Полная версия
Галактика Ломброзо или Теория «человека преступного»
Задержка развития сказывалась не только на организации музеев, но и в целом на создании антропологии как науки. Журналы и ассоциации антропологов оставались маленькими и слабыми, ресурсы их были ограничены. По-прежнему полезно и интересно изучать редакционные комитеты и издательства. Журнал «Архив антропологии и этнологии», основанный ПМ в 1871 году, приглашал в редакционный совет многих крупных иностранных ученых. Технологию лично проверил ПМ, когда в 1871 году создавал и укреплял Итальянское Общество антропологии и этнологии. В него вошли многие известные персонажи (Дарвин, Брока, Катрефаж, Бертильон) наряду с менее известными, но отнюдь не менее профессиональными. В связи с этим интерес представляет случай с Его Величеством Педру II, императором Бразилии и страстным посетителем восточных обществ (он интересовался санскритом) и флорентийскими антропологами (Lowndes 2009).
Вскоре, в 1880 году, вышел созданный ЧЛ журнал АР, в редколлегии которого, наоборот, было намного меньше иностранных членов, но он демонстрировал открытость иностранным публикациям, прежде всего рецензиям, хроникам конгрессов, материалам ассоциаций и иностранных журналов. В 1912 году Ахилл Лориа основал в Риме журнал Lares, претендовавший на новый центр мысли в этой области, и впоследствии названный в честь изучаемой дисциплины «демоэтноантропологическим». Одним из самых старых был журнал «Архив исследований народных традиций» / Archivio per lo Studio delle Tradizioni Popolari, основанный Джузеппе Питре в 1880 году в Палермо. Это издание имело репутацию скорее местного, специализировавшегося скорее на фольклоре, чем на антропологии, но вкладывало в международные контакты, стремясь завоевать широкую популярность, порой больше, чем многие престижные журналы, такие, как журнал Лориа в Риме. Издатели стремились показать, что региональный сицилианский проект, который они представляли, включал и универсальные проблемы, интересовавшие разные страны (Cirese 1996).
Письмо Его Величества Педру II, императора Бразилии, Паоло Мантегацца, по поводу вручения главной награды империи, Ордена Розы. Источник: Переписка Паоло Мантегацца / Paolo Mantegazza, № 4253 A и B, бумажный архив Музея антропологии, SMA, Флорентийский университет.
Некоторые издания выступали и от имени музеев. Конкуренция, существовавшая между журналами, не затронула немногочисленные музеи, посвященные в той или иной мере демоэтноантропологической тематике или формированию новых наций, а позднее, еще и колониям и колониализму. Первые можно рассматривать, согласно выражению компаративиста и антрополога Бенуа де Л’Эстуаля (2007), как музеи «других», а вторые, как музеи «нас самих». Колониальные музеи и выставки, даже и в Италии, где они развивались относительно слабо, представляют собой как музеи других, так и музеи нас самих: что значит быть итальянцем и из чего состоит душа нации. Как на Севере, так и в центральной Италии спустя два-три десятилетия после объединения страны, была открыта целая серия музеев, посвященных истории Рисорджименто. Совсем не случайно то, что в 1911 году на Юге был основан только один такой музей, в Палермо, в честь пятидесятилетия Тысячи{60}, благодаря усилиям историка Альфонсо Сансоне (Baioni 1994: 178–185; Brancato 1975: 23){61}. Кроме того, по сравнению с Германией Францией и Англией (вспомним Имперский Военный музей в Лондоне), в Италии почти не было военных музеев: пожалуй, только Музей Роверето (Baioni 1994: 173), который был скорее музеем павших с несколькими колониальными залами (Labanca 1992: 123–142). То же самое «отставание» наблюдалось среди непосредственно колониальных музеев: «то ли из-за национального чувства уважения к культурным ценностям других людей, то ли из-за коллективного безразличия и небрежности, итальянцы выглядят неудачниками среди народов-колониалистов, меньше всех попользовавшимися положением властителей, чтобы обогатить свои этнографические музеи честным и не очень путями» (Vittorio Grottanelli цитируется по тому же изданию: 48). Что касается колоний, то можно говорить не о политике или даже более-менее скоординированных усилиях музеев, но скорее о серии индивидуальных, редко институциональных или коллекционерских усилий по сбору экспонатов. Только позднее, из уже существовавших в Италии собраний артефактов, образовались музейные экспозиции или сформировались серьезные коллекции.
Аналогичные усилия приложили во время создания первого настоящего антропологического музея, основанного ПМ во Флоренции в 1869 году. В основу Музея Антропологии легли коллекции античных предметов, например, собрание Specola Medicea[57] и коллекции из Лотарингии, объединившие важные экспонаты со всего мира. Они включали в себя материалы, собранные во время последней экспедиции Джеймса Кука и проданные моряками по возвращении в Англию (они так компенсировали задержку зарплаты!). В собрание музея входили разные предметы, полученные во время первых экспедиций, например, кругосветного плавания корвета Маджента (1866–1868). В 1876 году Луиджи Пигорини основал, в недавно ставшем столицей Италии Риме, Национальный Музей доисторического периода и этнографии. И забрал туда, несмотря на серьезные протесты, многие экспонаты из Музея антропологии во Флоренции (Nobili 1990). В 1909 году Джузеппе Питре основал Сицилийский этнографический музей в Палермо. В 1911 году Ламберто Лориа открыл Музей народных традиций{62} в Риме.
Несколько небольших музеев преступности были созданы на основе небольших коллекций. Музей криминологии основан в Риме министром Рокко в 1931 году, хотя его первые экспонаты существовали еще в конце XIX века и служили учебными пособиями для обучения в Школе Полиции, а позднее – полиции научной. В отличие от того, что произошло с Музеем Флоренции, первичная коллекция этого музея была «порезана» Чезаре Ломброзо. Он, с согласия министра охраны порядка и юстиции и несмотря на протесты, умудрился забрать многие объекты и черепа, прикрываясь национальными интересами в усилении коллекции в Турине. В дополнение к музеям, в период с 1880 по 1920 годы, были организованы различные национальные и международные выставки в области психиатрии и криминологии, например, экспозиция искусств в римском Палаццо в 1885 году (Knepper 2018: 10). Выставленные предметы свидетельствовали об асоциальном поведении и отклонениях преступников и иллюстрировали доклады, представленные на конгрессах. Музей Ломброзо, возможно, стал прототипом музея преступности и возник в особой атмосфере Рисорджименто, для которой был характерен скорее энтузиазм по отношению к большим выставкам, чем к музеям, посвященным Другому{63}. Первая национальная выставка состоялась как раз в Турине в 1884 году. Этот музей возник как университетский, почти исследовательская лаборатория, предназначенная поначалу для выборочных посещений. Он был основан в 1876 году и знаменовал собой одновременно и кульминацию, и отправной пункт для Галактики Ломброзо: то был синтез, саммит и сотрудничество. Как мы еще увидим в главе 3, музей Ломброзо утвердил себя в роли образца для различных антропологических и/или криминологических музеев Латинской Америки.
Лаборатория, музей, журнал и гостиная
Чезаре Ломброзо был самым великим коллекционером в мире коллекций и коллекционеров, с которыми поддерживал постоянные связи и отношения взаимообмена: они поставляли ему артефакты, фотографии, предметы из других стран и регионов Италии. Вот что он рассказывал об этом дочери Джине:
Прирожденный коллекционер […]. В 1992 году ему неожиданно повезло: он узнал о существовании целого набора анатомических образцов и тюремных моделей и инструментов, которые Бельтрани Скалья [министр внутренних дел] собрал и поместил в тюрьму Реджина Коэльи, чтобы создать Музей Преступности [Ломброзо отвез все в Турин, и три дня спустя министр подал в отставку]. С этого момента коллекция начала увеличиваться в геометрической прогрессии, многие путешественники присылали черепа дикарей из далеких стран, а полицейское управление отдало ему все объекты, которые показались ему интересными; то же самое сделали и тюрьмы Королевства. Количество артефактов выросло, а пространство для размещения – нет (Gina Lombroso 1921: 323).
Отныне, пусть пространство было маленьким и не очень приспособленным для размещения настоящего музея, его коллекция привлекала многих исследователей, политиков, художников, писателей и просто любопытных благодаря исключительному разнообразию. Я могу себе представить, как посетители совершали «паломничество в Турин» в кабинет профессора, потом переходили в музей, а некоторых ЧЛ даже приглашал в Дом Ломброзо{64}.
В кабинете профессора витал дух позитивизма и социализма, но в умеренных, тщательно контролируемых дозах.
Интересно, что за исключением Гарофало, позднее ушедшего в политику на роль консерватора, в самом ядре Галактики Ломброзо все проявляли симпатии к социализму. Ничефоро, Сигеле, Ферри и Джина сотрудничали с газетой «Социализм». Каррара и Ферреро тоже выказывали социалистические симпатии, пусть и более радикальные.
К тому же в апреле 1903 года Ферри стал директором ежедневника Avanti! и лидером движения, поддерживавшего Лабриолу[58] в противовес «министризму» Турати. Это был вполне умеренный социализм, «социализм профессуры», мотивированный в большей степени стремлением отметиться в мире интеллектуалов, чем способностью или желанием отправиться в массы. Поэтому все они, или почти все, регулярно цитировались или публиковались в популярных социалистических газетах вроде «Социальной критики» (Critica Sociale), в основном в период между 1900 и 1911 годами, накануне Ливийской и Первой мировой войн. Они посещали консервативные вечера (просвещенные, все без исключения галантные мужчины) у Гаэтано Моска, прогрессивные сборища у социолога Роберта Михельса, экономиста Луиджи Эйнауди и воинствующего социалиста Артуро Лабриолы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Сноски
1
Абебе Бикила (1932–1973) – эфиопский марафонец, получивший известность благодаря победе в олимпийском марафоне 1960 года, всю дистанцию которого он преодолел босиком; первый в истории двукратный олимпийский чемпион в марафоне – 1960 и 1964 годов, первый в истории чернокожий олимпийский чемпион из африканской страны.
2
Резня в Кинду произошла 11 или 12 ноября 1961 года в Порт-Эмпен, в Конго-Леопольдвиль (бывшее Бельгийское Конго) были убиты тринадцать итальянских летчиков из Операции ООН в Конго (ONUC), посланных для умиротворения страны, опустошенной гражданской войной.
3
Моиз Чомбе (1919–1969) – конголезский политик, президент Государства Катанга в 1960–1963 гг., премьер-министр Республики Конго (Леопольдвиль) в 1964–1965 гг., обвинялся в убийстве Патриса Лумумбы.
4
Патрис Лумумба (1925–1961) – конголезский политический и государственный деятель лево-националистического толка, поэт, первый премьер-министр Демократической Республики Конго в 1960 г., был убит 17 января 1961 года.
5
Тома Санкара (1949–1987) – буркинийский политический, государственный и военный деятель, марксистский революционер, теоретик панафриканизма, поэт и прозаик. За свою убежденность, революционную деятельность и аскетизм был прозван «Африканским Че Геварой» и «Самым честным президентом».
6
Александр Лакассань (1843–1924) – основатель французской школы судебной медицины и криминальной антропологии с центром в Лионе, которая конкурировала с итальянской школой криминологии Ломброзо (здесь и далее – прим. перев.).
7
Позитивизм – философское учение и направление в методологии науки, считающее единственным источником истинного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
8
помимо его собственной воли (фр.)
9
Фернандо Ортис / Fernando Ortiz (1881–1969) – выдающийся кубинский ученый, этнограф, антрополог фольклора, географ, экономист, исследователь афро-кубинской культуры.
10
Марсель Мосс (1872–1950) – французский этнограф и социолог.
11
Паоло Монтегацца (1831–1910) – итальянский врач и гигиенист, известный популяризатор науки и автор научно-популярных книг.
12
Карло Гинзбург (1939) – историк, медиевист; Умберто Эко (1932–2016) – писатель, философ; Тони (Антонио) Негри (1933) – философ и политический деятель; Джанни Ваттимо (1936–2023) – философ, теоретик постмодернизма, писатель и политик; Джованни Арриги (1937–2009) – экономист и социолог.
13
Феллини и Грамши – Федерико Феллини (1920–1993), кинорежиссер; Антонио Грамши (1891–1937) – философ, марксист, борец за освобождение человечества от капиталистического гнета и эксплуатации.
14
Чарльз Дарвин (1809–1882) – натуралист, выдвинувший идею эволюции; Жозеф-Артур де Гобино (1816–1882) – французский писатель-романист, социолог, автор «арийской» расовой теории; Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма и идеолог либерализма.
15
Фернандо де Азеведо (1894–1974) – выпускник университета в Сан-Паулу, социолог, критик, журналист.
16
Эрик Джон Эрнест Хобсбаум (1917–2012) – британский историк-марксист, член Британской академии, один из выдающихся историков XX века.
17
Битва при Седане (1 сент. 1870 года) – генеральное сражение Франко-прусской войны, закончившееся полным разгромом основных сил французской армии и пленением Наполеона III.
18
Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево (28 июня 1914 г.) – убийство наследника австро-венгерского престола сербским гимназистом Гаврилой Принципом формально послужило поводом к началу Первой мировой войны.
19
Энрико Ферри / Enrico Ferri (1856–1929) – итальянский криминолог и политический деятель.
20
Гульельмо Ферреро (1971–1942) – итальянский историк, либеральный публицист; работал в правительстве Муссолини, после сражался в Сопротивлении. Соавтор исследования Ч. Ломброзо «Женщина преступница и проститутка» (1893).
21
Макс Нордау (настоящее имя – Симха Меер (Симон Максимилиан) Зюдфельд, 1849–1923) – врач, писатель, политик и соучредитель Всемирной сионистской организации. Entartung (Вырождение) – самый известный труд, в котором он подверг резкой критике декадентство.
22
Бенедикт Огюстен Морель (1809–1873) – французский психиатр, оказавший большое влияние на психиатрические теории в XIX веке; он отрицал многие положения дарвинизма и считал, что приобретенные признаки могут наследоваться.
23
Жорж Ваше де Ляпуж (1854–1936) – французский последователь теории социального дарвинизма и один из идеологов расизма.
24
Фабианцы – философско-экономическое течение реформистски-социалистического толка, получило свое название от имени древнеримского военачальника Фабия Максима Кунктатора (Медлительного), чья стратегия в войне строилась на истощении противника.
25
Сальваторе Оттоленги / Salvatore Ottolenghi (1861–1934) – итальянский врач, специалист по судебной медицине, в 1884–88 гг. был ассистентом Ч. Ломброзо.
26
Дэвид Лаццаретти / Davide Lazzaretti (1834–1878) – провидец, прозванный Христом Амиаты, основатель общины возле горы Амиата (Тоскана), признанный «святым» крестьянами области.
27
Антониу Конселейру / Antônio Conselheiro (1830–1897) – наст. имя Антониу Висенти Мендис Масиэл; бразильский религиозный деятель, проповедник, основатель деревни Канудус и руководитель крестьянского восстания Канудус (1896–1897). Конселейру по-португальски значит «советник, утешитель».
28
Сципион Сигеле / Scipio Sighele (1868–1913) – итальянский социолог и криминолог.
29
Габриель Тард /Gabriel Tarde (1843–1904) – французский социолог и криминолог, один из основателей субъективно-психологического направления в западной социологии.
30
Клара Галлини / Clara Gallini (1931–2017) – итальянский антрополог и этнолог.
31
Эмилио Карло Джузеппе Мария Сальгари / Emilio Carlo Giuseppe Maria Salgàri (1862–1911) – итальянский писатель, автор исторических и приключенческих романов.
32
Эрнест Андре Геллнер / Ernest Gellner (1925–1995) – английский философ и социальный антрополог, основатель и директор центра по исследованию национализма при центрально-Европейском университете в Будапеште (1993–1995).
33
Мариза Корреа / Mariza Corrêa (1945–2016) – бразильский антрополог и социолог, профессор в Государственном университете Кампинаса.
34
Наполеоне Коладжанни / Napoleone Colajanni (1827–1941) – итальянский криминолог; Гаэтано Сальвемини / Gaetano Salvemini (1873–1957) – итальянский политический деятель, историк.
35
Роберт Патнэм / Robert Putnam (род. 1941) – американский политолог, профессор Правительственной школы Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета.
36
Ordem e progresso / «Порядок и прогресс» – национальный девиз Бразилии, заимствованный из политических идей позитивизма, из цитаты французского философа-позитивиста Огюста Конта «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». Девиз размещен на государственном флаге страны.
37
Рисорджименто – итальянское национально-освободительное движение за объединение раздробленной Италии (середина XIX в.); завершилось в 1870 году присоединением Рима к Итальянскому королевству.
38
Поль Пьер Брока / Paul Pierre Broca (1824–1880) – французский хирург, этнограф, анатом и антрополог; Поль Топинар / Paul Topinard (1830–1911) – французский врач и антрополог, ученик Поля Брока.
39
Эрнст Генрих Геккель / Ernst Heinrich Haeckel (1834–1919) – немецкий естествоиспытатель и философ, автор терминов «питекантроп», «филогенез» и «онтогенез»; Гюстав Лебон / Gustave Le Bon (1841–1931) – французский социальный психолог и социолог, исследователь психологии толпы; Людвиг Гумплович / Ludwig Gumplowicz (1838–1909) – польский социолог, экономист, представитель социального дарвинизма.
40
Полигенизм – устаревшее псевдонаучное учение о расах, как о разных биологических видах.
41
Расовые предрассудки (фр.)
42
Итальянская Триполитания – бывшая итальянская колония на месте современной западной Ливии, просуществовала с 1927 по 1934 и являлась частью итальянской североафриканской территории, завоеванной в 1911 году. В Эфиопии Италия хотела сделать колонию еще в конце XIX века, захватила соседние земли современных Сомали и Эритреи. Война против Эфиопии начиналась два раза – неуспешно в 1895 году, успешно – в 1935 году. Все захваченные земли были объединены в колониальное образование Итальянскую Восточную Африку. Италию в результате даже исключили из Лиги Наций в 1937 году. Но в ходе африканских сражений Второй мировой войны Италия потеряла африканские земли. В 1947 году был подписан мирный договор между Италией и Эфиопией: Италия отказалась от суверенитета над своими африканскими колониями Ливией, Эритреей и Сомали и признала независимость Эфиопии.
43
Джамбаттиста Вико / Giambattista Vico (1668–1744) – итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии.
44
Теодор Герцль / Theodor Herzl (1860–1904) – австро-венгерский, еврейский общественный и политический деятель, основатель Всемирной сионистской организации.
45
Август Бебель / August Bebel (1840–1913) – деятель германского и международного рабочего движения, марксистский социал-демократ.
46
Марио Каррара / Mario Carrara (1866–1937) – итальянский интеллектуал, криминалист, врач; входил в число тех 15 итальянских ученых, которые отказались принести клятву на верность фашизму; был уволен, арестован.
47
Саарти Баартман (около 1790–1815) – представительница народа готтентотов, привезенная в Европу из Южной Африки в начале XIX века: ее возили по городам как диковинное животное из-за больших ягодиц и непривычного облика. С нее началось отвратительное развлечение – человеческие зоопарки.
48
Жорж де Кювье / Jean Léopold Nicolas Frédéric Cuvier (1769–1832) – французский естествоиспытатель, натуралист, один из основателей сравнительной анатомии и палеонтологии.
49
Сражение 1 марта 1896 года при Адуа стало решающим сражением Итало-эфиопской войны 1895–1896 годов. Итальянские войска потерпели поражение, и война закончилась. В марте 1896 года был подписан мирный договор, предоставивший Эфиопии суверенитет.
50
Франческо Криспи / Francesco Crispi (1818–1901) – итальянский политик и государственный деятель, дважды возглавлял кабинет министров Италии.
51
Поликарпо Перокки / Policarpo Petrocchi (1852–1902) – итальянский писатель, филолог и лексикограф, создатель словаря итальянского языка.
52
Филиппо Турати / Filippo Turati (1857–1932) – итальянский журналист и политик, один из основателей Социалистической партии.
53
Рихард Фридолин Йозеф барон Краффт фон Фестенберг ауф Фронберг / Richard Fridolin Joseph Freiherr Krafft von Festenberg auf Frohnberg, называемый фон Эбинг / von Ebing (1840–1902) – австрийский и немецкий психиатр, невропатолог, криминалист, исследователь человеческой сексуальности, один из основоположников сексологии.
54
Гаэтано Моска / Gaetano Mosca (1858–1941) – итальянский юрист и социолог, вместе с Парето создал теорию элит.
55
Ахилл Лориа / Achille Loria (1857–1943) – итальянский экономист и социолог, сторонник экономического материализма.
56
Грация Деледда / Grazia Deledda (1871–1936) – итальянская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе.
57
La Specola – старейший публичный естественнонаучный музей во Флоренции, открытый в 1775 году рядом с Палаццо Питти. В его основу легло собрание животных, ископаемых, минералов, редких растений многих поколений семейства Медичи.
58
В итальянской истории Лабриол два: Артуро и Антонио. Arturo Labriola (1873–1959) – политик и теоретик революционно-синдикалистского и социалистического движений, Antonio Labriola (1843–1904) – основоположник итальянского марксизма. В тексте, по-видимому, речь идет о первом.
Комментарии
1
На самом деле, столь крупный проект должен был бы стать коллективным, междисциплинарным, мультицентричным, курируемым различными финансовыми и научными институциями. Что касается поддержки, то я хотел бы поблагодарить Библиотеку современной истории в Риме / Biblioteca di Storia Moderna e Contemporanea di Roma, где можно заниматься распространением знаний, не беспокоясь о бюрократических процедурах – лучший способ для власти развивать науку, способствуя ее широкой доступности. Именно в Библиотеке я организовал симпозиум «Глобальный Ломброзо», результатом которого стала в том числе и эта книга.
2
Хулиано Морейро принял в 1906 году участие, и вполне успешное, в работе VI Международного конгресса антропологов-криминалистов, что подтверждается архивными документами из музея Чезаре Ломброзо (здесь и далее – прим. автора).
3
Интерес, почти страсть, Раймундо Нина к материальной афро-бразильской культуре привел его к созданию коллекции из почти сотни предметов, связанных с афро-бразильскими культами, выставленной в одном из залов Медицинской школы. Это, без всякого сомнения, были важнейшие экспонаты будущего музея, вдохновленного музеем ЧЛ – в те годы под его влиянием повсюду возникали подобные музеи-коллекции на похожие темы, как, например, в случае Фернандо Ортиса в Гаване. В 1905 году коллекция Нины сгорела во время ужасного пожара, ставшего, вероятно, результатом поджога, устроенного коллегами и учениками, завидовавшими возвышению ученого, и одновременно боявшимися колдовской силы столь многочисленных предметов: они верили, что коллекция очень опасна. Многие судьи в те времена тоже похоже верили в колдовство, поэтому осуждали носителей оберегов и талисманов. В первой Бразильской республике, на флаге которой было написано «Порядок и Прогресс» (урезанный лозунг классика позитивизма Огюста Конта), позитивизм сочетался с серьезным страхом колдовства (черной магии) на протяжении двадцати лет вплоть до отмены рабства (Maggie 1992).