
Полная версия
Новый завет. Том 3
Это всё хорошо; я искренне восхищён этим персонажем. Плохо то, что Воин не видит своей социальной роли в обществе; он до такой степени растождествлён с обществом, что единственным связующим звеном с ним считает искусство сталкинга и «контролируемую глупость» (очень энергоёмкие термины). Поэтому складывается впечатление, что он свалился с необитаемого острова. Если сей благородный рыцарь свалился с необитаемого острова, пусть он и газует на свой остров обратно. Нам это не подходит и мы поспешим поскорее оставить этого гордого, лучезарного космического странника. Флаг ему в руки и барабан на шею. А нам грешным чего-нибудь бы попроще, поприземлённее! В земельке порыться, баблосов камаз настричь. Развратить свою Тушу. Существование Души ещё толком не доказано. Будем грешить!
Успенский вам скажет, что смысл жизни в развитии самосознания, в борьбе с механичностью, с состоянием человека-машины; смысл жизни в пробуждении от сна, в пропорциональном развитии «сущности» и «личности», знания и бытия; в дополнительных толчках, сверхусилии, в расшатывании «буферов». Если вы не знакомы с его системой, которая крайне трудоёмка для восприятия,– вы так и не поймёте, какого это лешего он там имел ввиду и зашвырнёте его умствования в угол. Нам бы чего-нибудь попроще! Вот как у этого… парнокопытного. Парнокопытный, зато понятный.
Августейший Сенека… Этот храбрейший муж, конечно, скажет, что смысл жизни в том, чтобы, выйдя из объятого пламенем города, где сгорели его дом, жена и дети, сказать: «Я ничего не потерял! Всё моё благо со мною – весь строй добродетелей, мужество и разум». Услышав сей идеал стоицизма, вам непременно захочется укрепить свой дух гранёным стаканом хорошего самогона со словами: «– Ну, блин! Киборг-машина из добродетелей. Вот кем нужно забивать бетонные сваи на стройке!»
ОШО. У этого противоречивого и слишком большого айсберга человеческой мудрости, мы сделаем большой привал. Чтобы понять ОШО, понадобятся годы размышлений и поисков. Я прочёл больше тридцати его книг, некоторые по два-три раза.
ОШО – сложен и противоречив. Сложность в том, что парадоксы и противоречия могут как помочь духовному росту, так и помешать ему. Бывают правильные парадоксы и противоречия, а бывают ошибочные, ассиметричные, со смещённым центром.
Насколько бы ни сложна была система Гурджиева-Успенского, с ней работать легче, чем с ОШО, потому что Успенский постоянно акцентирует внимание на правильном понимании; он прямолинеен и точен. У Успенского математически точный язык, аккуратный и правильный. ОШО сильно уступает Успенскому в этом отношении, не отличается терминологической и стилистической чистоплотностью, и часто сам является причиной тому, что его не понимают. «Я так непоследователен»,– неоднократно подчёркивает он. Но его непоследовательность, наложенная на сумбур в головах его слушателей, порождает такую «химическую мутацию», что в ней не только чёрт переломает себе ноги.
Говоря о смысле жизни ОШО назовёт вам десять возможных смыслов жизни и во всех десяти случаях будет прав. Сегодня он скажет вам, что смысла жизни нет вообще, его придумали философы, чтобы обманывать людей. «Живите без смысла, будьте для этого достаточно смелы»,– подведёт он итог. Завтра он вам скажет, что смысл жизни заключается в тантре: «Принимайте всё, что с вами случается как сторонний наблюдатель; расслабьтесь, станьте течением реки, не сопротивляйтесь». На следующий день он скажет вам: «Смысл жизни – это бунт против всех условностей общества; сопротивляйтесь всему, что вас порабощает». Ещё через день вы услышите: «Смысл жизни в неотождествлении, срединном пути, избежании крайностей. Всё должно идти ровно, по прямой линии, никаких перекосов и перегибов. Идите по канату без спешки. Не расплёскивайте ведро жизни, вода в ведре не должна колебаться». Потом вы услышите: «Будь маятником: используй усилие, используй не-усилие. Будь динамичен: если ты придерживаешься одного полюса жизни, ты пропал. Диалектика прежде всего…» Потом он приведёт ещё столько же веских аргументов, от обилия которых у вас в глазах забегают рябы и зайчики. Но ОШО и на это вам скажет: «– Спокойно. Всё хорошо: я выметаю из ваших голов хлам и мусор! Доверьтесь мне». Но нагрузив себя его советами, мусора у вас в голове станет ещё больше. Если вы слышите всё это впервые и не знакомы с ОШО основательно,– вы возьмётесь за всё одновременно и не преуспеете ни в чём.
«Если вы можете верить в какую-нибудь систему – это хорошо; если вы не можете – отбросьте их все. Будьте полностью очищенными, сбросьте груз. Но не оставайтесь прямо посередине этих двух альтернатив. А похоже на то, что каждый находится как раз посередине. Иногда вы сдвигаетесь вправо, иногда влево, потом снова вправо и снова влево – совсем как маятник часов. Вы качаетесь с одной стороны в другую и обратно. Это движение из стороны в сторону может показаться вам продвижением вперёд. Но вы не продвигаетесь никуда; каждый новый шаг перечёркивает предыдущий, поскольку, когда вы движетесь сначала вправо, а потом влево, вы всё время противоречите сами себе. В конце концов вы запутаны, вы в хаосе.
Коран, Библия, Гита – это различные системы, ясно очерченные системы.
Чтобы помочь вам, были создатели систем; чтобы помочь вам, были разрушители систем. Но, кажется, ни те ни другие не способны помочь. Вы настолько тверды и изворотливы, что всегда найдёте какую-нибудь щёлку, через которую можно сбежать. Теперешний трюк современного ума заключается в том, что если есть система, если учит Гурджиев, то люди приходят к нему и говорят: «Кришнамурти говорит, что не надо систем». Те же самые люди придут к Кришнамурти (Кришнамурти учит не-системе) и скажут: «Но Гурджиев говорит, что без системы ничего не может быть сделано». Когда они рядом с Гурджиевым, они используют Кришнамурти как щёлку для бегства. Когда они рядом с Кришнамурти, они как уловку для бегства используют Гурджиева. Но они никого не обманывают, они разрушают лишь самих себя.
Может помочь Гурджиев, может помочь Кришнамурти, но они не могут помочь против вашей воли. Вы должны определиться в некоторых вещах. Первое: нужна вам помощь или нет. Второе: можете ли вы двигаться в неизвестное без всякого страха или нет. Третье: можете ли вы продвинуться вперёд хотя бы на дюйм без всякого метода, без всякой техники, без всякой системы или нет? Внутри себя вы должны решить эти три вещи. Проанализируйте свой тип ума, всмотритесь в него и решите: какого он типа? Если решите, что не можете быть одни, тогда вам нужна система, учитель, книги, техники. Если думаете, что можете быть одни, уединёнными, тогда ничего не нужно. Вы сами для себя учитель, вы сами для себя техника. Но будьте честными, и если почувствуете, что решение достичь невозможно, если почувствуете, что запутались, тогда сначала испытайте учителя, технику, систему. И испытывайте систему упорно, на самом пределе, так, чтобы если что-то может случиться – это случилось. Если не получилось ничего, то это покажет, что вы пришли к точке, где наконец можете решить, что теперь оставляете всё и остаётесь одни. Это тоже будет хорошо.
Но моё предложение такое: вы всегда должны начинать с учителя, с системы, с техники, поскольку это будет хорошо для обоих путей. Если вы можете достичь на первом пути – хорошо; если так вы достичь не сможете – тогда все эти методы становятся напрасными, вы можете отбросить их и идти в одиночку. Тогда вам не понадобится Кришнамурти, который будет говорить, что никакой учитель не нужен; вы и сами будете знать это. Тогда вам не нужно будет никакое дзенское учение, которое будет говорить вам, что вам нужно выбросить прочь все ваши священные книги и сжечь их; вы уже сами сожгли их». («Тантра». ОШО.)
«Запомните: концентрация не является медитацией, поскольку концентрация – это тренировка ума, а медитация – это отстранение ума» («Библия Раджниша»).
Но отстранение какого ума: зрелого или незрелого? Существует большая разница между зрелым умом и незрелым умом.
Ум – это физическая функция, которая подчиняется законам пространства и времени; ум не может действовать вне законов пространства и времени, и не может бездействовать, прекратить свою функцию полностью: возможно либо хаотическое блуждание ума, либо целенаправленное действие, либо центрирование ума на ощущении самосознания. Центрирование зрелого ума, целостного, не раздробленного. Прежде чем что-то отстранять, нужно это развить как функцию.
Лама Говинда подчёркивал, что пока мы не овладеем функцией ума в совершенстве, мы не сможем отбросить её, чтобы двигаться дальше, к интуиции, так как недоразвитая функция будет тянуть нас назад, а не помогать двигаться вперёд. Успенский в данном случае говорит о пропорциональном развитии сущности и личности, знания и бытия. Путь Воина в данном случае говорит: «Дон Хуан всё время пытался развить во мне максимум рационализма, и только лишь для того, чтобы разрушить мой рационализм до самого основания и потребовать полного отсутствия сколько-нибудь рационального подхода». (Кастанеда.)
Нужна правильная система координации знания и опыта, сбалансированности между знанием и интуицией. Нужен правильный метод трансформации и правильное применение этого метода.
«Сознание – это состояние без мыслей. Когда в уме нет мыслей, вы можете двигаться к сердцу. Когда в уме есть мысли, вы не можете двигаться к сердцу. Мысль, как таковая, не чиста. («Тантра».)
Нечистотой является отождествление и ничего больше. Ум, как функция, не может быть нечистым. Функционирование ума порождает мысли или облака в чистом небе самосознания. Как облака могут быть нечистыми? Облака – это просто испарившаяся вода, это часть природного процесса. Мышление – это часть природного процесса, здесь нет вопроса о нечистоте. А вот неправильное использование, неправильное применение и неправильное понимание этого природного процесса, отождествление – есть нечистота.
«Все религии делали только одно: создавали в вас поглотители ударов, поглотители потрясений. Моя функция – уничтожить все ваши поглотители ударов и сделать вас уязвимыми с тем, чтобы вы сомневались, задавали вопросы, искали. Сомнение разрушает все ваши верования, всё то, что не является подлинным» («Б. Р.»).
Это то, что Успенский называет «буферами»: поглотители ударов, потрясений. Чтобы научиться видеть реальность, нужно убрать из себя все «буфера», поглотители ударов. Процесс крайне болезненный, потому что при этом приходится «сдирать с себя кожу живьём, резать по живому». Но это один из основных принципов борьбы с ложной личностью («эго») и духом тяжести.
«…Для меня было проблемой: с чего начать? Я должен был начать с чего-то: или я должен был начать с сомнения, или я должен был начать с доверия. И то и другое я сравнивал и взвешивал годами. Невозможно учить и тому и другому, так как можно только запутать людей. Самое лучшее сначала учить одному, потом другому. Вопрос вот в чём: эти два подхода представляются противоречащими друг-другу. Но на самом деле это не так. Когда я произношу «доверие», то имею в виду глаза сердца. А когда я произношу слово «сомнение», я имею в виду ноги вашего интеллекта. Только вместе они смогут вынести вас из огня. Но запомните: интеллект должен принять сердце на свои плечи. У сердца нет «ног», у интеллекта нет «глаз». В руках сердца интеллект становится разумом. Тогда человек не становится интеллектуальным, он становится просто мудрым». («Б. Р.»)
«Вы сами должны открыть, кто вы. Вы настолько сильно отождествлены с вашей личностью («ложной личностью»), что никогда и не думаете, что «вы» – это не ваша личность». («Б. Р.»)
В нас есть единовременно три вещи: 1) Сущность; 2) Личность; 3) Ложная личность. То, от чего необходимо избавиться, это – «ложная личность» (эго). Как раз об этом и говорит ОШО. Сущность и личность нам необходимы и должны быть пропорционально развиты. Вот почему нужна единая терминология как в науке, чтобы не было путаницы в выражениях. Даже у бандитов есть так называемая единая терминология, понятия. Не зная понятий человек со стороны не сможет понять, о чем говорят между собой два бандита. Если даже головорезы поняли, что нужен «специальный язык» для общения в определённой микросреде, то почему это никак не могут понять деятели религии, духовные лица?
«Ваша истина может быть живой только в том случае, если она приходит через бдительность, а не через принципы. Легче создать жизнь согласно мёртвым принципам, правилам. Тогда вам не нужно беспокоиться о том, чтобы быть более бдительным, осознающим. Тогда вы подобны поезду, движущемуся по рельсам. «Рельсами» являются ваши принципы. Вы не испытываете опасности, потому что путь чётко определён и зафиксирован. Вы, на самом деле, и не имеете никакого пути, вы имеете всего лишь мёртвые рельсы, по которым катится ваш поезд. Вы достигнете места назначения, так как железнодорожное полотно чётко рассчитано и зафиксировано. Поезд движется по мёртвым путям, они не могут быть изменены. Но жизнь не похожа на рельсы, она больше похожа на реку; для неё не был заранее проложен путь. Жизнь подобна реке. Нет никакого заранее проложенного пути, нет никакой карты, которая даётся вам, чтобы вы ей следовали. Если бы река могла течь по заранее проложенному пути, то было бы меньше опасности, меньше ошибок. Но тогда была бы потеряна вся прелесть жизни». («Тантра».)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.




