bannerbanner
Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери
Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери

Полная версия

Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Татьяна Никитина

Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери

«Матушка Казанская»

Казанская икона Божией Матери


Если мы внимательно и непредвзято вглядимся в историю нашего Отечества, то увидим, что часто бедствия постигали русскую землю за беззакония и охлаждение веры, а великие и славные победы совершались по милости Божией, когда народ приносил покаяние и надежду возлагал на помощь свыше. «Богу молись – от Него победа», – говорил великий полководец Суворов. Не раз в минуты внешней опасности русские люди в едином сердечном порыве обращались с горячей молитвой к Заступнице усердной, и Матерь Божия спасала их от врагов.

В многочисленных чудотворных образах прославляется на Руси Пречистая Богородица. Но ни одна из икон не имеет такого количества списков, как Казанская. Вся Православная Русь свято чтит Казанскую святыню, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, в честь нее построено множество храмов по всей России. Ее значение в жизни русского народа огромно. Она стала всенародной святыней и знамением Небесного Покрова над Русской Церковью и нашей Отчизной. Знаменитый проповедник святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (†1857), назвал Казанскую икону «Русским Покровом» – Покровом Пресвятой Богородицы над Россией.


Казанская икона из Елоховского собора Москвы. Фото с сайта commons.wikimedia.org


Казанская икона Божией Матери явилась в городе Казани через 25 лет после завоевания татарского ханства Иваном Грозным. Трудно шло дело проповеди Евангелия среди мусульман и язычников. И Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, не замедлила послать Свою помощь. После опустошительного пожара вместе с другими погорельцами строил новый дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Богоматерь и повелела достать из земли Ее икону, еще при господстве мусульман зарытую на месте сгоревшего дома тайными исповедниками православия. Девочка сначала никому не решилась открыть своего сна; после второго явления Богородицы поведала о нем матери, но та не придала значения рассказу ребенка. Третье видение было грозным – от иконы Пресвятой Владычицы исходило пламя и был голос: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, то я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». На этот раз мать пошла с Матроной к воеводам и архиепископу Иеремию, но никто не хотел верить детским снам. Женщина сама взяла заступ и начала рыть в указанном дочерью месте, но ничего не нашла, поиски других тоже были безуспешны. Тогда девочка сама откопала сияющую чудным светом икону Божией Матери, завернутую в рукав полуистлевшей одежды, но без малейшей порчи, будто свеженаписанную. Священник ближайшего храма, будущий Патриарх Московский Ермоген, в сопровождении крестного хода на руках отнес икону в Благовещенский собор. При этом произошло множество исцелений, особенно слепых. Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была копией Влахернского образа, написанного святым евангелистом Лукой. Царь Иоанн Грозный, получив известие о чудесном явлении иконы и список с нее, повелел на месте обретения построить храм во имя Пресвятой Богородицы и основать женский монастырь, прислав на сооружение церкви значительную сумму из собственных доходов и определив выдавать деньги на содержание священнослужителей, игуменьи и сорока сестер. Обретшая икону девица Матрона стала первой инокиней, а затем настоятельницей нового Богородицкого девичьего монастыря. В 1594 году здесь заложили обширный собор для пребывания Казанской иконы, в обитель делались богатые вклады, чудотворный образ был обложен царскими дарами – золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века, в 1768 году, императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала ее бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. Чудесное явление образа воспоминается 21 (8 по старому стилю) июля.

Небольшая икона, обретенная на иноверной окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знаком особого покровительства Богородицы нашей земле. Много раз «Матушка Казанская» спасала Русь и указывала путь к победе русским православным воинам.

В Смутное время, когда поляки заняли Москву, грабили и убивали жителей, разоряли и жгли храмы и монастыри, оскверняли мощи святых, уничтожали древние иконы, русский народ по призыву священномученика Патриарха Ермогена встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавили нижегородский купец Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский, протопоп Благовещенского собора Казани привез чудотворный список с явленного образа Казанской иконы Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ наложил на себя трехдневный пост и с молитвой обратился к Господу и Его Пречистой Матери. В осажденном Кремле находился в то время в плену у поляков греческий архиепископ Арсений. Ночью ему явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». Воодушевленные этим известием, русские войска 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года освободили столицу.

Казанский храм на Красной площади. Фото с сайта commons.wikimedia.org


По изгнании врагов князь исполнил данный им обет: в 1633 году построил на Красной площади церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, где поставил защитивший Москву образ. После революции, в 1918 году, в Москве начались кражи икон из храмов. Из собора на Красной площади была похищена и московская Казанская икона Божией Матери. В храме остался почитаемый список, сделанный в XVII веке. Сейчас этот чудотворный образ, ставший одной из главных святынь Москвы, находится в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе.

4 ноября 2023 года, в День народного единства, когда вспоминается победа над поляками 1612 года, Святейший Патриарх Кирилл перед совершением литургии в Успенском соборе Московского Кремля представил список Казанской иконы, который, согласно проведенной экспертизе, был в ополчении Минина и Пожарского и впоследствии хранился в Казанском соборе на Красной площади. Этот образ, датированный 1580 годом, был подарен патриарху Алексию II коллекционером и реставратором С.Н. Воробьевым († 2022). В тот же день вновь обретенная святыня была доставлена в Казанский храм и помещена в киот.



Чудотворная Казанская икона Божией Матери – главная святыня Санкт-Петербурга. Этим образом святитель Митрофаний Воронежский благословил Петра I при основании северной столицы, сказав пророческие слова – он станет «покровом города и всего народа твоего». В 1811 г. икона была поставлена в построенном специально для нее Казанском соборе. Ко дню освящения храма чудотворный образ украсили окладом из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом.

В 1812 г. фельдмаршал М.И. Кутузов молился перед этим образом о победе над Наполеоном (вскоре он обрел в Казанском соборе место вечного упокоения). А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских храмах серебро, поднесли его в дар Казанской святыне – из этого металла для собора отлили иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска».

В марте 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали более двух тонн серебра и около 15 килограммов золота; были проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. В 1932 году, после закрытия Казанского собора и размещения в его стенах атеистического музея, икону передали в Спасо-Успенский собор, затем в Андреевский, а после его закрытия – в Смоленский храм на Смоленском кладбище, захваченный тогда обновленцами. Когда наступило время закрытия и Смоленского храма, случилось чудо – в августе 1940 года, когда все храмовые иконы были приговорены к уничтожению, чудотворный Казанский образ передали в кафедральный Князь-Владимирский собор. Историки отмечают, что перенесение Казанской иконы после стольких лет «обновленческого плена» в собор Ленинградской митрополии остается беспрецедентным случаем для того времени. Все 900 дней блокады Князь-Владимирский собор с хранившейся в нем чудотворной иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь осажденного города. Несмотря на блокаду, голод, отсутствие транспорта, богослужения в храме не прерывались ни на один день. После возвращения Церкви Казанского собора в июне 2001 г. чудотворная икона вернулась в него.

Древняя же явленная Казанская икона Божией Матери бесследно исчезла при ограблении Богородицкого женского монастыря в Казани в 1904 г. В ночь на 29 июня несколько грабителей во главе с некиим В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, что ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Однако по многим свидетельствам эта риза сейчас находится в Ватикане, так что есть надежда, что и сама наша великая святыня не погибла в огне.

Самый ранний из известных списков с чудотворного образа Богоматери Казанской (1606 г.) хранится сейчас в Третьяковской галерее.

7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону Казанской Божией Матери на Международную космическую станцию. Образ хранится в ее российском сегменте. Вручая икону космонавтам после литургии в храме Христа Спасителя, Патриарх Кирилл сказал: «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».


«Благая Вратарница»

Иверская икона Божией Матери


Иверская икона Божией Матери (греч. Портаитисса) – одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, главная святыня Иверского монастыря на Афоне. Сказание гласит, что в IX веке образ находился у одной богатой благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи с единственным сыном. Добродетельная женщина имела величайшее благоговение к святыне, хранила ее в часовне, устроенной неподалеку от дома, и часто в своих нуждах обращалась к ней с усердными молитвами. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, посланные царем истреблять всюду святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один из воинов, угрожая вдове мучениями, в ожесточении копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. В ужасе воин упал на колени перед образом. (Раскаявшись, он ушел на Афон, где принял монашество и окончил свои дни в строжайшем подвижничестве, за что был прозван «святым варваром».) Женщина дала воинам деньги и просила до утра не трогать икону. Чтобы сохранить святыню от нового поругания, ночью она отнесла ее на берег и опустила в море, умоляя Царицу Небесную избавить ее от царского гнева, а образ от потопления. К своей великой радости вдова увидела, что икона в прямом положении устремилась по воде к западу. Благочестивая мать внушила своему сыну удалиться от гонения иконоборцев в Грецию. Юноша отправился в Солунь, а оттуда переселился на святую Афонскую гору и принял монашество. От него афонские иноки услышали об иконе, которую его мать пустила по морю.

Через двести лет после этого события иноки афонской Иверской обители, названной так в честь основавших ее в 980 году трех знатных выходцев из Иверии (Грузии), увидели на море огненный столп. Явление повторялось несколько дней и ночей подряд. Не понимая, что значит это видение, они долго в недоумении и страхе творили молитву. Когда же собрались пустынножители из всех окрестных монастырей и подошли ближе к морю, то увидели, что огненный столп возвышался над иконой Богоматери, стоявшей на воде и удалявшейся от них по мере их приближения. Иноки Иверского монастыря собрались в храме и со слезами молили Бога даровать им чудесно явившуюся на море святую икону. В то время жил в монастыре благочестивый старец Гавриил, родом из Иверии. Ему во сне явилась осиянная небесным светом Божия Матерь, повелела возвестить настоятелю и братии, что Она хочет дать им Свой образ в помощь и заступление, и приказала, чтобы старец с верою шел по морским волнам и принял икону для своей обители. Гавриил объявил о видении; настоятель и братия на следующее утро вышли на берег при молебном пении с кадилами и светильниками. Св. Гавриил Грузин небоязненно подошел по воде «немокренными стопами», как по суше, к святой иконе и сподобился принять ее своими руками. С радостью иноки встретили ее на берегу и три дня и три ночи непрерывно совершали молебствие; после того внесли ее в соборную монастырскую церковь и благоговейно поставили в алтаре. Однако через некоторое время инок, назначенный для возжигания свечей и лампад, перед заутреней войдя по обычаю в храм, не нашел Иверской иконы на том месте, где она была поставлена. После долгих поисков обрели ее на стене над монастырскими воротами и отнесли на прежнее место; но на следующее утро она снова явилась над воротами. Это повторялось несколько раз. Наконец Богоматерь вторично явилась во сне старцу Гавриилу и сказала: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня и не усиливались удерживать икону Мою в соборе, а оставили бы ее на воротах. Я не желаю быть хранима вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». С того времени устроена церковь во славу Преблагословенной Богородицы над монастырскими воротами, где Она Сама избрала для Себя место. Поныне икона пребывает в храме при монастырских внутренних вратах, почему и называется Вратарницей, или Привратницей, – Портаитиссой. А в том месте, где Иверский образ Божией Матери коснулся афонской земли, много веков продолжает бить чудотворный источник, находящийся на берегу ниже уровня моря. Выходя на поверхность земли, вода течет на протяжении одного метра и опять уходит под землю, кромка морской воды всего в нескольких шагах, но вода в источнике пресная и целебная.

Иверская обитель со времени явления в ней чудотворного образа была хранима Владычицей даже в самые тяжкие времена. Поразительное свидетельство тому находим в книге «Сказание о странствии и путешествии» русского инока Парфения (Агеева), посетившего Святую Гору в 1854 году. В жизнеописании выдающегося подвижника, иеросхимонаха Арсения Афонского, возродившего русское монашество на Святой Горе после опустошения ее турками, о. Парфений рассказывает о его посещении Иверской обители в начале XIX века.

«Дождавшись весны, отцы пошли по суше к Святой Афонской Горе. И здесь на пути они опять претерпели множество скорбей, напастей и побоев. Опять же только Один Бог был свидетелем их страданий. Как злато в горниле, искушал их, да превратит в чистейший металл. Почти каждый час нападали на них разбойники. Но взять у них было нечего: денег не было, а одежды на них были ветхие, истрепанные. Иные разбойники только побьют, другие возьмут последние сухари, иные поиздеваются да так и отпустят. И так шли отцы более месяца и наконец дошли до Святой Горы. Было это в 1800–1805 годах. Вот что увидели они: жилища монашеские опустели, сады одичали и заросли лесом, монастыри стоят запертые, а ополчение Царицы Небесной разбежалось по разным странам: иные скрылись по непроходимым лесам, горам и вертепам, иные затворились внутри монастырей – и мало кого из них можно было увидеть. Русский монастырь вовсе запустел и стал пристанищем диких зверей. Братия его скиталась по Святой Горе, не имея места, где главы приклонить.

Отцы наши тогда отправились к Самой Настоятельнице Горы Афон, в Иверский монастырь, к чудотворной иконе Царицы Небесной Иверской, ко Вратарнице Афонской. И когда пришли к воротам монастыря, то отцы иверские приняли их, впустили внутрь монастыря и привели в церковь поклониться Божией Матери. Придя туда и увидев Ее, русские странники очень обрадовались, пали на колени, пролили много слез и просили принять их в Свой святой удел. Радуясь, они также удивлялись, что в такое смутное время, когда монашеское ополчение по большей части разбежалось, Она, Царица и Владычица, стоит на Своем месте как ни в чем не бывало, во всем Своем полном убранстве, украшенная золотом и серебром и драгоценными камнями. Турок полон монастырь, а они не могут разграбить Ее убранство.

Отцы наши спросили греков, почему те икону не спрятали в укромном месте, почему не сняли украшения и почему турки не могут похитить с нее золото, серебро, камни, представляющие такое богатство. Отцы иверские им отвечали: “А куда и зачем нам ее убрать? Она наша Покровительница и Защитница, Назирательница Горы Афонской. Хотя и наказала нас за грехи, но лика Своего не отвернула, не до конца прогневалась и пребывает еще с нами. И так как Она на нас еще весело смотрит, то имеем надежду, что пройдут эти скорби. Теперь у нас только в том радость и утешение, что Она, Царица Небесная, пребывает с нами. Когда же находят на нас невыносимые скорби от турок и от наших немощей, то мы прибегаем к Ее помощи и обретаем в скорбях своих утешение.

Вы спрашиваете: почему турки не похитят ее убранство? Они не только не могут снять драгоценностей, но не могут и войти в малый храм. Вот уже третий год живут в монастыре, а еще нога их не ступала в храме. Когда разозлятся на нас, начинают требовать от нас золота и серебра и церковной утвари, то мы отвечаем, что не имеем их, хотя на самом деле все спрятано. Ничего не открываем, готовы пострадать даже, чтобы не досталось им монастырское богатство. Показываем им эту святую икону и говорим: “Вот на иконе много золота и серебра и дорогих камней, если вам угодно, то возьмите себеˮ. Они же, стоя в дверях, говорят: “Мы не можем к ней подступиться. Нас одолевает страх. Вон Она на нас как сердито смотрит!ˮ – и отходят посрамленные, не в силах что-либо сделать. А мы благодарим Царицу Небесную за то, что Она Сама Себя защищает и нас, грешных, спасает, покрывая Своей милостию. И за то еще благодарим Владычицу нашу Богородицу, что послала турок смирить нас, грешных: если бы их не было, то тогда уже разбойники нас совсем бы разорили и опустошили храм.

Еще скажем вам вот что: год тому назад великое было смущение и тревога на Святой Горе, так что и оставшиеся отцы, афонские жители, хотели бежать отсюда вон. До этого смущения пребывало на Святой Горе всей братии до сорока тысяч, а ныне осталось не более одной тысячи. Да и те хотели оставить свое место и бежать кто куда. Думали, что Божия Матерь покинула их, и оттого запустеет Святая Афонская Гора. Но когда начали так помышлять, скорая помощница, Царица Небесная, Владычица наша Богородица, явилась многим отцам и пустынникам и сказала: “Почему так испугались вы? Почему входят такие помышления в сердца ваши? Все скорби и притеснения пройдут, закончатся, и вновь наполнится Святая Гора монашествующими. Знайте, что пока Моя икона будет находиться на Святой Горе, в Иверском монастыре, ничего не бойтесь, спокойно живите в своих кельях. А когда уйду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет торбу свою и пусть идет кто куда знаетˮ. И теперь все пустынножители каждую неделю приходят к нам в монастырь и смотрят, на своем ли месте стоит Божия Матерь, и, убедившись, что она незыблемо пребывает там же, вновь возвращаются в свои пустынные келлииˮ»1.

Неисчислимое множество чудес совершалось от Иверской иконы с самого ее явления, и слава этой святыни распространилась далеко за пределы Афона. Через паломников слух о дивном образе достиг и России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще архимандрит Новоспасского монастыря) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря, прибывшему в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать точный список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

Уже через год список Иверской иконы был доставлен афонскими монахами в Москву вместе с грамотами царю Алексею Михайловичу и новоспасскому архимандриту Никону от настоятеля Иверского монастыря Пахомия с подробным описанием создания копии для русской столицы. «Вернувшись в свою обитель, я (архимандрит Пахомий. – Примеч. авт.) собрал 365 братьев, и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую доску, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу, преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365-ю братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона»2.

13 октября 1648 года образ был торжественно встречен жителями столицы. Благочестивый Государь Алексей Михайлович повелел выстроить для святыни часовню у Воскресенских ворот, с упованием, что Божественная Вратарница будет покровом и ограждением столицы.

Великая святыня Русской Православной Церкви московская Иверская икона Божией Матери прославлена от Господа многими чудесами, запись которых велась в часовне. В обычае благочестивых москвичей было брать у нее благословение на всякое важное дело. Икону часто возили в дома болящих в особо для того устроенной колеснице, а чтобы часовня не пустовала, в ней ставили другой образ, называемый «Заместительница» (сейчас находится в Николо-Кузнецком храме).

«С раннего утра до поздней ночи можно было видеть множество людей, входящих в эту часовню, чтобы поклониться святыне и помолиться перед ней в своих скорбях и нуждах. Многие представители крупных московских фирм не начинали своего рабочего дня, не побывав у Иверской, редкий учащийся не заходил к ней перед экзаменами; даже многие хваставшие своим неверием в трудные минуты жизни прибегали к Иверской, столь велико было ее почитание у жителей Москвы. При этом лишь очень малая часть богомольцев видела подлинную икону, ибо ее почти круглые сутки возили по домам людей, желавших принять ее у себя. Московская Иверская икона замечательна тем, что это была, может быть, единственная в мире святыня, которая никогда не бывала запертой, никогда не оставалась без присутствия при ней значительного количества людей. Возили ее из дома в дом даже по ночам, ибо всегда было слишком велико число людей, желавших принять ее у себя на дому. Сколь знаменательно то, что священный лик Богоматери постоянно объезжает город, посвященный Богоматери!» (Архиепископ Аверкий (Таушев), Россия – «Дом Пресвятой Богородицы»)3.

Иверская часовня. Фото с сайта commons.wikimedia.org


Поэт и певец Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской иконе цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники. Кого-кого только у нее не перебывало! Все несли Иверской свои горести и мечтания. Все верили, что она поможет. Услышит их мольбу. Такова была сила веры!»4

После революции, в 1929 г., часовню закрыли, а в 1934 г. снесли вместе с Воскресенскими воротами, все драгоценное убранство было изъято и бесследно исчезло. Полностью достоверных сведений о местонахождении иконы нет (некоторые считают, что именно она почитается в храме Воскресения Христова в Сокольниках; согласно последним данным, с ней может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи, которая в мае 2012 г. была возвращена Церкви и пребывает в Новодевичьем монастыре).

На страницу:
1 из 3