Полная версия
О бизнесе на примерах. Сборник рассказов
– Да, конечно можно, я их и задаю, а потом смотрю, что написал соискатель и что говорит. – недоумевающе сказала Светлана. И в этом она была права. На собеседовании можно задать почти любой вопрос.
– Светлан, сколько времени у соискателя в среднем уходит на заполнение вашей анкеты?
– Ну, не знаю… минут 20-30 наверное.
– А на диалог, сколько времени Вы тратите?
– Ну, наверное, столько же.
– Итого, вы тратите на одного соискателя порядка часа?
– Да, где то так.
– И сколько человек Вы можете проработать за день?
– Максимум 4 человека.
– А теперь давайте представим, что наше объявление сработает как надо. Это порядка 20 звонков в день и порядка 8 человек на собеседовании. Вначале, я думаю, что у вас будет больше людей на собеседовании. Получается, что минимум 6 часов – это чистого времени на проведения собеседований. Предположим, что с частью соискателей у вас будет вопрос решаться быстро. Плюс у вас есть и другие дела, и ваш рабочий график превращается в 11 часовой рабочий день. Выживете?
Она аж оттолкнулась от стола и отъехала на стуле
– Не-е-ет…
– Ожидаемо, тогда давайте как-то оптимизировать этот процесс.
Мы проговорили порядок работы с резюме. Я рассказал Светлане о том, что короткое резюме работает эффективнее, чем большое. По сути, резюме – это средство организации собеседования, мы на него опираемся, но само по себе резюме мало информативно. Мы проговорили и порядок проведения собеседования с грузчиками. Этот момент прошёл достаточно ярко…
– Если с резюме всё понятно, то давайте вернёмся к заявке. Я переговорил с Виктором и уточнил. Нам необходимо набрать не так уж много людей. Но есть нюанс. Сейчас производство вынуждено привлекать аутсорсинговую компанию и серьезно переплачивать за услуги грузчиков. Кроме того, по сути, это не грузчики, а скорее разнорабочие. Это не очень ответственная работа. Кроме того, этот персонал находится под пристальным контролем и начальника цеха, и рабочих. Для нас это упрощает задачу. Мы должны обеспечить начальный отбор. То есть оценить наиболее критические моменты, связанные с алкоголем и с особенностями соискателя, ярко влияющими на риски безопасности и возникновения конфликтов. Говоря более научно, нам нужно отследить, на каком этапе ремиссии находится соискатель, если он алкоголик или наркоман. Нам нужно понять, насколько он управляемый, насколько он способен включаться в работу, насколько часто ему нужно будет напоминать о том, что нужно работать, а не курить. По сути, мы проводим экспресс диагностику, оценивая период, в течении которого человек способен относительно хорошо выполнять свои функции. Мы фиксируем наше заключение на резюме, потом покажу, как это лучше делать. Резюме отправляем начальнику цеха. Он нам сообщает своё решение – отправлять ли ему человека с такими характеристиками на стажировку или нет. От начальника цеха требуется быстро реагировать на наши сообщения, а от нас нужно подстраиваться под его потребности. В вашем случае, так как мы с Виктором уже работали в этом режиме, будет всё просто. Он знает, что от него требуется и у него уже есть навык такой работы.
– Почти всё поняла, кроме “ремиссии” – что это?
– Я думаю, что потом почитаете определение. Хотя давайте так, лучше это объясню. Когда пьющий человек приходит на собеседование и вы увидите, что у него одутловатое лицо, руки трясутся, от него неприятно пахнет перегаром к какому выводу вы придёте?
– Ну что он алкоголик, и даже не успев до конца протрезветь припёрся на собеседование.
– В принципе верно, но давайте попробуем теперь с ним поговорить. И, например, он уклоняется от вопросов о причинах поиска работы, не указывает название последнего работодателя, или у него большой разрыв в стаже (например, год). Он говорит, что последнее время перебивается случайными заработками. При таком диалоге, что вы подумаете?
– Ну, наверное, что это его обычное состояние. И оно нам не нужно.
– Да, согласен, я бы пришёл к такому же выводу. Что будем делать с этим соискателем?
– Откажем ему.
– Это понятно, а как?
– Ну, я бы просто сказала, что он нам не подходит и мы не готовы взять его на работу.
– Светлана, это смело, но глупо. Вы имеете дело в данном случае с людьми, которые способны повести себя достаточно неадекватно. Чтобы избежать этих эксцессов, мы просто создаём ситуацию, в которой соискатель сам отказывается от работы. Так эффективнее.
– Это как?
– Всё просто. Ваша задача удерживать ход собеседования так, чтобы рассказ о работе, о заработной плате, режиме занятости и прочие необходимые сведения, вы произносили уже тогда, когда приняли решения направлять соискателя или нет. Соответственно, вы можете манипулировать его впечатлением. Если он интересен, то вербуете его. Если нет, то рассказываете так, чтобы он отказался.
– Хитро.
– Это особенность таких вакансий. Из-за того, что на подобные вакансии приходит очень разный народ, с ними не очень любят работать кадровые агентства. Да и по большому счёту, многие просто не умеют отбирать такой персонал.
– Тогда, получается то, что вы мне сейчас рассказываете, можно сказать, секрет?
– О, Светлана, у вас есть предпринимательские нотки?
– Нет, просто вывод из ваших слов.
– Достойный вывод. Да так и есть. Часто из–за таких, казалось бы, простых вакансий и берут штатного эйчара. Если вы хотите быть востребованным специалистом, то этот навык вам точно пригодится. Самое интересное состоит в том, что и на топовых позициях, иногда приходится использовать похожий инструмент, но об этом потом как-нибудь поговорим. Давайте вернемся к нашему примеру.
– К какому?
– Про алкоголика, пришедшему с похмелья на собеседование.
– А, давайте – у неё появился неподдельный интерес к нашему диалогу.
– Итак, другой вариант. Вы видите, что соискатель с явного похмелья, но он не скрывает этого. С явными признаками вины рассказывает о том, что он забухал и его уволили, но обратно не просился из-за того, что ему не нравилось там работать. Или рассказывает о том, что он решил завязать. Что как только протрезвел, сразу же пошёл искать работу. Ну и так далее. То есть, он не “прячется”. С радостью признает свою никчемность и проявляет готовность измениться. Что тогда вы подумаете?
– Ну-у-у не знаю. Я не склонна верить алкашам, всё равно же рано или поздно опять запьет…
– Да, верно, вопрос теперь, сколько времени у нас есть до того момента, когда он опять забухает. При сноровке, когда вы достаточно насмотритесь на этих “братцев алкоголиков”, вы сможете достаточно точно предугадывать такие моменты. Есть, конечно и всяческие признаки, но в текущий момент мы с вами находимся в удачной ситуации. Нашему заказчику – я имею в виду Виктора, начальника производства, будет рентабельно отработать с ним и несколько дней. Единственное, мы с вами подстрахуемся и отправим его не на следующий день, а через, например, 2 дня. Скажем так, дадим человеку шанс отпраздновать успешный поиск работы. Если он придет в назначенный день, то рационально его пробовать, если же нет, то уже точный отказ. Понятно?
– Да-а, интересно. А как оплачивать?
– Тут тоже достаточно просто. Оплачивается фактически отработанное время, но об этом мы поговорим уже тогда, когда отправляем соискателя на стажировку. Причём, будьте внимательны, это должен слышать только он. Не усложняйте себе работу.
– Рационально получается. И у меня нагрузки меньше, и Виктор получит людей.
– Нагрузки всё равно будет достаточно много. Давайте поговорим ещё об одном моменте. Если принимая звоночки, приглашать всех, с кем говоришь, то можно собрать такое количество соискателей, что будет тяжело их проработать, даже если мы с вами будем вдвоём вести собеседование. Нужно подумать, как отфильтровать часть народа на телефонном звонке. Вот несколько простых правил:
– Все те, кто совершает звонок позднее 19:00 – всем отказ. То же самое касается и тех, кто совершает звонок в выходной день.
– Я вообще-то в 18:00 планировала отключать телефон и в выходные тоже.
– Это ваше право, но лучше не надо так делать. Если до вас не дозвонились в неурочное время, то этот человек совершит звонок в рабочее время, скажем так, опомнится, и вы его пригласите, естественно, если он не отсеется по другим признакам. Что рациональнее, общаться с неподходящими соискателями очно или потратить минуту на отказ – решать вам. Я обычно сам отказываю по телефону и своим сотрудникам настоятельно рекомендую поступать также.
– Да-а- а, лучше уж по телефону.
– Ну, тогда второе правило. Вы не рассказываете о вакансии, пока соискатель не ответит на 3 вопроса: Откуда Вы узнали о вакансии? – ответ на этот вопрос может быть чётким, соискатель сразу назовет газету или объявление на улице или интернет ресурс. – этот вариант наилучший. Или путанно, извиняясь, скажет, что в газете, но название не помнит, или тоже самое об интернет-ресурсе. – Это уже хуже, но в принципе, имеет смысл продолжить диалог. Ну и самый негативный вариант, он не помнит, и проявляет раздражение в ответ на ваш вопрос или называет источник, в котором вы не публиковались. Есть небольшое исключение – когда человек говорит о том, что ему дали номер. В этом случае нужно спросить, кто дал, попробовать как-то выяснить. Ну и дальше отслеживаем уровень агрессии – растет, не подходит. Проявляет застенчивость, зовём.
– Да, понятно, и несложно. Я думала, что вы сейчас будете говорить о признаках речи, указывающих на особенности характера или ещё что-то.
– Нет, незачем мудрить. Можно конечно поговорить и о сложных техниках, но у нас мало времени для этого. Давайте разбираться с последним вопросом. Последний будет немного посложнее. Он состоит из двух частей. Вначале спрашиваем “Кем вы работали на последнем месте работы?” Если соискатель проявляет агрессию или раздражение, то этот не для нас.
– Отказать?
– Почти. Не спешите, этот момент тоже поясню.
– Угу
– Если он не может четко сказать где работал, то просто делаем себе отметочку, так сказать, в голове. И задаем второй вопрос “Почему уволились?” Любая форма агрессии, отказ. Если он опять говорит невнятно, то тоже отказ. С вопросами понятно?
– Да, я всё поняла. Спасибо. А что с отказами?
– Ну тут тоже всё просто. Если соискатель агрессивен, то рационально извиниться и сказать, что к сожалению вакансия закрыта и вы больше не нуждаетесь в персонале. Вас скорее посчитают не очень умной, так как вы вначале задавали вопросы, а потом сказали, что вакансия закрыта. Ваша задача извиниться и положить трубку. Во всех остальных случаях, когда вы готовы пригласить, нужно подготовить “скороговорку”, которую вы будете говорить медленно, которая позволит легко найти место собеседования.
– Это как?
– Чётко выстроенный текст, который при необходимости вы в состоянии произнести на максимально возможной для вас скорости. Но, произносить его нужно не торопясь. Закончить нужно его, что если заблудитесь, то звоните. Чуть не забыл. Соискателей лучше назначать на одно время. Так Вы соберете группу грузчиков, работать с ними удобнее и безопаснее.
– Понятно. На этом всё на сегодня?
– Почти. Осталось только дать вам задание.
– Какое ещё задание?
– Очень простое. Я знаю, что понедельник у вас легкий день, так?
– Да спокойный. – она насторожилась, ожидая от меня пакости.
– Тогда я попрошу вас прийти в цех к 7:45 и провести там день, наблюдая за грузчиками. Ваша задача записать все виды работ, которые они там совершают, для каждого вида работ замерить время, которое они тратят. Это не сложно, Виктор вам поможет.
– Это обязательно?
– Да, Светлан. Обязательно. Я уверен, что вы к концу рабочего дня, вы поймете, почему я настаиваю на этом.
– Ладно, это всё на сегодня?
– Пожалуй да, если у вас не осталось вопросов.
– Нет, не осталось, спасибо Дмитрий, я просто опаздываю немного, меня ждут.
– Всё нормально, до свидания.
Мы проговорили до 3-х часов дня. В целом я остался доволен Светланой. Нужно будет её перехватить вечерком в цехе. Заодно узнать, как она выполнит задание.
Я пришёл в цех в 16:40. Светлана стояла около склада готовой продукции и наблюдала, как сторонние грузчики (аутсорсинг) перетаскивали готовые конструкции, расставляя их на пирамиды. Не стал обращать её внимание на себя, сразу пошёл к Виктору. Он практически врезался в меня, когда я заходил в основную часть цеха.
– О, здоров, пасёшь?
– Да, пасу, добрый вечер.
– Постой, я сейчас, отдам ребятам заказ подписанный и подойду – он помахал передо мной листом и умчался дальше. Он всегда по цеху перемещался с бешеной скоростью, которой от него сложно было ожидать. При этом успевал замечать всё.
– Идём, чаёк погоняем, думаю и твоя подопечная сейчас к нам присоединится. Все уже заканчивают работать и смотреть больше нечего. Она молодец, голову под станки не совала, но посмотрела всё. Вначале, конечно, как муха сонная ползала, а потом ничего, втянулась.
– Записывала что-то или так ходила?
– Записывала, записывала. Ребята ко мне подходили, им такие вещи тревожны, сам понимаешь. Я посмотрел. Нормально всё записала, объяснил ей несколько моментов. Она и это записала. Молодец она. Я, признаться, не ожидал. Так что сработаемся с ней.
– Дмитрий, здравствуйте, что, с проверкой пришли? – в кабинет вошла Светлана.
– Добрый вечер, Светлан, нет, не с проверкой, просто хотел поговорить с вами и с Виктором вместе.
– Всё нормально, мы тут уже пообщались и кое-что новенькое придумали. – с гордостью сказала Светлана, Виктор посмотрел на неё с прищуром и ухмыльнулся – ну, точнее Виктор предложил – дополнила она.
– Нет, тут ничего нового, помнишь, ты на оборотной стороне резюме писал мне записки? И по Факсу 2 страницы отправлял, чуть всю факсовую бумагу у меня не извёл?
– Помню.
– Так вот, все твои записульки можно свести к 5 видам. Я и подумал, давай каждому присвоим цифру и будем писать в верхнем углу эту цифру. Ну и дату писать рядом в скобках, когда соискателя ждать.
– Я не против, как вам удобно. Идея классная. Вы, Виктор, как всегда найдёте способ упростить жизнь
– Ну так, старая школа, не то что вы, неучи! – гордо произнёс он. Светлана смотрела на нас удивлённо.
– Светлан, мне тогда добавить нечего, у вас вопросы появились? Я вижу, что всё хорошо, вы и с Виктором контакт наладили, а судя потому, что у вас не сонный вид, вам было интересно тут провести день, так?
– Да так, опять вам спасибо. Я на производстве столько времени никогда не проводила. Виктор мне всё рассказал, мы с ним и по всем вакансиям поговорили, он мне рассказал как что и почему делается, было интересно. Единственная просьба, можно вас попросить первые собеседования со мной провести.
– Да, без проблем, но только тогда или утром, или вечером, заранее позвоните.
– Да, спасибо ещё раз.
– Я тогда пойду.
Мы попрощались и я ушёл. Светлана мне позвонила в среду, после обеда…
– Добрый день, Дмитрий.
– Добрый, как успехи?
– Я замучилась отвечать на звонки. Завтра можем собеседование провести вечером?
– Да, можем конечно, во сколько?
– Я на 17:00 пригласила всех.
– Сколько человек?
– не знаю точно, наверное, человек шесть будет. Толпа целая – прозвучало это как–то обречённо.
– Хорошо, приду.
– Спасибо до свидания.
– До свидания.
Я пришел заранее. Перед кабинетом Светланы стояло 3 человека. До назначенного времени было ещё 15 минут. Чтобы немного ускорить процесс, решил прикинуться соискателем парой фраз.
– Вы на счёт работы?
– Да, а ты?
– Да, я тоже. Что платят?
– Мне не сказали, вопросы всякие задала и говорит, приходи, я её спрашиваю, что идти-то, платить сколько будешь. А она говорит, придёшь, всё узнаешь. А ты знаешь?
– Знаю, сейчас начнём, всё расскажем – он немного оробел, но потом улыбнулся. Я зашёл в кабинет. Светлана увидела меня и встала, было явно, что она переживает.
– Добрый вечер, Светлана, готовы?
– Да, готова, но переживаю, как первый раз. Резюме я ваши распечатала.
– Хорошо, сколько человек можно за раз у вас посадить?
– Двоих, ну одного ещё, и нужно мне где-то сесть.
– Стулья найти сможем?
– Да, конечно. Принести?
– Пойдемте вместе – я оглянулся на стол для собеседований, можно было разместить троих соискателей так, чтобы они друг другу не мешали. Мы зашли в соседний кабинет, он представлял из себя склад мебели. Откопали 3 стула.
– Пойдёмте, 3 человека – сказал я, проходя мимо соискателей. В коридоре остался один, до времени “Ч” оставалось ещё 5 минут.
– Присаживайтесь. Светлан, дай мне бланки резюме.
– Всё в лотке на столе, и ручки там.
– Спасибо – я достал резюме и раздал соискателям. – Заполняйте, а потом поговорим.
Светлана собралась сесть за стол с соискателями, но увидев, что я на неё смотрю неодобрительно, ушла за свой стол. Если бы мы сидели вдвоём, то это некомфортно было бы для соискателей.
Я разглядывал соискателей. Сидел молодой парень, очень аккуратно одетый, на руке у него были электронные часы, сверкающие своей новизной. Он начал заполнять резюме первым. В движениях видна была привычка писать. Второй соискатель был явно старше него, ему на вид около 35 лет. Он внимательно разглядывал бланк, положил ручку около себя, он заметно нервничал, пытался подглядеть к первому соискателю, как бы стараясь списать. Одет был опрятно, но в старые вещи. На локте джинсовой рубашки были заметны аккуратные стежки. Это был, тот, с которым я говорил, когда пришел. Третий был старше предыдущих двух. На вид ему около 45 лет. Он был одет в потрепанный, костюм. На ногах армейские ботинки. Он держал ручку, так как будто нечасто писал, как-то неуклюже. Сильно склонился над бланком и печатными буквами выводил свои ФИО. По кабинету потихоньку расплывался кисловатый запах, думаю, это от последнего соискателя…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.