Полная версия
Как победить свой страх?
Марианна Ковалева
Как победить свой страх?
Глава №1. Не боимся авторитетов
Человеческие страхи, как и любые другие явления в мире, трансформируются под влиянием времени. Так, страхи наших предков были направлены, по большей части, во внешний мир. Люди боялись окружающего мира, природы. Она была не изучена, непонятна, а значит, опасна. Позже, с появлением цивилизации, страхи человека поменяли свое направление, люди стали бояться того, что таится внутри них.
Своих комплексов, негативных черт характера, отношения к миру и пр. И во всем этом многообразии фобий особое место занимает страх авторитетов. Он в одинаковой степени относится и к области психологии, и к области социологии. Первые изучают боязнь авторитетов, как иррациональную эмоцию, вторые – как общественное явление. Мы в нашем пособии затронем все эти стороны, однако для начала нам нужно конкретизировать понятие «авторитет».
Под это понятие, конечно, можно отнести религию (церковь), правительство, общество. Если говорить обобщенно, то к авторитетам можно отнести людей, которые обладают определенной властью, силой, богатством, и в этой связи окружающие испытывают перед ними некую робость.
Еще несколько десятилетий назад авторитетами принято было считать людей, которые действительно обладают какими-то выдающимися способностями, талантами, то в наше время таковыми в глазах общества могут стать и простые начальники. У них, по сути, ничего нет, кроме власти, однако подчиненные, боясь потерять работу или лишиться премии, ходят перед мнимыми авторитетами с «низкой» головой.
Кроме этого, авторитетом для человека могут являться авторитарные родители, друзья, коллеги по работе. Интересно, что страх авторитетов может выражаться не индивидуально, а массово. Истории известно много случаев, когда общество в целом испытывало ужас перед определенной системой, или конкретным человеком, наделенным властью.
На одном из русскоязычных сайтов, посвященных проблемам психологии, специалисты объясняют: «В России традиционный страх перед авторитетом начал разрушаться еще в прошлом веке. Страна попала в исторически сложную ситуацию, чреватую широким распространением процессов разрушения традиционных норм при слабом формировании новых.
Это было характерно и для столичных городов, и для традиционной деревни. Так, освобождение крестьян от личной зависимости перед землевладельцами освободило их и от традиционных патриархальных связей, в частности, разрушило и «почтительный» страх перед авторитетом. Это означало лишение покровительства и защиты.
Не случайно, после реформы 1861 года было замечено, что крепостной крестьянин по сравнению с освобожденным выглядит более уверенно. Тогда как первый держится с известным достоинством, второй суетится и кажется каким-то потерянным. Наблюдение это весьма правдоподобно, ибо крепостной крестьянин имел установившиеся отношения со своим хозяином, возможно прав у него было не так много, но он хорошо знал их, так же как и свои обязанности.
Освобожденный крестьянин вместе со свободой лишился того, что в современной России называют «крышей». Одинокий, без ясных прав и обязанностей, он оказался один на один со всем миром. Результатом могла быть и стала тревога и неуверенность. Былой социализированный страх перед хозяином уступил место дикому несоциализированному «сырому» страху перед неизвестностью.
Такой «сырой» страх перед будущим стал питательной средой для роста иррациональных страхов, неопределенных экзистенциальных страхов перед опасностями существования. В ситуации массовых крестьянских миграций начала ХХ века традиционный «почтительный» страх перед авторитетом разрушился вовсе.
Любовь и благоговение, смешанное со страхом, перед высшими авторитетами, в этой ситуации пострадали не менее, если даже не больше. Несколько волн нигилизма, которые пережила Россия, раз за разом ослабляли страх перед каким-либо конкретным выражением авторитета. Интеллигентский атеизм и массовое двоеверие подточили благоговейный страх перед Богом.
Реформы, урезавшие права землевладельцев, не могли не ударить по авторитету помещичьего сословия. Государство и его законы, которые являются воспреемниками традиционных патриархальных и средневековых авторитетов, в России воспринимались негативно (что сохраняется во многом и до сих пор)».
Разумеется, самым ярким примером страха авторитета в России можно назвать культ личности Иосифа Сталина. Общество испытывало к нему весь спектр разнообразных чувств: страх, почитание, робость, любовь, порой смешанная с ненавистью. Однако Сталин в глазах масс всегда оставался фигурой №1, самым властным и уважаемым человеком в мире. К счастью, культ личности жестокого правителя был развинчен (пусть и после его смерти), а общество вынесло из всего случившегося хороший урок.
В современной России массового страха перед авторитетом практически не существует. Конечно, есть известные люди, которых мы боимся, почитаем или уважаем, однако мы способны контролировать эти чувства, в отличии от иррационального страха. Последнее чувство все чаще возникает в отдельных людях. И что любопытно, авторитетом в этих случаях выступают уже не действительно важные люди, наделенные огромной властью и умом, а так называемые «середнячки».
Психологи объясняют этот факт нестабильностью жизни, в том числе и нестабильностью экономики. Люди «держатся» за свою работу любой ценой, так как боятся упасть на социальное дно.
Страх авторитетов обладает очень сложным механизмом действия. Во-первых, стоит отметить, что в меньшей или большей степени он присутствует в жизни практически каждого человека. Авторитетом могут быть, как уже говорилось ранее, родители, начальники, школьные учителя.
Однако если эта боязнь закономерна (потому что эти люди действительно заслуживают уважения), то она вполне может стать основным двигающим фактором к успеху. Желая быть как наши авторитеты, мы много учимся и много работаем. Это конструктивное мышление.
Деструктивное мышление человека, напротив, подавляет его волю и решительность. Его страх авторитета настолько велик, что он превращается в психологического «овоща». Ему не хватает решительности заявить о себе. Зачем? Ведь он никто, и никогда не будет таким же сильным, влиятельным и талантливым. Достичь таких высот у него никогда не получится.
Так думают многие люди, испытывающие страх авторитета. Как правило, первый вариант- конструктивный- присущ людям, которые от природы обладают лидерскими качествами, они инициативны, смелы, амбициозны. Деструктивное же мышление свойственно замкнутым людям, нерешительным, трусливым и пр.
Они и без того испытывают комплексы, а страх авторитетов еще более усугубляет ситуацию. Стоит также отметить, что «почтительный» страх – это явление, во многом зависящее от культурно-социальных аспектов жизни и семейных традиций. Так, статистика подтверждает тот факт, что данным видом фобии чаще страдают жители Кавказа.
Они свято чтят традиции, основная из которых – почитание и уважение родителей. Глава семьи – это царь, его ослушание чревато не только физическим насилием, но и изгнанием из дома, разрывом родства. Авторитет мужчины настолько силен, что женщины порой проживают длинную несчастливую жизнь, не решаясь даже намекнуть на свои внутренние страдания и переживания.
Страх авторитетов, как собственно и другие фобии, может очень сильно омрачить жизнь человека. Он живет словно чужой жизнью, все его сокровенные желания и интересы остаются нереализованными из-за страха авторитетов. Например, из-за робости перед начальником, подчиненный не может предложить ему свою идею проекта, или не может решиться на просьбу о повышении зарплаты.
Или, скажем, начинающий писатель никак не может настроиться дать свою рукопись на прочтение своему редактору – боится, что он его осудит. Особое место здесь занимают семейные взаимоотношения. Для многих людей на протяжении всей жизни самыми авторитетными личностями остаются родители.
И как мы уже говорили выше, если человек мыслит конструктивно, данная фобия будет подстегивать его к совершению важных поступков, которые могут приблизить его к планке успешного папы или мамы. Печально складывается ситуация, если родители человека, либо один из них, являются сильными авторитарными личностями.
Это будет означать, что ребенок всегда будет ими подавлен. Его пожелания никогда не учитываются. Ребенок хочет рисовать, однако папа хочет, чтобы он занимался боксом. Естественно, что сын или дочка, боясь авторитета папы, не рискнут противостоять ему.
Или, скажем, дочка-подросток мечтает надеть на выпускной бал белое платье, а авторитарная мама настаивает на синем. Подобные противостояния, как правило, происходят ежедневно, даже в самых банальных жизненных мелочах. На человека это действует очень удручающе, и в итоге приводит к тому, что он принимает свою позицию, как единственное возможное поведение, как норму.
Позже, когда ребенок вырастет и, скажем, уедет учиться в другой город, ему выпадет шанс радикально изменить ситуацию. Однако человеку это уже будет не нужно. Он со временем свыкнется со своей ролью, с тем, что авторитет его властных родителей непоколебим, что ему бессмысленно противостоять.
Легендарный психотерапевт Эрих Фромм писал: «Уважению к авторитету сопутствует запрет на критическое отношение к нему. Авторитет может снизойти до объяснения своих приказов и запрещений, наград и наказаний или может воздержаться от этого; но индивид не имеет никакого права задавать вопросы и критиковать.
Если индивиду кажется, что есть какие-то основания для критики в адрес авторитета, то виноват в этом подчиненный авторитету индивид; и уже сам тот факт, что некий индивид отваживается на критику, является доказательством его виновности. Долг признания превосходства авторитета влечет за собой определенные запреты.
Самым главным из них является табу на чувство равенства или на способность стать когда-либо равным авторитету, поскольку это противоречило бы безоговорочному его превосходству и уникальности. Признание собственного бессилия, самоуничижение, отягощенность чувством собственной греховности и порочности – вот признаки благости.
Авторитет как законодатель заставляет подчиненных ему людей чувствовать себя виновными за свои многочисленные и неизбежные проступки. Вина за неизбежные проступки перед авторитетом и потребность в их прощении, таким образом, порождает бесконечную цепь прегрешения, чувства вины, потребности в отпущении грехов, которая держит человека в кабале, а благодарность за прощение сильнее критичности по отношению к требованиям авторитета.
Именно это взаимодействие между чувством вины и зависимостью укрепляет прочность и силу авторитарных отношений. Зависимость от иррационального авторитета ведет к слабости воли у зависимого человека, и в то же время то, что парализует волю, усиливает зависимость. Так образуется замкнутый круг».
Этот механизм воздействия страха авторитетов в результате приводит к тому, что человек утрачивает и способность, и желание что-либо делать самостоятельно. Он отказывается взять на себя ответственность даже за свою жизнь. Человек превращается в некое бесхарактерное существо- ему говорят иди – он идет, говорят стой- он стоит.
Авторитетное влияние на личность столь велико, что все свои действия он расценивает только в одном ключе – одобрит или не одобрит авторитет. Например, мужчина очень долго не решается сделать предложение любимой девушке, так как неизвестно, как на эту новость отреагирует авторитарный папа. Может сложиться и такая ситуация, что мужчина не может сделать предложение девушке, так как его отец – заядлый холостяк, настаивающий на том, что любой брак- это узда, в которой невозможно быть счастливым.
В рабочей сфере «почтительный» страх также может приводить к весьма печальным ситуациям. Скажем, когда больной сотрудник боится попросить пару дней отпуска, чтобы заняться лечением серьезной болезни. Авторитетный начальник такого «ослабления» не поймет, сам он верит в то, что его команда не имеет права на болезни. Как и он сам, разумеется.
Подобные ситуации, казалось бы, не столь критичны. К сожалению, это не так. Ведь в результате, если человек не готов работать над своими внутренними комплексами, он может навсегда остаться одиноким, больным, несчастным, угнетенным, лишенным права выбора.
И даже если он уже свыкся со своим положением, это вовсе не означает, что он счастлив. Подсознание не даст ему жить в спокойствии. Оно периодически будет напоминать ему о неисполненных желаниях, упущенных возможностях и счастливых мгновениях, которые могли бы быть в «свободной жизни». Возможно, именно работа подсознания, его «колкие» намеки – это первый ключик на пути к свободе.
Страх авторитета принято рассматривать только в одном направлении: когда человек испытывает робость перед кем-то или чем-то. Однако психологи говорят о том, что у данной фобии есть и другая сторона. Объясним подробнее.
Дело в том, что иногда боязнь и робость перед внешними авторитетами столь сильна, что постепенно она трансформируется в нашу совесть. Законы, морали, традиции внешнего источника страха оказывают на человека столь сильное влияние, что он не находит силы противостоять им. К внешним источникам страха можно отнести, например, церковь, школу, государство и, конечно, родителей.
В итоге все их предписания становятся частичкой самого человека, напоминающей механизмом воздействия совесть. Психологи говорят, что это самая тяжелая и сложная форма проявления страха авторитетов. Ведь ранее человек, хоть и трепетал перед авторитетом, в глубине души осознавал это. И если вставала острая необходимость, он все же мог избежать влияния внешнего источника страха.
Человек знал, что именно этот комплекс мешает ему жить полноценной и счастливой жизнью. А когда страх авторитетов трансформируется в совесть, человек начинает отвечать за свои поступки перед самим собой. От совести уже не скрыться, даже при самом большом желании. Конечно, подумаете вы, разве совесть- плохое качество?
Разумеется, в некоторых ситуациях она позволяет нам держать «человеческую» рамку, однако вся проблема в том, что трансформированная из страха совесть – это не веление души, а запреты, желания и веления авторитета. Они настолько укоренены в подсознании человека, что он уже не может разделить первое со вторым.
Эту совесть принято называть авторитарной. Получается, что поведение человека обусловлено исключительно страхом перед авторитетом. Психологи также говорят о том, что авторитарная совесть разделяется на два типа – «чистая» и «авторитарная».
Первая «включается» в том случае, когда человек осознает, что действовал по канонам своего авторитета, что ничем его не разочаровал, что авторитет остался доволен. Когда человек живет с «чистой» совестью, он «счастлив», так как самое главное для него – угодить авторитету.
Например, 25 летний сотрудник крупной компании чувствует себя в безопасности, он уверен в том, что у него все складывается благополучно лишь потому, что он принял правило своего авторитарного начальника – абсолютно отказаться от личной жизни в пользу работы. И вот он выполняет это условие: сводит к минимуму отношения с любимой девушкой.
Психологи говорят, что «чистая» совесть очень опасна. Она может привести к полному повиновению перед авторитетом: все собственные желания и потребности «закрываются» в маленьком ящике в подсознании, и не факт, что этот ящик будет когда-то открыт.
И если все получается так, как нужно, «чистая» совесть взамен дарит мнимое ощущение счастья и благополучия. «Виноватая» совесть – это осознание того, что авторитет тобой недоволен. Однако парадокс в том, что сам человек расценивает свои угрызения совести не как следствие проступка перед внешним авторитетом, а как вину перед самим собой (ведь, как мы говорили, страх авторитета стал частью его самого).
И эта вина приводит к жестокой самокритике, к самопоеданию. Человек думает: как я мог позволить себе исполнить свое желание, если требовалось совсем другое? Или, скажем, как я мог купить себе новый телефон, ведь они вредны для здоровья (об этом утверждает мама, но эта мысль уже глубоко укоренилась в подсознании сына).
Или – как я могла подать на развод. Пусть я даже несчастлива. Но ведь это был мой единственный шанс на семейную жизнь (мысль о последнем шансе была внушена авторитарной мамой). Если при «чистой» эмоции человек чувствует себя умиротворенным, то при «виноватой» он начинает заниматься самоистязанием, что в итоге приводит к множеству проблем.
Появляется бессонница, головные боли, может также сформироваться тяжелая депрессия. Человек чувствует себя виноватым, и если у него хватает сил вырваться из манипуляторных сетей, он приходит к выводу, что единственный шанс восстановить равновесие- подчинится своей авторитарной совести.
То есть сдать обратно в магазин телефон, забрать заявление на развод и с низкой опущенной головой попросить прощения у мужа. Только так можно успокоить чувство вины – голос совести.
Эрих Фромм пишет в одной из своих книг: «Теперь мы обратимся к вопросу о том, каково содержание чистой и виноватой авторитарной совести. Хотя очевидно, что любое нарушение позитивных норм, постулированных авторитетом, являет собой неповиновение, а значит, и вину (независимо от того, хороши или плохи эти нормы сами по себе), есть действия, расцениваемые как проступки, в любой авторитарной ситуации.
Первый такой проступок – это бунт против установленного авторитетом порядка. Неповиновение становится “главным грехом”, а послушание – главной добродетелью. Послушание предполагает признание за авторитетом верховной власти и мудрости, признание его права приказывать, награждать и карать по своему усмотрению. Авторитету подчиняются не только из-за страха перед его властью, но и из-за убежденности в его моральном превосходстве и правоте».
Интересно также отметить, что психологи уверены: страх авторитетов неразрывно связан с таким психологическим процессом, как игнорирование. Они говорят о том, что игнорирование – самый простой, но самый эффективный метод защиты, который используют практически все люди, страдающие страхом авторитета. Особенно в том случае, если этот страх уже трансформировался в совесть, о чем мы говорили выше.
Человек, который живет под чьим-то авторитетом, вынужден создать в своей голове реальность, чтобы прикрыть печальную действительность. Он просто игнорирует влияние родителей, начальников, мнимых друзей, заставляя себя верить в то, что «все не так уж и плохо».
Человек подсознательно выбирает для себя роль «слепого котенка», он не замечает, как авторитет довлеет над ним. Все нереализованные мечты и желания, которые не соответствуют требованиям авторитета, закрываются в некий сосуд. Их словно не существует.
И, что неудивительно, сам авторитет тоже поддерживает идею вымышленной реальности: ему это выгодно, ведь в этом мире он играет роль короля и поводыря, который направляет слепого котенка в нужное ему направление. К сожалению, пока человек игнорирует свой страх авторитета, ему не вырваться на свободу. Впрочем, ему это даже не нужно.
Мысли о «побеге» у него не возникают. И только в стрессовой ситуации, когда влияние авторитета становится очень явным, человек перестает игнорировать реальность и один на один встречается с ужасающей реальностью. Ему будет больно осознавать свою бесхарактерность. Но именно эта боль может стать толчком для движения вперед, для начала борьбы со своими комплексами.
Примеры страха авторитета.
Страх авторитетов в жизни встречается довольно часто, однако зачастую сами страдающие этой фобией не подозревают о том, что находятся в плену авторитета. Мы приведем в пример такую историю. Светлана родилась в неполной семье.
Отец ушел от мамы, когда узнал о том, что она беременна. Валентина Ивановна, разумеется, во всем винила предателя-мужа, однако если взглянуть на ситуацию со стороны более пристальным взглядом, стало бы понятно, что мужчина просто не выдержал авторитарной женщины, которая хотела безраздельно властвовать над партнером.
С маленькой дочкой это у нее получилось. Светлана от природы была ранимым и нерешительным ребенком, а с волевой мамой у нее и вовсе не было шанса измениться. Валентина Ивановна сама решила, в какую школу отдать дочь, чем ей заниматься в свободное время, в какой институт поступить и пр.
Светлана никогда не сопротивлялась, она слепо верила в то, что так и должно быть в любой семье. Когда девушка встретила молодого человека и влюбилась в него, мама отреагировала критически: она-то мечтала, что выберет спутника для дочери самостоятельно. Но Светлана настояла, и вскоре вышла замуж, а затем родила сына.
В новой ячейке общества царила любовь, однако жизнь молодой женщины счастливой назвать было трудно. Постоянно вспыхивали конфликты между мужем и мамой. Последняя пыталась распространить свой авторитет и на нового члена семьи, но мужчина не поддавался. Ссоры вспыхивали ежедневно. Валентина Ивановна постоянно говорила о том, что мужчина – плохой, ненадежный, никчемный неудачник.
Учитывая ее власть над дочерью, было неудивительно, что она и сама поверила в это. Молодая семья развалилась. И власть матери над дочерью только увеличилась. Кроме этого, она распространилась и на подрастающего сына Светланы. Как бы парадоксально не звучало, но сама Светлана не имела права самостоятельно заниматься воспитанием сына.
Все, опять же, решала исключительно ее мама. И что самое печальное, она запрещала внуку часто видеться с отцом: он, якобы, плохо влияет на ребенка. Мальчик страдал, он очень сильно любил своего папу, и хотел проводить с ним больше времени. Отец испытывал такие же эмоции, однако Валентина Ивановна умела манипулировать и мужчиной, и внуком.
Последнего она заставляла заниматься музыкой, хотя он мечтал ходить в спортивную секцию. Возможно, все так бы и продолжалось… Но Светлана, когда отводила сына на встречу с отцом (и когда, соответственно, не находилась под наблюдением матери), снова наладила контакт с бывшим мужем.
Они стали тайно встречаться. Все стало явным, когда сына на скорой помощи увезли в больницу. Родители, которые нежно переглядывались друг с другом, выдали себя. Валентина Ивановна была в ярости. Но в дело вмешался мальчик: он сказал, что специально порезал себе руку – лишь бы не заниматься музыкой с бабушкой, а ходить на футбол вместе с папой.
Слова ранили Валентину Ивановну, и она на время капитулировала. К сожалению, спустя пару месяцев, она вновь стала вмешиваться в семейные дела Светлана, и дочь не смогла противостоять маме. Эти долгие два месяца она испытывала настоящие угрызения совести, вину за то, что теперь ее мама несчастлива. Смогут ли отец с сыном противостоять авторитету бабушки, или она вновь разрушит семью? Пока неизвестно, но время покажет.
Вторая история, которую мы хотим рассказать, к счастью, имеет законченный финал. Сергей, сотрудник крупной телекоммуникационной компании Москвы, очень сильно робел перед своим непосредственным начальником. Ему это казалось вполне логичным: моложе его, а достиг таких высот! Причем как в профессионально-материальном, так и в лично-семейном плане.
Сергей делал все возможное, чтобы угодить начальнику. И тот власть своего авторитета, разумеется, знал. Он требовал от Сергея беспрекословного подчинения, взвалил на него много обязанностей, в том числе и своих, считал мальчиком на побегушках. Сергею последнее не нравилось, но набраться храбрости и сказать об этом, он не мог.
Так продолжалось 6 лет. Сергея могли вызвать на работу в любое время, и знали- он не сможет отказать. Но однажды мужчина влюбился. Он давно мечтал о семье, но реализовать идею никак не получалось: было некогда. И вот он женится, у него рождается малыш. Как и полагается, ребенку приходится уделять время. Начальника его не устраивает.
Ему не нравиться, что Сергей уходит с работы вовремя, не задерживаясь, как было раньше. Стоит сказать, что на результат работы мужчины это не влияло, однако начальник понял, что теряет свою власть над Сергеем: именно это ему и было не по нраву. И вот наступает тот момент, когда Сергей решает сменить работу: он устраивается в компанию, которая находится ближе к его дому, и где его оклад будет в 1,5 раза больше.
Собеседование пройдено. Остается дело за малым – сказать об этом авторитарному начальнику и отработать законные две недели. Каждый день Сергей ходил на работу с дрожью в руках: как сказать новость начальнику, чтобы не вызвать его гнев. А вдруг он не отпустит (мужчина серьезно думал о том, что если начальник скажет «нет», ему придется остаться)?
Придя на работу, Сергей понимал, что сегодня он сделать важный шаг просто не в состоянии. Вечером он испытывал такое же ощущение, когда жена спрашивала его, уволился ли он со старой работы, чтобы приступить к новой. Это кажется удивительным, но Сергей не мог решится на откровенный разговор с начальником в течении… 4 месяцев!