bannerbanner
Этот путь начинается здесь
Этот путь начинается здесь

Полная версия

Этот путь начинается здесь

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Как правило, самые лучшие моменты и комические ситуации рождаются случайно, когда клоун увлечён общей с ребёнком игрой, и сам так искренне верит в обстоятельства, в которые попадает, что одно только это уже вызывает неподдельный интерес и здоровый смех окружающих. А я недоумеваю – что такого сказала, вроде ничего особенного, но все хохочут, и же мне это нравится. Часто вспоминаю слова Юрия Владимировича Никулина: «Слышать смех – радость. Вызвать смех – гордость для меня». Я испытываю те же чувства. Не надо никого принуждать, просто здорово быть искренним собой во всём и предлагать поиграть.

Из количества – в качество

В профессии я пошла своим путём потому, что мне быстро надоедает делать одно и то же. Важно, что после в эту же палату меня придут другие клоуны и сделают то же самое. Если рассматривать клоунские выходы отдельно – всё нормально: узнали имя и увлечение ребёнка, поиграли. Но медицинская клоунада – это система. Мы ходим регулярно. И получается тягомотина, а самое ужасное – не надо ничего выдумывать. Каждый раз как будто новое отделение, новые семьи, хочешь – не хочешь, но, скорее всего, (по закону сохранения энергии) используешь то, что уже наработано и вызовет положительную реакцию. Только это чревато пагубными последствиями в нашем деле.

Такой клоун расслабляется как артист. Перестаёт фантазировать. Именно здесь начинается путь в обыденность, быт, скуку, рутину, а для творчества – это губительно. В таком случае, я ничего не знаю о ребёнке, кроме того, что на поверхности. На остальное просто не хватает времени. Мои коллеги, что придут в следующий раз, тоже не будут копать глубоко, таков закон первой встречи. Получается, что крайне мала терапевтическая составляющая, а она тоже является ключевым показателем.

И вроде классно, что можно всё запросто делать, идти по накатанной, но есть одна проблема – мне так не интересно. Я всегда хотела делать своё дело хорошо и видимо поэтому полюбила отделения онкоцентра на Каширке (НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина), куда ходила несколько лет подряд каждую среду. Там все семьи, жившие на 4-м этаже в старом корпусе, меня хорошо знали, поскольку лечились долго, иногда годами, и мне приходилось постоянно удивлять их, а значит и расти над собой! Этот навык необходим клоуну в больницах – приходить к пациентам регулярно и быть разным, всё всегда выводя в позитив.

Опора для клоуна

В цирковом училище я была соло-клоуном (выходила в манеж одна), а про партнёрство узнала во время обучения в «Школе медицинских клоунов». Поддержка и чувство плеча не чужды ни цирку, ни театру, но по-настоящему я ощутила это только в медицинских учреждениях и поняла, что главный мой партнёр – зритель! Но важно и самому себе быть партнёром, как бы парадоксально это ни звучало, и, конечно, слышать, поддерживать своего напарника. Когда я начинала учиться, мы сначала ходили в больницы наблюдателями и смотрели за работой опытных клоунов.

Впервые со мной это произошло в 2012 году, а затем в 2018. Надо сказать, что смотрело словно два разных человека. Что запоминал первый, то второй давно забыл – для него это стало элементарно. Помню, что мне в первый раз понравилось, а вот во второй… Не то, что не понравилось, просто во втором случае мне было что сказать, а как вы понимаете, я вообще за словом в карман не лезу. Мне кажется, мысли, которые возникли во время второго просмотра, являются важными, особенно для коллег.

Работа наша сложная, так как почувствовать, что нужно каждому человеку, почти невозможно. Но всё ровно – из невозможного всякий раз рождается настоящая клоунская магия. Нужно совершенствовать умение откликаться на то, что интересно собеседнику. Этот клоунский инстинкт развивается со временем, если мы слушаем опытного наставника и свою интуицию. Безумно сложно всегда быть включённым, ещё и на позитиве, но без этого никак! Поэтому нажимаем на кнопку радости (так я называю красный нос) – вперёд и с песней.

Здорово, что есть у клоунов отличия от людей: имя, нос, костюм, поведение. Все эти инструменты помогают не видеть боли. Или так: видеть не пациентов, а просто детей, которые любят и хотят играть. Для меня всегда была большая загадка – как люди становятся волонтёрами, они же ничем не защищены? Но, наверняка, у них есть свои «доспехи». Мне, как клоуну в больнице, важно быть гибкой и уметь выстраивать гармоничные отношения с любым партнёром, ребёнком и взрослым, врачом и любым другим сотрудником клиники, ведь если мне с товарищем хорошо, тогда мы именно это несём всем, кого встречаем на своём пути. Думаю я в этот момент не о себе, а о том, что принесу другим людям. Нужно быть заряженным, то есть энергичным, даже ранним утром и несмотря на то, что ты не выспался (к тому же случились у тебя ещё какие-то трудности и всё что угодно). Вопреки всему надо отыскать внутри себя такой рычаг, который мысленно дёргаешь и освобождаешься от груза человеческих проблем. Ты – клоун, у тебя всё хорошо, и это должно быть правдой!

Ты должен быть не только профессиональным медицинским клоуном, но и профессиональным тайм-менеджером, потому что времени и сил должно хватить на всех. Это иногда кажется за гранью понимания реальности, ведь мы не всегда знаем, сколько впереди этих «всех». К тому же есть распорядок дня в больнице, нарушить его – значит вырыть себе яму. Этого делать не стоит. Важно помнить и о том, что уходить из любой палаты непросто, да ещё и сделав это так, чтобы дети за клоуном не бежали по отделению дальше. Данный навык тоже развивается с опытом.

Надо развеселить и не навредить! Научиться шутить, быть внимательным, уместным, деликатным, ненавязчивым, необидчивым и много каким ещё. Разным, но искренним – обязательно!

Это только начало, но что хотелось бы сказать в конце. Мне тогда, во второй раз, очень хотелось участвовать тоже. Тяжело быть застенчивым гостем на празднике жизни. Однако для моей активной сущности это был полезный опыт. Потому что наблюдательность и внимание – отправная точка, которая соединяет мир моей клоунской фантазии с реальным миром.

Клоун – он дурак или как…

Друзья, а вы как считаете: клоуны – дураки? Вячеслав Иванович Полунин периодически говорит об этой философии дурака. При всём уважении к тому, что сделал наш талантливый современник, я не могу с таким высказыванием согласиться. Меня учили иначе, и было много ситуаций, где мой клоун точно дураком не был, наоборот, он быстро и точно находил верные решения. Ещё раз убедилась в этом на большом международном празднике для детей, переживших онкологические заболевания.

В разгар торжества я и один мой случайный коллега по красному носу (ну в том смысле, что мы с ним не знакомы лично, там было много клоунов из разных стран) заигрались и нарушили правила поведения. Прекрасный человек – организатор был по- настоящему зол на нас. И эти негативные эмоции принесли ему мы, клоуны, а ведь приглашены были совсем для другого. Тот, другой клоун, даже не стал слушать упрёки, бросил заученную фразу и, гордый собой, ушёл дальше: «Дуракам всё можно…».

«Ничего подобного!» – крикнул мой внутренний голос. Это он с чего-то так сам себе решил. Нашему новому знакомому такой ответ не понравился. Собственно, как и мне. Я перед ним извинилась, тоже в игре естественно, потом ещё пару раз находила забавные поводы, чтобы подойти и как бы невзначай, снова попросить прощения, сгладить ситуацию. Она была некритичная, вообще ерундовая, про неё знали только мы трое, но мне не хотелось оставлять её со знаком минус. Ну, а дальше, как говорится, все счастливы. Потому что и мне, как миролюбивому клоуну, хорошо, и организатор рад, что правила соблюдаются.

Такая вот простая история. И вот такая я. Я за правила. И за импровизацию. Она помогает не ломать то, что сделано другими, а существовать иначе, да так, чтобы всем было комфортно. И это счастье – когда я не раздражаю людей, а радую.

Конечно, клоунов много, и все разные, у каждого свои цели и задачи, философия и путь. Лев Георгиевич говорил: «Клоун – он такой же, как все, только немножечко поумнее», – и вот это мне нравится – с носом быть умнее себя, учиться быть (а не казаться) искренней и честной во всём, с собой – в первую очередь.

Проблема – это подарок

Мне периодически говорят, что я «подсвечиваюсь». Со временем стало понятно почему этот свет вырывается наружу. Если профессия и жизненный путь выбраны по большой любви, тогда энергия не угасает, даже когда тяжело. Хотя что такое «тяжело»? Всего лишь перемена. Все мы быстро привыкаем к определенному порядку, и это наша зона комфорта, поэтому малейшие изменения воспринимаются как стресс. Вы не задумывались – почему мы нервничаем? Зачем вообще нам это надо? Себе и близким, а порой даже незнакомым людям из-за этих перемен портим настроение, пытаясь вернуть, как было, и ведь отчётливо понимаем, что как раньше – уже не будет. Особенно когда попадаешь в больницу.

В какой-то момент я осознала, что мой клоун гораздо мудрее меня, ведь именно он научил принимать жизненные обстоятельства, даже тогда, когда всё не по плану. Честно скажу, не помню: с какого момента я решила, что всё должна контролировать. Это тяжело и даже невозможно, ведь от нас не так уж многое зависит. И вроде головой понимаю, и уже не хочу брать ответственность за всё, но что-то внутри по-прежнему сопротивляется и говорит: «Нет, должно быть не так…»

Поняла, что этот голос надо смело выключать. Он не даёт случиться переменам, боится их, хотя они – это и есть жизнь. Это как дождь – он идёт, а я иду под ним, и у меня два варианта: злиться или радоваться. Первое мне надоело, наверное, ещё из-за того, что я поняла: перемены – неизбежны и они дают нам возможности. А для клоуна проблема – это подарок, ведь нарочно не придумаешь, а оно вот уже случилось и нужно выкручиваться.

Мне кажется, что и в нашей повседневной жизни, как в клоунаде, надо просто идти с открытым сердцем, дарить себе и другим положительные эмоции, делать то, что делает счастливым тебя и тех, кого ты любишь! Ещё обязательно мечтать и воплощать свои желания в жизнь! А когда всё идёт не по плану – смело переделывать план и воспринимать нестандартную ситуацию, как хороший и добрый знак!

Лучше, чем прежде

У моего клоуна есть правило – невозможно уйти, просто развернувшись и сказав «пока», ведь всё, что происходит с нами – это игра, и даже прощание становится её продолжением. Поэтому необходимо так уйти, чтобы оставить радость в палате. Именно при таких условиях наши встречи с детьми и их родителями в больницах получаются полезными и помогающими.

С первых дней моей работы я старалась быть внимательной, пыталась успевать запоминать то, на что реагируют дети ярче всего. Мой любимый партнёр Компот, с которым мы вместе работали в 2013 году в отделениях детской онкологии на Каширке, обожал на прощание отправлять всем «100 тысяч миллионов воздушных поцелуев». Делал он это так искренне, что ему всегда отвечали тем же – это был триумф любви, тепла, поддержки! Данный ритуал стал и моей привычкой, но это не значит, что я проделываю его формально, на автомате.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4