
Полная версия
Базовые механизмы аритмий сердца
Во-вторых, понимать следует, что относительно кривой g(u, v) ситуация существует аналогичная, хотя это и не отражено на рисунке во избежание излишнего загромождения этой схематической иллюстрации. При всех сочетаниях значений переменных состояния u и v, расположенные выше кривой g(u, v), скорость изменения переменной v, то есть производная vt, остаётся меньше нуля; и при всех сочетаниях значений u и v, расположенных ниже кривой g(u, v), производная vt, – больше нуля. Это обстоятельство привносит некоторые изменения в фазовый портрет, не отражённые рисунке 1. А именно: линии AB и CD при учёте vt должны стать несколько скруглёнными; соответственно слегка изменится и форма волн, показанных в правой колонке рисунка 1. Эти поправки не принципиальны, однако их следует понимать. Грубая схема, изображённая на рисунке 1 – с прямыми перескоками с одной ветви на другую кривой f(u, v), – более соответствует автоволновой системе, реакционная часть которой представлена системой ван дер Поля, в которой влияние переменной v на поведение системы менее выражено; однако у такой системы останется возможным лишь поведение, показанное в нижнем ряду рисунка 1.
Третьим существенным обстоятельством, на которое следует обратить внимание, – это то, что на рисунке 1 нуль-изоклине g(u, v) соответствует изогнутая линия, кривая, в то время как из формулы (5) явствует, что g(u, v) должна выглядеть прямой. Такая вольность на рисунке 1 допущена умышленно, поскольку рисунок схематический, представляющий автоволновые системы Z-типа вообще и не соответствующий потому конкретной формуле (5). Такая вольность нацелена на то, чтобы читателю проще было осознать, что g(u, v) может быть представлена достаточно разнообразными функциями и может быть даже выглядеть, например, как окружность достаточно большого радиуса. До тех пор, пока локальная ситуация в интересующей области фазового портрета выглядит так, как изображено на схеме, соответствующая система будет вести себя как автоволновая система Z-типа если она остаётся в соответствующих пределах значений переменных состояния.
По объективным признакам принято различать три простейших типа элементов активной среды, возможных в автоволновой системы Z-типа (2006, Елькин): бистабильный, возбудимый и автоколебательный, – которым соответствуют типы составленных из этих элементов активных сред. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее.
Возбудимый элемент (рис. 1.А) имеет только одно устойчивое стационарное состояние (состояние покоя – точка O, являющаяся пересечением нуль-изоклин). Внешнее воздействие, превышающее пороговый уровень (то есть большее, чем отрезок ОА), выводит элемент из устойчивого состояния и заставляет его совершить некоторую эволюцию (на фазовом портрете показано оранжевой линией), прежде чем он вновь вернётся в это состояние. Возбуждённый элемент может повлиять на связанные с ним элементы и в свою очередь вывести их из стационарного состояния. В результате по такой среде распространяется автоволна возбуждения. Из возбудимых элементов состоят возбудимые среды, подобные рабочему миокарду; по ним бегут волны возбуждения (1996, Gray). Автоволнами возбуждения являются и импульсы в нервной ткани (1983, Gorelova). Большее количество вариантов перехода возбудимого элемента из состояния ожидания в состояния возбуждения можно найти в разделе 1.3 первого выпуска ОЗК.
Бистабильный элемент (рис. 1.Б) обладает двумя устойчивыми стационарными состояниями (точки O1 и O2, в то время как точка O в данном случае всегда неустойчива), переходы между которыми происходят при внешнем воздействии, превышающем некоторый порог (аналогично тому, как это происходит и в возбудимом элементе). В таких средах возникают волны переключения из одного состояния в другое; отсюда и ещё одно название такого типа автоволновых элементов и режимов – триггерный. Классическим примером автоволны переключения, – пожалуй, самого простого автоволнового явления, – является падающее домино. Другим простейшим примером бистабильной среды является горящая бумага: по ней в виде пламени распространяется волна переключения бумаги из нормального состояния в её золу (1980, Зельдович и соавторы).
Автоколебательный элемент (рис. 1.В) не имеет устойчивых состояний (точка O в данном случае всегда неустойчива), и поэтому постоянно совершает колебания определённой формы, амплитуды и частоты. Внешнее воздействие способно возмутить эти колебания, однако по прошествии некоторого времени (времени релаксации), все характеристики этих колебаний, кроме их фазы, вернутся к своему устойчивому значению, но фаза может измениться. В итоге, в таких средах могут распространяться фазовые волны, как это происходит, например, в электрогирлянде (2006, Елькин; 2007, Лоскутов, Михайлов). Примером автоколебательной среды является синусовый узел сердца, в котором импульсы возбуждения возникают спонтанно.
Структура, которая возникает в фазовом пространстве автоколебательной системы, получила название «предельный цикл». Напомним, что такие структуры были впервые описаны знаменитым французским математиком Анри Пуанкаре, а несколько позже связь между предельным циклом и автоколебаниями была доказана знаменитым советским физиком и математиком академиком А. А. Андроновым; смотрите об этом подробнее в историческом обзоре (2019a, Москаленко и соавторы). Классический предельный цикл, согласно данному ему определению, обеспечивает существование строго периодических колебаний. Тем не менее, принципиально ситуация останется такой же и при наличии в фазовом пространстве структур, подобных классическому предельному циклу, но не обеспечивающих строгую периодичность фазовых движений системы;.
Автоколебания, близкие к периодическим, но не являющиеся строго периодическими, для систем биологических как раз более свойственны, и исследования таких более сложных систем приходится признавать ещё далеко не завершёнными. Обеспечиваться такая вариабельность ритма (автоколебаний; в интересующей нас предметной области это ритм автоколебаний САУ) может как непрерывными изменениями параметров системы (и им соответствующих коэффициентов модели) – то есть под управляющими и регуляторными воздействиями (например, со стороны гуморальной или вегетативной нервной систем), так и непосредственным изменением самих переменных состояния под силовым воздействием внешних событий. Более детальное рассмотрение различий управления и регуляции сердечной деятельности можно найти в разделе 5.1.
Таким образом, из фазового портрета базовой системы уравнений, описывающей автоволновую среду с восстановлением, хорошо видно, что существенное различие между тремя типами поведения среды вызвано количеством и положением особых точек системы. Форма же автоволн, наблюдаемых в реальности (например, на экране осциллографа или на ленте кардиографа), может быть весьма схожей у разных типов элементов активной среды, и по форме импульса возбуждения определить тип элемента может оказаться затруднительно.
Представляется полезным уточнить само понятие «возбуждение» в данном контексте. Оно было биофизиками заимствовано из физиологической науки по простой цепочке ассоциаций: если модель Ходжкина—Хаксли описывает возбудимые ткани живого организма, то её упрощение до двух уравнений обобщённо описывает некие абстракные возбудимые среды. В общем случае под «возбуждением» активных сред следует понимать обратимый переход элементов такой среды из некоторого устойчивого стационарного состояния в некоторое иное состояние, достаточно длительное. В случае автоволновых систем Z-типа возбуждение состоит в переходе системы с ветви нуль-изоклины, содержащей точку устойчивого стационарного состояния, на другую ветвь этой же нуль-изоклины, на которой такая точка отсутствует. Эти пояснения, полагаю, делают очевидным, почему при обсуждении бистабильного типа элементов активной среды понятие «возбуждение» утрачивает смысл. Однако следует отметить, что точно также оно лишено смысла и для автоколебательного элемента! Представители электрофизиологии используют этот термин лишь по устоявшейся традиции, однако совершенно неуместно. Иными словами, в отношении автоколебательного элемента употребление термина «возбуждение» можно считать уместным лишь в качестве метафоры.
Полезно также отметить, что в литературе встречается выражение «возбудимые среды с восстановлением» или просто «возбудимые среды». Эти выражения можно считать полностью тождественными выражению «активные среды с восстановлением», потому как из сказанного в предыдущем абзаце должно быть очевидным, что невозможны какие-либо активные среды с восстановлением, но без возбуждения. Вместе с тем выражение «возбудимые среды» нередко употребляется в более узком смысле, а именно в качестве синонимичного обозначения автоволновых системами Z-типа: обусловлено это, вероятно, тем обстоятельством, что иных процессов возбуждения активных сред пока, похоже, ещё не описано, насколько мне известно. Остаётся надеяться, что новое поколение талантливых и амбициозных исследователей восполнит этот пробел научных знаний.
Естественным выглядит предположение возможности существования и комбинированных активных сред, то есть составленных из разных типов элементов. И такое предположение является верным. Сердце как раз и можно рассматривать как один из ярких примеров высокоорганизованной комбинированной активной среды, – о чём более детально сказано в разделе 3.3 этого выпуска ОЗК.
Полезно также понимать, что оказаться может и так, что при помощи автоволновых систем Z-типа описать возможно вовсе не все существенные свойства миокарда, и применимость этих систем для такого описания обусловлена актуальным уровнем научных знаний – прежде всего тем, что именно такие активные среды были изучены в первую очередь, как наиболее простые из всевозможных систем с частными производными. Вполне может быть выявлено в будущем, что для правдоподобного описания некоторых свойств миокарда (о которых физиологи ещё, возможно, даже и не подозревают) потребуется использование более сложных моделей активных сред, общий вид которых задан формулой (1). В разделах 2.3 и 2.4 рассмотрены некоторые примеры активных сред, не соответствующих классическим автоволновым системам.
2.3. Активные среды с бифуркационной памятью
Кроме выше описанных вариантов автоволн в активных средах возможно наблюдать множество других интересных автоволновых явлений. Например, необычные переходные процессы, которые в научной литературе обозначают как «бифуркационные феномены памяти и запаздывания» были выявлены также и в активных средах: в миокарде (2007, Елькин и соавторы; 2009, Moskalenko, Elkin) и в системе свёртывания крови (2002, Атауллаханов и соавторы; 2007, Атауллаханов и соавторы). Обсуждение таких бифуркационных явлений, наблюдаемых иногда вблизи бифуркационной границы, можно найти в разделе 4.5 первого выпуска ОЗК. Как обобщение сведений из литературных источников о «задержке потери устойчивости», «решениях-утках» и «бифуркационной памяти», были сформулированы (2019b, Москаленко и соавторы) следующих три определения.
Динамика с явлениями бифуркационной памяти – это такой переходный процесс, при котором изменения во времени координат динамической системы происходят с приближением изображающей точки к той области фазового пространства, где прежде располагалось стационарное решение этой же самой динамической системы при близких значениях бифуркационного параметра или же где прежде располагалось стационарное решение сопряжённой с ней редуцированной (базовой, «статической», «вырожденной») системы. Особенность такой динамики выражается главным образом в двух феноменах, наблюдаемых на указанном участке переходного процесса: 1) в локальном уменьшении фазовой скорости и 2) в локальном сходстве фазовой траектории с той, которая характерна для уже не существующего стационарного решения.
Бифуркационное пятно семейства динамических систем – это множество точек (область) параметрического пространства этого семейства, расположенное непосредственно вблизи бифуркационной границы, причём точкам из этого множества присуще такое свойство, что у соответствующей им динамической системы наблюдается динамика с явлениями бифуркационной памяти.
Фазовое пятно динамической системы – это множество точек (область) фазового пространства динамической системы, которой присуще такое свойство, что на участке фазовых траекторий, проходящих через точки этой области, наблюдается динамика с явлениями бифуркационной памяти.
В первой статье о бифуркационной памяти (БП) в 2D-версии автоволновой среды с восстановлением (2007, Елькин и соавторы) описана ситуация, когда автоволновой вихрь в однородной изотропной среде спонтанно из режима, похожего на автоволновой меандр, переходит в режим кругового вращения; явлению этому было дано название «автоволновой серпантин» (англ.: autowave lacet). Поскольку результаты были получены с использованием модели Алиева—Панфилова – автоволновой системы, не относящейся к автоволновым системам Z-типа, – то уместно её обсудить здесь. Отметим, что в 2D-версии модели БВП таких феноменов наблюдать не удалось, хотя такие эффекты описаны для точечной версии модели БВП. Исходно модель Алиева—Панфилова (АП) представлена в следующем виде (1996, Aliev, Panfilov):

В таком виде она соответствует формату 0, по Винфри. Как указывают авторы модели, она имеет ряд существенных отличий от модели БВП, что позволяет с её помощью якобы более точно описывать свойства сердечной ткани. Существенным её отличием от классических автоволновых моделей является зависимость малого параметра, ε, от самих переменных состояния. Для удобства сравнения с двухкомпонентными системами типа реакция—диффузия, проявляющими классические автоволновые свойства, ранее представленными формулой (4), можно модель АП (6) переписать в виде, предложенном в (2024, Москаленко, Махортых, с. 11):

Как можно легко заметить в (7), после раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых (обычные математические трудовые операции, изучаемые ещё в общеобразовательной средней школе) выявляется дополнительная функция h(u, v), которая отсутствует в автоволновых моделях Z-типа. Можно предположить, что особенности двумерных автоволновых вихрей, описываемых моделью АП, обусловлены функцией h(u, v), создающей дополнительную нелинейность всей системы. В разделе 4.3 особенности 2D-версии модели АП, описаны более детально.
В представлении (7) модель АП выглядит несводимой к какому-либо из перечисленных Винфри форматов, упомянутых выше. Существенно отличаются и фазовые портреты систем (5) и (6): таким образом, модель АП характеризуется нуль-изоклинами, существенно иными, чем у автоволновых систем Z-типа, и в вычислительных экспериментах демонстрирует поведение, существенно отличающее её от автоволновых систем Z-типа. В (2010, Алиев) приведено схематическое сравнение фазовых портретов моделей БВП и АП. Отметим, что, хотя в указанной работе схематически изображён предельный цикл как возможное стационарное состояние модели АП, его существование следует поставить под сомнение, ибо в этой модели, похоже, при всех вариантах значений её параметров остаётся одна устойчивая точка в нуле – стационар, к которому притягиваются все решения. При таких особенностях фазового портрета автоколебательный режим в модели АП невозможен. По тем же причинам невозможно в ней и существование триггерного режима, свойственного для автоволновых систем Z-типа. Другие различия модели АП и автоволновых систем Z-типа заинтересованные читатели могут найти в (2024, Москаленко, Махортых).
Все перечисленные признаки указывают на недопустимость считать модель АП принадлежащей классическим автоволновым системам Z-типа. Хотя она демонстрирует основные признаки классических автоволновых процессов и потому признание её принадлежащей к автоволновым системам выглядит уместным.
В общем же приходится признать, что исследование неклассических автоволновых систем находится ныне ещё в самом своём начале. В личной беседе Рубин Ренатович Алиев, один из авторов модели АП, мне признался, что сам он бифуркационной диаграммы не строил даже для точечной версии модели АП и потому ничего определённого утверждать не берётся по поводу возможности существования автоколебательного или триггерного режимов в этой модели. Ну, а роль феноменов бифуркационной памяти и в сердечной деятельности, и в работе других систем организма и вовсе остаётся пока ещё весьма недооцененной, на мой взгляд. Углубление понимания этих вопросов требует усилий нового поколения исследователей. Поскольку такие знания могут иметь фундаментальное значение для переосмысления основных положений биологической и медицинской наук.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.