Полная версия
Поэма о скрытом смысле. Первый дафтар
Об этапах (пути) души (джан) его он [= ‘Умар] напоминание дал,
и о странствиях души /духа/ (раван) его напоминание дал.
1440 И о Времени, что времени лишенным /букв.: пустым/ пребывало,
и о стоянке Святости, что преславной пребывала.
И о сфере, в которой Симург духа (рух)
прежде сего[260] познал полет и [Божественные] раскрытия (футух)[261].
Каждый полет его окоемов /горизонтов/ превыше,
и надежды, и жадности вожделеющего /томящегося/ [встречи] превыше.
Когда ‘Умар в чужеликом друга нашел,
то душу его ищущей таинств нашел.
Шейх /старец/ [= ‘Умар] совершенным был[262], а ищущий – жаждущим,
муж проворным [наездником] был, а скакун – придворным.
1445 Узрел проводник (муршид), что тот проведенья желал /букв.: имел/,
семя чистое он в землю чистую посадил.
Вопросы посланца Рума Повелителю верующих ‘Умару, да будет доволен им Аллах
Муж сказал ему: «О Повелитель верующих!
Душа /дух/ с высот как низошла на землю?
Птица безмерная как оказалась в клетке?»
Сказал [тот]: «Истинный над душой /духом/ заклинанье прочитал и заговоры».
Над не́бытями (‘адамха), у коих нет ни очей, ни ушей,
едва заклинание Он прочтет, как приходят они в бурление.
От заклинания Его не́быти быстро-пребыстро
радостный кувырок совершают к существованию.
1450 Вновь над существующим когда заклинание Он произнесет,
быстро, во всю прыть /на двух лошадях/ в небытие существующее погонит[263].
Сказал Он на ухо розе и ее рассмешил [= она распустилась],
сказал Он камню и самоцветом рудника Своего обратил.
Сообщил /букв.: сказал/ Он телу знамение, так душою стало оно,
сказал Он солнцу, так сияющим стало оно.
Вновь в ухо ему [= солнцу] Он выдохнет замечанье страшное,
на лик солнца выпадет сотня затмений.
На ухо туче тот Глаголящий что произнес,
что подобно бурдюку из глаз своих она слезы излила?
1455 На ухо суше /земле/ Истинный что произнес,
что та сосредоточенной стала и обомлела /букв.: молчаливой осталась/?
В колебании всякий, кто смятен, пребывает —
Истинный на ухо ему загадку сказал,
чтобы заточить его меж двух предположений:
«Сделать ли мне то, что Он сказал, или прямо противоположное тому?»
И от Истинного же предпочтение получит одна сторона,
из тех двух одну изберет он от Той [= Божественной] заботы.
Если ты не желаешь [пребывания] в колебании рассудка души,
то поменьше вдавливай эту вату в [свое] ухо души[264],
1460 чтобы ты понял те загадки Его,
чтобы ты постиг знак тайный и явный Его.
Тогда местом (Божественного) внушения (вахи) станет ухо души.
Внушение (Божественное) чем бывает? Речением, от чувства сокрытым.
Ухо души и око души[265] вне такого чувства пребывают,
ухо разума и ухо предположения для этого [внушения] несостоятельны.
Слова «принуждение мое» (джабр-ам) любовь нетерпеливой сделали[266],
а того, кто не влюблен, заточили [в темницу] принуждения.
Сие есть сопровождение Истинным[267], а не принуждение,
это – сияние луны, а не облако.
1465 Даже будь это принуждение, но не принуждение [у] простолюдина,
не принуждение той [души,] повелевающей к себялюбию.
Принуждение те [лишь] познают, о сын,
кому Господь открыл в сердце (внутреннее) зрение /въдение/.
Сокровенный мир и грядущее им открылись явно,
упоминание минувшего у них превратилось в падаль /в ничто/.
Выбор /свобода воли/ и принуждение [у] них суть другие,
капли [воды] в раковинах суть жемчужины.
Есть снаружи [раковины] капля малая и большая,
в раковине она [= капля] есть жемчужина малая и крупная.
1470 Натура (мускусной) железы кабарги есть у того народа [= суфиев],
снаружи – [сгусток] крови, а внутри у них – мускус.
Ты не говори: «Эта жидкость снаружи кровью была,
когда она войдет в (мускусную) железу, мускусом как ей стать?»
Ты не говори: «Эта медь снаружи была презренна,
в сердце эликсира как ей обрести ценность?»
Выбор /свобода воли/ и принуждение в тебе были [лишь] представлением,
когда в них [= суфиев] они вошли, то стали Светом (Божественной) славы.
Хлеб, пока на скатерти, твердым [= неодушевленным] предметом будет,
в теле людей станет он духом радостным.
1475 В сердце скатерти он не преобразуется,
преобразует его душа [живой водой] из Салсабила [= источника в раю].
Сила души такова, о ты, читающий верно,
каковой же быть силе той Души душ?!
Плоти человеческой кусочек с разумом и душой
рассекает гору с океаном и рудником.
Напряжение души, корчующей гору, – в раскалывании камня,
напряжение Души душ – в [словах]: расколется месяц[268].
Если раскроет сердце клапан сумы тайн,
то душа к Престолу совершет набег.
[О том, как] Адам соотнес то заблуждение с собой [словами]: «Господи наш! Наказали мы самих себя»[269], и [как] Иблис соотнес свой грех со Всевышним Господом [словами]: «За то, что Ты соблазнил /сбил/ меня»[270]
1480 Деяние Истинного и деяние наше, оба узри,
деяние наше бытью (хаст) почти, очевидно сие.
Если не бывают поступки людей налицо,
тогда не говори никому: «Почему сделал ты так?»
Сотворение Истинного поступки наши создает,
поступки наши суть следы сотворения Поклоняемого.
Речистый или слово увидит, или умысел,
как ему сразу охватить две акциденции?
Если за смыслом пойдет он, то станет беспечным о слове [= форме],
вперед и назад сразу не посмотрит ни один взгляд /око/.
1485 В то время как смотришь ты вперед, тогда
как ты увидишь то, что позади тебя? – Это признай.
Поскольку не объемлет слово и смысл [одновременно] душа,
как быть душе творцом сих двух [реалий]?
Истинный объемлет все, о сын,
не удерживает одно дело Его от дела другого[271].
Сказал Дьявол: «За то, что Ты соблазнил /сбил/ меня».
Поступок свой сокрыл презренный див.
Сказал Адам: «Обидели мы самих себя».
Он о деянии Истинного не был беспечным, как мы.
1490 В грехе он из учтивости Его прикрыл,
от приписывания того греха себе плода он вкусил.
После [его] раскаяния сказал Он ему: «О Адам, не Я ли
создал в тебе то преступление и испытание?
Разве предначертанием и Непреложным приговором Моим не были они,
как же во время извинения ты это сокрыл?»
Сказал [тот]: «Я испугался, [но] учтивость не оставил».
Сказал [Бог]: «И Я это в тебе почтил».
Всякий, кто предложит почтение, он почтение унесет,
всякий, кто предложит сахар, пахлаву вкусит.
1495 Добропорядочные (жены) для кого? – Для добропорядочных (мужей)[272],
друга порадуй, [затем] обидь и посмотри.
Один пример, о сердце, ради отличия приведи,
дабы распознал ты принуждение от выбора /свободы воли/.
Рука, что дрожащей бывает от тряски [своей],
и та рука, которую в дрожь ты приводишь с места ее.
Оба движения творением Истинного признай,
но невозможно [при этом] одно с другим сравнить.
За то ты раскаиваешься, что в дрожь привел ее,
трясущегося [непроизвольно], когда раскаивающимся ты видел его?
1500 Поиск разума это. Какого разума? Того хитреца.
Авось слабый дорогу проторит туда.
Поиск разума, если он [по ценности] жемчугом и кораллом является,
все же иным, чем поиск души бывает.
Поиск души – в положении ином,
у вина души – состав иной.
Пока поиск разума уместным /букв.: созвучным/ был,
этот ‘Умар Бу-л-Хакаму («Отцу мудрости») таи́нником[273] был.
Когда ‘Умар от разума пришел к душе,
Бу-л-Хакам Бу Джахлом («Отцом невежества») стал в суждении о ней.
1505 Со стороны чувства и разума он совершенен,
хотя, конечно, в отношении души он невежествен.
Поиск разума и чувства следствием считай или причиной,
поиск души – либо чудом, либо отцом чуда.
Сияние души нашло, не осталось, о жаждущий сияния,
требующего и требуемого [суждений], отрицающих необходимое[274].
Ибо тот зрячий, кто светом Его озарился,
от довода, как [от] посоха [слепца,] вполне освободился.
Толкование [изречения]: Он с вами, где бы вы ни находились
Еще раз мы к истории возвратились,
мы от той истории, в самом деле, когда отступили?
1510 Если к невежеству мы придем, оно – темница Его,
а если к знанию мы придем, оно – палата Его.
А если ко сну мы отойдем, то опьяненные Им пребываем мы,
а если к бодрствованию [возратимся], то в руках Его пребываем мы.
А если зарыдаем мы, то исполненным синевы облаком Его пребываем мы,
а если засмеемся, в тот миг молнией Его пребываем мы.
А если во гневе и в войне [мы], то они – отражение подавления (кахр) Его,
а если в мире и прощении [мы], то они – отражение любви (михр) Его.
Кто мы в этом мире закрученном? —
Как [буква] алиф [мы]. А у нее самой что есть? – Ничего, ничего[275].
Вопрос посланца к ‘Умару, да будет доволен им Аллах, относительно того, по какой причине духи терпят невзгоды в этих телах из воды и глины
1515 Сказал [посланец]: «О ‘Умар, что за премудрость была [в том] и таинство —
заточение той чистоты в таком месте тусклом?
Вода пречистая в глине сокрытой стала,
душа чистая затворенной телами стала?»
Сказал [тот]: «Ты беседу дивную ведешь,
смысл оковами слова сковываешь.
Заточил ты (в темницу) смысл свободный,
оковами слова сковал ты память.
Ради пользы сие ты содеял?
Ты, кто сам от пользы [заслонен] под покрывалом?
1520 Тот, от Кого [любая] польза народившейся стала,
как не увидит то, что нам видно стало?
Сто тысяч польз существует [на свете], и каждая
[из] ста тысяч пред той одной мизер[276].
[Если] то дыхание речистости твоей, что, будучи частью [из многих] частиц,
пользою стало, то целое целого [ее] лишено почему?
Ты ведь есть частица, дело твое [сопряжено] с пользой,
тогда почему, хуля целое /в хуле на целое/, ты замахиваешь руку?
В речи если нет пользы, то не говори,
а если есть, то оставь возражение и благодарность взыскуй.
1525 Благодарность Поклоняемому – ярмо каждой шеи:
не спорить и кислым /хмурым/ делать лицо.
Если пребывать с кислым /хмурым/ лицом оказалось благодарностью и только,
то благодарящего, подобного уксусу, нет [лучше] никого.
Уксусу, если найдет он дорогу к печени,
скажи: „Стань медово-уксусным напитком, [ведь] он из сахара!“»
Смысл в стихе иначе как с промашкой не бывает,
он, как праща, и удержи не знает.
О смысле [изречения]: Кто намерен восседать с Аллахом, пусть сидит с приверженцами тасаввуфа
Тот посланец не в себе оказался /вышел из себя/ от сих двух [духовных] чаш,
ни посланничества в памяти не осталось у него, ни послания.
1530 Пораженным во власти Аллаха став,
тот посланец сюда [= до этой черты] добрался, царем /шахом/ став.
Сель, влившись в море, в океан превратился,
зерно, упав на пашню, превратилось в посев.
Лишь связь обрел хлеб с Отцом человечества [= Адамом],
как хлеб мертвый ожившим стал и сведущим.
Воск и дрова, когда в жертву огня превратились,
то сущность темная их в свет превратилась.
Камень сурьмы[277], когда попал на глаза,
стал зрением, превратившись там в дозорного.
1535 Блажен тот муж, что от себя освободился,
к существованию живого он примкнул.
Горе тому живому, кто с мертвецом уселся,
в мертвеца он превратился, и жизнь от него отпрянула.
Когда ты к Корану Истинного прибег,
то с душой пророков ты смешался /слился/[278].
Есть Коран [выразитель] состояний пророков,
[сих] рыб чистого океана (Божественного) величия.
Если прочтешь ты и Коран не воспримешь,
на пророков и аулийа’ [хоть] мельком взгляни.
1540 А если восприимчив ты, то когда прочитаешь истории,
птице души твоей тесно станет в клетке.
Птица, что в клетке узницей является,
не ищет освобождения [лишь] по незнанию.
Духи, кои из клеток уже освободились,
суть пророки – проводники достойные[279].
Извне придет их глас[, возвещающий] о религии:
«Путь к твоему освобождению – вот он, вот!
Мы религией освободились от этой тесной клетки,
кроме такого пути нет иного выхода из этой клетки.
1545 Себя страдальцем сделай, плачевным-преплачевным,
чтобы тебя наружу вывели за [пределы] славы.
Ибо слава [у] людей – оковы крепкие[280],
в пути оков железных ужель она /они/ меньше?»
(Бейты 1369–1546 – перевод Ю. Иоаннесяна)
История купца, которому его заточенный попугай передал весть попугаям индустана, когда тот отправлялся торговать
Был купец, а у него – один попугай,
в клетке заточенный один красивый попугай.
Когда купец для путешествия снарядился,
к Хиндустану отправиться уже собрался,
каждому гуламу [= слуга/юноша-раб] и каждой наложнице он от тчивости
сказал: «Для тебя что привезти мне? Говори быстрее!»
1550 Каждый его о чем-то желанном попросил,
всем обещание дал тот милый человек.
Сказал он попугаю: «Какой ты хочешь гостинец,
чтобы я привез тебе из края /из земель/ Хиндустана?»
Сказал ему тот попугай: «Там попугаев,
когда увидишь ты, им положение мое объясни.
Дескать, такой-то попугай, что вожделеет вас /тоскует по вам/,
по Непреложному приговору небес находится в заточении у нас.
Вам передал он привет и к справедливости воззвал,
и у вас выход и путь (правильного) руководства попросил.
1555 Сказал он: «Разве может быть так, что я в вожделении
душу отдам здесь, умерев в разлуке [с вами]?
Допустимо ли, что я [нахожусь] в оковах тяжких,
когда вы [резвитесь] то на зеленой травке, то на дереве?
Разве такова есть преданность приятелей:
я – в этом заточении, а вы – в цветнике роз?!
Вспомните, о почтенные, об этой птице плачевной
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В оригинале введение Руми дано по-арабски рифмованной прозой в виде обычного линейного текста. В переводе рифма зачастую пропадает, поэтому чтобы хоть как-то обратить внимание читателя на эту особенность введения-хутбы, я выделил большинство рифмующихся синтагм. При необходимом анализе они вполне могут привести к более многозначному и нелинейному тексту (то же самое явление наблюдается, например, в хутбах к сорока книгам Ихйа’ ‘улум ад-дин («Воскрешение религиозных наук») ал-Газали, которого трудно назвать поэтом, и в хутбе к его же Кимийа-йи са‘адат («Эликсир счастья»)). Кроме первого дафтара, хутбы по-арабски начинают также третий и четвертый дафтары. Остальные написаны по-персидски.
2
Коран, 24: 35 – Аллах есть свет Небес и земли. Свет Его словно [из] ниши [исходит], в которой светильник [покоится], светильник, в хрусталь заключенный. Сей хрусталь подобен звезде жемчужной. – Книга (китаб, کتاب) в арабском языке слово м. р., что позволило Руми согласовать китаб-Маснави по роду и числу с выдержками из Корана и что, как видно, привело к удвоению смысла.
3
Коран, 76: 18 – [17] В саду том напоят их там [также напитком] из чаши, на имбире настоянным, [18] из источника тамошнего, прозванного Салсабилом.
4
Коран, 19: 74 (73) – Когда же читают людям ясно изложенные айаты Наши, то многобожники [смеют] вопрошать уверовавших [в Бога Единого]: «Какая из двух общин лучшая по положению и выше значением [среди сородичей своих]?»
5
Коран, 25: 26 (24) – В день тот [будет] у обитателей рая лучшая обитель и прекраснейшее место отдохновения. – Возможно, предыдущая отсылка к Корану является слегка измененной отсылкой к данному айату.
6
Коран, 76: 5 – Воистину, послушные пьют из чаши [напиток], на камфоре настоянный. – Ср. выше: Коран, 76: 17–18.
7
Коран, 2: 24 (26) – Воистину, не зазорно Аллаху приводить в качестве примера какого-нибудь комара и даже то, что меньше /выше/ его. И те, кто уверовал, знают, что это – Истина от их Господа. Те же, кто не уверовал, скажут: «Чего хотел этим примером Аллах?» [А того, что] Он вводит им в заблуждение многих и ведет прямым путем многих. Но вводит в заблуждение им Он только распутников.
8
1? Коран, 80: 15 – [12] И кто пожелает, его [= Коран] вспомнит [13] в свитках почитаемых, [14] возвышенных, очищенных [15] руками писцов почтенных, благих.
9
1? Коран, 56: 78 (79) – [76 (77)] Воистину, велик Коран этот [77 (78)], [у Бога] в Писании он хранится: [78 (79)] к нему прикоснутся только очистившиеся.
10
Коран, 41: 42 – [41] Воистину, тех, кто не уверовал в Напоминание [= Коран] после того, как оно пришло к ним, в Книгу могущественную /избранную/[, подвергнем Мы наказанию]. [42] Не придет к ней ложь ни спереди, ни сзади.
11
Коран, 12: 64 – Он [= отец Йусуфа] сказал: «Неужели же доверю я его вам так, как прежде доверил брата его? Ведь Аллах – наилучший хранитель, и Он – самый милосердный из милость дарующих!
12
Абу Йазид Бистами (ابویزبد بسطامی) – ум. 261/875 – знаменитый персидский суфий, родом из г. Бистам, один из основоположников экстатического познания Аллаха через восторг и опьянение к Нему любовью.
13
ал-Джунайд б. Мухаммад ал-Багдади (الجنید بن محمد البغدادی), Абу-л-Касим – ум. 297–8/910 – один из видных представителей созерцательного направления в исламском мистицизме, основоположник «учения о трезвости», последователь ал-Хариса ал-Мухасиби (ок. 164/781–243/857), разработчика техники внутреннего самонаблюдения и контроля (муракаба ва-мухасаба), и воспитанник своего дяди, известного суфия ас-Сари ас-Сакати (ум. 253/867).
14
Кибла (قبله) – направление на Макку, играющее определяющую роль в религиозных отправлениях мусульман.
15
Коран, 3: 167 (173) – Те, кому люди [добрые] говорили: «Люди уже собрались [пойти] на вас, остерегайтесь их!» – только пуще стали верою, сказав: Довольно нам Аллаха, надежный Он покровитель!
16
По мнению Фурузанфара [Шарх. Т. 1. С. 6], первая мисра Маснави намекает на изречение, которое Руми считал пророческим хадисом: «Пример верующего подобен примеру дудочки: нет у нее хорошего звука, покуда не будет полым ее нутро» (مثل المومن کمثل المزمار: لایحسن صوته الابخلاء بطنه). Это же высказывание, принадлежащее, по ал-Газали, Абу Талибу ал-Макки [Фурузанфар. Ахадис-и Маснави. С. 222], обыгрывается еще раз в бейте 4213 шестого дафтара – Как Пророк сказал: «Верующий – мизхар, когда он пуст, то стенает» (چون پیغنبر گفت: «مومن مزهرست در زمان خالیی ناله گریست»), – хотя речь в нем идет о другом инструменте – мизхаре (مزهر); одни его считали струнным, типа лютни, другие – ударным, типа барабана или тамбурина. Руми, похоже, был среди вторых, так как, по шариату, струнные инструменты были в основном заповеданы.
17
Джалинус (جالینوس) – 1) имя знаменитого греческого врача, философа и естествоиспытателя Галеноса (131–210 по Р. Х.); в мусульманской традиции Джалинус считается восьмым и последним из самых искусных врачей в истории медицины; 2) имя нарицательное – искусный врач.
18
Ссылка на известный коранический рассказ, касающийся возможности увидеть Бога; очень широко обсуждался средневековыми суфиями. В нем под «Горой» (ат-Тур) имеется в виду именно Синай: Коран, 7: 139 (143) – Когда же пришел Муса к сроку, Нами назначенному, то заговорил с ним Господь его. Он [= Муса] сказал: «О Господи! Яви мне Себя, чтобы взглянул я на Тебя!» Он сказал: «Не можешь ты увидеть Меня, но взгляни на Гору[, что прочнее тебя]: если она устоит на своем месте [при появлении Моем], то и ты сможешь увидеть Меня». И когда излился (светом) его Господь на ту Гору, то обратил ее в прах, а Муса пал, пораженный грохотом.
19
Согласно Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 36–37], здесь аллюзия на коранический айат: Коран, 28: 88 – И не взывай наряду с Аллахом к богу другому. Нет бога, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Лика Его! За Ним – решение [окончательное], и к Нему возвращены вы будете! – Или аллюзия: Коран, 55: 26–27 – Всякий, кто на ней [= земле], избывен. [27] Пребудет лишь Лик Господа твоего, обладающий славой и почтением.
20
Согласно Фурузанфару [Шарх. Т. 1. С. 37], здесь аллюзия на коранический айат: Коран, 57: 12, 28 – В день тот, когда увидишь ты [= Мухаммад], что струится перед верующими (мужчинами) и верующими (женщинами) Свет их, да и с их правой стороны[, услышат они: ] «Благовествуется вам сегодня о садах, в коих [чистые] ручьи текут. [Пребывайте] там вечно, это и есть преуспеяние великое». [28] О вы, которые уверовали [в ‘Ису]! Бойтесь Аллаха и уверуйте в Его посланника, и одарит Он вас вдвойне по милости Своей, создаст вам Свет, с которым /в котором/ вы пойдете, и простит вам. Ведь Аллах – Прощающий, Милостивый!
21
Каза’ (قضاء) – слово с коранической семантикой [Flugel. Concordantiae. P. 153], унифицировано везде по тексту и переводится как «Непреложный приговор» (см.: Указатель терминов).
22
Аллюзия: Коран, 18: 23–24 – И ни о чем никогда не говори: «Непременно сделаю я это завтра» [– не добавив: ] «Если пожелает [того] Аллах» (ин ша’ Аллах).
23
Вали, араб. валий (ولی), мн. ч. аулийа’ (اولیا) – букв.: «приближенный (к Аллаху)» – Божий угодник, выполняющий волю Господа; здесь и далее по тексту дается без перевода.
24
Фана’ (فناء) – букв.: «престатие» – суфийский термин, означающий «переставание, прекращение собственного бытия взамен на бытие в чем-то», «исчезновение для самого себя». В суфизме фана’ являет собой качественное изменение, «второе рождение» и начало Пути в Аллахе سیر فی الله); с него начинается обучение в духовном мире.
25
Сихр-и мутлак (سحر مطلق) – букв.: «свободное колдовство» – при переводе на русский прилагательное мутлак обычно передается словом «абсолютный», как здесь, например, что по сути верно. Но при этом следует учитывать, что в словосочетаниях с данным прилагательным в мусульманской философии и религии имеется в виду чистая функция, освобожденная от субъекта действия, не привязанная ни к чему и не нацеленная ни на что, скажем, сочетание чираг-и мутлак («абсолютная/свободная лампа») фактически означает освещение, а не какую-то неведомую суперлампу. При использовании этого определения в словосочетаниях с понятиями относительными, по-видимому, также происходит утрата нацеленности на объект действия: абсолютное добро или абсолютное зло. Колдовство в целом в исламе осуждается, но введение его в текст в сочетании со словом мутлак приводит к утрате корыстной подоплеки, т. е. негативного качества.
26
Здесь пришлось прибегнуть к своего рода неологизму по типу нéжить – собирательного обозначения для одного из видов нечистой силы в русском языке, чтобы «несуществующее», «нéбыть», перс. нист (نیست), мн. ч. нистха (نیستها), араб. син. ‘адам (عدم), мн. ч. ‘адамха عدمها) передать здесь и далее во мн. ч. – нéбыти (от русск. быть – бытiе, существо, создание, тварь [Даль. Словарь. Т. 1. С. 148]); как нечто несуществующее нéбыть в ед. ч. иногда может пониматься и как состояние небытия (тогда одно из двух указывается в скобках); употребление слова в обеих формах, а также с арабскими синонимами и понятием «быть» (хаст, هست), мн. ч. «быти» (хастха, هستها), см. по Указателю терминов.