Полная версия
Смута
По разостланным сукнам и бархатам вдоль рядов телохранителей и стрельцов впереди Сандомирский вёл жениха, а за ним – княгиня Мстиславская – невесту. Следом шли князь Василий Голицын с жезлом (скипетром), Басманов с державой и знатные гости при множестве народа. В храме Марина приложилась к образам – и началось венчание невесты. Посередине церкви на возвышенном “чертожном месте” на золотой персидский трон сел жених, на серебряный – невеста, рядом – Патриарх. Лжедмитрий произнёс речь, ему вторил Патриарх и с молитвой возложил “Животворящий Крест на Марину, бармы, диадему и корону (для чего свахи сняли головной убор или венец невесты)”. [1] На литургии Патриарх украсил мономаховой цепью, помазал и причастил невесту, которая пока была без Державы и скипетра, и “духовенство и бояре целовали её руку с обетом верности… Держа друг друга за руку, оба в коронах, и Царь и Царица (последняя опираясь на Князя Василия Шуйского) вышли из храма уже в час вечера и были громко приветствуемы звуком труб и литавр, выстрелами пушечными и колокольным звоном, но тихо и невнятно народными восклицаниями. Князь Мстиславский, в дверях осыпав новобрачных золотыми деньгами из богатой мисы, кинул толпам граждан все остальные в ней червонцы и медали (с изображением орла двуглавого)”. [1] Лишь немногие бояре и Сандомирский воевода недолго обедали с молодыми, затем Мнишек и Василий Шуйский проводили их до постели. Во дворце всё утихло, только ляхи праздновали в ожидании царских брачных пиров, новых даров и почестей. Народ негодовал из-за того, что иноверка Марина получила сан российской царицы и не отреклась от латинства, целуя наши святые иконы, вкушая “тело и кровь Христову” из рук Патриарха, помазанная елеем, что для Россиян было несомненным осквернением святыни.
На первом свадебном приёме уже проявились серьёзные разногласия. Королевские послы отказались от обеда, ибо им было отказано сидеть за одним столом с царём, в отличии от Власьева, сидевшего на свадьбе у Короля за королевским столом. Олесницкий не поехал во дворец, но другие знатные польские гости, кроме старого Мнишека, который не сумел сгладить конфликт, обедали с самозванцем в Грановитой палате Новобрачные, одетые в польское платье, обедали на троне, что не добавило радости россиянам, но ляхи удивлялись горам золотой и серебряной посуды перед собой. За троном стояли телохранители с секирами, прислуживали чете – бояре. Веселье продолжили в царских комнатах.
На следующий день 10 (20) мая Лжедмитрий принимал дары от Патриарха, духовенства, знатных людей и иноземных гостей и снова “пировал в Грановитой палате, сидя лицом к иноземцам, спиною к Русским”. [1]
11 (21) мая Сандомирский воевода сумел убедить зятя разрешить Олесницкому сидеть на первом месте возле царского стола на обеде, где царская чета в коронах и в польских великолепных нарядах принимала гостей, включая женщин. Иноземцы хвалили царские вина, но жаловались на невкусную русскую еду. После обеда гости, откланявшись, целовали руки царской чете.
12 (22) мая Царица в своих комнатах до ночи угощала польской едой ляхов, в присутствии Власьева и князя Мосальского. Лжедмитрий в гусарской одежде танцевал с женой и с тестем.
14 (24) мая Марина уже в русской одежде принимала бояр и чиновных. Её фальшивая приветливость уже не трогала русских сердец.
В столице не умолкала музыка с утра до вечера оглушая жителей стрельбой из ружей трезвых и пьяных поляков, громом пушек, барабанов, литавр и труб.
Сильнее всего народ был недоволен пристрастием самозванца к католикам. Соловьёв считал, что он принял католицизм скорее из расчёта, ибо в Польше ему была нужна помощь короля и иезуитов. Кроме того, он мечтал об участии во всеобщем христианском ополчении против турок, для чего ему и был необходим этот союз. Существовала ещё и другая причина – любовь к ревностной католичке – Марине Мнишек. Лжедмитрий, возможно, “желал соединения церквей, которое должно было решиться на восьмом и девятом соборе”, [22] ибо не видел особых различий между обоими исповеданиями, но не считал возможными решительные и насильственные меры в пользу католицизма. Однако, сама возможность нового собора оскорбляла русских людей, “заставляя их смотреть на него как на еретика”, [22] хотя он ещё пользовался сильной народной привязанностью.
Наконец 15 (25) мая в час утра Лжедмитрий решил заняться делами, и велел послам обсудить с боярами желание Сигизмунда получить Московское войско в его распоряжение. Олесницкий доказывал обязанность христианских монархов жить в союзе, в соответствии с Ветхим и Новым Заветом, противиться неверным, оплакивая “падение Константинополя и несчастие Иерусалима; хвалил великодушное намерение Царя освободить их от бедственного ига” [1] и закончил вопросом, когда и с какими силами Дмитрий думает идти на Султана? Татищев92, знавший о грядущих переменах, сомневался в искренности Сигизмунда, поскольку полагал, что поляки лишь шпионят и не собираются что-либо предпринимать.
Новоявленная царица побывала на престоле чуть более недели. Самый чин свадебных церемоний и пиров, не согласованный с требованиями московской порядочности и степенности, возбуждал народное негодование, поскольку на царскую свадьбу в Кремль простой народ не пустили. Неправильное поведение самозванца и Марины возмущало московитов. Свадьба самозванца с Мариной Мнишек порядком истощила казну. Во время свадьбы на юго-восточных границах страны уже появился второй самозванец – побочный сын муромского жителя Ивана Коровина – Илья93. Казаки часто жили за счёт соседей, либо грабили ближайшие турецкие поселения, но решили не наниматься к персидскому шаху Аббасу, а выставить своего самозванца. Соловьёв довольно подробно описал аферу терских казаков атамана Фёдора Бодырина, пустивших слух о рождении царицей Ириной94 в 1592 году сына Петра, которого Годунов подменил вскоре умершей девочкой Феодосией, и даже предложили молодому казаку астраханцу Димитрию его роль, но тот отказался, ибо в Москве никогда не был и не знает тамошних обычаев. Тогда выбор пал на Илью Коровина, прослужившего в Москве пять месяцев в лавке нижегородского купца Грозильникова. После смерти отца и матери Илья три года сидел в его нижегородской лавке, затем служил у разных торговых людей в кормовых казаках на судах Волги, Камы и Вятки. В 1603 году ходил в Тарки казаком, там перешёл в стрельцы, а по возвращении из похода перезимовал в лавке Григория Елагина. Летом 1604 года в Астрахани снова записался в казаки в отряд головы Афанасия Андреева. Казаков не смутило, что царевичу Петру должно было быть не более четырнадцати лет, а Илье было порядка двадцати. Терский воевода Петр Головин95, написал Соловьёв, предложил привезти самозванца к нему в город, но казаки спустились на стругах до моря и остановились на острове, против устья Терека, а затем все 4000, отправились к Астрахани, куда их не пустили. Казаки разбойничали на Волге. Лжедмитрий за чем-то позвал царевича Петра в Москву. Из Самары казаки с Ильёй направились в Москву, но не успели.
Придуманное Лжедмитрием новое действо – устроить 18 (28) мая потеху в виде громозвучного приступа деревянной крепости с земляным валом вне города, за Сретенскими воротами, с множеством кремлёвских пушек, из Кремля, которое должно было закончиться общенародным пиршеством, не состоялось. Марина, в свою очередь, придумала особенное увеселение для царя и ближних людей во дворце – пляски “в личинах”, что не вдохновило россиян.
“И Рострига де Гришка молвил: “То де у меня умышлено тем обычаем: велел де яз вывести весь наряд за город, буто для потехи. И в сю де неделю, майя в 18 день, велю тут выехать за город, бутто для стрельбы смотреть воеводе и сыну его, старосте Саноцкому, и Тарлом, и всем Станицким, и рохмистру Домаратскому, и с ними всем поляком и литве в збруи во всей и со оружием. И как яз выеду на стрельбу, а за мною будут бояре все и дворяне. И как учнут стрелять из наряду, и в ту пору поляком всем ударити на бояр и на дворян и их побити. А тут де есмя указал же, кому на кого на бояр приехати и убити: князя Федора Ивановича Мстисловского убити Михаилу Ратомскому, а Шуйских – Тарлу да Станицким, а про иных бояр также приказано кому убити; а убити де велел есми бояр, которые здесь владеют, дватцати человек. И как де тех побью, во всем де будет моя воля… А совершив, тотъчас велю костелы римские ставити, а во церквах руских не велю пети, и то де все совершу, на чом де есми присягал папе и кардиналу… И оне, Бучинские, молвили: “Московское де государьство великое, станут де за бояр миром: поляков и литву самех побьют”. И Рострига де Гришка говорил: “Поляки де и литва выедут все вооружены. Да извычей де у меня тут уложен, что на потехи со мною часто выжжают роты вооружены урядясе, как на битву. Был де есми на Везоме, со мною де были рохмистр Домаратской и со всею ротою, во ратной збруе. Да и здесе ко мне часто приежживали, урядясе на битву. И той де им будет уже никому не прилично, что выедут нынеча со мною поляки и литва в збруе. А бояре и дворяне ездят за мною простым делом, и им де без ружья что учинить? А как де тех бояр побью, и достальные все устрашатся, и еще де иные на них же придут”. И оне, Бучинские, молвили: “Великое де то дело надобет начать да и совершить, а толко не совершится, ино и самем нам будет худо”. И Рострига де Гришка говорил: “Верьте де мне, что то дело однолично совершитца. Я де уж такие статьи видал. Сего ж году в великий пост поговорили про меня немногие стрельцы, что я веру их разоряю. И мне де тотчас сказали. И яз де велел тех стрельцов сыскати и приказал быти на дворец всех приказов стрельцов да и тех, которые говорили, тут же велел привести. И учал де есми вину их и измену всем стрельцом сказывати. А у меня уже говорено з Григорьем с Микулиным, как ему ту говорити и что над теми стрельцами учинити… И оне, Бучинские, молвили: “Тех де ты бояр хошь побити! Да кому у тобя в государьстве уряжати и кому в приказех быти?” И Гришка Рострига говорил: “То де уже умышлено. Нынеча де у меня здесь готовы воевода сердомирский да староста Саноцкой, да ты, Вишневецкой, да Тарли, да Станицкие, да вы, Бучинские, и иные ваши приятели. А по иных де поляков и по литву пошлю. И мне де уже будет без опасения, и в римскую де веру вскоре всех приведу. А то яз видел здесь: хоти кого бизвинно велю убити, а нихто ни за кого ни слова не молвит”. И оне, Бучинские, молвили: “Слышали де есмя здесь, что за веру здесь и так нас не любят, а только стать неволею приводить, и за то станут всем народом”. И Рострига де Гришка гов[ор]ил: “Видели де естя и сами, что здесь делается: нароком де есми приказал поляком, и литве, и всяких розных вер людям ходити здесь в большую их церковь соборную и по всем церквам, и в саблях и как хто ходит. И оне де как бы сперва поговаривали меж собя тайно, а ныне де то ни за что. И яз повелел поляком носити кресты у поясов, и ниже гораздо пояса, и назади, а оне де тому кланаются, и в церковь де так ходили, и за то де их нихто, никакое человек, никакова слова не молвил. А как яз венчался, и у меня де в ту пору было большое опасение, потому что по их крестьянскому закону: первое крестив, да то же ввести во церковь, а не крестив, никому не итти во церковь входити. И яз де нарочно велел быти в ту пору во церкви люторем и кольвинцом, и евангиликом, и иных всяких вер людем. И оне де во церкви были и слышали де есмя, что образом их ругалися и смеялись, и во церкви иные седели в обедню, а иные спали, к образом приклонясь. И за то де у них никаков человек не смел никакова слова молвить. А болши де есми боялся всего, что цысарева моя римские веры нечто митрополиты и архиепископы, и епископы упрямятся – не благословлят, и миром не помажют, и во многолетье не станут поминать. И как де есми вшел венчатися во церковь, и яз де что хотел, то делал, все де делалось по моему хотению и воле. А которые де митрополиты и архиепископы, и епископы, и протопопы учали было поговаривать преж сего, и яз де их порозослал, [и] иные никаков человек не смел слова молвить, и во всем волю творят… а убили ево перед троицыным днем. А убил ево бог неведимою силою: всею землею на нево востали. И у бояр дума на нево, да немногая, тако не от тово ему сталося. Да с ним же убили Петра Басманова и выволок[ли] их из города обеих нагих, и лежали у Фроловсково мосту 3 дни. И Розстригу велели похоронить на Кулишках, и в серца ему велели вбить кол. И оттоль выняли его, и отвезли на Котел, и сожгли в аду, которой ад он зделал себе на потеху. А которых жаловал боярством и окольничеством, и вотчинами и поместьи, и те и после ево были в боярех и в окольничих, и вотчины и поместья кому даны, за ними”. [16]
“Да Рострига же к папину легату… писал, чтоб он благословил жену его в суботу мяса ести для московских людей, а от руского патриарха причастится. И легат папин писал к нему против тово, что он, Рострига, то чинит негораздо: целовал он на том крест и душу свою дал, что ему быти в латынской вере крепку и неподвижиму да и всех людей привести в римскую веру, а ныне хочет жену свою причащати у руского патриарха да для людей в суботу мяса ести. И он ему на то не поволил, чтоб тово никак не делал… Да сам бы и всем людем своим у руских попов причащаться не ве[ле]л и в суботу мяса ясти. Да Рострига же Гришка к папину легату писал, что он в том виноват, а впредь во всем сам крепок в латынской вере и з женою своею, и людей всех на то привед[ет] к латынской вере, а инако слово его не будет. Канун де того дни, в пятницу майя в 16 день, как того Ростригу убили, говорил тот Рострига наодине со князем Констянтином Вишневецким33: “Время де мне своим делом промышлять, чтоб государьство свое утвердить и вера костела римскаго роспространить, а начальное де дело то, что бояр побить. А не побить де бояр, и мне де самому от них быть убиту… А только де побить бояр, и за них де землею станут”. [16]
Уже тогда в Москве знали “что-то затевали против Лжедимитрия и только боялась, как бы король не заступился за своего ставленника.” [12] “Своими привычками и выходками, особенно лёгким отношением ко всяким обрядам, отдельными поступками и распоряжениями, заграничными сношениями Лжедимитрий возбуждал против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и неудовольствий”, [12] хотя вне столицы, он оставался весьма популярным в народе.
Зачинщиков из числа бояр и дворян было до двухсот человек. Утром 17 (27) мая заговорщики под руководством Василия Шуйского направились в Кремль, кинулись во дворец, распространяя слух, что будто бы паны режут бояр. Проснувшийся самозванец дважды посылал Басманова “узнать о причинах смятения … На этот (второй) раз его встретили неприличными ругательствами и криком: "Выдай самозванца!" Басманов бросился назад, приказал страже не впускать ни одного человека, а сам в отчаянии прибежал к царю, крича: "Ахти мне! Ты сам виноват, государь! Все не верил, вся Москва собралась на тебя". Стража оробела и позволила одному из заговорщиков ворваться в царскую спальню и закричать Димитрию: "Ну, безвременный царь! Проспался ли ты? Зачем не выходишь к народу и не даешь ему отчета?" [22] Басманов, схватив царский палаш, разрубил голову крикуну, подошел к боярам и стал уговаривать их не выдавать Дмитрия, но спасённый когда-то Басмановым от ссылки, Татищев обругал его и убил своим длинным ножом. Труп сбросили с крыльца.
Толпа охмелела от первой крови, стала напирать на телохранителей. Дмитрий, выхватив меч у одного из телохранителей, вышел к толпе и, маша мечом, кричал: "Я вам не Годунов!" [22] Он хотел разогнать народ, но увидев разбушевавшуюся толпу, бросился в покои жены, сказав ей, “чтобы она спасалась от мятежников…” [22] Заговорщики, отметил Соловьёв, обезоружив стражу, ворвались в покои царицы, которая сначала спустилась в подвал, потом вернулась. По пути её столкнули с лестницы, но она успела пробраться в свою комнату. Слуга Марины Ян Осмульский некоторое время сдерживал натиск толпы и наконец, упал под ударами. Маленькая и худенькая Марина спряталась под юбку своей гофмейстерины. Прибывшие главы заговора, остановили насилие и, выгнав толпу, поставили стражу.
“…сам поспешил пробраться в каменный дворец, выскочил из окна на подмостки, устроенные для брачного празднества, с одних подмосток хотел перепрыгнуть на другие, но оступился, упал с вышины в 15 сажен на житный двор, вывихнул себе ногу и разбил грудь” [22] и потерял сознание. Его подобрали стрельцы, стоявшие на страже, но, когда им пригрозили истреблением их жен и детей, оставленных без защиты в стрелецкой слободе, они бросили расстригу на растерзание толпы.
Карамзин добавил, что его, лежавшего в крови, узнали стрельцы, не участвовавшие в заговоре, посадили расстригу на фундамент сломанного Годуновского дворца и отмыли кровь. Самозванец умолял стрельцов о верности ему, обещая богатство и чины. Сбежавшиеся люди требовало выдать им расстригу, но стрельцы обратились к Марфе, говоря: "если он сын ее, то мы умрем за него, а если Царица скажет, что он Лжедимитрий, то волен в Нем Бог". [1] Мнимая мать объявила народу, что истинный Димитрий скончался на её руках в Угличе и “показала изображение младенческого лица Димитриева”. [1] Она созналась в своей женской слабости, “раскаялась и молчала от страха, но тайно открывала истину многим людям”. [1] Родственники Нагих, повинившихся “пред Богом и Россиею“ [1] подтвердили слова Марфы. Стрельцы по приказу бояр унесли его во дворец на допрос. Начали было убивать его телохранителей, даже убили одного из них – ливонца Фирстенберга, но бояре запретили, и стали допрашивать Лжедмитрия. Он был уже в рубище, и “на вопрос: "кто ты, злодей?" [1] отвечал: "вы знаете: я – Димитрий" – и ссылался на Царицу-Инокиню; слышали, что Князь Иван Голицын возразил ему: "ее свидетельство уже нам известно: она предает тебя казни". [1] Слышали ещё, что самозванец говорил: "несите меня на лобное место: там объявлю истину всем людям". [1]
Отрепьева убили двумя выстрелами дворяне Иван Воейков (Иван Меньшой Васильевич Воейков – русский государственный и военный деятель, стольник, чашник и опричник. Второй сын воеводы Василия Степановича Воейкова) и Григорий Волуев96. Толпа колола, терзала его труп и кинула с крыльца на тело Басманова. Оба нагих трупа толпа выволокла “из Кремля и положила близ лобного места: расстригу на столе, с маскою, дудкою и волынкою, в знак любви его к скоморошеству и музыке; а Басманова на скамье, у ног расстригиных”. [1]
Когда заговорщики, убив самозванца, получили возможность вмешаться в уличный беспорядок, бояре старались унять толпу, охранить осажденных поляков от дальнейшей опасности и взять их под свою и опеку. Убивали и грабили иноземцев, в основном, уличное московское простонародье. Ворвавшись в Кремль, они бросились во дворец спасать бояр от панов. Часть народа стала помогать заговорщикам, другая – отправилась в дома поляков и литовцев. На улицах появились князья Шуйские, Мстиславские, Голицыны, бояре И.Н. Романов, Ф.И. Шереметьев, окольничий М.И. Татищев, объявив себя временным правительством, восстанавливали порядок на улицах, разгоняя буянов, выставляли стрельцов для охраны польских домов, отправляли иноземцев в безопасные дворы. Им подчинились стрелецкие войска и администрация, которая отыскивала уцелевших от погрома иноземцев, вела списки, возвращала их на Посольский двор или давала им казённый приют до высылки на родину. По замечанию поляков, в Москве тогда чернь была сильнее бояр, как и вообще, бывала она сильнее во время бунтов. Их слушались стрелецкие войска и, под их руководством стала действовать администрация. Земский двор – московское градоначальство – отыскивал уцелевших от погрома иноземцев, вёл списки и возвращал их на Посольский двор или к их господам, или давал им казенный приют до высылки на родину. Порядок с трудом восстановили. Часть народа бросилась в Кремль на помощь заговорщикам, другая часть была направлена на дома поляков и литовцев.
Другие толпы народа разделывались с ненавистными гостями. Сначала досталось польским музыкантам во дворце, затем били мужчин в домах иноземцев, женщин уводили к себе, но старый Мнишек с сыном и князем Вишневецким отбивались от них до тех пор, пока им не помогли бояре, опасавшиеся войны с Польшей. Послов не тронули. Для из охраны около дома поставили пятьсот стрельцов. “За час до полудня прекратилась резня, продолжавшаяся семь часов; по одним известиям, поляков было убито 1200 или 1300 человек, а русских – 400; по другим – одних поляков 2135 человек, иные же полагают – 1500 поляков и 2000 русских”. [22]
Три дня оба трупа оставались на Красной площади. Басманова захоронили у церкви Николы Мокрого, а самозванца – за Серпуховскими воротами. Соловьёв писал, что пошли слухи о волшебстве расстриги, благодаря которому стоят сильные морозы, а над его могилой происходят чудеса. “… тогда труп его вырыли, сожгли на Котлах и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда пришел он”. (https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georgievskij/istorija-smutnogo-vremeni-v-ocherkah-i-rasskazah/34)
По свидетельству летописцев, в Москве равнодушно отнеслись к гибели самозванца. Русские осознавали, что совершено нечистое дело. Если при гибели Годуновых народ был спокоен, написал Соловьёв, ибо был уверен, что новый царь – истинный сын Иоанна IV и в истреблении Борисова семейства видел казнь, совершенную законным царем над своими изменниками, то теперь он не был ни в чём уверен. Многие были за Лжедмитрия и взяли оружие при известии, что поляки бьют царя. Увидев его обезображенный и поруганный труп, не поляками, а русскими, услышали, что убитый царь был обманщик. 17 (27) мая 1606 года в Москве не было ликования, хотя “некоторые радовались гибели друга еретиков. … Москва скоро успокоилась, ночью царствовала глубокая тишина: смущенное, оробевшее общество притаилось, гнетомое тяжелою думою о прошедшем и будущем.” [22]
Убив Лжедмитрия, бояре спасли Марину, а её отцу позволили увидеться с ней без свидетелей. Шуйский поместил Марину с отцом в доме дьяка Афанасия Власьева, сосланного за службу Дмитрию. Шуйский не преминул присвоить всё его имущество. Отца немедленно расспросили о явлении самозванца в Польше. Мнишек ответил, “что он признал его за настоящего царевича Димитрия, помогал, потому что все Московское государство признало его” [22] , а народ сделал его царём. Простых польских воинов разоружили и пешком отправили домой. Знатных поляков вместе с послами оставили в Москве заложниками. Во дворце послы Олесницкий и Гонсевский были вовлечены в горячий спор с боярами, в котором каждая сторона пыталась доказать свою правоту. Наконец все согласились, что нет виновных в деле Лжедимитрия, а послам, “объявили, что царь не отпустит их до возвращения своих послов из Польши”. [22] Всех Мнишеков в августе 1606 года сослали в Ярославль, где они находились под стражей до июня 1608 года.
Царствование Василия Шуйского
Бояре уже думали о том, как поступить, когда один из них станет царём. По мнению Карамзина18 благоразумный, добродушный, честный и мужественный князь Федор Мстиславский42, не хотел слышать о державном сане и предпочитал уйти в монахи, чем быть царём. Главы заговора Василий Шуйский12 и Василий Голицын44, по уму, энергии, знатности рода были первыми претендентами на опустевший престол. Если для москвичей род Шуйского был более известен, то для выборных из городов по всей России, это не было очевидным. Годунова1 при избрании поддерживали выборные из многих городов страны, его знали, как хорошего правителя и поддерживал сам Патриарх, а дурные слухи о нём ходили только по Москве. Для остальной России, что Шуйский, что Голицын или Воротынский59 были не известны, а Патриарха не было, ибо Игнатия67 свергли. Шуйский опасался ждать выборных из городов. "По убиении расстриги16, – писал летописец, бояре начали думать, как бы согласиться со всею землею, чтобы приехали из городов в Москву всякие люди, чтобы выбрать, по совету, государя такого, который бы всем был люб. Но богу не угодно было нас помиловать по грехам нашим: чтобы не унялась кровь христианская, немногие люди, по совету князя Василия Шуйского, умыслили выбрать его в цари". [22]
Шуйский тщательно подготовился к борьбе за престол. Он не только проинструктировал друзей и приверженцев, что и как говорить на Лобном месте, но и сам 19 (29) мая 1606 года на собрании Думы произнес умную речь. В ней он славил милость Божию к России, разум и завоевания Иоанна IV4, хвалился своими заслугами и государственным опытом, отметил слабость Фёдора19 и властолюбие Годунова, что вкупе привело к успехам Лжедмитрия “и принудило Бояр следовать общему движению”. [1]
19 (29) мая в 6 часов утра толпы простых москвичей толпились на Красной площади с тем, чтобы услышать мнение власть имущих. Они “предложили избрать патриарха, который должен был стоять во главе временного правления и разослать грамоты для созвания советных людей из городов”. [22] Народ потребовал на Красной площади в цари Василия Ивановича Шуйского!
Для Соловьёва66, как, впрочем, и для других историков, была очевидной важность избрания Патриархом правильного для Шуйского человека. “На предложение бояр в толпе закричали, что царь нужнее Патриарха, а царем должен быть князь Василий Иванович Шуйский. Этому провозглашению толпы … никто не осмелился противодействовать, и Шуйский был не скажем избран, но выкрикнут царем … Он сделался царем … не только без согласия всей земли, но даже без согласия всех жителей Москвы …”. [22]