Полная версия
Преодоление зависимого поведения: зависимым и их близким (родственникам, педагогам)
Интересна биография Молли Блум, известного персонажа в мире покера, история которой легла в основу фильма «Большая игра». Девушка занималась организацией одного из самых крупных подпольных покерных клубов, в котором играли в покер голливудские звезды и криминальные авторитеты. Но несмотря на водоворот страстей подобной жизни, огромные деньги, не совсем честные сделки и окружение, состоявшее из знаменитостей и неуправляемых представителей криминального мира, девушка не разрушилась. Помогая устраивать частные игры, она один день в неделю старалась посещать хоспис в качестве волонтера, пока ее непосредственный начальник не настоял на прекращении этих визитов. Именно там, по ее словам, она чувствовала себя живой. Возможно, подобная деятельность и другие моменты внимания к людям помогли Блум начать новую жизнь.
Служение Церкви может выражаться не только в деятельности на приходе. Статья священномученика Илариона Троицкого «О церковности духовной школы и богословской науки» применима к любой сфере. Например, если человеку дан дар богослова, то это не только его личный дар. Если ты используешь талант только для себя, ты загниваешь, и дальше потребуется искусственная стимуляция. По сути, в этом даре уже все есть – и смысл, и цель, и напряжение, и картина мира, и общение. Реализуя дар, мы испытываем здоровое напряжение, обретаем смысл, вступаем во взаимодействие с ближними и получаем от них обратную связь.
Эти же мысли можно найти и у светских авторов. Виктор Франкл писал, что пуста жизнь той медсестры, которая ничего кроме функциональных обязанностей не делает. Поправить подушку пациента, сказать ласковое слово – уже личное решение, движимое любовью, только тогда она развивается как человек.
Подробнее см. главу «Виктор Франкл о работе. Не только функционал, но и личное» из части 3.2 текста «Внешняя жизнь и мир мыслей».
Если мы реализуем и направляем талант на ближнего, то через нас происходит приток Благодатного переживания. При этом происходит и решение наших личных вопросов (Святой Дух как источник дара пребывает в человеке, реализующем дар, в данном случае человек решает и свои вопросы, связанные, например, с зависимостью). Пока человек живет в подобном ритме, обретая смысл своей деятельности через реализацию заповеди Христовой, он ощущает свою цельность. Если же такой ориентир утрачивается и в центре уже не Христос, а что-то другое, то такой результат пропадает. Одно дело поститься ради любви к Богу, другое дело – ради талии, такая цель духовного плода не дает.
От христианской любви следует отличать аддикцию в виде работоголизма. Всему нужна разумная мера, чтобы это не стало избыточной деятельностью. В попытке уйти от негативных переживаний и не думать о проблемах люди часто пытаются спрятаться за плотным графиком работы. Иногда такая деятельность может внешне иметь окраску христианской любви, но ею не являться по сути. Человек просто решает свои вопросы, не испытывая по отношению к людям никаких эмоций и переживаний, люди для него – всего лишь инструмент решения своих вопросов[18].
Мы не все понимаем, какое у нас призвание, потому мы часто «заморочены» своими страстями. Может быть, у человека есть какой-то талант, но он считает, что это не престижно. Силуан Афонский говорил, что у каждого в этой жизни есть свое послушание: «кто – царь, кто – патриарх, кто – повар, или кузнец, или учитель». Но большая награда будет тому, кто больше любит Бога[19].
Человек на любом месте может реализовывать свой дар, даже если он находится в кочегарке. Он может быть хамом, но может быть приятным человеком. Необходимо учиться возрастать в полноте личности. Служение церкви не ограничивается только рамками общины, в противоположном случае это – секта. Живя по заповедям, служить Церкви можно везде, и такому человеку нравится жить. Этот вкус к жизни необходимо постепенно приобретать, и тогда душа, получая необходимое деятельное напряжение, перестанет витать в мечтах, будет двигаться к смыслу, а зависимости начнут редуцироваться сами собой. То есть на том месте, на котором находишься, ты свой талант используешь не только для себя, но и для других, стараешься жить по заповедям Евангелия – и тебе по мере очищения от страстей становится радостно жить. На этом фоне зависимости начинают отпадать как бы сами собой, ты не хочешь терять радости ради употребления психоактивных веществ. А когда кроме психического возбуждения, стимулируемого психоактивными веществами, в жизни человека нет ничего более, то, конечно, отказаться от них – крайне тяжело.
В частности, подросткам, которые сейчас «прозябают», можно посоветовать подумать о контактном виде спорта. Например, философия русского рукопашного боя формирует морально-волевой стержень в человеке. Конечно, такие занятия не тождественны духовности, но с этого можно начать. Ведь в чем состоит смысл зависимости? Она настолько затопляет сознание, что вытесняет все прочие мысли, и человек не может сопротивляться желанию пойти в ее русле. А навык волевого преодоления себя, хотя бы сформированный во время спортивных тренировок, может дать шанс выйти из ситуации и не перейти определенную грань. Родителям также стоит подумать о совместном труде в рамках семьи: у ребенка должны быть домашние обязанности.
Священник Федор Бородин, многодетный отец, считает крайне важным, чтобы у ребенка был своей сектор ответственности, где его работу за него никто не выполнит (если ребенок хочет пойти погулять, а это порученное ему дело не сделано – например, пылесосить комнаты по выходным, – то он может с кем-то договориться: «Сегодня ты мне поможешь, завтра я тебе помогу»). С детства необходимо формировать навык доводить дело до конца. Когда такой ребенок вырастет, то он сможет стать капитаном команды, начальником, кем угодно, так как опыт преодоления своего «не хочу», «не могу» уже будет приобретен[20]. При отсутствии подобного навыка человек становится не способен сопротивляться зависимому поведению.
Что такое кризис? В переводе с греческого «кризис» означает «суд», суд над жизнью человека. Кризисная ситуация выявляет, что человек, например, жил только материальным. Как писал Ухтомский, во время кризисной ситуации выясняется, что человек заготовил в себе во время предшествовавшей кризису жизни[21]. Если во время кризиса человек деморализован, то, возможно, он особо до кризиса и не занимался формированием картины мира, воспитанием в себе конструктивных навыков. Кризис выявляет внутреннюю нищету.
Когда важные ценности и навыки не до конца были сформированы и воспитаны, выйти из тупика человек может, только развиваясь дальше, обретая полноту личности. Надо ставить вопрос о становлении личности как таковой, о возрастании в человеке человеческого. Профессор Ф. Е. Василюк в статье «Типы духовного совладания» говорит о преобразовании, а не о формальном религиозном сознании. Кризисная ситуация неверующего человека ставит как бы перед проблемой, которую необходимо решить (оставаясь на прежнем уровне). Верующий же человек в кризисной ситуации видит разлом, через который видится вопрос, раньше не ставившийся. Преодолеть ситуацию, соответственно, можно только поднявшись над проблемой, отвечая на выявленные вопросы, возрастая в понимании вещей, тогда проблема становится источником обогащения и преображения. Он также приводил в пример монахиню, которая, заболев, вдруг открыла для себя красоту окружающего мира. Развившаяся одышка вынудила делать остановки, тогда как раньше, будучи здоровой, она спешила на службу, не обращая внимания на красоту вокруг. Болезнь стала источником благодарности, как Создатель все мудро устроил. Подобное возрастание приводит человека к тому, что он становится иным, начинает менять свою жизнь и думать о других.
Можно сойти с ума в одиночной камере, но человек, научившийся молитве, способен преодолеть свои нелегкие состояния. Священник Роман Брага двенадцать лет провел в заключении в коммунистической Румынии, три из них в одиночной камере, без возможности писать. Вовне ему идти было некуда, тогда он пошел вовнутрь. Будучи уже теологом и богословом, отец Роман Брага заново обрел Бога, и в эта встреча помогла обрести истинную духовную жизнь в глубине сердца.
P. S.: Про призвание
В чем состоит призвание? Тему призвания стоит разбирать отдельно. Если здесь сказать кратко, то можно сказать следующее. Призвание можно понять в динамике, когда мы пытаемся соединить все уровни нашей личности воедино. То есть работаем, не забывая, что призваны к вечной жизни. Идем к вечной жизни, не забываем, что и рамках земной реальности следует совершать осмысленные шаги. Призвание – то, что связывает все уровни личности воедино. Человек, в хорошем смысле этого слова, входит в состояние напряжения, чтобы и в земной реальности выполнить задачу и себя при том не потерять для вечности, оставаясь человеком. В стремлении сохранить присущее каждому уровню и взаимно сочетать их выковывается в человеке нечто. И с этим нечто человек знает, как ответить на вопрос о призвании.
Священник Антоний (Голынский) справедливо замечает, что, если человек не знает, в чем состоит его призвание, то его силы пропадают и для него, и для других. Но у каждого есть природные таланты, следует развивать их. И тогда человеку со временем откроется, как он может послужить другим. Архимандрит Фаддей Витовницкий советовал молодым делать все, что они могут. Придет время пригодится и тебе, и другим. Другие посмотрят на тебя и скажут: «Раз он смог, значит, и я смогу».
Талант развивается тогда, когда человек пользуется им не только для себя, но и на пользу других. Важно отметить и ценность милосердия. Обращая внимание на других, сопереживая другим, человек, если посмотреть на ситуацию со стороны биологического уровня, активирует новые площади коры головного мозга. И этим площадям может быть поставлена новая задача – охватить бытие в цельной панораме и увидеть себя в ней.
Подробнее см.:
– Главы «Познать свое призвание и следовать ему», «О значении деятельности в постижении духовных понятий» из 1-й части статьи «Преодолеть отчуждение (в том числе и о депрессии)».
– Беседу «Предисловие к беседам "Большее и меньшее", "Что делать и как жить"», https://disk.yandex.ru/d/GbqDZmQ8GCGsD.
– «Непреображенная природа человека» из текста «Тирания мысли и алкоголь: о выходе из состояния "тирании мысли" и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».
Чтобы постичь собственное предназначение, нужно также учесть и то, что различные силы души были даны человеку с разумной, благой целью. Заразившись страстями, человек исказил характер деятельности сил души. Например, у человека есть способность познавать мир. Но человек, заразившийся, например, страстью гнева с помощью своей познавательной способности подмечает лишь один негатив. Нужно не то чтобы эту способность блокировать, сколько развивать ее, учитывая первоначальный замысел, предназначение данной душевной силы. Нужно понять, куда эту способность направить.
Чтобы направить ту или иную способность в конструктивном ключе, следует озаботиться выработкой определенных навыков. Привыкнув уходить от осуждения, человек дает своей познавательной способности возможность переключиться с поиска «кала» на осмысления действительно важного (например, ставя вопрос, как с супругой найти общий язык). То есть работая над собой, человек приближается к пониманию замысла о человеке[22]. Приходит в душу нечто, и пока оно присутствует в душе, вопрос о призвании словно снимается с повестки дня. Человек не столько ищет смысла, сколько он уже живет им.
IV
Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения (алкоголь, иные ПАВ, игра и пр.)
Преподобный Марк Подвижник: «Все испытующий и добраго держащийся, по тому самому конечно удержится и от всякаго зла (1 Сол. 5, 21. 22)»[23]. «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти… Дела плоти известны… пьянство» (Гал. 5, 16–19).
Преодоление зависимости достигается не столько через прямую борьбу с ней (хотя и волевое усилие необходимо), сколько через движение к конструктиву.
Данная глава является текстовым сопровождением к лекции и не полностью совпадает с содержанием этой лекции, состоявшейся (первые три пункта) 11 февраля в Богородицерождественском храме села Мишутино после Божественной литургии. На встрече присутствовали прихожане храма, в том числе участники созданного при храме «Общества трезвости преподобного Паисия Святогорца», стремящиеся избавиться от алкогольной, наркотической или табачной зависимостей.
В первых трех пунктах лекции ставились акценты к беседам и текстам, подготовленным в связи с темой преодоления зависимого поведения (о беседах и текстах на тему преодоления зависимого поведения рассказывается в статье «Преодоление зависимого поведения. Часть 1. Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
Обсуждались не столько частные аспекты проблемы преодоления зависимого поведения, сколько сама проблема вообще. Поэтому вопрос об алкогольной зависимости являлся не центральным, а рассматривался, скорее, в качестве примера. Как в случае с тягой к алкоголю, так и в случае с тягой к игре или к иному чему, акцент делался на вопросе о преодолении тяги к вхождению в измененное состояние сознания. А также – на вопросе о преодолении механизмов, вследствие которых формируется склонность привязываться к страстным образам.
В качестве дополнения к первым трем пунктам обсуждались взгляды на проблему зависимого поведения, несоответствие которых православному мировоззрению бросается в глаза.
Главная идея состоит в необходимости устремленности к положительному в жизни того человека, который решил начать преодолевать зависимое поведение. Речь должна идти не столько о борьбе с тягой к алкоголю, наркотикам или иному какому веществу, или иному какому объекту или процессу, вызывающему непреодолимое аддиктивное влечение (хотя, конечно, волевое усилие необходимо), сколько о формировании взглядов, помогающих выстраивать жизнь на новых, неаддиктивных началах. Без устремленности к положительному (к ценностям неаддиктивного характера) сама по себе борьба с отрицательным принесет ли плоды?
Не столько речь должна идти о том, чтобы «зажимать» в себе желание поддаться аддиктивному желанию, сколько о том, чтобы начать развиваться в ином направлении. Если человек начинает развиваться в ином направлении, то в его жизни появляется положительный перевес, и наличие этого положительного перевеса помогает преодолеть тягу реализовать желания аддиктивного характера. В тексте «Обращение к полноте… (часть 3)» в отношении данной мысли приводится образ шубы, покрытой инеем. Если человек, стоящий на морозном воздухе, будет пытаться очистить шубу от инея, то процесс очистки будет долог, и сомнительно, что увенчается максимально возможным результатом. Но стоит человеку зайти в помещение и поместить себя под воздействие теплого воздуха, как иней начнет исчезать с шубы сам собой.
О принципе «шубы» см. в главе «О забывании наркоманической эмоции» из части 3-й текста «Обращение к полноте: становление личности как путь преодоления зависимого поведения».
В качестве комментария к образу тающего инея можно привести ссылку на нередко упоминающийся в научной литературе опыт военнослужащих США, вернувшихся домой с Вьетнамской войны. В связи с тем, что в условиях войны многие военнослужащие стали зависимы от наркотиков, в основном, от героина, в госпиталях стали готовится дополнительные места, чтобы принять этих военнослужащих на лечение после их возвращения.
Люди, побывавшие на войне или ставшие участниками иных событий экстремального плана, люди, живущие в условиях ПТСР – посттравматического стрессового расстройства, бывает, что с помощью алкоголя пытаются отключить свое сознание, кишащее неприятными для них образами. То есть с помощью алкоголя и наркотиков они пытаются снизить порог восприятия.
– Тема снижения порога восприятия с помощью алкоголя рассматривалась в тексте «Тирания мысли и алкоголь: о выходе из состояния "тирании мысли" и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».
О том, чем можно помочь военнослужащим, столкнувшимся с ПТСР / боевой психический травмой:
– Глава «Несколько слов о военнослужащих и их душевных травмах» и другие главы из книги «"Победить свое прошлое": исповедь – начало новой жизни».
– Глава «Последствия насилия физического. Боевая психическая травма (военный синдром)» из части 2.1 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
– Часть 2.2 текста «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Отдельное название части 2.2 – «Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет».
– Лекции цикла «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». См. по оглавлению. Например:
10a. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ РОСТ (ПТСР-рост) (Между памятью и забвением. Обрести цельность – рассказывая);
10b. ПТСР-РОСТ (Мемуары – вернуться в прошлое, чтобы перестроить травматический опыт. О чем далее пойдет речь);
11a. ПТРС-РОСТ (Крушение картины мира и желание забыть. Если боль не прожита – нерешенное состояние);
11g. ПТРС-РОСТ (Доминанта. Деформация, боевой опыт. Сшибка – два импульса сталкиваются);
11h. ПТРС-РОСТ (Деформация, боевой опыт. Усвоенные навыки. Исцеление и новые связи);
11i. ПТРС-РОСТ (Боевой опыт. Исцеление, новые связи, самоистория. Ложные связи и бред).
Однако прекращение употребления героина во многих случаях по возвращении солдат происходило и без медицинской помощи. Значение в деле преодоления зависимого поведения имели такие факторы как возвращение солдат в нормальную обстановку, в условия семьи, их обращение к учебе и профессиональной деятельности. Эти факторы были «более эмоционально сильными, чем симптомы физической зависимости».
Подробнее см. главу «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из части 5-й текста «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического «бума» и распада общества».
«Для аддикта с развитыми симптомами физической зависимости, как отмечают некоторые современные авторы, важны не столько эти симптомы как таковые, а его/ее отношение к ним, значение, которое аддикт придает роли и месту симптомов физической зависимости в жизни». И потому авторы видят неперспективным сводить проблему преодоления зависимого поведения к проблеме преодоления симптомов физической зависимости. Они отмечают, что как в обществе, так и у ряда работников антиаддиктивного фронта укоренились представления насчет того, что аддиктивный процесс «имеет исключительно физическую природу». Эти взгляды приводят к убежденности, что «само по себе то или иное вещество, вследствие его воздействия на обменные процессы в организме, вызывает аддикцию». Эта идея многим видится привлекательной, так как позволяет «максимально упрощать» антиаддиктивные подходы, сводя их к требованию прекратить использовать определенное вещество. Эта идея видится привлекательной и самим аддиктам, так как позволяет им оправдывать свое поведение словами типа: «я ничего не могу сделать, вещество, которое я использую, сильнее меня и полностью управляет мной». Происходит «демонизация» роли вещества (или иных аддиктивных агентов, с помощью которых аддикты стремятся войти в измененное состояние сознания)[24].
При упрощении взгляда на природу зависимости и при требовании прекратить употребления алкоголя (в случае с алкогольным аддиктом) не учитывается следующее. Человек, у которого в связи с некоторыми причинами сформировалось стойкое желание войти в измененное состояние сознания, при отсутствии алкоголя будет стремиться использовать иной аддиктивный агент. В качестве аддиктивного агента может выступить не только химическое вещество, но и вовлеченность в некий процесс (процессные аддикции, например, игромания). Или – увлеченность психологическими практиками, изменяющими сознание.
Для аддикта представляется важным не столько приобщение именно, например, к алкоголю, сколько отключение от состояния трезвости, которое в связи с некоторыми причинами его не устраивает.
Внутри человека живет нечто, что, по выражению некоторых современных авторов, формируется в результате аддикции. В результате обращения к аддикции (в результате повторения аддиктивных ритуалов) формируется аддиктивная система или аддиктивный механизм (навык). Этот механизм будет стремиться себя реализовать даже тогда, когда у человека не будет под рукой бутылки с алкоголем.
Аддиктивная личность
Современные авторы употребляют термин «аддиктивная личность». Речь идет о том нечто, что живет внутри человека, что стремится подавить человека, что направляет его жизнь в русло реализации аддиктивных стремлений. Желая вырваться из плена зависимости, человек не столько борется с конкретным веществом или тягой к определенному процессу, сколько вступает в борьбу с аддиктивной личностью, живущей внутри него.
Подробнее об аддиктивной личности и аддиктивном механизме см. в главе «Аддиктивная личность / Аддиктивная система / Аддиктивный механизм» в части 4-й текста «Обращение к полноте: становление личности как путь преодоления зависимого поведения».
Текст «Обращение к полноте…» органически связан с данной статьей, в которой делаются лишь некоторые акценты к материалам на тему преодоления зависимого поведения.
Некоторые описания аддиктивной личности ассоциируются с идеей сформированного навыка: сформированный навык стремится себя реализовать. В вопросе о влиянии навыков на человека святоотеческие представления смыкаются с современными представлениями о нейропластичности. Термин «нейропластичность» означает, что мозг человека способен реорганизовывать свою деятельность и перестраивать самого себя. Если человек с вниманием и желанием обращается к определенной деятельности, то в мозге начинают происходить пластические изменения. Мозг начинает «затачиваться» под процесс, вызывавший у человека внимание и интерес.
Аддиктивная личность и система навыков
В своем сочинении «О навыках» святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что «страсти – злые навыки; добродетели – навыки благие». Страсти, имеющиеся у человека от природы (вследствие общей зараженности человеческой природы грехом, происшедшей в результате грехопадения прародителей), не налагают на человека печати. Печать налагается наклонностью к страсти, и эта наклонность усваивается человеком произвольно, то есть при участии его воли. В результате постоянного или частого удовлетворения желания реализовать страстное действие появляется навык. В результате образовавшегося навыка к страсти страсть становится «насильственным властелином над человеком». Святитель призывает отказывать себе в удовлетворении страстного желания. «В другой раз оно подействует уже слабее, а наконец и совсем утихнет».
Если проявляющееся вожделение будет обуздываться при первых требованиях пойти у него на поводу, то со временем оно «проявляет требования уже слабее». Если же человек пойдет на поводу у желаний реализовать вожделение, то вожделение в результате долговременного и постоянного удовлетворения станет господствовать над человеком, «как тиран».
Слова святителя подтверждаются современными взглядами на мозг как пластичную структуру, способную к реорганизации. Как пишет один автор, плохая привычка овладевает определенным участком мозга (картой мозга). «И каждый раз, когда мы действуем в соответствии с ней, она получает все больший контроль над картой [мозга] и мешает использованию данного пространства для других привычек». Пластичность мозга подразумевает конкурентный характер развивающихся в мозге процессов. Если определенный отдел мозга, призванный регулировать определенную функцию поведения, не получает должной стимуляции (человек не хочет ни читать, ни думать, ни проявлять трудовую активность), то он захватывается иным процессом. Тем процессом, который для поведения человека представляется более актуальным[25].
В этой связи становится понятным, почему человеку с самого детства нужно прививать хорошие навыки к чтению, к умению принимать самостоятельные решения. Если на регуляцию этих процессов не настроятся определенные участки мозга, то через некоторое время эти участки переключатся на иные процессы. То есть родители, которые говорят, что необязательно прививать ребенку представления о нравственности, очень рискуют. Они говорят себе, что, когда ребенок вырастет, он сам, мол, изберет полезное для себя. Родители не учитывают конкурентный характер пластических изменений в мозге. Что произойдет, если отделы мозга, занимающиеся, к примеру, обработкой сигналов, поступающих от чтения, вовремя не получат должной стимуляции? Они могут переключиться на обработку сигналов, поступающих с сетчатки глаза, наблюдающего за беготней персонажей видеоигры.