Полная версия
Диалоги душ. Внутренняя речь ψ здоровья и развития
– Любовь уходит в никуда или привязывается к другому человеку, а архетип в душе отдаляется, становится недосягаемым? Образ любимого – мой внутренний Бог? – спросила она.
– Любовь – это Бог, а образ любимого – его мираж, – поправил он.
– Мой образ любимого мужчины – мираж моего Бога? – спросила женщина. – Смотрю на любимого, словно на Бога, и молюсь ему, забываю себя, исчезаю в нем, растворяюсь в чувствах?
– Красиво сказано, но верно ли это высказывание? Что принесет оно в нашу жизнь? – усомнился мужчина. – Практика показывает, что если женщина боготворит мужчину, то его сексуальные намерения вызывают у нее удивление и внутренний конфликт, так как они противоречат в ее сознании образу Бога. Если же мужчина боготворит женщину, то он видит в ней сексуального партнера и не может быть с ней в интимных отношениях.
– О господи! Вообще-то да! У меня, у моей подруги был такой опыт. Он ей рассказывал сказки вечерами про все подряд, про свое обожествление матери и женщины вообще, но только не занимался с ней сексом. Вместе с этим уверял, что любит неимоверно. На людях все именно так и выглядело. Все завидовали, но наедине он продолжал играть роль поклонника божества.
– Образ божества стоит гораздо дальше, но сквозь архетип пола, чаще всего противоположного, он тянет нас к себе. Он внутренне стимулирует нас к развитию. А развитие немыслимо в обход познания архетипа пола. Ты никогда не приблизишься к чему-то более серьезному, если не пройдешь сквозь опыт познания архетипа пола. Мужчина не станет самим собой, не познав женщину, – сказал он с уверенностью.
– А есть еще какие-то архетипы-препятствия, помимо Анимуса? Я имею в виду для женщин? – спросила она, рассматривая его высокий лоб и прическу.
– Думаю, их масса, – ответил он. – И каждый из них имеет своего синхронного двойника в реальном мире. Например, архетип Матери, Мудреца, Ребенка и др. Все они испытывают нас на зрелость, и отношения с ними или приближают нас к тому раю, что мы интуитивно знаем, словно когда-то действительно были изгнаны из него.
– Это как? – спросила она. – А если без религиозных символов?
– Приближение к своей Самости – цель и единственный путь, который мы обречены проходить в своей жизни, но не каждый его проходит. Любовь – чувство доступа, код доступа в сердцевину мира, тропинка в бессознательное личности и коллективное бессознательное. Эту дорожку не каждый распознает, а если видит ее, то не признает и не рискнет по ней пойти.
– Потому что не проходит испытание любовью? – спросила она саму себя.
– Ею в том числе! – согласился он.
– В любви к мужчине все понятно. Приближайся и будь рядом с ним до конца. Только тогда ты познаешь свою скрытую часть души, – сказала она.
– А если такой возможности нет или если мы не находим в себе силы приблизиться и быть рядом? Или если мы не можем найти свою любовь? – спросил он.
– Если мы никого в жизни не любим, то не можем и в душе приблизиться к пониманию идеального любимого? – спросила она.
– Идеал иногда может приходить во сне или в другом измененном состоянии сознания, словно наяву, например, в медитации или в молитве! Процесс познания и овладения архетипом может происходить и во взаимоотношениях с воображаемым образом, если образ осознается.
– И от этого возникли фразы в религии, что монахини – невесты бога? – спросила она.
– Здесь, видимо, тоже не так все просто! – ответил он. – Но одно можно сказать точно: каждому из нас неоднократно дается в жизни шанс через чувства продвинуться к скрытой сердцевине мира.
– А если мы немного отойдем от сложного, и я спрошу о более простом?
– О чем же? – спросил мужчина.
– Любовь ведь бывает не только к мужчине или к женщине. А как быть с любовью к матери или к кому-то еще, например, к сестре или брату? Как быть с любовью к своему кумиру?
– Любовь к кумиру стирает лицо любящего, образ кумира заслоняет видение самого себя. Подражание кумиру ведет к перевоплощению и вызывает ощущение взгляда на мир глазами кумира.
– А в обычных любовных отношениях разве не возникает такой подмены лица, видения мира глазами другого, любимого человека? – спросила она.
– Видение мира глазами другого человека обогащает и делает, но одновременно важно отделять свое видение от видения глазами другого. Тогда мы можем понимать и принимать другого человека, не теряя себя в нем, – ответил мужчина.
– Понимание и принятие сходны с любовью? – спросила она.
– Понимание и принятие могут присутствовать в любви, которая наиболее полно видит мир, в том числе и свой внутренний мир, где скрыт образ любимого – архетип, – ответил он.
– А если я просто чувствую? Если я не размышляю так сложно? Как мне быть, если я теряю себя в другом? Я перестаю быть вне своего чувства, мое чувство к другому и есть я, – сказала она.
– Ты теряешь себя в другом, и одновременно твое чувство к другому и есть ты? – уточнил он.
– Да! Я превращаюсь в сплошное чувство. Я перестаю нормально чувствовать свое тело. Я больше ничего не могу чувствовать и тем более думать, – ответила она.
– Это похоже на безумие, но это гениально, – восхитился мужчина.
– Нет! Это не так. А может и так? Я не знаю, я чувствую, что так все и должно быть, что без чувств таких смысла в жизни нет, – воскликнула она.
– В тебе столько страсти, что я теряюсь в поле своих мыслей, – сказал мужчина. – Но вместе с этим смысл – это понятие, оно прямо зависит от знаний о предмете. Если мы не знаем, что такое любовь, то как мы можем утверждать, что в любви есть смысл?
– Если в ней нет смысла, то зачем она? Только ли для удовольствия или для страдания? – спросила она.
– Возможно, для разнообразия жизни? – спросил он у самого себя.
– Для того чтобы не было скучно? Чтобы жизнь была живой? – спросила она у него.
– Однажды утром я проснулся с очень ясным чувством того, что я никого в этом мире не люблю. И это было для меня очень новое переживание. Оно было с легким отрицательным ощущением мира, которое постепенно нарастало. Возникали тревога и чувство пустоты. Поток сознания постепенно останавливался, и время останавливалось, переходя в безвременье. В течение рабочего дня обычные заботы отвлекали меня, но утреннее чувство безвременья вечером возвратилось. Потом пришла ночь, и оно нахлынуло в полную силу. Это было невыносимо – душевный холод, пустота, одиночество и мрак. Было все подобно смерти. Я впервые почувствовал смерть в себе и вокруг себя.
– Если в нас нет любви, то приходит умирание? – спросила она.
– Если мы не живем, то умираем, – сказал он.
– Любовь и жизнь синонимы? – спросила она.
– Время жизни, видимо, всегда пропитано любовью. Если время жизни останавливается, то исчезает и чувство любви, – размышлял он.
– Но ты говорил, что архетипы внутри нас всегда содержат идеальные образы любимых. Другими словами, образ любимого человека должен всегда творить в нашей душе чувство любви? – спросила она.
– Идеального образа в душе, по всей видимости, недостаточно. Должен быть еще и неидеальный человек, напоминающий его, – сказал он.
– А если мы разочаровываемся в нашем неидеальном человеке? – спросила она и продолжила: – А мы начинаем разочаровываться в нашем неидеальном сразу же, как только замечаем его неидеальность.
– Столкнувшись с неидеальностью, мы неминуемо переживаем разочарование и оказываемся в состоянии тоски по чему-то недостижимому, что есть где-то в глубине душевного мира, – размышлял он вслух.
– А как же чувство благодарности к тому неидеальному человеку, который, пусть и на время, возбудил в нас чувство любви, переживание веры в существование идеального существа в этой жизни? – подумала она вслух.
– Мы, кажется, нашли ответ на вопрос, что есть любовь! – воскликнул он. – Это вера в существование идеального в этой жизни!
– Любовь – это чувство переживания идеального с неидеальным человеком в реальной жизни.
– Нашел! Мы можем прикоснуться и некоторое время пожить в идеальном мире во время жизни в мире реальном, если нас посетила любовь. И как этому не радоваться? Как не быть благодарным миру и человеку за это время и за это чувство?
Важно
Внутренняя речь для развитой личности кажется обычным делом.
Сложнее обстоят дела с внутренним диалогом.
Его не просто надо услышать и прислушаться к нему, понять, принять и стать участником.
Его порой нужно сотворить самому.
Но, создавая внутренний диалог или участвуя в нем, когда он невольно и на удивление творится сам, правильно будет думать, что мы не всегда являемся хозяевами внутреннего диалога.
Мы не всегда есть творцы внутренней речи и диалога.
Так же как мы не всегда можем создать и управлять диалогом внешним.
Кто же еще участвует во внутренних диалогах?
Субличности и неосознаваемые до конца сущности бессознательного.
В измененных состояниях сознания, например, во сне или в бреду, мы можем видеть и чувствовать других участников диалога, а сами не всегда являемся самими собой.
Внутренний диалог – самое сокровенное в личности.
У каждого из людей есть или был родитель, родители.
Первые речи и диалоги формируются с ними, они же становятся частью души человека (субличностью), с которой всегда идет непрекращающийся диалог.
Хотя бы раз в жизни человек может осознать эти отношения и записать их, подумать над ними и улучшить, тем самым улучшая социальные отношения с родителями или с людьми, которые замещают их социальную роль.
Дополнительные мысли
Внутренняя речь (диалог) – параллельный мир со своими героями, иногда совпадающими со своими двойниками в физическом мире, но чаще не совпадающими, так как находятся в другом пространстве и времени.
Мир со своими правилами и законами.
Но эти миры влияют друг на друга и объясняют друг друга, отвечают на вопросы и разгадывают тайны.
Герои мира внутренней речи (диалога) всегда живы и всегда доступны, как на Том свете, но еще со времен Данте Тот свет разделен на уровни, и обитатели Того света распределены по уровням согласно заслугам на Этом свете.
Какой бы наивной не казалась структура мира по Данте для некоторых знатоков структур психического, душевного и духовного миров, она все же присутствует в мышлении человека современного и помогает структурировать внутренние образы людей (субличности).
Внутренняя речь (диалог) объединяет Тот и Этот миры.
В нем нет разделения на Тот и на Этот свет.
Все миры и света объединены внутренним миром человека.
Сознание личности всегда выходит за пределы физического мира (пространства) и за пределы времени.
Время для сознания относительно и легко сознанием преодолевается.
Сознание выходит за его пределы и устанавливает диалог с образом (субличностью) любых времен.
Сознанию одинаково легко вести диалог как с образом настоящего, так и с образом тысячелетнего прошлого или предполагаемого будущего любого отдаления, как с образом личности, так и с образом архетипа или неодушевленного предмета из физического мира, например, планеты Земля, Родин.
Физический мир «здесь и сейчас»; этот мир ничтожно мал по сравнению с миром внутренним, миром внутренних диалогов.
Писатель (художник) выносит мир внутренних диалогов в Этот мир, делая его доступным для всех.
Сновидения – яркое свидетельство мира внутренних диалогов – часто являются материалом для произведений искусства.
4. Как жить?
Сын и Отец
Выяснено все, за исключением того, как жить.
Жан Поль Сартр
Диалог между повзрослевшим ребенком и престарелым родителем, сыном и отцом.
Где бы они ни находились, в каком бы времени ни жили, подобный разговор между ними всегда может состояться.
И важное в том, что ребенок пока плохо себе представляет, каково быть родителем, но родитель может понять своего ребенка, если будет помнить, знать, понимать и принимать себя в своем прошедшем детстве.
Полное понимание своих родителей приходит только тогда, когда дети доживают до их возраста.
Иногда вслед за пониманием приходит и принятие – безоценочное принятие того самого близкого человека, которого уже нет.
– Как жить? – спросил ребенок напряженно.
– Подражать другим и учиться, наблюдать и учиться, слушать и учиться, – ответил родитель.
– А если я уже всему научился? – вновь спросил ребенок.
– Всему? Всему научиться невозможно, – сказал родитель.
– Почти всему. Всему, что мне нужно, – самоуверенно ответил ребенок.
– Ты знаешь, что тебе нужно, что тебе понадобиться в жизни? – спросил отец.
– Нет. Я имел в виду, что я научился всему, что мне интересно сейчас, – ответил ребенок.
– Ты знаешь свои потребности сейчас? – спросил отец.
– Да. Я думаю, что я знаю свои потребности, – ответил сын.
– Если так, то жить можно просто по своим потребностям. Они мудрее нас? Хочешь есть – ешь, хочешь спасть – спи, пить – пей? Вот только есть закавыка одна: что делать, когда появляется потребность в уважении и любви? – спросил родитель.
– Уважении и любви? Их надо добиваться, – ответил ребенок неуверенно.
– Добиваться уважения и любви. У кого ты будешь добиваться любви?
– У людей. У тех, кто нас окружает. И, наверное, у тех, кто о нас знает или может узнать когда-то, – ответил ребенок.
– В слове «добиваться» есть что-то насильственное. Можно ли с помощью насилия добиться уважения и любви? – спросил отец. – В некоторых случаях говорят, что если боятся, то и уважают. Страх и уважение. Уважаю ли я тех, кого боюсь? Вопрос. Яснее обстоят дела с любовью. Я, да и любой другой человек, точно не смогу полюбить тех, кого боюсь.
– Добиться уважения и любви можно, например, с помощь самосовершенствования, развивая свои способности и таланты, – предположил подросток.
– Друг мой, вначале ты сказал, что уже научился всему, что тебе нужно и интересно сейчас. В настоящий момент нашей беседы ты думаешь так же? – спросил родитель.
– Нет, конечно. Развивать свои способности и таланты можно бесконечно, – ответил ребенок.
– Хорошо. На каком-то этапе развития своих способностей мы ожидаем, что автоматически наступят уважение и любовь к нам, – сказал отец. – А что если они, уважение и любовь окружающих нас людей, не наступят автоматически? Да они и по природе своей отличаются. В уважении больше здравого смысла, тогда как в любви – чувства.
– Если люди будут нуждаться во мне, в моих способностях, то они вынуждены будут меня и уважать, – с задором ответил ребенок.
– Если люди будут нуждаться в тебе, в твоих способностях, то это еще не значит, что они автоматически решат ими воспользоваться. А если так, то твои способности могут быть не востребованы и уважение от людей не придет. О том, чтобы вызвать чувство любви с помощью невостребованных способностей, мы даже и не говорим.
– Ты хочешь сказать, что самосовершенствование бесполезно? – раздраженно спросил подросток.
– Я этого не говорил. Мы только подошли к умозаключению, что невостребованные способности не могут вызвать уважение и тем более любовь, – ответил родитель.
– Значит, надо сделать так, чтобы способности были востребованы? Но как это сделать? – спросил ребенок растерянно.
– Уважение к нам могут вызвать наши способности, востребованные другими людьми. Тогда возникает вопрос о потребностях людей: в чем нуждаются люди, по каким вопросам они могут обратиться к нам за помощью? – спросил отец.
– Они нуждаются в том же, что и мы с тобой, – подумал вслух подросток.
– Люди, что нас окружают, имеют такие же, как у нас, потребности, нуждаются ли они в том числе в уважении и любви? – спросил отец.
– Да. Они хотят есть, спать, пить, любить… – ответил подросток.
– Все это так, но подумай, что ты можешь дать окружающим тебя людям прямо сейчас? Более того, возможно, кто-то из них прямо сейчас чего-то от тебя ждет или открыто просит тебя о помощи.
– Ну, это понятно! Надо посмотреть, подумать, вспомнить, – отмахнулся подросток и продолжил: – Важно развивать в себе те способности, что улучшают мою помощь людям, что во мне нуждаются!
– Вместе с этим не всегда от нас ждут того, что мы сами можем или хотим дать, – сказал отец.
– Чего же они могут от нас ждать еще? Преступления? Нарушения закона? Тогда в чем же ориентир? – растерянно спросил подросток.
– Ориентир внутри нас. Не всегда нас окружают люди, чьи любовь и уважение нам важны и нужны, – сказал отец. – Уважение и любовь, несомненно, имеют свое качество, и это качество зависит от человека, что их несет.
– С одной стороны, свою жизнь важно ориентировать на потребности людей, с другой – ориентир внутри нас? – спросил ребенок.
– Если ориентироваться только на окружающих людей, в том числе и на родителей, то неминуемо станешь сборником их поступков и мнений. А они очень противоречивы, – говорил отец. – Будешь как они: будешь своим, посредственным, серым и раздираемым внутренними противоречиями, в общем – как все. О таких людях можно сказать, что они без лица. Если же будешь ориентироваться только на себя, то прослывешь эгоистом и будешь ходить по кругу всю жизнь, никогда не сможешь ответить на вопрос «Как жить?».
– Тупик? Или есть еще источники знаков, подсказок и ориентиров? – спросил ребенок.
– Да, это твоя душа. Важно научиться спрашивать ее в самых сложных жизненных ситуациях – вот достойное умение. А она в своей глубине или в вышине содержит такие пласты и сферы, которые больше, чем твое я, но душа к ним изредка только прикасается. Приобщись в рамках мудрости предков к одной из духовных практик, и она выведет тебя на дорогу и ответит на твой вопрос, – сказал отец.
– Где отыскать такую практику и как понять, что она твоя? – спросил ребенок.
– Этот вопрос равен первому в нашем диалоге – как жить? И если я не могу тебе помочь, то я признаю это. Могу только рассказать о своем опыте поиска, как искал я.
– Речь о религии? – спросил ребенок.
– Не совсем точно. Духовная практика – усилие, путь к духовным открытиям, труд на этом пути, цель – приобрести духовный опыт и развить интуицию. Цели духовных практик различаются в зависимости от школы, системы. Например, в христианстве – это спасение, в буддизме – нирвана, в многочисленных оккультных и философских течениях – постижение высших истин. Формы духовных практик разнообразны и включают в себя, например, молитву, различные формы медитации, участие в ритуалах и прием различных веществ с целью достижения измененных состояний сознания. В измененных состояниях сознания важно не потеряться, потому важно иметь опытного наставника, учителя, который прошел далеко вперед.
– Все ради достижения измененных состояний сознания? – спросил подросток с улыбкой.
– Это распространенная ошибка мышления наркомана или алкоголика, ловушка, в которую попадают заблудшие души. Измененное состояние сознания только характеризует общее особое состояние души человека, который отрешается от состояния бодрствования, – говорил отец. – Человек с душевным расстройством тоже находится в измененном состоянии сознания, но он потерявшийся, словно в дебрях, в пустыне, в открытом море, он заблудился в бесконечной сфере сознания. В этой Вселенной легко потеряться без проводника и наставника, без карт и ориентиров, которыми и является веками отработанная другими практика в рамках духовной школы.
– А когда же жить, если вся жизнь превратится в духовную практику? – удивился подросток.
– Более точно сказать так: жизнь приобретает смысл и направленность, если в ней есть место для духовной практики. И только на этом пути мы можем получить ответы на все вопросы, в том числе и на вопрос «как жить?». Ты не сможешь прожить без остановок и падений, но только тот, кто видит будущий свет, может найти силы для жизни.
Важно
Диалог родителя и ребенка – один из основных диалогов, который происходит в мире душевном и в социальном мире.
Более того, субличности родителя и ребенка в современной психологии находятся в числе основных.
По молчаливому согласию их признают представители даже конфликтующих между собой психологических школ.
Субличности родителя и ребенка формируют основные навыки коммуникаций личности, между ними разгораются основные конфликты и споры как внутри души, так и во внешней реальности.
Субличность родителя в душе маленького ребенка первоначально формируется по образцу самых близких людей в семье.
Позже субличность родителя может меняться под влиянием других людей, кумиров, религиозных или мифологических образов.
Субличность ребенка всецело зависит от детства человека, но при сознательном пересмотре истории жизни с осознанием внутренних диалогов, с их развитием, изменением и преображением образ субличности ребенка может значительно меняться.
Изменения субличностей родителя и ребенка в процессе внутренних диалогов несомненно влекут за собой изменение диалогов внешних.
Более того, меняется качество отношений между субличностями, меняется и соотношение сил внутри души, меняются базовые установки личности на самого себя, на людей и на мир вообще.
Родитель имеет власть над ребенком изначально. И эта власть с первых дней непререкаемая. Постепенно, через комплекс неполноценности, ребенок пытается вырваться из-под власти родителя. И эти попытки закладывают у человека опыт отношений с властью. Далее мы перейдем к диалогу о власти.
Дополнительные мысли
Освоение внешнего пространства телом идет синхронно с освоением внутреннего пространства душой (осознание и внутренний диалог с бессознательным – трансцендентальная функция).
Тело идет по Земле, душа – по Космосу душ (коллективное бессознательное).
Диалог с говорящим бессознательным – первый и основной способ взаимодействия с ним.
Второй – изображение образов бессознательного и ритуальные действия с ним.
Но мы сосредоточимся на первом,
От второго – только рисунки в настоящей книге.
Проговаривание и тем более записывание слов есть акт творения мира того человека, в сознании которого слово возникло.
Письмо Древних Египтян (рисуночное письмо с дополнительными знаками) ближе к образам слов, как и наскальные рисунки древних людей.
Фонетическое письмо, в котором графический знак привязан к определенному звучанию, более символично и для его распознавания нужны знания смыслов, что стоят за символами букв.
Мир вокруг нас – это записанные слова (смыслы) и его знаки важно научиться читать.
Ребенок, изучая слова, входит в мир познания знаков (смыслов) природы, а слова (смыслы) становятся частью ребенка.
Подобное происходит и с осознанием образов бессознательного.
Такое осознание напоминает этапы приближения к природе Творца.
Вначале мы их просто осознаем.
Потом научаемся распознавать их уникальность.
Потом строим с ними внутренние диалоги, начиная с вопросов.
И в конце научаемся проговаривать и записывать свои диалоги, иногда в виде произведений искусства.
В начало психики человека мы ставим слово, и слово было у Бога. Но!
Слово всегда имеет за собой сущность говорящую, образ человека или другую, например, Бога или обобщающий образ, например, будущее личное.
Слово принадлежит не всегда сознательной части личности.
Слово может принадлежать и неосознаваемому образу (архетипу).
При диалогах внутренних через слова мы осознаем скрытые в подсознании сущности, их отношения и ценности, установки и планы (цели).
Если учесть, что архетип – врожденная сущность (структура, часть души), то и слова его могут быть врожденными, вечными.
Но есть и приобретенное, личное, опытное.
Таким образом, диалоги – всегда живая речь сознания и подсознания, опытного и приобретенного, унаследованного и всегда живого.
5. Власть истинная
Автор, Президент, Королева, Лидер и Политтехнолог
Существует ли власть правды, истины?
Что такое истинная власть, какова ее природа, виды?
Размышляя о власти, я представил людей, что могли бы мне помочь ответить на эти вопросы.
Кто эти собеседники?
Было бы хорошо обсудить тему власти с Президентом страны, Королевой, Политтехнологом и неформальным общественным Лидером.
Они, бесспорно, в отдельности сами неоднократно задумывались над вопросом, какой они обладают властью и какая власть наиболее правильная.
– Моя власть очень призрачна, – сказал президент. – Люди думают, что ею можно обладать. А я ее не чувствую. Такое ощущение порой, что ее у меня меньше всех. Я зажат в бесконечное множество ограничений, несвобод, условностей и обстоятельств. Но когда я появляюсь на людях, то, конечно же, я не могу не показывать им, что я власть имею. И более того, я чувствую свою власть, когда на меня смотрят как на человека с властью. Смотрящие на меня внушают мне, что я имею власть, что я и есть власть. Ну, не смешно ли?