Полная версия
Святое Евангелие. Священная история в простых рассказах для семейного чтения
Исцеление прокаженного
Главную причину того, что Господь запрещал разглашать о совершенных Им чудесах, можно видеть в смирении Сына Божия, тем более что слава Его, как Чудотворца, могла способствовать усилению в народе недолжных мечтательных представлений о царстве Мессии как земном царстве. А с этими мыслями Господь боролся.
Исцеление расслабленного, спущенного в дом через кровлю
После путешествия по Галилее Иисус Христос возвратился в Капернаум и проповедовал в одном доме. Собралось к Нему множество народа, так что и у дверей не было места. К этому дому четыре человека принесли на одре расслабленного, т. е. разбитого параличом. За многолюдством они не могли приблизиться к Господу, потому раскрыли доски кровли[19] и сквозь отверстие спустили постель с парализованным в дом перед Иисусом Христом. Он, видя веру иххх[20], сказал расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои»[21].
Книжники и фарисеи, сидевшие тут, подумали: «Что Он богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме Бога?» Господь, зная мысли их, сказал: «Что легче? Сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? Или сказать: встань, возьми постель твою и ходи? Но, чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тебе говорю, – сказал Он расслабленному, – встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Больной тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми.
Результатом чуда было то, что народ пришел в ужас и прославил Бога, давшего такую власть человекам, т. е. не только фарисеи, но, видимо, и народ не уверовал в Иисуса, как Сына Божия, считая Его лишь человеком.
Призвание Матфея
Призвание к аполстольству Матфея, названного Левием
Исцелив расслабленного, Иисус Христос пошел к морю Галилейскому. Проходя, он увидел мытаря Матфея, носившего также другое имя – Левий, сидящего у места сбора пошлин, и сказал ему: «Иди за Мною». Он встал и последовал за Христом.
Сделал для Него Матфей большое угощение в доме своем. Тут вместе с Иисусом Христом и учениками Его возлегли за стол многие мытари и грешники. Книжники и фарисеи, увидев, что Иисус ест с мытарями и грешниками, сказали ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» Услышав это, Господь сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию».
Тут спросили Иисуса Христа некоторые из учеников св. Иоанна Крестителя и фарисейских: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» Он отвечал: «Могут ли гости брачные поститься, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, тогда будут поститься». Это значит: «Ведь ваш учитель назвал Меня Женихом, а себя другом Жениха, которому надлежит радоваться. Поэтому и Мои ученики, как друзья Жениха, как сыны чертога брачного, радуются, пока Я с ними, и с этой радостью несовместим слишком строгий пост, как выражение скорби, печали. Когда наступят эти дни, и они останутся одни в мире, тогда и будут поститься».
Далее Он продолжил ту же мысль: «Никто не приставляет к ветхой одежде новой, небеленой заплаты: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи старые, иначе прорвется мех, и вино вытечет. И кто пил старое вино, не захочет молодого, потому что говорит: старое лучше». Смысл этой притчи Иисуса Христа такой: ученики Мои еще не утвердились, не обновились духом; при таком их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей.
Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа
Иисус Христос исцеляет расслабленного при овчей купели
Наступил праздник Иудейский – Пасха, вторая по счету после Крещения Иисуса Христа. Он пришел в Иерусалим. Была тогда в Иерусалиме, у Овечьих ворот, купальня. При купальне было пять крытых ходов (галерей). В них лежало множество, слепых, хромых, иссохших и иных тяжелобольных. Все они ждали чуда, потому что Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью[22].
Тут был человек недужный, который находилллся в болезни 38 лет, расслабленный, т. е. параличный, который с трудом мог передвигаться. Иисус, увидев его, спросил: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Иисус Христос сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Это было в субботу. Иудеи сказали ему: «Сегодня суббота; не должно тебе брать постель». Он отвечал: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». Его спросили: «Кто тот человек?» Исцеленный не знал, кто Он, потому что Иисус Христос скрылся в народе. Потом Иисус Христос встретил его в Храме и сказал: «Вот, ты стал здоров; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Он пошел и рассказал иудеям, что исцелил его Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса Христа и искали убить Его за то, что Он совершал такие дела в субботууу[23].
Иисус Христос, защищая Себя, сказал: «Отец Мой (Небесный) доныне делает (постоянно промышляет о мире), и Я делаю». Иудеи еще более стали искать убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом своим называл Бога, равнял Себя с Богом. Но Иисус Христос говорил им: «Истинно, истинно говорю вам, что творит Отец (Небесный), то и Сын творит. Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Отец и не судит никого, но всякий суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Наступит время, когда все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Суд Мой праведен».
Защищение Иисусом Христом учеников, срывавших колосья в субботу
В субботу первую по втором дне Пасхи Иисус Христос проходил засеянными полями. Ученики Его были голодны, дорогой срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Увидели это фарисеи и сказали Иисусу Христу: «Смотри, ученики Твои делают то, чего нельзя делать в субботу». Но Он отвечал: «А вы разве не читали, как царь Давид в нужде вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не следовало есть никому, кроме священников, ел их сам и дал сопровождавшим его людям? Или не читали вы, что священники по субботам во храме нарушают субботу (когда трудятся над жертвоприношениями), однако остаются неповинны? Если бы вы знали, что значит изречение: милости хочу, а не жертвы[24] (Ос. 6, 6), то не осуждали бы невинных. Суббота назначена для человека, а не человек для субботы».
Исцеление сухорукого в субботу
В другую субботу случилось Иисусу Христу войти в синагогу учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. Книжники и фарисеи наблюдали за Иисусом Христом, не исцелит ли Он сухорукого в субботу, дабы найти обвинение против Него. Иисус Христос, зная их мысли, сказал сухорукому: «Выступи на средину». Он выступил. Тогда сказал им Иисус Христос: «Спрошу Я вас, что должно делать в субботу? Доброе или худое? Спасти душу или погубить (т. е. оставить человека погибать)?» Они молчали. Господь, посмотрев на них с гневом, сказал сухорукому: «Протяни руку твою». Тот так и сделал. И стала рука его здорова, как другая. А книжники и фарисеи пришли в бешенство и стали советоваться, как бы погубить Иисуса.
Избрание апостолов
Находясь в Галилее, Иисус Христос взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда настал день, Он призвал из учеников Своих, кого хотел, избрал из них двенадцать и наименовал их апостолами (посланниками), т. к. он стал посылать их для проповеди Евангелия. Это были:
Симон, которого Спаситель назвал Петром.
Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.
Эти двое братьев были сыновьями Ионы из города Вифсаиды.
Иаков Зеведеев.
Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом.
Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, сыновей рыбака Зеведея, также происходивших из Вифсаиды, за их пламенную ревность Спаситель назвал Воанергес, что значит «сыны грома».
Призвание апостолов
Филипп, тоже уроженец Вифсаиды.
Нафанаилл, сын Фоломея, прозванный поэтому Варфоломеем, из Каны Галилейской.
Фома, названный также Дидимом, что значит «близнец».
Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.
Иаков, сын Алфея, брат Матфея мытаря.
Симон, по прозванию Кананит или Зилот. Оба эти слова, по-арамейски и по-гречески соответственно означают «ревнитель».
Иуда Иаковлев (он также носил имена Леввея и Фаддея), брат Господень, т. е. сын Иосифа Обручника.
Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.
Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.
Кроме двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов: другого сына Иосифа Обручника, Иакова, известного под именем брата Господня; Марка, Лукууу, Клеопуу и других. Он их также посылал на проповедь.
Нагорная проповедь Иисуса Христа
Нагорная проповедь
Что такое Нагорная проповедь?
По избрании на горе двенадцати апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и остановился на ровном месте. Тут ожидало Его множество учеников Его и людей из разных отдаленных мест, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней и от духов нечистых, и исцелялись. Народ старался прикоснуться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Многие думали: Он избрал апостолов, значит, скоро устроит давно ожидаемое царство Божие. Народ начал мечтать о приходе такого Мессии, который освободит их от чужеземного владычества, отомстит всем врагам, воцарится над евреями и поработит им все народы земли, причем даст им чисто сказочное благополучие: повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища, оденет народ свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями, и будет питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посылалась им в пустыне. С такими ложными мечтами о земном блаженстве, которое дарует им Мессия, они окружили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он провозгласит Себя Царем Израилевым и наступит этот блаженный век. Они думали, что наступает конец их страданиям и унижениям, и они будут отныне счастливы, блаженны.
И в ответ на эти их мысли и чувства Господь раскрывает им Свое евангельское учение о блаженствах, в корне разбивая их заблуждения. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженства. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом.
В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синай. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона. Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Новозаветный закон Христов – закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: Я пришел не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17).
Заповеди Блаженства
Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, восхотел открыть, какое будет Его царство, кто будет блаженствовать в нем, как должно жить, чтобы войти в него. Он указал нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будет исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Нищие духом – это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь, без ропота на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Алчущие и жаждущие правды – люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) – хлеба и жаждущие – воды, и просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Милостивые – люди, имеющие доброе сердце, милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Чистые сердцем – люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими и будут особенно близки к Богу.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Изгнанные за правду – люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ничем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Здесь Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас), применять и лживо говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.
Эти девять новозаветных заповедей, носящих название Заповедей блаженства, представляют собой в сокращенном виде как бы все Евангелие. Характерно их отличие от 10 ветхозаветных заповедей. Там говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие запреты. Здесь говорится преимущественно о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования в категорической форме, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство.
Об исполнении ветхозаветных заповедей
Намереваясь показать отношение Своего нового Закона к ветхому, Господь предварительно успокаивает ревность иудеев по Законе, подчеркивая, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить. Христос действительно пришел на землю для того, чтобы на Нем исполнилось все ветхозаветное Слово Божие, чтобы раскрыть, осуществить и утвердить всю силу закона и пророков – показать истинный смысл и дух всего Ветхого Завета. Он исполнил закон, во-первых, тем, что совершил все, предсказанное о Нем пророками. Во-вторых, тем, что восполнил его, дал более глубокое и духовное понимание всех ветхозаветных заповедей, уча о недостаточности одного внешнего, формального их исполнения.
Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Мф. 5, 18) «Йота» – самая малая по начертанию буква еврейского алфавита. Господь подчеркивает, что и самое малое в законе Божием не останется без исполнения. Фарисеи разделяли заповеди на большие и малые и не считали грехом нарушение «малых» заповедей закона, относя к ним, между прочим, заповеди о любви, милостыне и правосудии. Праведность книжников и фарисеев характеризовалась лишь внешним исполнением мелочных правил; она уживалась поэтому в их сердцах с самомнением, надменностью, без духа смирения и кроткой любви, с гнусными пороками и страстями, в чем Христос Спаситель неоднократно с силою обличал их. От такой внешней, показной праведности Господь и предостерегает Своих последователей.
Далее Господь показывает, в чем именно пришел Он восполнить ветхозаветный закон: Он учит здесь более глубокому и духовному пониманию и исполнению ветхозаветных заповедей. Мало только не убивать человека физически, нельзя убивать его и морально, гневаясь на него напрасно. Кротость и любовь христианина к ближним должна простираться до того, чтобы не только самому не гневаться ни на кого, но и ничем не вызывать гнева против себя со стороны ближнего, разумеется, с недобрым чувством. Это препятствует с чистой совестью приносить молитвы Богу, а потому надо поспешить примириться с братом.
Точно так же недостаточно одним внешним образом исполнять седьмую заповедь закона Божия: «не прелюбодействуй», ограждая себя от грубого нарушения ее впадением в грех самым делом. Возвышая эту заповедь, Господь учит, что не только внешнее действие прелюбодеяния есть преступление, но и внутреннее вожделение, взгляд на женщину с вожделением. Не всякий взгляд на женщину грех, но взгляд, соединенный с внутренним пожеланием совершить с нею прелюбодеяние, безусловно, грех! В случае соблазна на грех нужно проявлять такую решимость к пресечению соблазна, чтобы не пожалеть ничего самого дорогого, каковыми являются для человека собственные члены – части его тела, глаз или рука.
В связи с этим Господь запрещает мужу разводиться с своей женой, «кроме вины любодеяния». Господь в другом месте (Мк. 10, 2–12) говорит, что разрешение разводиться с женой дано Моисеем евреям, «по их жестокосердию», но что изначально брак установлен Богом, как союз нерасторжимый. Он расторгается сам собою только в случае прелюбодеяния одного из супругов. Если же муж без этой причины разводится со своей женой, то он толкает ее на прелюбодеяние, как равно является виновником прелюбодеяния того, кто возьмет ее.
Ветхозаветный закон запрещал употреблять клятву именем Божиим в делах пустых, тем более во лжи. Третья заповедь закона Божия запрещает употребление имени Божия всуе, запрещает всякого рода легкомысленное отношение к клятве именем Божиим. Современные Господу Иисусу Христу иудеи, желая по букве исполнить это запрещение злоупотреблять именем Божиим, вместо этого клялись небом или землей, Иерусалимом, своей головой и, таким образом, без употребления имени Божия все же клялись и всуе и во лжи. Эти клятвы и запрещает Господь Иисус Христос, ибо все сотворено Богом: клясться каким-либо Его творением значит клясться Сотворившим, и клясться Им во лжи значит оскорблять святость клятвы.
О прощении обид и о любви к ближним. В древности месть была настолько распространена, что важно было хотя бы несколько умерить ее проявления, что и делал ветхозаветный закон. Закон Христов совсем отменяет месть, проповедуя любовь к своим врагам. Но изречение: «не противься злу» никак нельзя понимать в смысле «непротивления злу вообще», как это делал Лев Толстой и подобные ему лжеучители. Господь воспрещает нам восставать с ответной злобой против человека, причинившего нам зло, но ко всякому злу как таковому христианин должен быть совершенно непримиримым и должен бороться со злом всеми доступными ему мерами, не допуская только зла в свое собственное сердце. Не только творящих зло вообще, но и наших личных обидчиков мы должны стараться исправлять, о чем есть прямая заповедь Господа (Мф. 18, 15–18). Запрещается злое чувство мстительности, но не борьба со злом. Запрещается также сутяжничество, а наоборот, предписывается удовлетворение нужд ближнего. Это, конечно, не касается тех случаев, когда давать просящему не только не полезно, но и вредно. Истинная христианская любовь к ближнему не допустит, например, дать нож убийце, если тот просит, или яд желающему лишить себя жизни.
В Ветхом Завете мы не находим заповеди «возненавидь врага твоего», но, по-видимому, иудеи сами извлекли себе такую заповедь из заповеди о любви к ближнему, ибо «ближними» они считали только людей, близких по вере, по происхождению или по взаимным услугам. Остальные, т. е. иноверцы, иноплеменники и люди, выказавшие злобу, считались врагами, любовь к которым казалась неуместной. Христос же заповедал, чтобы, как Отец наш Небесный, чуждый гнева и ненависти, любит всех людей, даже злых и неправедных, как детей Своих, так и мы, желающие быть достойными сынами Отца Небесного, любили бы всех, даже врагов своих. Господь желает, чтобы Его последователи в нравственном отношении были выше иудеев и язычников, любовь которых к другим людям основана, в сущности, на себялюбии. Любовь ради Бога, ради заповеди Божией, достойна награды, но любовь по естественной склонности или ради своей житейской выгоды награды не заслуживает. Так, восходя постепенно все выше по ступеням христианского совершенства, христианин дойдет наконец до высочайшей и труднейшей для естественного и невозрожденного человека заповеди о любви к врагам, которой заключает Господь первую часть Своей Нагорной проповеди. И как бы желая показать, насколько исполнение этой заповеди уподобляет слабого и несовершенного человека Богу, Он и подтверждает, что идеал христианского совершенства состоит именно в Богоуподоблении: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Иисус Христос родился зимой, но в Палестине в это время иногда бывает так тепло, что цветут цветы, поля и луга бывают покрыты зеленью, а пастухи пасут стада.
2
На падение неверующим, на восстание, т. е. на спасение, верующим. Для неверующих Он – Камень претыкания, Камень соблазна, для верующих Он – Камень краеугольный (свт. Григорий Богослов).
3
Перед смертью Ирод мучился страшным жаром. Его внутренности были покрыты язвами; наружные части тела были изъедены червями; он едва мог дышать, и дыхание его было так зловонно, что нельзя было приблизиться к нему. При этом его мучил страшный голод, который невозможно было утолить.
4
С двенадцати лет отрок у евреев считался взрослым, становился сыном Закона, должен был знать какое-нибудь ремесло для своего пропитания.