bannerbanner
Яромила. Ледяная княжна
Яромила. Ледяная княжна

Полная версия

Яромила. Ледяная княжна

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Мы заняли трапезную, Ведагор выставил оттуда всю челядь, осталась только старая нянька: глухая бабушка. Что за таинственность?

– Ярушка, – после недолгого молчания начал наставник, – ты чарам сызмальства обучалась и может матушка твоя не подумала предупредить, али не успела, но не все свои умения можно на людях показывать. Чародеи они давно в мире живут, на Руси так же. А когда к нам вера новая пришла, стали поговаривать, что от лукавого силы наши. Да только кудесниками князья да бояре были, их в монастыри не сошлёшь, на костёр не отправишь. Притихли до времени патриархи, но нынче церковь большую власть взяла. Чародеи, они хоть и живут долго, от хворей страдают редко, а всё люди. Смертные… И когда появляется кудесник с чарами небывалыми… Не задерживается он долго на свете этом. Так и с Фёдором случилось, братом Александра. Редкой силы был юноша. Земля ему послушна была. Видела ты возле Городища обрывы такие, что ни человеку, ни зверю не одолеть? Княжич там чарами своими Новгород защитить пытался. Оно и правда, неприступен стал берег. А тогда ему ведь двенадцать лет едва минуло. Оба они, вместе с Александром в учениках моих ходили. Только у Фёдора уже с десяти лет чары алыми стали. Был бы жив, сильнейшим стал кудесником в государстве нашем.

– Что с ним случилось?

– Болезнь неведомая. Слёг в один день, ни есть, ни пить не мог. Лучшие лекари за жизнь его бились, Александр безотрывно сидел у ложа брата, силами своими помогая.

– Выходит, один чародей может лечить другого?

– Нет. Не лечение это. Хворь мы убрать не в силах, только телу помочь немного. Но коли кудесник силой земли владеет, ему огневик или чародей воздуха не сильно-то и помочь может. Своя нужна стихия, родная. Созывали тогда и тех, кому волшба земная подвластна, всё было напрасно. На третий день отошёл Фёдор.

– А при чём здесь церковь?

– Они народу толкуют, что всё по воле свыше делается, а тут чародей, да мальчишка совсем, который город укрепил так, что по сию пору там хода никому нет. И чародеев немало: кто огнём владеет, кто водой управляет, ветром опять же. И получается, человек сам по своему разумению жить может, и природа его воле подвластна. А власть церкви ой как нужна, иначе, кто туда ходить будет? Ты видела, где сидел Владыка наш во время пира?

– Рядом с князем.

– То-то и оно. Как равный, понимаешь?

– Среди церковников нет чародеев?

– Есть, и стараются они ребятишек одарённых к себе прибрать, пока княжьи люди не прознали.

– Подожди, наставник. А князья? Они же из них кукол послушных делают, это и не жизнь вовсе. Может, так лучше? При монастыре остаться, как нормальный человек.

– И в этом своя правда есть, – согласился Ведагор, – только вот в чём дело. Церковь князей обязала списки рождённых чародеев давать. За жизнью их следят особо. И, стоит только появиться кудеснику, чья мощь велика, как постигает его безвременная кончина. Заметили люди, что перед этим дьяки али ещё какие попы в дом приходят, беседы душеспасительные ведут. Фёдора после того, как он тот обрыв своими чарами создал, сам Владыка наставлял, что-де нельзя человеку вмешиваться в дела божьи, не то кара последует неминуемая. Фёдора на княжение в Новгороде посадить должны были, старший сын самого Великого князя. Не уберёг я его, – старец уронил голову на руки, видно, до сих пор переживает наставник потерю своего ученика. – Боюсь я за жизнь твою, Ярушка, – Ведагор поднял на меня взгляд, в котором сквозила боль, – перед другими мощь свою не показывай, девонька. Церковь она властью делиться непривыкшая.

– Но как же мне тогда людям помогать? Александр тоже чарами алыми владеет.

– Он покорен воле Владыки. После того пира долго расспрашивал меня наш патриарх о тебе. Никто не ожидал, что к своим летам ты уже алой волшбой овладеешь. То, что вчера случилось… Боюсь, доложат патриарху.

– И по мою душу явятся? – по коже пробежали мурашки, как-то не хотелось умирать.

– Зачем? У Евсея Лукьяновича итак дьяк живёт.

– Я не видела его.

– А он во время каждой трапезы был. Не распознала.

Странно, да иной раз народу за обедом и ужином много было. Внизу стола сидел и скарбник боярский (прим. автора – казначей), ключница, ещё кто-то.

– Ты, – продолжил наставник, – пришлая, о тебе дьяк ваш отписывался Владыке, что чары к алому склонны, однако княжна силы великой не имеет. Хороший он человек, уберечь старался. Александр послушен воле церкви, о тебе же ничего не ведомо. А на пиру я видел, с каким страхом наблюдал за тобой Владыка, укрывшись за столом княжеским.

– Я буду осторожна.

– Ты уж постарайся, Ярушка. Засиделись мы с тобой, иди почивать, княжна.

С тяжёлыми думами легла я в кровать. Церковь – вторая власть в государстве. Если не по нраву им придутся мои задумки, то кто меня спасёт? Не объяснишь, что я как лучше хотела, а до их интриг мне и вовсе дела нет. Мне бы в Словенск вернуться, людям помочь. Воспоминания княжны пробудили и во мне жалость и страх за ставшей родной землю. Тоска накатывала, когда в мыслях видела я просторы вотчины: реку Бдёху, Словенские ключи, Городищенское озеро. Там любила бывать мама. Странно, я помнила своих настоящих родителей и тосковала по ним, но и матушка с отцом Яромилы будто стали мне родными.

Тяжело прошла ночь, муторно. Кошмары не давали спокойно спать. Всё мерещились мне люди в рясах, пытавшиеся догнать меня. Перед рассветом проснулась я в холодном поту.

– Княжна? – подскочила Малуша. – Ужель расхворалась? Всю ночь мечешься, стонешь.

– Сон дурной, не более. Подай мне водицы и готовь одежду.

Я вышла во двор, на небе ещё мерцали звёзды. Осторожнее быть стоит, но свои занятия не заброшу, хочу понять, на что способна. В голову мне пришла интересная мысль. Тяжёлые глыбы поднимать не могу, помощь Ведагора нужна, а если делать ледяные кубы прямо один на другом? Некрупные куски льда мне подвластны. Сотворила высокий куб и над ним начала делать другой. Как раньше до этого не додумалась? Кристаллы льда послушно собирались в нужную мне конструкцию. Отлично! Теперь наше строительство пойдёт быстрее! Пока я буду возводить стену, Ведагор сметёт мне снега с городских улиц.

– Раненько ты, княжна, поднялась, – раздался голос старца.

– Наставник! Смотри, как ловко получается. Как раньше не сообразили?

– Верно, – Ведагор осмотрел мои кирпичи, – всё ждал, когда своим умом дойдёшь, – рассмеялся он.

– Так ты и раньше о таком ведал? Отчего же молчал?

– Не каждое знание надо преподносить готовым, чародей должен свою силу испробовать, смекалку проявить.

– И шары, как вчера я сделала, тоже можете наколдовать?

– Нет. Мне раньше и в голову такое не приходило. Идём, ждут нас уже в трапезной. Я попросил пораньше собрать на стол.

Мы перекусили горячей кашей с блинами и, одевшись, пошли к слободе мастеров. Радим уже был на месте. Ночью шёл снег, и наша стена теперь напоминала часть сказочного терема Морозко.

– Мастер, ты совсем не спишь? – спросила я коваля. – Как ни придём, а уже на месте.

– Поспишь тут, – проворчал Радим, – князя всё нет. И близёхонько изба моя, почитай сразу на первой улице, – махнул он в сторону слободы. Мастера и жили, и работали там.

Я огляделась, за ночь выпало немало снега, хорошо. Наличие «строительного материала» сильно упрощало мою работу. Пока собирала по кирпичикам стену, мастера сновали туда-сюда с какими-то железяками в руках.

– Радим, чего твои люди задумали? – полюбопытствовала я, не выдержав.

– Готовимся, не ровён час ливонцы к Новгороду подберутся. Мы народ простой, нам мечей не положено. Топоры точим, рогатины мастерим, всё в дело пойдёт.

– Вы же ковали и у вас оружия нет? – удивилась я.

– Дорогие они, мечи-то. Да и топорами биться нам сподручнее.

– А мне покажешь ваши владения?

– Зачем девице? Там украшений нет, тебе бы лучше до купеческой стороны.

– Раз княжна говорит, значит, в том надобность имеется, – встрял недовольно Ведагор.

Радим осёкся:

– Ежели так, то милости просим, Яромила Владимировна.

От разговора нас отвлёк мальчишка, мчавшийся на мелкой лошадёнке. Он с размаху подлетел к нам, чуть не задавив Радима, который вовремя успел отскочить в сторону.

– Ты чего творишь, олух! Зенки повылазили, сейчас я тебя батогом отхожу! – разъярённый коваль двинулся на мальчишку.

– Стой, дядька Радим, дозорные приехали, ливонцы на Новгород идут! А князя-то всё нет!

– Ты ж куды так несёшься?

– За вами, Владыка велел всех чародеев собрать!

Мы переглянулись с Ведагором.

– Идём, княжна, медлить не будем. Куда сказал владыка прийти?

– Дак, в Городище! – мальчишка развернул коня и помчал дальше.

Радим подошёл к нам:

– Обождите малость, сейчас сани вам раздобуду, чай пешком до Городища далековато.

Снова мне предстоит ехать в княжеские хоромы, только уже не на пир.

Глава 18

Во дворе детинца собрались хмурые бояре.

– Яромила! – к нам навстречу пробивался дядька Евсей. – Вы как здесь?

– Позвали нас, – вышел вперёд Ведагор.

– Мы княжну звали, – народ расступился и перед нами очутился Гордей, – ливонцы к городу идут, всякая помощь надобна.

Сердце сжалось, мы не успевали доделать стену, придётся значительно ускориться.

– Сколько магов у нас окромя княжны?

– Фрол есть! – крикнул кто-то.

– Мал он ещё, едва десять годков минуло, – отрезал заросший до глаз густой бородой боярин.

– Елизара зовите.

Я вспомнила, как мне сватали этого боярского сына, что-то отца его не видать. А вот и он, лёгок на помине.

– Елизар – жёлтый чародей, где ему с ливонцами сладить?

– Так, чай, не один будет, с дружиной!

– А девицу вы хотите против ворогов послать? – крикнул Евсей так, что уши заложило.

– Все пойдём, – Ведагор взмахнул руками, по площади детинца пронёсся порыв ветра, – негоже мужам по домам отсиживаться. Князя нет, самим думать надо, своим умом справляться.

В ворота ворвался мальчишка на коне, тот же, кто принёс весть о нападении.

– Кня-а-а-азь! Едет!

По толпе пронёсся дружный вздох облегчения.

– Прибыл государь, – крестился рядом со мной Гордей.

– Никому не расходиться! – велел Ведагор. – Ждём Александра!

Люди ёжились на морозе, только нам с наставником было нипочём. Не берёт чародеев холод, думаю, жара тоже.

– В терем айда, в людную палату (прим. автора – зал для приёмов), – Гордей глянул на высокое резное крыльцо с надеждой.

– Неча рассиживаться, чай не вымерзнешь, – нахмурился дядька Евсей, – дел невпроворот, князя дождёмся и по домам.

Пока бояре спорили, ворота детинца распахнулись, впуская дружину, во главе которой ехал Александр на разгорячённом гнедом скакуне.

– Уж и не чаяли, – спохватился кто-то, – заступник приехал!

Князь криво усмехнулся:

– Будет вам, – в глазах его ещё горела обида на своевольных бояр, – задержались в пути, брат мой, Ярослав, с подмогой пришёл. Яромила, – отыскал меня Александр, – твоих рук дело? Стена ледяная?

– Мы с наставником решили сделать, чтобы люд спасти, коли враг в город ворвётся.

– Знатная затея, княжна, – Александр спешился, подошёл ближе, не обращая внимания на бояр, – помоги, Яромила Владимировна, город оборонить. Чародеев в дружине немного, дозорные говорят, что ливонцы своих кудесников ведут.

– Дозволь тебе кое-что показать, князь, – улыбнулась я.

– Отдохнуть надо, в баньку бы сходить, – заворчали вокруг.

– Успеется! – поднял руку государь, утихомиривая ставших внезапно услужливыми бояр.

Мы отошли в сторону, к Александру присоединился юноша, лет восемнадцати, блондин, как и князь, высокий, серо-стальной цвет глаз, тот же упрямый подбородок, что у старшего брата.

– Брат мой, Ярослав Ярославич, – коротко бросил Александр, – сказывай, княжна, выступаем сей же час, ждать некогда.

– Вели цепей подать ненужных, – сказала я.

Брови мужчины взметнулись к волосам, но Ведагор кивнул, и Александр успокоился, отдал приказ кому-то из челяди.

Получив желаемое, быстро сваяла голема, наставник взмахнул руками, и ледяной воин поднялся. Народ, толпившийся вокруг, отпрянул кто куда.

– Чур меня, чур! – закрестился Гордей.

Дядька Евсей рассмеялся:

– Вона какого воина для вашей дружины Яромила создала!

У Александра с Ярославом загорелись глаза, они обошли голема кругом.

– Что может твой воин?

Усмехнувшись, подняла ладони, на кубах, что заменяли моему ледяному ратнику руки, показались шипы. Взмах – и в забор полетели мёрзлые копья.

– Вот уж диво! – Гордей пригнулся, когда голем метнул свои орудия.

– Много таких создать можешь? – князь без страха подошёл к моему творению.

– Одного, – сейчас сделала воина в рост обычного человека, – но могу создать его куда шире и выше, чар хватит. Только управлять им одной не выйдет, нужны двое, второй кудесник воздуха.

Князь задумался, потёр подбородок:

– Ярослав землёй владеет, он тоже может такого воина сделать?

– Да, я покажу как, ратник сей големом называется. Ещё у меня одно орудие есть, здесь показать не могу, народ поранится.

– Княжна-то, княжна, что за мастерица! – раздалось из толпы. – Кудесница, чародейка! А ну как этого страховидлу ливонцы разобьют?

– А сами попытайтесь, – повернулась я к толпе, голем стал послушнее, чары мои с каждым днём становились податливее.

Дружинники князя окружили ледяного ратника.

– Сейчас потешимся, да силушку ратника ледяного испробуем! – крикнул один из воинов.

Я направила голема прямо на них, забрасывая пористыми сосульками, чтобы ненароком не ранить кого. Ратники прикрывались щитами, рубили его мечами, но я успевала наращивать лёд снова.

– Воин-то, воин зачарованный! Гляди! – толкали бояре друг друга в бока.

– Хватит! – Александр поднял руку, привлекая внимание. – Натешились! Яромила ты едешь с нами, Ведагор тоже.

Князь посмотрел на хмурого Евсея:

– В обиду княжну не дам, но войско ливонское велико, каждая помощь важна.

К нам подошёл Ярослав:

– Коли научишь меня, как голема сделать, то сам буду за тебя стоять.

– Не нужно, – улыбнулась я, – с воином этим справляться нужно приладиться.

– По коням! – раздался клич воеводы.

– Княжна, едешь с нами? – подал мне руку Александр.

Взяла его ладонь, взбираясь в сани, на которых приехали мы с Ведагором из слободы.

– Яра, – пробрался к нам дядя Евсей, – береги себя!

Махнула ему рукой:

– Сестёр берегите!

Сани тащились позади дружины, воины привычно впереди, не выказывая и тени усталости.

– Стену не осилили, – расстроено сказала я Ведагору.

– Не кори себя, князю помощь важнее.

Дорога лежала белой скатертью перед нами, копыта лошадей притаптывали свежевыпавший снег, сани легко катили мимо продрогших лесов, полей, укрытых белой пеленой. Зима – сказочная красавица, прикрыла кружевами каждый кустик, развешала ледяные серьги на осины и берёзы. И не верилось, что впереди нас ждала смертельная угроза, что рыщут ливонские войска по родной земле, сжигая дома, уводя в полон людей, убивая женщин и детей.

– Эй! – раздался клич позади нас, галопом к войску приближался всадник, я прищурилась, всматриваясь вдаль.

– Да это же Ратмир! – вырвалось у меня.

– Он ведь слово дал тебя уберечь, – улыбнулся Ведагор.

– Откуда знаешь, наставник?

– Старикам многое ведомо, – хитро глянул на меня учитель.

– Кого там несёт? – воевода чуть поотстал.

– Княжны охранитель! – крикнул воин, шедший рядом с санями.

Ратмир погонял своего скакуна и скоро был возле нас.

– Княжна! Насилу вас догнал, – у коня под седоком бока ходили ходуном.

– Как ты узнал, где мы?

– Боярин сказал, только я и успел, что лошадь оседлать, – Ратмир снял шапку, вытирая вспотевший лоб, – обещался тебя беречь, Яромила.

– Сколько охранителей у тебя, – хохотнул Ведагор, – сам князь и брат его обещали проследить.

Ратмир ревниво покосился в сторону Александра и Ярослава.

– Не злись, охранитель, – улыбнулась я ему.

Скоро начало смеркаться, зимний день короток, мы свернули на постой в маленькую деревеньку. Там, когда воевода распределил всех по домам, меня отыскал Александр с братом.

– Яромила, научи нас, как голема создать.

Позвала с собой Ведагора, вместе мы собрали нового воина, в этот раз в два человеческих роста.

– Поднимай его в воздух, Александр.

Голем несколько раз дёрнулся, но потом встал над нами.

– Полегче, княже, – осадил его Ведагор, – на земле держи, не задирай.

Скоро Александр понял, как управлять големом. Ярослав испросил у крестьян ненужные ржавые цепи, сотворил своего голема из мёрзлой земли. Вместе с Ведагором они подняли земляного ратника. Из голема торчали ветки, прелая солома, корни, выглядел он ужасающе.

Я осмотрела внушительных наших бойцов.

– Ливонцев будет чем удивить… – предвкушающе проговорила я и увидела, как азартно заблестели глаза волшебников.

Глава 19

Долго с гол

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7