bannerbanner
Очерки культурной истории обуви в России
Очерки культурной истории обуви в России

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Полностью насытив внутренний спрос, к концу XIX века американская обувная индустрия устремила взгляд на рынки Старого Света. Исключительно выгодным в плане межконтинентальных перевозок оказалось положение главного американского обувного центра – региона Новой Англии (штат Массачусетс, Нью-Гэмпшир и прилегающие территории). Так, к середине 1910-х годов американцы-современники провозгласили Бостон, столицу Массачусетса, «крупнейшим центром обувной торговли в мире» (Allen 1916: 54), а Линн – «крупнейшим в мире центром производства женской обуви» (Ibid.: 55). Основным экспортным направлением (после Канады, региона Вест-Индии и Мексики) стала Западная Европа (Великобритания, Германия и Франция), но американская обувь поставлялась также в страны Азии, Востока и Россию.

В рекламных материалах американские обувные компании всячески подчеркивали экспортную ориентацию своего бизнеса. Например, в каталоге крупного бренда Sorosis за 1902 год говорилось, что компания располагает собственными представительствами и фирменными магазинами в нескольких странах Европы, а торговля через местных агентов ведется в таких странах, как «Филиппины, Индия, Египет, Китай, Япония, Корея, Турция, Россия…» – американцы без ложной скромности называли эти регионы «наши отдаленные владения» (our far-distant possessions), а герб Российской империи фигурировал на обложке каталога в числе прочих национальных гербов «покоренных государств» (Sorosis 1902).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

А костюм, безусловно, является одним из языков культуры (подробнее об этом см.: Терехова 2016в).

2

Кроме коллекции ГМИ СПб, я непосредственно работала с собраниями ГИМа, Музея Москвы и частной коллекцией обуви Shoe Icons. Другие музейные собрания, в том числе крупнейшие зарубежные, я изучала дистанционно с помощью баз оцифрованных материалов и системы ГК (Государственный каталог Музейного фонда РФ).

3

Хочу поблагодарить команду создателей, энтузиастов и волонтеров, поддерживающих замечательный и очень нужный проект – цифровой архив личных документов из частных архивов «Прожито» (prozhito.org).

4

Гарнировка (устар.) – отделка, украшение.

5

Иначе говоря, деталь костюма служила однозначным социальным маркером. Важность таких моментально считываемых знаков возрастает во время социально-политических катаклизмов. Подробнее об истории и культурной семантике обувных пряжек в XVIII веке см.: Мустафаев 2021.

6

Подробнее см.: Моисеенко, Фалеева 1990.

7

Архалук – разновидность мужского кафтана просторного кроя. В качестве модной домашней одежды пришел в русский быт в начале XIX века.

8

Ботинка – грамматическая норма первой половины XIX века.

9

Ретруссе (фр. retrousse) – с конца XVII века во Франции прием, которым пользовались дамы на улице и в общественных местах; так называемое искусство показывать ножку.

10

Здесь напрашивается межкультурная параллель с традиционной китайской женской обувью – так называемыми туфлями-лотосами. Девочкам с детства туго бинтовали ступни, в результате чего у взрослой женщины они не превышали в длину 13 см. Только высокородная женщина из обеспеченной семьи могла позволить себе добровольную инвалидизацию: к физическому труду и даже самостоятельному передвижению она была неспособна. В системе традиционных китайских категорий культуры такая культивированная беспомощность расценивалась как достоинство и открывала перспективу выгодного замужества. Безусловно, это экстремальный пример, но примечательно, что принцип «могу себе позволить неудобную (в китайском примере – калечащую) обувь» как статусный маркер проявил себя в столь разных культурах – европейской и традиционной китайской. Подробнее о туфлях-лотосах см.: Дзамперини 2013.

11

Положение обязывает (фр.).

12

Высокие, плотно облегающие ногу сапоги из черной блестящей телячьей кожи. Названы в честь британского полководца Артура Уэлсли Веллингтона.

13

Сапоги без отворотов часто носили под панталоны и брюки со штрипками, поэтому, по визуальным источникам первой половины XIX века, такая обувь не воспринималась как имеющая голенища.

14

О «русском стиле» и его многочисленных реинкарнациях в отечественной культуре см. подробнее: Русский стиль 2012.

15

Иностранный дипломат так описал русскую боярскую обувь XVI века: «Сапоги они носят красные и очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками» (Герберштейн 1988: 117). К слову, подбитые гвоздиками подошвы оказались одной из причин запрета производства такой обуви в эпоху Петра I, когда в интерьерах появились паркетные полы на европейский манер (Кирсанова 2017: 429).

16

Впрочем, это было справедливо не только для российской публики. О роли Франции и Парижа как мирового центра моды см., например: Стил 2020.

17

Среди них обувная машина Маккея (1860), машина Матзелигера (1883) и др.

18

Подробнее об американском обувном производстве начала XX века см.: Терехова 2016a.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3