Полная версия
Книга Самуила (Библия в стихах)
Владетели Филистимлян смогли
дойти за ними до чужой земли.
Вефсамитяне в этот день в долине
пшеницу жали – славный урожай.
И видят – вот ковчег Господень! Ныне
вернул его Господь в родимый край!
И жал там Иисус Вефсамитянин.
К нему на поле, на краю земли,
куда пришёл он этим утром ранним,
коровы колесницу привезли
и у большого камня стали там.
И на полях пришёл конец трудам.
Дрова из колесницы нарубили.
На всесожженье Господу коров.
И Господа в тот день благодарили,
за то, что Он среди народа вновь.
Ковчег Господень подняли Левиты.
Поставлен на огромный камень он.
Филистимлянам было это видно.
И возвратились сразу в Аккарон.
Был ящик с изваяньями открыт.
И вот с ковчегом рядом он стоит.
И рассмотрели всё Вефсомитяне:
наросты золотые и мышей,
что в жертву принесли Филистимляне
от поражённых Господом людей.
Нарост и мышь от каждого владенья –
за Газу, и за Геф, за Аскалон,
и за Азот, молящий о прощенье,
и за презревший Бога Аккарон.
И не один, ликуя, человек
посмел в Господень заглянуть ковчег.
И поразил Господь людей за это.
И в памяти останется навек
погибель в Вефсамисе давним летом
пятидесяти тысяч человек.
И плакали они, и говорили:
«Кто может перед Богом устоять?
Пред Господом мы страшно согрешили
и Он решил нас смертью покарать.
Теперь нельзя нам оставаться с ним.
Пошлём посольство в Кириафиарим».
Отправили послов в соседний город.
И те пошли, покорные судьбе.
И о своём там рассказали горе,
и предложили, чтобы те к себе
ковчег Господень взяли и хранили,
и соблюдали жертвы и закон.
Ковчег Филистимляне возвратили.
И снова со своим народом Он.
Посланцы всё поведали своим,
придя в соседний Кириафиарим.
Глава седьмая
Ковчег оставлен в Кириафиариме лет двадцать; Самуил увещевает Израиля обратиться к Господу и собирает его в Массифу для поста и жертвоприношений; Поражение Филистимлян, камень Авен-Езер, Самуил – судья.
Из города Кириафиарима
ковчег забрали жители его
оттуда, где за грех неотвратимо
пришло возмездье Бога самого.
Ковчег Господень в дом Аминадава,
что на холме высоком, водружён.
А сын его Елеазар, по праву,
в хранители ковчега посвящён.
И двадцать лет прошли – за годом год.
И обратился к Господу народ.
К Израилеву дому в это время
с речами обратился Самуил.
И обошёл он всё родное племя,
и с каждым из народа говорил:
«Когда всем сердцем Господа зовёте,
то удалите всех чужих богов!
Лишь в Нём одном спасение найдёте
Лишь Он народ избавит от врагов!
Расположите к Господу сердца,
Ему храните верность до конца»!
Израильтяне так и поступили:
Они своих Ваалов и Астарт
из дома, и из жизни удалили,
отныне к Богу обращён их взгляд.
И Самуил сказал Израильтянам,
чтоб все они в Массифу собрались.
И он своей молитвой неустанной
попросит Бога дать им хлеб и жизнь.
Помолится, чтоб их Господь простил
и тяжкие грехи их отпустил.
В Массифу собрались Израильтяне
и каялись пред Господом своим,
и черпали водицу утром ранним,
с молитвой проливая перед Ним.
Постились в этот день и говорили:
«Мы тяжко перед Господом грешны.
Мы нашего Спасителя забыли,
и нет на свете более вины»!
И в эти дни в Массифе Самуил
сынов Израилевых праведно судил.
Когда услышали Филистимляне
про полный сбор Израиля сынов,
они решили, что на поле брани
народ Еврейский выступить готов.
И на Израиль двинулись, как туча,
и напугали тем Израильтян.
И Самуил воззвал: «Господь могучий!
Спаси нас от руки Филистимлян»!
Ягнёнка он, лишь это произнёс,
во всесожженье Господу принёс.
И эту об Израиле молитву
Господь услышал в милости Его.
Филистимляне в тот же час на битву
пришли в Израиль поразить врагов.
И тут Господь обрушил гром небесный,
и ужас на язычников навёл.
Филистимляне из полей окрестных
бежали в страхе кто куда нашёл.
Израильтяне догоняли их
и побивали недругов своих.
И выйдя из Массифы, гнали споро
и поразили множество врагов
до памятного места под Вефхором.
И там лишь перестала литься кровь.
И Самуил взял камень и поставил
меж Сеном и Массифой этот знак.
До этих мест вела их Божья слава,
и с помощью Его повержен враг.
А камень – Божьей помощи пример,
пророк тогда назвал Авен-Езер.
Итак, усмирены Филистимляне,
Теперь не станут более ходить
в пределы, где живут Израильтяне.
Не даст Господь злой умысел свершить.
Все дни, когда судил Израиль
пророк Господень верный Самуил,
Бог в мире жить врагов его заставил,
и мир на этих землях сохранил.
Возвращены Израилю тогда
захваченные теми города.
От Гефа самого до Аккарона
с пределами, из рук Филистимлян
все города с селеньями законно
отныне вновь в руках Израильтян.
И заключили в эти дни Евреи
союз с одним из старых их врагов.
Теперь Израиль с войском Аморреев
сражаться общей силою готов.
И был в те дни судьёю Самуил.
Всю жизнь свою Израиль он судил.
Из года в год в Вефиль, Галгал, Массифу
он приходил и там судил людей.
И обходил он омуты и рифы
бесстрастной справедливостью своей.
Потом всегда он возвращался в Раму,
в свой дом, и в нём Израиля судил.
И жертвенник в краю любимом самом
построил сам и жертвы приносил.
Он там молился и важней всего
общенье с Богом было для него.
Глава восьмая
Просьба старейшин Израиля к Самуилу поставить им царя; Господь повелевает ему сделать это; Самуил предупреждает, чего им это будет стоить, но они продолжают требовать царя.
Вот старость подступила к Самуилу.
Тогда поставил он своих сынов,
покуда у него остались силы,
судить Израиль правдою отцов.
Вдали от дома судьями ходили
два сына Иоиль и Авия
И местом, где они людей судили
была далёкая Вирсавия.
И каждый сын по-своему судил.
Совсем не так, как их отец учил.
Они подарки брали и превратно
судили обратившихся людей.
Законы обходили безоглядно,
сойдя с отцовых праведных путей.
Старейшины Израиля собрались
и в Раму к Самуилу все пришли,
сказали: Сыновья твои зазнались,
не праведной дорогою пошли.
Пророком ты являешься не зря –
поставь над нами сильного царя!
Хотим, чтоб он судил нас справедливо,
чтоб был Израиль, как любой народ,
который то печально, то счастливо
под царским словом на земле живёт.
Услышал эту просьбу Самуил
и стало на душе его тоскливо.
Он к Господу молитву обратил,
и ждал Его ответа терпеливо.
Господь ему ответил в тот же час:
«Послушай и прими народный глас.
Ведь не тебя сейчас они отвергли.
Они отвергли одного Меня,
чтоб царствовал над ними некто смертный,
и, чтобы не царил над ними Я.
Они с тех дней, когда Я их из плена
Египетского вывел до сих пор,
всегда так поступали неизменно,
со мною прерывая разговор.
К другим богам и с жертвой и с мольбой,
а ныне поступают так с тобой.
Итак, послушай голос их и тут же
представь и объяви права царя,
дабы решали, так ли царь им нужен,
померным ли желанием горят»?
Пересказал всё Самуил народу,
и рассказал о царских им правах –
про жизнь и труд, про войны и свободу,
которая пока ещё жива.
И говорил он о правах царя,
пока взошла вечерняя заря:
«Тот царь, что будет царствовать над вами
к себе возьмёт всех ваших сыновей,
к своим он колесницам их приставит,
вооружит, усадит на коней.
Начальниками сделает немногих,
из самых приближённых, верных лиц –
оружие ковать, стеречь чертоги
и делать весь прибор для колесниц,
и царские возделывать поля,
следить, чтоб урожай дала земля.
Он ваших дочерей возьмёт для дела,
чтоб масти составляли для него,
чтоб кушанья готовили умело
и хлеб пекли служителям его.
Он лучшие поля и ваши нивы,
масличные сады и виноград,
которыми владеете счастливо,
у вас возьмёт и евнухам отдаст.
И от посевов ваших и садов
он десятину отобрать готов.
Рабов, рабынь, ослов себе возьмёт он
и на свои дела употребит.
И часть всего, что нажили вы потом,
и вас в своих рабов он превратит.
И вы тогда восстанете, как туча,
на избранного вами же царя.
Но не ответит вам Господь могучий.
к Нему тогда взывать начнёте зря.
Я всё сказал, что Бог мне говорил, –
слова свои закончил Самуил.
ННрод в ответ: «Пусть будет царь над нами!
Как прочие народы жить хотим!
Пусть судит нас, решает всё и правит!
Войну ли мир – достойно встретим с ним!
И слушал Самуил тот глас народный,
и Господу всё вслух пересказал.
Господь ответил: «Выбор их свободный.
Поставь царя им. Царства час настал».
С тем по домам старейшин отпустил
седой пророк Еврейский Самуил.
Глава девятая
Саул, сын Киса Вениамитянина, в поисках ослиц отца своего приходит к городу Самуила и просит у него совета; Самуил призывает Саула к себе, ест и беседует с ним.
Был некто из сынов Вениамина.
Он звался Кисом – знатный человек.
Имел тот старый Кис красавца сына.
Такого не встречали здесь вовек.
Прекрасен был лицом и выше ростом
на голову он всех Израильтян.
Лишь год прошёл, как стал он мужем взрослым,
сильна его рука и гибок стан.
Однажды старый Кис призвал его
единственного сына своего.
И сыну он сказал: «У нас пропажа.
Исчезли сразу несколько ослиц.
Возьми слугу, пройди владенья наши
и поищи повсюду, без границ».
И вот Саул, не ведая покоя,
по всей земле Ефремовой прошёл,
Шалиш и Шоалим он со слугою
проверил, но ослиц там не нашёл.
На землю Цуф с земли Вениамина
они пришли. В тревоге сердце сына.
Саул сказал слуге: «Давай вернёмся,
чтоб мой отец теперь, неровен час,
покуда мы с пропажей разберёмся,
не стал бы беспокоиться о нас».
Но отвечал слуга: «Давай помедлим.
Есть в городе сем Божий человек.
Что скажет он, то сбыться не замедлит.
И дом его всегда открыт для всех.
Быть может, он укажет верный путь –
куда идти, дабы ослиц вернуть».
Саул ответил: «Нужно приношенье,
чтоб к человеку Божьему войти.
В сумах у нас не сыщешь угощенья –
ни хлеба, ни подарка не найти»…
«Я четверть сикля при себе имею, –
сказал слуга Саулу и вздохнул, –
Для прозорливца их не пожалею,
чтоб он на верный путь нас повернул.
К ним ходят, чтобы волю Божью знать,
пророками их стали называть».
Тогда Саул решил в конце похода
до человека Божьего дойти.
И у девиц, что вышли черпать воду,
они спросили, как его найти.
Девицы дом пророка указали.
«Но вы должны, – сказали, – поспешить.
Его вы там застанете едва ли.
Сейчас на высоте он должен быть
где жертву мирную вершит народ
в такое время каждый Божий год.
Он жертву пред людьми благословляет,
и званный начинается обед.
Но вы поторопитесь и, кто знает,
настигните, спеша ему вослед».
Вот в городе они, посередине.
Прошли бегом последний поворот.
И видят, что из дома перед ними,
сам Самуил выходит из ворот.
Саул к нему немедля подошёл,
и понял Самуил: «Господь привёл»!
А дело в том, что за день до явленья
Саула в город Раму, Самуил
услышал глас небес, и без сомненья,
Господь ему открыто говорил:
«К тебе пришлю я завтра в это время
к воротам человека одного –
земли Вениаминовой Еврея.
Помажешь ты в правители его.
Пусть он теперь возглавит Мой народ,
Израиль от Филистимлян спасёт.
Ведь вопль Израиля взлетел высоко –
услышал Я народ скорбящий Мой».
И тут Саул приблизился к пророку.
Господь сказал: «Вот он перед тобой»!
Саул спросил: « Где прозорливец вещий?
Сказали мне, что где-то здесь живёт».
«Я прозорливец, – Самуил ответил, –
Иди на высоту, туда, вперёд.
Сегодня пообедаешь со мной,
а утром отпущу тебя домой.
И ты не беспокойся об ослицах –
они нашлись уже три дня тому.
Тебе ли их искать и суетиться?
Всё вожделенное в Израиле кому?
Израильские земли, не тебе ли
с твоим отцовым домом подчинить»?
И отвечал Саул: «Но, в самом деле,
зачем тебе такое говорить?
Я меньшего колена скромный сын
Был младшим наш отец Вениамин»!
Взял Самуил Саула на высоты.
И в комнату ввёл вместе со слугой.
В застолье званном проявил заботу –
на первом месте гость их дорогой.
И повару сказал подать ту часть им,
что лично он сберёг и отложил.
И вот, Саулу он с большим участьем
плечо отведать скромно предложил.
И в этот день Саул обедал с ним –
провидцем и хозяином своим.
Потом они с высот спустились в город.
На кровле говорили обо всём.
До полуночи длились разговоры,
и Самуил всё думал о своём.
А утром, как взошла заря, поднялись.
На кровлю к гостю Самуил воззвал,
и в час, когда домой они собрались,
«Я провожу вас, – гостю он сказал.
Из дома вышли вместе. Проводил
Саула до окраин Самуил.
У городской черты Саулу молвил
задумчивый, печальный Самуил:
«Теперь остановись и миг запомни.
Слуге скажи, чтоб дальше проходил».
Слуга ушёл и скрылся за горою,
одной из ними пройденных дорог.
«Тебе, Саул, я в этот час открою,
что повелел мне всемогущий Бог, –
вновь обратился к юноше пророк, –
пришёл для откровенья верный срок»!
Глава десятая
Помазание Саула Самуилом на царство и указание идти в Галгал; Саул пророчествует среди пророков; Дядя Саула; В Массифе Самуил представляет Саула народу, который принимает его своим царём, но некоторые презрели его.
И поднял Самуил сосуд с елеем
над головой Саула и пролил,
поцеловал его, потом сказал, светлея:
«Твой час служенья Богу наступил.
Помазание Саула на царство
Господь тебя помазывает ныне
в правители наследья Своего.
Получишь ты знамения простые
как верный знак веления Его.
Ну, а теперь пора тебе идти.
Двух человек ты встретишь на пути.
В пределах Веньяминовых, в Целцахе,
где гроб Рахили, повстречаешь их.
Они расскажут, что отец твой в страхе.
Совсем забыл он про ослиц своих,
но где любимый сын его не знает.
Нашлись ослицы, но исчезнул сын.
Тебя он всюду ищет, вопрошая:
«Что с юным сыном сделалось моим»?
А после встречи далее пойдёшь.
К дубраве лишь Фаворской подойдёшь,
как встретятся тебе три человека,
в Вефиль идущих к Богу на поклон.
Один с тремя козлятами калека –
без глаза, и руки одной лишён.
Другой пустился в путь с тремя хлебами,
у третьего с вином красивый мех.
Они, тебя ещё не зная, сами
начнут желать в свершениях успех.
Потом тебе два хлеба отдадут.
Ты их возьмешь, и далее пойдут.
Потом придёшь на Божий холм высокий.
Охранный там отряд Филистимлян.
И в городе, на площади широкой
пророков встретишь – сонм Израильтян.
А перед ними и псалтирь и гусли,
свирели и рокочущий тимпан.
И Господу поют, без слёз и грусти,
пророчествуют, Господа любя.
И дух Господень на тебя найдёт,
и с ними славить Бога поведёт!
И с той поры изменишься душою,
восстанет человек в тебе иной.
Когда знаменья сбудутся с тобою,
что хочешь делай, ибо Бог с тобой!
Иди в Галгал. Туда приду я позже
для всесожжений и для мирных жертв.
Там жди семь дней, о прошлом не тревожась.
Приду к тебе и дам всему ответ».
И только лишь Саул в дорогу встал,
как Бог ему иное сердце дал.
И в тот же день поток знамений сбылся:
с двумя хлебами он к холму пришёл,
навстречу сонм пророков появился…
И Божий Дух на юношу сошёл.
Со всеми он пророчествовал рьяно.
Псалмы он вдохновенно Богу пел.
И знавшим род его, казалось странным,
что Кисов сын пророком стать успел.
«А кто такой отец у остальных? –
промолвил некто, бывший среди них.
С тех пор при виде дивной перемены
когда с пути привычного свернул
знакомый наш, мы слышим неизменно:
«Неужто во пророках и Саул»?
Он перестал пророчествовать вскоре
и в город к дяде своему пришёл.
И рассказал, что их постигло горе –
ослиц пропавших так и не нашёл.
Но в поисках пророка посетил.
И, что пророка звали Самуил.
И дяде передал слова пророка;
«Ослицы отыскались», но смолчал
о том, что к царству славному дорогу
ему пророк сегодня предсказал…
А Самуил в Массифу – город судей,
созвал всего Израиля сынов:
«Так говорит Господь, – сказал он людям, –
Господь наш Бог – основа всех основ:
«Я вывел из Египта Мой народ,
благословил мучительный исход –
морские хляби перед ним разверзлись!
Сгубил врагов смертельных, но сейчас
вы вместе Бога вашего отвергли,
от всех скорбей спасающего вас.
Ему сказали, чтобы Он над вами
поставил править мудрого царя!
Что без царя не можете вы сами
пред Богом жить, бесчинства не творя.
Итак, сейчас предстаньте перед Ним
по всем коленам и родам своим»!
И Самуил Израильским коленам
по жребию велел к нему идти.
Они пошли одно другому в смену,
чтоб Господа решение найти.
Вениамина указал колено
бесстрастный жребий. Самуил велел
пройти ему пред Богом поплеменно.
Царёвым домом стать – его удел.
На Матриево племя указал
Господень жребий. Самуил сказал,
чтоб все мужи из племени предстали,
и назван был Саул, сей Кисов сын.
Но нет его среди мужей. Искали
его повсюду в ревности своей.
Искали, но нигде не находили.
И вопросили Господа опять
придёт ли он, довольно ли усилий,
чтоб мужа, что укрылся отыскать.
Сказал Господь, что славою смущён,
меж колесниц, в обозе скрылся он.
И побежали. Привели оттуда.
И вот стоит он, выше всех людей.
И Самуил сказал: «Случилось чудо!
Его избрал Господь рукой Своей!
Подобного ему вы не найдёте.
У нас такого не было и встарь».
И тут прошло волнение в народе.
Народ воскликнул: «Да живёт наш царь»!
И всё о царстве мудрый Самуил
прилюдно и понятно изложил.
И в книгу записал его основы,
его царя законные права.
И положил пред Господом сурово
о новой жизни главные слова,
и по своим домам народ отправил.
В родную Гиву вышел и Саул.
С ним те пошли, которых Бог направил,
чьё сердце Он к Саулу повернул.
Но были там негодные, они
не приняли Саула в эти дни.
«Ему ли нас спасать? – они твердили,
его хулили, не жалея слов.
Они презреньем юношу облили,
они не поднесли ему даров.
На это зло Саул не отвечал.
Он, как бы их совсем не замечал…
Глава одиннадцатая
Жители Иависа Галаадского послали послов к Саулу, чтобы он спас их от Нааса Аммонитянина; Саул собрал Израильтян и поразил Аммонитян; Он отказывается казнить воспротивившихся его царствованию; Весь народ объявляет в Галгале Саула своим царём.
И вот пришёл Наас Аммонитянин
и Галаадский город осадил.
Знаком тот город всем Израильтянам.
Был Иавис сердцам еврейским мил.
И люди Иависа обратились
к Наасу и просили, чтобы он
сменил бы гнев захватчика на милость,
просили, чтоб союз был заключён,
и умоляли, чтобы дал им жить,
и обещали преданно служить.
Им отвечал Наас Аммонитянин:
«Я с вами заключить союз готов».
Но тут же им условие поставил,
чтоб высказать его – нет нужных слов!
«Союз я заключу с одним условьем
которое услышите сейчас:
чтоб избежать резни, пожаров, крови,
вы все мне отдадите правый глаз!
От смерти вас избавив, накажу -
бесчестье на Израиль положу»!
Старейшины на то ему сказали:
«Тебя мы просим – дай нам срок – семь дней.
Послов мы по Израилю послали,
чтоб рассказать о гибели своей.
И, если нам помочь никто не сможет,
к тебе мы выйдем». И послы дошли
до Гивы, чтоб и там узнали тоже,
и, чтобы им, чем смогут, помогли.
Народ услышал, что сказал палач.
И в Гиве поднялся великий плач.
А в это время за волами с поля
пришёл Саул. «О чём народ грустит? –
спросил он. И узнал про злую долю,
что Иавису от врага грозит.
Лишь только он услышал о несчастье,
Дух Божий на него сошёл с небес.
И он своих волов рассёк на части,
послам отдал, отправив с ними весть:
«Кто за Саулом войском не пойдёт,
волов того такая ж участь ждёт»!
И страх Господень охватил Израиль.
Такого он не слышал никогда.
И этот страх к Саулу всех направил.
Все, как один, пришли к нему тогда.
И осмотрел Саул готовых к бою,
при Везеке собравшихся мужей.
Их было триста тысяч. Он доволен
Израильскою армией своей.
Ещё мужи Иуды от земли -
все тридцать тысяч воевать пришли.
И людям Иависа передали:
«Лишь только солнце поутру взойдёт,
конец всем вашим страхам и печали –
к вам весь Израиль с помощью придёт»!
Возрадовался город осаждённый.
К Наасу вышли и сказали так:
«Наш город, на погибель обречённый,
перед тобой не устоит никак.
Мы завтра все ворота отворим.
И ты, что хочешь с нами сотвори».
На следующий день на три отряда
Саул народ горячий разделил.
Он каждому сказал, что делать надо
и каждому задачу огласил.
И вот настала утренняя стража.
И в этот тихий час во вражий стан
в густой, кромешной тьме, чернее сажи,
проникли три крыла Израильтян.
Без устали их твёрдая рука
разила насмерть лютого врага.
Они их били до дневного зноя.
Кто выжил, тот с позором убежал.
Народ признал Саула, как героя
и Самуилу так о нём сказал:
«Кто говорил: «Саула ли на царство»?
Давайте, тех людей мы умертвим»!
Но вновь Саул не допустил бунтарства:
Сегодня мы убийства не хотим!
Сегодня сам Господь Израиль спас
И это день торжественный для нас!»
И весь народ пошёл в Галгал на праздник.
Поставили Саула там царём
пред Господом. И жертвенник украсив,
три жертвы мирные для Господа на нём
там принесли, и бурно веселились,
и пели песни, и лилось вино.
Как будто снова все на свет родились,
как будто снова Господом дано
им в мире жить, растить своих детей
на Богом данной родине своей…
Глава двенадцатая
Самуил призывает народ к свидетельству, что он был справедливым судьёй; напоминает о неверности Израиля и избавлениях Господних; Господь подтверждает предупреждения Самуила тем, что посылает дождь во время жатвы; Самуил обещает и дальше поучать Израиль и молиться о нём.
И вышел Самуил перед народом,
И так всему Израилю сказал:
«Вы пожелали вольно и свободно,
чтоб я царя Израиля назвал.
И я царя желанного над вами
поставил, как просили вы меня.
А я – тому свидетели вы сами,
от юности до нынешнего дня
всю жизнь ходил пред вами, сколько мог.
Но на земле всему приходит срок.
Свидетельствуйте же теперь пред Богом
и перед помазанником Его,
что, если я хоть раз сошёл с дороги,
взял дар у вас, не сделав ничего,
что взял вола, осла, кого обидел,
кого несправедливо притеснил,