Полная версия
Первые книги человечества: Шумер, Египет, Вавилон, Библия
Из примечаний следует, что "династия" – это не от отца к сыну, а это те, кто правил в одном городе, в лугали же могли попадать разные люди – пастухи, рыбаки, дети предыдущего царя, жрецы – в общем, судя по всему, должность была хоть и пожизненная, но выборная. Есть случаи, когда лугалем выбирали даже женщину. О Гильгамеше почему-то говорится, что его отец был приведением, видимо, тут мы видим первый набросок сюжета про непорочное зачатие.
Иногда страна настолько явно погружалась в анархию, что даже с большими натяжками нельзя было определить, к кому перешла нам-лугаль. Тогда "царский список" откровенно признает, что царей было, например, 12 одновременно. Но делает это редко, потому что концепция размывается. Состояние "без царя вовсе" было только в первые годы нашествия гутиев, потому что "у гутиев сначала не было царя", но через несколько лет гутии царя избрали, и их племенные вожди тоже вносятся в этот список, то есть, чтобы туда попасть, не обязательно было быть шумером, завоеватели тоже проходят.
Текст доходит почти до времен Хаммурапи, но его не включает. Завершается подсчетом, сколько же всего было царей (134) и сколько лет они правили: 28876 лет, а учитывая, что это писано около 1800 года до н.э., получаем 30 тысяч лет хронологии. Считают, сколько царей было в каждом городе и сколько всего было у Шумера столиц (одиннадцать).
В целом, впечатление от первой хроники человечества никакое, сухой перечень. Но она послужила основой для дальнейших исторических трудов; вообще говоря, это первая работа по истории вообще. В частности, классификация по династиям (причем в "династию" могут записывать лиц, генетически не связанных) имеется и в древнеегипетских исторических трудах, написанных гораздо позже и, видимо, под влиянием вавилонской исторической традиции.
21. Надпись Урукагины – контекст
Эанатум (2450—2425 гг. до н.э.) совмещал должности энси (религиозного руководителя) и лугаля (военно-политического) и правил довольно успешно – разбил соседний город Умму, с которой были постоянные споры за арыки, и поставил на спорных отбитых территориях стеллу. Жители Уммы дали клятву никогда не вторгаться в Лагаш и заплатить дань, примерно 300 тысяч литров ячменя в пользу храмов богов Нингирсу и Нанше. Города там были мелкие и близко расположенные, в общем, это примерно как если бы Алушта 500 лет подряд периодически воевала с Симферополем за село Перевальное, а иногда и за пещеры, ну и вот, однажды правитель Симферополя таки дошел практически до Кутузовки, жестоко покарал алуштинских, поставил на перевале большой знак "ангарский навеки наш", ну и потом, конечно в Симферополе были памятники, национальные ежегодные торжества, а сам он до смерти бы именовал себя "господин Кутузовки, потрясающий четыре стороны света", и все такое прочее.
То, что Эанатум построил у себя в городе – это известная "Стелла коршунов", древнейший архитектурный памятник. Представляет собой большую плиту, покрытую картинами сражений с Уммой и надписями. Надписи представляют собой многословные понты – я пришел в Умму как потоп, 3600 человек там убил и все такое прочее. Потом были обширные турпоходы вплоть до северных границ Месопотамии (до Мари), но насколько можно верить утверждениям, что "все народы покорялись", сложно сказать. Жители Лагаша, для которых изготовлялась агитация, все равно проверить не могли, кто там покорялся, а "Царский список" такого общешумерского царя, как Эанатум, вообще не знает. Ниппур и Урук точно не были взяты, хотя, вероятно, был взят и разграблен главный северный центр Киш.
В общем, интересная была у чувака жизнь.
После смерти Эанатума какое-то время правил его брат, потом пришел к власти его сын Энтемена (2360—2340 гг. до н.э.). В его царствие жители Уммы внезапно забыли, чему они там клялись, договорились с горными чурками и опять поперли отбивать спорные каналы; судя по всему, воевать с Лагашем – это у них было регулярное мероприятие несколько веков подряд. Энтемена, тем не менее, их разбил, потери Уммы составили 60 человек. После длительных переговоров Лагаш сохранил прежнюю границу, но Умма отказалась выплачивать какую-либо дань за вторжение.
Город при Энтемене процветал, предпринимались совместные строительства храмов вместе с царями других городов. Проводилась перепись населения, из которой стало ясно, что в Лагаше было 3600 свободных граждан – это 3600 мужчин-воинов, в принципе, это означает, что мужское население было около 40 тысяч (на воина приходилось примерно десять крепостных и рабов), и общее население с женщинами, детьми и стариками, видимо, было около 100 тысяч.
Главный жрец при Энтемене был отдельно от лугаля и представлял собой второй центр власти. После смерти Энтемены жрец, видимо, умертвил его сына, который царствовал недолго, и поставил в лугали своего сына Энентарзи. Энентарзи развернул бурную коррупционную деятельность, пользуясь тем, что совмещал обе ключевые должности – объединил храмовые и государственные земли, развернул разного рода поборы с жрецов и крестьян, походы не проводились, внешнеполитическое влияние Лагаша падало, что вызывало недовольство самых широких слоев населения.
Сын его Лугальанда (2328—2319 гг. до н.э.) продолжал политику закабаления населения, свободные общинники из-за поборов попадали в долги и, в конце концов, продавали детей или себя в рабы на плантации Лугальанде и его жене. Под разными предлогами с населения вымогались деньги на храм, защиту государства и т.п., а кончалось все тем, что наживались ближайшие приспешники царя и он сам. Все это привело к первому в истории майдану, о чем более подробно есть смысл говорить при анализе основного текста.
21. Надпись Урукагины – текст
Известно два основных документа: Надпись Урукагины о реформе и Плач об Урукагине. Первая составлена им самим после того, как революция кончилась, и власть более-менее стабилизировалась. Использую русский перевод Струве, поскольку он, в данном случае, хороший.
Начинается текст с описания строительства зданий, каналов, стен и прочего, что осуществлялось уже после революции, то есть начинает с конструктивного.
Дальше описываются преступления свергнутой власти. Она все контролировала: "при корабле был поставлен надзиратель корабля. У ослов был приставлен надзиратель за пастухами, у овец был приставлен надзиратель за овчарями. У рыболовных сетей был приставлен надзиратель за рыбаками. Жрецы должны были сдавать налог на поле перед начальником закрома. Пастухи овец, предназначаемых для получения шерсти, должны были при отсутствии шерсти белых овец отдавать надзирателю соответствующее серебро. Получатели налога, начальник заупокойных жрецов, начальник дома трав, начальник пивоварни, начальники воинов должны были вместо ягненка сдавать соответствующее серебро".
Власти прикрывались богами, а сами воровали и творили беспредел:
"Быки богов должны были на огороде энси выполнять работу. На хорошем поле богов, на огороде совершалось все по желанию энси. Ослы, тягловые быки жрецов использовались энси. Зерно жрецов получали воины энси в качестве награды. Одежды, нитки, бронзовые изделия, козью шерсть, птицу должны были сдавать жрецы в виде налога.
Жрец, заведующий складами, мог в саду рядового воина взять и дерево, и плоды".
Старая власть установила налоги на похороны, которые подробно описываются. В общем, поля богов, вроде как, предназначались для жертвоприношений и общака, а энси наложил на них лапу. Рядовых воинов всячески притесняли, вплоть до того, что брали воду для энси из их личных арыков и колодцев.
Революция описывается следующим образом:
"Прежде порядок (правителей Лагаша) существовал [тогда], когда Нингирсу, мощный воин Энлиля, передал Урукагине царство в Лагаше и среди 36 000 людей установил его власть, он восстановил древние повеления (Нингирсу) и дал силу слову, которое сказал ему его царь Нингирсу".
Вообще, число избирателей при предыдущих царях было 3600 (шумеры цифру округляют, но до степени числа 60, потому что у них шестидесятиричная система, то есть, на самом деле, около трех-пяти тысяч). Удесятериться оно могло, только если Урукагина дал права избирателей всем рабам и крестьянам, то есть численность полноправного народного собрания была увеличена в десять раз. Причем революция была консервативной и шла под лозунгами восстановить древнюю волю богов.
Затем описывается, что было сделано – все поставленные старым режимом надзиратели были разогнаны, поля и дворцы жреца переданы богам (ну, то есть, в общественную собственность), детей прежнего царя тоже всех люстрировали нахрен, и "начиная с северной границы области Нингирсу, вплоть до моря, не было больше судей-надзирателей".
Вместо поборов на мертвецов оставили только небольшую плату священнику, который осуществлял похоронный обряд, и плакальщику. Более того, введена была плата для рабов, которые рыли могилу, и начальнику изготовителей гробов, а помощникам заупокойного жреца больше не надо было ставить кружку пива. Про плату за похороны, на самом деле, текст рассказывает гораздо подробнее, чем про сам майдан (про который ничего почти нет, просто волею богов и народного собрания был назначен новый царь).
Было запрещено вымогать у воинов что бы то ни было, брать воду из их колодцев и вообще входить без разрешения в их сады.
Чтобы прекратился беспредел, именно Урукагина придумал разработать письменное законодательство, эта идея потом развивалась поздними шумерскими царями и стала основой первого в мире кодекса Хаммурапи:
"Он издал в городе повеления и освободил граждан Лагаша от опасностей жизни, обмана, кражи зерна и сокровищ, от убийства и взлома. Он установил наказание, чтобы сильный не обижал сироту и вдову. С богом Нингирсу установил Урукагина этот порядок".
Завершается опять рассказами про рытье каналов, так как это – главное, без каналов не будет Шумера вовсе. Из других источников известно, что Урукагина запретил двоемужество и вообще пытался упорядочить также и семейные отношения.
Ну, понятно, что где революция, там и интервенция, и все это передовое революционное государство, где впервые начали разрабатываться принципы примата права и приниматься законы вместо обычаев, впервые предоставили всем гражданам равные права участия в управлении – это государство погибло от вторжения очередного гопника с севера, о чем лучше рассказать далее, когда пойдет речь о становлении первой шумерской империи.
22. Саргон и Ур-Забаба – контекст
В общем, Шумер к концу 24 века до н.э. был в явном кризисе – традиции демократии времен Гильгамеша теряли актуальность, росла разница между богатыми и бедными, многие лично свободные за долги попадали в рабы, жрецы клали руку на общак, что не нравилось военным, и так далее. На юге Урукагина предложил решать проблему через построение правового государства с равноправием всех перед законом, то есть существенно опередил время. Однако на севере предложили другой путь, по которому Шумер и пошел – создание централизованных империй с государственным распределением, то есть путь условно "коммунистический". Первым объединителем, еще до широко известного Саргона, стал Лугальзагеси ("царь блестящий").
Происходил он из той самой Уммы, которая все время воевала с Лагашем. Пользуясь разбродом в Лагаше после майдана (некоторые группы населения не поддерживали реформы Урукагины и стали потенциальными предателями), Лугальзагеси напал и, после нескольких лет героического сопротивления Лагаша, этот ненавистный Умме город он все-таки завоевал. Большую часть годов своего правления (с третьего года по седьмой) Урукагина непрерывно воевал с Уммой, война носила затяжной позиционный характер, ирригационная система была существенно разрушена, люди болели от ран и голодали. В итоге, хотя часть революционных сил и скрылась в крепостях, Лагаш был банально разрушен, а население вырезано либо угнано в рабство. "Плач об Урукагине" это описывает следующим образом:
«Люди Уммы бросили огонь в Эникалу, подожгли (храм) Анташурра, унесли серебро и драгоценные камни, потопили в крови дворец Тираш, в храме Абзибанда, в святилищах Энлиля и Баббара они пролили кровь… (идет длинный перечень разгромленных, сожженных и разграбленных храмов и других зданий), унесли зерно с Гинарбаниру, поля бога Нингирсу, которое было обработано. Люди Уммы, опустошив Лагаш, согрешили против Нингирсу. Могущество, пришедшее к ним, будет у них отнято. Царь Нгирсу Уруинимгина не грешен в том. Что же касается Лугальзагеси, энси Уммы, то пусть его богиня Нисаба несёт на своей главе бремя греха сего».
Лугальзагеси как-то умудрялся при этом воевать на несколько фронтов, например, в 2316 г. до н.э., одновременно с нападением на Лагаш, был взят северный центр Киш и убит его царь Ур-Забаба. Урук, Ур и Ниппур были захвачены ранее. В отличие от Гильгамеша, который Аггу помиловал, Лугальзагеси лугалей других городов попросту убивал, и объявил себя лугалем всего Шумера, то есть решил-таки построить империю. Кроме того, он был выбран в каждом городе энси, то есть совмещал политическую и религиозную власть в своем лице, и притом в каждом городе контролируемой территории.
Имеется его надпись, где он объявляет себя наместником Энлиля на земле и утверждает, что Энлиль «от Нижнего моря, по Тигру и Евфрату, до Верхнего (то есть до Средиземного моря) предоставил ему путь». Но про Средиземное море очень сомнительно, потому что в Сирии уже было государство (Эбла), которое как раз тогда захватило пограничный шумерский город Мари, то есть Лугальзагеси не контролировал даже верховья Тигра и Евфрата и не доходил до Средиземного моря.
Вот тут на сцену и выходит Саргон (Шуррукин), который был вообще не шумером, а семитом. Было много легенд о его происхождении, но, в общем, сходятся они на том, что он был каким-то официантом либо поваром у Ур-Забабы, а после погрома Киша с какими-то остатками войска убежал на север, в родной город Аккаде, где закрепился и провозгласил себя лугалем (2316 г. до н.э.). Поскольку Лугальзагеси был связан упорным сопротивлением Урукагины, ушлый семит постоянно укреплялся и собирал у себя всех недовольных погромами по всему Шумеру. То, что он был нацмен, делало его арбитром среди шумеров, так как это означало, что чувак, в принципе, не связан ни с какими кланами – это очень важно для востока, где интересы, в основном, идут по родственным связям. То есть, собственно, как ни странно, именно семитское происхождение и сделало Саргона императором.
Сначала Саргон пытался сплотить окружающих Шумер семитов, то есть людей, которые были как бы на перефирии цивилизации, для чего в 2313 г. до н.э. он завоевал первое сирийское государство Эблу. В 2311 году до н.э., когда Лугальзагеси наконец-то закончил кровопролитную войну с демократами, Саргон нагрянул с севера и разбил его ослабленные войной войска, а самого диктатора казнил.
Секреты успеха:
1. Технологический – широко применялся лук, малознакомый шумерам.
2. Социальный – армия набиралась из всех желающих, то есть традиционный принцип городских ополчений отметался, что позволило собрать отморозков со всего Ближнего Востока, терять им было нечего, права они не качали, любили убивать и грабить.
Саргону реально удалось построить централизованное государство, в котором традиционная знать сидела тихо и не шуршала, а если залупалась, то их попросту убивали головорезы из имперской армии. Причем власть распространялась не только на Шумер, но и на окружающие территории. Принцип комплектования войска из грабителей подразумевал, что завоевательные походы ведутся постоянно, и, так как иначе, армию кормить нечем, а своих грабить – их же нельзя отпускать. Была захвачена Сирия, половина Турции, прилегающие части Ирана ("Элам"), всем горцам с окружающих гор Саргон устроил большую резню и грабеж, они это потом шумерам припомнят, когда сами захватят Шумер.
Религиозное обоснование, как и у Лугальзагеси, делалось к Энлилю:
«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда-жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно „сыны Аккаде“) получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись – пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».
22. Саргон и Ур-Забаба – текст
Легенда о Саргоне, записанная позднее, но на шумерском еще языке, то есть, до полной семитизации двуречья, во втором тысячелетии до н.э. Возможно, она составлена еще при Саргонидах, с целью обоснования появления безродного чувака из пустоты, который внезапно стал владыкой огромной империи, куда входил не только Шумер.
Поскольку текст маленький, перевожу, с сокращениями, полностью:
"(какие-то обрывки про поля и каналы)… превратить Киш, который стал городом призраков, в живое место – царь его, пастух Ур-Забаба, поднялся как бог солнца над домом Киша. Но Ан и Энлиль авторитетно решили своей святой волей укоротить дни его царства и удалить процветание из его дворца.
И тогда Саргон – город его был (пропуск, но известно что Аккад), отец его был Лабиум, мать его была… – Саргон… с радостным сердцем. Когда он родился… Однажды, когда пришел вечер и Саргон принес обычные поставки во дворец, Ур-Забаба спал и видел сон в своей святой спальне. Он понял о чем сон, но не выразил это словами, не обсудил ни с кем. Когда же Саргон получил обычные поставки для дворца, Ур-Забаба назначил его виночерпием, поставил его следить за напитками и чашами. Не отступала от него святая Инана.
Когда прошло пять или семь дней, царь Ур-Забаба… и испугался в своем доме. Как лев он обоссался, залив свои ноги, и в моче были кровь и гной. Он испугался, обеспокоился как рыба в грязной воде.
Затем Саргон, виночерпий винного дома Эзины, не уснул, но видел сон. В этом сне святая Инана утопила Ур-Забабу в кровавой реке. Саргон во сне застонал и грыз землю. Когда царь Ур-Забаба услышал, что он застонал, его привели в святое присутствие царя, который сказал: "Виночерпий, был ли тебе открыт сон ночью?" Саргон отвечал своему царю: "Царь, вот мой сон, о котором я тебе говорю: была молодая девушка, высокая как небеса и широкая как земля. Она стала крепким основанием стены. И я видел как она утопила тебя в великой реке, реке крови".
Ур-Забаба сжал свои губы и испугался. Он говорил (…) "Моя сестра, святая Инана, (…) она утопит Саргона, виночерпия, в великой реке. Бели-тикаль, кузнец, избранный мной, который может писать таблички, приказываю тебе, а ты выполняй: следуй моему совету, когда виночерпий принесет тебе мое бронзовое зеркало в доме судьбы Э-сикиль, брось их в формы для отливки как статуи".
Белиш-тикаль услышал слова царя и приготовил отливки. Царь говорит Саргону: "иди и принеси мое бронзовое зеркало главному кузнецу". Саргон выходит из дворца Ур-Забабы. Святая Инана стояла по его правую руку и до того, как он вошел в дом судьбы, святая Инана повернулась к нему и стояла на пути, говоря: "Э-сикиль – дом святой! Никто, оскверненный кровью, в него не войдет!" И поэтому он встретил главного кузнеца только у ворот дома судьбы. И когда он доставил бронзового зеркала (повреждено, но похоже он бросил самого кузнеца на переплавку).
Когда прошло пять или десять дней, Саргон пришел к царю Ур-Забабе, крепкий, как великая гора. Царь Ур-Забаба… и испугался в своей спальне, и понял о чем это, но не выразил это словами, не обсудил ни с кем другим.
В эти дни, хотя писали слова на табличках, в конверты таблички еще не ставили. Царь Ур-Забаба отправил Саргона, творение богов, к Лугальзагеси в Урук с письмом, написанным на глине, и в этом письме был приказ убить Саргона. (…пропуск)
С женой Лугальзагеси… она… Лугальзагеси не… посланник. "Приди! он направил твои шаги к кирпичной Эанне!". Лугальзагеси не понял это, не говорил он с посланником. Но как только он поговорил с посланником… господин сказал "Увы!" и сел в пыли.
Лугальзагеси отвечал посланнику: "Посланник, Саргон мне не уступит". И когда он подчинился, Саргон… Лугальзагеси… Саргон… Лугальзагеси… почему… Саргон".
– – – -
Короче, надо было как-то загладить тот факт, что основатель династии был чем-то вроде официанта при царе Киша. Причем, похоже, что эта работа считалась позорной, по пьяни этих виночерпиев били и оскорбляли за то, что вино плохое или не так поднес.
Соответственно, текст изображает царя слабым, испуганным, он ссал кровью и боялся даже свои сны рассказать. Саргон же охраняется богами, которые предотвращают все попытки его убить, и видит будущее, которое заключается в том, что всех врагов Саргона, начиная с Ур-Забабы, Инана утопит в реках крови. В общем, в отличие от ранних мифов, тут "боги" уже выступают как тупое обоснование текущей политической ситуации – кто позже победил, значит, с тем и раньше боги были, а кто проиграл, с тем не было богов.
23. Надпись Гудеа – контекст
Судьба империи Саргона напоминает империю монголов – жестокий харизматический основатель, потом торможение, загнивание и распад. Походы в дальние страны прекратились, шумерские кланы власти над собой семитов не признавали, несмотря на госпропаганду про Энлиля, который избрал Саргонидов для власти. Как обычно на Востоке, копали они медленно, но постоянно, причем как прямыми способами – путем восстаний, покушений и так далее, так и, конечно, косвенными – саботажем и провокациями. Сына Саргона Римуша забили камнями заговорщики, потом убили и другого сына, Маништушу. Горные племена не забыли, как жестоко расправлялся с ними Саргон и возобновили набеги, то есть правительству приходилось воевать как с внутренними врагами, так и с внешними. Пытаясь хоть как-то закрепиться, власти на награбленные в походах деньги пытались скупать землю у рядовых шумеров, чтобы хотя бы считаться крупными землевладельцами, раз в качестве лугалей их народ не признает.
Это неустойчивое равновесие продолжалось лет сто, максимальной стабилизации империя достигла при внуке Саргона, Нарам-Суэне (2237—2200 годы до н.э). Ему удалось эффективно подавить сепаратистов и начать внешнюю экспансию по схеме дедушки – Сирия (Эбла была полностью разрушена), Элам (юг Ирана), Кавказ; было открыто даже южное направление – Оман и Индия. Скорее всего, походы в Оман и Индию были чем-то вроде турпоездок – приехали, пограбили и уехали. Иногда с вождями разграбленных племен заключались договора о подчинении Шумеру, которые, впрочем, те племена соблюдать не собирались и в дальнейшем не соблюдали.
В конце его царствования шумерская знать опять объединилась с горцами, и Нарам-Суэну пришлось сражаться со всеми врагами вместе; в одном из сражений он, вероятно, и погиб.
Сын его к тому времени умер, и царем стал внук Шаркалишарри. Горные племена, особенно гутии, весьма усилились – у них была сильная мотивация на кровную месть, так как войска Саргонидов уже много поколений приходили и убивали их отцов и дедов + внутренняя поддержка в самом Шумере из числа сепаратиствующей знати, которая вечно была недовольна империей и хотела отделиться, как в старые добрые времена. После смерти Шаркалишарри наступил окончательный хаос, в котором самым сильным началом оказались варвары – гутии прошли по всему Шумеру и отомстили окончательно, разрушив города, а оставшихся после резни жителей обложив данью. На этом фоне и действовал Гудеа, которому посвящен основной текст; он пытался спасти остатки цивилизации и культуры.
23. Надпись Гудеа – текст
Небольшое стихотворение, обращенное к богине Баба (покровительнице Лагаша).
Гудеа (2142—2116 гг. до н.э.) – чувак с непонятным статусом, что, впрочем, объясняется общим бардаком в стране. То ли он вообще наместник этих самых гутиев, то ли он дань им платит систематически, то ли он от них периодически откупается, а сам незавимый правитель. Не совсем ясна также территория, которую он контроллирует – то ли Лагаш, то ли юг Шумера до Ниппура. В общем, если бы про Александра Невского, который жил под татарами, что-нибудь обрывочное раскопали, тоже не совсем был бы ясен и статус чувака, и чем он правил.
Строительство он, тем не менее, вел, пытался в какой-то степени восстановить храмы и ирригацию после описанных ранее событий. Есть его изображение, где он складывает руки в общеизвестном позднее молитвенном жесте, обращаясь к богам.