
Полная версия
Колесо обозрения жизни
Такие вопросы помогут тебе разобраться, что за инструменты сейчас играют в твоём оркестре. Чем больше из них ты заметишь, тем ярче и разнообразнее будет твоя мелодия.
– Не одна барабанная установка, но целый симфонический оркестр, – повторила Сула слова отца с начала их разговора. – Это о том, чтобы учиться смотреть с разных сторон, подключать разные возможные варианты истины?
– Ну конечно, – Маст улыбнулся, радуясь сообразительности дочери, глубине её мыслей. – Это о том, чтобы помнить, что истина – не одна, но у каждого своя. У каждого своя картина мира, и каждый видит одно и то же яблоко с разных сторон. Важно помнить об этом и понимать для себя, где ты готова понять, что яблоко зелёное, хотя оно тебе кажется жёлтым, а где ты не готова отступить от своей точки зрения. Рассказать о ещё одном эксперименте?
Сула с интересом кивнула.
– На столе стоят две пирамиды: одна чёрная и другая белая. Человек, который проводит эксперимент, просит троих детей утверждать, что обе пирамидки белого цвета. Четвёртый ребёнок присоединяется к остальным. И все трое, и сам экспериментатор утверждают, что обе пирамидки белые. Большинство испытуемых детей, то есть тех, кто зашли четвёртыми, соглашаются и повторяют, что обе пирамидки белые. Однако, когда ребёнка просят взять чёрную пирамидку, он берёт чёрную, несмотря на то, что мгновение назад сам назвал обе пирамидки белыми. И это самое страшное – его спрашивают: «А почему ты только что сказал, что пирамидка белая?»
Вот так сильно мы иногда подвергаемся социальному влиянию, соглашаемся с мнением большинства, лишь бы не выделяться, – подытожил Маст.
Сула сидела ошарашенная историей.
– Это требует очень взрослой, очень зрелой позиции во взгляде на мир, – продолжил Маст, давая дочери время на осмысление, – это вопрос твоей настойчивости в вопросах принципов, но гибкости в их применении. Быть верной себе в том, что для тебя истинно, но быть гибкой во взгляде на мир и помнить, что у каждого своё истинно и верно.
– Булатная сталь, – протянула, всё ещё погружённая в мысли, Сула, – твёрдость принципов и гибкость их применения.
Мне важна учёба и саморазвитие. Это мой первый приоритет. И в этом я не готова отступиться. Но, может, где-то я могу и добавить вечеринок в свою жизнь. Не столько, сколько их у Лолы, но на выходных…
– Отлично, – поддержал дочь Маст, – ты явно поняла смысл. Не обязательно выбирать геометрию или бабочек. Можно использовать разные инструменты для изучения розы и для познания мира.
– Пап, спасибо!
Сула осталась в кабинке – хотела прописать в дневнике мысли о проекциях и задать себе те вопросы, что предложил ей отец, чтобы проработать триггер с подругой, а Маст спустился и пошёл в сторону дома, чтобы приготовить им ужин и самому осмыслить глубокий разговор, произошедший между отцом и дочерью, самому напомнить себе, что карта не территория. И весь мир – это его проекции.
Есть много пчёл, «укушенных идеей».И каждая строит свою соту в общем улье будущего…В последнее время Сула, которая постоянно придумывала себе новые идеи, новые цели и челленджи, начала задумываться о том, что стоило бы найти какое-то поддерживающее окружение, создать свою мастермайнд-группу.
Ей не хватало иногда взгляда со стороны на её мысли, разных точек зрения. Конечно, у неё был Адолт, была Лола, был Маст… но этого было недостаточно. Да и они всегда были на её стороне, за её цели и планы, за её мечты. Что было понятно, но не очень эффективно. Суле хотелось создать пространство для развития ментальной гибкости, пространство для пластичности мышления, его различности.
Приходя в парк не только на колесо, но и в библиотеку, которая находилась в другом его конце, юная 25-летняя девушка часто наблюдала за компанией друзей, которые собирались там каждую пятницу и обсуждали книги по философии. Они явно были сумасшедшие в хорошем смысле этого слова до этой темы, горели тем, о чём говорили. И они были отличным примером этого ментального разнообразия – один и тот же абзац каждый из них воспринимал и понимал немного по-своему. У них постоянно разгорались дискуссии, обсуждения, практически умственные битвы. Это завораживало. Они буквально были книжным примером опенмайнд-людей, готовых услышать и обсудить взгляд другого. Узнать другую точку зрения, другую форму мысли, не отказываясь от своей, находя ту самую гибкость и адаптивность, чтобы вместить все идеи в общий концепт.
Сула думала о том, что и она хотела бы создать свой такой кружок по интересам – круг людей с мышлением, нацеленным на развитие, где у каждого есть своя идея, своя цель. И смыслом их встреч было бы обсуждение этих проектов, обратная связь по ним, видение других, расширение картины, отражение тебе того, как звучит и выглядит твоя идея, поддержка.
Сегодня Сула пришла в библиотеку вместе с Лолой и, увидев тех самых «философов», решила поделиться с подругой своей мыслью.
– Слушай, ну это же гениально! – вдохновилась Лола. – Мама всегда говорила мне, что ничто великое не совершается в одиночку. Да я и сама это чувствую. Окружение помогает не бросить тяжёлое дело, не перегореть. Я помню, как моя мама взялась за огромный проект, и первым пунктом её плана по реализации было создать мастермайнд-группу, чтобы встречаться с ней каждую неделю и обсуждать прогресс, пройденный путь, получать обратную связь.
Позже она всегда говорила, что наверняка не завершила бы тот проект, если бы у неё не было поддержки со стороны тех, перед кем каждую неделю нужно было отчитываться в том, что ты сделал, как продвинулся, тех, кто подсвечивал тебе твои успехи и достижения, помогал увидеть ошибки и ригидность мышления, помогал развить когнитивную гибкость. Это что-то вроде внешней мотивации вдобавок к твоей внутренней, искры извне, ещё одного стимула.
Сула задумалась над словами подруги. Она не ожидала, что та не просто поддержит её идею, но и сама будет так много знать об этом.
Лола была совсем непохожа на неё теперь: они обе выросли, и, конечно, их связывало детство, любовь к фисташковому мороженому и книгам, но вот даже жанры уже нравились разные, не говоря уже об увлечениях в жизни и целях. Лола пошла по пути артистки: заканчивала театральное, была выражением образа молодой успешной девушки, которая выглядела всегда на все сто, всегда была элегантно одета и готова даже к внезапной фотосессии. Сула же была совсем другой: любящая знания, движение и комфорт, она чаще выбирала повседневные образы. Хотя она и часто использовала платья и сумки, сколько она не пыталась их носить, она предпочитала рюкзак, а туфлям – кеды. Она не любила большие компании и шумные вечеринки, чаще проводила время одна или с близкими, думала о глубоких вещах, постоянно развивалась…
Подруги были отличным выражением той истины, что разность людей не мешает общению, даже наоборот. Очень часто девушки на одни и те же идеи смотрели настолько по-разному, что это подсвечивало для каждой новые взгляды, новые точки зрения, что было всегда очень интересно и ценно. Это помогало им развивать ту самую ментальную гибкость, помнить о красочности и разнообразии мира и его картин. И это была одна из тех причин, почему Сула так хотела создать свою мастермайнд-группу. Она всегда любила узнавать новые способы смотреть на одно и то же, менять призмы восприятия в «очках».
– Я думала о том, смогу ли найти таких людей, – призналась рыжеволосая девушка подруге. – Я же как пчела, абсолютно укушенная своими идеями. Если я что-то решу, меня не остановить. Мне даже и не нужна внешняя мотивация. Мой огонь горит внутри. Но вот взгляд со стороны для меня очень ценен. Но много ли таких же «укушенных», кто горит своей идеей до безумия? – выразила она свои сомнения.
– Даже не сомневайся, – успокоила Лола Сулу. – Пчёл у нас – целые кучи, – уверила она.
– Поверь, существуют сотни и тысячи тех, кто так же загорается от какой-то лампочки и готов светить и освещать мир. У меня есть знакомый, который решил, что хочет открыть свой бизнес в 24 года. И он каждую неделю приглашает на кофе-брейк самых успешных людей нашего города, общается с ними, просит поделиться опытом. У моей мамы есть подруга, которая бросила успешную карьеру в 37 и решила быть дома, воспитывать двоих детей и писать книги. Я приносила тебе её романы, помнишь? А ещё знаю одного парня, который решил двигать в массы идею раздельного сбора мусора и уже реорганизовал эту систему в своём дворе. Каждый строит свою соту, из которых и складывается улей. Таких людей много, вопрос лишь поиска! – подытожила Лола.
– Спасибо тебе, – сердечно поблагодарила Сула. – Ты всегда знаешь, что, как и где, – усмехнулась она. – Ты права, конечно. Мне кажется, я выразилась неверно изначально. Каждый из нас – такая пчела, каждый укушен своей идеей. И, собравшись в рой, мы можем помочь друг другу проще, эффективнее, качественнее выстроить свою личную соту, чтобы крепче и многограннее получился и улей – наша планета.
– Да, это верно, – согласилась Лола. – Да и к тому же, иногда такая обратная связь помогает срезать углы на твоей траектории полёта за нектаром. Конечно, всем нам хочется идти своей дорогой, но есть те, кто уже попробовал некоторые маршруты и знает, что по пути там – серые волки, тёмный лес и Кащей Бессмертный. Так не лучше ли тогда прислушаться к их опыту, советам и полететь по гугл-карте, чтобы не заблудиться, чтоб тебя не съели?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.