Полная версия
Как нас формирует любовь? 5 психологических типов
Состояние медитации, молитвы, специальные психотерапевтические техники помогают установить связь с Сущностью. Контакт с Сущностью целителен: мы исцеляемся, реализуемся сами, а видя прекрасное в другом человеке, помогаем исцеляться ему. Конечно, важно, чтобы это «прекрасное» было настоящим, а не нафантазированным!
Видя прекрасное в другом человеке, мы находимся в так называемом «состоянии любящего присутствия», как это назвал основатель хакоми-метода Рон Курц. Состояние любящего присутствия позволяет восполнить детские дефициты любви, построить глубокую взаимосвязь, получить опыт принятия и безопасности в контакте…
Видя прекрасное в другом человеке, мы помогаем ему самому увидеть свою красоту, поверить в себя, понимать и принимать. Вспомним эпизод из фильма Люка Бессона «Ангел А»: Ангел А подводит героя к зеркалу и поднимает уголки губ, чтобы он сам себе улыбнулся. Он учится любить себя – и тогда в его жизнь приходит взаимная любовь с женщиной.
Как входить в состояние любящего присутствия и видеть прекрасное в другом человеке? Важно искреннее намерение, искренний интерес к другому человеку. Может помочь настройка на контакт с собственной Сущностью. Кому-то помогает опыт, почерпнутый из медитаций, молитв или гавайской практики хоопонопоно: «Мне очень жаль. Прости меня. Я люблю тебя. Я благодарю тебя».
Стоит начать видеть в другом человеке прекрасное, лучшее, и оно проявляется все ярче и ярче. Качественно меняется контакт. Могут катализироваться перемены.
Пример. Антон поступил с наркотической зависимостью в реабилитационный центр, в котором я работала как психолог. Это был юноша из «золотой молодежи», инициатором лечения выступил его статусный отец, обеспокоенный тем, что происходит с сыном. Сын же ничего в жизни менять не хотел, жил в удовольствие, попадал в нехорошие истории, из которых его вытаскивал отец, и Антон ощущал вседозволенность безнаказанность: на помощь всегда придет отец!
При этом об отце он отзывался уничижительно, дерзил ему, неуважительно держался по отношению к персоналу центра и другим пациентам, откровенно провоцировал конфликты. Такое поведение провоцировало антипатию.
И вот передо мной сидит капризный молодой человек, не замотивированный на лечение и даже не скрывающий этого. Он не настроен на беседу, и ко мне как к психологу относится скептически. Попытки установить контакт разбиваются о стену сарказма и протеста. Откровенно говоря, я ловлю себя на раздражении и антипатии. Что делать?
Я решила просто войти в состояние любящего присутствия – и увидеть в пациенте прекрасное. Постепенно за неприглядным поведением, нахмуренным выражением лица стала проступать более глубокая часть. Сперва – раненая, тот Антон, которому было больно, и именно эта боль побуждала его так себя вести. За ней проступила часть прекрасная, которой можно было любоваться. Я увидела у него ум, внутреннюю силу… Стала совершенно по-другому его воспринимать и ощутила, что в поле нашего взаимодействия что-то меняется. Антон стал серьезным и как будто повзрослел. До этого, несмотря на возраст 20+, он вел себя, как подросток, теперь же стал соответствовать реальному возрасту. И постепенно у нас завязался разговор.
В итоге стала понятна причина такого поведения Антона: им двигали неправильно понятная лояльность к матери и протест против отца. Когда сын был подростком, отец развелся с его матерью и женился на юной красивой женщине, которая стала играть роль «визитки», соответствующей его поднявшемуся положению в обществе. Мать до сих пор переживает развод, находится в роли жертвы, и сын своим протестным поведением мстит отцу, создавая для него проблемы. Ведь Антон не только привлекает внимание отца, тратит его деньги и время, но и угрожает его репутации: если проступки сына получат огласку, может пострадать карьера отца.
Когда коллеги спрашивали, как мне удалось установить контакт с Антоном, за которым закрепилась репутация сложного пациента-бунтаря, мне сложно было ответить. Внутреннее изменение восприятия другого человека и отношения к нему может дать неожиданные результаты.
В дальнейших разделах будут приемы и техники, которые помогают войти в состояние любящего присутствия, соприкасаться со своей Сущностью и видеть ее в других. Надеюсь, среди них будут новые и полезные для Вас, и Ваш инструментарий обогатится!
5. Контакт Я-Я: быть в контакте и с собой, и с партнером.
Инфантильная любовь построена на слиянии: мы – единое целое, как родитель и ребенок. Это созависимость – отсутствие границы. Это неправда, что «любовь не знает границ», зрелая любовь имеет границы, и достаточно четкие. А вот в симбиозе, то есть слиянии, происходит потеря себя. Там, где есть «мы», нет «я» – собственного мнения, желаний, убеждений… Происходит потеря себя. Как в анекдоте:
Муж ходит по квартире и что-то ищет.
– Дорогой, что ты ищешь? – спрашивает жена.
– Это мое, ты не знаешь.
– Что значит «мое»? Ты что, меня не любишь? Мы – одна семья, у нас все общее!
– Хорошо, дорогая. Я ищу наши брюки!
Симбиотические отношения выстраиваются между маленьким ребенком и родителем, чтобы он смог напитаться от родителя, как яблочко от яблони. Если яблоко не напиталось, оно от дерева не отделится. Точно также и сохраняющиеся детские дефициты, недопитанность родителем заставляют искать симбиотические отношения во взрослом возрасте, проецируя на окружающих образ родителя. Как в анекдоте:
Младенцу требуется совсем немного времени, чтобы начать отличать мать от других людей. Гораздо больше времени требуется взрослому человеку, чтобы отличать других людей от своей матери!
Выходя из симбиоза, ребенок начинает чувствовать собственные границы и свободу, отдельность от другого человека. Если во взрослых отношениях сохраняется симбиотичность, то происходит не только потеря себя. Истинная встреча с другим человеком так и не случается, в слиянии он воспринимается через призму проекций как часть себя.
Пример. Вера, женщина чуть старше 30, пришла в терапию, потому что в отношениях с мужем возникли противоречия. Они были недовольны друг другом, накапливались взаимные обиды и претензии, Вера подумывала о разводе.
Прояснение, что же происходит в рисунке взаимоотношений, показало, что у них разные представления о границе в контакте. Муж Веры был гораздо более симбиотичным, чем она, и стремился к слиянию. Например, ему было все равно, чьим полотенцем пользоваться, своим или жены, а ее недовольство воспринимал как отвержение, обижался и отвергал в ответ, становился агрессивным. А Вера реагировала на нарушение границ отстраненностью, ее это пугало, она замыкалась в себе, и тогда действительно отвергала мужа.
Таким образом и сбывались страхи каждого из них: муж боялся отвержения, но его защитная агрессия приводила как раз к тому, что жена начинала его отвергать. Вера боялась нарушения границ, избегала конфликтов из страха столкнуться с агрессией, но ее реакция отстранения и ухода от прояснения отношений побуждали мужа к все более активным действиям и агрессии – так он боролся за контакт.
Муж отказывался проходить терапию, семейную или индивидуальную, но иногда для изменения отношений бывает достаточно того, что меняется один из партнеров. Возможно, это катализирует перемены во втором. Осознав, что происходит, Вера смогла оставаться в контакте с мужем и при этом обозначать свои границы, доброжелательно и с любовью. Объяснить, что она его любит, и при этом для нее важно иметь свое полотенце, любимую кружку и т.д. Видимо, это помогло мужу почувствовать, что его не отвергают, а просто просят в чем-то изменить свое поведение, и он действительно начал его менять.
Также можно выделить и другие признаки зрелой любви, они следуют из предыдущих характеристик:
Четкие границы.
Уважение.
Бескорыстие.
Благодарность.
Здоровая жертвенность.
Умение прощать.
Возможно, Вы сами решите расширить этот список…
1.2. ЛЮБЯЩЕЕ ПРИСУТСТВИЕ КАК ИСЦЕЛЕНИЕ
У кого большая любовь, у того большое испытание.
Джалаледдин Руми
Есть любовь ложная, к ней как раз и относится созависимость – эмоциональная зависимость. И есть любовь истинная. Метафорически можно сказать, что в нашем сердце есть точка боли – точка созависимости. И точка душевного покоя – истинной любви.
Точка боли обычно зарождается в детстве, это следствие детских травм и дефицитов, недолюбленности, недопитанности… Недолюбленный ребенок проносит с собой во взрослую жизнь рану в сердце – дыру, которую хочется заткнуть. И затыкает едой, шоппингом, работой, соцсетями… Разными видами зависимостей. И – другим человеком.
Переживание потребности в другом человеке из этой точки боли – глобальное, важное, болезненное. Другой человек становится затычкой для внутренней раны, создающей иллюзию целостности, покоя, снижающей тревогу… Поэтому невозможно лишиться контакта, этой «затычки», и остаться одному – рана открывается, возрастает тревога, одиночество, внутренняя пустота…
Переживание любви из этой точки боли всегда болезненно, это зависимый тип отношений, ведь без другого человека ты пропадешь. Внутренний Ребенок кричит и плачет, боится остаться один, нуждается в любви, требует ее или вымаливает. Такого рода чувство притягивает к другому человеку, как магнит. Ты нуждаешься в нем, не можешь без него. Только в его присутствии, а точнее, когда ощущаешь взаимосвязь с ним, даже если при этом он на расстоянии, ты чувствуешь себя живым, мир играет красками.
И всегда присутствует фоновая тревога – страх потерять этот значимый объект. Им может выступать любой человек: партнер, ребенок, родитель, кумир, в которого есть влюбленность на расстоянии, или даже животное. Там, где возникает созависимость, человек-затычка для внутренней раны, там всегда есть страх потери, а потому – зависимость. Это эгоистичное переживание, потому что другой человек нужен для удовлетворения собственных потребностей. Созависимая любовь небескорыстна, напротив, она исходит из своих интересов. Часто звучат слова: «Ему будет лучше со мной», «Он без меня не может», «Я же забочусь», но на самом деле их нужно воспринимать как «Я без него не могу, мне лучше с ним, я забочусь о себе».
За созависимым чувством всегда стоит огромная боль. Это рана, в которой сложный комплекс чувств, неудовлетворенных потребностей, хронического мышечного напряжения, привычных поведенческих реакций, повторяющийся сценарий… Нужно работать с первопричиной, а не со следствием, лечить изначальную рану. Пока внутренняя рана сохраняется, она будет нуждаться в затычке. Отплаканное расставание заменится новым объектом созависимой любви, это как новая серия того же сериала с предсказуемым сценарием. Созависимая любовь не умеет отпускать, она умеет лишь заменять один объект другим.
Нужно исцелять первоначальную рану – нехватку любви в детстве и раненость. Задача терапии – понять особенности нарушения любви в детстве в каждом конкретном случае и восстановить нарушенную взаимосвязь любви.
Эмоциональная зависимость зарождается в слоях личности, порожденных детскими травмами нарушения взаимосвязи любви: отвержением, критикой и т. д.
Истинная любовь зарождается и переживается на уровне ядра нашей личности – Сущности, Самости, Души… Когда наш фокус внимания оказывается в этой глубинной части, мы можем войти в состояние любящего присутствия – целительное и для нас, и для окружающих.
Разрыв во взрослых отношениях активирует так называемый «эмоциональный мозг» (как называет это явление Ван Дер Колк в своей известной книге «Тело помнит все») и погружает нас в предыдущие ранние опыты прерывания контакта или его угрозы. Всплывает регрессивный опыт прошлого. Какой бы ограниченной ни была сознательная память, Бессознательное помнит все, что когда-либо с нами происходило.
В точке любящего присутствия в сердце есть душевный покой, принятие, смирение, отпускание и спокойная светлая любовь. Это любовь, а не созависимость. Она помогает сохранять целостность. И проходить через сильные переживания и болезненные опыты, сохраняя устойчивость.
Созависимость, или эмоциональная зависимость – попытка заткнуть другим человеком внутреннюю боль, детскую рану и образовавшуюся в душе пустоту. Отсюда зависимость от него и от контакта с ним: постоянно нужна затычка, чтобы рана на душе не истекала кровью. И там, где отношения строятся на созависимости, всегда есть страх потери и брошенности, потому что прерывание контакта практически смерти подобно. Другой человек – затычка внутренней раны, и если его лишиться, рана начинает кровить.
В точке любящего присутствия, или истинной любви, в сердце есть устойчивость и спокойствие. Там нет раны, там есть целостность, наполненность и глубокое спокойствие – душевный покой. И когда ты попадаешь в эту точку, ты находишь там спокойную, светлую, устойчивую любовь к другому человеку. Вне зависимости от того, он с тобой или нет. Тебе не нужно его удерживать, цепляться за контакт, ты можешь свободно его отпустить, сохраняя любовь к нему. Возможно, если мы кого-то любили такой любовью, а не эмоциональной зависимостью, какая-то часть нашей души спокойно продолжает его любить, и от этого не тяжело, а светло.
Эмоциональная зависимость нередко переходит в ненависть, обиду, злость – за то, что не удовлетворили потребности и не дали то, что хочется. Если «от любви до ненависти один шаг», то это была не любовь, а эмоциональная зависимость. Любовь настоящая – спокойное принимающее состояние. Какая-то часть души, возможно, будет всегда любить этого человека, и это не помешает любить других, потому что в точке любящего присутствия – бесконечный источник любви, и ее хватит на всех. И на тебя тоже.
Давайте называть этот уголок души «точкой любящего присутствия». «Любящее присутствие» – термин, который часть встречается в хакоми-методе (основанном Роном Курцем). Он подразумевает полное и осознанное присутствие в настоящем в состоянии безусловной любви и принятия.
Что мешает строить взрослые любовные отношения, какие внутренние барьеры? В отношениях есть два основных страха, два полюса: «изоляция—слияние». И тогда частый сценарий в любви:
изоляция из-за страха быть отвергнутым, нелюбимым,
одиночество, в котором накапливается внутренний голод и жажда контакта,
и из этого состояния голода и одиночества может возникнуть жадный поиск контакта,
и привести к выбору неподходящего объекта (который не сможет ответить взаимностью, например, в силу сценария контр-зависимости – проблемы привязанности),
попытка создать с ним симбиотические отношения,
разрыв и брошенность,
уход от этой боли в изоляцию – и далее повторение цикла.
Замкнутый круг, повторяющийся раз за разом. Его можно назвать «водоворотом травмы», потому что первоначальная травма создает некий сценарий или программу, которые повторяются раз за разом, и из этого водоворота сложно выбраться. Выход? Попасть в так называемую «точку любящего присутствия» в пространстве своего сердца.
Созависимость – жизнь с закрытым сердцем и дырой в груди, которую хочется заткнуть другим человеком, потому что в детстве не хватило сердечного контакта и напитанности любовью.
По большому счету, человек приходит в мир один и уходит один. И каждая значимая встреча с другим человеком – чудо и опыт, за которые мы можем быть благодарны, даже если есть боль. Развитие идет через рассогласование: мы развиваемся через неудобство, дискомфорт, боль, нарушение привычного гомеостаза. Но если они правильно пережиты и прожиты, происходит развитие.
Это переживание любви как возможности развития – в точке любящего присутствия в сердце. Мы не можем все время находиться в состоянии любви, любящего присутствия, жить из него и в нем 24 часа в сутки. Уже благо, если мы хотя бы на время попадаем в эту точку и иногда живем, переживаем и действуем из нее.
Проживание из точки любящего присутствия целительно, потому что восстанавливает целостность. И возможно, не только нашу собственную. Важно, что мы несем в этом мир, что транслируем из своего состояния, потому что окружающие люди попадают в резонанс благодаря системе зеркальных нейронов, реагируют на наше поведение…
Раздраженный человек несет раздражение, и оно может катализировать гнев в окружающих, возникает резонанс, раздражение нарастает… Это раздражение, как эстафетная палочка, передается дальше. И наоборот: когда мы действуем и говорим из состояния любви, мы увеличиваем количество любви в мире. Оно распространяется, как круги на воде. Недаром говорится, «Хочешь измени мир – измени себя».
Когда мы целостны и гармоничны, мы находимся в состоянии любящего присутствия: относимся к окружающим с принятием и любовью, терпимостью, и тем самым помогаем им восстанавливать собственную целостность. Ведь таким образом мы, во-первых, восполняем их детские дефициты – голод по любви и принятию. Во-вторых, невольно демонстрируем модель того, как можно находиться в гармонии с собой и с миром. От нашего состояния зависит восприятие мира, реакции на происходящее и взаимодействие с окружающими.
Однажды в спа-отеле я наблюдала сцену. Некая дама скандалила на ресепшен:
– Я приезжаю в отель, и первое, что вижу – муравьев в номере!
Администратор быстренько отправила ее на процедуры, и через пару часов она встретилась мне снова в зоне релаксации. Дама восседала в кресле, в белом халате и с тюрбаном на голове, расслабленная и довольная жизнью. И рассказывала соседям:
– Заезжаю в номер, и первое, что вижу – муравьишки бегают. Такие смешные!
Когда мы оказываемся в состоянии любящего присутствия, попадаем в точку любви в своем сердце, там есть принятие себя, и тогда – принятие других, мира и событий. Даже если ты не согласен с ходом событий, ты принимаешь его – и приходят покой и смирение. Смириться – «быть с миром», обрести мир в душе. Смирение – важная духовная ценность, ей учат все мировые религии.
Мир неидеален, человек часто сталкивается с нарушением взаимосвязи любви, начиная с раннего детства и далее всю жизнь. Но это рассогласование и душевная боль дают возможность для роста и развития. Помогают понять важность восстановления взаимосвязи любви и стремиться к нему. И найти точку любящего присутствия в своем сердце как источник душевного покоя, устойчивости и безусловной любви.
Восстановленная взаимосвязь любви исцеляет – и нас самих, и тех, с кем мы взаимодействуем из точки любящего присутствия.
ГЛАВА 2. КАК НАС ФОРМИРУЕТ ЛЮБОВЬ.
2.1. ПЯТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ
Все мы рождаемся и умираем с одной и той же невысказанной просьбой на губах: «Любите меня, пожалуйста, как можно сильнее!»… В отчаянных поисках этой дурацкой, несбыточной любви к себе мы проходим мимо великолепных вещей, которые вполне могли бы сбыться. В том числе мимо настоящих чудес. Но нам не до них, мы слишком заняты поиском тех, кто нас оценит и полюбит…
Макс Фрай «Наваждения»
Сущность и строение психики.
«Все, что вам нужно, это любовь» – строки из знаменитой песни Джона Леннона «All you need is love». Это закон, базовая потребность, которая движет каждым человеком, даже если он это не осознает. Все хотят быть любимыми и принятыми, любить и принимать. Но понимать это и воплощать в жизнь мешают негативные опыты из прошлого, иногда очень раннего и давнего: травмы, раны, нехватка позитивного опыта…
Центральная часть психики – Сущность, или Самость, или Высшее Я, или Истинное Я… Это самая прекрасная наша часть – целостная, здоровая, ресурсная. Ее не затрагивают травмы, наоборот, это она помогает нам проходить через самые сложные опыты, сохранять себя и извлекать из них уроки. И эта часть есть у каждого человека, каким бы разрушенным он ни был, что бы ни происходило в его жизни. Эта часть, которую мы далее будем называть Самостью, способна на безусловную любовь: прекрасно знает, что это такое, может испытывать ее, дарить другим и принимать в ответ.
Желание безусловной любви, обмена ей, движет человеком с самого начала жизни. Безусловная любовь включает в себя принятие, безоценочность, ненасилие, безопасность, нужность, реализацию, подпитку…
На уровне Самости все индивидуальны, нет одинаковых и даже схожих людей, все очень разные. И для каждого человека есть место в мире, каждый человек – важная его часть, со своей ролью, реализацией, предназначением. Схожесть и объединение в психологические типы появляется не на глубинном уровне Самости, а на более поверхностном, защитном уровне.
Ребенок появляется в этом мире уже с Самостью – яркой индивидуальностью. Но мир не идеален, ребенку приходится адаптироваться, подстраиваться под него, в первую очередь – под свою семью, даже больше – целую семейную систему, в которую он пришел. И у ребенка формируются защитные адаптивные механизмы – типы реагирования на мир, способы выстраивание контакта, получения и выражения любви…
Изначально ребенком движется любовь – желание получить ее и выразить. Но те способы любви, которые приняты в семье, не идеальны. И он осваивает так называемые «схемы взаимосвязи любви», принятые в этой семейной системе. Его глубинная Самость сохраняет дар безусловной любви, с которым родилась. Но сверху наслаиваются невротические механизмы адаптации к миру, формируется структура характера, искажается взаимосвязь любви с миром. Например, в некоторых семьях «взаимосвязь любви» устанавливается через обиду: обида – способ получения любви. «Ты передо мной виноват, заботься обо мне!» В других семьях – любовь может путаться с насилием и контролем, и тогда насилие принимается за любовь. И так далее…
Но какими бы искаженными ни были схемы взаимосвязи любви, как бы ребенок ни пострадал, его Самость сохраняет способность к безусловной любви и умение отличить ее от нездоровой взаимосвязи любви – эмоциональной зависимости и т.д. Поэтому даже у созависимых людей, находящихся в нездоровых отношениях абьюза, есть часть, сохраняющая здравомыслие и понимающая неправильность происходящего.
Терапевтический процесс может вести клиента к его Самости через слой защит и сопротивления; это долгий и сложный путь, сопровождающийся эмоциональной болью. А есть способы, позволяющие соприкоснуться с Самостью сразу: например, в биосинтезе, психосинтезе, трансперсональной психотерапии, хакоми-методе и т.д. Это быстрый путь, и такие опыты могут сопровождаться пиковыми переживаниями, быть глубокими, наполненными любовью, пониманием и принятием… В практической части есть целый раздел с упражнениями, помогающими нам двигаться к контакту с этой прекрасной внутренней частью – Самостью, Сущностью…
Соприкасаясь со своей Самостью, мы можем оказаться в пространстве безусловной любви и принятия, видеть прекрасную часть в себе и в других, взаимодействовать с миром и при этом оставаться защищенными…
Давайте рассмотрим эту модель личности. В центре психики находится яркая индивидуальность Самости (Сущности) – целостная, ресурсная, способная на безусловную любовь. При встрече с миром ребенок развивает систему защит, адаптаций: структуру характера. В теле ей соответствует мышечный панцирь – система хронических напряжений (гипертонуса), но часть мышц при этом оказывается в хроническом гипотонусе (перерасслабленном состоянии). Эта система защит направлена на получение любви, установление взаимосвязи. Поэтому главное, что скрывает в себе структура характера – это потребность в любви и определенный тип ее получения и выражения.
Структура характера проявляет себя во взаимодействии с миром через определенную сценарную роль: привычные паттерны взаимодействия, жизненный сценарий, набор типичных реакций…
Если в детстве структура характера защищает и способствует адаптации, то со временем она может мешать, ведь обстоятельства изменились. Зимой шуба защищает от холода, но весной уже не нужна, а летом становится опасной для здоровья. Так и детские паттерны получения любви во взрослости могут добиваться противоположного эффекта.
Например, в некой семье ребенку уделяли внимание и становились заботливыми, только когда он болел. Тогда недомогание и жалобы станут для него способом получения внимания. И во взрослости, чувствуя себя одиноким, он начнет жаловаться знакомым на здоровье, подробно перечисляя все симптомы и ожидания внимания и заботы. Скорее всего, он добьется противоположного эффекта – его начнут избегать. И его внутреннее ложное убеждение «подтвердится». Скорее всего, у ребенка из этого примера в детстве было ощущение, что его не любят, и чтобы любили – нужно болеть. И тогда получается, что если он болеет, а его не жалеют, то он не нужен и нелюбим.
Чаще всего человек трактует факты в соответствии со своими внутренними убеждениями, и трактует таким образом, чтобы они подтвердились. Поэтому носитель некой ложной идеи в объективных фактах будет видеть подтверждение своей правоты.
К чему это приводит? Со временем внутренние убеждения становятся более прочными и ригидными, структура характера словно бы укрепляется, мышечный панцирь превращается в более заметный.