bannerbanner
Семейный роман. Мать-героиня. Великое достояние человека
Семейный роман. Мать-героиня. Великое достояние человека

Полная версия

Семейный роман. Мать-героиня. Великое достояние человека

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 9

Все были возбуждены способностью Терёхи. После этого разошлись по своим делам и заботам.

Совместные владения

Терёха эту ночь практически не спал. Обдумывал судьбу будущей жизни возрождающегося села Смирново. Он понимал свою ответственность за все и всех. Вот уже скоро месяц в их небольшом, но поистине божественно родственном объединении пяти семей каждый день происходит что-то новое и впервые.

Так и в это раннее весеннее утро, он почувствовал запах дыма, исходящего из печных труб палаточных «буржуек». Подумал, что это дым, исходящий только из трубы их палатки, печку в которой он сам недавно и затопил. Тихонько вышел посмотреть и увидел, что еще 2 трубы дымятся. У входа в свою палатку встретил Марию Кукушкину, которая пришла к нему за угольками, чтобы разжечь у себя печку. За этим же Клавдия Замаскина направлялась в палатку к Власовым. Увидев такую ситуацию с трудностями получения огня, Терёха подумал, как облегчить эти трудности. Обе женщины, получив уголёчки, пошли разжигать свои печки. Это утро явилось первым за все время совместного пребывания, когда каждая семья самостоятельно готовила для себя свой завтрак. Потому обещанный утренний сбор несколько задерживался. Клавдия Замаскина по договоренности с Марией Кукушкиной впервые вышла подоить коз и получить от них немного молока. Козы, привычные к своей бывшей хозяйке, настороженно восприняли Клавдию. Но она, как ей однажды рассказывала и показывала ее родная тетка, проживающая в сельской местности недалеко от Нижнего, у которой тогда Клавдия была в гостях, продемонстрировала, как ласково погладить козу и немного помассировать ей вымя. После начинать доить. Клавдия все с нежностью так и сделала. Получила неожиданное количество молока. После этого Клавдия приступила к дойке второй козы. Здесь было уже проще. Во-первых, эта коза при дойке своей «подруги» стояла рядом и инстинктивно адаптировалась, т. е. уже настроилась. Во-вторых, у Клавдии уже появился некий опыт. Потому от второй козы она получила немного больше молока. В общем, от обеих молока хватит не только детям, но и всем взрослым понемногу. Только впоследствии Клавдия поняла свою ошибку. Надо было каждую козу доить в разные посуды, чтобы определить вкус от каждой. Но это только начало. Потом все можно поправить. Коля первый встретил свою маму с парным молоком. Мать налила ему в кружку немного попробовать и предупредила, что сегодня для всей семьи сварит кашу на молоке. После этого попросила Колю обежать все палатки и тихонько пригласить всех мам подойти сейчас в нашу палатку с пустыми крынками за козьим молоком. Коля с удовольствием побежал исполнять указание матери. Он не успел обежать еще все палатки, а соседи уже пришли. Это для всех было началом молочного наслаждения. Терёха, видя, что маленький Коля выполняет общественные поручения и, видимо уже позавтракал, потому как выбежал из своей палатки, встретился с ним и попросил подготовить его же «кочки» для проведения сбора. Коля с желанием приступил к выполнению и этого поручения. Время шло быстро. Некоторые уже позавтракали и выходили из палаток. Коля подготовил все «кочки» и об этом доложил Терёхе. Тот его попросил пригласить всех на поляну, на общий сбор. Коля быстро обежал палатки пригласил всех на общий сбор. Минут через 15 все расселись по местам. Терёха в первую очередь при всех поблагодарил Колю за оказанную помощь и посоветовал ему пригласить Настю и придумать для себя какую-нибудь игру. Мама поцеловала сыночка, нежно похлопала его по заслуженному месту и направила к Насте. Все ему с благодарностью помахали.

Терёха гордо произнес: «Я вас всех поздравляю с началом самостоятельной жизни! Сегодня впервые был самостоятельный завтрак в каждой палатке, в своем «храме» – палатке. Но вы, дорогие мои, прекрасно понимаете серьезность этой шутки. Все мы осознаем, что для обустройства каждой семьи всем необходимым потребуются годы. Я вчера вам обещал продумать план обустройства нашей жизни. Откровенно вам скажу, что практически всю ночь не сомкнул глаза. Вряд ли что-то необычное для ваших познаний придумал. Жизнь есть жизнь. Она у всех и каждого единая, только с разными восприятиями. Но мы все единой среды восприятия. Мы добровольно оставили покушающуюся на нас силу Христова искажения. В этом мы нашли спасение. Далее все зависит от нас. Свобода Божественного почитания Иисуса Христа. Его пути и повеления остались в нашей душе и воле. В наших силах с привлечением Христовых добровольцев из других поселений воспроизвести святейшую Церковь, где восстановить прежнее истинное служение Великому Господу Богу. Уверен, что эта Церковь привлечет паломничество истинных Христиан, многие из которых отдадут предпочтение этой местности, а не Сибирским просторам или зарубежным изгнаниям старообрядцев. Для наших детей и внуков, будущих жителей нашего разрастающегося села и паломников с других окраин, мы соорудим ЦПШ, в коей просветим Крестный Путь. Для нас с вами это свобода и раскрепощение от предполагаемого нечистого пути. В этом истинная наша свобода», – божественно произнес Терёха. Все встали и перекрестились в поддержку этих святейших мыслей.

«Это первое, к чему мы стремимся, и чего будем добиваться, – добавил Терёха, – Второе, что необходимо каждому человеку, это довольствие в питании. В этом у нас тоже есть все возможности. Земля – кормилица всех и вся. Мы убеждаемся, что ее здесь достаточно в любой вариации. От нас требуется напряженный труд, умение и опыт. Мы вчера с Петром потратили на покупку различных продуктов не очень много денег, но имея такие возможности с земляными площадями и прилагая труд, можно не деньги увозить и привозить продукты, а наоборот. Надо больше всего сажать и сеять, получать богатый урожай. Кормить себя, домашний скот и животных, а излишки сбывать на соборных базарах, а возможно и завести в Нижнем Новгороде специальные магазины. У всех у нас остались там родители, которые могут помочь нам в этом. Будем при деньгах мы и они. Главное продумать, сколько, для чего и каких домашних животных и скота мы все и каждая семья должны иметь. Сколько и каких продуктов, в частности мяса, молока, масла будем использовать для себя, а сколько и чего сбывать. Кроме того, хорошо бы изучить опыт крестьян, как, когда и где использовать лошадей и домашний скот на сельскохозяйственных работах. Обязательно следует разводить курей и уток, имея доступ к воде. Яички и птичье мясо недешево стоят, особенно в городах. Воскресенье мы с Петром, возможно, вновь поедем в Гагино на соборный базар. Я там приценивался к стоимости коров и овец. Но думаю завтра еще раз встретиться с кокинским старостой. Может быть, в их селе выгоднее будет купить. В этой связи хочу попросить Марию подобрать икону Божьей Матери в качестве нашего подарка им. В прошлый раз во время моей обеденной молитвы, я заметил, что образец у них весьма непригодный».

Мария переглянулась с женщинами и кивнула головой в знак согласия. Терёха заключил, что вопрос с домашними животными непростой, но решаемый. На этом он застопорился и долго молчал. Все уже, глядя на него, начали волноваться. Вроде говорил все складно и вдруг замолчал. Терёха понял их недоумение и с тяжелой нотой, с опаской проговорил: «Перехожу к самому сложному вопросу, самой трудной проблеме, не только для нас, а для всех людей России, в чем мы воочию убедились в Нижнем Новгороде. Это проблема обустройства жилья, создания уюта, вольготных условий жизни. А что это для человека значит? Каждый воспринимает все с учетом своих возжеланий. А желание, как известно, это форма восприятия ожидаемого. Все это весьма сложно. Жилье, это что – наши палатки или барские апартаменты? И все ли возжелаемое есть в этих апартаментах? Любое жилье для кого-то зависть, для кого-то отвращение или воспринимаемое без эмоций. Я в прошедшую ночь долго рассуждал сам с собой об этих проблемах и ни к чему не пришел. Потому нам следует решать эти проблемы с учетом возможностей и острой необходимости. Обязательно, чтобы было светло, тепло и по-своему уютно. Начало обустройства жизни нами положено. Выбрано вольготное место пребывания. Успели спрятаться от дождя. Начали подготовку к осени и зиме. Но здесь еще непочатый край работы. Нужно осмысленно выработать порядок обустройства и с Божьей помощью претворять его в жизнь. Во-первых, уберечь себя от голодания. Во-вторых, при любом климате, при любой погоде, сохранить приемлемый температурный режим. В-третьих, предусмотреть свободу деяний и защищенность жизни. От голода мы начали серьезно защищаться. Идет активная работа по посадке овощей. Предстоит серьезная подготовка к выращиванию плодово-ягодных растений. К осени будем готовы к посеву зерновых. Подготовимся к их переработке и сохранности. В это лето необходимо подготовить подземные хранилища для овощей и картошки, приступить к строительству амбаров – хранилищ для зерна и муки. Мы приступаем к закупке домашнего скота и птицы. В наших природных условиях займемся их размножением. А это мясо, молоко, масло, яички, пух, шерсть, шкуры… Предстоит сооружать скотники и птичники. Для нас и для животных непрерывно нужна вода, в том числе свежая питьевая. В теплое время проблем с этим нет. На зиму следует соорудить капитальный колодец и какое-то водохранилище. Первопричиной нашего пребывания здесь явилось сохранение истинной веры во Христа – Сына Божьего. Нужен, как уже было отмечено, Храм-Церковь, которым будем пользоваться не только мы, но и христиане близлежащих поселений. Со временем они потянутся в наше селение на постоянное жительство и в качестве паломников, учеников ЦПШ с возведением при ней мест временного проживания. Теперь о главном и самом сложном, – акцентировал Терёха, – о строительстве жилья и надворных построек для каждой семьи. Земельные участки для каждой семьи уже предопределены. Жилые дома следует возводить из бревен дуба или сосны. Для каждого дома потребуется хороший фундамент и подземное хранилище – под полом. Для фундамента потребуются камни, глина и песок в достаточном объеме. Опыт в этом у нас уже есть. Следует ускорить добычу этих материалов. Подобрать место для их складирования. Чтобы не упустить время, весной надо заиметь необходимое количество сухого мха, для его прокладки между деревьями. Может быть, нам с Петром удастся на базаре приобрести строительную паклю».

Терёха необычно долго рассказывал о своих планах по обустройству каждой семьи и о будущем своего села. Спросил: «Есть ли у кого какие-то замечания и свои соображения?»

Наступило молчание. Но как всегда, поднялась Мария и поблагодарила Терёху за намеченный план, за заботу обо всех. Раздались аплодисменты и возгласы поддержки. Далее она, в свою очередь, предложила, что надо бы разделить ответственность каждого мужчины за строительство и обустройство различных хозяйственных сооружений, а то на одного все свалили. Все ее поддержали. Терёха тут же отреагировал: «Кто везет, на того и нагружают». Все заулыбались, но согласны были с предложением Марии. Терёха тоже поддержал предложение Марии и вновь пошутил: «Инициатива всегда наказуема». Он и предложил Марии посоветоваться со всеми и подготовить предложение по такому разделению ответственности. При таком заключении все громко засмеялись. «Это как в церкви, – заметил Терёха, – каждый служитель поклоняется своему делу. А мы все церковные служители». И тут же внес свое предложение о начале строительства первого жилого дома для Замаскиных, мотивируя это тем, что у них самый маленький ребенок. Но Петр и Клавдия одновременно встали и громко высказали несогласие с этим. «Не потому, что не заслужили, а потому что все мы теперь по происхождению из рода Терёхиных, живущие в одном селе. Тем более, что у вас ребенок чуть-чуть постарше и девочка еще». Все бурно поддержали это высказывание и дружно решили начать возводить первое строение для главы рода Терёхиных. Место строительства для всех пяти семей уже, как известно, предопределено. Дом Терёхиных на возвышенности, напротив и недалеко от ручья, текущего со стороны березового оврага. «Беседа наша затянулась, – отметил Терёха, – но обедать еще рано. Я предлагаю каждому немного позаниматься своим делом. Женщины приготовят обед, пораньше пообедаем и на трех подводах в прежнем составе во главе с нашим Разведчиком поедем за полезными ископаемыми. Может быть, успеем съездить 2 раза. Сегодня погода настоящая, весенняя. К Петру Замаскину просьба: подготовить для этого все необходимое. Одна подвода – для камней, другая – для глины, третья – для песка». Все заметили, что в центре «села» задымились трубы во всех палатках. Началось приготовление обеда. Время, как всегда, бежит быстро. Терёха выбирал место для складирования ископаемых материалов. И вдруг, через какое-то время он увидел бегущего к нему маленького Колю. Тот, запыхавшись, подбежал к нему и радостно сообщил: «Дядя Терёха, первый большой дом в нашем селе будет строиться для тебя, для вашей семьи». Терёха понял, откуда эти сведения у ребенка, но все-таки спросил его: «А ты сам-то не возражаешь и будешь помогать строить этот дом?» Коля радостно закричал: «Я за! Мы с Настей будем всем вам и во всем помогать». Терёха обнял Колю и крепко пожал ему руку. Тот радостно побежал к Насте. Примерно через полчаса все стали выходить из палаток. Обед закончился. Подошел Разведчик и доложил, что все три подводы готовы. Около них уже стоят мужчины, а его мама собрала всех женщин. Все готовы к отъезду и ждут команды.

«Дежурным по селу остается мой отец – доложил Разведчик. Терёха, немного поразмыслив, направился к Марии. Она уже выходила из палатки. Он спросил ее, может ли она сейчас выдать ему икону Божьей Матери, ибо он не завтра, а уже сегодня, может быть, встретится с кокинским старостой. Мария ответила, что икона подготовлена, если надо, она готова ее принести. Терёха попросил ее это сделать и поставил ее в известность, что он решил не завтра, а сегодня поехать в село Кокино.

Мария вернулась и через несколько минут вручила ему икону, завернутую в чистую белую тряпочку и положила ее в сумочку. Терёха одобрил этот поступок и попросил Марию передать всем, что он верхом на своей кобыле направляется в Кокино по поводу лесных материалов и хозяйственной помощи. В свою очередь, он попросил Марию возглавить добычу «полезных ископаемых». Мария улыбнулась и ответила, что все будет в порядке. Терёха взял свою кобылу, вскочил на нее верхом и галопом помчался в сторону Кокино. Все остальные уже по известному им пути и приобретенному опыту, отправились за камнями, глиной и песком. Возглавила все Мария, а впереди с Ларионом Власовым ехал ее сын – Разведчик. У них все было, как и раньше. Разведчик уже по-взрослому командовал: куда, кому и сколько…

Всё старались делать аккуратно и быстро, чтобы успеть повторить поездку. Терёха со своей стороны успел добраться к обеду до дома родителей старосты. Около дома никого не было, он привязал кобылу к заборному столбу, зашел в калитку, подошел к двери дома и тихонько постучал. Дверь открыл отец старосты и обалдел.

Терёха еще с тех пор, с той первой встречи не знал, как его звать. Просто нежно его обнял и назвал тятькой, отметив при этом, что, как раньше и предполагали, встречи будут повторяться. Из кухни вышла супруга отца. Терёха низко ей поклонился, вытащил из сумки икону Божьей Матери и вручил ее хозяйке. При этом он Божественно произнес: «Она сохранит всем ваше здоровье, принесет счастье и удачу в жизни». Мамаша, увидев эту божественную красоту, опустилась на колени, приняла икону, поцеловала ее, потом прижала к груди и застыла. Терёха и ее муж от неожиданности остолбенели. Они заметили, что мать плачет. Муж и Терёха подняли ее с колен и просили успокоиться. Мать возопила, что это от неожиданной радости. Успокоившись, она стала примерять икону к намоленному месту. Позвала Алексея, мужа своего, помочь ей. Муж с непонятным одобрением спросил жену: «Анна, что ты так торопишься? У нас ведь гость!» Анна тут же ответила: «Простите ради Бога, но я хочу удивить также Василия и Алену». Терёха по-дружески обнял за плечи Алексея (теперь он уже знал, как его звать) и предложил ему совместно принять участие в обустройстве молитвенного угла. Отец принес необходимые инструменты, осторожно снял намоленную икону и предложил жене перевесить ее в спальню к детям – Василию и Алене. Мать согласилась, отнесла икону детям в спальню и пока до них, оставила там на столе. Вернулась, взяла тряпочку и ей очистила угол от образовавшейся там пыли. В угол стали примерять новую икону. Она почти в три раза была крупнее. Отец предложил прибить красивую угловую доску, на которую поставить икону. Перед ней можно будет ставить свечки. Анна с радостью согласилась и попросила Алексея, если можно, сделать это побыстрее, а то скоро придут Василий и Алена. Они обещали прийти пораньше. Отец оказался хорошим столяром. В запасе у него были приличные доски. Он вышел в сарай и оттуда принес хорошую доску. Примерил ее, отпилил по размеру. Доску не стал крепить гвоздями, а решил закрепить ее на нижние планочки. Снова сходил в сарай, принес оттуда длинный квадратный брус, небольших размеров в поперечнике. Брус по мерке разрезал на 3 части, пришурупил каждую из них в двух местах. После этого померил доску. Она как влитая подошла по месту. На доску поместили икону. Получилось, как в хорошем храме. На все ушло чуть больше двух часов. Мать поставила свечку с подставкой. «Можно уже зажигать, – промолвила она, – скоро должны подойти Василий и Алена. И пора готовить поздний обед». Отец зажег свечку. Терёха ощутил себя, как у церковного алтаря и начал усердно молиться, к нему присоединились мать и отец старосты.

Терёха молитву произносил вслух. За ним повторяли родители. Молитва была не короткая. Никто из них не заметил, когда в доме появились Василий и Алена. Они же не поняли, в чем суть дела – родители и какой-то неизвестный мужчина упоенно молятся у нового прекрасного иконостаса со свечкой. Они присоединились к ним, но те тут же почувствовали и все одновременно обернулись. Увидев детей, мать снова заплакала. Староста Василий узнал Терёху, понял суть и обнял его. Отец предупредил свою жену – их мать: «Хватит реветь, а то дети подумают что-то недоброе». Алена вытерла платочком слезы матери, а та, всхлипнув, произнесла: «Посмотрите, какой божественный подарок преподнес нам наш знакомый из соседнего села. Это будет наш семейный алтарь». (см. рис.) Все молча недолго постояли, любуясь новым божественным убранством. Мать всех пригласила к столу. «Пора обедать», – сказала она. Мужики сели за стол, Терёха занял свое прежнее место, а мать с невесткой быстренько накрыли стол. На первое были щи с квашеной капустой. Отец, глядя на сына, произнес: «Наш общий, а больше твой дорогой сосед, устроил сегодня незабываемый обед. Бог ему в милость».

Терёха поделился с ним, что икона была предназначена для главного храма Нижнего Новгорода. «Нам ее разрешили взять по поводу… как-нибудь расскажу, по какому. Но я приехал, – продолжал Терёха, – посоветоваться с вами, как с опытными людьми, по дальнейшему обустройству своей жизни. Нас там немного. Мы все бывшие церковные служители из Нижнего Новгорода. Оттуда мы съехали в связи с изменением религиозных отношений к нашей старообрядческой вере во Христа. Вы, наверное, слышали про реформы Патриарха Всея Руси Никона, который по национальности тоже мордвин. Он решил изменить обрядовые формы поклонения Иисусу Христу и святому отцу его, Всевышнему Богу. Но он, пребывая в таком сане, видимо, недопонимает, что тем самым разрушает душевное равновесие Христианского мира, разрушает вековые традиции Христианства». Услышав это сообщение, староста возмущенно вскочил из-за стола и направился к Терёхе. Тот не на шутку испугался, подумав, что Василий обиделся на упоминание им мордовской национальности, родители тоже всполошились. Но Василий, положив руку на плечо Терёхе, твердо произнес: «Друг мой, суть не в национальности, а в недопонимании, в недооценке Божественных восприятий поколений людей прошлых веков, от рождения Иисуса Христа, сына Божьего, всех его чудотворных явлений. Почему я так отреагировал? Потому что тоже нахожусь в душевном неравновесии ко всем этим передрягам Никона. Недавно мы собирались в довольно большом количестве земляков и обсуждали эту же проблему. Там были еще похлеще высказывания, напрямую. Все пришли к выводу, что Никон своими неразумными деяниями оскорбляет мордовскую национальность. Прости меня Христа ради, друг мой, за мою невыдержанность», – заключил Василий. «Бог простит», – отреагировал Терёха. – В этой связи, я хочу вам сообщить, – продолжал Терёха, – что мы не просто покинули Нижегородскую церковь, где силой и давлением насаждаются новые религиозные обряды, а возгораем желанием здесь построить, как получится, новый Храм старообрядцев. Будем усердно сохранять старую веру во Христа, сына Божьего. Одновременно с церковным Храмом задумали построить небольшую Церковно-Приходскую Школу с общежитием, где предполагается готовить истинных Христиан. А раз уже среди вас процветает истинное Христианство, то вы можете обсудить эту проблему и по возможности принять участие в строительстве этих заведений. Призвать христиан из других вам известных поселений».

Василий утвердительно заверил, что все это возможно: «При следующей встрече обсудим варианты». Так обед прошел в «христианском духе». После этого Терёха перед всеми извинился и доложил, что он, в общем-то, приехал с просьбой от всего села. «Вначале позвольте вам доложить, что после первой нашей встречи, мы в своем селе уже много сделали для обустройства своей жизни. Не было ничего, кроме хорошей земли и нагруженных хозяйственными предметами лошадиных подвод, на которых мы целую неделю добирались досюда из Нижнего Новгорода. Сейчас уже каждая семья, а их пять, живет в своей палатке, оснащенной печкой-«буржуйкой». От мышей палатки охраняют подаренные вами котята, а от других врагов – щенки, приобретенные на базаре, там тоже куплены две козы. Дети теперь каждый день с молоком. По вашему совету были в Гагино, на соборном базаре, ознакомились там с общей обстановкой, закупили хозяйственные предметы, необходимые для обустройства жизни. Теперь задумки более капитальные. В первую очередь приобрести коров и курей. Собираемся вновь поехать в Гагино, на соборный базар. Посмотреть корову или хотя бы подтелка, закупить еще что-нибудь необходимое из хозяйственных предметов. Приехали ведь из города, а для села ничего нет. Далее думаем начать строительство жилых домов и надворных построек. Соорудить наземные и подземные хранилища для овощей и зерна. К вам приехал посоветоваться по двум проблемам. Первая, может быть, есть возможность закупить у кого-то одну-две дойных коровы и одного крупного подтелка. Думаем, что здесь будет подешевле, чем на соборном базаре. Вторая, самая главная, услышать от вас возможность по закупке леса, в наших краях его нет. Лес нужен для строительства жилых домов и надворных построек. Для строительства Церковного Храма и ЦПШ с общежитием. Сегодня, по общему мнению селян, надо бы до зимы построить хотя бы один дом и общий скотный двор. Предстоит построить пять жилых домов поочередно. По мнению всех, первый дом решили построить для моей семьи. Потому, Василий, я хотел бы узнать у тебя о возможности приобретения кругляка и на каких условиях».

Вместо Василия его отец предложил, что все эти варианты надо обдумать и просил Терёху еще раз подъехать в понедельник к обеду. Василий согласился с ним. «У меня другого выбора нет», – ответил он. Родители и дети о чем-то между собой пошептались, и от имени всех мать предложила, как любимому человеку, за хорошую дружбу, уже сегодня подарить детям всей христианской общины хорошую дойную корову. Терёха весьма смутился, но Василий снова встал, взял его под мышки, поднял и высказал мнение всей семьи – через полчаса поехать в коровье стадо за новой буренкой. Терёхе было неудобно, это остро чувствовалось. Он начал предлагать хоть какие-то деньги. Но поднялся отец и строго сказал: «Терёха, это тебе не Нижний Новгород и не базар, езжайте, забирайте буренку и с Богом потихонечку пробирайся домой. Здесь не так уж и далеко. Я иду в сарай, беру там веревку и передаю тебе».

Все встали, помолились на новую икону. Терёха еле сдерживал слезы. Мать, заметив это, сказала ему: «Что ты так уж переживаешь?» Он ее же словами ответил: «Это я от радости». Она заулыбалась, обняла его и как сына поцеловала. Терёха возбудился, как никогда прежде. Все вышли во двор. Отец вывел коня для Василия, Терёха отвязал свою кобылу и, получив веревку, вскочили на лошадей и помчались в сторону стада. Вся семья помахала отъезжающим. Быстро добрались до стада, подъехали к пастуху. Он пуще, чем в тот первый раз, заволновался, увидев старосту и Терёху вместе. Староста на их родном языке что-то ему сказал. Пастух озадачился, подошел к Терёхе, поздоровался с ним и попросил веревку. После этого отправился в стадо. Василий рассказал Терёхе, что в их селе каждая семья имеет одну-две, а то и три коровы или подтелка. В некоторых семьях есть даже четыре головы. Лишних режут на мясо или живьем отводят в Гагино на соборный базар. Вскоре они увидели, как пастух ведет, привязанную на веревке, довольно милую буренку. Подвел ее и вручил Терёхе, обменявшись рукопожатием. Василий тоже подошел и по-братски обнялись с Терёхой. Василий напомнил, что прощаются до понедельника, опять в обед. Терёха поклонился и левой рукой повел лошадь за уздечку, а правой корову за веревку. Через какое-то время вскочил на лошадь и тихонечко пробирался в сторону села Смирново. День уже клонился к вечеру. Терёха часа через полтора добрался до высокого берега речки Пиля с ее левой стороны. Отсюда увидел стоящие на противоположной стороне речки, не очень вдалеке, три своих подводы, около каждой был всего один человек. Он догадался, что остальные, видимо, ушли за грузом. Терёха спустился с лошади, левой рукой взял ее за уздечку, а правой вновь подхватил корову и тихонечко, осторожно спускались к речке. Он не заметил, как к нему минут через двадцать подбежал Разведчик без штанов. Терёха обрадовался, передал Разведчику лошадь. Посоветовались, где лучше и удобнее перевести корову на другой берег речки. Разведчик знал это место. Оно было недалеко, туда и направлялись. Корова с трудом поддавалась понуканиям Терёхи и с испугом спускалась к речке. С трудом добрались до воды. Терёха поднял лицо и увидел на другом берегу почти всю команду, радостно улыбающуюся. Терёха забрал лошадь у Разведчика, передал ему буренку и попросил бесштанную команду, стоявшую на другом берегу, помочь перевести корову. А сам вскочил на лошадь и быстренько перебрался на другой берег, где стояли женщины. Соскочил с лошади, подошел к Марии, поклонился и доложил, что привел в качестве подарка от семьи кокинского старосты прекрасную буренку. «Сегодня же, после вечерней дойки, попробуем ее парное молоко. Определите, кто будет дояркой и придумайте имя буренке», – сказал Терёха.

На страницу:
7 из 9