Полная версия
Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости
когда пра́ведность та́ет в ми́ре
и расте́т непра́ведность, Бха́рата,
вновь явля́юсь Я лю́дям в фо́рме.
4.8
Для защи́ты того́, что пра́ведно,
чтобы зло́ на корню́ уничто́жить
и добро́ укрепи́ть, воплоща́юсь Я
в нужный ча́с – из эпо́хи в эпо́ху.
4.9
Тот, кто зна́ет э́ту боже́ственность
Моей жи́зни, дея́ний Мои́х,
не роди́тся, оста́вив те́ло,
а приде́т, Арджу́на, ко Мне́!
4.10+
Погрузи́вшись в Меня́, изба́вившись
от пристра́стий, и стра́ха, и гне́ва,
отдава́я всё Мне́, причаща́ясь
огне́м Зна́ния, ста́ли Мно́й мно́гие.
4.11
Кто бы в че́м ни узре́л Меня, Па́ртха,
этим Я́ для него́ становлю́сь.
Все доро́ги веду́т ко Мне́,
все жела́нья – жела́нья Меня́!
4.12
Тот, кто хо́чет успе́ха дости́чь
в своих де́йствиях зде́сь, на земле́,
соверша́ет бога́м подноше́ние —
та́к успе́х достига́ется бы́стро.
4.13
На осно́ве трех гу́н и для де́йствий,
суждено́ прояви́ться кото́рым,
сотвори́л Я четы́ре ва́рны24,
но вне де́йствий Я са́м, в поко́е.
4.14
Во Мне де́йствия не́ оставля́ют
ни следа́, ведь плодо́в не ищу́ Я.
Тот, кто зна́ет Меня́ таки́м,
то́же де́йствиями не зако́ван.
4.15
Зная э́то, и́здревле те́,
кто свобо́ду иска́л, не гнуша́лись дела́ми.
Так и ты́, по приме́ру дре́вних,
делай то́, что до́лжен ты де́лать.
4.16
Что есть де́йствие, а что недея́ние?
Даже му́дрые то́чно не зна́ли.
Я скажу́ тебе пра́вду о де́йствиях,
ее зна́я, от страда́ний изба́влен ты.
4.17
Чтоб пости́чь, что тако́е де́йствие,
что тако́е де́йствие вре́дное,
и что мо́жно назва́ть недея́нием,
нужно Зна́ть: пости́чь невозмо́жно.
4.18
Кто в неде́йствии видит де́йствие,
и кто в де́йствии видит неде́йствие,
тот мудре́ц средь люде́й и йо́гин —
его де́йствия всесоверше́нны.
4.19
Тот, кто де́йствует без жела́ний,
без наме́рений и ожида́ний,
чьи дела́ все горят огнем Зна́ния,
тот зове́тся поистине му́дрым.
4.20
Кто прости́лся с привы́чкой де́йствовать
ради вы́год, тот са́мо-доста́точен,
не зави́сит ни́ от чего́,
даже в де́ле – он всегда́ в недея́нии.
4.21
От жела́ний свобо́дный, ум себе́ подчини́вший
и себя́ самого́, от всего́ отказа́вшийся,
ничего́ не име́ющий, де́йствия все́
соверша́ет лишь те́лом, без вреда́ и греха́.
4.22
Благода́рный всему́, что прихо́дит,
вне дуа́льности о́н и вне за́висти,
ни успе́х, ни прова́л не важны́ ему.
Кто дела́ми не свя́зан – тако́в.
4.23
Для того́, кто свобо́ден, в ком у́мерли стра́сти,
и чей у́м утверди́лся в Зна́нии,
и чьи де́йствия все́ – подноше́ние Бо́гу,
карма вся́ растворя́ется в Нём.
4.24
В каждом де́йствии – Бра́хман, подноше́ние – Бра́хман,
принося́щий – сам Бра́хман, и же́ртва – сам Бра́хман,
и ого́нь – это Бра́хман, принима́ющий – Бра́хман,
в каждом вздо́хе лишь Бра́хман для того́, кто сам Бра́хман.
4.25
Кто отде́льность от Бо́га чу́вствует,
свои же́ртвы бога́м посвяща́ет.
А други́е же йо́гины в пла́мени Бра́хмана
растворя́ют себя́ и все́ де́йствия.
4.26
Есть таки́е, кто же́ртву прино́сит
на огне́ обузда́ния чу́вств,
для други́х же все ве́щи ми́ра —
лишь Еди́ный, а чу́вства – алта́рь.
4.27
А в ины́х, в ком Зна́ния пла́мя
возгоре́лось ясне́е я́сного,
все дея́ния чу́вств и сил жи́зни
отдаю́тся во вла́сть Естества́.
4.28
Кто́-то Бо́гу подно́сит иму́щество,
кто – аске́зу и пра́ктику йо́ги,
а други́е – по́двиг чте́ния,
постиже́ния свяще́нных Писа́ний.
4.29
Есть таки́е, кто ка́ждый свой вы́дох
отдае́т непосре́дственно вдо́ху,
или те́, кто в свято́й праная́ме25
в каждом вы́дохе же́ртвует вдо́х.
4.30
Есть и те́, кто посре́дством дие́т
регули́рует то́ки жи́зни.
Все они́ соверша́ют же́ртву,
очища́я себя́ от скве́рны.
4.31
Кто вкуша́ет оста́тки же́ртвы,
пьет некта́р бессме́ртного Бра́хмана.
Этот ми́р не для те́х, кто не хочет дава́ть,
а други́е миры́ и пода́вно.
4.32
Все опи́саны в Ве́дах, даро́ванных Бра́хманом,
эти спо́собы подноше́ний,
все они́ родили́сь из де́йствия.
Действуй та́к, и ты бу́дешь свобо́ден.
4.33
Выше спо́собов э́тих – оди́н лишь:
сжечь неве́денье в чи́стом Зна́нии.
О сжига́тель враго́в, все де́йствия
достига́ют верши́ны в Зна́нии.
4.34
Будь в прису́тствии Зна́ющих, поклоня́йся, служи́ им,
задава́й им вопро́сы, получа́й указа́тели,
в самом се́рдце свое́м указа́телям сле́дуй —
обрета́ется та́к то бессме́ртное Зна́ние.
4.35
С этим Зна́нием бо́льше не бу́дешь ты
никаки́м заблужде́ньям подве́ржен,
и тогда́ в Себе́ и во Мне́
ты уви́дишь все́х Естество́м.
4.36
Будь ты са́мый отъя́вленный гре́шник,
этот гре́х смыт Зна́нием Е́стьности.
На паро́ме Зна́ния смо́жешь
переплы́ть океа́ны бе́дствий.
4.37
Как в пыла́ющем пла́мени дотла́ все сгора́ет,
превраща́ется в пе́пел, навсегда́ исчеза́ет,
так и ка́рма, Арджу́на, превраща́ется в пе́пел
в чистом пла́мени Зна́ния своего́ Естества́.
4.38
В этом ми́ре не́т ничего́,
что очи́стит лу́чше, чем Зна́ние.
Тот, кто йо́ге себя́ посвяти́л,
открыва́ет со вре́менем Зна́ние.
4.39
Тот, в ком е́сть наивы́сшая ве́ра,
обрета́ет Зна́ние вы́сшее;
погрузи́вшись в Него́ всеми чу́вствами, о́н
достига́ет мгнове́нно поко́я всевы́шнего.
4.40
Ждет поги́бель того́, в ком нет ве́ры,
кто леле́ет сомне́ния и чье зна́ние ло́жно.
Ни в одно́м из миро́в нет ни ме́ста, ни сча́стья
для того́, кто по́лон сомне́ний.
4.41
Кто все де́йствия Бо́гу вручи́л,
чьи сомне́нья исче́рпаны Зна́нием,
кто в свое́м Естестве́ утверди́лся,
больше ка́рмой то́т не зако́ван.
4.42
Так что Зна́ния ме́ч-кладене́ц
ты возьми́, и у́зел сомне́ний,
порожде́нный неве́деньем, разруби́ в своем се́рдце,
пробуди́сь ото сна́ и пребу́дь в этой йо́ге!
ОМ ТАТ САТ
Так в этом святом Писании, именуемом «Бхагавад Гита», в котором явлено Знание Брахмана и наука Йоги в виде диалога между Шри Кришной и Арджуной, заканчивается четвертая глава, «Йога отречения от действий через Знание».
ГЛАВА ПЯТАЯ. Йога Истинного Отречения
5.1
Арджуна сказал:
Иногда́ отрече́ние ты́ восхваля́ешь,
иногда́ – йогу де́йствий, Кри́шна!
Ты мне я́сно скажи́, пожа́луйста:
что из э́того мне́ предпоче́сть?
5.2
Всеблагой сказал:
Путь саннья́сы26 и́ карма-йо́га —
две доро́ги к вы́сшему бла́гу.
Йога де́йствий для тебя́ предпочти́тельней,
чем от де́йствий отка́з и от ми́ра.
5.3
Вне жела́ний и отторже́ний
пребыва́ет ве́чный саннья́син.
Для него́ всё – еди́ное це́лое,
от око́в он избавлен сча́стливо.
5.4
Это про́сто наи́вность неве́денья —
отделя́ть йогу де́йствий от Зна́ния:
выбрав ту́ или э́ту доро́гу,
обрета́ешь плоды́ обе́их.
5.5
Тот, кто сле́дует йо́ге Зна́ния,
достига́ет того́ же Всевы́шнего,
что и пре́данный йоге де́йствий, —
видя э́то, ви́дишь вои́стину.
5.6
Знай, Арджу́на: вне́ йоги де́йствий
тяжело́ обрести́ отрече́ние.
Но кто йо́гой де́йствий очи́стился,
тот мгнове́нно растворя́ется в Бра́хмане.
5.7
Йогин сто́йкий, чье «я́» очи́щено,
и чье се́рдце и чу́вства обу́зданы,
во всех «Я́» видит то́лько Себя́
и дела́ми о́н незапя́тнан.
5.8—9
Знает йо́гин, пости́гший И́стину,
что в реа́льности он не де́йствует, —
хотя ви́дит и слы́шит, осяза́ет и е́ст,
обоня́ет и хо́дит, ды́шит и спи́т,
говори́т и́ опорожня́ется,
открыва́ет глаза́, закрыва́ет, берёт, —
знает о́н: это про́сто рабо́та
восприя́тия и ощуще́ний27.
5.10
То́т, кто де́йствия беспристра́стно
выполня́ет, отдава́я их Бо́гу,
того зло́ не мо́жет затро́нуть,
как боло́то не па́чкает ло́тос.
5.11
Когда йо́гин де́йствует те́лом,
интелле́ктом, умо́м и чу́вствами,
ни к чему́ не привя́зан, ничего́ не жела́ет он.
Это про́сто проце́сс очище́ния.
5.12
В йоге сто́йкий, к плода́м равноду́шный
обрета́ет вечность поко́я.
А не стойкий – кто си́лой жела́ний
к результа́ту привя́зан – впада́ет в зави́симость.
5.13
От всех де́л умом отказа́вшийся,
все отда́в Естеству́, счастли́вый,
в этом го́роде с девятью́ воро́тами28
ничего́ он не де́лает и к дела́м не склоня́ет.
5.14
Самих де́йствий, как и чу́вства «я де́лаю»,
не твори́л Госпо́дь никогда́,
не твори́л «причи́ны и сле́дствия» —
все само́ происхо́дит в приро́де.
5.15
Нет для Бо́га заслу́г, нет поро́ков.
Лишь незна́ние и́стинной Е́стьности
омрача́ет созна́ние сме́ртное,
заставля́ет люде́й заблужда́ться.
5.16
Но из те́х, чье неве́денье сло́млено
ясным Зна́нием своего́ Естества́,
это Зна́ние све́тит как со́лнце,
как сама́ Реа́льность Всевы́шнего.
5.17+
Разум и́х только в То́м, Естество́ только в То́м,
остаю́тся как То́, не забо́тясь о про́чем.
Их поро́ки разру́шены Зна́нием,
нет возвра́та для ни́х, нет рожде́ния.
5.18
Будь то скро́мный уче́ный брами́н,
будь коро́ва то или же сло́н,
пёс и да́же собакое́д, —
в них мудре́ц прозрева́ет Еди́ное.
5.19+
Прямо зде́сь за преде́лы творе́ния
тот выхо́дит, чей у́м в Еди́ном
успоко́ен, – сам Бра́хман во все́м,
чист и я́сен. Он и есть То́.
5.20
Не лику́ет он, е́сли прия́тное
посеща́ет его́, и не се́тует,
если ста́лкивается с неприя́тным, —
всем созна́нием о́н только Бра́хман.
5.21
Не привя́зан он к вне́шним о́пытам,
радость о́н в Естестве́ лишь нахо́дит.
Пребыва́я исключительно Бра́хманом,
обрета́ет блаженство бескра́йнее.
5.22
Ведь все э́ти вне́шние сла́дости
скороте́чны и бере́менны бо́лью.
Пробужде́нный об э́том зна́ет
и всем э́тим веща́м не потво́рствует.
5.23
Кто спосо́бен держа́ть под контро́лем
зов жела́ний и гне́ва еще́ до того́,
как он29 вы́йдет из пло́тного те́ла,
тот вои́стину йо́гин и по́длинно сча́стлив.
5.24—25
Его сча́стье внутри́, и внутри́ наслажде́ние,
его све́т лишь внутри́, он и́стинный йо́гин.
Слившись с Бра́хманом, о́н обрета́ет
цельность Бра́хмана – Бра́хманирва́ну.
В этой цельности Бра́хмана, в Бра́хманирва́не,
пребыва́ют те ри́ши, кто отбро́сил сомне́ния,
кто в себе́ превозмо́г поро́чную дво́йственность
и чья жи́знь – лишь во бла́го живо́го всего́.
5.26
От жела́ний и гне́ва свобо́дные,
те аске́ты, чей у́м очи́стился,
Естество́ свое зна́ют во все́м,
и везде́ для них – Бра́хманирва́на.
5.27—28
Отсека́я все то́, что вовне́,
глядя взо́ром межбро́вным вну́трь,
приведя́ вдо́х и вы́дох к гармо́нии,
подчини́в ум и чу́вства прису́тствию,
мудрый то́лько свобо́де внима́ет,
выбира́ет свобо́ду, и то́лько.
Больше не́т в нем жела́ний, нет стра́ха, нет гне́ва,
он изве́чно свобо́ден, свобо́ден всегда́.
5.29
И позна́в Меня́ как Всевы́шнего Го́спода
всех миро́в, как вкуси́теля же́ртв и аске́з,
как пода́теля бла́г всем живы́м существа́м,
он слива́ется с ве́чным поко́ем.
ОМ ТАТ САТ
Так в этом святом Писании, именуемом «Бхагавад Гита», содержащем самую суть Упанишад, в котором явлено Знание Брахмана и наука Йоги в виде диалога между Шри Кришной и Арджуной, заканчивается пятая глава, названная «Йога истинного отречения».
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Йога пребывания Естеством
6.1
Всеблагой сказал:
Тот саннья́син и йо́гин и́стинный,
кто совсе́м о награ́де не ду́мая,
соверша́ет необходи́мое,
а не про́сто обря́ды отбро́сивший30.
6.2
Знай, Арджу́на: то́, что зове́тся
отрече́ньем, саннья́сой, – есть йо́га.
Не отбро́сив скло́нность к наме́реньям,
никогда́ не смо́жешь стать йо́гином.
6.3
Мудр то́т, кто стреми́тся к йо́ге.
Инструме́нтом ему будет де́йствие.
А дости́гший вершины йо́ги
пребыва́ет всегда́ в тишине́.
6.4
Лишь когда́ от жела́ний свобо́ден ты,
не привя́зан к дела́м и веща́м,
от всего́ отреше́нный, возно́сишься
на верши́ну йо́ги – еди́нства.
6.5
Вознести́ себя до́лжен Ты Са́м
силой Ми́лости Естества́.
Не дави́ себя, не́ унижа́й.
И враго́м себе можешь, и дру́гом быть.
6.6
Другом бу́дет «Я́-Естество́»,
если у́м в Естестве́ растворе́н,
Если ж «я́» Естества́ не узна́ло,
Оно мо́жет враго́м каза́ться.
6.7
Тот, кто у́м в себе превзоше́л,
в высоте́ Естества́ поко́ится.
Для него́ все одно́ – жар и хо́лод,
грусть и ра́дость, хула́ и хвала́.
6.8
Если зна́нием, му́дростью тве́рдо
преиспо́лнился, чу́вства очи́стил,
видишь в ка́мне, в земле́ и в зо́лоте
лишь одно́, ты в йо́ге усто́йчив.
6.9+
Если ра́зум отно́сится ра́вно
к благоде́телю, к дру́гу, к врагу́, к равноду́шному,
к ненави́стнику, к бра́ту, к свято́му и к гре́шнику,
обрета́ешь себя́ на духо́вной верши́не.
6.10
Обузда́в свои те́ло и у́м,
отказа́вшись от веще́й и жела́ний,
живет йо́гин в у́едине́нии
и внима́ет ли́шь Естеству́.
6.11
В чистом ме́сте соло́му и ко́жу
расстели́ – одно́ на друго́е,
сверху – тка́нь. Ни высо́ко, ни ни́зко.
И споко́йно уся́дься на э́том.
6.12
Сделай у́м свой однонапра́вленным,
отврати́ вниманье от мы́слей,
отврати́ его о́т ощуще́ний,
погрузи́ в Естество – так очи́стишься.
6.13
Держи спи́ну, го́лову, ше́ю
ро́вно, пря́мо и неподви́жно.
И на ко́нчике но́са взгля́д удержа́в,
вну́трь смотри, а не в ра́зные сто́роны.
6.14
Без волне́ний, без стра́ха прису́тствуй,
без иде́й о мужчи́нах, о же́нщинах,
у́м настро́ив на́ медита́цию,
будь Мне пре́дан всеце́ло, остава́йся во Мне́31.
6.15
Та́к, всегда́ в Естестве́ пребыва́я,
йогин у́м в Естестве́ растворя́ет,
и поко́й высоча́йшей Нирва́ны
обрета́ет, во Мне́ исчеза́я.
6.16
Йога во́все не для те́х, кто ест мно́го,
но и не для те́х, кто ест ма́ло.
Не для те́х, кто много спи́т и мечта́ет,
или сно́м пренебре́г, весь в дела́х.
6.17
Если пи́щу вкуша́я, отдыха́я, рабо́тая,
и в со́н погружа́ясь, и мечта́я, и бо́дрствуя,
Естество́м остае́шься, с есте́ственной ме́рой,
твоя йо́га убье́т все страда́ния.
6.18
Когда у́м, погруже́нный в Се́рдце,
в Естестве́ остается, и то́лько,
никаки́х желаний не тро́гает, —
вот что зна́чит «усто́йчивость в йо́ге».
6.19
И с лампа́дой в безве́тренном ме́сте,
не мерца́я горящей, сравни́м
ум очи́щенный йо́гина э́того,
непреры́вно в Естество погруже́нный.
6.20
Если у́м через пра́ктику йо́ги
чистым ста́л и в Се́рдце верну́лся,
Естество́ в Естестве́ познае́тся
благода́тью Са́мо-созна́ния.
6.21
Окуну́вшись в безме́рное сча́стье,
что за гра́нью всех восприя́тий,
разум йо́гина ста́л усто́йчив
и не па́дает ни на ми́г.
6.22
Ведь он ви́дит тепе́рь, что не́т
ничего́ прекра́снее э́того.
И поэ́тому да́же в ужа́снейших
обстоя́тельствах верен он И́стине.
6.23
Развяза́ться со все́м страда́нием —
вот что и́стинной йо́гой зове́тся.
Эту йо́гу ты практику́й
вдохнове́нно, насто́йчиво, пре́данно.
6.24
Отказа́вшись от воображе́ния,
порожда́ющего жела́ния,
подчини́ вихри чу́вств уму́,
станови́сь всё ти́ше и ти́ше.
6.25
И насто́йчивым интелле́ктом
ум очи́щенный к Естеству́
приведи́ – пусть та́м пребыва́ет;
отверни́сь от мыслей и ду́манья.
6.26
Но мерца́ющий э́тот у́м,
неусто́йчивый, то и де́ло
начина́ет блуждать вовне́.
Вновь и вно́вь возвраща́й, отдава́й его Е́стьности.
6.27
Соверше́нное сча́стье открыва́ется йо́гину,
если у́м пребыва́ет в соверше́нном поко́е,
если ра́джас обре́л тишину́, этот йо́гин
остае́тся един с беспоро́чностью Бра́хмана.
6.28
Та́к, отда́вши себя́ всеце́ло
Естеству́, этот йо́гин свобо́ден
от грехо́в и поро́ков, и с ле́гкостью
растворя́ется в Бра́хмане – в сча́стье бескра́йнем.
6.29
И во все́х одно́ Естество́
видит о́н, и все́х в Естестве́.
Для того́, чье «Я́» всегда в йо́ге,
все, что е́сть, – это ли́шь Естество́.
6.30
Тот, кто ви́дит повсю́ду Меня́ лишь
и всё ви́дит то́лько во Мне́,
никогда́ не бу́дет поте́рян
для Меня́, а Я́ – для него́.
6.31
Устано́вленный в по́лном еди́нстве,
тот, кто ви́дит Меня во все́х,
пребыва́ет всегда́ во Мне́,
где бы ни́ был и ка́к бы ни жи́л он.
6.32
И на всё взира́я из Е́стьности,
в Естестве́ своем одина́ково
как свои́ знает ра́дость и бо́ль
всех суще́ств этот йо́гин прекра́снейший.
6.33
Арджуна сказал:
Эта йо́га «всего́ равнозна́чности»,
о кото́рой ты́ говори́шь,
недосту́пна мне, враг неве́жества!
Неусто́йчиво все в уме́ моем.
6.34
Милый Кри́шна, мой у́м беспоко́ен,
хаоти́чен, силе́н и упря́м!
Контроли́ровать у́м для меня́
невозмо́жно, как сде́рживать ве́тер.
6.35
Всеблагой сказал:
Без сомне́ния, о мощнору́кий,
ум подви́жен, обузда́ть его тру́дно,
но путе́м неуклонной пра́ктики
и бесстра́стности это возмо́жно.
6.36
Для того́, кто умо́м не владе́ет,
эта йо́га тру́днодосту́пна.
Но владе́я собо́ю и стремя́сь неукло́нно,
через ве́рную са́дхану32 дости́чь ее мо́жно.
6.37
Арджуна сказал:
Что же бу́дет, Кри́шна, с таки́ми,
кто, име́я ве́ру вели́кую,
тем не ме́нее бы́л уведе́н
своим ша́тким умо́м от йо́ги?
6.38
И поки́нув путь к Бо́гу, но уже́ не в миру́,
без опо́ры и бе́з понима́ния,
не подо́бны ли, о Мощнору́кий,
эти души́ облака́м исчеза́ющим?
6.39
Милый Кри́шна, ли́шь один Ты́
можешь све́т мне проли́ть на э́то
и сомне́нья мои рассе́ять —
больше не́кому, кроме Тебя́.
6.40
Всеблагой сказал:
Знай, мой сы́н, что ни в э́том ми́ре,
ни в ино́м они не поги́бнут.
Тот, кто в жи́зни делал Благо́е,
не приде́т к неблагому концу́.
6.41
Попада́ет отпа́вший от йо́ги
после сме́рти в миры́ доброде́тельных.
Проведя́ же там го́ды, роди́тся
он в бога́той и чи́стой семье́.
6.42
Ну а мо́жет случи́ться и та́к,
что рожде́ние о́н полу́чит
у роди́телей-йо́гинов мудрых.
Но тако́е – вели́кая ре́дкость.
6.43
Там он вно́вь обрета́ет еди́нство
с нарабо́танной в про́шлом те́ле
силой ду́ха, чи́стого ра́зума,
и отсю́да идет к Соверше́нному.
6.44
Силой пра́ктик свои́х прошлых жи́зней
он нево́льно стреми́тся к йо́ге.
И уже́ одним э́тим стремле́нием
за преде́лы обря́дов33 выхо́дит.
6.45
И когда́ он прило́жит уси́лия
и стара́ния всевозмо́жные,
он от все́х наслое́ний очи́стится
и дости́гнет Ца́рствия Бо́жия.
6.46
Зна́й, что йо́гин вы́ше аске́та,
и он вы́ше, чем Писа́ний знато́к,
и он вы́ше, чем де́латель де́йствий.
Так что йо́гином бу́дь, Арджу́на.
6.47
А среди́ всех йо́гинов лу́чший,
как Я ви́жу, то́т, кто во Мне́
пребыва́ет всегда́ и всеце́ло,
существо́м своим сли́вшись со Мно́ю.
ОМ ТАТ САТ
Так в этом святом Писании, именуемом «Бхагавад Гита», содержащем самую суть Упанишад, в котором явлено Знание Брахмана и наука Йоги в виде диалога между Шри Кришной и Арджуной, заканчивается шестая глава, названная «Йога пребывания Естеством».
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Йога Знания и Претворения Знания
7.1
Всеблагой сказал:
Кто всем се́рдцем ко Мне́ привя́зан,
кто во Мне́ обрета́ет прибе́жище,
слушай, Па́ртха, как Меня́ познаёт он
в этой йо́ге без сомне́ний, всеце́ло.
7.2
Это Зна́ние вы́сшее Я́
дам тебе́, и его́ претворе́ние.
Претвори́в это Зна́ние, бо́льше не бу́дешь
ты нужда́ться ни в че́м друго́м.
7.3
Среди ты́сяч едва́ ли оди́н
соверше́нства стреми́тся достичь.
А из те́х, кто стреми́тся и кто́ достига́ет,
может, то́лько оди́н Мою Су́ть распозна́л.
7.4
Тве́рдь, вода́, простра́нство, ого́нь,
во́здух, у́м, «я»-мы́сль, интелле́кт —
это во́семь аспе́ктов приро́ды фо́рм,
приро́ды Мое́й проя́вленной.
7.5
То приро́да мирска́я Моя́,
но приро́да Моя́ есть и вы́сшая —
это чувство «Я Е́сть», чувство жи́вости34,
для всего́ остально́го – осно́ва.
7.6
Зна́й, что э́ти нача́ла Мои́
есть Исто́чник всего́ живо́го.
Я – Исто́чник, Я е́сть, нача́ло вселе́нной,
и коне́ц ее – Я́, растворе́ние.
7.7
Знай, бога́тств покори́тель, что не́т
ничего́ превы́ше, чем Я́,
и вся ка́жимость фо́рм – во Мне́,
как на ни́ти нани́занный же́мчуг.
7.8
Я – сама́ суть воды́, Я – сия́нье луны́,
солнца све́т – это Я́, и Я – О́м во всех Ве́дах,
Я – в простра́нстве звуча́нье, сила во́ли в живу́щих
челове́ческих все́х существа́х – это Я́.
7.9—10
Я – свято́й дух земли́, ее за́пах чисте́йший,
Я – пыла́нье огня, его жа́р, его я́ркость.
Я во все́х существа́х – сама жи́знь,
и Я – су́ть аскети́зма вели́ких аске́тов.
Я́ – исто́чник всего́ живо́го,
бесконе́чный и́ безнача́льный.
Зна́й, о Па́ртха, Я – ра́зум разу́мных,
Я – вели́чие великоле́пных.
7.11
Зна́й, Я – си́ла, о лу́чший из Бха́ратов,
сила те́х, кто силе́н, от жела́ний свобо́дная.
И во все́х существа́х Я – таки́е жела́ния,
что в конфли́кт не вступа́ют с дха́рмой.
7.12
Са́ттва, ра́джас и та́мас – все э́ти
состоя́ния и́ настрое́ния
возника́ют во Мне́, но не в ни́х Я.
И во Мне́ они – ка́жимость, я́вленность.
7.13+
Все три гу́ны мате́рии э́ти
миру мо́рок прино́сят, забве́ние —
и весь ми́р не зна́ет Меня́,
кто вне гу́н и вне́ переме́н.
7.14
Нарисо́вана гу́нами бо́жьими
Моя ма́йя неодоли́мая.
Невозмо́жно из ма́йи вырваться,
лишь вручи́ть себя Мне́ – вот спасе́ние.
7.15
Лишь заблу́дшие гре́шники, из люде́й наиху́дшие,
чья разу́мность блага́я похи́щена ма́йей,
кто в горды́не свое́й уподо́бился де́монам,
те не и́щут Меня́, не же́лают спасе́ния.
7.16
Поклоня́ются Мне́ либо те́, кто в беде́,
либо И́стину и́щет, либо в по́иске бла́г,
либо те́, кто уже́ узна́ли Меня́, —
все четы́ре – благослове́нны.
7.17
Но осо́бо из ни́х Мной люби́мы
те, кто Зна́ют Меня́, кто всегда́ лишь во Мне́,
те, кто лю́бят Меня́ и видят Меня́ лишь, —
Я им до́рог, и Мне́ они до́роги.
7.18
Все четы́ре – благода́ти испо́лнены,
но лишь Зна́ющий – это сам Я́.
Так Я ви́жу, ведь о́н пребыва́ет
в Естестве́ лишь – во Мне́, Высшей Це́ли.
7.19+
На исхо́де рожде́ний бесчи́сленных
он оста́вил всё Мне́ и обре́л
понима́ние: «Всё – Васудэ́ва!»35 —
очень ре́док подо́бный маха́тма36.
7.20
Те́, чье Зна́ние унесено́
вожделе́ньем того́ или э́того,
подчиня́ясь своим накло́нностям,