
Полная версия
Восход Ярила
Гром не прогремел. Не сверкнули в седом небе молнии. Был лишь дождь. Слабый и холодный, как тело запредельца. Мелкими каплями он разбивался о могучие фигуры воинов, что заносили копья и метали их в круглые мишени из соломы. Пересвет принял из рук рыжебородого меч. Он оказался неподъёмным, и тут же врезался острием в землю. Колояр хохотнул:
– Тяжела ноша?
Пересвет поднял на него полные решимости глаза и, сцепив зубы, обхватил рукоять покрепче. Рывок. Ещё рывок. Меч вышел из сырой земли. Обеими руками, пыхтя, запределец поднял его и развернул, принимая боевую стойку: правая нога впереди, левая сзади, острие клинка направлено вверх, к шее соперника, навершие у низа живота. Военачальник оценил его старания слегка изогнув густую бровь.
– Нападай, – скомандовал он и приготовился защищаться.
Пересвет сделал выпад. Замахнулся и рубанул. Мокрый воздух разрезала звенящая сталь. Удар мгновенно сотряс тело Пересвета. Руки заболели, а пальцы онемели и легко выпустили новое оружие. Клинок с глухим стуком упал на землю.
– Плохо, – строго сказал военачальник, опуская меч.
– У меня мышцы затекли и пальцы закололо, – шевеля верхними конечностями, ответил Пересвет.
– Плакаться будешь богам. А со мной держись достойно. Ну-ка, мой черёд нападать.
Не успел Пересвет сообразить, как на него уже опускался тяжёлый меч. Второй клинок взмыл в воздух. Пересвет машинально выставил его перед грудью, но уже не так, как палку, а выше и слегка наклонив в сторону. Удар едва не сбил его с ног. Колени подогнулись. Он потерял равновесие, но мощным усилием воли смог его вернуть. Руки дрожали от напряжения, пока Пересвет сдерживал напор великого воина. Ещё пара секунд и свалюсь, думал он, подгибая колени ещё ниже, чтобы покрепче утвердиться на земле. И, когда силы были на исходе, Колояр первым убрал меч. Запределец тоже опустил клинок. Изумлённо глядя на учителя, он спросил:
– До победного не бьёмся?
– С тебя довольно, – буркнул тот и опустил глаза.
Неужели в нём проснулась совесть? Удивительно было смотреть, как непреклонный военачальник сдаётся, когда появилась такая прекрасная возможность добить ненавистного чужака.
– Ты бы не бил напрямую. Это я худой, ответить не могу, а силач бы на моём месте откинул твой меч и пронзил тебе живот.
– Умный больно? – взбеленился Колояр, – Ратному делу обучен? Ступай, повоюй за меня!
– Что? Нет. Благодарю. Я всего лишь хочу вернуться домой. Ваши битвы меня не касаются.
– На поле боя будешь – коснутся.
Раньше, когда Пересвет затевал спор, последнее слово всегда оставалось за ним, а как попал в прошлое – местные затыкают рот при каждом удобном случае. Это задевает. Он был унижен со всех сторон: и в разговорах, и в учебном бою. Самочувствие вроде бы хорошее, а на душе всё равно гадко. Да ещё мерзкая морось. Не заболеть бы…
Передохнув и глотнув парного молочка, которое передал Ярополк от матушки, они продолжили обучение. Но перед этим Колояр объяснил, что тут забыли опытные воины. Оказывается, ристалищ и правда в округе два. На одном из них военачальник готовил к войне «неоперившихся птенцов», которые по-настоящему сражались лишь раз, и то не во всю мочь, а на другом Страшко, Мураш и Радим присматривали за «искусными соколами», повидавшими на своём веку не одно сражение. Когда пришло время, Колояр поменял группы местами. Теперь под его началом бились опытные воины, а молодых он отдал в распоряжение своего ближнего круга. Таким образом, он проверял, какими навыками овладели без его участия и те и другие.
Следующий бой начался под низкими тучами, но уже без противного дождя. Колояр дал указание – «бей так, чтоб я не заприметил», то есть, хотел попробовать скрытную тактику. Не увидеть, как на тебя летит меч просто невозможно, подумал Пересвет, но спорить не стал. Он схитрил. Пока стратиг отвлёкся на указания Ярополку и прочим воинам, Пересвет занёс меч высоко над головой. Навершие оказалось перед лбом, а гарда – над ним. Он надеялся взять внезапностью и силой удара. Если тяжесть падает сверху, то обязательно должна разогнаться в воздухе и ударить с большей мощью. По крайне мере, об этом он помнил из школьного курса физики. Конечно, удар не с высоты птичьего полёта, но, чтобы вывести Колояра из равновесия, должен подойти.
И Пересвет прогадал.
Меч оказался настолько тяжёлым, а руки настолько слабыми, что булатная громадина лишь на секунду зависла над его головой, а затем, согласно всё тем же законам физики, потянула назад и вниз. В это время Колояр обернулся. Ярополк успел крикнуть: «отпусти!», но было уже поздно. Меч перевесил, и недо-воин грохнулся навзничь.
Смеха не последовало. Воины и вовсе будто не заметили, как нелепо запределец шлёпнулся спиной в грязь. Над ним с хмурым ликом навис Ярополк.
– Говорил же, отпусти. Чистую одёжу замарал.
– Я думал…, – тяжело дыша, сказал Пересвет, – ты не из говорливых…
– Невеста и матушка расстарались. Вот сыщешь девицу, поглядим, как сам запоёшь.
– Кончайте из пустого в порожнее! – над Пересветом навис теперь ещё и грозный учитель. – Подымайся! Ишь, разлёгся. Я тебе отдыха не давал. И стойку смени, на гузно не сядешь.
Руку он ученику не подал. Мал ещё, чтобы равным его воинам считаться. Отошёл и подождал, пока тот поднимется на ноги сам. Ярополк посмотрел на Колояра и слегка улыбнулся. Но Пересвет эту его редкую улыбку заметил. Любопытному запредельцу хотелось узнать причину, по которой воин с непроницаемым лицом вдруг на секунду ожил. Но его не начавшиеся расспросы оборвал крик стратига:
– Подымайся, говорю! Не от меча, так от хвори сляжешь.
Пересвет опомнился и как можно быстрее, но неуклюже поднялся на ноги. Меч валялся позади него. Ярополк бережно поднял любимое оружие и тихо промолвил, вытирая грязь:
– Добрую вещицу осрамил.
Весь перепачканный, мокрый, Пересвет вспомнил каково это – не иметь возможности полежать в горячей ванне. Однако на ум тут же пришла и баня с её чистоплотным бородатым хозяином. Он решил навестить его этим вечером, сразу после ристалища. В промозглую погоду так и хотелось прогреть косточки в баньке, а после выпить крепкого травяного настоя. Из мечтаний его выдернул сердитый оклик:
– Пересвет! Мало тебе старых ран, так решил свежих понабрать? Держи.
Колояр кинул ему сулицу, примерно как те, которые метали воины. Копьё показалось в разы меньше и легче меча, с радостью обнаружил запределец. Он примерился к сулице, взгромоздив её на плечо, и спросил, что делать дальше.
– Куклу впереди видишь? – спросил учитель, указывая на свободную мишень из соломы. Таких был целый ряд. Другие заняли опытные мужи. Они метали копья с невероятной точностью и силой, отчего им позавидовал бы любой молодец с дальнего ристалища.
– Минуту, – Пересвет снял и вытер очки уцелевшим кусочком чистой ткани, а затем натянул обратно на переносицу. – Вот теперь вижу.
– Славно. Бросай.
– Куда?
– В меня, – рявкнул Колояр, помолчал и добавил, взмахнув рукой: – В куклу, остолбень!
Ученик прицелился, закрыл то один глаз, то другой, и, помедлив, метнул. Длинное острие со свистом пролетело мимо куклы и под углом вошло в землю.
– Никого не проткнул – и то ладно, – сказал учитель. – Ну, лепше, чем двуручник подымать?
– Да, но…, – Пересвет замялся, – ты меня совсем никчёмным считаешь? Думаешь, меч в руки давать нельзя?
– Сам видишь, никакого проку. При сулице-то не поранишься.
– А в тот раз тебя не очень-то заботили мои раны, – жёстко высказался Пересвет. – Искромсал и в кусты? Хоть бы раз пришёл проведать. Ну, а насчёт охоты…Признаю, вина за мной. Но и тогда мог бы разок навестить.
В глазах Колояра мелькнула вина, но тотчас исчезла за жёстким непроницаемым взглядом. Порой Пересвету казалось, что они с Ярополком родные братья, настолько каменными могли быть их лица.
– У тебя и без меня полна изба нянек. Королобый, почто биться вздумал, ежели на ногах еле стоял?
– Я…
– Я, я. Тростинка от былья! Об себе токмо и печёшься. Видал я, как вешняя богиня к тебе бегает, а после у Благини вызнаёт, все ли раны излечил, не загноится ль какая.
– Что? Леля обо мне спрашивала? – Пересвет не верил своему счастью. Другая бы и не подумала ходить к травнику, чтобы узнать о здоровье чужака. А богиня беспокоилась, да так, что узнавала всё не только у Благини, но и у самого Пересвета, перво-наперво спрашивая его при встрече, как заживают раны.
– Ты нашей милостивой душу не береди. Не для тебя она.
– Знаю, – сквозь зубы процедил Пересвет. – Мне об этом только ленивый ещё не сказал. Пойду, верну копьё.
Под строгий взгляд в спину он прошёл до сулицы, одним рывком вытащил её из земли и вернулся. Больше они без дела не говорили. Колояр иногда давал ученику советы по метанию, а тот почти безуспешно кидал сулицу в цель. Только одна попытка из девяти венчалась успехом, и он попадал в самый край неподвижного соломенного кома. Но промахи случались гораздо чаще. Ярополк сбился со счёта после пятидесятого.
В школьные годы спорт давался Пересвету легко и играючи. Он побеждал в окружных соревнованиях по бегу или прыжкам в длину. Но никогда ничего не метал. Вес барашка помогал ему только в беге. Да и мать не одобряла, хотя позже отец уговорил её отдать Пересвета на курсы самообороны. И он целый год ходил в зал с гордо поднятой головой. А друзьям говорил, что занимается восточными единоборствами. Звучит внушительно. Не прикопаешься.
И вот, измотав себя бесплодными бросками, Пересвет навихлял плечо. Боль становилась невыносимой. Тут словно по его просьбе небесные хляби разверзлись и начался ливень. Капли тарабанили по листве, широким плечам и косматым головам воинов. А им всё нипочём. Впрочем, как и «зелёным молодцам». Они все одной породы – не согнутся под натиском врага ни в снег, ни в грозу. И запределец, несмотря на вид, уже готов был пройти огонь и воду, лишь бы защитить дорогих ему людей. И не только людей.
Ни один луч солнца не проникал сквозь плотную завесу облаков. Дождь, видно, прекращаться не собирался. И это досадное недоразумение заставило Колояра во всю мочь крикнуть:
– Соколы!
На зов обернулись все могучие мужи, но оружие всё-таки не сложили, готовые в любую минуту атаковать.
– Расходимся!
– Что так, воевода? – выкрикнул кто-то из толпы.
– В этакую погодину не полетаешь.
Мужи неохотно убрали оружие и стали собираться в деревню. Пересвет подошёл к Колояру и спросил:
– Почему тогда мы в грозу бились, а сейчас по домам?
– Гроза короткая была. А днесь тучи по небу распластались, светила не видать. Так и до утра лить будет. По слякоти негоже, обождём. Да и вои не младые, за них ручаюсь. В бою не подведут.
Запределец заметил одну странность. Никогда прежде он не слышал, чтобы Колояра кто-то называл воеводой. Всё стратиг, да стратиг. Видно, любят и уважают бывалого вояку даже больше, чем старейшину деревни. А он взамен дарит им бесценные минуты с родными вместо сражений на мокром ристалище. Но, что ещё удивительнее – они будто противятся, хотят задержаться на поляне подольше.
Пересвет предложил Колояру и Ярополку пойти в деревню с ним. Они кивнули. Воины уже скрылись в чаще леса, когда троица собрала своё оружие и двинулась следом. С высоких елей на них сыпались колючие иголки, с берёз слетали бледно-зелёные листья. Моросил дождь. В зарослях били крыльями птахи. Размашисто шагая по тропе, Колояр опередил спутников и чуть замедлился, чтобы с ними поравняться. Шли молча, хотя Пересвет бы и не прочь удивить воинов широкими познаниями о природе и психологии боя. Впрочем, кто он такой, чтобы что-то доказывать могучим великанам у которых за плечами десятки сражений. Реальных, а не виртуальных. Ближе к частоколу, ко всеобщему удивлению, слово взял Ярополк.
– Владилена моя вас в гости зазывает. А матушка заодно с нею. Наказала мне привести.
– Не пойду, – отрезал Колояр.
– Я бы и рад, да не хочу ещё одного врага себе нажить, – пожал плечами Пересвет.
Ярополк остановился и отстал от соратников. Те на ходу обернулись.
– Наказ есть наказ. Не приведу – они мне вовек не забудут.
Пересвет хотел лишь поскорее встретиться с младыми богами в избе Ведомира. Он ждал их прихода, несмотря ни на что, и только предвкушение встречи дарило силы на новый удар или бросок копья. Ему сегодня не до гостей. Но сказать напрямую не захотел, обидит рыжебородого, поэтому придумал отмазку. Хотя отчасти это правда – мало ли, скажет, что запределец его невесту увёл или, упаси боги, мать соблазнил. Тут уж ему живым не выбраться. Колояр друже своему, конечно, в этом подсобит, и поминай как звали. Уж они ему Краду не устроят – прикопают где-нибудь под ёлочкой или, что вероятнее, руки верёвкой стянут и в Кудесье, на съедение диким зверям.
Из ужасающих дум его выдернул голос Колояра:
– В худой день по гостям не ходят.
– А я днесь не зову. Они завсегда гостям будут рады.
– Так и быть. Наведаемся как время подходящее придёт.
Пересвет собирался возразить, но Колояр посмотрел на него так, что всякое желание противиться его воле отпало. Они пойдут втроём, бояться нечего. Если что, Ярополк разберётся со своими девицами сам. Наверное…Во всяком случае, отказываться невежливо. А пирожки и парное молоко Анисьи такие вкусные, что грех не отведать их снова.
Серое покрывало туч приблизило наступление темноты. Солнце так и не показалось на небосводе. И ярких звёзд сегодня было не видно. Пересвет брёл позади воинов и смотрел в хмурое небо, обрамлённое острыми верхушками деревьев. Облака стояли недвижимо, будто ветер, что гнал их вперёд, затих. Больше не шумела листва, не шла волнами изумрудная зелень, не били по лицу мокрые пряди волос. Остались лишь прозрачные капли. Они молотили по траве, прибивая к земле пыль. Деревню из виду скрывала сплошная стена из дождя.
Пересвет по пятам следовал за воинами. В такую погоду найти вход самому не выйдет. Змейкой они прошли по узкой тропе и свернули налево. Как раз к массивным деревянным вратам. Колояр и Ярополк навалились на них, поднатужились и сдвинули створки с места. Ворота отворились. На бегу распрощавшись, каждый отправился по направлению к своей избе. Запределец немного поплутал. Наткнулся то на один чужой дом, то на другой, и всё же вышел к знакомому двору. Волк сидел на крыльце и отчего-то протяжно выл, да с такой печалью, что Пересвет сел на колени и крепко прижал пса к груди. Пусть знает, что новый хозяин о нём не забыл, что он любит его как прежний, который остался за чертой времени.
Глава 7
Как только Пер
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.