bannerbanner
6748
6748

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 9

На изрядно помятых друзей только, что побывавших в сутолоке, толчее и давке вдруг, неожиданно опустилась тишина и свобода. Они немного опешили. Со стены освещенной тремя свечами на них скорбно взирал лик жены Иова. От самого Иова остались видны только ноги, всё остальное изображение всем известного сюжета «Иов на гноище» было скрыто каменной лестницей построенной в притворе лет эдак тридцать назад. К нормальному восприятию жизни их вернул голос, принадлежавший одетому в чёрную власяницу человеку средних лет с ехидцей вопрошавшему их,

–Бока-то болят или как?

–Счас они у тебя болеть будут, – ответил Васька.

– И, скорее всего, долго,– поддержал друга Лёха.

Вопрошавший, лишь мельком взглянув на крепкие полные сил и воли к жизни фигуры друзей, спросил вновь, не меняя ехидного тона,

– Морды будем в святом храме бить или на улицу выйдем?

Друзья переглянулись, в храме морды бить невозможно, а на улицу сейчас идти было нельзя. Слишком много ранее обиженных ими граждан Великого Новгорода, сейчас молились в церкви.

Три дня назад они, на княжьем дворе, после утренней службы, решили обсудить притчу об Иове. Спорили до хрипоты и крику, пока люди княжей сотни, конюх Константин да пекарь Василий, не попросили их вон со двора. Друзья долго спорить не стали и вскоре ушли. А конюх и пекарь сразу, побежали к князю с жалобой на увечья. Продолжая спорить, друзья дошли до Торга, где увидели только, что привезённые бочки с пивом. Когда друзья стали снимать пробу с вновь сваренного пива, спор об Иове многострадальном постепенно как то сошел на нет. Друзья, между пробами, стали обсуждать какое пиво, тёмное или светлое наиболее прилично пить в это время дня? Потом, для сравнения вкусовых особенностей темного и светлого сортов пива они пошли снимать пробу у другого торговца. Потом на Торгу Лёха повздорил с ониполовцами – он обозвал их дурнями, там же и подрался с ними, и был сброшен в Волхов с моста. В то время пока ониполовцы, в количестве пяти человек, били одного Лёху, друзья вдруг возобновили спор об Иове, и не пришли к нему на помощь. Духовный спор, двух знатоков святого писания, неожиданно закончился тем, что Васька сел, на землю изображая из себя покаяние прокаженного Иова, а друг его пошёл на двор к немцам нести слово божье схизматикам. Про Лёху плывущего вниз по Волхову среди мелких льдинок, друзья забыли.

Поэтому велика была вероятность того, что, к примеру, ониполовцы сегодня получив прощение и освободив душу от грехов, увидя друзей, вдруг вспомнят старые обиды и навалятся всей толпой. Убить то не убьют, но бока намнут, а это всё-таки обидно.

–Не для драки шли мы сюда,– сказал, взвесивший все за и против драки, Васька, – чего звал?

–По делу звал. Но для начала пойдём наверх там место есть, где сесть можно и закусить. Вы ведь не пустые короба носите, да и виделись мы давно, – ответил чернец.

–Да!!! Три дня великий срок. Шишка на лбу Коськи конюха и та еще не зажила. Пекарь княжий тоже ещё хромает. Или как? – спросил ехидно Лёха.

–Ты Леша сам то, в следующий раз, тоже поменьше мёда пей, а то простудишься, не лето ведь в Волхове купаться, – сказал церковнослужитель.

– Я и не хотел, ониполовцы заставили, их пятеро я один. А вы где были? Ну да конечно, вы книжки читали богоугодные, а нехристи, вроде меня, вам благочестивым людям должны вино и мёд нести, что бы у вас от споров в глотках не пересохло и мозги не высохли, – с обидой высказал наболевшее Лёха.

–Ладно, чего, пойдём, пока зовут, а то этот чернец опять всё выпьет без закуски, и опять пойдет на Готский двор схизматиков в лоно Православной церкви возвращать, – сказал Васька, намекая на душеную слабость их друга и на происшествие трехдневной давности.


Друзья.

Пока друзья поднимаются на полати, есть время рассказать о них подробнее. Из предыдущего изложения пытливый читатель мог: вынести предположение о том, что друзья имели довольно напряжённые отношения с гражданами Великого Новгорода, и объяснить данное предположение, пытливый читатель, мог тем, что наши герои не принадлежали к числу граждан Великого Новгорода. Действительно в приведённом выше тексте наши друзья ни разу не были упомянуты как принадлежавшие, к какому-либо концу, какой-либо улице, или усадьбе Великого Новгорода. Из этого факта следует утверждение, что ни один из них не был коренным горожанином.

И это была правда!

Вот Васька Беспалый, он же Василий Валентинович Колмовчанин по прозванию Беспалый, он род имел древний и буйный.

Полулегендарные, устные источники гласят, что лет триста назад, где-то между 6370 и 6374г.г. от сотворения мира, и соотвественно между 862 и 866 гг. от Рождества Христова за два поприща от Словенского холма, вниз по течению Волхова на холме, что на левом берегу реки появилась избушка, крытая тесом. Потом появились: двор с живностью, три сарая и баня. В год смерти Рюрика то есть в 6387г. и соотвественно в 879г. все указанные строения были обнесены высоким забором с одними въездными воротами, украшенными затейливой резьбой. За забором угадывалось движение живности , слышалось глухое мычание, а вскоре раздался и звонкий детский крик.

Кто и откуда был строитель усадебки на холме посреди болот, никому не было известно, да и никого это не интересовало. Нового города тогда еще не было, стояли лишь несколько посёлков на холмах, да княжий замок в устье Волхова. Поселенец тихо хозяйствовал, дикую чудь не обижал, за хлеб платил маслом и сыром честно, в политику сам не лез, в общем, радовался жизни и никого не трогал. Однако, когда Олег собирался на Киев, поселенец пришёл к нему, чинно поклонился и попросил взять в дружину на общих условиях, то есть за долю в добыче. Так как он пришёл со своим мечом и щитом он был взят в дружину на общих правах. Его немного смутило, что, когда он произнес клятву верности Олегу, тот в ответ пробурчал, что-то, а не поклялся на мече. Тем не менее, он сел в лодью и спустился вниз до самого города Киева, где проявил себя мудрым воином, когда была заваруха с Аскольдом и Диром. Вернулся он на свой холм года через два с нехитрым своим скарбом, как и уходил, но молчаливый и грустный.

Дальнейшие события описаны в летописи. (Мы приведём построчный перевод, выделив его курсивом.)

В лЂто 6431 [923]. Иде Олегъ от Игоря в Ладогу  и прииде къ Колмове ; и колмовцяне замкоша Волхов, а град затвориша.

И вълЂзъ  Олегъ, и повелЂ не изъвлещи  корабля на брегъ, и не повоева около Колмова , и много убииство хотел не створиша Колмовцянам, но разбиша многы своеи лодьи.

И  повелЂ Олегъ воемъ своимъ  въставити  корабля с отмели.

И бывъшю  покосну  вЂтру, и  въспяша  прЂ, и не могяше идоша от  граду. И увидЂвше же, убояшася Олег, и рЂша, выславше къ  Воям : «не погубляи аз; имемъся по дань, якоже хощеши».

И исъстави  Колмовци воя; и внесоша Олег ему злато, и не прия  его, бЂ бо устроено съ обманом. И убояшася Олеги, и  рЂша : «нЂсть се Колмовць  святыи Василий посланъ от бога на ны».

И заповЂда Васили за дань   Въдасть  ему села по Колмове и Вережке перевЂсища. Самъ же взя злато и паволокы , и возложи  дань, юже  дають  и доселЂ княз рускымоу .

И рече Олегъ: «аще мя право просите, то пришлите ваш муж нарочиты, да в велицЂ  чести  иде ко вашь князь Игорь, понеже  бо  не пустять мене людье  Игореви . и вдаст вам уставе по земли».

«Потомъ» Иде  Олегъ от Колмове в Ладогу .

Друзии же сказають , яко идущю  ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла  его в ЛадозЂ.21

В лето от сотворения мира 6431 и 923 от Рождества Христова шёл Олег от Игоря в Ладогу и пришел к Колмову, колмовчане перекрыли Волхов, закрылись в своём городке, готовясь держать осаду. Именно так надо переводить в этом контексте словосочетание «град затовориша».

И приказал Олег корабли на берег не выносить, около Колмова не воевать, убивать людей запретил, так как многие корабли свои повредил.

Приказал Олег корабли с мели снять.

Не удалось корабли снять, и отойти от городка, и, испугавшись войны, Олег предложил откупиться.

Колмовчане послали воина, Олег предложил ему золота, но воин не принял золота и сказал, что всё это обман. Испугался Олег и догадался он, что в образе воина это сам святой Василий, посланный Богом к нему.

И наказал платить дань воину Василию и дал ему сёла по Колмову и до речки Веряжки. Сам же он отдал золото и назвал размер дани, которую все русски князья должны Василию давать.

Потом сказал Олег: если подтверждения просите, то пошлите вашего мужа к вашему князю. Игорь князь с великой честью его примет, меня же люди Игоря не пустят, и выдаст вам землю взамен дани, как и было, установлено ранее.

Потом Олег от Колмова отправился к Ладоге

Другие говорят, как ушёл за море, так укусила змея его в ногу, потому и умер он, могила его в Ладоге.

Переведем описанные в летописи события, на современный язык, используя сведения из других параллельных источников, таких как сказания и предания изустные22.

Где-то в 6417г. или 909 гг. в соответствии с датировкой по Ипатьевской летописи23, как кому удобней считать, когда Олег спешно спускался вниз по Волхову подальше от Новгорода в Ладогу, его караван из шести драккаров неожиданно был атакован, напротив Хутыни, ватагой на десяти лодках долблёнках. Захватить драккар на десяти лодках было возможно, но трудно. Нападать на флотилию из шести кораблей, на каждом из которых было по двадцать опытных воинов и по двенадцать гребцов было самоубийственно. Однако как оказалось нападающих это не беспокоило, они крепко вопреки течению реки стояли на месте и держали строй в два ряда. Нападавшие, повинуясь ранее разработанному и как видно уже не раз отработанному плану, пропустили первый корабль, потом по команде пять лодочек рывком бросились на второй. Другие пять пошли ровным строем на третий корабль и вцепились в его вёсла по левому борту, заставив корабль развернуться. Четвертый корабль и пятый, что бы избежать столкновения приняли резко в право и через несколько мгновений ткнулись носами в мель. Шестой, выбросив якоря «все вдруг», дергаясь, стоял на месте, в ста саженях от второго атакованного драккара.

Олег был старым воином поэтому, оценив обстановку, сам взял в руки меч и щит, и встал в строй как рядовой викинг, не став прятаться за спины и щиты молодой дружины. Но и здесь события стали развиваться странно, нападавшие вместо того, что бы бросится на ошеломлённых и растерянных воинов, опустили топоры и мечи, показывая свои мирные намерения. Олег в знак того, что готов выслушать опустил меч, но щита опускать не стал. От нападавших вышел человек с седеющими волосами и русой бородой, показавшейся ему знакомым. Он сказал по нормандски,

– Я дружинник Вражинец, ходил с тобой на Киев, дай мне мою долю.

Олег хоть и был стар, но рассудил здраво, стоять тут глупо. Молодой Игорь может послать погоню за своей казной, поэтому лучше дать малое, и сохранить большее. Он ответил,

–Чего ждешь, бери.

По его знаку воин показал дружиннику и его людям открытый ковчежец с золотом.

–Мне золота много не надо. Ты князь землю дай, на которой я сижу.

–Хитер ты дружинник, но если уже сидишь на земле, то и сиди далее, границей тебе будут реки и болота. Да будет так!

–Не ври старик, клянись на мече. Повторяй за мной. – Даю землю от Гзенского болота вдоль левого берега Волхова до Хутынской протоки, а границей Веряжка будет.

–Хорошо, вот мой меч, вот моя клятва. Вон твоя земля – холм среди воды и болот. Владей. Вот тебе перстень с княжеским знаком. Игорю отдашь, он тебе взамен грамоту даст на землю или голову снимет. Доволен? А теперь уйди не хочу кровь проливать более.

–Уйду, как только гривну золота вернёшь.

– Вот тебе два безанта. И не испытывай более судьбу дружинник,– ответил с угрозой в голосе Олег.

Дружинник переложил меч в левую руку, снял с правой руки перчатку и протянул её за задержанной платой. Издали всем показалось, что седой конунг Олег и незваный гость обмениваются дружеским рукопожатием. Уладив дела миром и восстановив попранную много лет назад справедливость, ватага на лодках помогла снять с мели два драккара, и, показав кормчим, где еще есть опасные перекаты, отбыла восвояси, скрывшись в густом прибрежном кустарнике, как будто их и небывало.

Следующий, знаменитый предок Василия, попавший в поле зрения официального летописца, звался Дружиной. Утверждать, что это было его истинное имя, мы не можем, может быть, это был собирательный образ мужей колмовского поселения.

Как бы там не было, когда княгиня Ольга ставила уроки по волости новгородской, Дружина пришёл к ней с просьбой дать ему грамоту на владение землёй, отданной ему самим Олегом. Ольга – старая скволыжница, недаром, что из Пскова, полгода молчала и, наконец, перед отъездом в Киев выдала, как бы мы сейчас сказали правоустанавливающий документ на владение Дружины и его родни. Документ в общих чертах повторял Олегово дарение, но взамен требовала от колмовцев два кувшина свежего молока на княжий двор ежедневно. Дружина согласился и как его предок пришёл с оружием служить княгине. Вернулся в Холмово он христианином, одним из первых в Новгороде. Поэтому в новгородской иконографии иногда богомазы рисовали на Житийной иконе св. Ольги, воина на холме с грамотой в руке, на грамоте можно было прочесть, «Се есть земля Ольгою данная».

Наиболее прославился следующий предок Василия, в крещении наречённый Валентином, славянское его имя нам не известно. Отвозя как-то ежедневный урок на княжий двор, он стал свидетелем первого крещения Новгорода, который, как известно, крестили три раза. То ли вид княжеских дружинников, пришедших крестить Новгород, то ли их количество ввергло его в страшную задумчивость, из которой он не выходил дня два или три, нам не известно. Точно известно, что на Яблочный Спас в воскресенье он пошел с коробом полным снеди на Пискупью улицу и вернулся оттуда с бискупом дородным и благодушным мужчиной лет тридцати пяти – сорока. Вечером всё население Холмова уже внимало слово о Божественной Благодати, а через две недели активно готовилось к крещению, которое и было произведено в начале сентября. Когда Добрыня и Путята второй раз крестили Новгород, один мечом, другой огнём, со стороны Холмовского болота появился крестный ход во главе с недавно крещеным Валентином и попом певшим «Слався» почему-то на латыни. Добрыня и Путята с радостью дали приказ своим усталым дружинникам на роздых, сами же приняли активное участие в крестном ходе и последующим за этим богоугодным событием обильным застольем в Колмове. Там же и тогда же, и было выяснено, что поп найденный Валентином на Пискупьей улице был не греческой веры, а ирландской, но это было тогда непринципиально.

Однако подобное обстоятельство поставило несколько трудно разрешимых вопросов и требовало, в частности, переутверждения права колмовского попа вести службу в колмовском приходе у каждого нового архиепископа новгородского, который должен был дать благословление на это, в соответствии с церковными правилами, гласившими, «что сосуществовать две кафедры в одной епархии не могут»24.

Крещение Новгорода было произведено 31 августа. Крещение Колмова 6 сентября. Второе крещение Новгорода 9 сентября, то есть, хотя Новгород и был крещен раньше на неделю юридически, кафедра фактически там появилась позднее, и поэтому, двум ветвям христианства пришлось уживаться вместе. Архиепископу своей духовной властью пришлось давать согласие на службу священника, не принадлежавшего его епархии. Чтобы попа мог содержать приход, нужны средства, то есть приход должен иметь землю или промысел, что бы жертвовать доход на прокормление священника. Для того чтобы средства шли на содержание священника, а не на нужды государства необходимо было согласие и участие князя-распорядителя земли Русской. Князь уже десятину своих доходов отдал на содержание православной церкви, а содержание прихода не православной церкви, таким образом, требовало нового закона о дарении земли или части княжеских доходов уже для другой церкви – не православной, в нашем случае – Ирландской. Конечно, князь на такое расточительство пойти не мог. Но и выгнать христианского священника тоже не мог, церковь тогда еще была едина. И не княжье это дело решать, на каком языке читать «Отче».

Поэтому Добрыня, изрядно выпив на пиру, нашел следующее решение. При переутверждении колмовского священника епископом новгородским, князь переутверждает права колмовчан на часть их доходов, которые должны идти на содержание своей колдовской церкви и отказывается взимать с них налог на содержание новгородского духовенства в размере той суммы, которую колмовчане потратят на содержание своей церкви. Переутверждение должно было происходить в виде дарения колмовчанам княжеской печати по согласию с епископом новгородским. Пункт о «согласии» князя с епископом, не очень нравился колмовским неофитам, ведь епископ за «согласие» мог просить смирения у колмовчан, выраженного в нескольких: кругах воска; пудах рыбы; мяса: соли. Не дашь епископу: воска или рыбы, или мяса, или соли, он закроет церковь, и тогда идти за покаянием надо в Новгород, где за требы деньги платить придётся.

–А если и праздники считать то разорение будет полным, и чего тогда для благочестивой жизни останется? Нам что в разбой идти?– вопрошали колмовчане.

Путята, старый воевода, на пиру головы не терял и, выпивая и закусывая, со знанием дела осматривал Колмовский холм. Он сразу отметил, что с Волхова незаметно не подойдешь, кусты причалить лодкам помешают. Со стороны города – болото, через которое одна гать, по которой две коровы с трудом пройдут. Подняться по Веряжке и ударить с противоположной от Волхова стороны тоже невозможно там и гати не было. На второй день, всё рассмотрев и взвесив, он пришёл к выводу, что лучше колмовских не трогать, и не допускать до разбоя, ибо себе дороже встанет. Человек двадцать можно за зря положить, но так до тына колмовского и не добраться. Выпивая с Добрыней, он и рассказал ему об увиденном, и о своих мыслях, чем немало огорчил сослуживца. Пришлось княжеской власти, представленной на пиру в лицах воевод Добрыни и Путяты, и колмовчанам, представленным крещеным Валентином, и его попом ирландским искать взаимовыгодное решение.

В итоге трёх дневных переговоров договорились, что княжий человек дает печать, подтверждавшую светское владение землями прихода и возможность содержать попа на эти доходы, не обременяя княжью казну. А князь своей властью не пускает Епископа новгородского пользоваться доходами Колмова на содержание новгородского клира. Этот принцип, восторжествовавший в пригородной деревеньке Новгорода в конце Х века, стал позднее известен в западной Европе как принцип разделения властей, и вылился в итоге в борьбу за инвеституру, в рамках общей борьбы гвельфов с гибеллинами.

Подобное, подробное описание юридической составляющей хозяйственно духовной жизни Колмова и его владельцев позволяет объяснить их независимое положение, как от Новгорода, так и от епископа, так и от князя.

Утвердив свои права на свою церковь, и на свою землю предки Васькины с честью служили князьям новгородским и киевским. Когда сын Ярослав Владимирович разругался с папенькой Великим князем киевским Владимиром Святославичем пращур Васькин – Василий первый, первым пошел ладьи Ярославовы рубить, чтобы тот за море к шведам не сбёг, первым денег на войну дал, и первым своих людей князю в дружину привёл. Что подвигло его на деяния эти, нам доподлинно, увы, не известно может и долг, а может, и любовь к князю, а может, и корысть. Ведь никто не поручился бы за то, что новый князь, придя с новой – голодной дружиной, не наведет свой «новый» порядок и от колмовских вольностей ничего не останется даже в памяти.

За помощь в борьбе за великое киевское княжение князь Ярослав отблагодарил новгородцев деньгами и грамотами, которые обеспечивали охрану интересов новгородцев,25 и снизил дань с 3000 до 300 гривен. 26

С Василием и его двором в Колмове, князь Ярослав поступил по справедливости, недаром его прозвали Мудрым. Он выдал новую грамоту – ряд, на владения Васькины и отменил ежедневную молочную повинность, веденную святой Ольгой, заменив её ежегодной уплатой подати в размере одного золотника или его замены в равных долях: добра, жита меха и воска.

–Тут неизвестно где найдешь, а где потеряешь,– по этому поводу сказал старый Вася первый, на смертном одре, при исповеди.

Так и жили бы колмовчане никого, не трогая и ни от кого не завися, однако жизнь вносит свои коррективы никому заранее из людей не ведомые. Одни скажут судьба, другие злой рок, ну а наиболее продвинутые скажут о незыблемом порядке развития вещей, то есть о порядке развития созданном законами диалектического материализма, или божественного проведения, что в принципе одно и тоже, если заменить слово материя на слово бог.

Пока Васькины предки отстаивали свои права и свободы от князя, и верой, и правдой служили ему, тут рядом, незаметно как-то, появилась новая сила – Новый город.

В 6552 году от сотворения мира или в 1044 году от Рождества Христова, «а на весну Володимер заложи Новгород и сдела его».27

Считать появление города никчемным явлением в их соразмерной жизни заставило колмовских владык следующее событие. Перед закладкой города, по какому такому наущению, никто не дознался до сих пор, новгородцы, уже пол века как крещёные, обратились к волхвам, живущим на Торговой стороне: «о сотворении обряда стен градских укреплявшего».

Как всем известно, согласно этому языческому обряду нужно было в основание стен положить жертву, символизирующую семя, оплодотворяющее мать землю, плодом чего должен стать Новый город. Чем сильнее семя, то есть жертва, тем сильнее град и стены его. Волхвы считали город живым, и поэтому он должен быть рождённым от семени человеческого и из чрева земляного. Почему простым семенем нельзя было оплодотворить землю, вместо того чтобы душу христианскую губить, волхвы не объясняли. Они лишь выпучивали глаза и орали, указывая кривыми, грязными пальцами на потенциальные жертвы, проходящие мимо. Ума хватило и у князя, и у волхвов, лишь на то, что жертву надо искать в другом месте, а не в том, где живешь. Поэтому волхвы толпой человек, в десять – пятнадцать прошли на софийскую сторону и, выйдя на Пискупью улицу, стали истово искать жертвенного агнца, заглядывая, без спросу во дворы к новгородцам между прочим. Улица быстро опустела, новгородцы задами, куда волхвы боялись идти из-за возможности получить по шее поленом или кулаком, побежали к себе в концы, разнося не благую весть о волхвах и их зломыслии. В Прусах волхвам поленьями быстро указали направление, куда надо идти. Волхвы и пошли, чуть ли не бегом, в указанную сторону, по направлению Ширковой улицы, где воигости28 с кистенями в руках уже показали им новый путь. Выйдя из Новгорода, волхвы, пройдя два поприща, на колмовский гати наткнулись на Васю первого идущего на исповедь к писковскому попу, так как его колмовский пастырь душ грешных наложил на него епитимью за грех его, и отказался давать отпущение грехов.

Сказать, что грех был велик и смертен, значит покривить душой. На самом деле, дело было житейское. Года четыре назад ночью, в июне, когда девушки ходили в ночное купаться, чтобы их, будущие женихи во всей неприкрытой наготе увидели, узрел вдовый Василий отроковицу Тотьку дочку пастуха Влеса. И поразился красотой её большой, не по возрасту, груди.

Возможно, Вася бы и женился бы тогда на Тотьке сразу, но той было еще только 13 лет, и Васька дитя пожалел. Найдя себе красавицу Улиану шестнадцати лет. Против воли её родителей, взяв её. Как в летописи и было отмечено «И, поя Улиану Иесифовну един (то есть без родителей невесты) в колмовской церкви, а поп венчал Игнат Мосеевич».29 Это история широко известна нам, потому что дошла до нас переписка между влюблёнными. Берестяная грамота найденная археологами у колмовского моста гласила,– «От В^силия к Улиану. Пойди за мьне. Яз тьбе хоцю, а ты мьне. Ана то послух Игнат Моисиев. попын сын и сам в сане».30

Прожили в мире счастье они три года, а когда, на четвертый, будучи на сносях Ульяна отказала Василию в ложе, боясь за плод, Василий затворился в крайнем тереме чтоб верность супружескую соблюсти. Но тут вмешался злой рок. Анастасия Власьевна, та самая Тотька, теперь в народе за глаза называемая Огневушка Сосковастая за величину грудей своих и красивый рыжий цвет волос, любившая Василия безоглядно вот уже четыре года. И на глаза ему три года назад летом она неспроста попалась. Решила взять Василия, если не силой то хитростью. Выследив, когда Василий в баню пошел, она – грешница вслед за ним тайно проскользнула в предбанник. Там разделась и легла на полог в позе Марии из Магдалы греху стремившийся предаться. Когда Василий вышел квасу выпить, чтобы остудиться, он, увидя красоту нагую лишь одним вожделением прикрытую, глаза прикрыл рукой, хотел избежать греха, но Тотька не постеснявшись, ведь девкой еще была, взяла его за мудя и к себе притянула. Вышел Вася из уже простылой бани на третьи сутки, и сразу пошёл каяться. Однако батюшка приговорил его лишь к чтению пяти Отче утром и отпустил с богом. Так и жил Вася двоежёнцем пока в постный день Преполовение Пятидесятницы не согрешил с обеими с женой ночью, а с Анастасией Власьевной утром, перед службой.

На страницу:
3 из 9