bannerbanner
Универсальная философия.
Универсальная философия.

Полная версия

Универсальная философия.

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 10

Вся сложность самого нашего познания состоит именно в том, что все свои состояния мы фиксируем только в виде неких мгновений или же обнаруживаем их в себе в некоем смешанном, перепутанном состоянии. Более того, сами эти состояния столь текучи и переменчивы, что порой мы не можем их удержать, зафиксировать, а потому мы имеем некую их смесь, которую несём и в само наше познание, а также вносим его ещё и в познаваемое. Отсюда его неопределённость, многоликость, которую мы превращаем в его внешние атрибуты или же во внутренние, которые отражают и выражают их состав, строения и структуру.


VII. Универсальная философия.


7.1. Основания универсальной философии.

Весь, проделанный нами анализ, представленный нами, выше показал, что для познания используется то или иное основание или же, просто их представляют в виде некого нерасторжимого единства. Поэтому мы представили их все, а также ещё и то, как они изменяются в процессе самого нашего познания. Для удобства будем использовать простейшие схематические представления.

В любой философии независимо от самого познающего, а также и её создателя присутствуют все четыре основания. Они проявляют себя даже тогда, когда мы их не понимаем и не замечаем или же, умышленно включаем их в свою философию, считая их ненужными или просто от них абстрагируемся. Эта четвёрка оснований является основаниями самого нашего познания. А потому положим их в тотальном различии. Как известно ими являются: дух, душа, разум и чувства. Представим их с помощью следующей схемы:


Разум Дух


Душа Чувства

Рис. 1

На схеме мы представили, что является метафизическими основаниями самого нашего познания. Именно через них и с помощью их мы и осуществляем своё познание. По отношению к ним мы выступаем в качестве познающего. Но, как оказывается, говорить о познающем мы можем только в том случае, если у нас есть то, что мы желаем познавать – познаваемое. Нам нельзя забывать, что выделение этих оснований стало возможным только после определения того, в качестве кого или кем мы сами выступаем в нашем познании. Познаваемое мы выбираем сами, а потому им может являться и сам познающий.

Рассмотрим познаваемое и то, как оно воздействует на познающего. Но, что взять в качестве познаваемого, ведь, это может быть тело, космос или сама природа, а ещё и сам человек. Мы возьмём в качестве познаваемого просто само познаваемое, т.к. в него не будет входить человек. Он будет выступать в качестве познающего. И вот как только мы взяли что – то в качестве познаваемого мы сталкиваемся с тем, что они выступают в самом нашем познании в некое отношение. Сами отношения отражают в себе универсальные формы познания, выступая при этом ещё и как способы и методы нашего познания. Если познаваемого нет, то тогда познающий находится в некоем отношении к самому себе или же к подобному себе. Это подобное также и, с необходимостью, становится познаваемым, а потому только отношение к самому себе и есть эти универсальные основания. Многие из нас считают, что это просто нет, а есть только две позиции – познаваемое и познающий. Оказывается, тогда мы просто не сможем выявить универсальные основания, мы просто сами их вводим в познаваемое, а потому, с необходимостью, наделяем ими и самого познающего. Мы ведь видим только то, что сами вкладываем в познаваемое. И это действительно так. Мы уже говорили об этом и указывали на это в разделе: -” История развития философии и философских представлений”. Оказывается, что в этом разделе, рассматриваемый нами вопрос просто не ставился. Вопрос этот касается того, как человек познает мир? Человек просто познавал его, ещё не выделял того, с помощью чего осуществлял своё познание. Вот в какую ситуацию мы попадаем в этом случае. Но мы пойдём по – другому пути и проведём анализ всех философских учений, показав, что они есть ничто иное как полагание того или иного универсального основания в познаваемое. Второй путь мы представим и рассмотрим отдельно, т.к. он связан с другими представлениями, а также ещё и с тем, чтобы не вызвать у вас, читатель, непонятность и неясность нами излагаемого. Мы все – таки отдадим предпочтение познаваемому и познающему. А после того, как их раскроем, проведём и сам анализ универсальных оснований. Пока же мы их просто констатируем как некий существующий факт.


7.2. Познаваемое и познающий.

Мы привели все имеющиеся на настоящее время универсальные основания. Покажем, как они трансформируются в познаваемое, давая нам о нем некое представление, понимание, а ещё и знания. Для этого нам придётся говорить о познаваемом, т.к. в противном случае нам придётся уже говорить о чем – то непонятном и отстранённом непосредственно от нашего жизненного опыта. Если в качестве познаваемого мы берём космос или то, что мы называем вселенной, то начинаем познание с того, что обращаем на неё свой взор и взгляд. Первое, что у нас возникает это чувство необъятного, огромного со светлыми точками на тёмном фоне. Светлые точки фиксируются не чувствами. Чувства не фиксируют, они связаны с нашим отношение к познаваемому. В этом есть и разумное, которое уже фиксируется нами. Отсюда огромное с белыми точками обладает как чувственным, так и разумным. Точнее, мы как познающее наделяем этим и саму вселенную. Но то, что мы познаем именно это нам просто неведомо. Нам ведомо только то, чему мы даём или уже дали имя, а также, что для нас видимо. Но в этом имени исчезает то, что мы называем разумом или чувствами. Само же состояние, в котором мы находимся по отношению к познаваемому имеет две стороны. Одна из них связана с тем, что именуем познаваемое со стороны его некого качества, а другая – с тем, что именуем его уже как некое количество. Эти два состояния, в которых находится познающий связаны уже с духом и душой. Более того, именно в этих состояниях находится сам познающий по отношению к познаваемому. Поэтому по отношению к ним у нас создаётся представление, что это именно ему присущ и разум, и чувство.

Наше познание начинается с духовно – душевного основания, в котором разум и чувства только проявляют себя, оставаясь при этом неосознанными и непроявленными. Вследствие чего происходит их простое и тотальное полагание. Мы идём на это для того, чтобы через него понять и описать познаваемое. А потому определим их по отношению друг к другу, а затем и по отношению к познаваемому.

Рассмотрим дух и душу. Дух определяет качество познаваемого и это качество осознается через разум, хотя в нем присутствуют ещё и чувства. Но разума в духе “больше”, чем чувств, а потому мы описываем познаваемое как идеальное, как то, что больше характеризует, но уже не материальную сторону познаваемого. Она более соответствует познающему, чем познаваемому, поэтому выступает в виде конкретного духа, которым уже выступает и является разумное и просто разум. И это разумное не есть ещё объективное, а есть, скорее, предметное. Есть то, что, например, характеризуется в цветах как красивый, синий или голубой, любимый нами или нет. Это разум, который отождествляет одно с другим, но делает это только качественно. А потому он духовный, но уже не чистый разум, о котором мы будем говорить ниже. Этот разум отождествляет качество, которое имеет то или иное познаваемое, с другим совпадающим с ним по качеству познаваемым. Именно так и таким образом познает разум в духе. Но не означает ли это то, что мы познаем одно через другое, в данном случае, дух через разум, а быть может, наоборот, разум через дух? Нет, не означает! Потому что в данном случае рассматриваются не отношение познаваемое и познающего, а отношение познаваемого с познающим как уже некий третий элемент, в качестве которого выступает уже сам познающий. Он связывает познаваемые между собой, а потому его нет ни в одном из них. Именно это позволяет отождествить все познаваемые и дать им имена, на основе выявленных у них качественных различий или же неких сходств. Так качественное единство привело Платона к тому, что в разуме появляется идея, как некое качество, отражающее в себе не единство самих познаваемых, а единство, которое в них проявляет уже сам познающий.

Мы говорим о двух познаваемых и познающем. Привели это мы для того, чтобы стало более понятно, как это наделение качеством происходит и как оно связывает между собой познающее и познаваемое. А потому, помещая себя в познаваемое, мы, с необходимостью, сталкиваемся с тем, что определяет, то, где мы находимся, а потому ещё и то, где находится сам познающий. Именно это и имел в виду великий Платон, определяя само понятие идеи.

В этом движении познающего к познаваемому рождается разум, точнее сказать, его порождает наше разумное состояние. Познающий характеризуется также с двух своих неких определенных сторон. С одной стороны, он отождествляет свой дух с познаваемым, наделяя его неким качеством, а, с другой – ещё обращает его на себя. Это есть некая обратная сторона воздействия познаваемого на познающего, есть то, что мы и называем разумом. Но это не означает, что разум принадлежит познаваемому. Он есть обратное движение познающего от познаваемого. Именно поэтому качество существует только в духе, но может осознаваться и разумом. А теперь обратимся к душе.

Душа в отличие от духа определяет количество, но это количество не есть простое число или числа, как некая определенная, а ещё и количественная мера. А потому душа связана именно с чувствами, а не с разумом. Именно чувства, которые возникают у нас связаны с познаваемым, как с тем или иным мгновением, а потому как неким моментом самой нашей жизни. Это мгновение, возникающие у нас по поводу познаваемого и есть уже его количественость, которое может быть выражено и в виде некого определенного количества. Например, все – это много, а “я” – один, людей много, а “я” – один. А потому, отождествляя познаваемое с собой в чувстве, приводит к наделению им и его самого. При этом мы говорим, что именно оно его породило и создало. Мы не понимаем чувства и душу, потому что мы не можем их зафиксировать, а ещё обратить их на свой разум. Отсюда эта сторона нашего познания не может быть фиксирована с помощью зрения, а потому ещё и переведена с помощью его в объективное или же просто быть визуализирована. А потому мы остаёмся в познающем. Познаваемое для нас сокрыто. Отсюда и у Аристотеля это проявляется в виде природы, того, что находится при рождении, ещё не родившееся, а также, и не попавшего в поле нашего зрения. Здесь мы остаёмся наедине со своими чувствами, познать которые мы просто не в состоянии. Именно в душе лежат наши отношения к познаваемому. При этом не следует забывать о том, что мы не рассматриваем познающего как познаваемое. В чувствах проявляется наша индивидуальность, а потому она и задаёт наше отношение к миру как некой индивидуальности, воспринимаемой нами как некая количественность, которую мы и называем состоянием нашей душевности. В чувствах разум терпит полное фиаско, а потому по отношению к ним является их противоположностью. Но пока не будем спешить и вернёмся к нашим основаниям, а ещё посмотрим, как они проявляют для нас самую общую картину уже самого нашего познания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
10 из 10