bannerbanner
Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери
Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери

Полная версия

Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Это удивительное событие отражено в одной из мозаик, посвященных обороне Москвы 1941 года, в главном храме Вооруженных сил России в парке «Патриот».

Согласно завещанию архиепископа Иоанна (Гарклавса), возвращение подлинника иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда возродится Тихвинская обитель. В 1995 г. Тихвинский Богородицкий монастырь был возобновлен. 23 июня – 9 июля 2004 года состоялись торжества по случаю перенесения Тихвинской иконы Божией Матери из Чикаго в Москву, Санкт-Петербург, а затем в Тихвин, где она была поставлена в Успенском храме обители. Протоиерей Сергий Гарклавс вспоминал: «В Ригу мы прибыли 21 июня 2004 года и пробыли там 2,5 дня. Встреча была неописуема! Когда въехали в город, начался колокольный звон, а улицы с обеих сторон были заполнены людьми. 250 тысяч человек встречали Святыню. Потом икона приехала в Москву (где на поклонение к ней пришло около полмиллиона человек), затем – в Петербург. А утром 8 июля мы выехали с Ладожского вокзала в специальном поезде в Тихвин. Там от Соборной площади к монастырю икону несли по дороге, усыпанной живыми цветами».

И вновь великая святыня земли русской простирает свой покров над нашим народом…


«Державный покров России»

Икона Божией Матери «Державная»


Удивительно глубокие и проникновенные слова сказал о покровительстве Пресвятой Богородицы нашей стране замечательный подвижник нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Державный Покров Матери Божией покрыл весь род христианский на все времена. Православная Россия – удел Божией Матери. Она являлась Сама на Руси тем святым, чьи сердца не знали тени порока: преподобным Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим. Она посещала многострадальную, но верную Богу Русь многочисленными Своими иконами, ими являя русским людям Свой Покров. Про Матерь Божию можно смело сказать, что Она – неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси.

Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и скорбями очистившим свои сердца. Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть “малое стадо” несет и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией – мы не погибнем. Матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения. И наше верующее, знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце пусть всегда припадает к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас.

Особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери “Державная”. Это произошло в день отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе».

Старец Псково-Печерского Успенского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин), 1910–2006


13 февраля 1917 года благочестивая пожилая крестьянка Евдокия Андрианова, жившая в слободе Перерва под Москвой, слышала явственно во сне необыкновенный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Потрясенная сновидением Евдокия стала усердно молиться, обращаясь к Господу с просьбой открыть смысл таинственных слов. 26 февраля она увидела во сне необыкновенную, устремленную ввысь белую церковь. В храме на троне восседала величественная Женщина, в которой Евдокия, не видя Ее святого лика, сердцем признала Царицу Небесную. Вскоре Евдокия удостоилась во сне третьего видения. Ей была явлена икона, видение было смутное, деталей образа после пробуждения она вспомнить не могла, но общее впечатление особого царственного величия изображенной на иконе Богоматери осталось в сознании.



Исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, Евдокия Андрианова отправилась в село Коломенское. В знаменитом Вознесенском храме она тотчас же узнала виденную во сне необычную белую церковь. Настоятель о. Николай Лихачев не сразу поверил женщине и даже, по его словам, сначала склонен был осудить ее за доверие к снам. Ни в одной из находящихся в храме икон Евдокия не узнала таинственный образ. И тогда отец Николай велел усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, в церковном подвале. И вот в подвале, среди старых досок, тряпок и рухляди, в пыли нашли большую старую, черную икону, на которой ничего нельзя было разобрать. Когда доску стали промывать от многолетней пыли и копоти, проявился Лик Царицы Небесной. Матерь Божия с благословенным Богомладенцем Иисусом на коленях в багряной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках восседала на троне. Впоследствии установили по записям в книгах Воскресенского женского монастыря, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенское, возвращена потом не была, и в монастыре о ней забыли.

Прославить явление иконы приехал святитель Тихон, тогда еще митрополит Московский, и благословил составить акафист Державному образу, взяв части из каждого акафиста иконам Пречистой, явленным в России, и назвать его «Акафист акафистов».

Среди верующих передавали слова, услышанные Евдокией Андриановой из уст Пречистой: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконою Державной посылаю Свою особую благодать и силу. Копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях. Но кто во время испытаний будет с верою молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем».

Известный поэт монархист Сергей Бехтеев посвятил явленной святыне проникновенное стихотворение:


Перед Твоей Державною иконой

Стою я, трепетом молитвенным объят,

И лик Твой царственный, увенчанный короной,

Влечет к себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости бесславной,

Измены, лжи, неверия и зла

Ты нам явила образ Твой Державный,

Ты к нам пришла и кротко прорекла:

«Сама взяла Я скипетр и державу,

Сама Я их вручу опять Царю,

Дам царству русскому величие и славу,

Всех окормлю, утешу, примирю!..»

Покайся ж Русь, злосчастная блудница,

Омой в слезах свой оскверненный стыд,

Твоя Заступница Небесная Царица

Тебя и грешную жалеет и хранит.


По молитвам перед Державной иконой Матерь Божия даровала верующим множество исцелений от телесных и душевных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, обителям, фабрикам и заводам. Бесчисленные копии с образа украшали храмы по всей России. После прославления Державной иконы Евдокия Андрианова собрала деньги на ризу к чудотворному образу и решила помолиться в Дивеевском монастыре и попросить благословение на возложение ризы. Тут она вновь удостоилась явления Божией Матери. Царица Небесная велела вернуть собранные деньги и не возлагать ризы на образ, так как скоро в России будут снимать ризы со всех икон, а после испытаний российских риза сама к ней подойдет.

Через несколько лет после явления Державной иконы по всему Отечеству нашему списки ее были изъяты из церквей, составители службы и канона расстреляны, а тысячи людей, осмелившихся хранить у себя ее изображение, брошены в тюрьмы. В 1929 г. из закрытого Вознесенского храма вместе с другими святынями была вынесена и Державная икона. Верующие считали, что ее уничтожили, и потому когда в конце 80-х годов обнаружилось, что Державная икона находится в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства Исторического музея, многие не поверили, что там хранится явленная святыня. В апреле 1988 г. икона была передана Историческим музеем на выставку, организованную к празднованию 1000-летия Крещения Руси в издательском отделе Московской патриархии, и появилась возможность ее исследовать. Тщательное сличение иконы с фотографией, сделанной в иконописной мастерской Свято-Алексеевского монастыря в Москве при реставрации Державной иконы в 1917 году, показало – из музея действительно передан явленный чудотворный образ Божией Матери. 27 июня 1990 г. икону перенесли в действующую Казанскую церковь в селе Коломенское, где она пребывает и сейчас (в Вознесенском храме, в котором была явлена икона, богослужения не совершаются). В память обретения «Державной» иконы Богородицы в день насильственного отречения от престола императора-страстотерпца Николая II празднование ей установлено 15 (2) марта.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Русский афонский отечник XIX–XX. Святая Гора Афон, Изд. Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2012.

2

Фонкич Б.Л. Чудотворные реликвии Христианского Востока в Москве в середине XVII века. Икона Иверской Богоматери. М., 2004.

3

Истинное Православие и современный мир: Сборник статей и речей ко дню сорокалетия священнослужения / Архиепископ Аверкий. Джорданвиль. Типография преп. Иова Почаевского. Свято-Троицкий монастырь, 1971.

4

Вертинский Александр Николаевич. «Дорогой длинною…» М., Астрель. 2017.

5

Цит. по: Икона Богородицы Иверская Монреальская, Мироточивая. Сайт azbyka.ru

6

Известный иконописец, искусствовед и богослов Леонид Александрович Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет: «В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке… Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками с икон, писанных когда-то евангелистом».

7

Николай Блохин. Дар Божий. К семидесятилетию битвы под Москвой. Сайт ruskline.ru

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3