оставшимися двумя.

– Странно, а мы их даже не заметили. Почему они не сработали?

– От них линии идут туда, – показал Скай. – Наверное, они активируются спустя какое-то время после того, как потревожат ловушку в двери.

– Но Ниар же ее уже потревожил?

– Помнишь, на твоей схеме три независимых связки? Каждый пучок активирует свой набор ловушек. Что и разумно: глупо будет истратить весь арсенал на первого же взломщика, а потом остаться без защиты.

Пит осторожно, обернув руку поверх перчатки еще и платком, подобрал стрелки.

– Хозяин, а они просто так черным выкрашены или тоже волшебные?

Скай глянул и даже присвистнул.

– Черные Иглы. Ничего себе находочка!

Заговоренный еще на этапе сплава металл, а потом еще и сложный набор заклятий, специально предназначенный для убийства волшебников, запрещенный к изготовлению и продаже. Такое оружие было только у некоторых подразделений, вроде Королевской Стражи и Тайной Службы.

– Откуда они здесь? – удивился Линт.

Скай глянул на него с надеждой: может, студент впечатлится достаточно, чтобы отказаться от опасной затеи? Но увы, у кладоискателя только глаза разгорелись. Видимо, серьезность охраны лишь подтверждала в его понимании существование и ценность приза.

– А мы точно не лезем сейчас в очередной тайный ход королевской резиденции? – поинтересовался Скай. – У тамошней стражи Черные Иглы точно есть.

– Нет, – мотнул головой Линт. – Мы от Замка и ходов к нему очень далеко. Тут даже не самые аристократические кварталы, они там, выше и западнее. Здесь, над нами, дома мелкой знати да богатых торговцев, для кладов самое подходящее место, но не для таких штучек.

– Ну тогда или хозяину двери было наплевать на законы, или эти ловушки остались еще с древних времен, – предположил волшебник. – Например, с Шестой аргассийской войны. Тогда строгого запрета еще не было, а оружия к концу войны в Лареже накопилось очень много. Можно было легко разжиться хоть Черными Иглами, хоть Ледяным Пламенем.

– Я же говорю, что это очень старая дверь, – обрадовался кладоискатель.


За поворотом обнаружилась следующая пара ловушек: те самые светильники с трубками для масла. Вопреки надеждам кладоискателей, эти ловушки были не одноразовые, еще пару порций горячего угощения неосторожным гостям они вполне могли предложить. Скай подобрался и выбил кристаллы, от которых питались силой не только светильники, но и хитрые приспособления для поджига масла.

– Не расслабляйтесь, – велел он спутникам. – Тот, кто все это спроектировал, мог что-нибудь заготовить и для гостей с Особым взглядом. Вообще, Пит, тебе лучше подождать нас на той стороне завала. Я тебя потом позову.

Кучер недовольно удалился. Спорить с волшебником при постороннем студенте ему как будто бы и не полагалось. К тому же в делах магических пользы от него было мало. И оставить кого-то за пределами досягаемости всех ловушек было вполне разумно. На всякий случай.


За вторым поворотом Скай наконец увидел дверь. Он, признаться, ожидал чего-то грандиозного. Величественные узорчатые створки, как на сокровищницах аристократов. Или толстенные дубовые доски с шипастыми коваными перекладинами, как в темницах. Скай даже Особый взгляд убрал, чтобы рассмотреть долгожданную Дверь собственными глазами, но дверь оказалась заурядная. Простая, обычной высоты, из обыкновенных потемневших досок, с железными полосами, выкрашенными для сохранности от ржавчины зеленой цумерской краской. Волшебник разочарованно вздохнул, потер слезящиеся от усталости глаза и снова включил Особый взгляд.

Вокруг двери нашлись еще три ловушки: одна, с вылетающими на разной высоте лезвиями, была еще заряжена, остальные, кажется, уже отработали свое. Скай отправил Линта за поворот, велев держаться подальше от отверстий в потолке, и подступил к двери.

Конечно, именно в этот момент на него навалилась усталость. Волшебник уселся прямо на грязный пол и вытащил из кармана сушеную сливу. Торопиться сейчас было бы глупо, Скай тщательно прожевал сливу, запил глотком взвара из маленькой фляжки, помассировал руки и наконец занялся замком. Он уже заметил, что чем спокойнее и будничнее настроение, тем проще подчиняется сила, так что нужно было просто найти эту дурацкую маленькую ниточку – теплую ниточку силы, спрятанную среди горячих и холодных. Теперь он уже точно видел, что замок не был «Цербером», просто хороший старинный замок. Скай даже видел где-то точно такой же, пусть и с другими ловушками…


Нужная нитка нашлась без особого труда. Механическая часть замка была напрямую соединена с волшебной, поэтому замок щелкнул, и дверь легко отворилась. Скай едва успел откатиться: из проема вылетело здоровенное лезвие. Открывать эту дверцу полагалось, стоя в стороне за косяком. Лезвие зловеще покачивалось на ржавых цепях.

– Скай, что там? – обеспокоенно спросил Линт, благоразумно не высовываясь из-за угла.

– Порядок! – отозвался волшебник. – Осмотрись Особым взглядом, вдруг еще что-нибудь пропустили, и иди сюда.

Почему-то большое, хоть и самое обычное лезвие впечатлило студента куда больше заклятых Игл и хитроумных ловушек. Линт осторожно потрогал бандурину пальцем и посмотрел на Ская с неподдельным восхищением.

– Как ты его успел заметить?

– Сам не знаю, – пожал плечами волшебник. – Просто чуял, что не может эта дверь открыться без сюрпризов – дальше, кстати, тоже зевать нельзя. Хозяин этого добра явно шутить не собирался. Зови Пита, будем пробираться дальше.


За дверью был короткий проход с лесенкой вниз, выходящей в широкий коридор. Справа коридор заканчивался еще одной дверью, слева уходил за поворот. Толстый нетронутый слой грязи на полу показывал, что здесь и впрямь очень давно никого не было. Но возле второй двери, неловко привалившись к стене, сидел человеческий скелет. Нижняя его часть заплыла грязью, будто бедолага завяз в этом болоте, да так и умер.

Скай хотел было подойти к останкам, но Линт его остановил.

– Погоди, надо отметить этот коридор на карте.

Волшебник хотел было спросить, не подождет ли это дело до более удобного места, да и вообще, разве кладоискатель не может чертить карту, пока Скай с Питом осматривают тело. Однако Линт уже вытащил из кармана не только свернутый в рулончик кусок кожи, но и незнакомое волшебное приспособление. Любопытство тут же переключилось с понятного в общем-то скелета на непонятную штуковину. Вещица была похожа на коробочку, но вместо крышки у нее были три вращающихся колесика с цифрами. Когда Линт положил ее на ладонь, из боковой стенки вырвался луч зеленого света. Студент навел луч на дверь в правом конце коридора: колесики провернулись и замерли.

– Дальномер, – гордо пояснил Линт. – Показывает, сколько шагов до объекта, можно самому не прыгать. Только человеческое движение рядом с линией измерения ему мешает. Надо бы доработать, но я пока не понимаю как.

– А как далеко он светит? – полюбопытствовал Пит.

– Шагов на триста пятьдесят, если тумана нет. Первое колесико я, конечно, сделал с цифрами от нуля до девятки, но это оказалось слишком уж оптимистично. Ну или как бы «на вырост», – улыбнулся Линт.

– А продавать такие штуки ты не пробовал? – спросил Скай.

– Ну, я же его еще не доработал, – вздохнул студент, зарисовывая коридоры на карту. – Да и кому, кроме нас, кладоискателей, он нужен?

– Армейским баллистикам? – предположил Пит, выпадая на мгновение из образа глуповатого кучера. – Расстояния для пристрелки считать.

– Так мы ж ни с кем сейчас не воюем, – отмахнулся Линт.

– Землемерам тоже пригодилась бы такая штуковина, – предположил Скай. – И картографам. Так что ты подумай, не хочешь сам делать – зарегистрируй в Гильдии свое право изобретателя, да и продай чертежи какой-нибудь мастерской. Думаю, купят, и недешево.

– Надо будет попробовать, – неуверенно протянул студент, сворачивая карту. – Пойдем к двери или сначала за поворот?

– Давай сперва к двери, – предложил Скай. – Надо бы убедиться, что то, что убило этого парня, не доберется и до нас.

– Или он сам, – тихонько пробормотал Пит.

Нежити он опасался, хоть и понимал, что покойники, даже бродячие, куда как проще и безобиднее живых врагов.

Скелет, впрочем, был совершенно честно мертв. Черная стрелка, пробившая насквозь кожаный ремень наплечной сумки, так и осталась торчать из его груди. Скай без труда нашел отверстие в камне, откуда прилетела стрелка. В противоположной стене нашлась еще одна ловушка, неразряженная.

– Давайте теперь проверим поворот? – предложил волшебник. – Потом уже спокойно займемся дверью.


За поворотом коридор уходил вниз. Постепенно свод все понижался. Пришлось нагибаться все ниже. В конце концов свет фонарей уперся в тупик. За долгие годы коридор заплыл землей под самый потолок. Линт разочарованно вздохнул. Конечно, при должном усердии и запасе времени проход можно было раскопать, но на такой объем работы одного кладоискательского азарта было маловато.

Скай, напротив, испытал облегчение: бродить по темным коридорам ему уже поднадоело, а за второй дверью вряд ли обнаружится еще и третья. В эту защиту и так уже было вложено чрезвычайно много сил. Значит, когда-то тут точно хранилось что-то важное. Даже если сокровищница давно пуста, Скаю сейчас хватит и самого факта, что он до нее успешно добрался.

Кладоискатели вернулись к двери со скелетом. Скай разрядил ловушку: стрелка звякнула о камни и отлетела в грязь. На всякий случай волшебник приметил, где она упала, чтобы не наступить туда ненароком. Черные Иглы – слишком опасная штука, вдруг да пробьет подошву сапога.

Пит тем временем осматривал покойника.

– Посмотрите-ка, хозяин! Да ведь он, кажись, тоже был из вашей Гильдии.

Кучер осторожно выпутал из лохмотьев одежды цепочку, на которой висел гильдейский Знак.

От этого известия волшебнику отчего-то стало не по себе. Как и от того, что никаких остаточных следов силы он в скелете не ощутил. Так и убивают Черные Иглы – быстро вытягивают силу и саму жизнь. Он видел такое совсем недавно. В кошмарах умирающий смотритель Ганн ему, по счастью, не являлся, но вспоминать о нем все равно было жутковато.

– Нужно забрать его с собой, – сказал Скай.

– Тело? – уточнил Пит.

– Хотя бы Знак. В Гильдии смогут узнать по нему имя. Но лучше бы, конечно, забрать и кости. Не нам решать, заслужил ли он достойную могилу.

Линту, кажется, перспектива не понравилась, но возразить тут было нечего.

– Давайте хоть узнаем, что за дверью? – спросил он.

– Конечно, – согласился Скай. – Идите обратно за первую дверь, вдруг в этом коридоре еще тоже какие-нибудь хитрые сюрпризы остались.

– А если та дверь закроется? – опасливо спросил студент.

– Не закроется, – успокоил его Пит. – Я ее каменюкой подпер.

Глава 6

Оставшись в одиночестве, если не считать давно покойного коллегу, Скай принялся неторопливо осматривать замок. Сила подчинялась медленно, будто неохотно, но рука не дрожала. Запирающее заклятье тут оказалось такое же, только открывалось другой нитью. Именно так, как он сам показывал в библиотеке студенту.

Скай снова попытался вспомнить, где же он видел такой замок: тот точно был выполнен по этой же схеме – одна мастерская, а может быть, и мастер тоже один. Однако он был почти уверен, что замок, который он никак не мог припомнить, был новеньким. Видимо, чей-то секрет, переданный от учителя ученику. Если бы такие замки делались какой-то мастерской на продажу, то Скай, привыкший обращать внимание на все попадающиеся на пути Запирающие чары, уже точно видел бы их больше одного. Хорошие вещи быстро становятся популярными. Наверное, если узнать, кто сделал новый замок, можно будет узнать и имя хозяина этих дверей. Вот только зачем это могло бы понадобиться, Скай так и не придумал. Просто еще одна загадка, которую можно спокойно оставить без ответа.

За дверью Скай ожидал какого-нибудь подвоха, вроде падающего лезвия или горящего масла, но все было чисто. Просто коридор, даже без толстого слоя земли на полу. Видимо, сюда не протекали дождевые воды с поверхности.

Волшебник позвал товарищей, и они осторожно двинулись дальше. В конце коридора снова была дверь. Скай мысленно взвыл, но она оказалась заперта на самый обычный механический замок, с ним удалось управиться за считаные четверть свечки. Замок щелкнул, волшебник приоткрыл дверь – в помещении за ней зажглись магические светильники. Скай выждал мгновение: пусто и тихо. Он шагнул в просторную комнату и обмер. Тихонько ойкнул студент. Сдавленно выругался Пит. Скаю даже показалось, будто он услышал еще один еле сдержанный резкий выдох.

Комната оказалась не простой сокровищницей. Со стен на посетителей смотрели картины: большие полотна в резных золоченых рамах. И на каждом полотне был изображен призрак девушки в нарядном платье. Призрачные лица и руки выразительно контрастировали с красивыми пестрыми одеяниями, прорисованными во всех деталях: рюши, вышивка, шнуровки, кружева.

И с этими платьями что-то было не так. Скай, нахмурившись, присмотрелся к ближайшей картине. На светло-розовой ткани темнели пятна, будто корсет испачкали чем-то красным. Неужели?…

Скай шагнул ближе, вглядываясь в полотно. Так и есть – это кровь. Он огляделся: платья всех девушек «украшены» алыми отметинами. Будто под одеждой скрывались глубокие раны, из которых сочилась кровь, живописно пачкая расшитую ткань. Кто и зачем нарисовал все это? Кому пришло в голову создавать или собирать изображения девушек в окровавленных платьях?

Сами призраки пугали куда сильнее нарядов. Искаженные страданием полупрозрачные лица будто просвечивали сквозь бледные лики девушек на портретах и взирали на живых кто с мольбой, кто с ненавистью. Волшебник смотрел в безумные глаза на картине и не мог поверить, что кому-то удалось так подлинно нарисовать самую суть невыносимой муки. Сам не понимая зачем, Скай протянул руку и коснулся полотна.

И тут же отдернул пальцы. Ледяной, почти обжигающий холод немертвого. Призраки были настоящими! Их не нарисовали, а запечатали в картины. Кто-то собрал коллекцию призраков, «привязав» их к полотнам?

Волшебник вскинул руку, готовя изгнание. Но призраки на полотнах не двигались, и он тоже остановился. Даже одного неупокоенного лучше изгонять ритуалом, а не собственными силами. Пока что никто на них не нападал. Да и амулеты от нежити смогут сдержать, по крайней мере, первую атаку. Наверное, можно осмотреться.

– Что будем делать? – шепотом спросил Пит.

– Оглядимся тут, постараемся понять, что здесь вообще происходит, – так же шепотом ответил Скай. – Ничего не двигаем, заметных следов стараемся не оставлять.

Говорить вслух в присутствии множества ужасных свидетелей не хотелось. И Скаю вовсе не казалось, что призраки могут пробудиться от шума. Он совершенно отчетливо понимал, что эти застывшие глаза – видят. Что призраки не способны забыться сном. Что страдание продолжается.

Волшебник встряхнулся, как вымокший кот, и отвел взгляд от картины.

– На картины не засматриваемся. Если кто начнет слышать голоса – сразу же говорим об этом остальным. Ни на что не соглашаемся, вообще избегаем слов, которые можно принять за согласие, – напомнил он спутникам. – Ну и про ловушки не забываем.

Пит молча кивнул. К немертвым он относился со всей серьезностью.

Линт открыл было рот, чтобы подтвердить, что инструкцию понял, но тут же опомнился.

– Кстати, я там, еще в том коридоре, следы видел, – громким шепотом вдруг объявил Пит. – От сапог с интересными такими подковками. Прямо себе такие захотел.

Студент уставился на кучера, как на умалишенного, потом чуть расслабился. Чего только люди не городят, чтобы отвлечься от страшного. Сапоги так сапоги. Все лучше, чем в панику впадать от искаженных лиц на картинах.

Скай же понял сразу. Сапоги с вычурной подковкой на каблуке он подарил Нику в первый день отпуска. Волшебник огляделся, но, как и ожидал, никого не увидел. Ладно, если травник считает, что лучше оставаться незаметным – пусть. Хотя с точки зрения Ская лучше бы Нику всего этого не видеть. Будет потом снова от кошмаров просыпаться.

Мысли о друге неожиданно помогли самому волшебнику собраться. Зал, полный чудовищных картин, снова стал всего лишь старым пыльным подземельем. Ну да, с призраками, а так – не намного страшнее некоторых залов в ларежском музее. Да там, пожалуй, и пожутче экспозиции найдутся.

Да, именно на музей это подземелье и походило. На стенах – рамы с картинами и погашенные сейчас волшебные светильники, посреди комнаты, между поддерживающих высокий свод колонн – тяжелые скамейки темного дерева, поставленные так, чтобы удобно было сидеть и любоваться. Скай отогнал мысли о том, что должно быть в голове у человека, приходившего полюбоваться такими картинами. Музей как музей. И не такой уж, кстати, пыльный. Заклятья, вроде тех, что до сих пор хранили древний водовод? Похоже на то. Воздух не слишком сырой и намного свежее, чем в тех коридорах, откуда они пришли. Пол не идеально чист, но слой пыли совсем тонкий. Нужно присматриваться, чтобы различить следы. Запах…

Скай нахмурился, а потом быстро пошел вдоль длинного ряда картин. На лица призраков он не смотрел, только на рамы и самый краешек полотен. Дошел до противоположной стены и замер перед крайней картиной. Дальше на стене еще оставалось свободное место для нескольких таких же полотен, а в углу нашлась еще одна дверь.

Но сейчас волшебника больше интересовала картина. Полотно, запечатлевшее призрак девушки в голубом платье с пятнами крови. На красные пятна волшебник старался не глядеть, на лицо тоже. Только на голубое платье, отделанное серебристыми веррийскими кружевами – по весенней аэррийской моде. Моде прошлой весны. И на мазки свежей, еще весело поблескивающей краски на полотне. Масло сохнет удивительно долго. Кэссия говорила, что иной раз картина может просыхать и полгода, но это в сухом воздухе мастерской. Сколько времени на это требуется здесь? В любом случае – не столетия.

Рядом остановились студент и Пит.

– Надо сообщить в Гильдию, – неуверенно выдавил Линт. – Или запечатывать призраков в картины законно? Нет, такое ведь не может быть законно, правда?

– Т-с-с, – Пит прижал палец к губам и серьезно смотрел на почти уже кричащего студента. – Не надо шуметь.

Линт замолк, переводя глаза с Пита на Ская и обратно. Сейчас ему очень нужно было услышать, что они, старшие, знают, что с этим всем делать. Что все скоро придет к какому-нибудь нормальному порядку, что с этой невозможной комнатой разберутся и все снова станет как прежде.

Скай очень хотел бы его успокоить, но пока и сам не очень-то понимал, что делать.

Пит молчал, позволяя волшебнику самому разбираться со студентом. Кучеру в таких делах права голоса обычно не положено.

– Сейчас мы закончим осмотр, – решил Скай. – Потом подумаем, что делать дальше. Запечатать призрака в картину мог только волшебник. И если мы просто прибежим в Гильдию и все расскажем, мы можем его спугнуть.

– Но разве он не умер давным-давно? – спросил Линт. – Эти двери, картины, они ведь старые?

– Те, – махнул рукой Скай, – старые. А вот эта точно свежая. Просто ее сюда принесли через этот вход. Дверями, через которые пришли мы, и правда никто давным-давно не пользовался. Они же вели в тупик.

– Мне вот что любопытно, хозяин, – спросил Пит. – Где художник взял всех этих призраков? Да еще и таких похожих?

Ская словно Грозовым Ударом стукнуло. Запечатать призрака в полотно, растягивая страдания неупокоенной души на столетия, – это было чудовищно. Но для того, на что намекал агент Тайной Службы, у волшебника даже слова подходящего не было.

Студент, кажется, тоже понял все правильно. Даже губу прикусил от напряжения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4