bannerbanner
Бегство из нирваны: Как пассионарию не сгнить среди биомассы
Бегство из нирваны: Как пассионарию не сгнить среди биомассы

Полная версия

Бегство из нирваны: Как пассионарию не сгнить среди биомассы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Когда биомасса будет обесценена, на эмоциональном уровне, значимость исходящих от нее оценок сильно ослабнет как минимум, утратит императивную силу. Например, если бомж из мусорного бачка что-то критически-охаивающее орёт, или псих из-за решетки психиатрической палаты, вред ли это будет иметь хоть какое-то значение для того, кто мимо проходит.

5. Насчет одиночества.

Пассионарий от биомассы разительным образом отличается, и биомасса «на уровне печёнок» ощущает в нем чужака. Поэтому отвергает, и пассионарий оказывается в одиночестве. Не потому, что он что-то не то делает, а потому, что он отличается, биомасса это ощущает и реагирует.

К нему нужно привыкнуть. Научиться в этом состоянии жить.

Потому что объектные ценности – ценны только для пассионария. А для всех остальных это просто слова. И если пассионарий хочет к своим ценностям идти, а не просто фантазировать или болтать о них, масса его сначала попробует демотивировать, а если не получится – то подвергнет остракизму, отторжению.

Зоологический диктат – это еще одна характерная черта психики биомассы. Я вот что имею в виду.

У человека есть не только инстинкты, которые его подталкивают к поведению. У него есть также внутренняя система значений. Она определяет, что для него ценно во внешнем мире. Что дорого? Ради чего он готов вписаться, порвать на портянки врагов и прыгнуть под танк с гранатой. Ну и в частности, какие люди ему дороги.

И вот у биомассы эта внутренняя система значений формируется под влиянием зоологического диктата. Дороги – родственники, в смысле кровно-генетические. Их не выбирают, а принимают как есть.

А все прочие индивиды, в частности особи противоположного пола – только для удовлетворения потребностей. Удовлетворяют – значит дороги (точнее сказать «значимы»), перестали удовлетворять или просто наскучили – стали безразличны.

Для биомассы любовно-половые партнеры не становятся родными, дорогими, как мамочка, или как собственный ребенок. Мамочка – это святое и навсегда. А мужик-баба – для удовольствия.

Я об этом написал в своей книге «Любовь или либидо: подняться над пошлостью и устоять в любви, которой якобы нет».

Внутренне отказаться от мамочки и прочих родственников – запрещено. Даже если они тебя в нечистотах топят. Они ж родные. Есть даже поговорка: «своё говно родное». Но если для тебя родное – говно, кто же тогда ты сам? Ответ очевиден!

А почему мамочка так непомерно дорога? Потому что нирванщик хочет родиться взад. Я написал об этом выше. А чтобы родиться взад – нужна мамочка.

Биомасса

Страсть к нирване, любовь к мамочке, родиться взад

Что общего у фрейдизма и буддизма? Одно слово – нирвана.

У Фрейда принцип нирваны – это один из 4 принципов работы психики. Психики животного, стоит подчеркнуть. Он обозначает тенденцию к устранению раздражающего напряжения. То есть неутоленного желания и протеста, которое это самое напряжение порождают. И особь оказывается в блаженном состоянии нирваны.

А в буддизме и у всяческих йогов, как мне написала одна читательница, нирвана – это «понимание что реальность такая какая есть», ну то есть смирение с этой самой реальностью. Трусливое смирение.

Потому что можно ведь вместо смирения взять в руки калаш, гранатомёт или лазерную пушку, и постараться эту самую тупорылую реальность поменять. Но йоги всех мастей предпочитают погрузиться в нирвану. Так оно проще, конечно, и патроны экономятся, и самому задницу не прострелят.

А если чуть более серьёзно, нирвана в буддийском смысле – это прекращение страдания.

В общем, нирвана – это то, что есть и в буддизме, и во фрейдизме. И означают они примерно одно и то же. Прекращение напряжения, прекращение страдания… Блаженное такое состояние гармонии трансцендентального субъекта с реальностью, которая вся (!!!) по отношению к субъекту – объективная, т.е. внешняя (включая собственное тело, эмоции и пр.)

Биомасса любит нирвану и стремится к ней. Всеми возможными способами:

– когда мужики хлещут пивас в баре, или алкаш по-черному бухает, они оказываются в нирване, правда у самых закоренелых нирванщиков от цирроза печени отваливается печенка;

– когда мужик с бабой сношаются, и переживают любовно-половой экстаз, они тоже попадают в нирвану, правда следствием таковой может стать ВИЧ, беременность, потом мужик сбегает, а баба одна ребенка растит – ну просто нирвана!

– почему в Инстаграме (внимание – экстремистская соцсеть, запрещена в России) так много фоток с котами – потому что коты чисто по жизни пребывают в этой самой нирване, и на них даже смотреть кайфово, смотреть лучше конечно на смартфоне, потому что реальные кошки всю квартиру проссут и котят наплодят, их потом в унитазе топить замучаешься (это была злая шутка).

Это всего лишь три примера, а можно привести еще множество. Суть одна – биомасса стремится к нирване. И нирвана для биомассы – это главное!

Три приведенных примера – это способ попасть в нирвану по Фрейду. Реализуя хотелки своей примитивной натуры. Попадание в нирвану по-буддийски чуть более продвинуто, духовное преображение через медитации и всяческие йогические практики. А суть одна: хоть водку бухай, хоть баб сношай, хоть в медитации сиди, – на том конце нирвана.

Страсть к нирване у биомассы соседствует с безусловно-непомерной любовью к мамочке. Почему так?

По данным перинатальной психологии, каково состояние эмбриона в материнской утробе? Нирвана! Океаническое блаженство и полное единение с миром!

Так что нирванщики, по сути, хотят родиться взад. И под эту идею придумываются целые религиозные системы. А вот Эрих Фромм говорил, точнее писал, что человек выделился из природы, и обратно ему не вернуться. Так оно и сеть. А мамочка с желанием «родиться взад» связана самым непосредственным образом.

Неосознаваемая мечта «родиться взад» – это стремление к регрессии к первоначальному состоянию. Кстати, слово «покойник» тоже об этом. Нирвана – это покой.

И в биомассовом сознании мертвец – это не разлагающееся мясо в могиле или банка с пеплом после крематория, а именно «покойник» – тот, кто есть, и тот, кто пребывает в покое. То есть в блаженной нирване. Поэтому биомасса и «не боится» смерти, для биомассы этой самой смерти как будто бы и нет. Всяческие религиозные мифы этому мироощущению способствуют. Об этом, кстати, другая моя книга «Социум убивает: психологические причины старения и смерти».

Биомасса – лузера и приспособленцы

Биомасса – это стандартные, социально-адаптированные люди. Они хотят того, чего положено хотеть, думают так, как положено думать. Жизненная активность биомассы сводится к пяти направлениям:

1. Трудовая – батрачить на хозяина, занимая кем-то созданное рабочее место, позволяя работодателю себя «стричь», забирая львиную долю созданной прибавочной стоимости, потом еще государство берёт налоги, батраку остаётся ничтожно мало.

2. Половая – искать доступного «партнёра» для удовлетворения своих и его половых потребностей, без ценностного отношения к другому, когда он дорог безотносительно к приносимой пользе, переключение на нового «партнёра» после быстрой утраты интереса или при появлении первых сложностей.

3. Репродуктивная – произвести потомство в социально-заданное время (сейчас программируют на размножение после 30 лет, а до этого «гулять», большинство так и делает), вырастить детей, точнее выкормить, а психику и мировоззрение сформирует государство в школе, потом помочь собственным детям «поднять» внуков.

4. Рекреационная – какие-то развлечения, типа пляжных туров, чтива и киношек, посиделок в барах с друзьями, может быть вышивания или рисования картин по номерам, общий признак этих развлечений – нетворческий характер.

5. Потребительская – покупать то, на что нацеливает реклама, и на что хватает жалких заработанных на скучной работе крох после расходов на жизнь.

Цель биомассы: прожить «нормальную» жизнь, реализовать социальные программы, сдохнуть в положенное время (вскоре после выхода на пенсию, хотя организм человека рассчитан на 120 лет, а некоторые ученые говорят, что на гораздо больше).

Принципы биомассы:

– выбирать доступное, а не то, к чему лежит сердце;

– выбирать путь наименьшего сопротивления, подчиняться внешним обстоятельствам;

– самообман – находить «хорошее» в том, что есть (хотя зачем что-то выискивать, если оно действительно хорошее);

– стандартность – быть нормальным как все, и заставлять других быть нормальными как все.

Стандартные цели биомассы

Банальные посредственности ставят себе стандартные цели, и их жизни наполнены стандартными, шаблонными результатами…

В разных жизненных сферах, в науке, в бизнесе, в любовно-романтической сфере, в творчестве, в религии, – существует два вида результатов:

– стандартно-нормативные результаты;

– сверхнормативные результаты (результаты инновационного характера).

Большинство ставит себе какие-то стандартные цели, например:

– выучиться в ВУЗе (и забыть к чертям всю науку);

– устроиться на какую-то непыльную работу и осесть там (на 10 лет или на всю жизнь);

– замутить какой-то бизнес, взяв пример с других (в том числе по франшизе, ты «кагбэ бизнесмен», но на самом деле – просто исполнитель чужих инструкций, бизнес-модель до тебя кто-то построил, обкатал и оптимизировал, а теперь тебя стричь будет, как овцу, зачем еще франшизы придумывают);

– купить машину, Айфон или Айпад раскрученный (гаджеты – это по большей части игрушки для великовозрастных инфантилов);

– ездить по миру (в попытках убежать от скуки);

– найти любовно-полового партнера, чтобы удовлетворить свои потребности (главное без «африканских страстей», а просто комфортненько);

– семью создать (по принципу «всё как у всех»);

– смотреть фильмы, читать книги, которые выпускают, чтобы блистать эрудицией перед тупорылыми корешами (напиши лучше свою книгу, эрудит);

– ходить в спортзал, чтобы «кагбэ держать себя в форме» (а по факту чаще для понтов перед корешнёй).

Эта такая совокупность нормативных целей, которая внушается рекламой и поддерживается социальным окружением, которое эту самую рекламу смотрит и дальше транслирует, как попугаи.

Большинство людей, когда они проявляют активность в указанных сферах, достигают стандартно-нормативных результатов. Это такой результат, который кто-то уже достигал, кто-то делал то же самое, или что-то очень похожее. Когда ставится цель, результат можно заранее представить, потому что есть образцы.

Внутренняя пассивность биомассы

Личность стандартного обывателя характеризуется двумя параметрами:

– то внутренней раздробленностью (разлад);

– то подавленностью (депрессия), –

и то, и другое получается в результате социализации и воспитания.

Результатом является сниженный энергопотенциал. Отсюда массовая распространенность депрессии и синдрома хронической усталости.

Биомасса по факту внутренне пассивная. Даже если бегают и активничают как электровеники. Часто приспособленцы говорят «я выбираю свой путь», а на самом деле это реализация социальных директив, которые в человека заложены. А он по привычке считает их своими, и не осознаёт их как чужие.

Человек слушает рекламу «купи айфон, купи айфон», а потом он говорит «я хочу айфон». Но ты его хочешь, потому что тебя на это желание запрограммировали, это самый простой пример. Если человек считает, что «купить айфон – это его путь», то он находится в иллюзии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть вокруг и сравнить свои стремления со стремлениями окружающих. Окажется, что они практически одинаковы. А почему? Потому что это социальные программы, вложенные извне. И поскольку они санкционированы социумом, никто не скажет, что «айфон это плохо».

Есть расхожие шаблоны мышления (и речи), которые характеризуют лузерскую психологию:

– нужно найти своё место в социуме

– находить хорошее в том, что есть.

Если вы это слышите от кого-то, то перед вами 100% лузер.

Первая фраза означает вот что – выбрать какую-то профессию из справочника профессий, получить образование, устроиться на работу на рабочее место, которое кто-то создал, и функционировать на этом месте, подчиняясь установленным кем-то правилам и условиям. Тебе правила придумали – ты им соответствуешь.

Альтернативы две:

– бизнес, когда человек создаёт, а не ищет, рабочие места и придумывает сам условия;

– фриланс, когда человек умеет делать что-то такое, за что ему платят.

Бизнесменов и фрилансеров мало, большинство – наёмные работники. Работала найму характеризуется гарантиями. Ты выполнил массу предписаний и ограничений и получаешь зарплату. Люди за гарантии малюсенького результата отказываются от свободы.

А фрилансер и бизнесмен свободны от навязанных расписаний, ограничений, предписаний, но у них нет гарантий. Бизнес может «не пойти», картину могут не купить… Хотя, как показывает практика, бизнес идёт, и картины покупают, если не опускать рук и методично действовать.

Вторая фраза означает самообман, причём сознательный. Ведь если что-то соответствует внутренним запросам человека, если оно действительно хорошо для него, даже не на все 100%, то не надо искусственно искать что-то хорошее, оно и так очевидно. А искусственные «поиски хорошего» – это самовнушение, подавление протеста.

В какой-то книге однажды читал, что у многих людей перед смертью появляется ощущение, очень явное, что в их жизни было что-то не так, в корне не так. Перед смертью привычные психологические защиты отключаются, перестают работать, и самообман на какие-то минуты заканчивается. Человек понимает, что жил не своей жизнью, а чужой.

Что это означает?

У него был слабый внутренний потенциал, а его подавляли и запутывали, чтобы человеком управлять, и заставить двигаться по социально заданной траектории.

Перед смертью человек, который жил в самообмане, понимает это всё, но поздно что-либо менять. Потому что кирдык. Это самое худшее, на мой взгляд, что может с человеком случиться.

Зоологический диктат и ценности биомассы

У каждой социализированной особи есть внутренняя система значений. Это такая «инстанция» в психике, которая определяет, что важно и дорого. На что человек хочет потратить жизнь, хочет сам, а не вынужденно готов сделать это под дулом автомата. Об этом я написал здесь.

Эту внутреннюю систему значений биомасса, т.е. подавляющее большинство, формирует под влиянием ощущений удовольствия и страдания:

– то, что ведет к удовольствию – ценно (удовлетворение потребностей «естества» + социальное одобрение за выполнение социальных директив, это ведет к удовольствию, а потому и ценно)

– то, что ведет к страданию – обесценивается («недоступные» объекты, вызывающие ощущение фрустрации + отклонение от социального стандарта, т.к. за них наказывают, а это страдание)

Как дрессированные бобики. Кроме удовольствия и страдания для них ничего нет.

А у пассионария, у которого сформировалось экзистенциальное измерение, появляются «объектные ценности». Это такие штуки, которые для пассионария дороги, несмотря на связанные с ними отсутствие удовольствия и наличие страдания:

– дело, конкретное, а не абстрактное – «быть полезным обществу»;

– человек, конкретный, а не абстрактное «счастье в любви» или «здоровые отношения» (семейные или просто половые) с заменимым доступно-подходящим «партнёром»;

– идея, убеждения, за которые человек может вынести страдание, а на абстрактное «стремление к истине» (которую можно сделать «удобной и приятной»).

В жизненной реальности пассионария объектные ценности есть. Даже если иногда или большую часть времени не приносят удовольствия, а наоборот, приносят страдания. Тем не менее для пассионария они дороги, и он сохраняет им приверженность.

А в жизненной реальности биомассы есть только то, что даёт удовольствие. То, что вызывает страдания, обесценивается и из этой самой жизненной реальности изгоняется.

Пассионарий свою внутреннюю систему значений формирует, исходя из объектных ценностей. То есть в принципе не так, как биомасса.

Смирение с «реальностью»

Откажись от невозможного, смирись с неизбежным – и будешь счастлив (т.е. в нирване)

Ключевой принцип рабской психологии, даже под сомнение не ставится. А зачем желать недоступное? Желать надо доступного! А зачем противиться неизбежному? Его ведь всё равно не поменяешь. Надо трезво оценивать свои возможности, и звёзд с неба не хватать. Вот логика стандартных лузерОв.

Но возможны альтернативы:

– к невозможному и недоступному и можно идти, как к путеводной звезде, до неё не дойдёшь, конечно, всё-таки световые годы… а в планетарных масштабах невозможное частенько становится возможным, человек его таковым делает. А недоступное сегодня – реальностью завтра. Как полёты на Луну и ядерная бомба. Но лузерня не хочет ждать, им нирвану подавай, и прямо сейчас;

– тому, что вызывает протест, можно сопротивляться, как минимум сохраняя внутреннюю позицию в душе, также при любой военной оккупации (например Японией Китая в 1940-х гг.) формируется движение сопротивления, мне нравится эта аналогия, в другом месте ее расписал.

И то и другое – позиция героическая и пассионарная. А смирение – позиция терпил.

Которые тупо хотят «быть счастливыми», т.е. перманентно сидеть в нирване. И больше им не надо ничего.

Кстати, как вы думаете, Илон Маск отказывается от «невозможного», или нет? И смиряется ли он с «неизбежным»?

Очень вряд ли.

И на кого вы хотите быть похожим:

– на пузатого будду (статуэтки зачастую именно такие), который безвылазно в нирване сидит;

– или на Илона Маска, который в космос летает и почти 200 млрд. заработал?

Лично я на Илона, 200 млрд. мне даром не нужны, а в космос бы слетал.

И вот кстати несколько лингвистических паттернов, которыми индивида переводят в режим смирения:

– так бывает;

– реальность такова, какая она есть;

– родителей не выбирают;

– у каждого свой путь;

– как есть, так и есть…

Чувствуете общее в этих фразочках? Это всё самоочевидные тавтологии. Как «масло масляное». Когда такое говорят, а чел соглашается и заглатывает эту пилюлю, он переводит свой мозг в состояние «покорный терпила». А потом сидит в нирване. Так что держите радары включёнными, а палец на спуске, и не пропускайте подобных шаров в свои ворота.

Грусть о «несбыточном»

Социальные рабы (биомасса-лузерА), когда что-то считают «несбыточным» (невозможным, недоступным, так не бывает…) – включают механизм грусти.

Эта самая грусть-печаль (у Кюблер-Росс есть концепция пяти стадий процесса горевания) разрушает внутреннее ценностное отношение к тому, что «каг бэ недоступно». Стирает его. И вместе с ним исчезает внутренний протест из-за того, что реальность не такая, как ты хочешь. И очищенный от ценностного отношения социальный раб погружается в нирвану, где и сидит вместе с остальными нирванщиками.

Эту самую грусть-печаль нужно в себе детектировать на ранних стадиях, и ей не поддаваться. Методики блокирования есть разные. А на чем фокусироваться, вместо грусти-печали – на поиске способа решения проблемы. Как правило, то, что кажется «невозможным» – оказывается вполне возможным, если приложить усилия и подождать.

Есть мультик советский «Крошечка Хаврошечка». Там значит была девчонка по имени Хавронья. А у девчёнки была бурёнка, говорящая в смысле, и колдовать умела. Корешиха её. Также у неё был алень-подкаблучник отец, мачеха и три неродные сестры. Они её чморили как могли, отец-слабак им потакал. Буренка своей магией помогала девчонке справляться с кознями мачехи и сестриц, но они прознали, что буренка не простая, и сподвигли папашку корову зарезать. Ну а Хваронья кости коровьи собрала, в землю закопала, выросла яблоня. И как-то мимо их избы газует прынц на белом коне, остановился под яблоней и говорит: «Которая из девок мне яблоко даст, с той и в ЗАГС пойду». Три сестры пытались яблоко сорвать, но яблоня им шиш с маслом показала. А Хавронья сорвала, и с прынцем в его заморское царство укатила. И еще сингл пропела напоследок, со словами:


Ты прости-прощай мой батюшка

Добрый человек

О тебе душа печалиться

Будет долгий век.


Ты прости-прощай бурёнушка,

Яблонька моя,

Из родимой из сторонушки

Уезжаю я.


Просто апофеоз рабского нытья. А надо было девке по-другому линию вести. Прынцу этому самому условия поставить.

Ты, прынц, жаниться на мне хочешь, в заморское царство увезти и либидо своё удовлетворить. А у меня отец пенсионер, инвалид первой группы. Так что папашку тоже берём, он будет на печке сидеть и ревматизмы греть.

А поскольку у папашки эмоциональная привязанность к мачехе, а у мачехи к трём сёстрам, их берём тоже. Они будут полы мыть и тубзики драить, сортиров-то поди хватит на всех в твоём заморском царстве? А по выходным их розгами пороть будут, в профилактических целях, для духовного росту и морально-нравственного воспитания.

И яблоню, кстати, выкопай, и пересади в своё царство. Эта яблоня – моя корешиха-буренка. Реинкарнация, понимаешь. Твои заморские мудрецы-биологи пускай подсуетятся, ДНК из яблони выделят и клон коровий из него смастрячат. И будет моя бурёнка по полям да лугам рассекать, траву жрать и молоко давать. Всё чики-пики-пом!

Вот как надо решать вопросы. Творчески и с огоньком! А не ныть про «печалиться долгий век».

Пассионарии

Гении и герои

Слово «пассионарность» впервые использовал Лев Гумилев, для описания психологического типа активных идеалистов, героических личностей, созидателей. Они обладают избыточным энергопотенциалом, и направляют его на создание нового и изменение окружающего мира. Если бы не пассионарии, люди не летали бы в космос и, возможно, до сих пор жили бы в пещерах.

Пассионарии – это творческие личности, они проявляют себя в следующих сферах:

– бизнес (особенно инновационный);

– художественное творчество;

– научный поиск;

– социальные преобразования (в частности политика).

Цель пассионария: внешняя реализация внутреннего идеала.

Принципы пассионария:

– следование своему сердцу;

– преодоление сопротивления внешней среды.

Пассионариев мало.

Сразу предвижу глупый вопрос: «Как стать пассионарием»? Никак. Человек либо пассионарий (на момент прочтения этой книги), либо нет. И вопрос не в том, как стать пассионарием, а в том, как, будучи пассионарием, реализовать свой аутентичный потенциал.

Есть 2 принципиально различающихся способа жизни.

Первый способ – приспособленческий, когда человек следует по пути наименьшего сопротивления, примиряется с обстоятельствами и подстраивается под них. А для самоуспокоения «ищет хорошее в том, что есть».

Второй способ – пассионарный, героический. Когда человек перестраивает социальную и физическую реальность в соответствии со своими замыслами. На сколько он это может, ведь силы человека не бесконечны. Но всегда можно что-то сделать, эту реальность перестроить, а потом откроются новые возможности и человек будет дальше в этом направлении двигаться.

В то время как биомасса стремится к тому, что диктуется социально-заданным стандартом, пассионариям свойственны сверхнормативные стремления души.

Эти сверхнормативные стремления могут касаться:

– социальных преобразований;

– научного поиска;

– творчества и искусства.

Если эти стремления выходят за социально-заданный стереотип, и пассионарию хватает ума их озвучивать, биомасса начинает посылать негативную обратную связь (высмеивание, хмыки-гмыки и прочие варианты социальных какашек), чтобы пассионарий от своих сверхнормативных стремлений отказался, и жил как все. Причём даже самые «родные и близкие», мамочки-папочки, усиленно обрабатывают, исступленно желая вернуть заблудшего в социально-отведённое стойло. А если пассионарий устоит в своей мечте и пойдёт своим путём, эта самая биомасса подвергнет его остракизму. Т.е. отвержению.

Пассионариям свойственно преодоление сопротивления среды. А сопротивление – это неизбежная реакция внешней среды, как организованной и устойчивой системы, на попытки её изменить, это общий момент теории систем. Когда человек пытается вес сбрасывать (здесь среда – это его привычки и организм), какие-то политические изменения проводятся и реформы – всегда среда сопротивляется. Поначалу. По-другому не бывает.

Люди пассионарные это сопротивление преодолевают. А лузерА пасуют. Они когда видят это сопротивление, признаки и сигналы, что «кому-то не нравится» и «не получается», у них моментально теряется мотивация, проходит запал, и они прекращают попытки. Лузер один раз попытался, у него не получилось, и он сразу говорит «всё, баста».

На страницу:
2 из 4