Полная версия
Семейный роман. Мать-героиня. Великое достояние человека
Шатаев И. М.
Семейный роман. Мать-героиня. Великое достояние человека
© Шатаев И.М., 2014
© ООО «Издательство Алгоритм», 2014
* * *Шатаева Татьяна Ивановна,
до замужества Кукушкина T.И., родилась в 1894 году в глухоманном селе Нижегородской области
Предисловие
Сохранность Христианства обеспечивали вынужденные беженцы Нижегородской Патриархии.
Их небольшая группа, в составе своих семей, покинули церковную службу и отправились на поиск глухоманного места, где, в их надежде, можно будет сохранить без изменений веру во Христа, Сына Божьего.
Они нашли такое место, где, с помощью христианского сообщества соседнего села, начали обустраивать для себя сельскую жизнь.
В итоге возвели село старообрядческой веры, где через многие лета возродилась Мать-героиня.
«Мать-героиня» – почетное звание, присваивалось многодетным матерям с вручением одноименного ордена. Звание и Орден утверждены указом Президиума Верховного Совета СССР 8 июля 1944 года.
Звание присваивалось с одновременным вручением ордена матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей, по достижении последним ребенком 1 года и при наличии в живых остальных детей.
Орден «Мать-героиня» представляет собой золотую выпуклую пятиконечную звезду на фоне серебряных лучей, расходящихся в виде той же звезды, концы которой размещены между концами золотой звезды.
Размер ордена 46×28 мм. На обратной стороне этой пластинки вмонтирована булавка для прикрепления ордена к одежде.
Звание «Мать-героиня» является высшей степенью отличия женщин за заслуги не только в рождении, но и воспитании детей.
При присвоении звания «Мать-героиня» учитываются также дети:
• Усыновленные матерью в установленном законом порядке;
• Погибшие или пропавшие без вести при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы, или при исполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Орден «Мать-героиня» носится награжденными на левой стороне груди и при наличии у награжденных других орденов и медалей размещается над ними. Важно отметить, что это звание было учреждено в годы Великой Отечественной войны, забравшей миллионы жизней. Большинство погибших на фронтах мужчин были молодого и среднего возраста. Население страны значительно снизилось. Введение звания «Мать-героиня» особо подчёркивало то, как остро в то время нуждалась страна в молодежи, в новом поколении.
Первое присвоение почетного звания «Мать-героиня» было произведено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года.
Последнее в истории СССР присвоение звания «Мать-героиня» состоялось согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1991 года.
По состоянию на 1 января 1995 года, орденом «Мать-героиня» награждено приблизительно 431 тысяча женщин.
Указы о присвоении звания «Мать-героиня» и вручении ордена подписывались председателями Президиума Верховного Совета СССР:
• С октября 1944 года по март 1946 года – Михаилом Ивановичем Калининым;
• С марта 1946 года по март 1953 года – Николаем Михайловичем Шверником.
Часть первая
Начало начал
Выбор
В России почетное звание «Мать-героиня» с вручением памятной медали проводилось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР.
Наша мама, Шатаева Татьяна Ивановна, получила это звание 27 мая 1947 года, т. е. по истечении почти 3-х лет с момента его возникновения.
Как следует из Указа Верховного Совета СССР, женщине присваивали почетное звание «Мать-героиня» и вручали золотую звезду не только за то, что она нарожала 10 и более детей, но и за их правильное воспитание.
В былые времена родить несколько детей, даже 10 и более, при удовлетворительном здравии родителей, когда не принимались противозачаточные средства, ввиду их отсутствия и по религиозным поверьям, не было каким-то неординарным событием.
Потому в сельской глубинке большинство семей были многодетными.
Но вот воспитать детей, достойных уважения в сообществе своего пребывания, физически здоровых при отсутствии надлежащего здравоохранения, умелых тружеников, стремящихся к познанию, высоко духовных и разумных, заботливо воспринимающих положительный опыт своих родителей, старших братьев и сестер, было нелегко.
По закону природы, всю первичную генетику дети воспринимают от родителей. Это биофизика. А духовная энергетика, как основная субстанция органики ребенка, передается с молоком матери и духовной нежностью от отца.
Процесс воспитания детей, особенно в те далекие времена, да и теперь тоже, проводится не по какой-то матричной системе, а по индивидуальному пути, по интегральности восприятия ребенком повелений родителей и взрослых, по его восприятию социальной возбудимости окружающей среды. Генетика стандартизирует только природную адаптивность, а восприятие – это не физика, это духовность, духовная энергетика. Она развивается по своим индивидуальным закономерностям.
В природе часто встречаются случаи, когда, например, два близнеца неразличимы по природной внешности, а по духовному восприятию, по их разумности, по интегральности поведения в сообществе, совершенно не похожи. Один из них представляется родителями и всем, как радость, как гордость, другой – как увядающее горе. Некоторые такую ситуацию характеризуют так: «Один дурак, другой – полудурок».
Родительская ошибка – в единообразии воздействия воспитательных мотивов, ибо сложно воспринять их различие по духовной насыщенности. А по закону природы, по закону Неба, духовная энергетика предопределяет корень развития ребенка. Ему предречена особая трансформация восприятия энергетических сил из Единого Духовного поля Вселенной. Эти силы обуславливают вечность жизни Души человека, ее выборочную телесную инкарнацию. Эти мотивы воспринимались Великими старцами прошлых тысячелетий. По этим мотивам стали возникать религиозные каноны, но также по интегральной оценке воздействия Духовных Сил. Потому они различны в канонических религиозных учениях. Всевышний Бог Един, а канонических религий множество. Чья истина? И есть ли она вообще?
В каждой религиозной конфессии много доброго, праведного, святого, но нет единого пути к Всевышнему Богу. Сложность в этом проявляется и в принципах воспитания детей и самого себя.
В этом плане люди все разные, потому и воспитательные процессы неадекватны. Кто получил возможность адаптивно воспринимать и трансформировать Духовную энергетику Высших Сил, тот обустраивает Праведную и правильную жизнь в Земных условиях, в том числе и в процессах воспитания, являя собой пример для подражания. Только в ауре такой духовности, женщина, родившая 10 и более детей, может быть удостоена почетного звания «Мать-героиня».
Наша мама за все свои духовные и физические деяния в своей прожитой жизни заслужила почести и глубокую память от своих детей и внуков, от родных и близких, от всех, кто ее знал и кто о ней слышал.
Она достойна того, чтобы вся ее святейшая жизнь, каждая жизненная ситуация, все ее духовные всплески и Божественное восприятие были освещены и доступны для открытого подражания всем родным, знакомым и незнакомым людям.
Мы, ее дети, внуки, правнуки и родственники, все те, кто ее знал, нередко делились воспоминаниями о благотворности восприятия образа ее жизни, ее советов и наставлений, о восприятии добра и отвращении от зла.
Но нас становится все меньше и меньше, а она ушла из этой жизни уже более полувека назад.
Оставшиеся из нас долго мечтали, как сохранить для потомков достояние ее пройденной Праведной жизни.
Пришли к выводу, что надо бы сотворить некое писание на основе оставшихся воспоминаний и не только о ней, но и обо всех ее покровителях, о детях, внуках, о родственниках и знакомых.
Только через это возможно воспринять ее духовность, ее Праведную и правильную жизнь, осветлить свои грезы о ее Святейшей Душе в Небесных анклавах.
С одобрения оставшихся и с моего согласия, этот труд, боюсь, что недостойный для меня, придется обобщать мне.
Как это сделать? Отдельными рассказами, сказками, повествованиями или объединить все в обобщенный труд.
Я предложил сформировать семейный роман «Мать-героиня». Все со мной согласились. Что получается и получится ли вообще что-то?
Во-первых, я до сих пор не занимался написанием художественной литературы. Мною написано и опубликовано много трудов по экономике и философии. Но это не одно и то же.
Во-вторых, уже подпирает возраст. Почти 80 лет, слабеющая память. Успею ли? Многое зависит от того, кто и как мне будет помогать, особенно в воспоминаниях о жизненных ситуациях тех периодов.
Я думаю, что это будет стимулировать мой возраст. Поживем – увидим. Дай нам Бог всем силы и умения.
Думаю, что никто не будет убегать в Березов враг (это место в нашем селе). Каждый, в силу своих желаний и возможностей, выдаст «на гора» свои мысли и выводы, свое отношение к памяти о дорогом для всех нас человеке, ибо истоки наши все в ней.
Выбран эксклюзивный труд в виде романа потому, что в нем возможно допускать некие вольности, в отличие от строгих адаптивных повествований.
В окружающей жизни нашей матери в то время было много строгости, вольности, добра и зла. Что получится по их освещению, оценят читатели.
В условиях той жизни, привести всех и вся к какому-то единству не было никакой возможности, никакого выбора. Единство для всех ощущалось только в старообрядческих религиозных канонах.
«Отец, Сын, Святой Дух». Только это было единство во всем и для всех. Только через них призывали всех к Божественному единству. Вся жизнь проистекала по восприятию повелений Святой Троицы. В те годы XVIII–XIX веков, те поколения, в той сельской местности практически все были неграмотные, не умели ни читать, ни писать. Все Божественные повеления воспринимали только на слух, пересказывая друг другу или во время проведения молитв. Познание Божественных повелений передавалось из поколения в поколение.
По религиозным канонам сопровождались даже отношения таинственной любви. До ритуальной свадьбы никто не мог вступать, особенно явно, в сексуальные контакты. Вступив в брак, никто не использовал противозачаточные средства. Сколько есть от природы, столько и будет. Наши родители, вступив в брак в возрасте чуть более 20 лет, сами имели возрастную разницу в 2 года. Отец родился в 1892 году, мама – в 1894 году.
Первый сын народился у них в 1916 году, а последующие 10 детей, в том числе 5 девочек и 5 мальчиков, нарождались в среднем через 2 года. Одна девочка, прожив немного, умерла. Последний сын, «поскрёбыш», народился в 1939 году.
В последующих разделах будет подробно раскрыта судьба каждого из них.
Мама ко всем нам, несмотря на различие судеб, относилась по единой божественной мерке.
Запомнилось ее выражение, которое она не единожды провозглашала, показывая свои пальцы на руках. «Вот видишь, у меня десять пальцев на руках и каждый я одинаково берегу, не дай Бог, что случится, будет одинаково больно. То же самое и по отношению к вам – детям. Стар, млад – все едино в душе».
На протяжении всей совместной жизни, каждый из нас, ее сыновей и дочерей, с большой любовью и почитанием относился к своей матери, хотя каждый мог «схлопотать» за дело, по справедливости. Она никогда не занималась пустобрехством или какими-то сплетнями. За глаза никогда никого не осуждала. Жители села всегда относились к ней с большим уважением и почетом. Они беспрекословно воспринимали ее жизненные советы. Потому к ней часто обращались с различными просьбами о вразумлении себя или кого-либо. Приходилось удивляться, как она, безграмотная женщина, предопределяла социально-экономические и политические ситуации для каждого к ней обращающегося, для своего села и всей округи, а иной раз предполагала всеобщий выбор или выход из каких-то ситуаций.
Духовность и мудрость – ЭГО ее жизни.
Предвестие
Всем и каждому из нас интересно было бы познать истоки своего места жительства, истоки своего рода. Когда и почему на этом месте зародилось наше село, почему оно получило такое название. Как складывались его социальные и религиозные уклады. Но истоки нигде не отражены. Административная явь возникла только в процессе появления разделительных властных структур, когда в учет вошло и наше село. Это предположительно произошло во второй половине XVIII века. Но истоки его появления не вскрыты.
Здесь потребуются природные данные, структурный анализ жилищного и хозяйственного строительства, жизненный и религиозный опыт предыдущих поколений, познаваемый из воспоминаний предков.
Место географического расположения села довольно привлекательно по природным данным: равнины, гористая местность, небольшая речка, впадающая в недалеко расположенную другую, средней величины, реку, наличие родниковых источников, близехонькие лесные массивы.
Все эти природные источники обеспечивают приемлемые условия ведения сельскохозяйственных работ и удобны для организации обустройства быта(?). По преданиям наших предков, это место было выбрано одним из Божественных старообрядцев, живших в то время в Нижнем Новгороде.
А как и почему он сюда попал?
Можно только предположить, учитывая, что село заселялось одними старообрядцами. Это произошло спустя много десятилетий после известного раскола Русской Православной Церкви – РПЦ.
Раскол РПЦ произошел в период церковных реформ 1653–1655 годов, которые проводил Никон, тогдашний Патриарх Московский и всея Руси. Никон в то время стремился поставить церковь выше светской власти, провозглашая, что «священство выше царства». Такие деяния Никона привели к разрыву церкви с тогдашним царем Алексеем Михайловичем, с которым они в то время были в духовном равновесии. Такое противоборство привело к отречению Никона от Патриаршества. Тогда он удалился в основанный им же Новоиерусалимский монастырь, что под Истрой, Московской области.
Впоследствии Никон был низложен Поместным собором.
С тех времен написано множество различных публикаций по расколу РПЦ, одной из важнейших причин чего стало отвержение Никоном старообрядческой веры. Никон (в миру Никита Минов), сын мордовского крестьянина, с юношеских лет стремился вступить на «карьерную лестницу». Он на далеких Соловецких островах принял монашеский постриг и вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря. Приложив немало усилий, он сумел познакомиться с царем Алексеем Михайловичем. Знакомство постепенно перешло в узы дружбы, которую он стал использовать в своей «карьерной лестнице».
В итоге Никон становится архимандритом Московского Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых, а вскоре и митрополитом Новгородским. Показав себя мудрым наставником в смутное время и в период Новгородского восстания, Никон через два года после этого восстания, т. е. в 1652 году, избирается Московским Патриархом.
Как пишут историки, властный и «крутой» патриарх Никон, стремясь превратить Русскую церковь в центр мирового православия, приступил к реформам унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок и нравственные устои духовенства.
Но, как известно из истории, реформы эти проводились в условиях массового народного недовольства, вызванного последствиями Смутного периода. Потому многие бояре и церковные иерархи высказывали серьёзное опасение, что предполагаемые перемены в церкви подорвут её авторитет в народе.
Приверженцы старых порядков, как их впоследствии стали именовать, – староверы или старообрядцы, – отказывались признавать реформы Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам.
В народе, подобно долговременной Смуте, возникла новая церковная смута. Народ и церковнослужители не особо представляли себе эту пертурбацию. Разногласия сводились только к тому, как следует креститься – двумя или тремя перстами, как и когда произносить «аллилуйя», как совершать крестный ход – походу Солнца или против Солнца, сколько раз окунать в воду младенца при крещении – один, два или три раза и т. д.
Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс православия, связывающих ухудшение своего положения с реформами церкви. В то время масса людей бежали или силой изгонялись в далёкие края России и дальние страны зарубежья. Эта церковная смута до сих пор возбуждается. Многие, очень многие тогда сменили место жительства, пожертвовали привычным образом жизни ради спасения святейших религиозных обычаев.
…Вероятно, в целях сохранения своих религиозных устоев и самих себя, видя, что зарождаются, хотя и медленно, новые церковные уклады, небольшая группа исконных старообрядцев – церковных служителей в обителях Нижнего Новгорода, как и многие, приняли решение скрытно покинуть свои обители.
Подобрал и возглавил эту группу один из добросовестных и известных в народе церковнослужителей старообрядческой веры в Нижнем Новгороде. Он, втайне от своих церковных сослуживцев, в конце летнего времени, по обоснованно выдуманной причине, на целый месяц отлучился от церковной службы. За это время он верхом на лошади, с котомкой продовольственных запасов, ездил выбирать подходящее пустынное место для обустройства нового проживания. Видимо, в каком-то варианте, по чьим-то рассказам, он представлял географию этого места в общем плане. За восемь суток он до него добрался. Стараясь ни с кем не встречаться, осмотрел окрестности и двинулся в обратный путь. Примерно за то же время благополучно вечером добрался до дома.
Его жена Оксана и дочь Настя уже готовились к почиванию. Оксана, увидев его, даже прослезилась. Была вся в переживаниях. Она немного знала о целях его поездки. Он держал это от всех в секрете. При отъезде поделился с ней только в общих чертах, что отправляется осмотреть место для возведения новой старообрядческой церкви. Но просил её ни с кем этим не делиться, чтобы не вызывать ненужную смуту. Если спросят, где, – ответить: «Уехал в далёкую деревню к родственникам, кто-то там заболел». Он ту же версию преподнёс церковным служителям. Окся с почестью соблюдала эту версию.
При встрече он нежно обнял Оксю и свою доченьку Настю, крепко их расцеловал и успокоил, что у него всё удачно.
Настеньке он преподнёс свежей земляники и клубники, яблок, помидор, «деревенских» огурцов. Попросил её поделиться всем этим с мамой. В ответ доченька повисла у него на шее и крепко его целовала. Окся от радости вновь всплакнула.
Отдохнув трое суток в заботливых любовных условиях супруги, он в воскресенье отправился на Божественную службу.
Церковники и посетители, как всегда, встретили его желанно. Многие даже не заметили, что он отлучался.
Его близкие по духу сослуживцы поведали, что в церквях Нижнего Новгорода начали проводиться изменения церковных обрядов, что вызвало недовольство, как среди священнослужителей, так и среди прихожан. После этих сообщений ещё сильнее укрепилось возжелание оставить эту церковную службу.
Он выступил организатором не большой группы староверов, умных и влиятельных служителей старообрядческой веры. Все они дружили семьями, и являлись набожными и порядочными гражданами, которые не могли смириться с реформами Никона, а противостоять им было довольно сложно.
Потаённый заговор
Организатор пригласил к себе домой четверых близких сослуживцев и в довольно откровенной форме поведал им свои планы. Предложил им посоветоваться со своими супругами и узнать их мнение, не разглашая по сторонам эти планы. Держать всё это в секрете.
Здесь же организатор сообщил своим сотоварищам, что в целях избежания преследования со стороны новых церковных служителей, он решил изменить своё имя и назвал себя Терёхой (потерянный). Если всё сложится, как он предполагает, то на новом месте возникнет род Терёхиных. Ту же идею и в этих же целях он предложил воспламенить и в семьях присутствующих. Предложение было с интересом воспринято.
Терёха предложил через неделю здесь же встретиться, но уже супружескими парами.
О смене своего имени никому не сообщать, даже родителям и близким родственникам.
Прошла неделя. Все подтянулись в условленное вечернее время. Начали беседу в большой изолированной комнате при свете церковной свечи. Чтобы не очень затягивать беседу, Терёха предложил обсуждать только важнейшие вопросы и главное направление деяний. Основой всего было решение каждой семьи о смене места жительства и восстановление там истинного старообрядческого Богослужения.
Здесь было единое мнение. Только в новом глухоманном месте, вдали не только от Нижнего-Новгорода, но и Арзамаса, возможно сохранить старейшие пути Божественного почитания, сохранить в каждой человеческой душе любовь к Истинному Всевышнему Богу.
После этого Терёха с большим воодушевлением осенил крестным знаменем каждого присутствующего. «Бог за это возложит нам почести, сохранит наше здоровье и принесет удачу нашим деяниям», – провозгласил он.
Терёха одновременно спросил, не смущает ли кого выбранная им такая глухомань? На этот вопрос все, перебивая друг друга, отвечали, что другого выхода нет. Здесь же нет возможности сохранить истинную веру. Видно же и ясно, что не согласных с новой верой изгоняют, а некоторые самостоятельно уезжаютв самые глухоманные места России, больше в Сибирь, некоторые покидают даже Россию, убывая в далекие заграничные края.
«Не место красит веру, а Божественная любовь осветляет место», – высказала одна из присутствующих женщин. Все с Божественной милостью поддержали ее. «Главное, – продолжала она, – возбудить святость людей, проживающих в этом месте».
Терёха поинтересовался самым главным, самым больным, тревожным вопросом, – о смене имени. Он на протяжении всей прошедшей недели весьма беспокоился по этому поводу, предвидел и ощущал трудности каждого. Но ответ старшего по возрасту из всех мужчин был с облегчением воспринят всеми. Он заявил, что по церковным канонам, каждый Патриарх в миру имел иную фамилию. Например, Патриарх Московский и всея Руси Никон в миру – Никита Минов. После этого сообщения у всех отлегло от сердца.
Каждый сообщил свою выбранную новую фамилию.
1. Власовы Ларион и Василиса
2. Воробьевы Никодим и Матрена
3. Замаскины Петр и Клавдия, сынишка их Коля
4. Кукушкины Василий и Мария, уже довольно взрослый их сын Петр
5. Терёхины Терёха и Оксана (Окся), взрослеющая их дочка Настя
Все имена остались прежними, кроме Терёхи. Он считал, что ему следовало заменить и имя, из истоков которого образована фамилия и пошел весь род Терёхиных. Здесь же обговорили сроки убытия и порядок подготовки к отъезду.
Василия и Марию Кукушкиных, как более опытных по жизни, попросили подумать о заготовке пищевых запасов и семян для будущего весеннего посева.
Условились в очередной раз встретиться здесь же и в том же составе через 2 месяца. Терёха попросил всех при очередной встрече высказать свои соображения о судьбе своих жилищ в Нижнем Новгороде. Сам заявил, что его дом-квартира принадлежит родителям и остается за ними.
Приближалась осень и зима, подошел срок новой встречи. Собрались тем же составом, в том же месте. Никаких изменений не произошло.
Как и было условлено, о жизненных проблемах, связанных с переездом, с сообщением выступила Мария Кукушкина. Будучи довольно грамотной женщиной, она весьма подробно, в письменном виде, подготовила совместно с Никодимом Воробьевым предложения по запасу необходимых вещей, продуктов питания, зерновых и овощей для весеннего посева. Подробно остановилась на необходимости подготовки церковных принадлежностей, хозяйственных инструментов и кухонной утвари.
Все заметили, что в ее сообщении были слабо освещены проблемы, связанные с обустройством изначального, временного жилья. Каждый стал предлагать свои варианты. В итоге пришли к выводу: подготовить утепленные юрты, подобные тем, которыми пользовались народы севера России.
Поручили Лариону Власову, как специалисту, связанному с обществом Церковных Храмов, подыскать соответствующих умельцев и заказать им 5 семейных жилых юрт и одну спаренную для совместного сбора и Богослужения.
Возник важнейший вопрос, связанный с денежными средствами на общественные нужды. Учитывая занимаемые положения в церковной службе, все присутствующие были не бедные люди. Потому решили просить Терёху отрегулировать эти возникающие проблемы – определить долю каждого. После всех этих сообщений стало ясно, что пяти подвод, даже с вместительными телегами будет мало. Нужно было минимум еще 2 подводы. Терёха, зная возможности всех, взял на себя нагрузку обеспечить вместо одной 3 подводы – 2 грузовых и 1 разъездную карету. Что касается остальных, каждый должен обеспечить по одной подводе для своего груза.