bannerbanner
Семейный роман. Мать-героиня. Великое достояние человека
Семейный роман. Мать-героиня. Великое достояние человека

Полная версия

Семейный роман. Мать-героиня. Великое достояние человека

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 9

Мужики-бесштанники с грехом пополам перевели буренку на другой берег и вручили все Клавдии Замаскиной, как профессиональной доярке. Женщины не могли налюбоваться на красавицу буренку. Обнимали ее и гладили, как любимого члена семьи. Все спрашивали Терёху, как ему удалось заполучить такую красавицу и сколько она стоит. На цену он немедленно отреагировал: «Это подарок». Далее он ответил, что после ужина все соберутся на поляне, и там он всем все расскажет. А сейчас он с извинением вскочил на лошадь и помчался к своей доченьке и Коле. Подъехал в центр своего «села», увидел там дежурного Никодима и детей. Доченька подбежала к нему, повисла у него на шее и долго радовалась встрече. Терёха поцеловал ее, опустил на землю и предложил ей с Колей, встретить подводы и увидеть подарок. Коля возмущенно спросил: «А что, они заблудились, что ли» Терёха на внятном языке повторил: «Нет, не заблудились, я просто хочу, чтобы вы с Настей быстрее увидели, какой я вам дорогой подарок привел. Они здесь уже недалеко». И показал рукой в их сторону. Дети с визгом помчались им навстречу. Дежурный занимался розжигом всех «буржуек», готовил их к ужину. В палатках лаяли и визжали щенки. Терёха подошел к выбранному им месту для разгрузки «полезных ископаемых». Остался доволен, но про себя подумал, что для сооружения пяти жилых домов и надворных построек необходимо будет сделать не менее пятидесяти поездок. Это очень напряженный труд, но без него не обойтись. Пока он осматривал площадку для складирования камня, глины и песка, показалась уже очередная колонна с ними. Все женщины и Настя с Колей в неописуемой радости шли рядом с подаренной буренкой. Дежурный растопил все «буржуйки», создал женщинам условия для подготовки ужина, каждой семье.

Колонна подъехала к месту разгрузки. Каждый мужчина умело поворачивал свою лошадь, при этом ловко опрокидывалась телега с грузом. Остатки груза женщины вычищали лопатами. Мужчины расставили телеги в ряд, распрягли лошадей и на длинных веревках привязали каждую к своему деревянному колу, создав ей условия для кормления. Буренку тоже привязали к забитому колу рядом с палаткой Замаскиных. Петр быстренько взял косу и недалеко накосил ей траву для кормления. Женщины все разошлись по палаткам для приготовления ужина. «Село» опустело, щенки в присутствии хозяев притихли. Терёха готовился к рассказам посещения семьи кокинского старосты. Ужин закончился быстро, первым выбежал Коля, забежал в палатку к Терёхе и спросил «Какая будет команда?» Терёха улыбнулся и серьезно приказал: «Подготовить кочки и через 15 минут собрать на поляне все село. Вы с Настей будете играть в свою игру. Одновременно придумайте имя новой буренке» «А разве Настя тебе не сказала, что имя она ей уже придумала. Имя она ей дала «Красавица»», – заключил Коля. Далее Коля побежал выполнять команду. Все «кочки» были в порядке. Он обежал палатки и всех предупредил, что скоро начинается вечерний собор.

Все постепенно собрались, через несколько минут поляна была полностью в сборе. Терёха в первую очередь обратился к Колиной матери и погордился за родителей, что у них растет такой послушный и талантливый сын. «Кто бы нам готовил поляну и всех собирал сюда?» – пошутил Терёха. Все, глядя на Клавдию, заулыбались. Терёха начал свое выступление с опаской о себе. «Я каждый день думаю – туда ли мы идем? Проблемы надвигаются на нас с необъяснимой силой. Каждый день все новые и новые, все больше и больше, все серьезнее и серьезнее. Но меня воодушевляет только ваше понимание, ваше осознание всего, ваше истинное христианское отношение к жизни. Спасибо вам». Все восприняли это откровение весьма серьезно. Терёха откровенно добавил: «Нам всем повезло, что рядом с нами оказалось поселение истинной христианской веры, людей весьма доброжелательных и добросовестных, трудолюбивых и свободных. Они, так же, как и мы, не воспринимают проводимую путаницу в веру Христа многими поколениями».

Он коротко рассказал собору, как семья старосты соседнего села восприняли икону Божьей Матери, как они по-христиански относятся друг к другу и ко всем, как они подарили им буренку, которой Настя, по сообщению Коли, присвоила имя «Красавица». Все присутствующие перекрестились. «Хочу вам откровенно сообщить, что я им все рассказал о нас с вами, кто мы, откуда мы взялись и какие наши планы на предстоящую жизнь. Староста, его родители и супруга весьма заинтересовались нашими планами, особенно по возведению Храма Христа и ЦПШ. Я просил их помочь нам: каким-то образом приобрести лесоматериал на строительство жилых домов и надворных построек. Поделился с ними всеми нашими трудностями. Староста оказался весьма мудрым и отзывчивым человеком. Он не стал ничего обещать и попросил еще раз приехать в предстоящий понедельник. Перед этим он подумает сам, посоветуется с семьей и со своими сослуживцами. А при встрече уже выскажет общее мнение, как и в чем они могут нам помочь. Потому в будущее воскресение мы с Петром-Разведчиком не поедем в Гагино. Подождем результатов встречи. И все, что подготовила Мария по распределению обязанностей между нами, тоже пока подождем озвучивать. Будем усиленно заниматься неотложными повседневными делами. Готовить площадки под строительство жилых домов и хозяйственных построек, в первую очередь для домашних животных, продолжать ухаживать за посадками и посевами. Я полагаю, что необходимо ускорить добычу и доставку «полезных ископаемых»: камень, глину, песок. По моим предположениям, необходимо каждого материала по 50 телег. До понедельника я этим лично и займусь. Завтра после утренней еды, в прежнем составе, кроме Лариона, я его заменю, поедем за ископаемыми. А к Лариону просьба продумать, как побыстрее построить двор для домашнего скота и лошадиный отстойник».

На этом собор их закончился.

Архитектоника села Смирново

Для архитектоники любого поселения в первую очередь характерны его природно-географические условия, а потом уже их архитектурное обустройство. Что, где и как строить. Выбранное беженцами место по природно-географическим условиям, для размещения сельского поселения, не перегруженного численностью людей, является если не идеальным, то близким к этому. Здесь есть все необходимое и приемлемое для обустройства свободной и спокойной жизни.

Во-первых, достаточно плодородной земли, расположенной на возвышенной местности. На ней закрепляется снег, никуда не исчезает и не уползает. Вся дождевая вода впитывается по месту ее восприятия. Поля легко и удобно обрабатывать. Можно свободно менять структуру посевов и посадок.

Во-вторых, огромные земляные площади окружены двумя речками. Не будет проблем с водой. Более того, в округе много родниковых источников. Из березового врага даже течет ручей родниковой воды. Не будет проблем с чистой и вкусной питьевой водой. И глубина до нее не велика. Свободно можно обустраивать колодцы.

В-третьих, в округе обширные луга, это вольготность для выпаса скота.

В-четвертых, не очень близко, но доступные лесные массивы.

И, наконец, не очень высокая гористая местность раньше других освобождается от снега, что удобно для первого выпаса скота. Все это вкупе создает красоту и уют жителям села. Надеемся, что городской опыт первых поселенцев позволит им воссоздать архитектонику села соответственно географической красоте выбранного места. Единственное, что по-разному будет восприниматься будущими поколениями села, это его глухоманная даль от административных поселений – центров. Для первопоселенцев глухомань – это свобода вероисповедания во Христа, сына Божьего, это избежание давление Никоновского насилия. В этих условиях первые переселенцы стали предопределять архитектонику поселения. Им предстояло начинать все сначала. Это они и старались делать. Палатки – явный пример этому деянию. Но их отличие от первобытных людей в том, что они обладали развитой разумностью, логическим мышлением, духовной образованностью и опытом городской жизни. Кроме того, они активно пользовались помощью и жизненным опытом жителей соседнего села. Не случайно перед началом капитального строительства они озаботились сооружением фундаментов для жилых домов и надворных построек. В этом у них был, хотя и небольшой, но уже собственный опыт – возведение фундаментов печки для палаток, которые вот уже второй месяц работают успешно. До середины лета, они успеют полностью запастись материалами для фундамента на все сооружения. Несколько дней, оставшихся до встречи с кокинским старостой и его отцом, тянулись для Терёхи весьма медленно. Отходя ко сну, он каждую ночь обдумывал ход беседы с этими глубоко отзывчивыми людьми. Сам строил планы развития села.

Настал долгожданный понедельник – время обусловленной встречи с ними. Терёха, как обычно, встал рано, но Окся уже кружилась вокруг печки, Настя еще спала. Окся предупредила супруга, что еще рано, и чтобы он на улице вел себя потише. «Тихонечко выйди за общую «заслонку, сделай свое дело и пожалуй на завтрак». Он так и сделал. На улице еще никого не было. Терёха, пока завтрак еще не был готов, решил прилечь на лежанку. На ум ему пришла очередная проблема: из чего и как возводить большую домовую печь. Он вспомнил, когда они были в Лукьянове, там была большая деревенская или как они еще называли – русская печь, в которой готовилась вся еда на весь день. Одновременно она служила обогревательным очагом, верх ее был сделан в виде лежанки на двух-трех человек. Для зимы это было довольно удобно. В Нижнем было тоже что-то подобное, но несколько в другой архитектонике. Он решил выяснить эту проблему при встрече. Тем более что в семейном доме старосты, похоже, была такая печка. Терёха еще лежал, как вдруг в палатку зашел маленький Коля и негромким голосом спросил: «Дядя Главный, готовить ли поляну к утреннему собору и поедешь ли ты вместе со всеми во главе колонны?» Терёха осторожно поднялся, взял Колю за шиворот и вывел его из палатки. На улице ему объяснил, что к чему. Что он один едет в Кокино часа через три. А колонну возглавлять будет дядя Ларион и тетя Мария. Они об этом знают. Но Терёха был благодарен Коле за то, что он ему нечаянно напомнил о необходимости встречи с Марией, чтобы узнать у нее результаты их секретного сговора по поводу подарка супруге старосты. Он похвалил Колю за работу и просил передать маме, что все они едут как обычно, но кроме него. Коля, махнув головой, побежал, а Терёха направился в палатку к Марии. Около палатки,[1] готовый к поездке, стоял Разведчик. Терёха попросил его пригласить маму. Мария услышала этот разговор и вышла сама. Улыбаючись, промолвила: «Все готово». Она зашла в свою палатку и притащила оттуда сверток. Пояснила Терёхе, что это лучшее платье из всех, что у нее есть. «Судя по твоим рассказам, размеры у нас одинаковые». И попыталась пояснить форму, моду и … Но Терёха прервал ее, сказав, что он все равно в этом ничего не понимает. Забрал сверток и отправился по назначению, передав через Марию счастливого пути всей колонне. Все благополучно позавтракали, подготовили повозки и собрались уезжать. Провожал их очередной дежурный, Василий Кукушкин.

Мария взволнованно ко всем обратилась: «Надо бы Терёхе пожелать удачи. У него очень ответственная поездка». Махнула Коле рукой, чтобы он пригласил дядю Главного. Но здесь оказалась Настя. Коля схватил ее за руку и оба побежали в их палатку. Настя позвала отца, сказав ему, что все хотят его видеть. Терёха быстро вышел и подошел к собору. Мария от имени всех сказала ему: «Дай тебе Боже удачи в твоих и наших надеждах. Мы будем ждать тебя с нетерпением и встречать с надеждой». Дружно помахали ему крестным знаменем. Ларион крикнул: «Поехали!»

Терёха, воодушевленный, но в смятении, вернулся в палатку. В оставшееся время он пробыл в раздумье и надежде. Время пролетело быстро. Вышел из палатки, вскочил на приготовленную лошадь и помчался в сторону Кокино. Выбрал несколько иной путь, чтобы не встречаться со своими и не вызывать у них сочувствие.

Терёха приехал вовремя. Дома все были в сборе. Присутствовал какой-то еще неизвестный мужчина. Всех застал за столом, но обед еще не начался. Ждали его, – вот-вот подъедет. Так и случилось. Терёха бодро зашел, все поднялись из-за стола и подошли к нему здороваться. Но он встал напротив иконы «Божьей Матери» и начал молиться. Все примкнули, пока он профессионально не закончил молитву. Они с соучастием слушали. Закончив молитву, Терёха твердым голосом произнес: «Бог милостив к вам, желаю всем здоровья и счастья, но прежде чем начать разговоры, разрешите мне от имени наших женщин и, конечно, мужчин тоже, вручить красавице Алене скромный подарок». Приготовленный сверток непосредственно передал ей в руки, при этом отметил, что мужики в этом особо не понимают.

Алена в смущении приняла сверток и у всех на глазах развернула его на столе. Это оказалось платье, оснащенное серебряными украшениями и золотой крестик на красивой цепочке. Все попросили ее пойти в спальню и переодеться. Ждать пришлось недолго. Когда она вышла в новом платье, все онемели. Никто и никогда не видел еще таких нарядов. Староста, ее муж, непонятным голосом возопил на Терёху: «Друг мой, что же ты наделал?! В этом наряде мне с ней нигде нельзя будет появиться. Ее тут же отобьют у меня!» Алена подошла к мужу, крепко обняла его за шею и произнесла: «Милый мой, я тебя ни на кого ни за что не променяю. А это платье будет всем напоминаньем, какой у меня любимый и заботливый муж».

Все захлопали в ладоши. Мать приблизилась к своей дочери, обняла ее и поцеловала. После этого произнесла: «Бог милостив, поселил рядом с нами таких соседей. После первого подарка я от радости плакала. У нас появились новые Божественные образа. А этот подарок вызвал у меня не только радость, но и гордость за нашу Алену, за их семейное счастье с Василием. Бог спасет тебя, наш дорогой сосед» – провозгласила мать и пригласила всех за стол. Алена пошла переодеваться. После вышла неимоверно гордой и счастливой. Дальше она предложила матери, что они накроют стол, подадут еду и удалятся, чтобы не мешать мужчинам решать свои дела. Мать согласилась, но позвала свою семью на минуточку в спальню – пошептаться.

В их отсутствие Терёха представился неизвестному ему мужчине. Тот назвал свое имя – Николай – и представился строителем. Вся семья вернулась. Мужчины разместились за столом, а женщины начали его заполнять. Было все, как всегда, ничего особенного не подавали. Разговор за столом начал староста Василий. Он решил вначале познакомить гостей. Но Николай сказал, что они уже представились друг другу. Тогда Василий предупредил Терёху, что он все поведал Николаю, кто они и откуда они, с какой целью приехали в эти края. «Николай все заинтересованно выслушал и одобрительно отнесся к вашим деяниям. Обещал по возможности всем помочь. Сам он возглавляет строительную службу и лесозаготовку не только для своего села, но и помогает соседям. Для нас он весьма ценный человек». На это Николай отреагировал: «Не расхваливай, а то гость подумает, что я – Бог, Царь и Воинский начальник». Василий тоже отреагировал: «Не совсем, но что-то близко, – При этом сам заулыбался. – Но… приступим к делу, – предложил Василий. – Нашим соседям, – продолжил он, – а их пять семей, из них две бездетные, а остальные имеют по одному ребенку, надеемся, что это пока, для обустройства нормальной жизни предстоит построить пять жилых домов и надворных сооружений. Кроме того, обустроить стоянки для лошадей и домашних животных. Оных у них практически еще нет. Но они будут, мы им должны помочь. Но главное, святейшее в их задумке – возвести Храмовую церковь и при ней Церковно-Приходскую школу. Эти религиозно-образовательные заведения предназначены, естественно, для христианства своих и соседних поселений. «Жизнь селян существенно отличается от городской, – пояснил Василий. – Наши соседи практически всю свою жизнь, пусть еще короткую, прожили в Нижнем Новгороде на олимпе церковных служителей христианской обители. В этом нам с ними повезло. Они истинные добросовестные христиане. В отличие от нас, грамотные люди. Но у них не хватает опыта обустройства сельской жизни. Село начинается с земельных наделов. Земли у них сейчас предостаточно. У каждой семьи должен быть свой дом и надворные постройки. У них этого пока еще нет. Есть только палатки для временного проживания. В каждой сельской семье должны быть животные: лошади, коровы, овцы, козы, свиньи, кошки, собаки… С некоторыми из них пока проблемы. Правда, главная тягловая сила – лошадь – есть в каждой семье, есть кошки, есть собаки, приобрели двух коз, неделю назад появилась буренка и пока все. Потому Терёха, теперь уже наш добрый друг, и приехал к нам за советом и помощью. Христианское единство обязывает нас по Божественному сердечно воспринять их просьбы и оказывать бескорыстную помощь. Во-первых, обеспечить их питанием. До получения своего первого урожая снабдить их, по возможно низким ценам, овощами и картошкой, предоставить необходимое количество ржаной и пшеничной муки, гречки и пшена».

Василий сообщил, что этими проблемами всю неделю занимались с местными жителями мама и Алена. Груз этот готов и находится уже на складе в одном месте. «Если, друг мой, он тебя устроит и по цене тоже, то мы сегодня же поможем доставить его до дома». В разговор включилась Алена. Она считала, что «за такие подарки…», но ее перебил Терёха, сказав, что если пойдет такая торговля за подарки, то они все обидятся… Василий одернул Алену – получила подарок, отблагодарила по-христиански и, действительно, не надо этим торговаться. Алена извинилась. «Что касается перечня, объемов и цены за продукты, то я с большой благодарностью и доверием принимаю ваши условия. Бог спасет вам» – дрожащим голосом отблагодарил Терёха. Василий продолжил: «Для селян особо важно – неиссякаемые молочные реки. От них и простокваша, и творог, и сметана, и сливочное масло. У вас пока слабые «молочные реки», потому наша мама активно поработала среди селян и подобрала тоже по низкой цене пока две хорошие буренки, а ближе к зиме еще будет две. Через год в каждой вашей семье будет своя буренка. А быка производителя мы будем давать вам на время. Мама одновременно с этим набрала бесплатно, и никаких возражений, целую стаю курей во главе с горластым петухом».

Терёха слушал все эти сообщения и практически был на грани потери сознания. Мама Анна, заметив это, подошла к нему, прижала его голову к своей груди и что-то тихо-тихо нашептала ему на ушко. Терёха отудобил и поклонился ей в ножки. Женщин попросили подготовить весь перечисленный груз и к телеге привязать буренок. Василий сообщил, что подводой будет управлять известный ему пастух. Он знает дорогу к вашему селу. Поедет прямо сейчас. «Через полчаса мы с тобой его проводим. А ты в дороге его нагонишь».

После небольшого отдыха от сложной беседы, они из окна увидели, как подъехала подвода с нагруженной телегой и двумя привязанными к ней буренками. Около них стояли мать с невесткой. Василий и Терёха вышли на улицу. Терёха ласково, как со старым знакомым, поздоровался с пастухом. Медленно сказал ему: «Вот и тебе выпала судьба посетить соседнее село и пригнать к ним еще две буренки». Пастух на ломаном русском языке сообщил, что в этом месте он не единожды был и дорогу туда хорошо знает. Только вот вдоль речки придется больше километра проехать вправо, там более удобный спуск и попроще переезд через речку. Все пожелали пастуху удачи и побыстрее добраться туда и обратно. Терёха сказал, что он постарается настигнуть его еще до речки. «Было бы здорово» – ответил пастух. Василий на мордовском языке дал пастуху какие-то наказы. Тот в знак согласия махнул головой и тронулся в путь. Провожающие немного постояли, пока подвода удалилась на приличное расстояние, после этого разошлись по своим делам. Женщины занялись домашними делами, а мужчины вернулись к проблемным разговорам. Беседу вновь начал Василий. Он обратил внимание Терёхи, что об их проблемах все рассказано Николаю, как одному из руководителей лесоустроительной компании. «Николай теперь знает, что вам нужен лес на возведение жилых домов и дворовых построек. Он готов в этом помочь на приемлемых условиях. Но, в свою очередь, предложил более заманчивый вариант. Об этом он расскажет сам».

Николай начал разговор не с лесных и не со строительных проблем. Он уже наслышался и убедился сам, какие нелепые перестройки проводятся в христианской вере. Правда, как он выразился, сам не очень в этом разбирается. У них своей церкви здесь нигде нет. Но, судя по тому, что современная церковь, как о ней рассказывают сведущие люди, разрушает старую веру, веками основанную на истинном Христианстве.

«Теперь, глядя на вас, убеждаешься в этих Божественных прегрешениях. Даже вы, служители ведущих храмов в Нижнем Новгороде, покинули свою службу. Мы сочувствуем вам и Всевышним Богом призваны оказать помощь в эти трудные времена. Тем более, что и меня лично обуяла ваша забота о сооружении в селе Храмовой Церкви. Это великая забота не о себе, а о Христианской общине, о населении всех доступных сел. Потому мы и призваны быть вместе с вами в эти смутные времена», – сказал Николай. – Теперь о ваших проблемах, о необходимости приобретения леса для строительства жилых домов и надворных построек. Не будем сейчас говорить, насколько это сложно в ваших теперешних условиях, насколько долго затянется процесс строительства своими силами. На это уйдут годы, и вряд ли вы выдержите эти испытания. Потому я предлагаю, не закупать никакой лес, не учиться походя строительным делам, не огорчать себя и свои семьи, особенно детей ожиданием того, что не умеем. На мой взгляд, Терёха, ты с этим согласишься, как согласились теперь уже близкие твои друзья – отец и сын, полностью довериться нашей компании. Мы здесь у себя соберем любой дом по вашему заказу, перевезем помеченные бревна, окна, отделочные материалы, а там уже с вашей помощью соберем и отделаем по месту. Это для вас будет значительно легче, быстрее, лучше и намного дешевле, чем вы будете покупать лес и делать все сами». Николай замолчал и испытующе глядел на Терёху. Терёха ничего не сказал, поднялся, подошел к Николаю, крепко его обнял и промолвил: «Я ощущаю себя у Христа за пазухой. Я в полном вашем преддверии, исполняю любые ваши указания».

Василий и отец были весьма довольны результатами договора. Николай в свою очередь еще предложил поехать с ним, здесь недалеко и на месте посмотреть непосредственное производство. «Там мы покажем один из жилых домов, которые наши рабочие собрали по заказу покупателя. Если тебя все устроит, то дней через 10–15 схематично представишь нам жилой дом и всю семейную усадьбу. По этой схеме-проекту мы начнем все готовить, а там – по месту собирать. Итак, при желании всех ваших, мы оборудуем все пять хозяйств. Там, на производстве, заодно тебе покажем, как мы обжигаем печной кирпич и возводим печи. Василий предлагает мне, – продолжил Николай – вместе с ним поехать в ваше село и уже по месту конкретно все определить. Я согласился». Терёха провозгласил: «У меня нет слов, чтобы выразить благодарность за это человеческое благоденствие». «Время идет, – отметил Николай – теперь поехали на производство». Они оба вскочили на коней и помчались смотреть строительное чудо. Потребовалось менее получаса, чтобы добраться до него. Терёха впервые за всю свою жизнь действительно обозрел строительное чудо. Уже готовые бревна разных размеров доставляли из леса на подводах. Здесь их обрабатывали по надобности и размерам. Из кругляка одинакового размера, обрабатывая угловые соединения и гладко срубая все сучки, выкладывали стены домов. Из толстых деревьев, особой двуручной пилой, распиливая их вдоль, получали доски или брусья. Далее были операции по чистовой обработке. На производстве занято было довольно много рабочих, объединенных в бригады. Каждая бригада занималась своими особыми операциями. Необычное притяжение вызвала бригада по производству оконных рам. В ее составе были высококвалифицированные специалисты по производству церковных принадлежностей. Они находились в отдельном помещении и оснащены различными инструментами. Николай с гордостью это показал Терёхе.

В заключение Николай показал готовый жилой дом, но без отделки. После этого он предложил посетить кирпичное производство и, главное, печь по обжигу кирпича. И это Терёха видел впервые. «Вот из этого кирпича сооружают большие домашние печи» – и показал одну их них. Николай еще раз заострил внимание Терёхи, что вряд ли они своими силами смогут все это быстро освоить. Терёха согласился. На этом образовательные процедуры закончились. Пора было расставаться еще и потому, что Терёхе нужно было заехать к Василию и успеть догнать пастуха Игната. Теперь Терёха узнал его имя. «Терёха, ты меня прости Христа ради, но по сложившейся ситуации, я тебя не приглашаю к себе в гости», – заключил Николай – думаю, что мы не последний раз встречаемся. Еще побываем друг у друга. А сейчас я желаю тебе удачного пути». Они желанно попрощались. Терёха вскочил на кобылу и через 15 минут был уже у дома старосты. У калитки стоял отец Алексей. Терёха коротко ему доложил результаты поездки. Здесь же попросил отца, не вдаваясь ни в какие рассуждения, назвать сумму денег, которую Терёха за все должен. Отец довел до его сведения, что они в семье обсудили эту катавасию и сочли, что за все отправленное с пастухом, следует заплатить … и назвал сумму. Терёха онемел от услышанного. Сказал, что это смешная сумма. Отец тут же отреагировал, сославшись на Терёху: «Ты сам же только сказал, чтобы не вдаваться ни в какие рассуждения. Дело ведь не в деньгах, сынок», – добавил отец Алексей. «В жизни еще не раз сочтемся» – заключил он. «Кому из вас вручить эту сумму?», – спросил Терёха. «Кому хочешь, в семье всегда один кассир – это маманя» – ответил отец. «Тогда пошли, а то мне уже пора гнаться за Игнатом» – заключил Терёха. Он подсчитал названную сумму и, войдя в дом, подошел к матери и, осветив крестным знаменем себя и ее, передал ей с благодарностью деньги. Мать посмотрела на отца, он ей сказал, что это первая дань. Терёха обратился ко всем с великой благодарностью и высказался, что он чувствует себя в святейшем месте Христианской веры. Помолился на образ новой иконы, поклонился всем и высказался, что он возрождается заново.

На страницу:
8 из 9