
Полная версия
Философия осознания происходящего в стране: поиск метапозиции
Итак, именно из-за отсутствия согласия в народе стали причиной потери государственности в тот период. Об этом должны понимать народ и сегодня. Цитаты З.Курманова о санжыра и клейме рода возвращают к мощной этико-философской традиции коллективной ответственности. В отличие от современного индивидуализма, кыргызская культура предлагает концепцию общественного долга, который не ограничивается одним поколением. По мнению автора, позор – это не частная аномалия, а общественная рана, передающаяся через память. При этом санжыра здесь выступает не только как биография рода, но и как этическая система социального отбора – своеобразный механизм «генеалогической этики.
Каракулов: На днях прочитал статью. Одного из активных «кыргызоведов» – Э.Битикчи. В своей статье «Концепция человека в кочевой культуре» заостряет внимание на то, что какие-то логические выводы, основанные на причинно-следственной связи почему-то работают только по вопросам объяснения прошлого. «И если бы они были верны, то они бы помогали понять будущее и каким-то образом предсказать его. Но предсказания сбываются только потому, что их миллионы и одно из них сбывается», – пишет автор.
Можно понять беспокойство этого человека. Современные концепции человека – это одни из тех идей, которые положили в основу строительства этого мира людей. Идея человека о самом себе металась от крайности в крайность. В Кыргызстане, как впрочем, везде в мире, научные или религиозные концепции мало чем отличаются друг от друга.
Как видно из табл.1., в обоих случаях человек выступает как существо особое, экзистециональное. То есть то же самое, только другими словами скажет обычный люд. Но нет. Есть в этих определениях глубокое противоречие. Если в религии человек – богоизбранное существо, то в науке он – венец эволюции. Такое противостояние между религиозным и научным создало порядок, где не учитывается одна маленькая деталь – место человека на Земле. И в случае с религиями, и в случае с наукой Земля становится всего лишь временным пристанищем человечества.
В религиях – это временное место испытания, пройдя которое можно заслужить рай. В научном свете Земля – это «колыбель человечества», из которого оно, как нам кажется, никогда и никуда не уйдет. Это его вечная колыбель, исходя из положений новых астрофизических и космологических теорий.

Таким образом, ни наука, ни религия так и не смогли урегулировать взаимоотношения человека и планеты Земля и его потребительское отношение к ней.
Греховная природа плоти людей в научной и религиозной концепциях человека становится средством для бесконечного чувства вины, используемого для управления обществами. Социальная иерархия со времен древнейшего бюрократического государства, возникшего в Китае, мало чем изменилась. В конфуцианстве общество было разделено на благородных (цзюнь-цзы) и не очень (сяо-жень – низкий, подлый человек), то есть на тех, кто должен был править, и тех, кто должен был подчиняться. И сейчас мы разделяем общество на элиту и остальной народ.
Что первично – греховно низкая концепция человека и идея о том, что им надо управлять, или эта концепция была создана правителями и подчиненными им религиозными деятелями? Сейчас уже трудно понять, но в кочевой среде можно найти совсем другую концепцию происхождения человека и его места в этом мире. В сущности, в кочевой мифологии человек также был соединением небесного и земного (божественного и земного). Также в качестве единой биосферной системы, в которой каждое звено занимает важную роль.
Как нам кажется, пересмотр концепции человека может идти как на основе древней мифологии кочевников, так и на основе научных знаний. Главное, чтобы идея человека связывалась с этой планетой, а сама планета рассматривалась как Мать-Земля. И чтобы это были не просто слова.
Итак, в настоящее время, концепция человека в контексте кочевого переосмысления приобретает все большую актуальность. Философский итог даёт статья Э.Битикчи, где проводится критика современных концепций человека (научной и религиозной), основанных на чувстве вины, управляемости и иерархии. Вместо них предлагается кочевая антропология, где человек – не вершина, а часть биосферной системы, соединяющая небо и землю. Это перекликается с идеями «deep ecology» и с культурой уважения к Матери-Земле. Человек в этом контексте выступает как узел смыслов в живом пространстве. Между тем, это и есть образ, предложенный кочевым мировоззрением.
Токтошев: Согласен с твоими суждениями о приоритете концепции человека прошлого как моста в будущее. Но давай зададимся простым вопросом: есть ли обнадеживающая на будущее реальная стратегия Кыргызстана? Один из известных публицистов, патриотов страны, признанных экспертов в делах государственного обустройства – И.Даиров, рассуждая в ключе о направлениях строительства нового Кыргызстана, пишет: «Есть в стране необходимость строить свою модель государственности, поскольку модель государства, внедренная у нас во времена правления первого президента в 90-е годы по рецептам западных советников и консультантов показала свою неэффективность и привела как к его сносу в результате так называемой «революции» или народного бунта, так и сносам других последующих президентов, которые придя ко власти ничего принципиального не меняли в уже выстроенной модели».
Действительно, все это привели к деградации и неэффективности работы государственного аппарата управления, обогащению небольшой кучки людей, за счет разгосударствления и приватизации, кормившихся тогда возле государственной кормушки, и массовому обнищанию и безработице среди населения, которая вынуждала молодых людей уезжать за границу в поисках лучшей доли. Ситуация во многом сохраняется и сегодня, многие высокопоставленные государственные чиновники сегодня работают из рук вон плохо, о чем свидетельствуют практика частой смены их в должностях. Однако, совершенно непонятным является то, что такие наказания ограничиваются перемещением слабых руководителей по горизонтали.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.