
Полная версия
Записки у изголовья массажного стола
Отростков у каждого позвонка несколько. Всегда есть остистый отросток в виде арки, направленной в сторону спинной поверхности тела. Арки эти вместе с длинными связками образуют «амфиладу», в которой лежит спинной мозг – спинномозговой канал. И именно их, и только их мы можем увидеть и прощупать под кожей. Также всегда есть боковые отростки и суставные отростки. Рёберные отростки, к которым крепятся рёбра, есть только у грудных позвонков. И вот суставные отростки позвонков имеют суставные поверхности, покрытые гиалиновым хрящом. И суставные отростки образуют суставы между позвонками. Таким образом, каждый позвонок соединён с соседом сверху и соседом снизу в трёх местах с каждым: межпозвонковым диском и двумя суставными отростками.
Всё сказанное выше относится к типичным позвонкам. Есть исключения. Первое – позвонки крестца и копчика, они срослись. Второе – два верхних шейных позвонка: атлант (первый) и эпистрофей или аксис (второй). У атланта нет тела, поэтому он ни с кем не соединяется межпозвонковым диском. Атлант имеет форму колечка. А у аксиса есть не только тело, которым он через межпозвонковый диск соединяется с третьим шейным позвонком, но и зубовидный отросток, на который надет атлант, как колечко детской пирамидки. Этот отросток – и есть бывшее тело атланта, которое аксис «присвоил» в процессе эмбрионального развития. Структура из «палочки» зубовидного отростка и «колечка» атланта способна на гораздо большую амплитуду вращения, чем обычное соединение позвонков через диск и суставные отростки. За счёт сустава из атланта, аксиса и затылочной кости (это единый сустав) мы совершаем большую часть поворота головы вправо-влево. Суставные поверхности позвонков и затылочной кости тоже покрыты гладким и скользким гиалиновым хрящом. А затылочная кость своей «нижней» частью так же надета на зуб второго шейного позвонка, как и атлант.
Что за «смещение» возможно для позвонков? Мы не рассматриваем тяжёлые травмы, когда позвонки под воздействием большой силы сдвигаются друг относительно друга и ломаются. Часто при этом повреждается спинной мозг, что приводит к параличам и потере чувствительности. Рассмотрим варианты, с которыми человек достаточно благополучно живёт, и у него может даже не быть никаких жалоб, то есть человек не испытывает острого дискомфорта.
Что это может быть технически? Какая-то пара суставных отростков может прилипнуть друг к другу своими суставными поверхностями. Обычно суставные поверхности скользят друг по другу, как два мокрых стекла, и так же, как стёкла, могут прилипнуть друг к другу, если жидкости между ними стало слишком мало или их сильней обычного сдвавили. Позвонок в этом случае встаёт наискосок, как будто застыв в какой-то фазе движения. Или позвонки могут и без такого прилипания, по другой причине утратить способность возвращаться в нейтральное состояние. То есть в такое, когда нагрузка на оба межпозвонковых диска, с которыми позвонок соединён, равномерна и симметрична.
Как руками вернуть позвонкам ровное состояние? Есть разные варианты. Первый описан в начале этого текста – просто взять руками и затолкать позвонок, вставший криво, в ровное положение. Или хрустнуть шеей или поясницей. Это небезопасно, особенно, шеей. И одно из жёстких противопоказаний к таким манипуляциям – страх пациента. Если вам страшно, с вами так делать нельзя, откажитесь. Бояться не стыдно, стыдно по глупости устроить себе травму.
Бывает, что это работает, но почти всегда позвонок через какое-то время возвращается в прежнее положение (см. также главу «Надолго ли эффект?»). Потому что силы, которые «вывели его из равновесия», никуда не делись, продолжают действовать, и снова сдвигают позвонок. Хорошо бы убрать тканевые напряжения, которые сдвигают позвонок в неровное положение. Позвонки соединены друг с другом мощными связками, позвоночник в целом очень прочная и стабильная структура. Но капля камень точит, и напряжения относительно тонких фасциальных структур вроде тех, что в брыжейках или перикарде могут потихонечку сдвигать соответственно, поясничные и грудные позвонки. Хорошо бы найти, что сместило позвонок и устранить это напряжение. Это достаточно успешно делается руками в самых разных подходах.
Неадекватная работа крупных и мелких мышц, которые сгибают и поворачивают туловище или шею с головой, тоже может приводить к «смещению позвонков». Восстанавливая нормальное управление движениями со стороны спинного и головного мозга, устраняем силы, смещающие позвонки из ровного нейтрального положения.
Отдельно стоит сказать о шее. Шея тонкая, а на конце у неё тяжёлая голова. А люди ещё и изобрели разные быстрые средства передвижения, перемещающие наши тела с такой скоростью, на которую они вообще-то не рассчитаны. Значение имеет, конечно, не скорость, а ускорение, потому что сила воздействия на связки и мышцы, соединяющие шейные позвонки равна массе головы и шеи умноженной на ускорение транспортного средства, в котором едет человек. Поэтому при резком торможении или разгоне, или при ударе получается хлыстовая травма шеи. Из-за резкого сокращения мышц и других мер, которые предпринимает организм, чтобы защитить голову и шею от повреждения, получается и долго потом сохраняется неравномерное натяжение связок и напряжение мышц. С хлыстовой травмой шеи тоже очень удобно, легко и эффективно можно работать руками. И восстанавливая адекватное управление мозгом движениями, и распуская тканевые напряжения, влияющие и на натяжение связок, и на работу мышц. Это всё очень мягкие методы с минимальным, почти неощутимым пациентом механическим воздействием, или вообще без него.
И популярный вопрос «Вредно ли щёлкать или хрустеть шеей или пальцами?». Это такой же вопрос, как «вредно ли сморкаться?». Можно сказать, что и сморкаться вредно, частыми высмаркиваниями травмируется кожа крыльев носа, и можно занести сопли в евстахиеву трубу и среднее ухо, и вместе с ними инфекцию. С другой стороны, после того, как человек высморкался, дыхание часто становится более свободным. Но если насморка нет, то и сморкаться никто не будет, и чтобы исключить вред от сморкания, нужно вылечить насморк. Суставы щёлкают, и хочется похрустеть шеей или пальцами тогда, когда есть характерное ощущение невозможности довести движение до какого-то «логического завершения». Похрустишь – и амплитуда движения становится больше, оно начинает «получаться», это приятно. Чтобы не хотелось похрустеть пальцами или шеей, нужно сделать так, чтобы шея или пальцы и так двигались свободно.
2
Осанка – что такое нарушения, почему и как с этим работают
Все знают, что осанка должна быть хорошей, ровной и красивой, а сутулиться, горбиться и кособочиться не надо. Голову тоже надо носить гордо, не тянуть шею вперёд, не клонить вниз, не кривить вбок. И держаться нужно не только ровно, но и без напряжения, ходить и стоять, как будто аршин проглотил, тоже некрасиво. И ноги при ходьбе надо ставить ровно, не косолапить, не ходить вперевалочку, как утка. Кстати, утки очень сильно косолапят. Походка должна быть от бедра, свободная! (с) Но походка – отдельная тема.
Легко сказать, но трудно сделать! В принципе, человеческое тело приспособлено к ровной симметричной осанке, и если мы видим выраженную асимметрию, разную высоту плеч, усиление изгибов позвоночника – скорей всего, что-то не так.
Изгибов позвоночника всего три: шейный и поясничный лордозы, изгибы выпуклостью в сторону живота, и грудной кифоз, изгиб выпуклостью в сторону спины. Эти изгибы формируются по мере роста ребёнка, сначала шейный, и годам к трём – поясничный. У малышей такая забавная походка как раз из-за того, что поясничный лордоз у них пока не сформировался.
Лордозы и кифоз нужны, в том числе, для того, чтобы позвоночник хорошо амортизировал нагрузку при ходьбе, беге и прыжках. А ещё – для создания таких рычагов для мышц, чтобы их работа была максимально эффективной. Норма здесь достаточно широка, но если изгибы позвоночника выражены слишком слабо или слишком сильно, нагрузка на межпозвонковые диски становится больше и/или в нефизиологичном направлении. Например, при слишком сильном лордозе, особенно, поясничном, сторона межпозвонковых дисков, обращённая к животу, сдавливается сильней, чем обращённая к спине, это ухудшает питание дисков и может приводить к их истончению. Если усилен грудной кифоз, человек сутулится или горбится, ему становится, естественно, неудобно дышать.
Если мы смотрим на позвоночник сзади и видим не прямую линию, а изогнутую, это называется сколиоз. Не всегда отклонение какого-то участка позвоночника от вертикали вбок – проблема. Бывает физиологичный сколиоз, который ничему не мешает, тело приспособилось так жить, и, возможно, ему даже так удобнее. Наши тела в целом не симметричны, это норма. И только когда асимметричность превышает некий предел, она становится проблемой.
Нарушения осанки, помимо того, что это некрасиво, приводят к неправильной нагрузке на мышцы и неудобным условиям для их работы. И могут влиять на состояние внутренних органов.
Хорошая красивая и правильная осанка – дело привычки и тренировки. Не обязательно ходить с книгой на голове. Достаточно придавать своему телу максимально ровную осанку, какую вы можете и стараться запомнить «изнутри» это положение лопаток, поясницы, плеч и т.д. Если при этом смотреть в зеркало, создаётся связь между тем, что вы ощущаете и тем, как вы выглядите. В общем, всё так же, как при обучении, например, танцам. Любые занятия, требующие осознавания положения тела и управления им с ориентацией на внутренние ощущения, улучшают осанку. Заодно в процессе этих занятий укрепляются мышцы, участвующие в поддержании тела вертикально, и хорошая осанка становится естественным состоянием, а не результатом постоянных усилий.
Но не всегда тренировки достаточно. Бывает, что какие-то напряжения или неадекватная работа мышц или фасциальных структур вызывают нарушение осанки, и пока эти напряжения существуют, стоять и ходить ровно не получится.
Отчего такие напряжения возникают? Например, как ответ опорно-двигательной системы на какие-то эмоции. Прежде всего, страх, тревогу, гнев, грусть. Если человеку станет менее страшно, тревожно или грустно сейчас, или исчернут напряжения, существующие как «след» этих чувств в прошлом, осанка может измениться и сразу сама, а если нет, то тренировками выстроится достаточно быстро.
Например, из-за высокого уровня стресса дыхательная диафрагма может оставаться напряжённой целиком или в каком-то участке достаточно долго. Если попросить человека с такой диафрагмой выпрямиться и развернуть плечи, он почувствует дискомфорт или даже боль на уровне лопаток, часто между ними. «Ручными» методами диафрагма легко приводится в ровное состояние. Другое дело, что она снова станет «скукоженной», если мы никак не повлияли на общую реакцию организма, включающую её «сжатие». Хорошо бы в этой общей реакции разобраться и поработать так, чтобы уменьшить её остроту или вообще необходимость. Это тоже делается руками, но обычно требуется и большая внутренняя работа пациента.
Если есть постоянный дискомфорт из-за состояния какого-то внутреннего органа, тело часто старается как будто «намотаться» на проблемное место, как будто это центр притяжения. Иногда – наоборот, и, например, гастритный желудок как будто расталкивает тело. С внутренними органами легко и приятно работать руками (см. главу «Внутренние органы: как и зачем мы с ними работаем»).
Поддержание вертикального положения тела – результат работы множества мышц. Дыхательной диафрагмы, кстати, тоже. И если какие-то из этих мышц не работают, как положено (см. главу «Управление движениями»), осанка нарушается. Например, на работу множества мышц влияет состояние височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС) и сустава из затылочной кости и двух верхних шейных позвонков (C0-C2).
Сколиоз – сложная и загадочная проблема. И к тому же имеющая тенденцию усугубляться из-за привычек, которые возникают оттого, что сколиоз уже есть. Например, люди часто носят сумку всегда на одном плече потому, что с другого плеча она всегда сваливалась. Если сумка тяжёлая, разная высота плеч может усиливаться. Силы, которые при сколиозе отклоняют позвонки от вертикали, удивительно мощные. Настолько, что ломаются и лопаются стальные конструкции, которые пытаются вставлять в спину для удерживания позвонков ровно. Причин, «запускающих» сколиоз, очень много. И механическое воздействие во время кесарева, которое почему-то не скомпенсировалось само, и генетические нарушения, и состояние тех же ВНЧС, и много-много чего ещё. Не всё можно исправить, но всегда можно сделать лучше, чем было.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.