
Полная версия
Истинная логика
Так что законы противоречия и исключенного третьего устанавливают связь суждений, логических объектов внутри зафиксированного основания.
Зачем же нужен закон тождества? Без него у нас есть основание и связь противоречащих суждений, однако без фиксации выбора одного из суждений мы можем получить ситуацию, когда в рассуждениях верное и неверное меняются местами. Без закона тождества у нас основание как было, так и осталось, противоположности остаются противоположностями. То есть подменив верное неверным и наоборот три закона действуют, однако рассуждения пошли в неправильном направлении. Таким образом фиксируя выбор верного и неверного законом тождества, постоянства значений внутри рассуждений, мы продолжаем здраво, логично рассуждать.
Поскольку законы логики и понятие логической сущности находятся в круге самоописания друг друга мы можем также сказать, что логическая сущность – это есть то, что подчиняется законам логики. То есть законы логики определяют понятие логической сущности. И наоборот, то, что не удовлетворяет законам логики – не является логической сущностью, то есть вообще не является сущностью, не существует.
Логика хоть и является основой всех знаний, при этом сама является полной абстракцией. Она пригодна для изучения, однако смысл её существования – это применение носителем мышления логики для описания действительности, получение с помощью неё знаний и использовании этих знаний во взаимодействии с реальностью. К аспектам применения логики дальше и перейдем.
Критерии истинности, гипотеза, теория и доказательство
Вспомним как устроен процесс познания. Носитель мышления наблюдает события реальности, далее мышление занимается сохранением отображений в памяти этих событий и их обобщением до явлений по схожим событиям. Явления в свою очередь также обобщаются до законов.
При этом переходя от конкретных событий к явлениям мышление выделяет существенные признаки событий и не учитывает несущественные. Так мы уменьшаем содержание событий и предметов, но при этом расширяем их объём. То есть переходим от конкретных предметов к группе схожих предметов. Так формируется ограниченный взгляд на часть реальности. Расширяется охват предметов, но не учитывается часть их свойств.
Собиранием вместе явлений этого ограниченного взгляда формируется отдельная область знаний. В современности каждая крупная область знаний зачастую изучается своей научной дисциплиной. Рамки этой дисциплины задаются существенной частью предметов, то есть перечнем изучаемых ею объектов. Перечень предметов, входящих в область знаний, может быть ограничен в пространстве и времени. Например, гуманитарные науки изучают то, что связано с людьми, то есть тысячами лет истории человечества и планетой Земля. А биология тоже ограничена планетой, но распространяется на миллиарды лет эволюции живых существ. Химия и физика уже распространяется на всю Вселенную и на всю её историю существования.
Обобщение явлений до закономерностей даёт в дополнение к объектам перечень законов, которым эти объекты подчиняются. С одной стороны, законы формулируются мышлением, однако при этом законы – это объективные связи явлений и событий, существующие независимо от того, известны они кому-нибудь или нет. То есть законы – это свойство действительности, независимое от мышления, и сознанием законы открываются, а не придумываются.
Конкретная научная дисциплина определяется набором объектов изучения и сводом законов. Цель научной дисциплины – выяснить и формализовать полный набор законов, которым подчиняются объекты изучения дисциплины. При этом набор объектов тоже должен быть полным, то есть дисциплина должна охватывать все возможные объекты, относящиеся к данной дисциплине. Например, химия изучает все химические реакции, происходящие со всеми химическими соединениями, а биология – все биологические процессы, происходящие с представителями биологической жизни.
Однако не все события, относящиеся к конкретной научной дисциплине, доступны для наблюдения. Мы видим события только текущего момента и только в непосредственной близости. Нам также частично доступны прошлые события. По этому ограниченному взгляду мышление пытается сделать обобщение и расширить его в пространстве и во времени на схожие события.
Возможность такого расширения базируется на предположении, что за событиями стоят неизменные явления, а за явлениями постоянные законы. Основой этого предположения является фундаментальный принцип причинности событий действительности и фундаментальный закон сохранения энергии Вселенной. Без существования неизменной части событий – закономерностей вообще невозможно никакое обобщение событий и предметов и никакое познание.
Формализовав явление и закономерность мышлением, мы можем проверить его на практике. Либо мы столкнемся в будущем со схожим событием, и оно подтвердит наше обобщение, либо мы можем даже сами создать условия для схожего события и также проверить правильность нашего обобщения. Например, выясненные законы аэродинамики позволяют инженерам спроектировать и построить самолет, который способен летать.
Однако сколько бы мы не осуществляли проверок на практике наших обобщений, мы никогда не способны охватить все возможные предметы и все события. Будущие события вообще не доступны, пока они не случились. И многое в прошлом тоже уже не доступно для выяснения. Любая научная дисциплина всегда делает выводы и умозаключения основываясь лишь на ограниченной части событий. Наука способна делать правильные выводы без полного объема наблюдений за счет выбора существенных постоянных свойств предметов и событий и установления неизменных причинно-следственных связей этих свойств.
А когда мы проводим прямое обобщение нескольких событий до явлений, а явлений до закономерностей, то можем совершить ошибку поспешного обобщения. Научный же подход к обобщению отличается от простого обобщения применением анализа, разложения событий и явлений на составные части, установление взаимосвязей частей, а также событий и явлений с другими событиями и явлениями, и затем синтез всех выясненных деталей воедино.
При этом процесс научного познания все равно не гарантирует правильности выводов и также подвержен поспешному обобщению. Всю историю человечества постепенно накапливает и расширяет свои знания. На основе наблюдений делаются предположения о закономерностях, управляющих действительностью. Эти закономерности проверяются на практике и либо отбрасываются, либо подтверждаются и используются. В науке такие предположения о закономерностях называются гипотезами и теориями.
Гипотеза считается научной, если она, в соответствии с научным методом, объясняет факты, охватываемые этой гипотезой; является логически непротиворечивой; принципиально опровергаема, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом; не противоречит ранее установленным законам и, скорее всего, приложима к более широкому кругу явлений.
Теория – упорядоченная и обоснованная система взглядов, суждений, положений, позволяющая адекватно объяснять факты, анализировать процессы, прогнозировать и регулировать их развитие; уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения.
Как нет строгого разграничения между просто познанием и научным познанием, так и нет точной границы между гипотезой и теорией. Даже многократно проверенная теория может столкнуться когда-то с противоречащим ей экспериментом, который потребует вносить корректировки в теорию или даже заменять её на новую теорию. Любая наука никогда не останавливается в своем развитии.
Вообще существует два подхода к процессу изучения реальности. Отправной точкой является наблюдение каких-то событий. На основе первичных наблюдений делаются умозаключения, формируется гипотеза. Далее логическими действиями формулируются новые суждения, гипотезы. И затем они проверяются через опыт, либо через поиск соответствующих событий, либо через целенаправленное создание условий для экспериментальной проверки. Это один подход – от теории к практическому ее подтверждению. Другой подход – это целенаправленный поиск различных событий, не во всём похожих на уже изученные события. Это подход, наоборот, от практики к теории. Тут гипотеза не формализуется предварительно, а, напротив, корректируется на основе экспериментов. Первый подход можно сказать ищет подтверждение гипотезы опытом, а второй, наоборот, старается опровергнуть гипотезу экспериментами.
В финале, независимо от подхода к изучению событий, формулируется гипотеза. И если она подтверждается всеми проведенными экспериментами без исключения, то может претендовать на переход из гипотезы в теорию.
В любой научной дисциплине, любой теории есть фундамент, с которого начинают формулироваться суждения и умозаключения. Это набор базовых понятий, составных блоков суждений, законов изучаемой области знаний. Базовые понятия не могут определяться суждениями самой научной дисциплины, так как может получиться порочный круг определений.
Ранее уже говорилось, что за любым понятием стоит суждение о нём, определение, описание или утверждение о существовании предмета, соответствующего понятию. Так и в научной дисциплине кроме базовых понятий существует перечень базовых суждений, на основе которых строятся все умозаключения данной дисциплины.
Базовым суждением называется аксиома – это исходное положение какой-либо теории, принимаемое в рамках данной теории истинным без требования доказательства и используемое при доказательстве других её положений, которые, в свою очередь, называются теоремами.
Для естественных научных дисциплин, а также для всех наук, которые напрямую связаны с событиями реальности, отправной точкой рассуждений является как раз реальный опыт, эксперимент. Отдельные аксиомы по сути в таких науках не нужны. Но, например, в математике, являющейся чисто абстрактной наукой, начинать не с чего, кроме как с аксиом. На протяжении истории развития математики было много разных систем аксиом, более того ни одна из таких систем не проходит проверку на строгую логическую непротиворечивость. Однако это не мешает использовать математику для формализации суждений других наук, правда с некоторым ограничением, о котором не стоит забывать. С деталями и приближенными описаниями математическая формализация справляется, но с полнотой и строгостью описания может справится только логика. Логика будучи абстракцией не опирается ни на какие аксиомы, а только на самосогласованность. Можно вообще сказать, что истинной логикой является тот набор обобщенных понятий и суждений, который согласуется сам с собой.
Научный метод познания давно стал основной формой получения и применения знаний о действительности. Вообще можно считать, что логичность рассуждений является синонимом их научности.
Может показаться, что логика как инструмент формализации научных знаний является необходимым инструментом, но недостаточным для получения правильных знаний. Одной логики недостаточно и нужны объективные наблюдения событий действительности, чтобы рассуждения были научными. Есть же множество рассуждений, опирающихся на факты, но приводящие к ненаучным выводам. Однако, как раз с интерпретации наблюдаемых событий логика и открывается. Так что если использовать истинную логику, то рассуждения будут научными.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.