bannerbanner
Налоговая история. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Учебное пособие.
Налоговая история. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Учебное пособие.

Полная версия

Налоговая история. (Аспирантура, Бакалавриат, Магистратура). Учебное пособие.

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 12

В те времена 1 динар примерно соответствовал прожиточному минимуму семьи из 4–5 человек в месяц. На 1 динар можно было купить одну овцу или 250–350 кг пшеницы.

ТОРГОВЫЕ ПОШЛИНЫ. С момента образования халифат оказался в центре торговли между Востоком и Западом: через его территорию пролегала часть Великого шёлкового пути. Налоговая политика являлась важнейшей составной частью торговой стратегии халифата. Деятельность иностранных купцов была ограничена исламскими традициями налогообложения. Арабские купцы взяли на себя посреднические функции.

Торговые пошлины также назывались ушур (множественное число от слова «ушр») и составляли от 1/40 до 1/10 цены ввозимых товаров в зависимости от востребованности их на внутреннем рынке и религии купцов.

НАЛОГИ НА ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Особое значение для налогообложения имела государственная собственность на месторождения полезных ископаемых. На обширных территориях, завоёванных арабами, находились золотые и серебряные рудники, добывались медь и железо, драгоценные камни. Государство поощряло поиск и разработку полезных ископаемых, которые рассматривались как добыча в пользу мусульман. Был установлен налог в 1/5 стоимости добытого. Так же определялись отчисления с добытых продуктов прибрежных регионов или с найденных кладов.

Названия нерегулярных налогов халифата были связаны с их расчётом. Так, «хумс» обозначает одну пятую часть, а «ушр» – десятину. Историки отмечают, что в обычной практике в арабском халифате повторялась римская десятичная система исчисления. Она постепенно вытеснила традиционную византийскую систему двенадцатеричного исчисления.

При посредстве арабов в европейскую культуру было введено обозначение числа «0», или «ничто», – «ал сифр». Этим словом стали называть новый принцип записи чисел, так в Европе появились «цифры». Такая система записи упростила составление налоговых списков и земельных кадастров.

ДЕНЬГИ. Для развития торговли и выплаты налогов в халифате была унифицирована система денежного обращения, основанная на соотношении стоимости монет из драгоценных металлов.

В ходу в то время были золотые византийские монеты – динары и серебряные иранские монеты – дирхамы. Соотношение их стоимости было 1/10. Так как ислам запрещал изображения людей и животных, иностранные монеты отливались заново. Со временем в халифате начали чеканить собственные золотые и серебряные монеты. Однако основное хождение имели медные деньги, стоимость которых в соотношении к серебряным установилась как 100 к 1.


Золотой динар халифа Абд аль-Малика (вес – 4,25 г)


ИДЕОЛОГИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. В Арабском халифате была создана принципиально новая налоговая система. Прежде всего, она строилась на принципах самообложения, которые население считало важнейшей религиозной обязанностью. Неуплата налога рассматривалась как отход от веры, что вело к потере всех прав и преимуществ «правоверного» и было невыгодно с материальной точки зрения.

Идеология ислама имела большое значение – благодаря ей система налогообложения признавалась мусульманами справедливой. Кроме того, налоги для мусульман были ниже, и с материальной точки зрения они занимали более выгодное положение по сравнению с иноверцами. К тому же на покорённых землях халифат, как правило, ослаблял налоговое бремя по сравнению с предыдущей властью. Это создавало дополнительную мотивацию к переходу в ислам.

«…Менее состоятельная часть мусульман не платила вообще никаких налогов, так как единственный сбор с мусульман, закят, не брали, если в доме на момент сбора было наличными менее 20 динаров. Можно было иметь небольшой сад, 39 овец и коз, 4 верблюда и ничего не платить с этого…»

«История Халифата», Олег Георгиевич Большаков, советский и российский историк

Самообложение на основе религиозной идеологии дополнялось контролем со стороны религиозной общины и регулировалось общественным мнением. Поэтому система была предельно прозрачной и не требовала особых механизмов государственного управления.

С другой стороны, в работе государственных служб халифата была принята система кормления и получения подарков за выполнение служебных обязанностей. Этот парадокс свойственен всем системам налогообложения государств, считавших себя наследниками Арабского халифата, и в первую очередь – Османской империи.

Вопросы

1. Какие налоги должны были вносить в общественный фонд мусульмане?

2. Как распределялись средства мусульманской общины?

3. Какие налоги в арабском халифате платили представители других религиозных конфессий?

4. В каких случаях в арабском халифате можно было не платить налоги?

5. Что такое диван в системе налогообложения арабского халифата?

Задачи

1. Община выплачивала ушр по ставке 1/10 с площади в 300 джарибов и по ставке 1/20 с искусственно орошаемой площади в 600 джарибов. Определите среднюю ставку ушра, которую платила община.

2. Земледелец должен платить харадж в размере 1/3 от доли урожая. Урожайность зерна составляет 2000 ратлов с одного джариба. Сколько ратлов должен будет уплатить земледелец с площади в 60 джарибов?

3. В деревенской общине проживает 400 жителей, из них мужское население, которое должно платить джизью, составляет 30 %. Размер джизьи для одного плательщика – 240 дирхамов в год. Вычислите общую сумму налога, которую должна выплатить община.

4. Мусульмане в Арабском халифате в качестве налога платили 1/40 часть от дохода, а иудеи – 30 %. Во сколько раз отличался налог для иудеев от налога для мусульман?

5. Земледелец уплачивал харадж в размере 1/5 от дохода, а также джизью в размере 2 динаров в месяц, которая составляла 40 % от дохода. Сколько процентов от дохода выплачивал земледелец в качестве налогов?

Задания

1. Определите, какие современные государства расположены на территории арабского халифата.

2. Изучите историю арабских цифр и значение их для налогообложения.

3. Выясните, в чём заключался конфликт между арабами и турками в X в., арабами и монголами в XIII в. и какую роль в конфликте играли налоги.

4. Узнайте о культурном и научном наследии Арабского халифата, найдите произведения, в которых затрагиваются налоговые вопросы.

5. Выясните, в каких странах в настоящее время выплачивается закят.

Литература

1. Андерсон П. Родословная абсолютистского государства. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. – 512 с.

2. Большаков О. Г. История Халифата. СПб.: Гуманистика, 2006. – 600 с.

3. Велльхаузен Ю. Арабский халифат. М: Центрполиграф, 2018. – 351 с.

4. Ливанцев К. Е. История государства и права Средних веков. – СПб.: Питер, 2013. – 283 с.

5. Панов Е. Г. История налогов. Древняя Русь. – М.: URSS, 2015. – 189 с.

6. Пашков Р. В. Исламское государственное право. М.: Русайнс, 2017. – 208 с.

§ 2.3. Священная Римская империя

Основные понятия: Барщина, оброк, откупщики, церковная десятина.

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО. Западная Римская империя появилась в 395 г. и продержалась менее 100 лет. В 476 г. она пала под натиском германских племён. Попытку реставрировать её предпринял король франков Карл Великий (ок. 742–814). Он объединил под своей властью значительную часть Западной и Центральной Европы во Франкское государство.


Карл Великий. Художник Луи-Феликс Амьель. Музей истории Франции, Версаль


В 800 г. папа римский увенчал Карла имперской короной, тем самым придав ему статус императора, а Франкское государство стало считаться преемником Римской империи.


Коронация Карла Великого. Художник Жан Фуке, 1455–1460 гг.


ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА. Успехи Карла Великого в создании новой империи были связаны не только со многими победами на полях сражений, но и с последовательной церковной политикой и выстраиванием отношений с римским папой. При нем активно распространялось христианство, строились церкви и монастыри.

В 779 г. Карл ввёл на подвластной ему территории обязательный налог – церковную десятину. До этого платежи в пользу христианской церкви носили добровольный характер, а затем церковные каноны предписывали уплачивать их под угрозой отлучения от церкви. Закон Карла Великого придал этой повинности статус государственного закона.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. Империя, созданная Карлом Великим, просуществовала до 843 г., когда она была поделена на Восточно-Франкское, Срединное и Западно-Франкское королевства.


Раздел Франкского государства


В 962 г. германский король Оттон I (936–973), владевший землями Срединного и Восточно-Франкского королевств, объявил себя наследником Римской империи и государства Карла Великого. Это возрождение Римской империи оказалось более успешным. Новое государство удержалось на мировой политической арене до начала XIX в.


Конная статуя Оттона I, Магдебург, Германия


Священная Римская империя в 962 г.

Название «Священная Римская империя» появилось не сразу: государство стало именоваться Римской империей только в XI в. (на это название претендовала и Византия), а эпитет «Священная» добавился в конце XII в.

Корона императоров Священной Римской империи


ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО. На протяжении всей своей истории Священная Римская империя оставалась децентрализованным (раздробленным) союзом независимых королевств и разного рода территориально-государственных образований, которые формально не подчинялись императору.

Землями империи управляли князья – курфюрсты. Они обладали значительной самостоятельностью, в том числе и в финансовых вопросах: чеканили собственные монеты, вводили пошлины на дорогах, устанавливали различные повинности и налоги в своих владениях.

Князья активно защищали свои привилегии, создавали союзы против императора и враждовали между собой. Особое сопротивление власти императора оказывали городские коммуны на севере Италии, считавшие себя вольными. Император Фридрих I Барбаросса (1122–1190) неоднократно пытался подчинить их, заставить отказаться от своих привилегий и платить ему налоги. Во время военных походов он разграбил и разрушил города, оказавшие ему наибольшее сопротивление.


Фридрих I Барбаросса. Гравюра на меди, Кристиан Зидентопф, 1847 г.


ВЫБОРЫ ИМПЕРАТОРА. До середины XIII в. титул императора передавался по наследству, затем его стали выбирать все князья. В 1356 г. Карл IV (1316–1378) издал «Золотую буллу», по которой император стал избираться коллегией, состоящей из семи наиболее могущественных курфюрстов.

Новый порядок избрания императора способствовал подкупам выборщиков, в результате даже самому Карлу IV пришлось заплатить 120 тысяч золотых флоринов за выборы своего сына. Деньги на подкуп он собрал в подчинённых ему городах, повысив для этого налоги.


Курфюрсты, избирающие императором Генриха VII Люксембургского (1288 г.). Федеральный архив Германии, Кобленц


ДОХОДЫ С ДОМЕНА. Основными поступлениями в имперский фиск были доходы с домениальных земель императора, то есть собственных владений, разбросанных по всей территории государства. Частично они были розданы императором в пользование своим вассалам, в условное срочное пожалование за выполнение военной или административной службы, использовались под барщинное хозяйство, а также сдавались в бессрочную аренду на условиях денежных выплат. В XI в. была распространена практика передачи домениальных земель в управление с правом наследования должностным лицам – фогтам, которые наделялись судебной властью и правом сбора налогов в пользу короны.


Священная Римская империя в 1378 г.


Со времён Оттона I земли активно раздавались церковным учреждениям, часть доходов с которых в виде натуральных продуктов поступала на нужды императорского двора. Эти продукты собирались с крепостных, приписанных к монастырям и церквям. Кроме того, священнослужители уплачивали взносы в императорскую казну при назначении их на должность.

Дополнительной обязанностью феодалов, получивших в собственность земли, было обеспечение проживания и питания многочисленного императорского двора во время его поездок по стране.

В собственности императора находились огромные лесные пространства, за право пользования которыми (охоту, заготовку дров, выпас скота и пр.) необходимо было уплачивать императору установленные сборы.


Народы Италии, Галлии, Германии и Славии приносят дань императору Генриху I. Иллюстрация из книги «Евангелие Оттона III», ок. 1000 г., сокровищница Ахенского собора, Германия


ИМПЕРСКИЕ НАЛОГИ. Единая система налогообложения в империи отсутствовала.

Специфической формой налога были субсидии – просьбы императора о добровольных взносах, – они назывались «beden» (от нем. bitte – просьба). Субсидии были ординарными ежегодными и экстраординарными во время военных действий.

В отчёте города Магдебурга 968 г. есть сведения о том, что один день пребывания императорского двора обходился городу в 1000 свиней и баранов, 8 быков, 20 бочек вина и огромное количество фруктов и овощей.

Однако существовал и ряд государственных налогов со свободного населения. Их размеры, условия, форма уплаты и даже названия отличались в разных землях империи. Некоторые платежи в имперскую казну фактически были арендной платой землевладельцев. В ряде княжеств и монастырей взимались налог на очаг, военный сбор и королевская десятина, а также существовали специфические сборы, например, «свиной чинш» – в качестве налога поставлялось определённое количество свиней.

Отдельным статусом обладали имперские города, которые находились в непосредственном подчинении императору и уплачивали ему налоги. За их уплату отвечали городские органы управления – налоги собирались с горожан в городскую казну, а оттуда уже выплачивались в имперскую.

Кроме налогов, население, находившееся под защитой императора, обязано было выполнять повинности по строительству и ремонту крепостей и мостов.

Доходную часть имперской казны составляла передача регалий (прав) светским и церковным феодалам: монетной – право чеканить монеты, пошлинной – право устанавливать пошлины для торговых перевозок и на рынках, рыночной – право организовывать рынки, а также горной, соляной, пивной и многих других.

Раздача имперских земель и регалий в итоге сокращала доходы казны, усиливала позиции местных князей и способствовала децентрализации государства.

Для покорённых славян были установлены особые налоги: они уплачивались в натуральной форме – продуктами сельского хозяйства, мёдом, изделиями ремесла, серебром и рабами. Непокорённые славянские племена и другие народы, проживающие на приграничных с империей землях, уплачивали дань. Чехия платила скотом, серебром, золотом и прочими ценностями, итальянские области – фуражом. Также выплачивали дань датчане, венгры и другие соседи империи.

В целом доходы имперской казны были незначительными, при Карле IV они составляли около 150 тысяч флоринов. Если бы он вернул все переданные земли и регалии короне, то сумма была бы в 70 раз больше.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ. Налоги в княжествах собирали местные феодалы, сами определявшие размеры и порядок выплат.

В городах решения по строительству дорог, мостов, деятельности университетов и другим вопросам принимались городскими властями и оплачивались из казны города, формировавшейся за счёт местных налогов. Для этого собиралась плата за вход и выход из города, за торговлю на рынках, накладывались пошлины на соль, вино и пиво, на предметы роскоши. Особые налоги платили ремесленные гильдии; эти платежи стали в будущем основой системы подоходного (налог с дохода) и цехового налогообложения.

Цех – объединение ремесленников одной или нескольких специальностей.

Особым статусом обладали вольные города, которые не платили налоги в имперскую казну, но были обязаны участвовать в защите империи и выставлять воинов для крестовых походов. Такие города фактически были самостоятельными государствами с собственными органами управления и налогами. В разные времена вольными городами были Кёльн, Майнц, Любек, Гамбург и др.

Сельские жители были обязаны отрабатывать барщину на землях феодалов, обычно три дня в неделю. Дополнительно имелись трудовые повинности по строительству дорог и мостов, воинская повинность, действовали поголовные сборы, пошлины на наследство, брачный побор и другие. За невыполнение повинностей крестьянин мог лишиться земли. Со временем барщину заменил оброк: крестьяне выплачивали феодалам дань деньгами или, чаще всего, в натуральной форме – производимыми продуктами.

Высокие налоги приводили к крестьянским восстаниям. Целью бунтовщиков было упразднение местных властей в пользу имперских, раздел избыточного имущества церквей и монастырей, отмена оброка, церковной десятины и ростовщичества, свобода пользования общинными угодьями.

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО. В XIII в. в Священной Римской империи получило развитие особое городское право. Оно возникло в городе Магдебурге из предоставленных ему привилегий и включало в себя элементы из различных средневековых источников.

Чтобы перейти на самоуправление, город за выкуп освобождался от управления и суда феодала, на земле которого он находился, или получал такую привилегию другим способом.

Главным органом управления города был магистрат, который отвечал за порядок в городе, утверждение и сбор налогов и решение других вопросов.

Кроме налогов и сборов, принятых магистратом, за счёт которых содержалась городская администрация, выплачивался выкуп и финансировались другие расходы, жители города несли общегосударственные повинности.


Войт (староста города) с ключом. Скульптор С. Оганов, архитектор С. Багласов. 2014 г. Минск

В XIV–XVIII вв. Магдебургское право было распространено во многих городах Украины и Беларуси и ряде городов России.

ИМПЕРСКАЯ РЕФОРМА. К середине XV в. империя потеряла контроль над большой частью негерманских земель и первостепенное значение в ней стали иметь города Германии. При императоре Максимилиане I (1459–1519) государство стало именоваться Священной Римской империей германской нации.


Император Максимилиан I. Художник Альбрехт Дюрер, 1519 г.


В 1495 году на всеобщем рейхстаге Священной Римской империи была принята реформа государственного управления, предложенная Максимилианом. В результате этой реформы империя была разделена на шесть имперских округов (в 1512 г. их стало 10). Органами их управления стали окружные собрания, в которые входило по одному представителю из всех государственных образований, расположенных на территориях округов: светских и церковных княжеств, имперских рыцарей и вольных городов.

Окружные собрания принимали решения по военным вопросам, распределению и порядку взимания общеимперских налогов, которые утверждались имперским собранием – рейхстагом. Первый такой налог – «общий пфенниг» – был введён в 1495 году. Его должны были уплачивать все граждане империи старше 15 лет. Однако из-за сопротивления всех сословий и отсутствия налоговых органов его сбор был незначительным.


Священная Римская империя германской нации в 1548 г.


Максимилиан попытался создать общеимперские органы исполнительной власти и единую армию, однако эти идеи не были поддержаны князьями. Одновременно сам император, являясь эрцгерцогом Австрии, отказался взимать общеимперские налоги. Австрия не участвовала в работе рейхстага и других имперских учреждений и не вносила взносы в имперскую казну.

ОТКУП НАЛОГОВ. В период становления империи органов для сбора налогов не существовало и, как следствие, их собираемость была низкой. Как правило, этим занимались откупщики – богатые горожане, которые выкупали у государства право собирать установленные налоги. Сбор налогов был своего рода видом предпринимательской деятельности. Откупщики могли передавать право сбора налогов партнёрам – суботкупщикам.

Римский папа отдал на откуп даже церковную десятину – со всей территории империи её собирал банкирский и торговый дом Фуггеров.


Священная Римская империя и её составляющие. Художник Ганс Бургкмайр, 1510 г.


ФИНАНСИРОВАНИЕ АРМИИ. Для защиты государства от посягательств Франции и Османской империи в 1521 г. имперским матрикулом (указом) было предусмотрено формирование регулярной армии (около 4 тысяч кавалеристов и 20 тысяч пехотинцев). Содержание армии возлагалось на имперские округа: каждый субъект империи должен был поставить установленную численность солдат и обеспечить выплату их жалования.


Золотой гульден 1341 г. (вес – 3,4 г)


Для содержания армии был назначен общеимперский налог, который брался со всех сословий. Размер налога рассчитывался при помощи «римского месяца» – суммы, необходимой для содержания всей армии в течение одного месяца. Сумма налога составляла около 51 тысячи гульденов.

Налог распределялся между территориями согласно их финансовым возможностям и устанавливался в соответствии с той численностью солдат пехоты и кавалерии, которую каждая территория должна была содержать. При изменении численности армии производилось перераспределение налога.

Сбор «общего пфеннига» рассматривался как добровольная помощь императору и санкционировался рейхстагом. Рейхстаг также назначал должностное лицо для контроля над сбором и распределением этого налога.

В империи не было общегосударственных финансовых органов – казначейства и налоговой службы. Каждое территориальное образование имело своё казначейство, не подчинявшееся императору. Даже в собственном домене императору не удалось подчинить все земли единой финансовой структуре.

ПРУССИЯ. В начале XVII в. большое влияние обрело входившее в империю княжество Бранденбург, оно присоединило к себе герцогство Пруссию. В новом образовании постепенно стало выстраиваться монархическое государство с единой администрацией и регулярной армией. Для их содержания была проведена налоговая реформа: введены новые налоги, создан центральный орган для их сборов.

В 1701 г. Пруссия объявила себя независимым королевством. Страна быстро выросла в могучее государство с сильной армией и стала основным соперником Австрии, занимавшей на то время центральное место в империи. Так начинала зарождаться германская государственность, которой предстояло по-настоящему развиться только после падения Священной Римской империи.

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА. По примеру Пруссии императрица Мария Терезия (1717–1780) провела ряд реформ в Австрии. Для сбора налогов страну поделили на округа, и ответственность за сбор налогов была возложена не на местных выборных представителей сословных собраний, а на правительственных чиновников.


Императрица Мария Терезия. Художник Мартин ван Майтенс, 1759 г. Академия изобразительных искусств, Вена


Вслед за налоговой реформой последовали административная, судебная и военная реформы, а также реформа народного образования. Для содержания армии, служба в которой стала пожизненной, поземельный налог был увеличен в полтора раза. Была разработана новая система налогов, которые стали платить все сословия, также были отменены налоговые привилегии для духовенства и запрещены выплаты церковной десятины в пользу Рима, введены налог на имущество (в размере 10 % от доходов) и подушная подать.

На страницу:
10 из 12