Полная версия
Свой круг
– Понимаю…
Парень: – Да ниче ты не понимаешь, – смеется, – понимаю… И никто не поймет. Ты можешь хорошо одеваться, говорить, а в семье у тебя беда, разруха: родители убиваются на работах за гроши, ты занимаешься только одним – тщательно ухаживаешь за этой своей одежкой, чтобы она не развалилась после семилетнего износа и в зиму, и в лето. Мои проблемы тебе на хрен не нужны… Так какого дьявола ты говоришь, что понимаешь меня? Понять, парень, значит ощутить, что это такое – вкус чужой грусти в глазах человека, когда ты над ним потешаешься. И ты не хочешь хлебать из моей бутылки пива – тебе оно не надо… Она тебе противна. И я тоже. Что, нет? Тебе меня не понять.
– Извини, моя остановка, рад был пообщаться.
Парень: – Парень, удачи тебе, не раскисай! И главное – не будь последним глотком этой бутылки!
Двери открываются, герой выходит на станцию. Нелегкий разговор погрузил в раздумье. Электричка тронулась и поехала. В вагоне, где остался собеседник, успевший задремать, рядом с ним сидит тот мрачный тип, что исчез перед носом Димы. Не отрывая с нашего героя глаз, тот, ухмыльнувшись, машет ему вслед.
Дима направляется к выходу из метро. Несмотря на то что атмосфера метро всегда успокаивала юношу, сейчас он выходит на поверхность встревоженным. Вдохнув свежего весеннего воздуха, он направляется к остановке.
Почему нам даются такие разговоры? Почему иногда, вот так неожиданно, появляются какие-то незнакомцы, стремящиеся рассказывать какую-то долгую историю из своей жизни, чтобы потом вновь исчезнуть? Что это за знаки судьбы? Они определенно даются нам не просто так. Иногда вообще доходит до абсурда: с человеком случается какая-то затруднительная ситуация, где он совершенно не знает выхода. И как-то невзначай совершенно случайным образом подворачивается какой-либо пьянчужка или нищий, отчаянный или несчастный человек, который, словно ангел, садится рядом с ним и начинает воспроизводить такой завораживающий рассказ, что один в один похож на нерешенную ситуацию. Высказавшись, посланный помощник желает успехов и уходит навсегда, а у человека появляется много прекрасных идей, как решить ту проблему, выхода из которой он до этого даже себе не представлял. Кем посылаются собеседники и часто ли люди прислушиваются к таким знакам? Или же это всего-навсего наш разум пытается в трудные моменты цепляться за все подряд и искать повсюду мистическое значение, наделяя смыслом вполне обыденные явления.
Подъезжает нужный трамвай. Герой не спеша заходит внутрь, расплачивается с кондуктором и присаживается на ближайшее свободное место у окна.
Как сложится судьба у того юноши, кем он станет? Ведь все, что он рассказал, не только его личная проблема – это касается всех нас. Он будто исповедовался нашему герою. Довольно часто можно наблюдать, что мы не можем полностью довериться и рассказать о своих проблемах своим родным и близким, а вот чужому незнакомому человеку – буквально полностью изливаем душу. Неизвестно, почему так происходит. Вероятно, причина в том, что посторонний человек выслушает и больше мы его никогда не встретим. Своеобразный крик в пустоту. В основном ведь собеседник со всем соглашается, одобрительно кивает, разделяет проблему, о которой идет речь. Между тем редко поступает конкретный дельный совет или рекомендация, позволяющая отыскать ключи для решения данной задачи. Возможно, этому молодому человеку сейчас стало гораздо легче, когда он рассказал обо всех своих страданиях, переживаниях и неурядицах.
Вероятно, ему и не полегчало. Дима постарался вести себя корректно в той ситуации и оказался весьма немногословен. Все потому, что он почувствовал нестерпимую боль, закованную в душе у того подвыпившего юноши.
Как наши слова влияют на жизнь других людей? Совсем не обязательно для этого работать врачом, психологом-психотерапевтом или судьей, чтобы осознать, что от наших сказанных слов непосредственно зависит жизнь остальных людей. Однажды, зайдя на рынок с целью что-нибудь прикупить домой, можно подойти к продавщице и во время покупки разговориться с ней по-человечески. И на предложение «Приходите еще» по-доброму, без задней мысли ответить: «Да, конечно, зайдем. Мы с женой всегда к вам заходим». Попрощаться и пойти, оставив одинокую продавщицу с этими словами. Мы совершенно не мыслим, как дальше сложится судьба у этой женщины. Та последняя добрая фраза очень сильно запомнится ей.
По окончании рабочего дня продавщица соберет коробки, закроет прилавок и пойдет к себе домой. А дома ее никто не ждет. Достав из холодильника закрытое вино, она наполнит свой бокал, сядет у окна, снова вспомнит последнюю фразу и приступит размышлять, почему же она до сих пор не замужем. Почему одиноко и никому не нужна. Спустя время она впадает в уныние и тоску. На следующее утро продавщица не идет на работу. Ее одолевает глубокая депрессия. Несколько дней женщина не выходит на работу, плачет в подушку. Звонит своим коллегам и предупреждает, что берет отгул.
Проходит еще несколько дней, а продавщица не выходит на работу. Коллеги, работающие с ней по соседству, заволновались, так как отгул у нее уже должен давно как закончиться. А затем вскрывается страшная картина. Вот так весьма дружелюбные слова, ничем не примечательная фраза постороннего человека ненароком может трагично обернуться для другого. И мы никогда не знаем, как то или иное наше слово скажется на чьей-либо жизни и судьбе.
Потому Дмитрий молчал. Он не желал ранить и ухудшить положение того человека. Герой не спеша осматривает салон трамвая и находящихся внутри пассажиров, затем снова отворачивает лицо к окну и пускается в мысли.
Как же сложится судьба этого незнакомца? Вдруг сейчас он каким-то способом вернется обратно – в свой родной город. Там с поникшей головой дойдет до своего дома, поднимется на свой этаж, позвонит в дверь, с грустным взглядом признается матери в глаза в том, что его отчислили из университета. Можно допустить теорию, что мать его поймет, а отец, выйдя из дальней комнаты, совсем не нарочно подслушав разговор, пустится в гневный крик, перейдет на оскорбление своего родного сына. Юноша услышит о себе, что он – неудачник, что отец нисколько не сомневался, что сын ничего не добьется. Тысячу раз впитает от отца многократно повторенные фразы о том, что ему не стоило соваться в чужой город и вообще учиться на эту специальность. А там уже вся семья услышит из уст кормильца, что в их роду никогда не было людей той самой специальности, что пришлась по нраву их сыну. И он навряд ли может на что-то рассчитывать, кроме как быть тем же, кем являются его родители, продолжая то сословие, к которому они принадлежат. Что все желания сына – это глупая инфантильность, необдуманный поступок. И когда он вырастет, поймет, о чем хотели предупредить его родители. Молодой человек, вдоволь наслушавшись оскорблений в свой счет, унижений и нравоучений, в очередной раз вытрет слезы с горящих от жара щек.
Наконец, вся ненависть, изливавшаяся из уст отца, сходит на нет. Все вдруг преобразились: с добрыми улыбками встают из-за стола, чтобы подойти к несчастному, обнять его и убедить в том, что все произнесенные ими за сегодняшний день слова, оказывается, не что иное, как любовь. И унижали они его, рушили все надежды и мечты, ломали стремления, напрочь вычеркивая инициативность, уничтожали в нем человечность, подрывая всякое доверие, вырезали на его сердце ложные представления о мире только из-за того, что они искренне любят своего сына. И хотят только лишь добра. Это люди, у которых нет представления о том, что такое безусловное принятие, родные объятия, поддержка и забота. Люди, никогда не интересовавшиеся внутренним миром своего сына. Эти люди проектировали в нем все свои самые худшие качества и рассчитывали, что наследник станет продолжением их самих. А теперь уверенно считают свое деструктивное поведение и больное воспитание ничем иным, как истинной любовью.
Потом, спустя какое-то время, он встретит девушку, которую очень сильно полюбит. Но из-за внутренних блоков, низкой самооценки, внутренней уязвимости, из-за «чудодейственной» родительской любви, не сможет полноценно с ней общаться и выстраивать отношения. А когда однажды захочет ее обнять, то тут же поймет, что совершенно не умеет это делать. Убрав свою дрожащую руку с ее плеча, парень чувствует, как в нем пробуждается неконтролируемая ненависть и обида, которые навсегда сотрут в нем человека и последнюю искру добра.
Этим же вечером, собравшись с силами, он насмерть растерзает источник извращенного понятия любви. Озлобленный и перепуганный, испачканный в крови и пропитанный запахом смерти, он побежит к человеку, проникшемуся к нему, как ему кажется, настоящей человеческой любовью. Однако перелом в жизни только начался, и после услышанного рассказа человек, которому он впервые смог довериться, в диком ужасе отвергает все чувства и рушит былые отношения. Чистая слеза на щеке смешивается с кровью в тот момент, когда несчастный юноша склонился над стремительно остывающей мертвой любовью.
Бежит прочь от этого. Его одолевает страх, бессилие. И осознанность всего произошедшего не поспевает за ним. Юноша никогда не хотел стать таким, каким его пытались сделать с детства. С ним в ногу всегда шли борьба и протест. Мальчика заставляли лгать, но глубоко внутри он не являлся лжецом. Его учили добру через жестокость. Невротическая и психопатическая семья-секта настроила юношу не доверять миру: сомневаться в каждом, видеть во всем теории и заговоры, ненавидеть весь мир, начиная с соседей и заканчивая теми, кого ни разу в жизни не видел. Есть только семья, авторитет семьи, культ семьи. Ценности: добро любовь, искренность и вера – существуют лишь в рамках данной группы. Все, что извне, действует разрушительно на целостность семейной секты. За ее пределами не существует правды, человеческих взаимоотношений, понимания и одобрения и уж тем более – искренности и сострадания. Эмоциональный садизм и психологическое насилие, применяемые к мальчику на протяжении всей его жизни, сделал из него жертву обстоятельств. Повзрослев, он уже начал действительно верить в это. Верить в то, что весь мир представляет угрозу, а правыми являются только члены его семьи. Но на протяжении всего детства и юности складывалось амбивалентное отношение к происходящему: холодность в отношениях, отсутствие родительской дружбы, перманентная дистанцированность, истерические припадки с унижением и подавлением «внутреннего я» никак не могло договориться с понятием – «здоровая любящая семья». К великому сожалению, его родители до конца своих дней были непоколебимо уверены в том, что они – блестящие родители, предоставившие своему сыну все, и их действия и наставления были самыми правильными на свете. А любовь к своему чаду была необъятной. Теперь эта родительская уверенность в своей правоте направляет сломленного человека в устрашающую удаленность.
Дима вовремя приходит в себя и слышит, что объявляют его остановку. Выйдя из трамвая, он пытается закончить внутренний монолог.
Сюжет 5. Материальная мечта
Центральный парк. Утро.
Стоит жаркий летний изнуряющий день. Дима сидит на лавочке в сквере и смакует только что купленное свежее мороженое. Иногда в сторону героя доходит легкий теплый ветерок, а вместе с ним долетают капельки воды из городского фонтана. На соседней лавочке отдыхают два молодых человека, о чем-то негромко толкуя, попивая холодное пиво. Полный и худой – классика жанра, замечает наш герой.
Худой: – Я тут написал музыку к еще одной песне, думаю, получится интересно.
Полный: – Да? Ну это здорово. Встретимся, покажешь – отыграем.
Худой: – Хорошо. Всю ночь писал. Столько трудов.
Полный: – Ты вообще красавчик, – начало диалога ребят вызывает широкую улыбку у Дмитрия.
Худой: – Хорошо бы нам свою музыкальную группу создать.
Полный: – Да, было бы отлично… Ну создадим, даже не переживай.
Худой: – Тебе бы надо подучиться на гитаре играть.
Полный: – Че там учиться – я все умею.
Худой: – Уметь-то умеешь, только сыграться по-хорошему все не можем: то спешишь быстрее темпа, то отстаешь.
Полный: – Так ударника же у нас нет, мне сложно ориентироваться без него.
Худой: – Думаю, все же тут не в ударнике дело, дружище, ведь все остальные всегда успевают. – После этого следует тишина.
Диму продолжает забавлять эта сцена, а мороженого под «мыльную оперу» еще много.
Полный: – Но я стараюсь.
Худой: – Я понимаю.
Полный: – Пригласил тут к себе репетитора по игре на гитаре – активно учусь.
Худой: – Да? Похвально, дружище. Давно он тебя обучает?
Полный: – Три.
Худой: – Года?
Полный: – Раза. Три раза он приходил ко мне. Позанимались.
Худой: – А, так вы только начали? Ну, тогда желаю удачной учебы.
Полный: – Нет, все, мы уже закончили. – Дмитрий давится от смеха мороженым и фыркает сливками из носа, словно жеребец.
Худой: – А что как скоро?
Полный: – То у меня дела, то у него – не получается репетировать. Да и денег на него нет… – все тише и тише отвечает парень.
Худой: – Все ясно. Нет, все же ты поднатаскайся по гитаре-то. А то реально плохо сыгрываемся. Сколько раз на репах было такое, что мы все уж начинаем играть, а ты все влиться не можешь. По слуху как-то тебе надо уметь присоединяться, раз ноты не знаешь.
Полный: – Да у меня и слуха-то как такового… – снова скромно затихает собеседник.
Худой: – Еще слетаешь часто с нот. Играем партию, а ты вдруг слетаешь.
Полный: – Ну, слетаю иногда, да.
Худой: – Да если бы иногда… Слетаешь, а обратно вклиниться не можешь по слуху. Не слышишь, какие аккорды играем. Стоишь и ждешь, когда куплет заново повторится, чтобы заново начать исполнять свою партию, пропуская припевы. Темпоритмику тебе надо освоить. А то скоро нас зовут отыграть в одном кафе – не опозориться бы.
Полный: – Ты не волнуйся за меня – все отыграем, все будет слаженно и гармонично. Просто сложно пока – группы-то нет. Вот будет полноценная группа, тогда увидишь, все круто будет. А то сейчас хаос какой-то в группе, вот я и не пойму, под кого подстраиваться. Все путем будет, я обещаю.
Худой: – Хорошо. Да, представляешь, как бы было прикольно, если бы у нас была полноценная музыкальная группа?
Полный: – Конечно. Альбомы бы записывали, куча фанатов, по городам и странам бы разъезжали. Подожди. Скоро все будет. Сцена будет нашей.
Худой: – Вместе со всеми фанатками мира, – оба смеются, запивая пивом.
Полный: – Надо бы определиться нам с жанром, названием группы и стилистикой.
Худой: – Да, пойдем за добавкой, а там где-нибудь приземлимся и покумекаем.
Полный: – Согласен. Пошли.
Молодые люди уходят, оставляя пустые бутылки прямо под лавочкой, не удосужившись дойти до мусорной урны в двух метрах от себя.
Дима доедает свое мороженое, проверяет время на часах и, потянувшись, встает на ноги. Он доходит до соседней лавочки, подбирает две оставленные бутылки и вместе со своей оберткой от пломбира выбрасывает в урну. Счастливый герой с приподнятым настроением отправляется на учебу.
Университет, в котором учится Дмитрий. День.
Дима учится в государственном университете на факультете экологии. Этот древнейший вуз с богатыми традициями обучает студентов уже больше века. Раньше это здание служило госпиталем во время войны. Располагаются все три корпуса университета на старинной улице, названной в честь известного творческого деятеля города. Улица включает в себя большое количество памятников старинной архитектуры, несколько прекрасных галерей и музеев. Здесь построено множество театров, государственных банков, торгово-выставочных центров. Сама улица покрыта старинной брусчаткой. Здание университета выглядит внушительно, украшают его стены лепнина и панно с изображениями исторических событий. Главный вход охраняют четыре массивные колонны. Внутреннее помещение отличается пышной отделкой стен и потолка. Статуи великих греческих философов строго взирают за учебным процессом. Над центром фойе нависла бесподобная хрустальная люстра, очаровывающая всех, кто приходит в вуз.
Университет собрал блестящий преподавательский состав, вобравший в себя кандидатов наук, профессоров, докторов и доцентов. Десятки тысяч студентов познают научные области, общаются, участвуют в культурно-творческих мероприятиях, готовят диссертации в вузовской библиотеке и читальном зале, сплетничают и веселятся в местной столовой, участвуют в соревнованиях, фестивалях и олимпиадах.
– Лекция в университете. Был бы на первом курсе – помер бы от тоски. Но со временем начинаешь находить в преподавателях что-то свое – привычное. Да и они сами к тебе привыкают. Благо много преподавателей у нас по-своему оригинальны. Они стараются своими методами разнообразить лекции, а не ввергнуть их в тоску.
Внешность преподаватели соответствует профессиональный деятельности: классическая мужская прическа с короткими вьющимися волосами темно-русого цвета, и хотя преподаватель достаточно молодой, он уже отращивает бороду и усы, что придает ему интеллигентности. Сверху одет в широкую узорчатую рубашку. Она со временем изрядно растянулась и норовит выползти из бежевых широких брюк классического пошива. На ногах надеты коричневые сандалии. Выделяться особо не стремится, а к своему внешнему виду относится спокойно. На осанку не обращает внимания, походка временами суетливая, временами спокойная. Жестикуляция чаще активная, порой заметна скованность в движениях. Выражение лица достаточно воодушевленное, радостное. Хотя в глазах проглядывается усталость. Мимика у преподавателя сдержанная. Речь весьма лаконична. Постоянный кашель придает ей особое интонационное богатство. Уважительно относится к другим людям. В силу своей профессии бережливо относится к природе. Старается устанавливать с каждым студентом дружеское общение. Ощущается внутренняя скромность.
Геннадий Сергеевич: – И, собственно, благосостояние нашего города, мягко говоря, запаршивлено. Экологических заповедников и парков у нас, как видите, в избытке, – с насмешкой заливается в кашле, – на каждом шагу. Во всех дворах так и дышится зловонием радости и чистоты. В меньших городах нашей области такое безобразие встречается реже.
– Реже, думаете? Никогда не спрашивал об этом знакомых из других городов. Да, люблю, когда город чистый: рука не поднимется выбросить банку какую, либо бумажку. А когда миллионы людей загаживают все вокруг – твое геройство не даст результатов. Да, светлый город, чистые гладкие улицы. Уверен, что улыбка с лица людей не сходила бы. Улица стала бы как дом – уютной, желанной и теплой.
В это мгновение на свободном стуле в аудитории рядом с героем появляется Рудольф.
– Рудольф, ты?
Рудольф: – Нет, Папа Римский! – потирает шею, будто только проснулся.
– Ты сдурел, что ли? Что ты здесь делаешь?
Рудольф: – Я? Что ты здесь делаешь? Сидя на лекции, а? В облаках витаешь? Молодец! У этого педагога можно.
– А почему именно у него можно?
Рудольф: – Он достойный человек. Мы с ним тоже хорошие приятели. У него очень сердечные и светлые мечты.
– Нормальный человек, мне нравится многое из его слов.
Рудольф: – Знаешь, а мне его жалко. Нет, честно, очень жалко. Понимаешь, я знаю… Нет, я уверенно знаю, что у него был бы сейчас весьма широкий круг общения, очень большой… Но запорол… Запорол он его, понимаешь? Примерно в твоем возрасте…
– Рудик, ты уже довольно часто вот так появляешься передо мной, и мне уже кажется, что я схожу с ума. Кто ты такой – мое воображение? Кто – ответь, наконец! Или же оставь меня в покое.
Геннадий Сергеевич: – Дим, ну ты еще не наболтался со своим другом там, а?
В аудитории возникает озадаченная тишина: кто-то оборачивается, чтобы увидеть одинокого героя, рядом с которым никого нет.
Геннадий Сергеевич: – Мало того, привел человека вообще не из своей группы, так еще и болтает без умолку. Слушай материал – тебе же полезно будет.
Тут все озадаченно стали вертеть головами, переключаться между словами учителя и Дмитрием. Сидящий на переднем ряду студент по имени Игорь, обернувшись, интересуется:
Игорь: – Дим, он про кого?
– Понятия не имею. Ему уж мерещится, наверное.
Игорь: – Заработался Геннадий Сергеевич, заработался – глюки начались. – Дико смеется.
Геннадий Сергеевич: – Игорь! Теперь еще и ты давай во весь голос со мной говори. Не наговорились – идите в коридор.
Игорь: – Извините.
– Ты же говорил, что никто тебя не видит.
Рудольф: – Да, это так. Но он видит.
– Ничего не понимаю.
Рудольф: – Да что же непонятного? Он же похож на тебя! Он мечтает, и мечта живет им самим. Все глупые преграды повседневного быта не останавливают его счастье и настроение. Он рвется все выше и выше. И воля наполняет его всецело, ломая ограниченную участь. Мечта становится материальной
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.