bannerbanner
Тормозной путь
Тормозной путь

Полная версия

Тормозной путь

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 12

Клава схватилась за голову.

– Это что, та бабка всё такое сделала?

– А как ты думаешь? Ты знаешь, кто отец той диссертантки и муж этой бабки?

– Кто?

– Второй секретарь горкома. Ты в этой структуре хоть как-то разбираешься?

– Нет, я знаю, что там все начальники.

– Так вот знай, что первый секретарь занимается вопросами идеологии и организационной работы, а второй секретарь ведает силовым блоком, то есть армией, МВД и КГБ. Они знают про нас абсолютно всё, и для той бабки сделать так, чтобы отвести тебя от меня, особых усилий не требовалось. Тем более что наши отношения не вписывались в установленную коммунистическую мораль.

– Сволочь! Это для того, чтобы женить тебя на той мадам?

– Ну женить – это не так просто, хотя бы просто сблизить.

– И как ты с ней?

– Никак. Запомни: женить человека без его желания не может никто, даже партия.

Клава сидела, поддерживая руками свою перегруженную полученной информацией голову. Виктор встал, подошёл к ней, обнял за плечи, она уткнулась своим лицом в его грудь. Он понимал, что если проявить активность, то снова можно реставрировать их угасшие отношения. Женщины не любят, когда кто-то сравнивает или анализирует подробности их интимного поведения, но от таких мыслей никому невозможно избавиться. Всё в памяти. Возникшие у него отношения с Верой вроде бы ни к чему его не обязывали, но оставленный Клавой душевный гистерезис никак не обнулялся. Мысль о вероятном разрушении семьи порождала соответствующий тормозной эффект. Он пожалел Клаву и заверил, что по возможности будет делать для неё всё хорошее.

В первых числах сентября Виктор отвёз законченный вариант диссертации и автореферата профессору Савинову. Александр Яковлевич всё просмотрел и попросил дать ему время, чтобы подробнее со всем ознакомиться. Через неделю он позвонил и попросил о встрече, где указал на свои поправки, с которыми Виктор согласился. Необходимо было перепечатать несколько страниц, что не представляло особой трудности. В конце беседы Виктор спросил, может ли он параллельно с руководителем значиться в диссертации научным консультантом. Александр Яковлевич нисколько не возражал и даже сказал, что это будет полезным. Далее оставалось передать работу заказчику и натаскать в научном плане его туповатого сына. Пришлось звонить Алексею Семёновичу и договариваться о встрече, которую тот предложил провести на одной из улиц их районного центра. Виктор подъехал туда чуть раньше назначенного времени и вскоре увидел подъехавшую к нему серую «Волгу». Сидевший за рулём Алексей Семёнович предложил ему сесть рядом, на заднем сиденье был его сын. Виктор передал ему папку с третьим экземпляром диссертации, разъяснив аспиранту, что это надо передать профессору для проверки. Как только Александр Яковлевич даст команду на продолжение, потребуется следующая встреча, на которой они получат остальные уже переплетённые экземпляры диссертации, текст автореферата и доклад, который он должен будет произнести на предварительном заслушивании. После этого Виктор поработает с диссертантом, чтобы отработать у него способность отвечать на вопросы. Алексей Семёнович дал команду сыну погулять на улице, после чего спросил Виктора о том, как ему более удобно получить гонорар. Договорились, что целесообразнее всего это произвести на следующей встрече, чтобы у Виктора был стимул продвигать аспиранта дальше к защите.

Следующая встреча состоялась через два дня, на ней стороны выполнили взятые на себя обязательства. У Виктора возник вопрос, как распорядиться столь большой суммой. Самым оптимальным решением ему казалось положить деньги на его сберкнижку в Москве, о существовании которой никто не знал. Но и о существовании его сберкнижки здесь тоже, кроме как в бухгалтерии института, никому не известно. В конце концов он решил рискнуть и, приехав в город, положил деньги в другой сберкассе на новый счёт вновь открытого срочного вклада, а полученную сберкнижку отдал на хранение в арендуемую банковскую ячейку с крайне малой арендной платой. Такое решение добавило ему большего спокойствия и прибавило уверенности в том, что он может отойти от аскетизма и расширить свободу действий.

Через неделю состоялось расширенное заседание кафедры с приглашением других сотрудников факультета, где аспирант худо-бедно прочитал написанный Виктором доклад. Из числа приглашённых сотрудников прозвучала определённая доля критики, но, самое главное, было принято решение рекомендовать данную работу к рассмотрению на диссертационном совете. Чуть позже была определена дата защиты в конце ноября. Теперь оставалось отпечатать автореферат и разослать его согласно требуемому списку адресов. У Виктора было запланировано ещё немного позаниматься с аспирантом за несколько дней до защиты, но до этого ещё было достаточно времени.

Осень того года выдалась с большим количеством солнечных дней и практическим отсутствием осадков, что создало благоприятные условия для проведения уборочной кампании. Снова по распоряжению райкома поступило предписание о выделении транспорта для перевозки урожая, но такого ажиотажа, как в предыдущем году, не было. В середине октября Аркадий оформил себе отпуск, передав все дела Виктору. Особых трудностей такое не вызывало, тем более что работа по диссертации была закончена. Также в начале месяца прозвучало известие о принятии Верховным Советом СССР новой Конституции и что теперь в ознаменование такого события день седьмого октября будет праздничным, надо понимать, вместо прежней даты пятого декабря. Партия приказала всем праздновать, даже тем, кто был занят в уборочном процессе. В людях такое распоряжение особой радости на обнаружило, разве только у тех, кто получил возможность поработать на своих приусадебных участках. В поселковом магазине, видимо, как и в других торговых точках, произошло некоторое увеличение продаж спиртосодержащих напитков. Так или иначе, но к концу октября уборочные работы были закончены, что позволило возвратиться к прежнему производственному ритму, а студентам – к учебе.

В начале ноября наступила сухая холодная погода. Ноябрьский праздник был проведен по отработанному сценарию с шествием людей в тёплом одеянии по мёрзлой земле. После праздника в кабинет Виктора зашла почтальонша Нина, принёсшая ему конверт с заказным письмом, в котором оказался автореферат известного ему аспиранта. Он расписался в получении, но обратил внимание на слёзы в её глазах и готовность расплакаться, отчего предложил ей сесть.

Нина извинилась за своё состояние и немного успокоилась. На вопрос, чем ей можно помочь, ответила уклончиво, но затем рассказала, что её дочь, ученица девятого класса, учится в школе, находящейся в районном центре, и каждый день ездит туда с автобусом. В параллельном классе с её дочерью учится сын районного прокурора, который пригласил её погулять по парку, и там этот здоровый детина её изнасиловал. Нина обратилась в милицию, но там, узнав, в чём дело, заявление не приняли и даже обругали её, что девчонка якобы сама его соблазнила. Теперь Нина не знает, что ей делать и как жить дальше, так как видит, что дочь близка к суициду. Сейчас ей надо ехать в райцентр, чтобы отвезти почту, а оставить дочь одну дома для неё рискованно. Виктор знал, что Нина живёт в посёлке одна с дочерью, и оставлять её одну в таком состоянии опасно. Он перебирал в голове возможные варианты, как ей помочь, затем вызвал Катю и попросил её побыть с дочерью Нины, пока она съездит в райцентр. Спустившись вместе с Ниной и Катей в цех, он увидел Семёна Кривова, того самого, вышедшего по условно-досрочному освобождению и оформленного на работу год назад по ходатайству поселкового участкового инспектора. За время работы Семён никак себя не запятнал, честно и добросовестно работал. Виктор подозвал его и спросил, чем он сейчас занят. Семён ответил, что, если что нужно сделать, он к этому готов. Виктор дал ему ключи от «москвича» и попросил его свозить Нину Ивановну в районный центр, куда она скажет, и привезти обратно. Он будет ждать его у себя в кабинете. Семён только обмолвился, что заедет к себе домой за документами. Женщины сели в автомобиль, Семён их повёз. Где-то спустя час он вернулся, возвратил ключи от автомобиля. По его виду можно было догадаться, что Нина ему всё рассказала.

В начале следующей недели на работу вернулся отдохнувший и загорелый Аркадий, рассказавший о том, как хорошо поплавал в бассейне с морской водой в одном из Крымских санаториев. Он посоветовал так же поступить и Виктору, но тот ответил ему, что лучше осуществить такое в следующем году.

Приближалась дата защиты подопечного аспиранта, приехав в институт, Виктор узнал, что необходимые отзывы от оппонентов и ведущей организации получены, справка и проект решения совета подготовлены, на автореферат поступило достаточное количество отзывов. От него требовалось только письменно в раздаточном материале составить ответы на замечания оппонентов и по автореферату, а также объяснить диссертанту, как правильно отвечать на вопросы. Александр Яковлевич попросил его составить перечень возможных вопросов от членов совета и ответов, которые должен был произносить диссертант. Для этого пришлось воспользоваться печатной машинкой секретаря кафедры. Инна предложила ему свои услуги, но он попросил разрешения сесть за её машинку и удивил её своей скоростью печати.

В день защиты Виктор приехал к политехническому институту на час раньше. Зал заседания совета уже был подготовлен, плакаты развешаны, диссертант сидел с напечатанным докладом, пытаясь его заучить. Виктор сел рядом и посоветовал ему больше ориентироваться на содержание высказываемых мыслей, а не на точность формулировок. Вскоре собрались члены совета, председателем здесь был декан факультета профессор Смольников Дмитрий Петрович. Первым оппонентом выступал друг Александра Яковлевича, профессор Судаков, вторым оппонентом была какая-то женщина, кандидат наук откуда-то из другого города. Защита прошла в отработанном режиме, диссертант сносно сделал доклад и даже неплохо ответил на вопросы. Результат голосования был единогласным. В перерыве между защитами к Виктору подошёл отец диссертанта Алексей Семёнович и ещё раз поблагодарил за проделанную работу. Оставаться на вторую защиту и последующий банкет Виктору не хотелось, и он вернулся на свою основную работу.

В приёмной его ждал начальник отдела эксплуатации Андрей Геннадьевич, сообщивший, что заболел шофёр автобуса и что подменить его некем. Виктор посоветовал ему обратиться к Семёну Кривову, поскольку тот имел водительское удостоверение всех категорий. В конце дня дверь кабинета приоткрылась, и в проёме показался Кривов.

– Семён Фёдорович, проходи. Что там с завтрашней работой на автобусе?

– Всё нормально, утром выхожу, маршрут мне знаком.

– Своего мастера участка предупредил?

– Да, он в курсе.

– Тогда всё хорошо, успешной работы.

– Виктор Константинович, я ещё по такому вопросу – можете мне одолжить на несколько дней фотоаппарат? Хорошо бы с телеобъективом, я у вас такой видел.

Виктор достал из сейфа фотоаппарат, приставил к нему длиннофокусный объектив.

– Пользоваться такой аппаратурой умеешь?

– Да, это дело мне знакомо. Проявлять, печатать – всё могу.

– Есть куда положить?

– Да, вот матерчатая сумка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
12 из 12