bannerbanner
Вепсы
Вепсы

Полная версия

Вепсы

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Начиналось большое строительство поселения Видл. Дед прикидывал: все задуманное построим в два раза больше, дом для Ульи-знахарки, дом для отроков, дом для Николы и Маши, ну и большую баню. Постройки уходили все дальше от Симак-ручья. Митрич наметил место и под колодец, чтобы воду не так далеко носить было. Знал он по только ему известным приметам, где в земле вода будет. Ну и конечно, все поселение нужно было огородить новой изгородью. На реке пошел ледоход, дома ставились, колодец копался, все у Митрича было распределено, каждый знал, каким делом нужно заниматься. Митрич, понимая, что на их лодчонке не пойдешь в Новгород – мала, только для рыбалки на реке, и вместимость никчемная, занимался постройкой еще одной лодки, побольше малой ладьи. Он задумывал оставить в поселении Мишку себе в помощь: доделать все по хозяйству в построенных домах, не хотел отпускать кузнеца, хотя Мишка очень рвался в поход. А в поселениях Видл и Немжа были малые стандартные лодки, да надо не забыть о товаре, чтобы вместился, – вот малая ладья вместила и воинов, и пушнину. Так за весенний период была построена и вторая ладья больше весел, съемная мачта под небольшой прямой парус. Все знали, что по большой воде Добрыня придет в Алеховщину, заберет товар и так же быстро уйдет. Надо было перехватить его и договорится с ним идти в Новгород, а уж если не застанут его, самим идти менять пушнину и наниматься в охрану к купцам. Никто не знал и не предполагал, насколько длинным будет поход – на все лето или только на весну. Если продать пушнину без найма в охрану и уйти домой, можно было бы прийти и осенью. Но все решится в Новгороде, а там посмотрят, что делать. Все зависело от предложений, которые сделают купцы или Добрыня.

Мишка уговорил Владимира взять его с собой. Дед махнул рукой – пусть идет. Лодки на воду спущены, воины все при оружии, насколько могли – вооружили доспехом, шлемы были у всех одинаковые – Владимир настоял на этом, чтобы в бою было видно своих. Еще предложил завязывать ленточку красную, чтобы разобрать, где свой, где чужой. Щиты, секиры, копья были у шестерых основным оружием, которым воины тренировались. Владимир и один из отроков с двумя мечами за плечами. Отрок был верткий, быстрый, у него хорошо получался бой с двумя мечами. У других двоих – щит и меч, ну а луки были у каждого, с хорошим запасом стрел. Ножи также у каждого, да еще и не по одному у охотников, носили кому где нравилось: кто в сапоге, у кого на боку в ножнах, а у кого и там и там. Погрузили меха, припас с едой и лекарскую сумку.

– Ты Мишку позади ставь, чтоб не лез на рожон, кузнец все-таки, и он у вас на сей момент лучший, получается, – зашептал Митрич Владимиру.

Отправились вниз по Ояти на двух малых ладьях, десять воинов при полном оружии – в тех местах это была сила. До Алеховщины доплыли за пару дней. Добрыня там уже крутился вовсю, загружая ладью мехами, увидел лодки старых знакомых, понял, сами стали вепсы торговать и товар возить, с них ни мехов, ни барышей не выгадать. Приветствовал дружелюбно, спросил, в Новгород ли плывут. Владимир его поприветствовал. Добрыня пригласил всех на постоялый двор, выделил пару комнат, плату сказал приказчикам не брать, а вечером за стол пригласил отужинать. Владимира и Федора за свой стол посадил, остальным вепским воинам было за соседним столом накрыто. Добрыня сразу перешел к делу:

– Вы до Новгорода и сразу обратно? – Нет, – сказал Федор.

Это сразу заинтересовало Добрыню.

– Я смотрю, вы при полном вооружении и новых отроков с собой взяли обучать.

– Да, – ответил Владимир.

– Да ты сам, Добрыня, понимаешь, зверья на охотничьих старых угодьях меньше становится, – сказал Федор. – Значит, и меха меньше, а ртов в поселениях больше, и они растут.

– Значит, вы и заработать едете, и меха свои продать подороже. Предлагаю в Новгороде не задерживаться, а по большой воде сразу в Киев идти. Я вас нанимаю, по двадцать серебряных за воина плачу за поход до Киева и обратно. Это средняя цена по Новгороду за наем в охрану купцов.

– Наш товар на твою ладью, – добавил Федор. – Лодки в Новгороде оставим. И еще сразу – за увечье в походе десять сверху, а за смерть – два золотых для родных.

– По рукам, – сказал Добрыня.

До Новгорода добрались без происшествий, переход прошел спокойно, с попутным ветром. В Новгороде узнали последние новости. Добрыня спрашивал, проплывали ли викинги. Люди говорили, что было пару драккаров, они постоянно туда-сюда шныряют, купцами прикидываются шакалы. Еще двое купцов присоединились к Добрыне со своими ладьями и охраной. Караваном в три ладьи вышли из Новгорода через Ильмень-озеро, по реке Ловать на юг, до следующих протоков и речушек, а где и по волокам вручную тянули. Но у тамошних людишек, которые проживали невдалеке от этих волоков, все было подготовлено. За небольшую плату помогали купцам перетащить ладьи по перекатным бревнам и шли, почти не напрягаясь. Через Смоленск, где, не задерживаясь, по притокам зашли в реку Днепр, а там уже стало легче, и под парусом можно спокойно иногда идти. Вепсы впервые уходили так далеко от родных мест, удивляясь, сколько же землицы, и народ везде живет, большинство по-русски говорит. Шли где на веслах, где под парусом. Владимир периодически брил себе щеки и подбородок, оставляя усы, и подсинял их. Добрыня смотрел на это дело и одобрительно говорил:

– В Новгороде по сей день разговоры ходят среди викингов, что великого воина ты победил тогда на берегу Волхова и брата его берсерка. Ходят, выспрашивают, кто вы и откуда. О вас никто в Новгороде ничего не знает. Мол, купцы-воины появились, говорят то по-русски, то еще неизвестно на каком языке перекликиваются. Я-то своим приказчикам и челяди под страхом смерти запретил о вас говорить, но сами понимаете, за серебро продадут.

Федор и Владимир слушали, понимая, кивали головами.

– Но к вам вроде ни у кого из викингов, как я слышал, обиды или кровной вражды уже нет. Видно, их всего два брата было.

На ночевку не останавливались в поселениях, так как в днепровских хуторах и поселениях цену ломили за постой, да и лишние глаза товар оценят по тюкам и нашепчут лихим людишкам. Старались переночевать там, где ладьи ближе к берегу можно было подвести – и платить ни за что не надо, да и воины и купцы в походе люди неприхотливые. Купцы, собираясь вместе вечерами, оговаривали, где в следующий раз лучше останавливаться на ночь, где можно на берег сойти получше – уже не раз ходившие по Днепру купцы знали места. Сидя вечером у костра, решили, что следующую остановку с выходом на берег лучше сделать через два дня пути. Как оговаривали, так и получилось. Подплывая, выискивали взглядом и еще издалека увидали дымок, поднимающийся над горизонтом.

– Правим туда! – скомандовал Добрыня, и три ладьи устремились к берегу, откуда шел дым.

Но дым шел не с берега, а с воды. При приближении Добрыня нахмурился, увидев, что это не костер. Дым давал остов догорающей ладьи. Подошли к берегу. Владимир и Федор и еще пара воинов с другой ладьи перемахнули через борт, пошли осмотреться. Следов на земле множество натоптано, но ни людей, ни товара было не видно. Потихоньку вошли в лес, осмотрелись. На ладьях все прикрылись щитами, взяли луки на изготовку, ждали. Прикрываясь щитами, Владимир и Федор и два воина осматривали и верхушки деревьев, и лес окружающий. Стояла тишина, только ворон каркнул два раза невдалеке. Еще настороженнее двинулись воины в ту сторону и увидели небольшую полянку, кучу тел, сваленных в канаву у края, заброшенных ветками, а под одной из берез сидел на земле мужик с опущенной головой. Тихо, ни одна веточка не хрустнула под ногами, стали обходить полянку. На березе сидели большие черные вороны, и не один, а штук пять, оглядывали трупы и сидящего мужика. Обошли по кругу, убедились, что больше никого нет, и только тогда вышли на полянку, защищаясь от леса щитами на четыре стороны. Подошли к мужику под березой. Видно было, что руки у него связаны за деревом, на теле – следы пыток. Владимир наклонился, ощупал – живой еще. Осмотрелись и стали так же по-тихому отходить обратно в сторону лодий. Вышли на берег, Добрыня и еще несколько воинов спрыгнули с лодий, так же защищаясь щитами. Владимир подошел, не сводя взгляда с кромки леса и не опуская щита.

– Мы прошлись тихо по лесу. Там полянка и трупы, один к березе привязан, живой еще, но без сознания.

Добрыня крикнул, чтобы скинули флягу с водой, подобрал ее и так же тихо, уже количеством в десяток воинов, вошли в лес. Владимир показал два пальца на вытянутой руке. Без слов два синеусых воина выдвинулись в лес и встали в дозор. Вороны уже осмелели, прыгали по трупам и пытались что-нибудь выклевать. Люди спугнули птиц, но те далеко не улетели, вспрыгнули на деревья и следили за всеми сверху. Добрыня подошел к мужику у березы, стал рассматривать.

– Наш Фекл это! Один из купцов новгородских. Ах беда, что же ты один-то пошел? Торопился, хотелось больше урвать?

Отвязали мужика от березы, лицо облили водой. Он стал приходить в себя, охать, водить помутневшим взглядом из стороны в сторону. Увидел знакомое лицо Добрыни.

– Да кто же это, Фекл? – спросил Добрыня.

– Викинги, – еле промычал купец.

Дали напиться воды, копья кинули на землю, как носилки, уложили на них Фекла и так же тихо пошли в сторону лодий. Вышли на берег, четверых оставили на кромке леса в дозоре: присматривать, не появится ли кто. Подняли на ладью, положили на лежак, начали омывать лицо и обожженные и прижженные места – видно было, что пытали купца железом каленым по всему телу, и пятки, и бороду сожгли. Осторожно смазывали раны мазью.

– Тридцать их было, – еле слышно говорил Фекл, то приходя в себя, то впадая в беспамятство.

Добрыня, два купца, два старших воина с лодий, Владимир и Федор, стали держать совет.

– Тридцать – немало. Может, и на нас не побоятся напасть, а вот таких, как Фекл, не пропустят точно.

– Здесь недалеко есть приток, – сказал Добрыня. – Типа ручья, куда можно спрятать целый драккар, и с Днепра не видно будет. До этой притоки расстояние отсюда приблизительно как десять раз до той поляны, где мы нашли Фекла.

Вошли в лес. Полянку с трупами обошли, чтобы не пугать воронов.

Владимир тихо сказал:

– Мы с Федором – впереди. Васька, ты – чуть позади нас. Остальным – тихо идти позади Васьки. Где остановиться – скажем.

Двинулись через лес к ручью, где, предполагали, находятся викинги. Начинало потихоньку вечереть. Впереди показалось русло ручья, запахло костром. Остановились в подлеске, где было больше кустов.

– Ждать здесь всем, – сказал Владимир. – Мы посмотрим.

И втроем, как тени, исчезли в лесу. Шли вперед – туда, откуда тянуло дымом костра; держались осторожно. Владимир и Васька крались за Федором, не произнося ни слова – у охотников свой язык жестов, отработанный годами охоты.

Тихо двигались, заходя с верха ручья, впадавшего в Днепр. Нашли. Замерли и через кусты, не подходя ближе, стали смотреть. Драккар; около трех десятков викингов спокойно, без броней, сидели вокруг костра, жарили на вертеле кабана. Кто-то из них поливал мясо водой, кто-то потягивал медовуху из рога. Вепсы ждали, наблюдали. Прошло какое-то время, стало видно, что кое-кто из викингов начал собираться, надевать кольчуги, поднимать оружие. Их было шестеро. Разделившись на пары, они пошли в разные стороны. Вепсы поняли: смена дозоров. Стали высматривать, куда направляются. Один из дозоров оказался недалеко, но о вепсах они не подозревали. Сменились. Второй дозор был где-то напротив драккара, в лесу. А третий – вниз по широкому ручью. Вепсы тихо отошли в лес. Знаками показали: нужно выяснить, где расположены два других дозора. Крались, как тень. Увидели, где викинги расположили посты. Дозоры были расслаблены, не настороже. Викинги переговаривались между собой. Подошли к своим так же тихо, как ушли, – появились будто из ниоткуда. Все придвинулись ближе к Владимиру. Он начал объяснять тихим голосом. Положил длинный прут на мох и прошептал:

– Вот ручей. Палочка с палец – вот драккар. На нем – человека три. Вот здесь костер – жарят кабана, – воткнул сосновую шишку в мох. – Большинство викингов здесь, у костра. Кто в броне, кто без. – Рассыпал мелкие хвоинки вокруг шишки.

– А вот здесь… – воткнул три еловых шишки. – У них дозоры. Мы все их видели и подходили. Пойдем под самое раннее утро, пока солнце еще не озарит кромку леса. Нас – два десятка воинов. Разделимся на три ватаги. Васька поведет первую, к тому дозору, который мы обнаружили первым. Убьете дозорных тихо. Ухнешь филином.

Васька кивнул, понял.

– Федор, ты поведешь своих к дозору, что внизу ручья.

Крякнешь уткой два раза, когда разберетесь с ними. Это будет сигналом к общему выступлению. Викинги будут спать. Выходим из леса и расстреливаем всех из луков. Каждый успеет выпустить по три стрелы – должно хватить. Кто выживет, тех добиваем. Без чести, без боя.

– Вы, – обратился он к воинам с других ладей, – по трое разделитесь и к нам, каждому в ватагу. А сейчас – сидим, ждем утра.

Чуть-чуть только на востоке появилась тонкая красная полоска рассвета, вепсы выдвинулись тремя ватагами. Шли тихо. Одна ушла направо – вверх по ручью, ее вел Васька. Другая – налево, вниз по ручью, вел Федор. Владимир остановил своих, показал знаком всем присесть. Все сели на корточки. Ни звука, ни движения. Владимир пальцем показал на Семена, подозвал. Вдвоем двинулись вперед. Пройдя небольшое расстояние, остановились. Из-за кустов Владимир указал Семену на дерево и куст – там находился дозор викингов. Тихо-тихо, обнажив длинные ножи, подкрались, почти не дыша. И, как рысь на зайца, резкий прыжок: захват за подбородок, взмах ножа. Тела бьются в конвульсиях, викинги хрипят, кровь хлещет из горла. Двое тихо опускают тела на землю, осматриваются – никого не потревожили. Семен потихоньку отходит назад. Через некоторое время приводит всех воинов. У всех – луки в руках, стрелы наложены. Владимир показал знаком: «Сидим. Слушаем. Ждем». Ухнул филин. Дважды. И опять тишина. Кто-то из викингов поднялся, пошел в кусты по нужде, дело сделал, вернулся на лежак. Прошло еще немного времени – утка крякнула два раза. И вепсы поднялись.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Лодка на древнефинском языке.

2

Видл – по-вепски, а по-русски – Винницы.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5