bannerbanner
В поисках Зефиреи. Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века
В поисках Зефиреи. Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века

Полная версия

В поисках Зефиреи. Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 10

7

См.: Нефедьев Г. В. Русский символизм и розенкрейцерство: Ст. первая // Новое литературное обозрение. 2001. № 51. С. 172–180.

8

См.: Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм: Путеводитель для запутавшихся. М.: Рудомино, 2016; Носачев П. «Отреченное знание»: Изучение маргин. религиозности в XX и нач. XXI века: [Ист.-аналит. исслед.]. М.: Новое литературное обозрение, 2023.

9

Faivre A. Access to Western Esotericism. Albany, N. Y.: SUNY Press, 1994. P. 10–15.

10

См.: Hanegraaff W. J. Occult/Occultism // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism / Ed. by W. J. Hanegraaff. Leiden: Brill, 2005. P. 887–888.

11

Подробнее об этом см. упомянутую книгу Февра, а также: Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. P. 336–340, 818–820, 884–889.

12

См.: Hanegraaff W. J. Jewish Influences, V: Occultist Kabbalah // Ibid. P. 644–647.

13

Хорошим примером этого типа литературы служит выпущенная в начале ХX века издательством «Изида» книга «Телескоп Зороастра, или Ключ Великой Каббалы. Гадательная книга магов» (Пг.: Изида, 1915). Это достаточно объемистое сочинение предсказательно-нумерологического содержания, с восемью схемами, было написано по-французски в конце XVIII века. При всем желании в нем невозможно отыскать что-то имеющее даже самое отдаленное отношение к еврейскому эзотеризму.

14

Scholem G. Von Berlin nach Jerusalem: Jugenderinnerungen. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1977. S. 169–170.

15

См.: Santucci J. A. Theosophical Society // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. P. 1114–1123.

16

Фаликов Б. З. Величина качества: Оккультизм, религии Востока и искусство XX века. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 18.

17

В книге я цитирую «Тайную Доктрину» как по русскому переводу Е. И. Рерих, так и в собственном переводе по первому изданию 1888 года (в тех случаях, когда желательно точное указание на источник или перевод кажется мне не совсем корректным), используя и французский перевод, с которым работали А. Белый, М. Волошин и Б. Поплавский. См. об интерпретации каббалы в сочинениях Е. П. Блаватской: Pasi M. The Oriental Kabala and the Parting of East and West in the Early Theosophical Society // Kabbalah and Modernity: Interpretations, Transformations, Adaptations / B. Huss, M. Pasi, and K. v. Stuckrad (eds.). Leiden: Brill, 2010. P. 151–166; French B. J. The Theosophical Masters: An Investigation into the Conceptual Domains of H. P. Blavatsky and C. W. Leadbeater: Unpubl. Doctoral Diss. Univ. of Sydney, 2000. P. 535–537.

18

См., в частности, ее статьи «Каббала и каббалисты» и «Тетраграмматон» в кн.: Блаватская Е. П. Тайные знания / Пер. К. Ю. Бурмистрова. М.: МЦФ, 1994. С. 272–291; 408–430. Небольшие статьи Блаватской о «восточной» и «западной» каббале собраны в третьем томе «Тайной Доктрины», увидевшем свет через пять лет после ее смерти.

19

Pasi M. The Oriental Kabala and the Parting of East and West in the Early Theosophical Society. P. 162.

20

Ср.: Hall [Chajes] J. The Concept of Reincarnation in Theosophy: Modernity, Globalization and Western Esotericism: Unpubl. Doctoral Thesis. Univ. of Exeter, 2012. P. 207–232.

21

См. прежде всего его кн.: Dunlop S. F. Sod: The Son of The Man. London; Edinburgh: Williams and Norgate, 1861. См. также: Chajes J. Construction Through Appropriation: Kabbalah in Blavatsky’s Early Works // Theosophical Appropriations: Esotericism, Kabbalah, and the Transformation of Traditions / Ed. by J. Chajes & B. Huss. Beer Sheva: Ben-Gurion Univ. of the Negev Press, 2016. P. 58–60. О влиянии книг Данлэпа на Блаватскую подробно рассказано в диссертации: Winchester J. B. Roots of the Oriental Gnosis: W. E. Coleman, H. P. Blavatsky, S. F. Dunlap: Master’s Thesis. Univ. of Amsterdam, 2015. P. 30–65.

22

См. об этой книге и ее источниках: Бурмистров К. Ю. Еврейская философия и каббала: История, проблемы, влияния. М.: ИФ РАН, 2013. С. 181–221.

23

См.: Myer I. Qabbalah: The Philosophical Writings of Solomon ben Yehudah ibn Gebirol… Philadelphia: The Author, 1888. См. о Майере и этой книге: Huss B. The Qabbalah of the Hebrews and the Ancient Wisdom Religion of Asia: Isaac Myer and the Kabbalah in America // Kabbalah in America: Ancient Lore in the New World / Ed. by B. Ogren. Leiden; Boston: Brill, 2020. P. 72–93.

24

Эта статья, «The Sources of Madame Blavatsky’s Writings», была опубликована как приложение к английскому переводу известной книги воспоминаний Вс. С. Соловьева «Современная жрица Изиды» (СПб., 1893). В русском издании она отсутствует.

25

См.: Coleman W. E. The Sources of Madame Blavatsky’s Writings // Solovyoff Vs. A Modern Priestess of Isis. London: Longmans, Green, and Co., 1895. P. 356–357.

26

Эта скандальная история и ее последствия подробно обсуждаются в диссертации: Winchester J. B. Roots of the Oriental Gnosis… P. 3–30.

27

См.: Mackenzie K. R. H. The Royal Masonic Cyclopaedia of History, Rites, Symbolism, and Biography. London, 1877.

28

См.: King C. W. The Gnostics & Their Remains. London, 1864.

29

Согласно Коулману, Блаватская заимствовала фрагменты из трех книг Данлэпа и трех книг Жаколио.

30

Coleman W. E. The Sources of Madame Blavatsky’s Writings. P. 355.

31

См.: Pasi M. The Oriental Kabala and the Parting of East and West in the Early Theosophical Society. P. 155–164.

32

См.: Ibid. P. 158.

33

См.: Huss B. «Qabbalah, the Theos-Sophia of the Jews»: Jewish Theosophists and Their Perceptions of Kabbalah // Theosophical Appropriations… P. 145; Pasi M. The Oriental Kabala and the Parting of East and West in the Early Theosophical Society. P. 157.

34

Цит. по: Huss B. «Qabbalah, the Theos-Sophia of the Jews»… P. 146.

35

Blavatsky H. P. A Few Questions to «Hiraf» // Blavatsky H. P. Collected Writings. Vol. 1 (1874–1878). Adyar; London: Wheaton; The Theosophical Publishing House, 1966. P. 110–111. Подробнее о «розенкрейцерской» трактовке каббалы в этой работе Блаватской см.: Chajes J. Construction Through Appropriation… P. 37–47.

36

В оригинале: «…the compound mystic textbook of all the great secrets of Nature».

37

Blavatsky H. P. A Few Questions to «Hiraf». P. 112–113.

38

Рабби Шимон бар Йохай (ум. ок. 160 н. э.) – один из виднейших еврейских законоучителей (таннаим), праведник, в еврейской традиции считающийся автором книги Зоѓар.

39

Blavatsky H. P. A Few Questions to «Hiraf». P. 110.

40

Ср.: Chajes J. Construction Through Appropriation… P. 43.

41

Pasi M. The Oriental Kabala and the Parting of East and West in the Early Theosophical Society. P. 160.

42

См.: Blavatsky H. P. Isis Unveiled: A Master Key to The Mysteries of Ancient and Modern Science and Theology. Vol. 2: Theology. New York; London: J. W. Bouton; B. Quaritch, 1877. P. 212–250.

43

Ibid. P. 212.

44

См.: Hanegraaff W. The Beginnings of Occultist Kabala: Adolphe Franck and Eliphas Lévi // Kabbalah and Modernity: Interpretations, Transformations, Adaptations. P. 107–128.

45

См.: Chajes J. Construction Through Appropriation… P. 36.

46

Blavatsky H. P. Isis Unveiled… Vol. 2: Theology. P. 215 («The ten Sephiroth are copies taken from the ten Pradjapatis created by Viradj, called the „Lords of all beings“, and answering to the biblical Patriarchs»).

47

В оригинале: «The Kabala – the Oriental as well as Jewish…»

48

Ibid. P. 36.

49

См.: Бурмистров К. Ю. Учение о Бесконечном в еврейском мистицизме // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 3. C. 71–87.

50

Blavatsky H. P. Isis Unveiled: A Master Key to The Mysteries of Ancient and Modern Science and Theology. Vol. 1: Science. New York; London: J. W. Bouton; B. Quaritch, 1877. P. 17.

51

Ibid. Vol. 2: Theology. P. 123.

52

Вероятно, именно его она имеет в виду в следующем пассаже: «Прошу позволения пояснить тут же, что наши расхождения не касаются Зохара или какой-либо иной книги Каббалы в ее правильном толковании – ибо толкование это отвечает нашему, – но лишь грубых псевдоэзотерических объяснений последней, в особенности же толкований христианских каббалистов» (Блаватская Е. П. Тайная Доктрина: В 3 т. Т. 2: Антропогенезис. Adyar; Madras: The Theosophical Publ. House, 1991. С. 308).

53

См.: Kilcher A. Verhüllung und Enthüllung des Geheimnisses: Die Kabbala Denudata im Okkultismus der Moderne // Morgen Glantz: Zeitschrift der Christian Knorr von Rosenroth Gesellschaft. 2006. Bd. 16. S. 343.

54

См.: Pasi M. The Oriental Kabala and the Parting of East and West in the Early Theosophical Society. P. 160–161.

55

Приведем оригинальный текст этого фрагмента, оказавшегося важным, как мы увидим, и для Андрея Белого, и для М. Волошина: «There exists somewhere in this wide world an old Book – so very old that our modern antiquarians might ponder over its pages an indefinite time, and still not quite agree as to the nature of the fabric upon which it is written. It is the only original copy now in existence. The most ancient Hebrew document on occult learning – the Siphra Dzeniouta – was compiled from it, and that at a time when the former was already considered in the light of a literary relic. One of its illustrations represents the Divine Essence emanating from ADAM like a luminous arc proceeding to form a circle; and then, having attained the highest point of its circumference, the ineffable Glory bends back again, and returns to earth, bringing a higher type of humanity in its vortex. As it approaches nearer and nearer to our planet, the Emanation becomes more and more shadowy, until upon touching the ground it is as black as night» (Blavatsky H. P. Isis Unveiled… Vol. 1: Science. P. 1).

56

См.: Meroz R. The Archaeology of the Zohar Sifra Ditseni’uta as a Sample Text // Daat: A Journal of Jewish Philosophy & Kabbalah. 2016. Vol. 82. P. IX–LXXXV.

57

См.: Siphra de Zeniutha, seu Liber Mysterii, sive Occultationis // Kabbala Denudata, seu Doctrina Hebraeorum Transcendentalis et Metaphysique atque Theologica. T. II. Pars 1. Frankfurt am Main, 1684. P. 347–385. На «Kabbala Denudata» Блаватская ссылается, к примеру, в статье «Тетраграмматон» в журнале «The Theosophist» за ноябрь 1887 года (см.: Блаватская Е. П. Тайные знания. С. 408–430).

58

«Siphra Dzeniouta, „grand livre sacré de la kabbale“» (Lévi E. Fables et symboles avec leur explication. Paris: Germer Baillière, 1862. P. ii).

59

Siphra Detzniutha (Ginsburg Ch. D. The Kabbalah: Its Doctrines, Development, and Literature: An Essay. London: Longmans et al., 1865. P. 81).

60

Siphra de Zeniutha (Kabbala Denudata… T. II. Pars 1. P. 347).

61

Blavatsky H. The Kabalah and the Kabalists at the Close of the Nineteenth Century // Lucifer. 1892. № 10. P. 196. Ср.: Блаватская Е. П. Каббала и каббалисты // Блаватская Е. П. Тайные знания. С. 291.

62

См. подробнее о каббале в «Тайной Доктрине»: Greene L. Magi and Maggidim: The Kabala in British Occultism, 1860–1940. Lampeter: Sophia Centre Press, 2012. P. 190–193.

63

Goodrick-Clarke N. The Western Esoteric Traditions: A Historical Introduction. New York: Oxford UP, 2008. P. 224.

64

Winchester J. B. Roots of the Oriental Gnosis… P. 67.

65

См. подробнее сравнение двух этих текстов (в контексте обсуждения роли каббалы в учении Блаватской) в: Pitchouguina A. «The Secret Doctrine Unveiled»: Helena Petrovna Blavatsky and The Origin of Ancient Wisdom: Thesis Submitted… for the Bachelor of Arts (Honours) Degree. School of Philosophical, Historical and International Studies, Monash Univ., Oct. 2016. P. 23–42.

66

См.: Pasi M. The Oriental Kabala and the Parting of East and West in the Early Theosophical Society. P. 162.

67

Соловьев Вс. «Современная жрица Изиды»: Мое знакомство с Е. П. Блаватской и с «Теософическим обществом»… СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1893. С. 315.

68

См.: Huss B. «Qabbalah, the Theos-Sophia of the Jews»… P. 145.

69

См.: Ezekiel A. D. Introduction to the Kabbalah. Poona: A. D. Ezekiel’s Press, 1888.

70

См.: Leijenhorst C. Anthroposophy // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. P. 82–89; Idem. Rudolf Steiner // Ibid. P. 1084–1091.

71

Steiner R. Bewusstsein – Leben – Form: Grundprinzipien der geisteswissenschaftlichen Kosmologie – Niederschriften und Notizen von Vorträgen aus den Jahren 1903–1906. Dornach: Rudolf Steiner Verl., 2001. S. 88.

72

Опубл.: Steiner R. Über die Kabbalah: Fragmentarische Notizen eines Vortrages, gehalten in Berlin am 18. März // Beiträge zur Rudolf Steiner Gesamtausgabe. H. 29: Die Kategorienlehre – das Alphabet der Weltenschrift: Günther Schubert zum Gedächtnis. Dornach: Rudolf Steiner Verl., 1970. S. 23–27.

73

Имеется в виду книга Р. Штайнера «Теософия», опубликованная впервые в мае 1904 года; полное изд.: Dornach, 1961.

74

Steiner R. Über die Kabbalah… S. 23.

75

Steiner R. Über die Kabbalah… S. 23.

76

Ibid. S. 24.

77

В оригинале: «Das ist auch die Art der Selbsterkenntnis, die der Kabbala zugrunde liegt. Wir wandeln im Reiche und erkennen uns in den drei Sephirot: Körperreich, Seelenreich und Geistreich» (Ibid. S. 26).

78

См.: Steiner R. Das Matthäus-Evangelium. Dornach: Rudolf Steiner Verl., 1988. S. 143–162 (рус. пер.: Штейнер Р. Евангелие от Матфея: 12 лекций, прочит. в Берне (Швейцария) в сент. 1910 г. / Пер. М. Штейнер. М.: Новалис, 2001).

79

Ср. его 11‐ю лекцию о «Каббалистической теософии»: «…Это и есть Логос, вокруг которого находится Атма. В каббале венец всего – „Царство“, союз. Этот принцип также лежит в основе церкви, а именно, что все люди становятся членами одного сознания» (Steiner R. Bewusstsein – Leben – Form… S. 193).

80

Steiner R. Das Matthäus-Evangelium. S. 156–157. Ср.: «Культура расширения сознания йогой практиковалась в очагах посвящения у терапевтов, ессеев и т. д.» (Андрей Белый: История становления самосознающей души: В 2 кн. / Сост., подгот. изд.: М. П. Одесский, М. Л. Спивак, Х. Шталь. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2020. С. 172).

81

Steiner R. Bewusstsein – Leben – Form… S. 319.

82

См.: Kilcher A. Kabbalah and Anthroposophy: A Spiritual Alliance According to Ernst Müller // Theosophical Appropriations… P. 211.

83

См.: Schubert G. Die Kategorien des Aristoteles // Das Goetheanum. 1927. № 43 (vom 23. Okt.); переизд.: Beiträge zur Rudolf Steiner Gesamtausgabe. H. 29: Die Kategorienlehre – das Alphabet der Weltenschrift… S. 11–16.

84

См. о нем подробнее: Kilcher A. Kabbalah and Anthroposophy… P. 199–211; Riemer N. Wanderer zwischen den Welten: Der Kabbalist und Anthroposoph Ernst Müller: Eine Spurensuche // Anthroposophie und Judentum: Perspektiven einer Beziehung / Ed. by R. Sonnenberg. Frankfurt am Main: Info3-Verl., 2009. P. 91–101.

85

Steiner R. Die Geheimnisse der biblischen Schöpfungsgeschichte // Rudolf Steiner Gesamtausgabe. Bd. GA 122. 2010. S. 31: см.: [Электронный ресурс]. Rudolf Stainer Online Archiv. [4. Aufl.]. URL: http://anthroposophie.byu.edu/christologie.html.

86

Kilcher A. Kabbalah and Anthroposophy… P. 202.

87

В начале сотворил Бог небо и землю (ивр.).

88

Steiner R. Die Geheimnisse der biblischen Schöpfungsgeschichte… S. 20.

89

Kilcher A. Kabbalah and Anthroposophy… P. 207.

90

Müller E. Der Sohar und Seine Lehre: Einleitung in die Gedankenwelt der Kabbalah. Wien; Berlin: R. Löwit, 1920. S. 3.

91

Müller E. Mein Weg durch Judentum und Christentum // Judaica: Beiträge zum Verständnis des jüdischen Schicksals in Vergangenheit und Gegenwart. 1952. Bd. 4 (8). S. 234–235.

92

См.: Müller E. A History of Jewish Mysticism. Oxford: Phaidon Press, 1946. P. 158–159.

93

См.: Kilcher A. Kabbalah and Anthroposophy… P. 198.

94

Более подробную информацию см.: Kasinec E., Davis R., Carlson M. Source Materials: (Russian Occult Journals and Newspapers) // The Occult in Russian and Soviet Culture / Ed. by B. G. Rosenthal. Ithaca: Cornell UP, 1997. P. 419–449; Антошевский И. К. Библиография оккультизма: Указ. соч. по алхимии, астрологии, гермет. медицине, гипнотизму, кабале, магии, магнетизму… и пр., 1783–1909 г. 2‐е изд., испр. и доп. СПб.: Изд. М. С. К. [обл.: И. И. К.], 1911; рекламные объявления в журнале «Изида» (1909–1916). См. ил. 14–19.

95

Уточним: в 1911 году петербургский журнал «Маг» начал публикацию отдельным изданием выполненного В. Степурским перевода книги де Гуайты «Змей книги „Бытия“. Вторая седмица». В том году была напечатана первая часть этого труда, однако эта книга оказалась столь эфемерной, что ее никто и нигде не упоминает (ее нет, кажется, ни в одной государственной библиотеке).

96

См.: Леви Э. Учение и ритуал высшей магии. Т. 1: Учение / Пер. А. Александрова. СПб.: Тип. В. Мильштейна, 1910. (Б-ка оккульт. наук. Вып. 1).

97

Все эти книги, в том числе оба тома «Догмы и ритуала», были переведены на русский язык в конце 1920‐х – первой половине 1930‐х гг. в Харбине В. Н. Пьянковичем (1880‐е?–1937), однако так и не были изданы.

98

См. о нем: André M.S., Beaufils Ch. Papus, biographie. Paris: Berg International, 1995; Laurant J.P. Papus // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. P. 913–915.

99

Папюс. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке. СПб.: Изд. В. Л. Богушевского, 1910. С. [1]–[2]. Ср. резко критический отзыв о переводах еврейских текстов в книге Папюса: «Перед нами <…> глумливый дезинформационный перевод, содержащий в себе прямую насмешку над мистически настроенными интеллигентами „серебряного века“» (Вассоевич А. Л. О дезинформационных переводах еврейских каббалистических текстов // Христианское чтение. 2005. № 24. С. 112).

100

См.: Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму. СПб.: Г. П. Пожаров, Л. И. Дохман, 1904. С. 164–181.

101

Там же. С. 165.

102

См.: Laurant J.P. Tarot // Dictionary of Gnosis and Western Esotericism. P. 1110–1112.

103

Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму. С. 165–166.

104

Там же. С. 166.

105

Там же. С. 167.

106

Там же. С. 303.

107

Отметим, что Ленен также использовал значительное количество работ по магии и астрологии, в том числе редкие рукописи.

108

Подробнее об этом авторе и его книге см.: Barret B. La «science cabalistique» de Lazar Lenain (1793–1877) // Octagon. Vol. 4: La recherché de perfection / Éd. par H. T. Hakl. Gaggenau: H. Frietsch Verl., 2018. P. 195–233.

109

См.: Burmistrov K. Russian Esotericism of the Early Twentieth Century and Kabbalah // Journal of Comparative Studies. 2022. № 15. P. 102–123. Ср. рассказ о вступлении в Орден юриста и члена многих тайных организаций Сергея Владимировича Полисадова (1888–1942) на допросе в НКВД 7 мая 1940 года: «Впервые я вступил в орден мартинистов в 1915 г. Вообще же изучением оккультных наук я занимаюсь с 1906 г. Мое вступление в орден мартинистов произошло следующим образом: в 1915 г. я пошел к редактору оккультного журнала „Изида“, некоему Трояновскому (умер в 1925 г.), и попросил его направить меня к человеку, который помог бы мне изучить еврейскую каббалу. Трояновский направил меня к Антошевскому, который был посвятителем в ордене мартинистов. Антошевский предложил мне написать работу по оккультизму на получение первой степени посвящения. Я ему эту работу написал, после чего в квартире Антошевского в присутствии главы ордена Мёбеса я получил посвящение» (Эзотерическое масонство в советской России: Док. 1923–1941 гг. / Публ., вступ. статьи, коммент., указ. А. Л. Никитина. М.: Минувшее, 2005. С. 395). Таким образом, именно интерес к еврейской каббале послужил в данном случае мотивом к вступлению в Орден.

110

Мёбес Г. О.] Курс энциклопедии оккультизма, читанный Г. О. М. в 1911–1912 академическом году в городе С.-Петербурге: В 2 вып. СПб.: Скоропечатня А. Гольдберга, 1912. Вып. 1. С. 17.

111

Там же. С. 89.

112

См.: Scholem G. Kabbalah. Jerusalem: Keter Publ. House, 1974. P. 140–144; Бурмистров К. Ю. Концепция Предвечного Человека (Адам Кадмон) в еврейском мистицизме // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 106–107.

113

Мёбес Г. О.] Курс энциклопедии оккультизма… Ч. 1. С. 81.

114

Мёбес Г. О.] Курс энциклопедии оккультизма… Ч. 1. С. 87–88.

115

Там же. С. 105.

116

Например: Там же. С. 109.

117

Там же. С. 113; ср. также: [Мёбес Г. О.] Медитации на Арканы Таро: Дополнения к энцикл. оккультизма: Лекции 1921 года. М.: Энигма, 2007. С. 225–234.

118

Мёбес Г. О.] Курс энциклопедии оккультизма… Ч. 1. С. 113.

119

Мёбес Г. О.] Курс энциклопедии оккультизма… Ч. 1. С. 110.

120

Там же. С. 91.

121

См. подробнее о его учении: Egorow A. Gezetz der Synarchie: Ueber die Pneumatologie von W. A. Schmakow // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 7–8. S. 235–242.

122

Шмаков В. А. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма: Опыт комментария. М.: [Изд. авт.], 1916. С. 56–57.

123

См.: Кошкин В. М., Дульфан А. Я. Профессор Александр Николаевич Щукарёв: Трудно быть гением. Харьков: Факт, 2011.

На страницу:
8 из 10