
Полная версия
Люди и Звери. Сборник рассказов
Ночной «засед»
В приёмной тем временем собирается народ на планёрку. Минуты через три дверь распахивается, из неё вылетает воспитуемый. Останавливается посреди приёмной. На лице полное недоумение. Будто он так и не понял, чего от него хотели, из-за чего весь этот сыр-бор. С этим выражением лица и удаляется.
Специалисты, прислушиваясь к тишине в кабинете, выдерживают паузу, входят. Там они находят председателя, крупными глотками из графина запивающего таблетки: от сахара, давления, головной боли… Все рассаживаются. Виктор Васильевич грустно спрашивает: «Ну что ему надо? Почему? Не понимаю!»
Мне был симпатичен этот парень. Была в нём внутренняя пружина. Мы подружились. Он решил приобщить меня к охоте. Пригласил в «засед». Так местные называли охоту на хищников из засады.
Зимним вечером доехали до места на мотоцикле, спрятали его в лесополосе. Пешком дошли до укрытия, сложенного посреди поля из тюков прессованной соломы. Устроились. Осмотрелись. Вокруг озимое поле, слегка прикрытое снегом. Морозно. Лёгкий ветер разогнал тучи. Большая полная луна залила всё пространство бледным светом. Метрах в пятидесяти от нас неясные очертания тушки павшей овцы. Её Александр доставил заранее. Ждём лису, волка. Тихо разговариваем. Между прочим, спрашиваю, долго ли он будет издеваться над председателем, жалко же человека. Скорик откликается: «У меня с ним особые отношения. Я за три минуты понимаю, что он вам десять часов объясняет». Помолчал. Потом добавляет: «Мне тоже его жалко. Мужик-то неплохой. Другой бы давно меня из колхоза попёр. Ну как ему иначе объяснить, что молоком нужно серьёзно заниматься. Лозунгами надоев не поднимешь».
Он замолчал и стал всматриваться вдаль: «Видишь?» Напрягаюсь, поправляю ружьё, шепчу: «Нет». Сашка осторожно показывает рукой: «Слева». Присматриваюсь. Там появилось чёрное пятно на белом поле. Минута, две, три… Никакого движения. Теряю терпение. Наконец пятно двинулось в сторону падали. Но не прямо, а по кругу, медленно приближаясь к тyшке. Прицеливаюсь. Александр держит меня за рукав: «Пусть ближе подойдёт». Лиса подошла, но стала за приманкой. Её чётко не видно. Ждём. Вот она опять пошла. Обходит свою цель и становится ко мне боком. Он отпускает руку: «Давай».
Выстрел в ночном поле прогремел, как взрыв. Пламя вырвалось из ствола длинным огненным хвостом. Сначала ничего не вижу, Сашка не стреляет – значит, я попал. Бежим в перепуганной тишине. На белом снегу – крупная лиса. Меня колотит от возбуждения. Радости нет предела. Первая охотничья удача. Всё – я охотник. А Саша счастлив, радуется больше меня. По дороге домой он становится говорливым. Всё время спрашивает: «Ну как? Ну как? Ну как?» Рассказывает про свою первую охоту. Говорит. Говорит. Говорит. Смотрит на меня с надеждой, что ему удалось всерьёз заразить меня своей страстью. Как искуситель, заполучивший заблудшую душу. Но он не искуситель, просто охотник. Настоящий.
Щучий залив
Первый раз случилось мне поймать щуку на Волге лет 20 назад. И сразу «заболел». Где только я её ни ловил, большую и маленькую. В тихих заводях и на раскатах больших рек, в маленьких прудах. Щука водится везде. Поймать её особого труда не составляет. Но кое-что всё же надо знать и иметь хорошую сноровку.
Лучше «колебалки» не придумано
Для того, чтобы поймать эту хищницу, необходимо:
1) точно знать, что она в данном месте есть;
2) владеть спиннингом так, чтобы забрасывать точно в намеченное место;
3) правильно выбрать приманку;
4) иметь терпение и способность быстро принимать решение о перестройке снастей;
5) уметь сделать правильную проводку.
Есть такие места, где щука водится в огромных количествах, но поймать её бывает невозможно. У меня не раз были случаи, когда я видел множество щучьих морд, торчащих из укрытий. Они были везде. Что только мы не предпринимали: водили блесной у самого носа или хлопали ею по воде, даже толкали кончиком удилища – никакого эффекта. За целый день ни одного броска. А в другой день в том же месте за два часа – десятки. Почему рыба стоит без движения, никто точно не знает. Это тема для всяких версий и бесконечных споров: направление ветра, атмосферное давление, фаза луны и так далее.
Её часто приходится искать, много передвигаться и блеснить, блеснить, блеснить. В день забрасываешь спиннинг 200—300 раз. А это довольно тяжёлая работа, требующая настоящего мастерства. Мне, например, удавалось забрасывать блесну прямо на верхушки крайнего камыша и, рискуя получить зацеп, тихонько раскачивать его. К тому моменту, когда блесна падала на воду, щука уже поджидала её и немедленно атаковала.
Спиннинг должен быть лёгким, медленного строя, тестом не больше 15—30 граммов, до 2,5 метра длиной. Таким легко орудовать в лодке, особенно если в ней несколько человек. На спиннинге не стоит экономить, лучше иметь один, но хороший, известной фирмы. Леска – лучше всего не толстая плетёнка – до 0,2 мм. Тоже хорошего качества. Особенно важно иметь надёжную без инерционную катушку. Необходим также хороший, качественный поводок, до 15 см. Чтобы хорошо бросать блесну, надо сразу учиться держать правильно спиннинг. Бросать нужно мягко и осторожно, особенно когда вы не один в лодке. Забрасывать далеко совсем не обязательно, лучше подъехать поближе. Щука – не жерех, она не пуглива. Опытные рыбаки всегда шлёпают по воде блесной, стряхивая налипшую траву и тем самым выманивая хищника из засады.
Много споров вызывает выбор приманки. Некоторые рыбаки уделяют этому слишком большое внимание. Сейчас любой магазин может предложить множество дорогих чудо-приманок. Но я считаю, что лучше обыкновенной «колебалки» ничего не придумано. Выбираю в зависимости от ситуации по цвету и весу. Всё просто. Если трава и водоросли позволяют вести блесну в глубине, можно и потяжелее. Если они близко у поверхности и вести сложно – полегче. А цвет белый, золотистый или ярко-оранжевый. Если трава сильно осложняет проводку, я высоко поднимаю спиннинг и даже встаю в лодке, чтобы леска как можно меньше была в воде, а блесна скользила у самой поверхности. Лучший заброс, обеспечивающий наибольшую точность, – 20—30 метров.
В дикий уголок по навигатору
Есть такое место: Дагестанский залив в районе города Кочубей. Уголок дикий, заброшенный. Добраться до места, где можно стартовать на лодке, не просто. Дорог нет. Едем по приметам и навигатору. Мы здесь бывали не раз. Рыбы тут немеряно. Водится всё: крупная краснопёрка, сазан, сом, карась, судак. Но наша цель – щука. И не просто щука, а крупная, трофейная.
Раньше мы здесь здорово ловили. Экземпляры менее трёх килограммов отпускали. Всё равно за день больше центнера набирали втроём.
Прибыли. После долгой езды проголодались, не спеша позавтракали. Щуку не обязательно начинать брать рано, она просыпается часам к 10. Нас трое: я, мой товарищ Виктор и его сын Алексей. Виктор – подполковник в отставке. Служил в пожарной охране, поэтому среди нас он Пожарник. Человек занятой, ведёт свой небольшой бизнес. Поэтому, когда вырывается, начинает дрожать от нетерпения с момента решения ехать и до конца рыбалки. Каждой удаче радуется, как дитя, восторженный ребёнок. Каждая рыба для него – чудо. Снасти у него всегда перепутаны. Потому что после очередной рыбалки он сваливает всю амуницию во дворе и вспоминает, только когда надо ехать на следующую. У него всегда чего-то не хватает. На ходу всё ремонтирует. С ним что-нибудь да случается. С ним всегда забавно.
Алексею лет 30. Он опытный рыбак, большой специалист по ловле судака. Участвует во всех соревнованиях на этого хищника. Он для меня авторитет. Азартность не мешает быть наблюдательным и серьёзным. У него хорошие и надёжные снасти.
За рулём нашей лодки мой давний знакомый Пётр Васильевич. Залив знает, как свои 5 пальцев. При первом знакомстве Пётр меня поразил тем, что, не пользуясь подсаком, подтащив крупную щуку к лодке, лупил её по голове толстой палкой и потом втаскивал в лодку.
Выходим через канал в залив. Ехать нам далеко. Петра это, видимо, не радует. Он предлагает прочесать ближайшие заросли камыша. Немного поспорили, но согласились. Въезжаем в небольшую заводь. Метров 15 на 15. Лениво бросаем. Никто не верит в успех. Тепло и тихо. Высокие камыши.
Не голова, а сущий ужас
Вдруг Пожарник вскрикивает. Вижу, как его спиннинг согнулся и конец ушёл в воду. Трещит тормоз катушки. Рыба заметалась в маленьком пространстве из одной стороны в другую. Щука – не сазан, она не забивается в камыши. Натыкаясь на них, она отскакивает и рвётся назад.
Так и сидим. Виктор держит рыбу, то отпуская, то подтягивая. Решительно потянуть возможности нет. Мы возбуждены, все одновременно даём советы. Я удивлён. Мне приходилось ловить щук по 7 и 9 кг, мои так себя не вели. Это что-то другое. Что же? Любопытство нарастает с каждой минутой. Но время идёт, а ничего другого не происходит. Пожарник весь красный, порядком уже устал, но поднять рыбу не удаётся. Алексей застыл с подсаком в руках.
Наконец, щука начинает сдаваться. Проходит челноком всё ближе к лодке. И вот попадает в ловушку. Лёша подставляет довольно большой подсачек, и рыба влетает в него сама. Но сразу поднять Виктор не может. На помощь приходит отец. Бросает в меня свой спиннинг и хватает подсак. Вдвоём тащат его в лодку, нещадно гнут. Огромный хвост, не поместившийся в ловушке, бьёт их по лицам. Терпят. И вот на дно падает огромный бьющийся клубок. Щука неугомонная, вертится, как заведённая, запутывая все снасти. Наконец, к ней прорывается Пётр Васильевич со своей дубиной, прицеливается, бьёт. Рыба затихает. Щука накрутила на себя всё, что было в лодке. На дне разбросанная еда. От удара о ящик вылетели запасные блёсны, всё это превратилось в сплошное колючее месиво. Долго распутываем. И вот извлекаем виновницу: огромная. Щука, вырастая, становится не столько длинной, сколько толстой. У этой широченная, сантиметров в 15—17 спина. Пётр достает весы, пытаемся подвесить гиганта. Весы скрипят пружиной и показывают от 14 до 15 кг. После совещания решаем: 15.
Пожарник просто счастлив. Но рыбалку он нам испортил. Целый день мы почти непрерывно ловили. Рыбы нахватали уйму, но половину выпустили. Наш друг своей добычей так задрал планку, что при каждой хватке нам мерещилась большая рыба. Но две таких удачи в один день было бы слишком. Хотя мне однажды удалось в одном и том же месте в течение десяти минут поймать сразу подряд две щуки по семь килограммов.
Какой замечательный получился бы трофей: засушенная голова с открытой во всю ширь пастью. Но это стало бы возможным, достанься хищница человеку более организованному, чем Виктор. Сначала он вставил ей в рот какую-то палку от забора. Подвесил под навесом во дворе и забыл. Голова высохла и превратилась в сущий ужас: представьте перекошенную, как после инсульта, огромную морду. Виктор же уверен, что таких щук он ещё наловит. Дитя.
Приключение «отважного» Анатолия
Меня и Алексея Сорокина друзья позвали на охоту в подмосковные леса. За нами увязался Анатолий Кондрашов. Он чиновник. Вид всегда имеет важный, многозначительный. Любит рассказывать о победах, хотя, кроме утки да случайного зайчика, никаких успехов за ним не водилось. Брать его в нашу компанию не хотелось. Но, узнав о поездке, он взял на себя решение всех формальностей по перевозке оружия. Его коллеги в последние годы нагородили их немыслимое количество. Тем и подкупил нас.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.