Полная версия
Шагающий по мирам
– Смотри! – говорит Кестана и указывает на Траг, где одна арена пустует, пока её очищают от крови роботы. – Вон тот, кто разделяет твои взгляды относительно жестокости Вселенских Игр.
Сначала он видит лишь толпу, распевающую гимн Кибертроникусу, и красных саджидов, поджигающих факелы, но потом перед его усталым взором мелькает чья-то белая голова. Теон Дер-Видд дрожит всем круглым телом, что является у него признаком недовольства. Какого дьявола он здесь делает? Но затем магистр теряет из вида светловолосого гуманоида и думает, что это был мираж. Долго он размышляет о своём, не поднимая взгляда, но всё же, когда пауза становится невыносимой, смотрит на верховную жрицу и понимает, что это был не мираж.
Страж Трага, Лот из Чинвата, блуждает мрачной тенью среди безумного веселья Вселенских Игр, и это плохо, очень плохо…
***
Он похож на призрака: полон скорби и уныния. Все вокруг невольно расступаются, когда страж подходит к арене. Хотя у него в руке меч, и этот меч довольно большой, он не похож на воина. Лот из Чинвата выше обычного гуманоида на голову, но его тело не имеет много мышц и кажется слабым. Белые волосы словно выцвели под лучами звезды, а большие глаза смотрят с презрением. Он не похож на других участников Вселенских Игр, спокоен, как ледяные горы Тай-гана, молчалив, как обелиск погибшим на войне в мире Сеп, и взгляд его блуждает в иных пространствах, лишь изредка удостаивая внимания этот мир.
Тем, кто недавно выкрикивал имя победителя, становится неудобно, и они замолкают, когда туманные глаза Лота из Чинвата вдруг останавливаются на них. Веселье замолкает, запах жареного мяса становится невыносимым, и бой на арене прекращается. Некоторые из гостей отходят в сторону, отрезвевшие, словно на них вылили холодной воды, и с горечью во рту. Те, кто ещё сохранил разум, садятся на свои звездолёты и улетают, ибо присутствие стража Трага для них невыносимо.
Он прекрасен, как дух, и холоден, как Некроникус. Идёт по мосту, потому что пришёл с одной целью: увидеть чудо из чудес – мост, соединяющий две планеты. Однако весь мост гудит и жужжит жизнью, он заляпан кровью проигравших и заполнен зловонной толпой обезумевших фанатов. И это великие Вселенские Игры? Это соревнования в силе ума и тела? Это состязания мудрецов и магов? Да… Лот полон презрения – он помнит совсем другие времена. Тогда не было арен, а к Играм допускались только маги. Состязания происходили на ментальном и астральном уровне, и зрители, соответственно, были совсем другого сорта.
– Тля светан! Кастаэрана! – бормочет страж, и те, кто слышали когда-либо язык Рива, разбегаются.
Страж лукавит, потому что на Риве и на Антириве никогда не было таких помоек, а мертвецы были похоронены на отдельной безжизненной планете в пещерах под землёй. И если что-то гнило на Риве, то это только части тел, необходимые для союзников ривайров – кибертронцев. Что-то ещё он говорит, обводя с высоты своего роста толпу пьяных от крови гуманоидов и киберов.
Он не просто полон презрения, он словно выкупался в помоях и теперь с отвращением рассматривает себя, запятнанного Вселенскими Играми. Несколько кибероидов подходят к нему, обнажая оружие, они играют своими мечами, не зная, что те выглядят детскими, если сравнивать их с оружием стража. Ещё раз повторяя свое страшное «кастаэрана», Лот из Чинвата одним ударом отрезает манипулятор кибера, ломает его меч и идёт дальше, не считая возможным задерживаться.
– Смотри, Теон, вот наш страж, бродит как пугало среди ликующей толпы. Его мрачный вид оскорбляет саму суть Игр, где каждый должен быть счастлив победить.
– Да, моя госпожа, я вижу, как от него отворачиваются те, кто веселится. А что он там бормочет?
– Тля светан – это свалка трупов на Риве, очень неприятное место, но наша яма проигравших не лучше, она напоминает Лоту Рив. А кастаэрана – самое страшное проклятье антиривайров. Это пожелание родиться в следующей жизни сексуальным рабом, который до конца дней будет подвергаться насилию. Сделай что-нибудь, Дер-Видд, и быстрее, пока гости не покинули мост и Траг. Уведи Лота!
– Моя великая госпожа Кестана забывает, что Лот из Чинвата является стражем Трага и его обязанность – защищать мир от возможной угрозы. Кто может запретить ему появляться в том месте, где потенциальная опасность как раз очень велика?
– Будь хитрее, Дер-Видд, действуй с позиций гибкости. Вызови его в Чинват для разговора или пообещай то, что интересно стражу. Действуй, потому что я недовольна! Игры должны продолжаться, азарт и страсть – вот их настроение! Сома и вино должны течь рекой, а мечи – громко звенеть. Покой и могильный холод не должны присутствовать на Играх!
– Хорошо, я отправляюсь немедленно, чтобы увести стража.
– Отпусти его!
– Что?
– Ты слышал, Дер-Видд: отпусти стража. Скажи, что верховная жрица Трага больше не нуждается в страже.
– Нельзя, госпожа, это очень старая традиция. Мы заключали договор с Ривом…
– Лот из Чинвата последний воин, Рива больше нет. Если мы нарушим договор, кто посмеет предъявить нам претензии? Этот эон – время трагилов и время славы трагила-сай! А вот время Рива давно ушло.
Теон Дер-Видд медленно направляется к хвосту звездолёта, где расположены планеры. Он не знает, как сказать стражу, что он больше не нужен. Его мысли путаются, а мёртвая голова становится невероятно тяжёлой, словно он несёт на плечах своего брата-близнеца. Когда он готов улететь, слышит, как Кестана его зовет.
– Да, моя госпожа?
– После того, как страж покинет пределы Трага, займись Шагающим по мирам. Пошли самого сильного воина, чтобы он уничтожил врага трагила-сай.
Теон Дер-Видд уверен, что такого воина не найдётся даже среди тех, кто выиграл Вселенские Игры. Но потом он смотрит вниз, где Лот отрубает руку киберу, и зловеще улыбается: кажется, на Траге появился претендент на эту роль.
Когда Дер-Видд спускается на планере к красной арене, Лота из Чинвата там уже нет, а толпа снова яростно выкрикивает имя победителя, и два упрямца бьют друг друга железными кулаками, потому что толпа ждёт победы. Дер-Видд не пытается догнать беловолосого призрака, он возвращается в свой монастырь, потому как знает более простой способ найти Лота из Чинвата, чем искать его среди тысяч существ на великом вселенском мосту.
Глава 4
Дальние миры, Траг, орбитальная станция
Невероятная тишина царит в тёмном коридоре станции, здесь никого нет, и никто из магистров не может слышать мысли Дер-Видда. Здесь он волен думать то, что ему хочется. Он великий маг, и первое, чему он научился на Траге – это скрывать свои мысли и за мудрой улыбкой прятать истинное отношение к происходящему. Если бы верховная жрица услышала его мысли, то жизнь Дер-Видда перестала бы что-то значить, он был бы проклят всем магическим Трагом. Поэтому он чувствует радость и покой здесь, на старой бесполезной орбитальной станции.
Её создали великие воины прошлого, чья судьба когда-то сияла, как яркая звезда; инженерный гений ривайров сотворил это летающее чудо из листов ненужного металла, силы воли и клейкого сока растений. Здесь невероятно холодно, но Теона Дер-Видда это устраивает. Его старое тело постепенно разрушается, несмотря на магию, которой оно пропитано целиком. Вторая голова с каждым циклом становится всё тяжелее, ухо почти приросло к плечу, жидкость в теле не используется, и он становится похож на толстяка, которому тяжело двигаться. Ноги стали тонкими, как у подростка, и каждый раз, ступая на твердь, он боится за хрупкие кости.
Зубы изъедены окутанскими микробами, но избавиться от них он не может: организм по старой привычке требует твёрдой пищи. Он мог бы поменять это тело на другое или улететь с Трага, чтобы стать свободным, но Дер-Видд именно потому считается вторым магистром на планете: он достаточно мудр, чтобы не бежать от своей судьбы, ибо, убегая, он подставит ей спину. Он смирился, чтобы пройти свой путь до конца, не отвлекаясь на мелочи. Единственное, что ему нравится на Траге – это смотреть в огромный иллюминатор орбитальной станции на проплывающие внизу врата кудесников, сияющих ночью загадочным светом. Или смотреть на Единорога, топчущего города в сновидении. А теперь ещё появился мост, чудо из чудес, сверкающая дорога между двумя мирами. Он не видит ни тех, кто спит на мосту в пьяном бреду, усталый после бесконечных драк, ни тех, кто испражняется, свесившись с моста, прямо в свёрнутый космос. Они слишком малы для таинственного разума Дер-Видда, он видит лишь мост, сияющий в нулевой плотности, яркую стрелу времени, венец устремлений гуманоидов…
Когда стыковочный модуль заставляет вибрировать пол, Теон Дер-Видд одевает мягкую обувь, прячет мысли и идёт навстречу молодому трагилу, закутанному в чёрно-красный плащ. Чёрные капли стекают по волосам гостя, и от этого его лицо кажется совсем молодым. Отбросив в сторону полы плаща, ученик опускается на одно колено и склоняет голову, ожидая, когда его заметят. Так принято на Траге уже много циклов.
– Ариман, ты можешь подойти.
– Да, учитель. – Гость встаёт, вытирая лицо от дождя, и наконец-то поднимает свои большие, немного грустные глаза. Резким, как колокол, голосом он выкрикивает: – Да пребудет слава Меродаха вечно!
– Да, пребудет, – задумчиво молвит Дер-Видд, – присядь, и мы с тобой побеседуем.
– Вы хотите дать мне поручение?
– Да, и очень важное поручение. Ты хорошо зарекомендовал себя на последних мистериях, я за тобой наблюдал. Быстрая реакция, гибкий разум, напор и решительность. Ты далеко пойдёшь.
Сесть в зале старой орбитальной станции не на что, а садиться в ритуальном плаще на грязный пол не позволяет правило трагила-сай, но раз учитель попросил, ученик должен подчиниться. Ариман подгибает одну ногу, вторую кладёт на неё и так опускается в неудобной позе на пол. Возможно, учитель хочет испытать его и проверить, можно ли новичку поручить важное задание.
– Вы хотите, чтобы я бросил вызов Шагающему по мирам?
Дер-Видд находит в себе силы улыбнуться и смотрит на неофита с интересом. То ли перед ним безрассудный, но сильный лев, то ли хитрый лис, преследующий свои цели.
– Это означало бы послать тебя на верную и бесполезную смерть. Разве этого ты хочешь, смелый юноша, несущий в себе мудрость трагила-сай?
– Конечно, нет, но если такова ваша воля…
– Я открою тебе секрет: никто из нас, магистров, даже верховная жрица, не знает, как можно победить Шагающего по мирам. Трое великих магов погибли, пытаясь установить с ним контакт, ещё двое пропали без вести, и только один вернулся, для того чтобы вскоре покинуть Траг, не проронив ни слова. Это были лучшие. А что можешь ты, юный трагил, не имеющий даже звания магистра? Или ты спешишь попасть в объятия Некроникуса, чтобы потешить дух смерти своей бесславной кончиной?
Ариман низко наклоняет голову, но это не конфуз и не раскаяние, а скорее вежливость, потому что он понимает: Дер-Видд не предлагает ему сразится с Шагающим по мирам, чья слава опережает скорость света.
– Я думаю, мы должны спросить совета относительно нашего врага у великих существ мира, но не нашего.
– Но кто может быть мудрее магистров трагила-сай?
– Кто-нибудь из Средней волны, например, полубог или великая колдунья.
Дер-Видд смотрит, как загораются румянцем щёки неофита. Он не смеет поднять голову, но перспектива стать посланником в Средние миры кажется ему очень привлекательной, так что он осмеливается бросить быстрый взгляд на Дер-Видда, нависающего над ним, как воздушный шар. Любой из трагилов мечтает отправиться в мир, где нет плоти, а дух творит из первовещества то, что нашёптывает пылкая фантазия. Мир-перевёртыш, где нет зла и добра, где всё бесценно и пусто одновременно. Сила магистров может создать ненадолго портал между мирами, чтобы отправить туда дух великого мага-воина, но проблема в том, что этот дух не должен быть обременён плотью…
– У кого бы ты спросил, Ариман, будь у тебя такая возможность?
Ариман молчит, его щёки становятся красными, как закатная звезда Окутаны. Он думает о том, о ком нельзя думать, кто часто бывает в Средней волне и скользит над мирами, убивая божественным взглядом, кто красивее любого смертного… Но Дер-Видд называет совсем другое имя, и оно опускается на светлый ум неофита, как цветущий сад, полный острых шипов.
– Роза Дроттар, Ариман. Вот у кого мы желаем спросить.
– Но как?
– Да, конечно, повелительница любви не ответит на призыв простого неофита и толстого старика, вроде меня. Наши сердца не поют как птицы, мы не сторонники любви и не носим на сердце цветок белой розы. Это так. И мы даже не можем подняться в Средние миры, ибо рискуем не вернуться оттуда.
– Да, и нам придётся расстаться с телом…
Дер-Видд мрачно кивает головами и рассматривает Аримана двумя глазами, и даже третий, всегда прикрытый, кажется, сейчас смотрит на него. Ариман не может долго выносить взгляд мёртвой головы учителя и опять опускает глаза, только теперь он не краснеет, а бледнеет, как оросское полотно. Если магистр прикажет ему освободить дух от бренных оков физического тела, он согласится, хотя это совсем не входит в планы Аримана.
– Ты всегда думаешь о теле, поэтому имя твоё – Ариман, демон плоти. – Дер-Видд не ослабляет своего цепкого взора, глаза его здоровой головы сощурены, и это значит: всё уже решено. – Но тебе не придётся возноситься в Средние миры, потому что там ты и останешься навсегда. Есть более краткий путь. Если ты внимательно читал легенды Аста Деуса, то должен помнить, что часть великого духа Розы Дроттар воплотилась в дочери её дочери, прекрасной Марисс Та-Лите, что подобна бутону нераскрывшегося цветка. Она наполовину принадлежит нашим мирам, а наполовину – Средним. Марисс – как ниточка судьбы, за которую мы должны потянуть, чтобы распутать клубок тайн. Отправляйся в замок Утренней Росы к дочери дочери Розы Дроттар и спроси её о Шагающем по мирам. Где его найти и кто он, – вот что меня интересует. Воин, который бросит вызов врагу трагила-сай и будет сражаться с Шагающим по мирам, уже определён. Твоя задача – принести мне весточку.
– Я понял, учитель. Но где мне найти замок Утренней Росы?
– Его найдёт твоё намерение. Замок Марисс Та-Литы не находится в определённом месте, он проявляется там, где велико намерение.
– Я не понимаю, Дер-Видд…
– Именно поэтому ты всего лишь ученик, а не магистр. Но это твой вызов, прими его и оправляйся совершенствовать своё искусство трагила-сай. Я дам тебе подсказку: до замка Утренней Росы можно дойти лишь пешком, то есть не используя никакого транспорта. В какую бы сторону ты ни пошёл, иди до тех пор, пока тебе не откроется безбрежное море песка – пустыня Манахар-Сарат; именно там ты найдёшь Розу Дроттар, воплощённую в материальном теле. Только помни, неофит: сила её красоты так велика, что устоять почти невозможно. Если ты не проявишь волю, станешь тенью Любви и навсегда останешься в пустыне Манахар-Сарат.
Ариман готов рассмеяться в лицо учителю, но не смеет. Однажды он видел во сне божественного Бальдура, чьё имя запрещено произносить на Траге, и почти ослеп от Божественной красоты, но нашёл силы отвести свой взор от того, кто воплотил в себе всё самое прекрасное в двух мирах. Сила трагила-сай спасла Аримана от того, чтобы стать рабом Бальдура; так разве не защитит она Аримана перед лицом Марисс Та-Литы, которая наполовину – существо не из этих миров? Ариман не сомневается, что справится, и готов отправиться в путь. Его больше всего беспокоит, как найти место, у которого нет конкретных координат. Именно поэтому он ученик, а мудрый Дер-Видд – великий магистр. Один слеп и самоуверен, а другой видит истину и бессилен…
Глава 5
Мир Траг, долина Единорога
У колеса времени нет обратного хода, об этом знают все, и даже сам Зерван бывает не властен над тем, чтобы развернуть время и один мир обрушить в небытиё, а другому вернуть процветание. И только Единорог не верит в то, что время великого Рива ушло навсегда. Только он один ждёт, когда на чёрном небосклоне загорится алый пояс огней и великие воины вернутся, чтобы покорить жалкий Траг, пленивший его.
Третьи сутки гремят Вселенские Игры, вино льётся рекой, звенят древние мечи, слышны победные песни, и всё население ближайших планет находится на мосту, соединившему Траг с Окутаной 2. Такое событие, происходящее один раз за сто циклов, никто не пропускает, кроме одного существа. Лот, лорд Чинвата, страж Трага, покидает Большие Игры, где ему совсем нет равных, и направляется в дальний путь, к скалистому заповеднику, где всегда царит ночь и не видно восхода звезды.
С тех пор как Траг остановил своё вращение вокруг оси, одна его половина погрузилась в вечный мрак ночи и маги-трагилы покинули её, переселившись туда, где звезда всегда в зените и яркого света достаточно для протекания жизненных процессов. Во тьме остался остров Чинват, место древних мистерий, на котором возвышается невероятно высокая башня Чинват, чья верхушка выходит за пределы атмосферы Трага. В зоне тьмы функционирует несколько городов, там живут трагилы и пришельцы с Окутаны 2, не владеющие магией трагила-сай. Здесь же, на высокой горе посреди ледяного океана, расположены высокие скалы, оградившие долину Единорога, самого странного среди неживых существ дальнего космоса. Единорог, творение великих ривайров, сделан из сплава прочного металла – нирбаниума, и только Лот из Чинвата знает, что нирбаниума больше нет во вселенной, последняя шахта исчезла из Дальней волны вместе с мирами Антирива.
На Траге глупцы рассказывают легенду об огромном сияющем коне, превышающем рост гуманоида в десять раз. Когда лучи звезды падают на статую Единорога, он оживает и проносится по материку, выбивая из-под копыт алмазы и золото. Его рог способен пробить любую стену, потому что Единорог в своем беге не может останавливаться. Воздух раскаляется и бетон плавится там, где Единорог останавливается. Никто из магистров не верит в эту легенду, поскольку статуя Единорога из легендарного мира Рив ни разу не оживала за последние двести циклов, и никто не видел алмазов, разбросанных на земле. Только лорд Чинвата, высокий беловолосый юноша, знает, что это возможно. Ведь его предки могли совершать удивительные вещи, в том числе трансформировать молекулярную структуру своего тела и сращивать её с любым металлом. Они вполне могли создать коня, который оживает.
Он бродит по долине Единорога, такой же печальный и грустный, как и на Вселенских Играх. Потом он находит сияющего Единорога и садится у подножия статуи, чтобы поделиться своим одиночеством. Свет двух молочных лун играет тенями на его мрачном лице. Два одиночества понимают друг друга. Оба они – последние творения ушедшего мира, оба имеют мёртвые души и застывшие сердца, никто из них не оживёт, даже от света звезды, потому что это чужая звезда.
– Я знаю, – очень тихо говорит Лот, пальцами скользя по копыту Единорогу, – ты считаешь, что я не имею права быть недовольным. Я жив и я страж целого мира, я могу участвовать в этой жизни и стать частью Трага. Но это чужой мир и чужая жизнь, к тому же я стал подобен гуманоидом. Да, смотри и проклинай, – я похож на воинов незабвенного Рива, я высокий и сильный, моя реакция намного быстрее, чем у большинства гуманоидов или кибероидов, но я не знаю, кто я и что могу. Я не могу трансформировать тело в металл, я не могу ни выращивать, ни поглощать подличности. Поэтому я не старею, поэтому я не живу. Я, так же как и ты, застыл в мёртвой оболочке, и ничто не может согреть мою душу. Я и ты – два осколка жизни, которым едва нашлось место в чужой вселенной; но помещаемся ли мы в этом месте?
Он не ждёт ответа, и ответа нет, но когда Лот из Чинвата поднимает голову, он видит, как по металлической голове Единорога текут слезы. Он представляет, как оживает сверкающее в лучах лун тело мощного существа, своей мудростью превышающего всех вместе магистров Трага, как проносится освобождённый дух Единорога по равнинам и горам Трага… Лот собирает в карман своего чёрного плаща слёзы Единорога, которые каменеют и превращаются в крупные алмазы.
– Я отдам твои слёзы тем, кому они нужнее, ибо и в этом мире есть скорбь и боль, от которой магистры отгородились светом звезды, которая щедра только к ним. Этот мир болен гораздо сильнее, чем думает, но нет никого, кто бы сказал об этом. Если бы ты смог стать живым, ты бы сказал, а я не могу даже этого, я ведь страж трагила-сай, игрушка магистров, чьё место на тёмной стороне Трага. Это неправильный и чужой мир…
Он не знает, слышит ли его Единорог, но ещё какое-то время блуждает по долине, любуясь в свете лун статуями и памятниками, собранными из разных уголков Дальних миров. Только здесь он чувствует себя на месте, готовый превратиться в один из таких памятников и застыть навсегда, ожидая света звезды, – но только не звезды Трага.
Трагилы никогда не посещают долину Единорога, потому что знают: если чудовище пробудится, то будет в сильном гневе. Ведь мира, куда Единорог желал бы вернуться, больше не существует, время великих героев ушло в прошлое, и даже Зерван, повелитель часов, не может развернуть колесо времени в обратную сторону.
Медленно Лот поднимается по ступеням Чинвата. Он никогда не пользуется лифтом, установленным трагилами, и ходит только пешком. На первой смотровой площадке его встречают две девушки из мира Сеп, уборщицы помещений, и жесткокрылое существо из мира, чьё название неизвестно, которое охраняет Чинват, пока хозяина нет. Они безмолвно склоняются в поклоне, зная, что лорд Чинвата с ними не разговаривает. Слуги ждут, когда Страж Трага их отпустит, но он не спешит и манит рукой к краю смотровой площадки, что находится примерно на высоте звездолёта М-класса. Внизу, под замком Чинват, копошатся существа, их бесчисленное множество, все они представители разных миров. Суетятся, кричат и увлечены своим занятием – выживанием. Под башней, чья верхушка уходит в стратосферу и чьи антенны цепляют проплывающие мимо облака, толкутся, задыхаясь в разрежённом воздухе, совсем другие жители Трага.
– Это рынок? – спрашивает Лот, обращаясь к тем, кто в изумлении застыл в поклоне. Впервые за пятьдесят циклов господин обращается к своим слугам. – Отвечайте!
– Да, господин, – ещё ниже наклоняется одна из девушек мира Сеп, её четыре руки подвижны и похожи на змей, так она выражает волнение и удивление, – это базар низших рас, место, куда трагилам запрещено приходить. Здесь можно купить всё, что угодно, от запасной руки до звездолёта, начинённого напалмом. Базар называется Смрад, потому что над ним всегда стоит зловонье. Тот, кто посещает подобные места, редко моется. Это место не для благородных господ.
– Ну конечно! – смеётся Лот, и его смех холоднее, чем ледяные озёра Тай-гана. – Я каждый раз смотрю на этих существ внизу и не понимаю, в чём смысл их жизни, что могло бы сделать их счастливыми. Они голодны?
– Да, господин, – отвечает та же девушка, и двое других слуг утвердительно кивают головами.
– Они бедны?
– Да, господин.
– Они не видели света звезды?
– Никогда, господин.
– И у них нет надежды?
– Никакой, господин!
– И нет никого, кто бы мог помочь им стать счастливыми?
– Они никому не нужны, господин.
– Это так, господин, это отбросы, они голодны и агрессивны.
Лот из Чинвата бросает вниз алмазы, в которые превратились слёзы Единорога. Он разжимает длинные пальцы – и сверкающие в лунном свете камни падают вниз, на базарную площадь. Некоторое время ничего не происходит, но потом он слышит крики, и движение толпы изменяется. Словно гигантская воронка, тёмное море существ стекается к центру. Там упали алмазы. Море на миг застывает, потом начинается водоворот, в котором тонут надежды Лота, господина Чинвата. Твари с крыльями и без, с клыками и когтями вцепляются в плоть друг друга, разрывают на части, чтобы получить сверкающий камушек, упавший с неба. Многие из них умирают тут же, затоптанные толпой, многие продолжают бессмысленное сражение, и, конечно же, слёз Единорога не хватает на всех.
Лот отворачивается, у него слишком хорошее зрение, чтобы смотреть на это. Он понимает, что ничего в этом мире изменить нельзя. И его дар стал поводом для ещё большей печали. Он вспоминает слова мудрого Дер-Видда: «Если ты не магистр, ты не имеешь права помогать живому существу, идущему по своему, пусть и скорбному пути».
– Господин слишком щедр, – говорит та, которой дали на время право голоса, – но господин не сможет спасти порочные души.
– Ты права, здесь совсем другой Траг, чем тот, что на вселенском мосту или в цитадели магистров. Вы свободны, – говорит Лот, – возьмите жалованье на цикл вперёд и покиньте Чинват. Скоро мы не будем нуждаться друг в друге.
Ровно половина суток Трага проходит, а затем на смотровой площадке, где Лот сидит в медитации, появляется гость. Лот неприветлив, но и не холоден, он кивает головой, предлагая магистру присоединиться к медитации. Некоторое время они так и сидят, опустив головы, а твари внизу покидают базар, оставляя бесполезные трупы.