bannerbanner
В поисках Зефиреи. Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века
В поисках Зефиреи. Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века

Полная версия

В поисках Зефиреи. Заметки о каббале и «тайных науках» в русской культуре первой трети XX века

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 10

214

Флоренский П. А.] Предисловие // Израиль в прошлом, настоящем и будущем: Сб. Сергиев Посад: Религ.-филос. б-ка, 1915. С. 5–6.

215

См.: Киселев Н. П. Из истории русского розенкрейцерства / Сост. М. В. Рейзин, А. И. Серков. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2015. С. 11. См. также об Эллисе и его оккультных интересах: Нефедьев Г. В. Русский символизм: От спиритизма к антропософии: Два док. к биогр. Эллиса // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 119–140; См.: Майдель Р., фон. «Спешу спокойно»: К истории оккультных увлечений Эллиса // Там же. 2001. № 51. С. 214–239.

216

Глуховская Е. А. Последний год «Мусагета»: Эллис между Эмилием Метнером и Андреем Белым // Арабески Андрея Белого… С. 290.

217

«Урим и туммим» – магические предметы, которые вкладывались в наперсник иудейского первосвященника; «Берешит бара» – «В начале сотворил» (ивр.; Быт. 1:1); «бэт харец» – вероятно, написано с ошибкой, должно быть «эт ѓа-арец», «и землю» (ивр.).

218

Белый А. Начало века. М.: Художественная литература, 1990. С. 107–108.

219

Белый А. Собрание сочинений. Т. 4: Воспоминания о Блоке. С. 351. Дж. Малмстад отмечает, что в Бобровке «Белый работает над будущим романом „Серебряный голубь“, занимается стиховедческими штудиями и читает книги по оккультизму, астрологии и каббале из библиотеки Рачинской» («Мой вечный спутник по жизни»… С. 35).

220

Журнал Французской секции Теософского общества, издается с 1890 года по настоящее время.

221

Андрей Белый: Автобиографические своды… С. 383.

222

См.: Commentaire sur le Séfer Yesira, ou livre de la Création par Saadiah… par M. Lambert. Paris: Bouillon, 1891.

223

См.: Papus. La Cabbale: Tradition Secrète de l’Occident. 2nd éd. Paris: Chacornac, 1903. P. 175–194.

224

Существует предание, что Андрей Белый, А. С. Петровский, а также В. Я. Брюсов и В. И. Иванов были членами масонской ложи «Люцифер», связанной с розенкрейцерским капитулом «Астрея», однако этому нет документальных подтверждений. См.: Серков А. И. Российские масоны, 1721–2019: Биогр. слов. Век ХХ. Т. 4. М.: Ганга, 2020. С. 22.

225

Согласно Е. В. Глуховой, письмо было написано позже, в апреле–мае 1909 года (см.: Глухова Е. В. Письма А. Р. Минцловой к Андрею Белому… С. 263).

226

Обратим внимание, что в 1908 году Белый называет книгу Зоѓар… «подлинным мистиком»!

227

Михаил Александрович Эртель (1882 – начало 1920‐х) – историк, активный член Теософского общества, затем – антропософ.

228

Андрей Белый и антропософия / Публ. Дж. Мальмстада // Минувшее: Ист. альм. [№] 9. Paris: Atheneum, 1990. С. 469.

229

Белый А. Собрание сочинений. Т. 4: Воспоминания о Блоке. С. 341.

230

Белый А. Начало века. С. 427–429.

231

Белый А. Начало века: Берлин. ред. (1923) / Изд. подгот. А. В. Лавров. СПб.: Наука, 2014. С. 425–426.

232

Там же. С. 427.

233

Там же. С. 436.

234

Белый А. Начало века. С. 502.

235

Андрей Белый и Эмилий Метнер: Переписка, 1902–1915: В 2 т. Т. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 119. Д’Альгейм здесь явно имел в виду десятирицу сфирот, в своей совокупности составляющих единицу, единое.

236

Тургенева А. Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума. М.: Новалис, 2002. С. 30–31.

237

См.: Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 1998. С. 199–244.

238

Речь идет об одном из имен антихриста. См.: Махов А. Е. HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии: Опыт словаря. М.: Intrada, 2013. С. 52.

239

Белый А. Начало века. С. 157–158.

240

См.: Judaism and Anthroposophy / Ed. by F. Paddock & M. Spiegler. Great Barrington, Mass.: Steiner Books, 2003. P. 104.

241

Белый А. Воспоминания о Штейнере / Подгот. текста Ф. Козлика. Paris: La Presse Libre, 1982. С. 188. Отметим, что в издании «Воспоминаний» Белого неправильно указан год его рождения (1885).

242

Андрей Белый: Автобиографические своды… С. 756–757; Андрей Белый и антропософия… С. 471.

243

См. о Зеллине: Meyer Th. Wiederverkörperte Templer unter den Schülern Rudolf Steiners // Der Europäer. 2010/2011. № 2–3. S. 49–51.

244

Sellin A. W. Die geisteswissenschaftliche Bedeutung des Sohar. Berlin: Philosophisch-Theosophischer Verl., 1913. S. 3, 46–47.

245

Lévi E. Le Grand Arcane ou l’Occultisme dévoilé. Paris: Chamuel, 1898. P. 260.

246

См.: Белый А. Символизм: Кн. ст. С. 494–495. Ср. также: Он же. Глоссолалия. Берлин: Эпоха, 1922. С. 36.

247

См.: Белый А. Символизм: Кн. ст. С. 493.

248

См.: Там же. С. 491–492.

249

См.: Андрей Белый: Автобиографические своды… С. 751. Ср. также: «Явление мужиковатого бога, из трубного рева страстей минут сорок вырёвывающего очень глубокую „Упанишаду“ (пусть в образах северных) – вот каков Вагнер; мы вправе воскликнуть, привыкнув к Бетховену: „Это ж – не музыка, это же – черт знает что!“ И так точно воскликнет поклонник Вольтера, Дидро, погружаясь в „Стансы Дзиан“: „Это ж, это ж – белиберда!“» (Андрей Белый: История становления самосознающей души: В 2 кн. Кн. 2. С. 153).

250

См.: Bosman L. A. The Music of the Spheres or Cosmic Harmony. London: The Dharma Press, 1914. P. 5. Как мы помним, о трактате «Сифра ди-цэниута» Блаватская упоминает уже на 1‐й странице 1‐го тома «Разоблаченной Изиды»; см. также: Блаватская Е. П. Тайная Доктрина: В 3 т. Т. 1: Космогенезис. Adyar: The Theosophical Publ. House, 1991. С. 7, 29.

251

Белый А. Символизм: Кн. ст. С. 622.

252

Ср. также: «Золотеет Иудея: Zaré – иудей (на заре); Sepher (книга) – звук золота; и Zahar – книга блеска» (Белый А. Глоссолалия. С. 65).

253

Белый А. Символизм: Кн. ст. С. 494–495.

254

См.: Blavatsky H. P. Isis Unveiled: A Master Key to The Mysteries of Ancient and Modern Science and Theology. Vol. 2: Theology. New York; London: J. W. Bouton; B. Quaritch, 1877. P. 269.

255

Белый А. Символизм: Кн. ст. С. 623.

256

Белый А. Между двух революций. М.: Художественная литература, 1990. С. 414. Ср. в Берлинской редакции: «…Николай Александрович относительно очень легко переваривает старый мир в себе, разбухая: приобретает печать Чела Века, Адама Кадмона, напоминающего – Николая же Александровича, шествующего по Арбату в своем светло-сером пальто, в мягкой шляпе кофейного цвета, в серых перчатках» (Белый А. Начало века: Берлин. ред. (1923). С. 486).

257

Сразу же отметим, что в 1‐м издании книги ее название – на обложке, корешке, титульном листе и в самой книге – было иным: она называлась «Глоссалолия»; впоследствии название было исправлено на «Глоссолалия». Первое издание вообще содержит многочисленные опечатки, подробное обсуждение которых см. в: Торшилов Д. О. Текстология берлинской «Глоссолалии» // Миры Андрея Белого. Белград: Изд-во филолог. ф-та в Белграде, 2011. С. 485–500.

258

«В начале» (ивр.).

259

Белый А. Глоссолалия. С. 36.

260

Белый А. Записки чудака: В 2 т. Т. 2. М.; Берлин: Геликон, 1922. С. 114.

261

Андрей Белый: История становления самосознающей души: В 2 кн. Кн. 2. С. 26.

262

Там же. Кн. 1. С. 174.

263

В оригинале: «Humanity is the Adam Kadmon of the „Unknown“, His microcosm, and His only representative on earth, and every man is a god on earth» (Blavatsky H. P. Isis Unveiled… Vol. 2: Theology. P. 263).

264

Ср. исключительно популярную у теософов «великую формулу» (махавакья) «Тат твам аси» («Ты еси То»), встречающуюся в «Чхандогья-упанишаде» (6.8.7). См.: Чхандогья упанишада / Пер., коммент. А. Я. Сыркина. М.: Наука, 1992. С. 114, 218.

265

Stanza 1:5. См.: Blavatsky H. P. The Secret Doctrine. Vol. 1: Cosmogenesis. London: The Theosophical Publ. Co., 1888. P. 27.

266

Белый А. Символизм: Кн. ст. С. 72–73.

267

Белый А. Символизм: Кн. ст. С. 488.

268

Там же. С. 485.

269

См.: Spiritus [Бугаев Б. Н.]. Семь планетных духов // Весы. 1909. № 9. С. 68–71.

270

Spiritus [Бугаев Б. Н.]. Семь планетных духов // Весы. 1909. № 9. С. 68–71.

271

См.: Christian P. [Pitois J.B.] Histoire de la Magie, du monde Surnaturel et de la fatalité a travers les Temps et les Peuples. Paris: Furne, Jouvet et Cie, 1870. P. 76–78. Выписки, сделанные Белым из этой книги, сохранились: ОР РГБ. Ф. 25. Папка 31. № 2.

272

Изображение этого иероглифа заимствовано из кн.: Christian P. [Pitois J.B.] Histoire de la Magie… P. 177 (иероглиф «N»), однако перевернуто на 180°.

273

Белый А. Урна: Стихотворения. М.: Гриф, 1909. С. 119.

274

Иванов-Разумник. Вершины: Александр Блок. Андрей Белый. Пг.: Колос, 1923. С. 84.

275

См.: Белый А. Воспоминания о Блоке: Гл. VIII–IX // Эпопея (Берлин). 1923. № 4. С. 146; Он же. Собрание стихотворений, 1914 / Изд. подгот. А. В. Лавров. М.: Наука, 1997. С. 433; Лавров А. В. Андрей Белый в 1900‐е годы: Жизнь и литературная деятельность. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С. 274–275.

276

Spiritus [Бугаев Б. Н.]. Семь планетных духов. С. 69–70; ср.: Christian P. [Pitois J.B.] Histoire de la Magie… P. 77.

277

Явная отсылка к названию сборника, в который вошло стихотворение.

278

Эллис [Кобылинский Л. Л.]. Русские символисты: Константин Бальмонт. Валерий Брюсов. Андрей Белый. М.: Мусагет, 1910. С. 302–304.

279

Белый А. Серебряный голубь: Повесть в семи гл. М.: Скорпион, 1910. С. 7.

280

Так в оригинале.

281

Белый А. Серебряный голубь. С. 176.

282

В стихотворении «Наин» – наоборот: «В тебе подвластный день, Луна, / В тебе подвластный час, Меркурий».

283

Там же. С. 176–177.

284

Белый А. Серебряный голубь. С. 177.

285

См.: Hammer [Hammer-Purgstall J. F., von]. Mysterium Baphometis revelatum, seu, Fratres militiae templi qua gnostici et quidem ophiani apostasiae: idoloduliae et impuritatis convicti, per ipsa eorum Monumenta // Fundgruben des Orients. Bd. 6. Wien, 1818. S. 1–120, 445–499.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
10 из 10