Полная версия
Книга Самуила (Библия в стихах)
Леонид Михелев
Книга Самуила (Библия в стихах)
Первая книга царств
(Первая книга Самуила)
Глава первая
Бездетная Анна молится в Силоме о сыне, обещая посвятить его Господу; Священник Илий благословил Анну; Рождение Самуила; когда он был вскормлен, он был отведен в дом Господень и оставлен у Илия.
Был человек в Рамафаим- Цофиме,
что на горе. Елканой звался он.
Трудился, мирно жил, дружил с родными
и двух имел красивых, умных жён.
Одна из них носила имя Анна –
прекрасна, но бездетна и грустна.
Вторую звали именем Феннана.
Детей Елкане родила она.
И вот в Силом, в положенные дни,
обычно отправлялись все они,
чтоб Господу молиться Савоофу
и, поклоняясь, жертвы приносить.
У скинии святой, вдали от крова
смиренно Божьей милости просить.
Первосвященник Илий там в то время
судил народ и Господу служил.
Священники же – Офни и Финеес –
два сына Илия, которых посвятил
служению при Скинии в Силоме,
с отцом трудились при Господнем Доме.
Когда там жертву приносил Елкана,
давал он части всей большой семье.
Но часть особую берёг для Анны -
печали и любимицы своей.
Феннана Анну сильно огорчала
и побуждала к ропоту на то,
что радость материнства не познала
что жизнь проходит серой и пустой.
И повторялось так из года в год.
Страдала Анна в каждый их приход.
Всё плакала и ничего не ела.
И муж Елкана обратился к ней:
«Оставь печали, в доме столько дела!
Не лучше ль я десятка сыновей»?
И встала Анна, в скорби и тревоге
молилась с плачем Господу жена.
Её молитву видел Илий строгий.
И Господу обет дала она:
«Господь, наш Бог, на скорбь мою призри!
Рабу твою ребёнком одари!
И если Ты дитя мужского пола
рабе Твоей благоволишь послать
Сын будет жить у Твоего престола:
Я Господу клянусь его отдать.
Его головки бритва не коснётся.
Все жизни дни Господень будет он.
Тебе служить, покуда сердце бьётся,
Тебе, Господь, он будет посвящён»
Так в сердце говорила Анна с Ним,
не возглашая голосом своим.
Не двигались уста её, а Илий
подумал, что прекрасная жена,
из тех, что к Дому Господа ходили,
вина напившись к празднику, пьяна.
И он сказал: «Доколе будешь пьяной?
Иди и поскорее протрезвись»!
Сказала Анна: «Нет, свои желанья,
и душу, и мечты мои и мысль
пред Господом я изливаю здесь.
Вина не пью перед лицом небес.
Молитва АнныТы не считай рабы твоей печальной
негодной женщиной. Душой скорблю.
Доселе Господу вверяла тайно,
всё то, о чём давно Его молю».
Ответил Илий: « Так иди же с миром.
И Бог Израилев исполнит всё,
о чём просила ты, о чём молила,
Он выполнит прошение твоё».
С ним Анна попрощалась и ушла.
Повеселела. Ела и пила.
А поутру они вернулись в Раму,
в свой дом, что на Ефремовой горе.
И в доме том познал Елкана Анну,
жену свою, на утренней заре.
И вспомнил в эти дни Господь об Анне
И зачала, и сына родила -
Господь исполнил страстное желанье!
И Самуилом сына назвала
Ребёнок был и крепок и здоров.
И с ним светлее стал родимый кров.
И вновь пошёл с семьёй в Селом Елкана.
с годичной жертвой Господу своей
Но не пошла со всеми вместе Анна,
лишь проводила близких до дверей.
А перед тем она сказала мужу:
«Когда младенца грудью я вскормлю,
то свой обет священный не нарушу –
пред Господом его определю.
Окрепнет – отведу его туда,
и там его оставлю навсегда.
Елкана ей ответил: «Ты свободна,
вскорми младенца грудью, пусть растёт.
И в доме нашем делай, что угодно,
но помни – время тяжкое придёт!
Да утвердит Господь то обещанье,
что вышло перед Ним из уст твоих.
И будь тогда готова к расставанью.
Таится впереди прощальный миг».
И все ушли. Осталась Анна с ним –
любимым чадом маленьким своим.
Но время шло. Вскормила сына Анна
и повела в Дом Господа, в Силом.
С ней трёх тельцов ведут дорогой ранней,
при ней мука и добрый мех с вином.
И вот тельца из Анниных заклали,
и к Илию ребёнка привела:
«О, господин мой, вспомнишь ты едва ли -
я женщина, что Господу клялась,
И вот дитя – его послал мне Бог.
Господь меня услышал и помог!
И отдаю я сына дорогого,
чтоб все дни жизни Господу служил.
Чтоб в Скинии правдиво и сурово
при Господе трудился он и жил».
И перед Господом она склонилась,
Его за доброту благодаря,
за счастье материнства и за милость,
за жизнь, теперь прожитую не зря.
Господь открыл уста ей, и потом
ликуя, вознесла она псалом.
Глава вторая
Xвалебная песнь (псалом) матери Самуила – Анны; Воспитание Самуила при скинии во время первосвященства Илия;. Пороки сыновей Илия. Возвещение суда Божия дому Илия.
И молилась Анна и говорила:
Я счастлива сейчас, лишь только вспомню,
что сделал для меня Господь, наш Бог!
Теперь никто с укором не припомнит
бесплодие моё, мой тяжкий рок.
Господь послал достоинство и силу,
избавил от мучительных оков.
Я полную свободу получила
злословье отражать своих врагов.
Я радуюсь дарованной судьбой -
спасением, мне явленным Тобой!
Нет никого святее во вселенной,
и нет твердыни крепче и мощней,
чем Ты, Господь – надежда и спасенье,
Создатель света, жизни и людей.
Надменных вы речей не умножайте.
Пред мудростью Его склонитесь ниц.
В руках у Бога всё! Вы твёрдо знайте –
пути Господни не блюдут границ.
И бесконечным разумом своим
стоит над Божьим миром Он один!
И мысли и дела Ему подвластны.
И сильных Он унизит и сомнёт,
и слабых Он своей безмерной властью
наполнит силой, к славе поведёт.
И сытые за хлеб трудиться станут,
голодных Он на отдых отошлёт.
Бесплодная рожать не перестанет,
а многодетной прекратится род.
Кого-то смерти предаёт Господь,
а чью захочет, оживляет плоть.
Одних Он в преисподнюю низводит,
других возводит к свету, в небеса.
Из брения Он бедного выводит
и с нищими творит Он чудеса –
в наследие даёт престолы славы,
с вельможами земли сажает их.
Господь – основ создатель величавых.
Вселенную Он утвердил на них.
Стопы святых своих Господь блюдёт.
Во тьму Он беззаконных низведёт.
И крепок человек не грубой силой,
а кротостью и правдою души,
что жизнь его во мраке осветила
и не дала святое заглушить.
И всех, кто препираться с Ним захочет,
Господь сотрёт велением своим.
Как гром небесный, глас Его рокочет!
Они падут, склонившись перед Ним.
Судить Он будет все концы земли.
Не скрыться от суда Его вдали.
И крепость даст Господь царю народа –
помазаннику даст Он Своему.
И долгие царить он будет годы,
и будет верен Богу одному».
Елкан и Анна возвратились в Раму.
При Илии-священнике их сын
отныне отрок, долгожданный самый,
служить остался Господу один.
Не ведает он в скромности своей,
что ждёт его за вереницей дней.
А Илия сыны – плохие люди.
Законов Господа не признают.
Они безбожно презирают суть их.
Своим утехам волю воздают.
При мирных жертвах, прежде, чем сжигают
на жертвеннике перед Богом тук,
они нахально мясо отнимают,
сырое мясо у людей из рук.
Кто возражал им, молвили тому:
«Не дашь мне сам, я силою возьму»!
И грех они пред Господом свершали
Великий грех – крушение основ:
от жертвоприношений отвращали
еврейских, Богу преданных сынов.
А отрок Самуил служил усердно.
Пред Господом носил льняной ефод,
что Анна шила с радостью безмерной
и приносила сыну каждый год.
За сына Илий их благодарил.
Елкану с Анной он благословил.
Благословляя, он сказал Елкане;
«Да даст тебе Господь ещё детей
взамен сего, что вы с женою Анной
на службу Господу отдали для людей»!
И снова Анну посетил Всевышний,
и раз за разом зачала жена:
трёх сыновей, двух дочерей для жизни
на радость мужу родила она.
При скинии остался Самуил.
Он возрастал и Господу служил.
А Илий постарел. Теперь он знает
всю правду о распутных сыновьях:
что всех мужей на службе обижают,
и с жёнами собравшимися спят.
И он сказал им: «Что же вы творите?
О вас хула идёт не первый год!
Побойтесь Бога, тотчас прекратите
дурным примером развращать народ!
Не ждал сего, когда, в недобрый час,
священниками здесь поставил вас.
Ведь, если только против человека
один из нас по жизни согрешит,
молитву пред Господом от века
возносят, и Господь его простит.
Но, если согрешает против Бога,
кто будет ходатаем за него?
Тогда во тьму ведёт его дорога,
возмездие во мраке ждёт его».
Но те отцу не стали и внимать.
И смерти их решил Господь предать.
При доме Господа служил с душою,
сил набирался юный Самуил.
У Господа и у людей большое
благоволенье отрок находил.
И Божий человек в Силом явился
и Илию у Скинии сказал:
«Так говорит Господь: не Я ль открылся
колену Левия, когда народ страдал
и был в Египте злом порабощён,
когда евреев мучил фараон?
И не избрал ли твоего отца Я
священником двенадцати колен,
чтоб служба неизменная святая
левитами велась без перемен.
Чтоб восходил он к жертвеннику строго,
чтоб воскурял священный фимиам,
в ефоде чтоб являлся перед Богом
и в Скинию входил, как входят в храм?
Не дал ли дому твоего отца
от жертвенного каждого тельца?
Так что же ты ногами попираешь
все жертвы, приношения Мои?
И почему ты Мне предпочитаешь
с пути свернувших сыновей своих,
начатками народных приношений
бесстыдно утучняя лишь себя,
а Мой народ – Израиль, без сомнений,
с презреньем развращая и губя?
А посему, хочу, чтоб ты узнал,
слова, что сам Господь тогда сказал:
«Твой дом и дом отца навеки будут
ходить отныне пред лицом Моим.
Левиты до конца времён пребудут,
и жертвенный огонь неугасим.
Теперь, – сказал Господь, – увидят люди –
придут в Израиль роковые дни:
Я славящих Меня не позабуду,
бесславящие – все посрамлены.
Твоим потомкам счастья не видать:
до старости все станут умирать.
Ты будешь видеть бедствия жилища
святого Моего, и всё при том,
что Бог благотворит Израилю. Всевышней
бдит о народе избранном Своём.
Но в доме у тебя не будет старца.
Ничья не поседеет борода
Знамение тебе: сыны – красавцы
уйдут одновременно навсегда.
От Скинии тебя не отрешу,
но долголетье в дом твой не впущу.
И верного священника поставлю
по сердцу Моему, душе Моей.
И дом его Я укреплю, прославлю,
и утвержу его на много дней.
И всякий, кто останется от дома,
наказанного Мною, твоего –
и ближний и далекий твой потомок
придёт молить о милости его:
о должности левитской, чтобы впредь
и жить и пропитание иметь.
Глава третья
Господь воззвал в Самуилу; Слово Господа к Илию через Самуила; Весь Израиль признал отныне в Самуиле пророка Господня.
При Илии служил в Господнем доме
и возрастал там отрок Самуил.
И дни летели, то в трудах, то в дрёме.
В те дни Господь с людьми не говорил.
Но вот однажды Илий у порога
лежал на месте, отданном ему.
Он усыпал, забыв свои тревоги,
и уходил в спасительную тьму.
А в этот тихий предрассветный час
ещё светильник в храме не погас.
И Самуил в Господнем храме ночью
лежал. Он за светильником следил
и отдыхал, дневную службу кончив.
В Святилище он набирался сил.
Господь воззвал в то время к Самуилу.
Тот к Илию пришёл: «Ты звал меня? –
священника седого вопросил он, –
Скажи, что нужно делать. Вот он – я»!
Проснувшись, Илий отроку сказал:
«Иди, ложись. Ведь я тебя не звал»!
И вновь Господь воззвал, и снова отрок
у Илия спросил, зачем зовёт.
И снова Илий – терпелив и кроток,
был удивлён, сказал, что зря встаёт.
А Самуил встревожен этим зовом.
Ведь голоса он Господа не знал.
Господне слово здесь под Божьим кровом
Господь ему ещё не открывал.
Но снова зов и к Илию приход.
Тут Илий понял, Кто его зовёт.
И так сказал священник Самуилу:
«Иди, ложись и снова зова жди.
Молись безмолвно «Господи помилуй»,
а на призыв Зовущему скажи:
«Ты говори, о Господи! Внимает
покорный раб святым Твоим словам».
Лёг Самуил. И снова призывает
его Господь. Теперь он знает сам,
Чей слышит голос в тишине ночной,
Кто говорит из дали неземной.
И слушал Самуил Господне слово.
И так Господь в ночи ему сказал:
«В Израиле Я дело подготовил.
Хочу, чтоб первым ты о нём узнал.
Лишь только кто о деле том услышит,
того тотчас охватит лютый страх
от кары, что даётся людям свыше,
и зазвенит от ужаса в ушах.
Над Илием исполню всё, что рек,
к нему пришедший, Божий человек.
Я объявил, что дом его позорный
наказан будет за его вину –
когда он знал, но не мешал покорный
впасть сыновьям в бесчестья глубину.
И потому клянусь его Я дому –
что говорил, начну и завершу.
Возможно за грехи простить иного.
Священнику такого не прощу.
И не загладит этот человек
вины своей пред Господом вовек»!
Господь говорит с Самуилом
И до утра спал Самуил спокойно.
а утром дом Господень отворил,
но не решался честно и достойно
поведать, что Господь ему открыл.
«Скажи мне, сын мой, что во мраке ночи
ты слышал. Всё, что сказано открой.
Тревога и тоска мне сердце точат.
И ты ни слова от меня не скрой, –
Так Илий Самуилу говорил,
когда рассвет в права свои вступил, –
Господь накажет строго и сурово,
когда ты из виденья утаишь
хотя б одно лишь маленькое слово
хотя б одну доведенную мысль»!
Смущённый отрок долго не решался,
но Илию открылся Самуил -
в своих сомненьях он ему признался
а из виденья ничего не скрыл.
Промолвил Илий: «Он Господь! Он Бог!
В руке Его судьбы моей итог»!
И вырос Самуил. И не оставил
его Господь присутствием своим.
Исполнились слова, что он представил,
и все дела, предсказанные им.
Израиль от Вирсавии до Дана
узнал, что Самуил теперь пророк.
Что веденьем и силой, свыше данной,
его достойно наделил сам Бог!
В Силоме Бог являться продолжал
с тех пор как Самуила Он призвал.
Глава четвёртая
Израиль принёс ковчег из Силома для войны с Филистимлянами; Во время сражения Филистимляне взяли ковчег и умертвили обоих сыновей Илия; Когда вестник сообщил об этом Илию, он упал и умер; Наименование Ихавод.
Отныне было слово Самуила
к сынам Израиля обращено.
На весь Израиль вдохновенной силой
от Господа направлено оно.
В те дни пошли войной Израильтяне,
чтоб укротить врагов – Филистимлян.
И на равнине летним утром ранним
в Авен-Езере развернули стан.
Филистимляне вывели своих,
и при Афеке разместили их.
И грянул бой – жестокий и кровавый
И дрогнули ряды Израильтян.
Четыре тысячи мужей без славы
с оружием в руках погибли там.
Старейшины Израиля сказали:
«За что Господь нас тяжко поразил,
и нас Филистимляне покарали?
За что Господь в бою лишил нас сил?
Пошлём скорей гонцов своих в Силом,
Пусть поспешат в священный Божий дом.
Возьмём ковчег завета мы Господня,
и он средь нас в смертельный бой пойдёт,
и от руки врагов спасёт сегодня,
а завтра нас к победе приведёт.
И вот ковчег Господень в стан принесен.
А с ним два сына Илия пришли.
В такое время Офни и Финеес
при скинии остаться не могли.
Когда ковчег увидели войска,
куда девались горе и тоска?
Израильская рать возликовала.
Такой у них поднялся в стане крик,
что мать земля дрожала и стонала
в тот радостный надежды новой миг.
Услышали их шум Филистимляне.
Хотят узнать, чего шумят они?
И узнают – кричат Израильтяне –
ковчег Господень в стан к ним принесли.
Филистимлян окутал тёмный страх:
Один Еврейский Бог на их устах.
И говорили: «Горе нам и горе!
Такого не бывало никогда
Их Бог велик на суше и на море!
Пока Он с ними, нам грозит беда!
Никто нас от позора не избавит.
В пустыне поразил Он Египтян.
Землёй и небом, и людьми он правит,
от гибели храня Израильтян.
Чтоб нам в порабощении не быть,
должны мы дух свободный укрепить.
Пойдём же завтра в бой, сразимся с ними»!
И грянул бой! Язычники напали
и пешими и конными своими.
И верх они в сраженье этом взяли.
Хоть и средь них потерь в бою не мало,
Израильское воинство разбито.
Израильтян там тридцать тысяч пало,
их кровью поле бранное омыто.
Ковчег завета не уберегли,
Финееса и Офни не спасли.
В тот день в Силом вернулся некий воин –
одежда в клочьях, прах на голове.
Его рассказ, как гром, обрушил горе –
в тоске безмерной восстонали все!
А старый Илий, сидя у дороги,
всё ждал известий из полей войны.
И за ковчег он Божий был в тревоге,
и знать хотелось, как его сыны.
Лихие мысли шли ему на ум,
когда услышал громкий стон и шум.
И к Илию, бежавший из сраженья,
пришёл печали вестник и сказал:
«Израильтян постигло пораженье.
Перед врагом Израиль побежал.
Погибли вместе Офни и Финеес,
ковчег завета вынесли враги».
И замолчал, продолжить речь, не смея,
Стоял и думал: «Боже, помоги»!
Лишь только Илий это осознал,
как, помрачившись, наземь он упал.
В те дни был Илий старым и тяжёлым.
Упавши, он сломал себе хребет.
И умер тихо, дум тяжёлых полон.
Судьёй Израиля пробыл он сорок лет.
Смерть Илия
Жена Финееса беременна была.
И, получив известия плохие,
она упавши, сына родила,
но роды эти были непростые.
Потерей всех родных потрясена,
родив младенца, умерла она.
Назвать его успела, умирая.
Сказала: «Имя сына: «Ихавод».
Так потому его я называю,
что он родился в дни больших невзгод.
Я в день потери Божьего ковчега
и смерти свёкра с мужем родила.
Бесславье и позор теперь навеки.
Израильская слава отошла.
Бесславье ждёт в цепи грядущих лет.
Без Божьего ковчега жизни нет.
Глава пятая
Проклятие над храмом Дагона и Азотом, когда внесён был туда ковчег Господень; То же над Гефом и Аскалоном.
Ковчег Господень из Авен-Езера
Филистимляне принесли в Азот.
И в храм Дагона – главный символ веры,
его поставил радостный народ.
И пролетела ночь, а утром ранним
Дагон лежал, к земле лицом своим.
Его подняли вновь Филистимляне,
обряды совершили перед ним.
И снова утро. О, ужасный вид:
Дагон разбитый на полу лежит.
Перед ковчегом Господа всё тело,
а голова и руки в стороне.
И тотчас же капище опустело,
лишь мыши там скребутся в тишине.
И наказал Господь непостижимый
всех Азотян и всех, кто жил окрест:
у них наросты с болью нестерпимой
возникли на телах, у нижних мест.
Во всём Азоте паника и стон –
от боли не спасает бог Дагон.
И с плачем заявили Азотяне:
«Израилева Бога сей ковчег
в Азоте ни за что мы не оставим,
не вытерпит такого человек.
Для нас и бога нашего Дагона
карающая Бога их рука,
хранящая Израиля законы,
грозна, и беспощадна, и тяжка».
И Филистимский порешил совет:
ковчегу лучше Гефа места нет.
И в Геф ковчег Господень был отправлен.
Поставили его, и в тот же день
кошмаром этот город был отравлен –
над ним нависла Божьей кары тень.
Бог поразил от мала до велика
всех жителей наростами внизу.
И, чтоб скорей избавиться от лиха,
чтоб пережить пришедшую грозу,
отправили под вопли, плач и стон
ковчег Господень в город Аскалон.
Но только лишь дошёл до Аскалона
ковчег Господень, как поднялся стон:
все жители вопили исступленно,
что умертвить весь город хочет Он.
И вновь старшин собрали Филистимских.
И те сказали отослать ковчег –
покуда Бог Израилев здесь близко,
рукою тяжкой Он погубит всех.
И поражён был в городе народ.
И вопли сотрясали небосвод.
Глава шестая
Чтобы избавиться от казней, Филистимляне решили отправить ковчег назад, к Израилю; Коровы привезли ковчег на колеснице, вместе с пожертвованиями Филистимлян, в Вефсамис; Жители Вефсамиса поражены Господом и отправили ковчег дальше.
Ковчег Господень в Филистимском крае
семь месяцев ходил по городам.
И мучились язычники, не зная,
как поступить, чтоб исцелиться там.
Жрецов и прорицателей призвали.
«Как быть с ковчегом? – научите нас.
Давно мы возвратить его желали,
но как вернуть, не знаем и сейчас».
И собрались жрецы преклонных лет,
и дали мудрецы такой совет:
«Когда ковчег вы отослать хотите –
Израилева Бога дом земной,
то вы ни с чем его не отпустите,
но проводите жертвой дорогой.
Та жертва, жертвою особой станет –
повинность ей должны вы искупить.
Губить народ тогда Он перестанет,
и сможете вы многих исцелить».
«Какую жертву принести Ему –
Израильскому Богу одному»?
Жрецы сказали: «По числу владений –
пять городов с селеньями при них,
создайте вы пять жертвоприношений –
повинности признаний золотых.
Вы пять наростов золотых отлейте
и пять мышей, кишащих в городах.
Ведь казнь одна на всех. И не жалейте
ни золота на жертвы, ни труда.
И Бог Израилев их примет в добрый час.
И, может быть, помилует Он вас.
Зачем Его гневить, как Египтяне
и их, жестокий сердцем, фараон?
За то Господь Египет весь изранил,
и отпустил народ Еврейский он.
Вы колесницу новую возьмите,
двух только отелившихся коров,
не знающих ярма, и отведите
от них телят под отдалённый кров.
Когда коровы будут впряжены,
пускай народа вашего сыны
ковчег на колеснице установят
и золотые вещи принесут,
для изваяний ящик приготовят
и, уложив их, крепко пристегнут.
И отпустите вы ковчег Господень.
За ним следите, не спуская глаз.
Смотрите поутру и в жаркий полдень,
куда пойдёт он – главное для нас.
И, если к Вефсамису он пойдёт,
то значит это Он нам зло несёт.
Но, если не пойдёт к своим пределам,
то значит зло, что губит наш народ,
нам не Его рука вершить сумела,
а только случай это зло несёт»
И сделали они, как им сказали. –
двух первородных, молодых коров
для колесницы новой отобрали,
телят же отвели под дальний кров,
не разрешивши им к сосцам прильнуть.
Готова колесница в дальний путь.
Ковчег на колесницу водрузили
и ящик с изваяньями при нём.
И тут коровы сами в путь пустились
на Вефсамис горячим летним днём.
И шли они, и жалобно мычали,
не уклоняясь, прямо на восток.
К Израильским пределам от начала
их путь степной дорогою пролёг.