Полная версия
Казахи и евреи
Дело, в том, что долгие годы – это многие события. А события могли быть и трагическими. За бескормицу для скота, за джут, за голод отвечал всегда «сын неба». Весь ропот, затем проклятие и гнев народа принимал на себя каган – могли и убить. И убивали со словами «это был плохой сын Тенгри».
Единственно кого не трогали – это военных вождей, беков, предводителей вооруженных людей.
Один из влиятельнейших беков, Булан в это время принял иудаизм. И смотря на все это действо язычников, был полон к ним отвращения.
Почему, собственно, иудаизм стал распространиться среди воинов?
Потому что воины охраняли караваны. Самой главной статье дохода империи является контроль над торговым путями, взимание пошлин.
Во многовековом противостоянии с Византией шахи Сасанидского Ирана перекрывали караванную торговлю (проводили политику изоляции, что типа санкций. Под девизом перекроем «Шелковый путь», Византия сама распадется. Так к середине 7 века караванная торговля зачахла. Все культурные страны от танского Китая до европейских королевств раннего средневековья находились в кризисе. Все находились в кризисе, но только не кочевники «дикари». Дикари никогда не зависят от торговли. Они зависели от природы, от погоды тогда, а сегодня от минеральных ископаемых).
Первой от санкций пала не Византия, а сам Сасанидский Иран. Арабы, воины кочевники, а на тот момент уже правоверные мусульмане взяли персов почти голыми руками – в сети попался сам птицелов.
Арабы стали контролировать все центральную часть караванного маршрута. У арабов были свои купцы. В основном потомки незнатных арабов, которые стали учиться у евреев. Всех торговцев неофитов отличает одна черта – леность. Они не только ленивые, но и не любознательные (всех неофитов отличает еще и показуха, первые результаты и все). Не путешествуют далеко. Даже во имя наживы.
Потому появились купцы рахдониты (евреи, естественно).
Евреи был «людьми Книги». Все еврейские пророки были признаны мусульманами. Мохаммед пророк отзывался о евреях тепло. Он жил среди евреев. Наблюдал за ними, когда гонял караваны своей жены. Еврейские общины проживали на северо-западе Аравии среди арабов с доисторических времен. Потому в Коране ничего не было враждебного к ним. Все ранние мусульмане знали, что евреи упрямцы в своем заблуждении и не более. Надо сказать, еврейским купцам было привольно и в Хазарском каганате и до принятия иудаизма. Потому что в каганате проживало много евреев. (Все кочевники мира отличаются веротерпимостью до сих пор. Проводят всякие форумы на эту тему. Президент Назарбаев очень любил это дело – объединять религии мира. Никто не задумывался почему?). Одна фракция евреев сбежала в 6 веке из Ирана, их причислили к маздакидам, религиозным реформаторам зороастризма. (Где бунты и революции, там всегда виноваты евреи – вы не забыли?) Другая фракция была изгнана византийским басилевсом Ираклием, за то, что открывала ворота осаждавшим персам. (В случае захвата города, кого первым будут грабить? Естественно, евреев)
Евреи почти не занимались прозелитизмом. Они нехотя отдавали своих дочерей красавиц язычникам. Но тут другой случай.
Все эти евреи, и «маздакиды» и «византийцы» были беженцами. И сватались к ним не простые хазары, а выдающиеся воины, которые охраняли их караваны. От любви нет лекарств. Чтобы взять в жены еврейку, хазары делали обрезание… Через три поколения у хазар появились полководцы евреи, по матери (по Галахе).
Вот этот самый бек Булан был иудеем и по матери, и по прабабушке, скорее всего. Вся воинская элита тюрок хазар была готова, одним словом, к монархической власти – к диктатуре.
Вот здесь возникает парадокс.
Евреи Новейшего времени не любят (да и раньше) монархическую власть в любом виде. Потому что она показывает налаженную иерархию, внутри которой трудно пробиться талантливым инородцам. Из-за этого были все битвы за республиканский строй и все революции в 19 и 20 веках. Развалы империй можно отнести к борьбе за свободу (к борьбе евреев революционеров в том числе). Однако монархическая власть монархической рознь. Тем более с принятием иудаизма в качестве государственной религии.
Глава 11
Праздники отменить, героев обозвать
При монархии никто не кочует и не ворует
Воруют, значит до сих пор кочуют некие дикари язычники. Причем в дикарство впадают сознательное, товарно-вещевое (как всегда), но одеты хорошо, значит считают себя культурными людьми (даже верующими по определенным дням и по событиям).
Но это лицемеры. Лицемеры были всегда. (Но не до такой же степени, как сейчас). Чем больше было наслоение так называемо цивилизации на первобытные зерефные пласты, тем больше показухи и лицемерия.
Ну что, построили у себя демократию? – можно спросить у всех новых демократов
О чем говорит демократическое фиаско почти во всех республиках после распада СССР?
О чем угодно, но только не о демократии.
Внешне все вроде бы прилично – не придерешься. Иллюминации много, вывески зазывные, красивые фасады, тротуарной плиткой все выложено.
Люди совсем не такие ходят по улице. Одеты богато и разнообразно. Никак при социализме, в общем. Богатые машины импортного производства рассекают центральные проспекты. Другим транспортом – чуть подешевле, заставлены все дворы – не проехать, не пройти. В гипермаркетах все есть. Люди катят полные тележки к кассе. Но смурные. На лице нет улыбок, лица напряженные, готовые к конфликтам и драке. Вот что у них в головах?
Какие еще там ценности, кроме товарно-денежных?
Почему вместо демократии везде правят автократы, которые конечно же сегодня «президенты»?
Юристов и адвокатов вроде бы тоже полно. Официально продекларировано, что на первом месте закон. Но к юристам мало кто обращается, в основном по нужде. Прекрасно знают, что это крохоборы. Им, как всем, нужны только денежные клиенты. Лучше найти родственника, знакомого во власти и решить все проблемы. Неформальные законы – еще раз – все решают. Все остальное – для вида.
О чем это я? Для чего эти параллели?
Прежде всего, эти параллели нужны для понимания, почему в раннем средневековье у хазар ничего не получилось.
Вроде бы приняли иудаизм – первую религию монотеизма, даже не христианство и не мусульманство, но Хазарский каганат распался (более того, хазары исчезли как народ).
А не грозит ли нам то же самое? Что делать? С основной идеологией не шутят. Религия (идея) должна соответствовать обстоятельствам. Народ должен понимать, во что он верит, или должен верить в любом случае. (Как то в далеком уже 1993 году, являясь студентом в Алма – Ате (Алма- Ата сразу стало Алматы после распада СССР в 1991), беря продукты с балкона, я удивился, как же тихо на улице. 7 ноября. А ведь раньше какие были шумные демонстрации! Стоило новым властям пролетарский праздник отменить – такой значительный, такой важный, два года назад всего, и все пафосное и народное стихло…).
С демократией приходят рыночные отношения – всем известно.
Но рыночные отношения могут прийти и без демократии, как оказалось. Достаточно только обозначать демократию – говорить о ней, вещать со всех официальных каналов, со страниц газет, упоминать в речах уполномоченных спикеров, в первую очередь первых лиц государства и приближенных к власти (снова родственников, знакомых, угодливых слуг). Остальное – мелочь. Главное все купить, получается, или все продать – набить карманы деньгами, совершить первоначальное накопление, а затем эту лавочку закрыть, здравствуйте, я ваша тетя называется.
Автократия тоже подходит к нашему базару.
На любом базаре тоже должен быть порядок и охрана. Государство, в конце концов, вас тоже охраняет, дает вам гарантию. Все в это поверят? Сомневаюсь. Не оттого ли все катящие свои тележки в супермаркетах такие сумрачные, не улыбаются, как будто живут в новом рабстве? Что их удручает?
Точно также простые хазары, кочевники смотрели на свою иудейскую элиту.
Они никак не могли понять, что такое иудейский моно Б-г, во-первых.
Зачем им один монобог, когда у них много богов и божков – это во вторых.
Чтобы понимать, как возникает локальная вера, превращающаяся через практику в религию, нужен понятный ряд образов. Бог Тенгри и духи предков, – вот это было понятно хазарам.
К примеру, язычнику не понятно, как ему помогает бог, если он не его родственник. Зачем богу помогать всем? Как, по какому признаку он различает своих и чужих? Именно своих и чужих – вы поняли? От этого недалеко и «первый – второй». Я первый любимый или второй по фарту? Чтобы этот бог различал. Чтобы эти язычники понимали. Прежде всего понимали, что такое правда и справедливость вне «свой – чужой» про крови.
Чтобы люди вышли из образного ряда свой-чужой, нужно чтобы свои и чужие перемешались.
Евреи 2000 лет скитались по чужим землям. Они отлично усвоили правду, добро, равенство и справедливость в одном требовании – общего универсального гражданства. Нельзя быть интернационалистом в кругу родственников. Нужно жизнь на чужбине. Нужно мигрировать по разным мотивам (в основном по нужде) куда угодно. И там требовать равенства на основе общечеловеческих ценностей, а не по крови.
Если тебя не понимают (и не могу понять по определению), то устраивать или подстраивать бунты и революции. Вот почему азиаты не понимают революционеров от слова никак. Азиаты инерционны и традиционны. Все пастушьи народы в прошлом были точно такие же. Они гоняли стада. Ни одна овца не могла отделиться от стада. Ни один человек в родоплеменном коллективе не мог заявить претензии на свой статус. В многодетной семье нет избранности. Все дети стараются быть самыми любимыми, но хорошие родители не выделяют любимчиков.
Глава 12
Близнецы
Плохо придется всем людям, когда каждый потребует своего.
Эзоп
В принятие хазарами иудаизма чаще всего находят политическую подоплеку. К 8 веку Хазария была уже империей. Самые разные народы, тем более племена просто невозможно держать в солидарном союзе. Некая «дружба» как принадлежность одной власти должна была подкрепляться идеологией. Очевидно про идеологию тогда не знали, но отлично понимали значение религии. Выбор иудаизма, как самой старой авраамической ветви, в этом смысле вполне логичен.
Но почему иудаизма? Вот где можно и нужно искать не политику, но и кочевой характер (до сегодняшнего сохранившийся в чистом виде как «первый – второй»?
Это гордыня?
Да, именно так. «Первый я или второй?»
Никогда не будут вторым. Никто меня не обскачет.
Принятие христианства или мусульманства хазарами тут же поставило бы их в соподчинение, в положение вторичности. (У людей с родоплеменной матрицей, казалось бы, должны быть демократическое настроение безразличия. Это только кажется. Никакой демократии. У всех зерефов мира одна демократия – военная. То есть одноразовая, во время выборов воинов. Затем все население выстраивается в отряды и внимают каждому слову вождя. Разве это не напоминает вам нашу современную автократию? Все только говорят о демократии. Все говорят о демократии только для вида. Потому что над всем миром гегемония США, тоже кстати военная. Но в США совсем другая демократия. Если международные банкиры решили пугать весь мир авианосцами и переворотами, они знают с кем имеют дело, – давно изучили психологию людей. У рефагов самый большой опыт, от этого самая высокая утилитарная рефлексия. Они прекрасно знают, с кем как разговаривать. Отсюда политика двойных стандартов).
Итак.
Хотя все видят в принятии иудаизма политический мотив – хазарские цари выбрали религию монобожия во имя империи, мы же должны тут же заметить в этом выборе гордую позу кочевников «первый – второй».
Затем, в самом вечном движении кочевников нет условия для азиатской деспотии. В кочевье есть вечная неограниченная пространственная свобода. Диктатура вождя рода есть, но все соплеменники знают, что это власть во имя рода («во имя семьи»), а не для того, чтобы все выживали в походе во имя сыновей знати. Для выделения сыновей вождя как наследников требуется развитое хозяйство и кое-какая прибыль. А какая прибыль у диких кочевников? Всем кочевникам только бы выжить в окружающих суровых условиях.
Чтобы возникла азиатская деспотия, всем пастухам нужно остановиться, осесть на землю, вот тогда иерархические отношения не только все запомнят, но и запишут в книги. Как раз к концу 8 века основное население Хазарии можно назвать оседлым. Раз уж хазарам дали название каганата, это уже говорит об оседлости, об иерархии.
Были ли евреи пастухами?
Еще бы! Еще какими. Правда очень давно рядом с хазарами земледельцами. (Если не вспоминать греческие города Крыма) В Библии все время примерных общинников сравнивают с овцами (а не примерных с козлами). Вот вам и доказательство.
Однако, где бы не появились кагалы, не сразу, но со временем начинались трения с местным населением. Оттого что евреи вели себя подозрительно, на взгляд этих людей. Они все время собирались по субботам в синагогах и соблюдали свои обряды. Евреи не показывали никакого желания слиться с аборигенами. До случая с хазарами евреи никак не селились среди кочевников. Поэтому их везде гоняли. А как пришли к хазарам, так там и остались. Более того, передали им свою веру. А почему?
А потому что разговаривали с кочевниками на одном невидимом языке.
Хотя евреи не кочевали, как раньше предки, они всего лишь мигрировали по объективным обстоятельствам, если гонения на евреев можно еще как то назвать, – вынужденные мигранты. А разве кочевников хазаров не гнала природа также? Евреев гоняли люди, хазаров вынуждала кочевать природа: народы – это тоже природа. Вот вам и разница. Вот вам и похожесть. Как назвать этот невидимый язык, или скорее ауру свободы, что подсказали евреям, где им лучше будет, а где не будет (где им все время придется бороться за равноправие, за гражданство, за социализм наконец).
Оказывается хазары – первые из кочевников освоившие товарно-денежные отношения, и евреи – это борцы за свободу. Хазары, правда, сильно отстали, оттого им пока противостояла только природа и погода. Чтобы преодолеть все невзгоды и выживать, им приходилось кочевать, кочевать, кочевать, чтобы «согреться».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.