Полная версия
В поисках спокойствия. Женщины, которые слишком много беспокоятся. Успокойте свой встревоженный ум: Как осознанность и сострадание могут избавить вас от тревоги, страха и паники
Потерять свой путь – это гораздо серьезнее, чем потеряться в джунглях. В конце концов, как долго вы пробудете в этих джунглях? Уже утром взойдет солнце, и вы вернетесь домой. Вы найдете дорогу, даже не задавая вопросов.
Но джунгли, в которых мы потерялись, раскинулись на множество жизней. Нам неизвестно, сколько жизней мы уже по ним блуждаем. Однако наш вопрос «Как отсюда выбраться?» звучит так безжизненно, словно нас это не очень-то интересует.
Этот вопрос должен быть тотальным. Он не может быть частичным, фрагментарным, заданным по кусочкам; он может быть только тотальным. И любой, кто задаст вопрос изо всех сил, гарантированно получит ответ в тот же самый день. К чему ждать до завтра? Но мы никогда особо не спрашивали, никогда особо не искали. Мы всегда надеялись, что сможем позаимствовать ответ откуда-нибудь еще.
Нет! В поисках истины невозможно ничего позаимствовать. В поисках блаженства нет ничего, что можно взять у кого-то другого; это должен быть наш труд, наше намерение, наша сила. Это также мера того, насколько искренним является наше стремление, действительно ли мы заслуживаем того, о чем просим. Ценность этих поисков можно измерить лишь одним способом: действительно ли мы вложили в них себя целиком? У этой медитации есть только одно условие. Ее нужно выполнять не постепенно, медленно или механически, а абсолютно тотально, как будто от этого зависит сама жизнь. Может быть, в следующее мгновение нас уже не будет в живых; может быть, через миг дыхание к нам не вернется. Но даже в этом случае мы не должны говорить, что возвратились, не познав себя. Именно здесь мы находимся в данный момент.
Махавира[9] однажды сказал, что нельзя узнать, когда капля утренней росы скатится с листа травы от дуновения ветра. Человеческая жизнь подобна капле росы на листе травы: стоит подуть ветру – и она скатится вниз. В жизни человека столько ненадежности, столько нестабильности, столько опасностей – нет никакой гарантии, что следующий миг настанет. Но когда человек отправляется на поиски самого себя, он делает это так неспешно, словно у него в запасе еще уйма времени. Так больше продолжаться не может.
Я надеюсь, что, когда мы в течение трех дней будем заниматься медитацией, вы погрузитесь в нее полностью, вложите в нее всё свое дыхание, всё сердцебиение, всё тело, весь ум. Чем полнее вы в нее погрузитесь, тем глубже сможете проникнуть внутрь себя. Чем полнее вы в нее окунетесь, тем глубже погрузитесь. Что еще нужно сделать? Ничего особенного, всё довольно просто.
Когда мы будем садиться, все должны принять удобное положение, крепко сцепив пальцы рук, – чтобы задействовать всю силу тела. Давление на руки будет признаком той интенсивности, с которой задается вопрос. Руки могут стать «деревянными», «каменными». Сядьте поудобнее, скрестив все десять пальцев на коленях. Затем мы закроем глаза. Когда глаза будут закрыты, всё наше внимание нужно полностью сконцентрировать на точке ровно посередине между глазами. Почему именно там? В ближайшие дни я попытаюсь объяснить, в чем причина и что это дает. Глаза должны быть закрыты, но так, чтобы даже с закрытыми глазами мы могли смотреть внутрь себя из той точки между глазами. Пальцы рук должны оставаться сцепленными, спина – прямой, тело – свободным.
Сначала сядьте так. Пальцы сцеплены, спина прямая. Спина должна быть прямой, потому что чем она прямее, тем сильнее будет звучать вопрос. Возможно, вы замечали, что, когда вы полны энтузиазма или энергии, спина автоматически выпрямляется. Возможно, вы замечали, что во время драки спина человека никогда не бывает согнутой, она автоматически выпрямляется. Так происходит каждый раз, когда дело идет о вашей жизни.
Итак, спина прямая, пальцы рук сцеплены. Состояние рук будет мерой того усердия, с которым вы задаете вопрос. Чем интенсивнее вы будете спрашивать, тем «деревяннее» будут становиться руки. Их станет очень трудно разъединить: они сцепятся так крепко, словно никогда больше не смогут разъединиться. Глаза должны быть закрыты, а всё внимание – сконцентрировано на точке между глазами, на переносице. Глаза должны быть направлены в ту точку, где переносица начинается.
Затем отправляйтесь внутрь себя; губы сомкнуты, язык касается нёба. При сомкнутых губах язык автоматически переместится к нёбу, чтобы рот был полностью закрыт. Мы не должны говорить при помощи рта, теперь мы будем говорить с помощью внутренней жизненной энергии. Вопрос, который мы будем задавать: «Кто я?» Его нужно повторять так быстро, чтобы между двумя повторами не оставалось паузы: «Кто я, кто я, кто я, кто я?» Так сильно и энергично, чтобы в теле больше не оставалось никаких сил.
Тело может начать дрожать. Из глаз могут потечь слезы, вам может захотеться плакать. Когда тело вкладывает во что-то все свои силы, такое возможно. Не нужно ничего сдерживать. Пусть происходит то, что происходит. Просто продолжайте повторять этот вопрос – повторяйте его так, словно на карту поставлена вся ваша жизнь. «Я буду спрашивать, и я познаю то, что у меня внутри».
Этот эксперимент мы будем продолжать в течение пятнадцати минут. После этого наша сегодняшняя сессия завершится.
Итак, давайте все сядем. Кто стоит – сядьте на том же месте. Оттого что вы сядете, ничего не случится. Даже если ваша одежда немного запачкается – ничего страшного. Вы должны сесть, потому что стоя вы будете мешать другим. Пожалуйста, тихонько сядьте на том же месте, где стоите. Не разговаривайте и не отвлекайте других.
Так, теперь выпрямите спину. Сцепите пальцы рук. Закройте глаза. Сконцентрируйте всё внимание между глазами; глаза должны быть закрыты. Теперь направьте внимание на точку между глазами, как будто вы смотрите в эту точку с закрытыми глазами. Так, губы сомкнуты. Теперь начинайте спрашивать в полную силу: «Кто я? Кто я?» Делайте это быстро, интенсивно, энергично. Продолжайте спрашивать изо всех сил: «Кто я? Кто я?» Не тихо, а в полную силу – ведь чем энергичнее вы будете спрашивать, тем глубже внутрь проникнет вопрос.
Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Спрашивайте быстро, энергично, изо всех сил. Пусть вопрос исходит из каждого удара сердца, из каждого выдоха тела. Пальцы рук сцеплены, спина прямая. У вас может дрожать тело, могут потечь слезы, но вкладывайте всю свою силу… По мере увеличения силы вы почувствуете, что становитесь спокойнее. У вас внутри разольется глубокое ощущение покоя.
Кто я? Кто я? Кто я? Нет, не постепенно, а изо всех сил. Кто я? Кто я?
Потом не подходите ко мне и не говорите, что ничего не произошло. В полную силу…
Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Продолжайте спрашивать, проникайте глубже и глубже. Как пущенная стрела, глубже и глубже.
Кто я? Кто я? Кто я? Пусть всё ваше тело задрожит… Кто я? Спрашивайте изо всех сил… Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я?
Вы начнете испытывать глубокое ощущение покоя. Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Изо всех сил, которые у вас только есть; пусть разразится буря. Всё ваше существо должно вопрошать: «Кто я?»
Столько душ одновременно спрашивают, и никакого результата? Кто я? Кто я? Кто я? Со всей возможной страстью… Пусть происходит то, что происходит.
Кто я? Пусть вас никто больше не интересует, кроме вас самих. Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? С каждым выдохом, с каждым ударом сердца. Нужно забыть обо всем и помнить только один вопрос: «Кто я?»
Кто я? Кто я? Глубже и глубже; вас наполнит глубокое ощущение покоя. Чем сильнее вы спрашиваете, тем больше его будет. Чем настойчивее вы спрашиваете, тем больше будет этого спокойствия.
Кто я? Пусть этот вопрос сотрясает всё ваше существо, всю вашу жизнь: Кто я? Словно дерево, которое трясут так сильно, что содрогаются даже его корни. Кто я? Кто я? Кто я? Я должен узнать, должен выяснить, должен постичь…
Кто я? Кто я? Кто я?
Спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте… Должен остаться только один вопрос, только один: Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Вы заблудились в темноте и спрашиваете: Кто я? Кто я? Я потерял дорогу, я даже не знаю самого себя. Кто я? Я должен узнать, должен выяснить… Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я?
Еще пять минут, в полную силу: «Кто я? Кто я?» Вложите в это всю душу. Кто я? Изо всех сил… Кто я? Пусть у вас в запасе ничего не останется, это не должно делаться вполсилы. Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Один только стук в дверь… Кто я? Кто я? Вы словно колотите в закрытую дверь… Кто я? Кто я? Кто я? Кромешная тьма… Кто я? Кто я?
Чем быстрее вы будете спрашивать, тем спокойнее будет становиться ваш ум. Кто я? Всего лишь эхо… Кто я? Кто я? Последние две минуты, изо всех сил, что у вас есть: Кто я? Кто я? Кто я?
Последняя минута: Кто я? Кто я? Кто я? Кто я?
Ваш ум будет становиться спокойнее, вы наполнитесь глубоким ощущением внутреннего покоя. Словно прошла буря и всё затихает. Кто я? Кто я? Кто я? Кто я?
И последний раз: Кто я? Кто я? Кто я? Остановитесь только тогда, когда достигнете пика. Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я? Кто я?
Остановитесь… Полностью всё отбросьте. Успокойтесь… Отбросьте это. И медленно-медленно откройте глаза. Посидите тихо несколько мгновений… медленно откройте глаза, затем медленно расцепите пальцы рук. Медленно откройте глаза…
Я должен рассказать вам о трех моментах, а затем можете встать.
Первое: когда я прихожу и ухожу, не нужно припадать к моим стопам. Я для вас не гуру, и я не верю, что человек может быть чьим-то гуру или учеником. Поэтому никто не должен припадать к моим стопам. Я также не святой и не махатма[10]. Попытки быть святым или махатмой кажутся мне полным ребячеством. Поэтому нет никакой нужды мной восхищаться, почитать меня или боготворить. Вы и так проявляете ко мне более чем достаточно уважения, когда внимательно меня слушаете. Вам даже не обязательно принимать мои слова. Просто подумайте над ними и поэкспериментируете. Если эти слова правильные – они останутся, если нет – они отпадут.
Второе, что я хочу сказать: в моей природе дарить любовь тому, кто ко мне приходит. Пусть ко мне не подходит тот, кто боится любви. Мое состояние чем-то похоже на состояние Платона…
Платон всю жизнь верил, что любовь – это молитва. На старости лет он заразился проказой. Но, тем не менее, когда к нему подходили люди, он их обнимал. Людей это очень пугало. Кто захочет обниматься с человеком, больным проказой? И они перестали к нему приходить.
– Почему ко мне больше никто не приходит? – спрашивал Платон.
Люди не знали, что ответить, и потому молчали. Но однажды несколько его друзей набрались смелости и сказали ему:
– Твое тело больно проказой, а ты берешь людей за руки, обнимаешь их, иногда даже целуешь в лоб. Люди боятся к тебе приходить.
– Ах да, – ответил Платон. – Я всё время забываю, что у меня есть еще и тело. Я даже забыл, что оно теперь больно проказой.
В общем, старайтесь не подходить ко мне близко, ведь я тоже не знаю, что у меня есть тело. И еще я забываю, что тело у меня мужское. Когда ко мне подходят мужчины, это не так страшно, но когда подходят женщины, вот тогда действительно возникают проблемы. Поэтому, пожалуйста, будьте осторожны и не подходите ко мне близко. Мне уже трудно изменить свою натуру, а вот вы можете проявить больше понимания и держаться от меня чуть поодаль.
Когда я прибыл сюда, мне сообщили, что один парламентарий из города Барода[11] сделал ряд высказываний обо мне. Услышав их, я осознал, что он был прав…
Одна женщина приехала из Дели. Она преподавала в каком-то университете и была уж точно не глупее члена парламента. Она подошла ко мне и очень убедительно сказала, что для нее было бы большим счастьем остаться со мной.
– Я столько лет ждала и надеялась, что когда-нибудь смогу провести с тобой хотя бы пару дней, – сказала она.
– Да ты с ума сошла, – ответил я. – Могла бы приехать в любое время.
Она осталась со мной. Я не знал, что это обернется столь серьезными проблемами. Если бы кто-нибудь подошел ко мне и сказал, что ее пребывание доставит им массу неудобств, я бы даже не стал слушать этого человека. Или сказал бы:
– Ты тоже приходи. Приходи и оставайся со мной, спи здесь.
Но никто не подошел.
Я отправился на встречу. А на следующий день эти люди выбросили на улицу все ее вещи. Когда я вернулся, она стояла и плакала.
– Меня жутко оскорбили, – сказала она, – мне наговорили кучу неприличных вещей.
– Как странно! – удивился я.
Потом мои друзья сказали мне:
– Эта женщина при встрече обняла тебя. Это крайне неприлично и характеризует ее с худшей стороны.
Я сказал им, что было бы гораздо лучше, если бы они сначала сообщили об этом мне. А выбрасывать чужие вещи на улицу и оскорблять человека – это тоже совсем неправильно и неприлично. Затем, вернувшись сюда, я узнал, что они успели дать интервью об этом инциденте журналистам.
Поэтому я подумал, что мне стоит вам это сообщить. Я не веду записей, кто ко мне приходил, мужчина или женщина. Меня это не волнует. А в дальнейшем мне будет трудно об этом вспомнить. Так что лучше держитесь от меня чуть поодаль.
Нехорошо создавать проблемы членам парламента, в то время как эти бедняги пытаются сохранить моральный облик страны. Именно благодаря им у нашей страны образцовый моральный облик, иначе он был бы потерян. Наша страна может похвалиться высокими моральными устоями и нравственным поведением исключительно благодаря им. А люди вроде меня только развращают, от таких лучше держаться подальше!
Итак, вторая моя просьба: было бы очень хорошо, если бы вы здоровались со мной только на расстоянии. Даже если вам потребуется личная встреча со мной, пожалуйста, подумайте как следует. Во-первых, в таких встречах не должно быть особой нужды, поскольку всё, что я могу сказать, я говорю здесь. Вам не о чем спрашивать меня наедине. Впрочем, я понимаю, что у вас могут быть вопросы, которые необходимо обсудить индивидуально. Но эти парламентарии не хотят, чтобы кто-либо говорил со мной наедине. Если бы дело касалось только мужчин – возможно, это было бы приемлемо. Но если ко мне на встречу хотят прийти женщины, сразу же возникают огромные проблемы. Так что женщинам точно не стоит приходить ко мне с вопросами. Это не моя вина. Им следует понять: проблема в том, что они женщины и что они родились в Индии.
Кто хочет встретиться со мной наедине, пусть как следует подумает и пусть имеет в виду, что у меня плохой моральный облик. Так что, пожалуйста, прежде чем приходить ко мне, подумайте очень и очень хорошо – чтобы потом ни у кого не возникло проблем, трудностей или неприятностей.
Проблема – это всегда отражение склада ума; все трудности идут именно оттуда. У кого сознание переполнено похотью, тот ничего, кроме похоти, в мире не видит. Он не способен увидеть ничего другого.
Доктор Рам Манохар Лохия[12] написал книгу, в которой поднял такой вопрос…
Когда Будда прибыл в город Вайшали, городская проститутка по имени Амрапали, известная как «невеста Вайшали», припала к его стопам и попросила совершить обряд посвящения. Доктор Рам Манохар Лохия задается вопросом: когда Будда увидел столь красивую женщину, какие мысли возникли у него в голове? Какой трепет он испытывал?
Это очень забавно. Доктор Лохия хочет узнать, какой трепет испытывал Будда и какие мысли возникли у него в голове. Но доктор Лохия тоже был членом парламента, и, конечно, государственные мужи вроде него обязаны проявлять беспокойство. В конце концов, от них зависит моральный облик страны.
Когда Вивекананда[13] прибыл в Индию, возникла проблема с тем, что сестра Ниведита должна была сопровождать его в Бенгалию. Саньясин, и вдруг с женщиной! Людям было невдомек, что для саньясина нет ни женщин, ни мужчин. Однако это стало большой проблемой, ситуация была очень трудной.
Мария Магдалина, женщина, пришла к Иисусу, припала к его стопам и омыла их своими слезами. С этого самого дня и начались все неприятности. Для Иисуса это стало большой проблемой. Почему он позволил проститутке прикоснуться к его стопам? Но разве для Иисуса кто-то может быть проституткой? И разве для Иисуса есть разница между мужчиной и женщиной? Но, конечно же, Иисус был неправ. Нашим парламентариям лучше знать, что правильно, а что нет. Тогдашние парламентарии как раз и распяли Иисуса. Сократа же обвиняли в аморальности и совращении малолетних.
Когда Вивекананда отправился к Рамакришне Парамахансе[14], он был молодым красивым мужчиной. Пошли слухи, что Рамакришна любит красивых мальчиков. Ему еще повезло, что в Дакшинешваре[15] не было парламентариев, а то бы они ему задали!
Очень удобно получается. Парламентарии не совершили никакой ошибки, не сделали ничего плохого, всё сказали правильно. Причем это даже не их вина: они обязаны говорить подобные вещи. Я предложил им поговорить наедине, но они сказали, мол, нет, наедине такое обсуждать неправильно. Возможно, теперь они и сами почувствуют, что это все-таки стоило обсудить наедине. Я обязательно поеду в Бароду во время выборов и буду призывать людей голосовать за них – ведь иначе моральному облику страны конец. Голосуйте за них, иначе нашей стране не видать нравственного прогресса!
Сознание всей страны наполнилось похотью, а мы говорим о каком-то моральном облике. Это увлечение похотью уже настолько укоренилось, что люди даже на минуту не могут забыть, кто мужчина, а кто женщина; теперь это забыть невозможно. Но о таких развратных вещах говорят только люди вроде меня, приличные люди об этом молчат. Так что вам следует быть осторожнее. Зачем вам ко мне приходить? В этом нет ни малейшей необходимости.
Также нет необходимости писать мне письма, ведь я даю обескураживающие ответы. Поэтому моя третья просьба к вам: не пишите мне писем. Письма от женщин приводят к серьезным проблемам. Если я не отвечаю, мне шлют напоминания, прилагая первое письмо. А если отвечаю, то возникают всяческие проблемы. Поэтому, пожалуйста, не пишите мне писем. Хотите о чем-то спросить – спрашивайте здесь.
Если кто-то захочет просто со мной встретиться, то мужчинам сделать это будет не очень трудно. Но если встретиться захочет женщина, особенно молодая, то ей следует привести с собой отца, чтобы он ее защищал. Женщинам постарше следует в целях безопасности приводить с собой мужей. А тем, кто еще старше, следует приводить сыновей – пусть они их оберегают. Но ни в коем случае не приходите одни. Это неправильно, ведь я могу быть очень любвеобильным!
Здесь где-то сидит Химматбхай Джоши. Его жена Джассу ездила со мной в Индаур[16], и ее поселили в соседнюю комнату.
Вечером она пришла ко мне и сказала:
– Я буду спать здесь, в твоей комнате.
– Это огромная комната, – ответил я. – Спи.
Я даже не подумал о том, что предлагаю женщине спать в моей комнате.
Наверняка в Индауре тоже есть парламентарий. Но, похоже, он всё проспал; похоже, его вообще не волнует моральный облик людей. Так что жителям Индаура не следует за него голосовать. Это неподходящий кандидат, ведь он должен знать, кто с кем спит, кто чем занимается. А тут женщина спит рядом с развратным мужчиной вроде меня. Какой позор! Но я сказал этой женщине, что всё в порядке. Она спала в моей комнате и, наверное, была очень рада. К счастью, ни один парламентарий об этом не узнал, иначе не миновать беды.
Эти люди подобны… Вы часто видите в небе хищных птиц, но не стоит делать вывод, что они живут в небе. Они летают в небесах, но их глаза устремлены на землю, они ищут гнилые куски плоти.
Они летают в небе, но их глаза нацелены на куски падали, на грязную землю. То, что они летают по небу, еще не значит, что они там живут. Они смотрят на землю, на всякую грязь. Вы – то, на что устремлены ваши глаза.
Даже если вы сидите в парламенте, нет никакой разницы. Куда вы смотрите? Но это не их вина, эти бедняги просто трудятся на благо народа. Им приходится это делать для всеобщего блага.
Однако моя просьба заключается в том, что нет нужды подходить ко мне близко. Также нет нужды устанавливать со мной какую бы то ни было любовную связь, ведь я могу установить любовную связь с кем угодно. А это неправильно, любовь – это неправильно!
Итак, это была моя третья просьба. Если у вас в течение этих трех дней возникнут какие-либо вопросы по поводу того, что мы здесь обсуждаем, – пожалуйста, передавайте их в письменном виде. Я соберу все ваши вопросы и в последний день отвечу на них.
Я очень благодарен вам за то, что вы слушали меня с таким вниманием и такой любовью. Я преклоняюсь перед благочестием, которое присутствует в каждом из нас. Примите мое почтение.
Глава 2
Семь чакр
Мои любимые!
Прежде чем начать путешествие в глубь себя, важно ознакомиться с дорогой, по которой мы будем идти. Необходимо кое-что узнать о дверях, в которые мы будем стучаться, и понять замки, которые нам предстоит открывать.
Путники, которые отправляются в дорогу, ничего не зная о маршруте, скорее заблудятся, чем дойдут до места назначения. Снаружи хотя бы видно дорогу, а внутри никакого видимого пути нет. Снаружи есть знаки, указывающие направление дороги, а внутри нет ни знаков, ни ориентиров, ни мильных столбов. Это всё неизведанная территория, для нее не существует карт. Возможно, поэтому человек гораздо больше блуждает внутри, чем снаружи. Для нашего сегодняшнего обсуждения будет полезно понять несколько важных моментов о том пути, что ведет внутрь.
Первый важный момент: физическое тело, которое мы видим, – это лишь верхний слой. Внутри этого тела есть и другие; то тело, которое нам известно, не является одним-единственным. И когда мы начнем наше путешествие в глубь себя, нам придется пройти через эти телесные слои. Нам придется миновать все эти слои, прежде чем мы достигнем нашего центра.
Сразу под физическим телом – тем, которое мы наблюдаем и которое формируется за счет пищи, – находится эфирное тело, жизненная сила. Важно кое-что понять об этом эфирном теле, так как нам предстоит через него пройти. А когда что-то проходишь без понимания, можно заблудиться, можно оказаться в опасности и серьезно пострадать.
Как я уже сказал, под нашим физическим телом находится то «электрическое» тело, которое мы называем жизненной силой. Именно эта жизненная сила позволяет нам осознать физическое тело.
Даже когда физическое тело исчезает, эфирное остается. Даже после смерти оно живет еще несколько часов, так как хочет воссоединиться с физическим телом.
Вот почему в обществах, где люди это осознали, тела умерших не сохраняют, а сжигают сразу после смерти. Тела умерших предают огню из-за глубокого опыта, полученного эфирным телом. Стоит физическое тело сжечь – и притяжение жизненной силы к нему исчезает. Иначе эфирное тело вместе с душой так и будет блуждать вокруг мертвого физического тела. Существует очень большая вероятность этого.
Жизненная сила, находящаяся прямо под физическим телом, – необыкновенна. Еще до того, как мы узнали об электричестве, те, кто медитирует, открыли электрическую природу тела. Именно по этой причине люди тысячелетиями медитировали на деревянных досках либо на тигровой или оленьей шкуре. Если во время прохождения через электрическое тело есть вероятность того, что электрическая жизненная сила уйдет из физического тела, человек может серьезно пострадать или даже умереть. Это уже давно было открыто опытным путем.
Также известно, что электрические тела мужчин и женщин различаются. На уровне физического тела существуют грубые различия, а настоящие, тонкие, проявляются на уровне электрического тела. Мужская жизненная сила – это «плюс», женская – «минус». У мужского тела положительный электрический заряд, у женского – отрицательный. Вот почему эти тела притягиваются.
Но как только человек входит в состояние медитации, заряд жизненной силы, идущий к физическому телу, начинает постепенно терять ориентацию, остроту, энергию и направляется внутрь. В тот день, когда жизненная сила перестает течь в сторону физического тела и направляется к другим внутренним слоям, с этого момента человек уже не просто мужчина или женщина. В его сознании уже не возникает идентификации с мужчиной или женщиной.
Однажды Будда несколько дней медитировал в лесу возле горы. Настала ночь, светила полная луна. Несколько человек пришли из города в лес и взяли с собой проститутку – для забав, для развлечений, для удовольствий. Они напились, принялись танцевать, раздели проститутку. Поняв, что они все вдрызг пьяны, она сбежала прямо без одежды. Когда мужчины протрезвели, то не могли понять, куда она делась. Они стали искать проститутку, но нигде не могли ее найти.
В лесу кроме Будды никого не было. Он сидел под деревом в состоянии глубокой медитации. Мужчины подошли к Будде, потрясли его и спросили:
– Эй, монах, ты наверняка видел тут сбежавшую от нас женщину. На дороге ее следы. Это была голая проститутка. Мы хотим узнать, в какую сторону она побежала.
– Кто-то действительно пробегал мимо меня, – ответил Будда. – Но мне трудно сказать, женщина ли это или мужчина. Если бы вы пришли ко мне десять лет назад, я бы вам сказал. Но с тех пор как во мне больше нет мужчины, я смогу отличить женщину по внешним признакам, только если приложу сознательное усилие. Я даже не знаю, была ли на ней одежда или нет. С тех пор как я перестал осознавать, одето ли мое тело, вопрос об одежде других также отпал.