bannerbanner
Дефицит Высоты. Человек между разрушением и созиданием
Дефицит Высоты. Человек между разрушением и созиданием

Полная версия

Дефицит Высоты. Человек между разрушением и созиданием

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 9

Склонность к разрушительности в значительной мере носит врождённый характер. Два брата или сестры погодки, или даже не однояйцовые близнецы довольно часто к трём годам проявляют явно бросающееся в глаза отличие в поведении. Они разные. Хотя никакие социальные или экономические условия в принципе не могут оказать на это влияния. Генетически заданными являются злокачественные страсти зависти, стяжания, доминирования, авантюрность, стремление к острым ощущениям вкупе с цинизмом, садизм и другие психические отклонения. То, что значительной частью качеств человек наделяется при рождении признаётся весьма неохотно и с большими оговорками. Но ведь рождаются же дети с врождёнными болезнями и уродствами. Плюс к этому рождаются люди с такими врождёнными уродствами, как разрушительность натуры. Точно так же, как человек рождается с явными склонностями к музыке, математике или литературе, у него могут быть явные склонности к разрушению. Их ВОЗ в своей статистике не учитывает, но очевидно, что они есть.

Природа реализовала в живых существах своего рода генетическую лотерею, чтобы противодействовать росту энтропии (деструкции). Этот механизм позволяет избежать определяющего влияния обстоятельств рождения и среды. Результатом этого является то, что независимо от места и социального происхождения неизменно появляются Сергии Радонежские, Ломоносовы, Пушкины. Конечно, Эйнштейн был неправ, когда говорил, что Бог не играет в кости. Там, где природа не находит другого решения проблемы, она идёт на то, чтобы играть в кости. Но этот механизм, в основе которого лежит случайность, довольно прост, поэтому появляются и маньяки, и серийные убийцы, и самые сильные разрушители в ранге императоров, богатейших людей на Земле.

С развитием психогенетики растёт понимание роли генетического кода, и соответственно снижения роли среды. Самыми последними исследованиями установлено, что уже плод в утробе различных матерей по разному реагирует на одни и те же раздражители. Более того, ребёнок появляется на свет со сформировавшимся уровнем самооценки. Она существенна для выживания человека и может сильно отличаться от родительской. В 1983 г. в СССР впервые в мире были пришиты две отрезанные стопы. Отрезали их в литовской деревне, операцию проводили в Москве. Пока девочку привезли в Москву, нашли больницу, собрали бригаду (дело было за полночь), прошло около суток, она потеряла много крови, операция продолжалась девять часов, потом сложный и длительный период восстановления. Врачи говорят, если бы не характер ребёнка, проявившего необычайную терпеливость и стойкость, она бы не смогла в конце концов стать на ноги и пойти. А откуда у трёхлетней крохи характер? Родители хронические алкоголики, отец ей и отрезал сенокосилкой стопы. Прожила она первые три года жизни в крайне неблагоприятной обстановке. Этот характер – итог удивительной по своим результатам игры генов. К сожалению, в других случаях итогом может быть невероятная, не поддающаяся никакому осмыслению разрушительность. Другой литовец приехал в Ленинград и облил в Эрмитаже кислотой полотно Рембрандта «Даная». Кажется, признали невменяемым и подвергли принудительному лечению.

Пока ещё очень многое не ясно в том, каким образом в результате сложной игры генов и обстоятельств формируется та или иная психика, но при этом совершенно очевидно, что она формируется настолько определённо и в значительной мере окончательно, что в дальнейшем с трудом поддаётся изменению. В результате наблюдений установлено, что нервные дети становятся нервными взрослыми, улыбчивые дети – добрыми взрослыми. И чем дальше человек от своего детства, тем большего труда ему будет стоить изменение себя. Возраст, к которому фундаментальные черты характера в целом оказываются сформированными, сегодня никто точно назвать не может. Чаще других называется цифра пять лет. Другие считают, что играющее большую роль в жизни ощущение себя счастливым или несчастным формируется к шестнадцати годам. Если человек счастлив в 16, то скорее всего он будет счастливым взрослым.

А. Солженицын, почерпнувший уникальный жизненный опыт в лагерях ГУЛАГа, пишет о том, что втянутые по разным обстоятельствам в репрессивную машину «становятся в конце концов постоянным орудием насилия, участником зла – в это их постоянно втягивает окружающая обстановка. А кому то и втягиваться не надо: они с самого начала такие». То есть они такие от рождения. «Бывает, что жестокость вызывает в человеке чувство настоящего удовольствия, а неистовая жажда крови может охватить огромные массы людей. Индивиды и целые группы могут иметь такие черты характера, вследствие которых они с нетерпением ждут ситуации, позволяющей им разрядить свою деструктивную энергию, а если таковой не наступает, они подчас искусственно создают её», (Фромм, [2]). Итак, наш повседневный опыт, непрерывная, и не собирающаяся прерываться, череда войн, цветных «революций» красноречиво говорит о том, что есть люди, которые стремятся разрушать, настойчиво ищут возможности разрушать, ищут даже такую работу, где можно, маскируясь служебными обязанностями, разрушать; разрушают, гадят во всех случаях, когда уверены, что не будут изобличены и наказаны.

Таким образом от рождения в нас уже заложена вполне определённая программа, которая с некоторыми поправками, которые вносят воспитание, образование, а так же наши собственные целеполагающие усилия, действует и направляет нас в течение всей нашей жизни. Вопрос ещё в том, является ли она в строгом смысле наследственной, или в неё попадают фрагменты программ, никак не связанные с нашими ближайшими предками? Это нам сегодня неизвестно. Но то, что в нас встречаются порой самые неожиданные вещи, известно из многих необъяснимых сегодня, порой курьёзных, фактов. Это память о событиях прошлого, в которых мы не участвовали, и не могли участвовать наши предки, знание уже не существующих языков, феномен дежа-вю, неизвестно откуда взявшиеся уникальные способности, которых никогда не было у наших родных, интуиция, основанная на опыте, которого у нас никогда не было, и многое другое, которое сегодня мы относим к области бессознательного. Имущественный, образовательный ценз являются вторичными факторами, которые не в состоянии разрушителя поднять до созидателя, хотя опустить последнего им нередко оказывается вполне по силам. Но порой созидательная программа, вложенная в человека от рождения, бывает так сильна, что преодолевает казалось бы совершенно непреодолимые преграды. Знаменитая французская певица М. Матье, старшая из четырнадцати детей каменщика, чьё детство прошло в холодном бараке, рассказывала: «Мне страшно повезло – я родилась настолько пронзительно бедной, что мне не оставалось в жизни ничего иного, как научиться много и хорошо работать». Остальные тринадцать ничем особенным себя не проявили: в них не было программы, которой природа наделила их старшую сестру. К сожалению, порой человек наделяется сильными разрушительными программами.

Человек в значительной мере является заложником генетического фонда, переданного ему при зачатии родителями. Но неблагоприятный геном не является окончательным приговором. Дело в том, что гены активируются избирательно, и воспитание в этом играет свою роль. Гены, отвечающие за агрессивность, с большей вероятностью активизируются, если в семье ребёнок испытывает насилие. Поэтому родителям со сложными детьми (это следствие проблемных генов в геноме ребёнка) надо проявлять повышенную осторожность. Да, с этим ребёнком вам приходится непросто, но есть вероятность, что у него большие задатки. И в зависимости от вашего отношения к нему, он может вырасти или гением, или проклятием вашей жизни. Кроме спящих есть ещё затаившиеся разрушительные задатки. Запертая условностями, общественными нормами, усыплённая хорошим воспитанием, разрушительность ничем себя не проявляет, и деятель даже не подозревает о её существовании. Она просыпается, когда силою обстоятельств человек забрасывается в средоточие разрушения, туда, где возникает излишнее возбуждение, аффекты. Или в каких-то обстоятельствах человек вспылит, ревность взыграет в нём – и он может убить. При этом бывают поражены не только близкие, но и сам деятель буквально перестаёт узнавать себя. Эта лёгкость, с которой люди (как мы уже говорили, не все) легко оборачиваются разрушителями, отмечает народная мудрость: «На злое дело всякого станет».

Разрушение так распространено ещё и потому, что оно является едва ли не самым простым способом снять напряжение, в результате чего деятель испытывает удовлетворение или даже удовольствие. Совесть налагает запрет на этот способ удовлетворения, но для этого она должна быть. Её отсутствие открывает зелёный свет разрушительным тенденциям в человеке. Они могут быть полностью неосознанными; деятель, частично осознавая их, стыдясь и даже ужасаясь, может их тщательно скрывать, пытаясь не дать им вырваться наружу, а может применять их совершенно сознательно для извлечения пользы для себя. Отсутствие от рождения каких-то составляющих психики, может быть причиной серьёзного «сбоя» в её работе. Вследствие дисбаланса психики деятель может испытывать тайное отвращение к самому себе, чувство тягости, выморочности. В этом случае разрушение может быть реакцией на неспособность согласовать все части своей натуры, ибо это один из способов заглушить боль.

Если человек не находит своего места в жизни, его намного легче склонить к чему-нибудь дурному. В первую очередь это молодёжь, но не только. Ж. Пиаже, исследовавший специфику детского сознания, полагал, что только 36 % взрослых достигает духовной зрелости. На самом деле таких гораздо меньше. Природа играет в кости, и не всем всё достаётся в нужной мере. У кого то нет явных склонностей, талантов и деятель таким образом лишён возможности самореализоваться. Вакуум, образованный их бездарностью, они заполняют разрушительностью.

Если голова пустая и не может придумать себе занятия, или не хочет заниматься чем то нужным, то весьма вероятно, что она найдёт в конце концов подходящее занятие в каком-нибудь сравнительно безобидном виде мошенничеств (гадалки, предсказатели), или сосредоточится на доведении паразитирования до абсолюта. Или уйдёт с головой в спорт. Станет фанатом какого-нибудь клуба. Если человек не сбалансирован, то весьма вероятно, что он будет бросаться в крайности. Всякая чрезмерность выливается в разрушительность. Особо опасными «провокаторами» разрушения являются гипертрофированная потребность в острых ощущениях, эгоцентризм, безответственность, злонамеренность.

Но кроме упомянутых компенсаторных форм, существуют особо циничные формы разрушения, которые вследствие своей особой извращённости, не могут быть купированы извне. В этом случае для осуществления действия, которое совершается как бы само собой, не требуется ни целей, ни мотивов. Последние выдумываются, чтобы как то оправдать и обелить себя. А при откровенно циничных формах разрушения и оправдания откровенно циничны. США, например, бомбят, как только почувствуют «угрозу своей безопасности».

Согласно точке зрения К. Лоренца [6], наша страсть к насилию обусловлена биологическими факторами, которые не подлежат нашему контролю. В соответствии с ней агрессия в человеческом обществе представляет собой гипертрофию внутривидовой агрессивности, имеющей место у животных. В мире животных, как было подмечено Лоренцем, сильно вооружённые животные обладают сильной этикой, слабо вооружённые – слабой. У тех, кто представляет смертельную опасность друг для друга, конкурентная борьба, как правило, не идёт дальше принятия угрожающих поз, рычания и т. д. Человек, бывший первоначально слабо вооружённым, и преимущественно вегетарианцем, со временем сильно вооружился, но этика его осталась слабой, в результате чего у него нет ощущения границы, дальше которой в опасном противостоянии нельзя идти. Внутренний голос, предостерегающий его от опасных шагов, звучит в нём слишком слабо. В отличие от большинства животных, у человека не вырабатываются эффективные тормозящие механизмы (в качестве такового у человека выступает совесть, которая есть далеко не у каждого), поэтому разрушение приобретает такие масштабы. Сегодня Запад в своём стремлении идти до конца в уничтожении России, не в состоянии должным образом осознать, что у намеченной жертвы есть атомный арсенал и самые совершенные средства доставки, и чем это ему грозит. Разрушительность, перейдя критическую черту, ослепляет и лишает разума разрушителя.

Лоренц так же приводит примеры гипертрофированной агрессивности, которые являются тревожным сигналом для человечества. Самый впечатляющий – это агрессивность стай крыс. Ни у одного другого вида животных такой свирепой разрушительности не наблюдается. Вывод: в живых системах при определённых условиях может развиваться гиперагрессивность любого масштаба и силы. Но все их превосходит человеческий вариант агрессивности.

В этом мире много жестокости. В одних людях она дремлет, в других только и ждёт момента, как себя проявить. Множество зрителей собирали в Древнем Риме бои гладиаторов, казни в средние века, сегодня стрим-треши. Проблема в том, что агрессия в различных дозах рассеяна в весьма значительной части людей, и она должна выплеснуться на кого то, произвести работу. В 2015 г. Обама заявил, что экономика России «разорвана в клочья». Если уж лауреату Нобелевской премии мира надо что то разорвать в клочья, то что уж говорить о других. Удерживать агрессию внутри себя небезопасно для здоровья. Поэтому агрессия ищет выход и находит в самых неожиданных местах. Хороший способ дать выход своей агрессии – принять участие в каком-нибудь конфликте, драке. Как говорил «герой» Гражданской войны, впоследствии маршал, но довольно бездарный: «Мне всё равно, какой фронт, главное рубать!» Душа просит пострелять, побузить и таким образом «выпустить пар».

Агрессивность, которая требует дать ей выход в каком-то грандиозном разрушении, явилась причиной двух мировых войн. Фромм считает, что «движущими мотивами первой мировой войны были экономические интересы и тщеславие военных и политических лидеров, а так же промышленных магнатов обеих воюющих сторон, но не потребность участвующих народов открыть клапан и «спустить пары» своей накопившейся агрессивности». Верно как раз второе, но с той поправкой, что потребность открыть клапан испытывал не весь народ в целом, а только его часть, являющаяся разрушителями.

Европа во время, названное совершенно справедливо «прекрасной эпохой» (belle époque), достигла наивысшего процветания за всю свою историю, но публичных казней не стало, футбол ещё не начался, до рока было далеко, локальные войны проблему не решали. Нужен был масштабный конфликт, и страны под предводительством наиболее агрессивной части истеблишмента, для которой война ещё способ обогатиться, удовлетворить своё тщеславие, буквально ринулись к нему. Впереди всех оказались австрийцы с их архиидиллическими Альпами, Адриатикой, фешенебельными Спа-курортами, прекрасными горными озёрами. У них был очень совестливый монарх, который как то критически отозвался о только что построенном оперном театре, действительно не образце лучшего вкуса. Это так огорчило одного из авторов проекта, что тот покончил самоубийством. Франц-Иосиф дал слово никогда ни о чём не высказываться критически. И, судя по всему, слово это сдержал.

Совершенно точно известно, что он ничего критического не сказал об австрийских концлагерях. Милые австрийцы додумались до этого едва ли не первыми в мире, но, кажется, пальма первенства всё-таки у англичан с их концлагерями в Трансваале. Концлагеря были созданы как инструмент насильственной украинизации русских, попавших после последнего раздела Польши в состав Австро-Венгрии. Тех, кто не желал называть себя украинцем, и считал себя русским, сгоняли в концлагеря, где их подвергали издевательствам и пыткам. Обычной была смерть, будучи подвешенным за одну ногу на виселице, чему имеется немало фотосвидетельств. В Талергофском концлагере так было уничтожено 160 тыс. русских. Ничего даже отдалённо подобного не могло быть в Российской империи. Узнав эту малоизвестную страницу истории, и поняв, кто были духовными отцами украинских националистов, перестаёшь удивляться тому, что эта милая Австрия подарила миру Гитлера.

А где же Штраус с его вальсами, Легар и Кальман с их легкомысленными оперетками, спросите вы? Да там же, в Австрии. Там же, где разрушители тешили себя дикой, не укладывающейся в голову нормального человека жестокостью, а чувствительный император стеснялся высказывать по этому поводу что то критическое. А то, не дай бог, какой-нибудь палач покончит с собой, как тот бедный архитектор. Вот так, одни писали лёгкую, а порой и светлую музыку, а другие творили своё чёрное дело. Созидатели и разрушители действовали бок о бок!

И не верьте в то, что войны (кроме освободительных) начинаются бедными против богатых, слабыми против засилья сильных, что есть объективные экономические или социальные причины. Войны были и тогда, когда не было никакой экономики, когда всем хватало земли, и когда люди не подозревали, что под этой землёй может лежать что то ценное. Войны существуют для того, чтобы давать выход разрушительности, поэтому они, так же как и футбол, рок-шабаши, где беснуются толпы орущих подростков, неизбежны, пока не будет найдено лучшего способа, как «выпустить пар» агрессии или сублимировать её в созидательную энергию. Это избыточное «накопление пара» дало о себе знать во Франции в 1968 году и через полстолетия на Украине. Франция каталась в изобилии, как сыр в масле, лидер страны – выдающийся человек, что ещё надо? А надо самому крупному разрушителю за всю историю – США – «поставить Францию на её место», а разрушителям помельче побузить, поломать, дать выход своей разрушительной энергии. Результат: закатилась звезда Франции, как одного из мировых лидеров, звезда же Украины под вдумчивым руководством тех же США вообще закатилась в помойку.

Усилителем разрушительности является заложенное во многих представителях человеческого рода стремление к власти и наживе. Стремление доминировать существует и в животном мире. Но там оно ограничено небольшими возможностями влияния, которые имеются у них. Альфа-самец, являющийся доминантом в своей стае (например лев в своём прайде), не может распространить свою власть на соседнюю стаю. А человек по мере усложнения своей деятельности в какой-то момент оказался в состоянии это сделать. Алчные открыли, что человек является инструментом, который можно использовать для личного обогащения, властолюбивые обнаружили, что из подчинения себе других можно извлечь ни с чем не сравнимое удовлетворение. Открытие живых орудий для взращивания в себе пагубных страстей послужило толчком для проявления греховного, разнузданного, злого и привело к явно видимому падению человека. И он стал применять насилие в самых крайних формах: убивать, жечь, разрушать, обращать в рабство. В ХХ в. произошёл новый фундаментальный сдвиг в деятельности человека. Развитие производительных сил и виртуальных форм обмена открыло новые и поистине безграничные возможности воздействия на людей и использования их, как инструментов власти и наживы.

Ещё одна причина неизбежности разрушения коренится в такой особенности устройства человека, как необходимость в возбуждении, волнении, и в постоянном стимулировании этих состояний. Первым на то, что нервная система обладает постоянной потребностью в действии, т. е. должна иметь определённый уровень возбуждения, указал русский нейрофизиолог И. Сеченов в своём труде «Рефлексы головного мозга». Фромм считает, что эта постоянная потребность в возбуждении является одним из факторов, «обуславливающих деструктивность и жестокость». Оказывается, у человека гораздо более сильное возбуждение (волнение) вызывают гнев, бешенство, жестокость или жажда разрушения, чем любовь, творчество или какой-то продуктивный интерес. Первый вид волнения не требует от человека никаких усилий: ни терпения, ни дисциплины, ни критического мышления, ни самоограничения; для этого не надо чему-то учиться, воспитывать в себе способность концентрировать внимание, бороться со своими сомнительными желаниями, отказываться от своего нарциссизма. Говоря другими словами: опускаться человеку легче, чем подниматься.

Особенно опасна дурная активность и такие гиперактивные персонажи, как Ульянов, Бронштейн. Для кого-то семейные скандалы являются хорошим стимулятором. Затевая их, кто то из супругов испытывает ощущение, что он при деле. Но если оба супруга мало уступают друг другу в склочности, это, как отмечает Хорни, может и укреплять семью. Оба подсознательно понимают, что такие благоприятные условия для саморазрядки в скандалах будет найти непросто. Ей вторит Фромм: «Теперь уже точно известно, что многие браки не распадаются потому, что дают возможность супругам, подчиняя или подчиняясь, постоянно переживать и воспроизводить такие состояния, как ненависть, скандалы, издевательства и унижения».

Но, вероятно, самым масштабным сбоем человечества является наличие огромного числа недобросовестных людей. Казалось бы, что может быть лучше: сделай хорошо своё дело! И совесть будет чиста, и на душе будет праздник, и сон будет спокойным. Так ведь нет, каждый второй (в этой оценке автор может ошибаться) сделает плохо. Разрушением оборачивается всякое не доведенное до конца дело, изображение деятельности, пустословие, потраченная впустую энергия, огромное разнообразие фикций, создаваемых деятелями ради своей выгоды или по лени. Всякий раз, когда мы делаем что то не наилучшим образом, мы чего-то лишаем себя. Всякое недостаточное усилие – источник разрушения. Конечно, ещё большими разрушителями являются откровенные паразиты, уверенные в своём праве жить трудами других. Их единственная проблема найти того, на ком они могут паразитировать.

Один из самых сильных источников разрушения – зависть. Зависть едва ли не самая распространённая пагубная страсть. Недаром же говорится: «Зависть – корона дьявола». Ещё К. Маркс писал о сгущающейся атмосфере «всеобщей конституирующейся как власть зависти». Кому, как ни К. Марксу с его любовью к классовой борьбе, одним из побудителей которой является зависть, быть экспертом по зависти. Есть области деятельности, где зависть является одним из самых влиятельных и мощных факторов, определяющих деятельность: «Завидуем низшим, что сравняются, завидуем равным, что обойдут, завидуем высшим, что они выше».

Чему только не завидуют люди: уму, внешности, обаянию, обеспеченности, богатству, уверенности, положению, наглости, силе, чужому счастью, удаче и так далее до бесконечности. Вот пример зависти даже не к человеку, а к собаке. В киношедевре А. Бортко «Собачье сердце» в роли пса, которого профессор Преображенский превращал в Шарикова, снялась симпатичная и умная дворняга по кличке Карай. После выхода фильма на экраны, она стала пользоваться любовью едва ли не большей, чем два главных героя фильма. Встречая на улице, многие её узнавали, старались погладить, дать что то вкусненькое. Прошло два года, и кто то ей дал отравленный кусок хлеба. Её пытались спасти, но безуспешно.

Грустная история, но если подумать, сколько в советское время зависть породила доносов (4 миллиона!), и скольким они стоили жизни, становится страшно. Тогда доносительство перешло в разряд весьма заурядных занятий, превратившись в широко распространённый способ занять большую по площади комнату соседа в коммуналке, кресло своего начальника, просто напакостить своему сослуживцу, соседу. После того, как доносительство как способ улучшить свой жилищное положение перестало работать, слесари и сталевары вообще перестали этим заниматься, а вот в среде, особенно выделяющейся, как принято считать, своей культурой, этот вид творчества всё так же цвёл и пахнул.

Высшего своего развития зависть достигла в артистической среде. Завидуют таланту и чужому успеху, который, как известно, пережить особенно трудно. То, что творится в балете, просто не укладывается в голову человека неподготовленного. Очень популярному, одному из самых обаятельных актёров в истории советского кино, Ю. Яковлеву долго не давали звания народного артиста. Оказалось, что в райком партии пришёл донос, подписанный просто: «Вахтанговцы». Он был потрясён, когда узнал, что написан он был теми, кого считал своими лучшими друзьями. Режиссёра фильма «Москва слезам не верит» В. Меньшова не выпустили из страны для получения «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит» после двух доносов, написанных коллегами.

Родная сестра зависти – ненависть. Объектом ненависти может быть кто и что угодно: от соседа до страны, в которой разрушитель родился и живёт. В ненависти нет ничего рационального, это пагубная эмоция, которую надо постоянно выплёскивать, а на кого – неважно. Чаще всего объектами ненависти становятся самые близкие люди, они рядом, и нередко находятся в зависимости от ненавистника. Порой на объект ненависти без каких-либо объяснений указывает кто то третий, и этого достаточно, потому что ненависть – удобный для разрушителя канал выхода агрессии. Найдено дело, приносящее явное облегчение, и жизнь, наконец, обретает смысл. Если человек бессодержателен, он по сути лишён возможности обрести смысл жизни каким-нибудь другим путём. Причиной ненависти может стать трудолюбие, и как следствие, зажиточность соседа, ископаемые, которые неправильно были «закопаны» под чужой землёй, и вообще большие просторы, под которыми наверняка что то закопано, и досталось непонятно кому и непонятно за какие заслуги.

На страницу:
6 из 9