Полная версия
Пред святою Твоею иконою… История чудотворных икон Божией Матери
В 1995 г. Иверская часовня была восстановлена, и 25 октября в ней торжественно поставлена специально для нее сделанная на Афоне копия чудотворного образа. В сентябре 1995 года Святейший Патриарх Алексий II направил настоятелю афонского Иверского монастыря архимандриту Василию послание с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах иверских иноков в кратчайший срок копия была написана талантливым иконописцем иеромонахом Ксенофонтова монастыря Лукой. 25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы, в аэропорт «Шереметьево-1» прибыл самолет греческих ВВС, который доставил образ в Москву. Его сопровождали двенадцать афонских иноков во главе с архимандритом Василием и официальные представители Греции. Святейший Патриарх Алексий II, встречая святыню, в проповеди сказал: «С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь “Домом Божией Материˮ. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал благодарность Царице Неба и земли за Ее великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты истории нашего Отечества…Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией матери, мы твердо верим, что, как в былые времена нашей отечественной истории, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свое предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом и поможет нам на пути к Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу».
Ежедневно с восьми часов утра до восьми вечера каждые два часа в Иверской часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит все московское духовенство поочередно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами.
Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года, отсюда пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы. После революции список исчез и до сих пор не найден.
Уже в наши дни прославилась чудесами и исцелениями мироточивая Иверская икона из Монреаля, написанная в 1981 году греческим монахом-святогорцем Хризостомом с первообраза иконы Богоматери Вратарницы. Образ был привезен с Афона православным испанцем Иосифом Муньосом Кортесом, иконописцем, преподавателем истории искусств в Монреальском университете. Иосиф (Хозе) принадлежал к знатному роду, родители его были ревностными католиками. Как рассказывал он сам, еще мальчиком с ранцем за спиной он зашел в православный храм, и с тех пор сердце его находилось там. Православие он принял в четырнадцать лет.
Посещение Святой Горы Афон в 1982 году перевернуло всю жизнь Иосифа. «Однажды во время нашего паломничества на Афон (нас было трое) после нескольких часов ходьбы мы заблудились. Стало смеркаться. Надо было скорее найти ночлег в каком-нибудь монастыре. Идя по тропинке, мы обнаружили небольшой бедный скит. В нем четырнадцать монахов-греков занимались иконописью. Они нас приняли с радостью. Немного отдохнув, мы стали рассматривать их работы. Неожиданно мой взор остановился на чудесной, дивной иконе Богоматери. Я не мог оторвать от нее взгляда и тогда стал просить монаха продать мне ее. Он мне отказал, объяснив, что это образ, созданный отцом Хризостомом, один из первых, написанных византийским письмом. Ночь я пробыл в скиту, отстоял литургию. Во время пения “Достойно естьˮ я на коленях просил Царицу Небесную отпустить святой образ со мной. После молитвы я почувствовал душевное успокоение, как бы уверенность в том, что Пресвятая Дева пойдет с нами. Утром все монахи нас провожали, но игумена не было. И вот в последнюю минуту перед нашим уходом из монастыря мы его увидели. Он быстро спускался по лестнице с завернутой иконой в руках. Подойдя ко мне, он сказал, что отдает мне икону, так как она должна быть со мной. Я хотел заплатить за нее, зная скромный образ жизни монахов и их нужду. Игумен строго сказал, что за такую святыню деньги брать нельзя. Мое тело покрылось мурашками, я почувствовал, что произошло нечто необычайное. Я перекрестился, поцеловал икону и дал себе обет, что этот образ никогда не станет источником обогащения. Сразу после этого мы отправились в Иверский монастырь. Здесь нам разрешили приложить подаренную икону к ее первообразу.
Мы вернулись в Монреаль 3 ноября 1982 года. Икону я поставил между частицами мощей некоторых святых Киево-Печерской Лавры и апостольником преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. Все время здесь теплилась лампада и каждый день перед сном я читал Пресвятой Деве акафист. 24 ноября в три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но подойдя к иконе, я поразился! Вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»5
Чудотворный образ, непрерывно мироточивший в течение 15 лет, побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и многих других местах, и везде источал исцеления от болезней телесных и духовных. Хранитель иконы свой многолетний подвиг служения Богородице запечатлел мученической кончиной – в октябре 1997 г. он был жестоко, после пыток, убит. Чудотворный образ бесследно исчез.
Празднование Иверской иконе совершается четыре раза в год: 26 (13) октября – перенесение в Москву в 1648 году, 25 (12) февраля – перенесение в Валдайский Иверский монастырь, во вторник Светлой Седмицы – в честь обретения, как принято на Афоне, 6 мая (23 апреля) – второе обретение списка иконы в 2012 году.
«Небесный покров Руси»
Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя из сохранившихся и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви, великая святыня земли Русской, свидетельствующая об особом покровительстве Богородицы над Россией.
По преданию, Владимирская икона написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником6. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В 450 г. икона была перенесена из Иерусалима в Царьград. Около 1130 года патриарх Константинопольский Лука Хризоверг прислал список с нее в дар святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Образ был поставлен в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Когда в 1154 г. князем Киевским стал Юрий Долгорукий, он дал в удел своему сыну Андрею Боголюбскому Вышгород, где находилась присланная из Константинополя икона. Но родившийся в Суздале благочестивый князь не любил Южной Руси, часто опустошаемой набегами иноплеменников и полной интриг и междоусобиц, и задумывал переселиться в свои родные места. Однажды ночью – весной 1155 г. – вдруг чудотворная икона в вышгородском храме стала двигаться в воздухе по храму, как бы ища себе новое место. Князь Андрей растолковал это как ниспосланное свыше одобрение своего замысла и, взяв святыню, тайно отправился с ней в Суздальскую землю, не захватив ни сокровищ, ни припасов. Недалеко от г. Владимира кони, везшие икону, остановились и не могли тронуться дальше. Их заменили, но и новая упряжка не могла сдвинуть повозку. Тогда князь велел сопровождавшему его священнику служить молебен Богоматери и с горячей молитвой припал к образу. Ночью в сонном видении Божия Матерь повелела князю поставить икону во Владимире, что он и исполнил, построив для святыни замечательный Успенский собор. С тех пор образ стал называться Владимирским.
Владимирская икона (иконописная мастерская Елеон). Фото с сайта commons.wikimedia.org
Владимирская икона, глубоко чтимая св. благоверным князем Андреем, всегда пребывала с ним во время сражений. Дивное проявление благодати Божией Матери от чудотворного образа произошло в 1164 г. в день разгрома давнего врага Руси – волжских булгар. Во время решающей битвы 1 (14 по нов. ст.) августа – в день Крещения Руси – от находившихся среди войска икон (Владимирской и Спаса Нерукотворного) исходило ослепительное сияние.
Множество великих чудес явлено было от образа, не раз по молитвам перед ним Пресвятая Богородица избавляла Святую Русь от врагов. Празднование 8 сентября (26 августа) установлено в память одного из таких чудесных событий – спасения Москвы от нашествия хана Тамерлана. В 1395 году Тамерлан, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Дмитриевич вышел с войском к Коломне, остановился на берегу Оки и послал духовенство во Владимир, где находился тогда прославленный чудотворный образ. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство с крестным ходом понесло икону к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Десять дней икону несли на руках до Москвы. В тот самый час, когда москвичи встречали Владимирскую икону, Тамерлан увидел во сне огромную гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена в окружении ангелов с огненными мечами в руках. Она повелела хану оставить пределы России. В ужасе проснулся грозный завоеватель и созвал мудрецов. «Эта Дева, – сказали они, – Заступница русских, Мать христианского Бога… Ее сила неодолима». Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно. «Бежал Тамерлан, – говорит летописец, – гонимый силой Пресвятой Девы». В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана установили всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери, а там, где был встречен образ, построили московский Сретенский монастырь. Икону во Владимир не вернули, оставив ее в Москве.
23 (6) июля память о святой иконе Владимирской установлена в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя Иоанна III Васильевича стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям (знаменитое «стояние на Угре»). В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Вся Москва молилась Матери Божией о спасении православной столицы. Князь Иоанн приказал отступать от Угры, желая дождаться перехода татар; враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, гонимые страхом. Избавление от Ахмата было окончательным свержением татарского ига, тяготевшего над Русью 200 лет.
В 1521 г. казанский хан Махмет-Гирей с многочисленным войском пошел на Москву. Весь народ усердно молился перед Владимирской иконой о заступлении. В ночь осады монахине Воскресенского монастыря было видение: через закрытую дверь Успенского собора вышли святители московские Петр и Алексий, мощи которых почивали в Кремле, с Владимирским образом. У кремлевских ворот их встретили святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский и спрашивали, куда уходят святители. Те же отвечали, что люди здесь забыли заповеди Божии. Тогда пали ниц преподобные пред образом и молили Матерь Божию не покидать свой народ. И вернулась после того Заступница в Успенский собор, и с нею святители, также через закрытую дверь. Узнав об этом чуде, люди собрались на молитву в собор. Внезапно татары отступили от Москвы без сражения – им привиделось, что вокруг города собралось «воинство великое, доспехами сияющее». Память об этом чудесном избавлении празднуется 3 июня (21 мая).
Эта святая икона служила благословением для правителей земли русской во всех важнейших обстоятельствах жизни. По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи, перед ней их подданные приносили клятву верности Отечеству. Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена кандидатов клали в ее киот, после молебна вынимался один из жребиев, царь распечатывал его и оглашал имя народу.
В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками. После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Московского Тихона (Белавина), который стал Московским патриархом.
В середине 90-х годов XX века Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Церкви неоднократно обращались к Российскому правительству с просьбой вернуть святыню из Третьяковской галереи на ее законное место – в Успенский собор Кремля. До настоящего времени этот вопрос не разрешен. Правительство лишь пошло на уступку, разрешив перенести икону в храм-музей святителя Николая Мирликийского в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где она ныне и находится.
Москвичами почитается Владимирский образ из храма Пророка Илии в Обыденском переулке.
«Слава Небесных и упование земных»
Тихвинская икона Божией Матери
По преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана святым евангелистом Лукой и передана им Феофилу в Антиохию. Затем икона пребывала в Иерусалиме, откуда в V веке ее взяла с собой в Константинополь путешествовавшая по Святым местам императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего.
В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV–XVI веков, ее появление в новгородских пределах относится к 1383 году – при Московском великом князе Димитрии Донском икона, необъяснимо, чудесным образом исчезнувшая в Царьграде, явилась над водами Ладожского озера, сияя лучезарным светом. Явление ее видели рыбаки. На месте ее появления поставили часовню. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона еще несколько раз появлялась перед очевидцами. Вскоре образ обнаружили у деревни Имоченицы, у реки Тихвины, затем он явился «на Кожеле на Куковой горе». Здесь отслужили молебен и начали рубить на горе храм. Но наутро икона исчезла и обнаружена была в 90 саженях от того места вместе с основанием под храм. На том месте, где икона окончательно остановилась – на левом берегу реки Тихвины, – был устроен деревянный храм во имя Успения Богоматери, который неоднократно при пожаре превращался в пепел; но находившаяся в нем явленная чудотворная Тихвинская икона Божией Матери всегда оставалась невредима. Наконец усердием великого князя Василия Иоанновича вместо деревянного храма для Тихвинской иконы Божией Матери в 1510 году был создан каменный, а спустя 50 лет иждивением и усердием царя Иоанна Грозного был основан Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Много чудес явила Пресвятая Богородица через свою икону, но наиболее замечательным было спасение Тихвинской обители от нашествия шведов в 1613 году. Все население укрылось за монастырскими стенами; осажденные горожане и иноки в горячих молитвах перед чудотворным образом просили заступничества Божией Матери. Во время осады одной благочестивой женщине Марии, за два года перед тем пришедшей в монастырь слепой и получившей по вере своей зрение, ночью в тонком сне явилась Пречистая Дева и сказала: «Объяви всем, находящимся в обители, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Радостью и упованием исполнились сердца осажденных; чудотворный образ с молебным пением обнесен был по стенам монастырской ограды, и внезапно врагов объял страх. Никем не гонимые, они бежали от обители.
Спустя некоторое время враги снова с большими силами окружили монастырь. Православные опять прибегли к чудотворному образу Богородицы и умоляли Ее умилосердиться над страждущими. В монастыре находился послушник соловецкого монастыря Мартиниан, человек чистый сердцем и богобоязненный. В ночном видении ему явилась Богоматерь и объявила: «Близ погибели есть место сие многих ради нечистот греховных, имиже осквернися сие святое место Мое». В ужасе от видения, Мартиниан со слезами рассказал о нем начальствовавшим в обители. Сквернодетельные лица были изгнаны из монастыря, в усердных слезных молениях братия просили Бога и Богородицу, да не предадут людей Своих в руки врагов. 13 (26) сентября, после нового явления Божией Матери в ночном видении Мартиниану и повеления отогнать врагов от дома Ее, православные защитники обители и Отечества удостоились дивной небесной помощи. Шведы увидели, что со стороны Москвы к обители идут многочисленные полки вооруженных воинов, и испугались. Одна надежда на подземные подкопы удержала врагов от бегства.
Осажденные, услышав о новом явлении и повелении Богородицы, укрепленные упованием на небесную помощь, устремились на врагов. Тех объял страх, и они со стыдом побежали, поражая друг друга. Пленные из врагов рассказали, что они в прошедшую ночь видели многочисленное воинство, выходившее из монастыря для нападения на них. Эта славная победа чудесно дарована Богоматерью в ночь на праздник Воздвижения Животворящего Креста в 1614 году.
Не прошло года, как командующий шведской армией Делагарди в страшной злобе на Тихвинскую обитель, при осаде которой столько было потрачено напрасных усилий и понесено потерь, послал многочисленное войско с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную икону Богоматери изрубить на части, а церковь, в которой она находится, разметать по полю. Когда эта угроза врага достигла слуха защитников монастыря, они устрашились и даже хотели удалиться с чудотворным образом в Москву. Но икона пребывала неподвижна, ее никак не могли сдвинуть с места. И слабая горсть защитников, возложив свою надежду на всесильную помощь Богородицы, затворилась в обители и ожидала врага. Скорая Помощница правоверным и Хранительница обители не допустила до нее неприятелей. Они поражены были новым чудом: им показалось, что на них устремилось многочисленное вооруженное воинство. Не надеясь противостоять такой силе, враги в беспорядке бросились бежать от монастыря и с этой поры не дерзали уже подступать к обители для ее разорения. Победа над врагами единодушно и воинами, и вождями была приписана невидимой помощи Тихвинской Богоматери.
Спустя около года после чудесной победы прибыли в стены Тихвинского монастыря царские послы для заключения мира со шведами. Сняв список с чудотворной Тихвинской иконы, они отправились за пятьдесят пять верст, к реке Сяси, в деревню Столбово, недалеко от Ладоги, куда прибыли и шведские послы, и там 17 февраля 1617 года заключили Столбовский мир перед иконой Божией Матери, как главной порукой мира со стороны русских. Оттуда послы отправились с той же иконой для принятия из рук врагов Новгорода, бывшего в их власти 7 лет, где с благодарственными слезами встречена была Царица Небесная, дивно избавившая от врагов.
В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления врагов предстательством Богородицы установлен был Церковью 9 июля (26 июня) по всей России праздник в честь Тихвинской иконы Богоматери. Тихвинская икона стала почитаться национальной святыней, список с нее был поставлен в Успенском соборе Московского Кремля. На поклонение святой иконе издревле притекали и приносили свои посильные вклады в ее честь лица всех сословий, и знатные, и простые. По самым скромным подсчетам, все украшения на золотой ризе, не считая ее самой, стоили около 60 000 рублей серебром. Перед иконой висела золотая лампада ценою около 12 000 рублей серебром – приношение графа Шереметева в 1803 году.
После закрытия обители большевиками в 1920-х годах чудотворный образ попал в местный музей. В годы Великой Отечественной войны городом ненадолго овладели нацисты, и с их уходом исчезла чудотворная икона. В 1944 году Тихвинскую святыню видели в одном из антикварных магазинов оккупированной немцами Риги.
В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы.
Православный публицист Сергей Фомин в статье «Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия» сообщает историю, согласно которой в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском спас Москву от немцев: «Изрядно смутившийся Сталин […] призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин».
Эту же историю писатель и священник о. Николай Блохин включил в свой роман «Рубеж» (2015), а в интервью сайту «Русская линия» подтвердил, что она основана на реальных событиях. «Ранней осенью в Московской области шли жуткие дожди, – рассказывал писатель, – никогда раньше таких дождей не было. Вода превратила землю в месиво, и 2,5 тысячи танков Гудериана и Гепнера завязли в непроходимой грязи. А поздней осенью вдруг ударили невероятно сильные морозы. Мой отец, участник обороны Москвы, своими глазами видел 19 ноября на ртутном термометре минус 52 градуса! А скажите мне, что станет с двигателем, если он простоит на таком морозе всю ночь? Утром его невозможно будет завести. В результате у Гудериана под Тулой на ходу оказалось всего пять десятков танков, а у Гепнера под Москвой еще меньше. Если бы не это, 4-я танковая группа Гепнера, переброшенная под Москву из-под Сталинграда, наверняка вошла бы в нашу столицу. Но чудо есть чудо: наши танки все завелись! И об этом, конечно, было доложено Сталину. Может, двигатели наших боевых машин всю ночь работали на холостом ходу? Не работали! Горючки не было. И Сталин понял, Кто защищает Москву. Недаром в семинарии учился. Вот почему он вдруг изменил отношение к Церкви. И народ получил самое надежное оружие – веру. Одним из первых был открыт храм Варлаама Хутынского, именно в день памяти этого святого ударил небывалый мороз.
А вот историю о том, как по приказу Сталина 8 декабря 1941 года на американском “Дугласе” был совершен облет Москвы с иконой Богородицы Девы Марии “Тихвинская”, я услышал от главного участника события маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова. Было это летом 1952 года. Мой отец работал мастером-наездником Московского ипподрома. В один из дней на конюшне собрались шесть любителей бегов: мои родители, маршал Голованов, генерал-полковник Михаил Громов, Василий Сталин и я. Сын вождя командовал военно-воздушными силами Московского военного округа, был генерал-лейтенантом. Но на конюшне все его звали Васькой. Он подтвердил рассказ главного маршала авиации. Александр Евгеньевич рассказывал, что, мягко говоря удивился, когда услышал приказ Верховного. Была жуткая метель – в нескольких метрах ничего не видно. Возник резонный вопрос: нельзя ли перенести полет? Но Сталин сказал, что погода очень хорошая, а станет еще лучше. И произнес необычную загадочную фразу: “Варлаам Хутынский как уже устраивал, так еще устроит”. Что ж, приказ есть приказ. Штурмана на облет Москвы Голованов решил не брать: чего там “штурманить”, когда все равно ни зги не видно! Но ему дали очень интересных пассажиров: священника с иконой и тремя женщинами. Голованов говорит батюшке: “Вообще-то так: полет наш непредсказуем – вы понимаете? Я знаю, что вы добровольцы, но…” “Милок, – отвечает священник, – какая непредсказуемость? С нами Царица Небесная!” Представляете реакцию летчика? Но батюшка говорит еще круче: “Слушай, сынок, нельзя ли в полете, это самое, чтобы двигатели твои работали потише и не мешали пению?” Голованов не выдержал и рассмеялся. Взлетели. И вдруг Голованов заметил, что в самолете необычайно тихо. Посмотрел: моторы работают. А шума нет! Ясно слышны голоса священника и певчих: “Царица моя преблагая, надежда моя, Богородице…” А по радиосвязи голос из Кремля: “Саша, сделай погромче…” Сталин любил церковное пение, об этом рассказывали сведущие люди после его смерти.
Полет продолжался. Голованов рассказывал: “Смотрю, а у меня в фонаре (переднее стекло кабины) вид, как на полотнах Куинджи: кругом метель, а впереди все видно до самого горизонта”. Самолет летел светлым тоннелем, вокруг которого бушевала непогода»7.