Полная версия
Колымская сага
Такую печь ставили обычно в палатке, где жили рабочие. К срединной шатровой стойке крепили стол. Когда вечером собирался народ, на столе ставили несколько свечей. Они освещали ближнюю окружность. В дальних углах палатки свет терялся.
Знакомство с местностью геолог начинает с речки. Состав речных отложений скажет ему, с чем он встретится в горах. Ведь обломки пород сносятся в долину.
Разведотряд на походе. Ноги идут по мелким ручьям, выложенным лентами шлифованных камней посреди нешлифованных. Осторожный брод по искажающей сапоги мрачно зеленой глубине протоков. Подъём по затенённому ольхой безводному логу, где кроются мхами бока слегка окатанных, слегка увлажнённых валунов. Взмахи молотка на длинном черенке, расколотые камни, резкие диковинные запахи пород. Размытые дымкой ребристые грани далёких хребтов.
Весна в Заполярье надвигалась бурно и неукротимо. По утрам – колымские утренники с температурой минус двадцать – минус двадцать пять градусов. Но днём на ярком обжигающем солнце снег катастрофически быстро таял.
Первая стадия развития геологических поисковых работ самая трудная. Отряд шёл по неизученным ранее площадям. Очень подходит сюда песня: «Снова в гору и по тропам и неясен наш маршрут. Груз под силу лишь циклопам». Вот только троп здесь не было. Шли по целине. Много чего за спиной – лопаты, кайлы, топоры и всё что потребуется в работе. В составе отрядов и партий кроме специалистов были рабочие из числа вольнонаёмных и заключенных. Каждый знал свои трудные обязанности. Стоявшему во главе отряда геологу подчинялись беспрекословно.
Какого бы ни были происхождения эти люди, разведчики недр Колымы, их отличало мужество. Это было здесь привычной нормой поведения, почти обыденной чертой жизни.
Выявленные уникальные россыпи позволили организовать Западное горнопромышленное управление. В 1938–1939 годах в результате детальной разведки был выявлен ряд крупных месторождений золота, на базе которых организуется ряд приисков. В 1940 году организуется Чай-Урьинское горнопромышленное управление с центром в посёлке Нексикан, в состав которого вошли прииски «Фролыч», «Большевик», «Комсомолец» и другие.
Иван Иваныч гордился своим отрядом и его успехами. Но надо было решать, как быть с семьёй. И он решил просить руководство направить его на работу в один из этих приисков. Семья требовала оседлого образа жизни.
Дети на буровой
Летом мы жили в палатке недалеко от буровой вышки. Рядом стояли ящики с керном. Мать стелила на ящики матрасик и укладывала меня днём спать. Мне открывалась бесконечная голубизна неба, тихо шептал о чём-то лес, вели свой разговор птицы, небольшие берёзки шёпотом напевали песни, ласковый ветерок гладил лицо. Постепенно всё отодвигалось, глаза закрывались и снились занятные цветные сны.
Мы с сестрой играли в небольших шурфах. Там была мягкая жёлтая природная глина. Мы её месили и делали из неё фигурки зверей, тарелочки, кружки, их обжигали на костре, и они становились красными и твёрдыми, крепкими. Кондратий, старый, отбывший тюремный срок вор – блатной, приносил краски. Мы садились с ним у костра. Он обжигал наши изделия, учил нас раскрашивать их. Так мы сами обеспечивали себя игрушками. Кондратий с гордостью рассказывал, что он вор в законе, что у них свои справедливые законы, что они охраняют и защищают нас, потому что закон у блатных требует не пакостить там, где они живут.
Кондратий был худой длинноногий мужчина. Рот его был забит золотыми зубами, на лице выделялись шрамы от старых потасовок, руки всегда что-нибудь мастерили. Он любил детей и часто просил у матери разрешения с нами поиграть. Когда он сказал матери, что он вор в законе, что законы у них справедливые, что нельзя пакостить там, где живёшь, мать спросила его:
– Ты же понимаешь, что воровство это пакость, так чем гордишься?
Кондратий пожал плечами и надолго замолчал.
Он любил детей, но своих не довелось завести. Лагерь, отсидки, драки, воля на несколько дней, потом опять воровская компания. Не до женщин и не до семьи. Поэтому вечерами приходил к нам, садился у костра и играл в наши игры. Мы любили Кондратия. Он разжигал костёр до неба. Улыбался, показывая в улыбке золотые зубы. Делал рогатки и учил нас стрелять. Но не по людям или птицам, а стрелять в цель. Рассказывал интересные лесные истории про лисиц и медведей, бурундуков и евражек (лесных мышек). Медведи у него были всегда умные. Лисицы и евражки – маленькие воришки. Однажды медведь навестил стоянку геологической партии. Не нашёл там себе пропитания. Смял палатку, сложил на неё консервы в железных банках, наложил на них кучу и ушёл. Эту историю Кондратий рассказывал нам в лицах. Мы хохотали до упаду. Ему нравилось бродить по тайге с геологической разведпартией. Там он был свободен от воровских законов и своих непутёвых друзей.
Мы с сестрой были лесными жителями. По вечерам мать рассказывала нам сказки. Днём мы их сочиняли сами. Тут же их разыгрывали. Строили дворцы из глины и песка, скакали на палочках, волшебным образом превращавшихся в добрых коней.
Лесные поляны одаривали сказочным царством грибов. Нам доставляло удовольствие высматривать их кругами растущие семьи, иногда довольно внушительные. Грибы были такие крепенькие, с блестящими коричнево-красными шляпками и упругими белыми ножками. Это были белые, боровики. А вот почти такие же, но скользкие, сопливые.
– Это маслята, – объясняла мама, – а вот эти, которые растут во мху, похожие на раскрывшиеся белые цветы – грузди.
Но особенно радостно было собирать белые грибы, боровики. Мне всегда казалось, что это таинственный лесной народ. Если маслята были сопливые, то боровики имели такие достойные сухие и чистые шляпки.
Отец ставил дубовую бочку. Мама её мыла, скребла и выпаривала.
Мне нравилось наблюдать, как она выпаривала бочку. В неё наливали воды из ручья, на костре нагревали большой камень и аккуратно, чтобы не обжечься, забрасывали его в бочку. Там шипело, поднимался пар. Когда бочка признавалась очищенной не только от грязи, но и от всяких посторонних запахов, в ней мариновали грибы. Недалеко от палатки стояла железная печка. Ярко горели дрова. На печку ставили большую кастрюлю или бачок. Перед этим мы, девчонки, подготавливали грибы. Собирать и готовить грибы к маринованию – наша обязанность. Брали только молоденькие грибочки. Если гриб-маслёнок был больше 3–5 сантиметров, шляпка очищалась от шкурки. И тогда гриб был совершенно белым и чистым. Очищенные грибочки закидывались в бачок. Они весело плавали, но через некоторое время, покипев, оседали на дно. Мама вытаскивала их шумовкой в специальный, только для них предназначенный, чистый тазик, закидывала в бочку. Когда слой грибов был достаточный, в бочку заливался маринад. К приготовлению маринада мы не допускались. Но мы должны были нарвать у ближайшего болотца можжевеловых веток. Этими ветками закрывался слой грибов в бочке. На следующий день готовился второй слой. И так пока не заполнится вся бочка. Забитую деревянным кругом бочку привозили на зимнюю квартиру. За всю жизнь я нигде и никогда не ела таких вкусных маринованных грибов, как у нашей мамы. Ну, а солёные грузди зимой – это особая еда.
Вечер на буровой
В этот тихий летний вечер все члены коллектива собрались около большого костра. Буровая молча стояла. А люди отдыхали после трудового дня. Они любили так вечером собираться. У костра ужинали, вели тихие и иногда громкие разговоры, пели песни.
Душой песенных вечеров был геолог Иван Иванович, высокий, крепко сбитый мужчина, с гривой коротко подстриженных тёмно-русых волос. Голос у него был впору оперному певцу. Песен он знал великое множество.
Но более всего любил старинные русские песни: про Ермака, про ссыльных в Сибирь, про ямщика. Иногда сам сочинял.
Он заражал всех своими песнями. В небо поднимались звуки мощного мужского хора:
Ревела буря, гром гремел,Во мраке молнии блистали,И беспрерывно гром гремел,И ветры в дебрях бушевали.С этих слов обычно начинал Иван Иванович песню. А дальше её подхватывали все сидящие у костра. Это был солидный мужской хор. Ольга была единственной женщиной. Надо сказать, уважаемой женщиной. При ней мужики не применяли грубых матерных слов. Её присутствие облагораживало, смягчало это крепкое мужичье общество. Она им напоминала дом, заботилась об их здоровье, была их старшей сестрой.
Сейчас, когда люди были увлечены своей песней, обстановка казалась действительно исторической. Товарищи его (Ивана) трудов представлялись ей первыми проходчиками этой земли. Тёмный лес стоял на страже и прислушивался к громким голосам. Здесь, в лесу, люди пели во всю мощь своих лёгких. А лица были суровы, решительны, как будто им предстоял суровый ратный поход. Заканчивалась песня. Все сидели тихие, задумчивые.
Тогда Иван запевал вновь:
Почему ты ямщик перестал песню петь?Приумолк и такой стал унылый.Или буря тебя захватила врасплох?Или милая вдруг изменила?И тогда солидный, заросший усами и бородой геолог Дрынов вступал в песню:
Нет, не горе меня захватило врасплох,Только часто теперь вспоминаю.Это было давно. Год примерно назад.Вёз я девушку трактом почтовым.Голубые глаза, словно тополь – стройна,И накрыта платочком пуховым.Я подвинулся к ней, «Полюби, – говорю, —А не то загублю твою душу».А она мне в ответ: «Убирайся, подлец!Хоть я в поле одна, но не струшу».Заканчивал эту песню обычно Иван Иванович.
Кони мчали меня, словно буря огня.Так несла их нечистая сила.Вдруг жандармский разъезд перерезал нам путь.Наша тройка как вкопана встала.Кто-то выстрелил вдруг прямо девице в грудь.И она как цветочек увяла.Песня оборвалась. Что её навеяло? Очевидно, далёкая история ссыльных в Сибири ещё не совсем выветрилась из памяти этих суровых мужиков. Некоторых ещё не отпустили воспоминания о жизни в тюрьме: драки, поножовщина, избиения тюремщиками, а порой и расстрелы. Что в те первые колымские золотодобывающие годы советской Колымы практиковалось некоторыми начальниками лагерей.
Здесь, в лесу, в полевой партии они были все равны, они были товарищами. Иногда друзьями. Начальник полевой партии не терпел насилия и ссор. Его слова, пожелания, приказы и распоряжения не подлежали обсуждению, они выполнялись. Он утверждал, что общее дело, нужное их стране, должно их объединять. Зачастую они шли по трудным дорогам, на пределе усталости. Они ценили друг друга за выносливость, за преданность своему делу, за то, что они были настоящие мужчины, мужики. Трусы и нытики здесь не приживались.
После небольшой паузы кто-нибудь запевал весёлую и разудалую песню. Вечер продолжался. Затем объявлялся отбой. Все шли к реке умываться и по своим палаткам.
Ольга смотрела им вслед и улыбалась. То, что ей открылось здесь, на буровой, было просто и значительно. Какие они все разные, эти люди. Многие из них скрывались от правосудия, расплаты за преступления. Жизнь в тайге на природе очищала души, заставляла внутренне увидеть жизнь с другой стороны, оценить себя, перешагнуть из тёмного бытия в свет. Они познавали дружбу, они стремились встретить любовь, создать семью, завести детей. Всё это, из их таёжного далека, было трудной тайной мечтой. Они расходились после таких вечеров с улыбкой. Суровые мужчины оттаивали около этого костра.
Никакая улыбка не возымеет эффекта, никакое напутствие не утешит, никакая доброта не спасёт, если наша внутренняя правда не будет прекрасной. Ибо связывает всех нас – всё лучшее в нас – только правда человеческих сердец и чистота любви, неведомая другим созданиям.
Это были самые счастливые вечера и ночи для Ольги. Днём её Иван ей не принадлежал. Он вёл людей, давал всем работу, день плотно был заполнен обязанностями руководителя отряда. Но вот наступало время ужина, отдыха у костра, песен, отдыха в палатке. Засыпали дети. Иван крепко прижимал Ольгу к себе, отдавал ей своё тело и свою душу.
– Иди ко мне, моя милая. Если бы ты знала, как сильно я тебя люблю, – шептал он.
Ольга чувствовала, как растёт её любовь к этому человеку. И была счастлива.
Её окружала красота родной земли: тихо шептал лес за стенками палатки, журчал ручей. Она любила встречать рассвет, наблюдать разгорающуюся зарю, выкатывающийся над лесом шар солнца. Постепенно день заполнялся делами.
Ольга вплотную знакомилась с тайгой, с землёй, с её внешними и внутренними богатствами. Удивление перед красотой мира, в центре которого был человек, частичка тёплой жизни, хрупкое зёрнышко живого, вызов минеральному хаосу равнодушных гор. Её мысли, её душа были заняты стремлением понять людей и природу. Теперь она понимала своего Ивана. Его жизнь насыщена поиском, его работа захватила его целиком, наполнила его существование смыслом.
Теперь она редко думала о своём прошлом. Здесь, в лесу, ей по-новому открывался смысл труда и поиска, возникала новая любовь к земле. Она была единственной женщиной в этом обществе. Но эти мужики, видя её красоту, не покушались на её тело. Они знали, что, если нарушить согласие и гармонию этой семьи, Иван их не простит, убьёт на месте и сразу. Но главное не в этом. Она воплощала для них женщину-мать, сестру, красоту, вышедшую из глубин леса и природы. Она была священна.
Беглянка
Советская власть устанавливалась на селе. Не всем и всегда она была понятна. Пришли домой солдаты с войны. Не мирные, политически взбудораженные, каждый со своим чувством справедливости и понятиями о власти. Смена власти где-то там, в Томске или в Омске, не оставляла в покое жителей небольшого села. Надо было кормить армию Колчака, пополнять солдатами. Ушли мужики в лес, в партизаны. В село являлись агитаторы. Представители власти. Всем требовались еда и люди. Коммунисты присылали продотряды. Советы присылали своих представителей. Те объясняли крестьянам про советскую власть, про власть бедноты, про то, как надо выгонять и раскулачивать богатых. Периодически из леса приходили бандиты. Наводили свой порядок: убивали представителей власти, пороли на деревенской площади сочувствующих, снова скрывались в лесах.
Григорьевы, по прозвищу Дворецкины, были первыми на раскулачивание. Семья большая, мужиков много. Дед Григорьев сынов приучал трудиться. С ранних лет они учились не только сеять и пахать, косить сено, ухаживать за скотиной. У них не только была изба, изукрашенная деревянной резьбой, но и хутор. А на хуторе пасека, трактор, поля засевались хлебом, гречихой, льном. Просились сыны учиться в Томск, но дед всех крепко держал. Его сыны не уходили в лес бандитствовать, не лезли во власть. И сейчас все были на хуторе. Поэтому деревенская голь перекатная решила начать раскулачивание с них, пока нет дома здоровых молодых мужиков. Дома был дед и невестка с тремя детьми, да младший сын Порфирий.
Без церемоний зашли во двор. Дед вышел на крыльцо:
– Чего надо, люди добрые?
– А вот, дед, решили вас раскулачивать. Власть теперь наша. Деревенская беднота организует коммуну.
– А ну пошли со двора. Власть нашлась! Пошли вон! – шумел дед.
Его затолкали в дом, сказали, чтоб не вякал.
Анна спрятала детей в кладовку, сама села у дверей караулить. Забрали всё подчистую. Сосед Колесников не позволил забрать швейную машинку. Оставили одну корову. Всё-таки детей надо кормить. Дед шумел. Его не слушали. Забрали лошадь, три коровы, инвентарь, какой дома был, даже хомуты и вожжи. Полезли в амбар. Но дед заранее побеспокоился. Всё зерно схоронил в яме, в амбаре оставил немного. Полезли на чердак, но он был пустой. Только в углу под крышей стоял старый сундук. Сосед Осипов сам на чердак лазил. Никого не пустил. Сундук не стал трогать. Спустился и сказал:
– Нет ничего на чердаке. Небось на хутор увезли всё ценное.
– Мы и до хутора доберёмся. И сынов твоих, кобелей здоровых, выселим из деревни.
Как только ушла со двора голытьба, дед собрался на хутор. Взял лошадь у соседки бабки Колесниковой и тёмным вечером уехал к сынам. Там рассказал им, что новая власть творит.
– Отпускаю я вас, сыны мои милые. Советую отправляться на Алдан. Там наш Василь золото промышляет. Пробирайтесь к нему. Здесь нельзя оставаться. То Колчак в свою армию забирал парней, теперь Советы.
Затих дом Дворецкиных после раскулачивания. Остались в нём дед да сноха Анна Савиновна с малыми детьми. Теперь боялись и советскую власть, и бандюг, которые наведывались из леса.
Анна Савиновна тревожилась за старшую девочку. Ей пятнадцать минуло. Невестин возраст. Она сама в четырнадцать замуж за Константина выходила. Так время другое было! А теперь нет Константина, погиб её кровиночка. А ей троих поднимать надо. И решила она в город отправить свою старшую дочь. К соседке тётке Полине Колесниковой зять приехал в гости.
– Не беспокойся, Анна, есть у меня хорошая женщина, мы с Галиной жили у неё, пока я не купил свой дом. Мужа у неё расстреляли. У Колчака он служил. Она одна. Будет только рада девчонке. Учиться будет дочь твоя, в люди выйдет. Женщина интеллигентная, грамотная.
– Дед не разрешит. А я боюсь, как бы бандюги в лес не увели. Испортят девчонку, поломают жизнь.
Радевич, зять тётки Полины, бывший офицер, дезертировал из армии Колчака. Видел, что конец ему. Решил, что не по пути. Больно люто в Сибири колчаковцы держались.
Несколько месяцев он жил в доме у Колесниковых, а потом женился на Галине и перебрался в город.
Он взял Ольгу в попутчики. Сбежала она из дому с маленьким узелочком, мать дала ей несколько рублей денег.
Не успокоилась власть бедноты, пришли раскулачивать во второй раз. А брать уже было нечего. Когда приходили раскулачивать в другой раз, Анна Савиновна услышала шум толпы заранее. Перед этим подготовила сундук, отодрала у него сзади доску, чтоб не задохнулась девочка. Спрятала её в сундуке. Нечего было брать, забрали швейную машинку. Ушли непрошеные гости.
А как только дед лёг спать, Ольга взяла припасённый заранее узелок, попрощалась с матерью, села в телегу Радевича, и поехали они в город по лесным дорогам. Жутко ей было. В лесу темно, тихо, только деревья шумят. С Радевичем они не разговаривали. Он прикрыл её вещами и шкурой. Сказал:
– Сиди тихо. Кто бы ни встретился, молчи.
Ольга молчала. Заснула и всю дорогу проспала.
Ольга проснулась, но глаза открывать не спешила. Мысленно проследила последние события. Сознание вернулось к настоящему моменту. Она почувствовала мягкость постели, тепло одеяла, чистоту вымытого тела. Открыла глаза. За окном было ещё темно. Но хозяйка дома уже хлопотала внизу на кухне. Слышался звон посуды, кипение чайника, пахло свежими блинами.
– Оля, Оля, пора вставать. Одевайся и спускайся ко мне на кухню.
– Я сейчас, тётя Лида. Я уже проснулась.
Ольга накинула халатик, повешенный на стуле около её кровати, и спустилась по скрипучей деревянной лестнице вниз, вошла на кухню.
– Садись за стол, позавтракаем. Не зови меня тётя Лида, зови по имени-отчеству, Лидия Васильевна. Пей чай, ешь блинчики, расскажи о себе. Вчера Радевич привёл тебя поздно, измученную, грязную, замёрзшую. Что-то мне говорил, что ты сбежала из дома. Я не стала его расспрашивать, отвела тебя скорее в ванну помыться и уложила спать. Ты мгновенно заснула.
– Доброе утро, Лидия Васильевна. У вас так хорошо. Спасибо, что не выгнали меня. Приютили и вот заботитесь.
– Пока ничего не решено. Рассказывай.
– Страшно рассказывать. Из деревни сбежала я. Наши деревенские бедняки озверели. К нам пришла толпа раскулачивать. А что раскулачивать во второй раз? Дома остался только дед и мать, да нас трое: я старшая, сестрёнка на три года младше меня и маленький Лёнька. Все дедовы сыновья давно убежали. Иначе бы их расстреляли или забрали воевать. Прошлый раз у нас забрали лошадь, три коровы, инвентарь, какой дома был, даже хомуты, вожжи, кнуты. Из мужиков был дома Порфирий, мой дядя, младший дедов сын. А потом бандиты из леса или откуда-то в деревню понаехали. Согнали всех на площадь к церкви. Порфирия выпороли. Ещё несколько мужиков, которые власти сочувствовали. Еле живого дед притащил его домой. У соседки тёти Поли лошадь взял и отвёз его на хутор. На хуторе все наши были. Уже оттуда они разбежались. А в этот раз у нас нечего было забирать. Забрали у матери швейную машинку. Меня мама запрятала на чердаке в сундук. Мне уже пятнадцать стукнуло. Она боялась, что Митрофан Баранов может в лес забрать. Он ей ещё в прошлом году сказал, что отхватит самую лучшую девчонку. Он с бандитами был. Не могу же я всё время прятаться в сундуке! А не дай бог попадёшься бандюге, утащит в лес. А там закона нет. И совести у них тоже нет. А к нашей соседке приехал этот Радевич, как вы его назвали. Он женат на её дочери, и живут они в городе. Мама договорилась с ним, он меня забрал. Мы ночью сбежали. А дед не разрешал. Теперь я боюсь за мать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Зэк – заключённый.
2
Стихи автора.
3
Чифирь – напиток, получаемый вывариванием высококонцентрированной заварки чая. Обладает психостимулирующим действием.
4
Цинга – заболевание, возникающее при отсутствии витаминов в питании человека. Первые признаки: шатаются зубы, кровоточат дёсны, коричневые пятна на теле. В дальнейшем организм полностью разрушается.
5
Керн – проба грунта, берётся на буровой вышке. Труба буровой вышки высверливает землю в глубину на несколько метров. По керну из трубы геологи определяют, на какой глубине залегают полезные ископаемые. Керны в ящике имеют свой паспорт, где записываются необходимые сведения о нём.
6
Шахов Феликс Николаевич безусловно заслуживает внимания как личность. Он прожил жизнь невероятную. Офицер русской армии в годы Первой мировой войны, горный инженер, исследователь сибирских недр, создатель ряда научных направлений в геологии, блестящий педагог, заключенный ГУЛАГа (пять лет на Колыме), кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени, член-корреспондент Академии наук СССР. Родился 24 октября 1894 года в селе Белоярском Томской губернии. В 1922 году окончил горный факультет ТТИ (Томский технологический институт). Он последовательно прошёл все ступеньки научной карьеры. В 1931 году становится организатором и первым заведующим кафедрой рудных месторождений. В 1935 году утверждён в звании профессора Томского индустриального института. В 1939 году – декан геолого-разведочного факультета. Он одним из первых предвосхитил возрастание спроса на редкие и радиоактивные элементы.
В 1949 году арестован. Пять лет тюрем и магаданских лагерей, где он продолжал работать геологом и даже обнаружил золото в колымских гранитах. В 1954 году был освобождён и реабилитирован, вернулся в Томский политехнический институт на кафедру полезных ископаемых.
Скончался 30 октября 1971 года. В память о нём на фасаде горного корпуса ТПУ помещена мемориальная доска. В Томском микрорайоне Наука есть улица Шахова.
(Сведения взяты из журнала «Томский политех».)