bannerbanner
Gaudeamus: Судьба и история гениев науки и искусства в лицах. Биографии и направления исследований
Gaudeamus: Судьба и история гениев науки и искусства в лицах. Биографии и направления исследований

Полная версия

Gaudeamus: Судьба и история гениев науки и искусства в лицах. Биографии и направления исследований

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 10

Гений творчески обрабатывает концепции, созданные предыдущими поколениями. В ряде случаев, отрицает или отбрасывает идеи устаревшие, может их осмеивать. Это нехорошая, но, увы, свойственная им черта. Они довольно враждебны к старому и устаревшему, в силу этого и характер и специфика взаимоотношений в другими людьми и миром бывает у них весьма специфическими. Гений чаще всего – проблема для близких и окружающих, но благое явление для последующих поколений, которые принимают и пользуются продуктами его работы. Если талантливый человек знает, для чего и зачем он что-то делает, гений часто творит инстинктивно, именно для того, чтобы творить.

Здесь мы должны понимать, что есть такой термин, как «злой гений» – человек, оказывающий дурное влияние, причиняющий вред. Вспомним у О. Уальда «Портрет Дориана Грея», где подобное влияние на главного героя оказывает безобидный, но саркастически циничный лорд Генри Уоттон. В психологии таким злым гением стал юный мальчик, ушедший из жизни в двадцать два года, Отто Вайнингер. О нём мы ещё будем говорить в этой книге.

Ошибочно считать, что так же, как талантливый человек – гений талантлив во всём. Здесь есть различия.

Талантливый человек талантлив в разных сферах, а гениальный обычно берёт на себя одну или две сферы, в которых он абсолютно успешен, а в остальных он может быть таковым, но с иной результативностью.

Гений отличается от таланта качественно. И в данном случае, у него чрезмерно чуткое, (и это большая его проблема), восприятие окружающей реальности. У него нестандартное, непривычное мышление. И, наконец, довольно высокий уровень креативности, творчества, который иногда для обывателя оказывается не совсем понятным и очевидным.

В то же время, гений традиционно заинтересован, увлечён, а иногда, мы говорим, даже одержим своей работой. То есть что-то его влечёт. Талант – это логика, радость от творчества. Гений, в первую очередь – инстинкт. Гениальные люди творят инстинктивно. Они могут увлекаться разными сферами деятельности, могут быть успешными в той или иной сфере деятельности. Но в каких-то они оказываются гениальными.

При отделении грани между талантом и гением мы должны учитывать и временной фактор, направленный в три времени:

– В прошлое – когда речь идёт о гениальных для общества прежнего исторического периода открытиях, но которые в настоящее время устарели и потеряли актуальность.

– В настоящее – вспомним строки С.А.Есенина – «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Гения сложно часто «увидеть» среди современников.

– В будущее – учёт критериев и времени, которое должно пройти после его смерти прежде чем будет возможно назвать человека гением.

В области психологии гении – З. Фрейд, К. Г. Юнг, Л. Сонди, Г. Роршах. В отечественной психологии таких гениев тоже мы можем назвать несколько, но ключевым, наверное, является в той или иной степени, как писалось в сталинской «Большой Советской энциклопедии» за 1949 год – Лев Семёнович Выготский, «подававший надежды молодой учёный». Выготский был гениален в нескольких направлениях – дефектологии, психологии, филологии. Не забывайте, что первоначально он был Выгодским, а в 1923 году стал именно Выготским. Это объяснялось тем, что Выгодские были известны, как филологи и переводчики. В частности, его кузен – Давид Исаакович Выгодский. Кстати, возвращаясь ко Льву Симховичу (Семёновичу) Выготскому – психология искусства, литературная критика, дефектология, психология. Причем в каждой из них он оказался довольно успешен.

Когда-то Иван Петрович Павлов считал, что Рене Декарт был его предшественником ввиду того, что последний – создатель аналитической геометрии, физик, физиолог. Павлов очень пристально к нему относился и считал, что продолжает его направление исследований.

Есть у нас одна довольно интересная фигура. Это Михаил Васильевич Ломоносов, который, конечно, был довольно талантлив, а в чём-то гениален. Только, не читайте его вирши на ночь, они очень тяжеловесные для современного понимания. Это некие чугунные конструкции, которые сейчас непросто читать. Правда, легковесность и воздушность стиха подарил русской поэзии уже Александр Сергеевич Пушкин. Итак, М.В.Ломоносов:

«Уже прекрасное светило Простерло блеск свой по земли. И Божия дела открыло. Мой дух, с веселием внемли, Чудяся ясным толь лучам, Представь, каков Зиждитель сам! Когда бы смертным столь высокоВозможно было возлететь, Чтоб к солнцу бренно наше окоМогло, приближившись, воззреть, Тогда б со всех открылся странГорящий вечно Океан».

(Утреннее размышление о божием Величии)

Гениальный человек редко одинаково прозорлив и успешен в нескольких направлениях. Так, известный психолог, создатель евгеники, сэр Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, когда-то написал в 1869 году книгу «Наследственность таланта. Её законы и последствия».

В своей лекции «Наследственный гений» я рассказываю, как Гальтон ставил следующие гипотезы, согласно которым люди отличаются друг от друга прилежанием, нравственными усилиями, и самое главное, цивилизация формируется, в первую очередь, благодаря тем людям, которые имеют гораздо большие способности, которые являются наследственными. То есть, талант передаётся по наследству.

Он считал, что наследственный уровень интеллекта мы можем даже диагностировать, определять на основаниях:

– Социального происхождения человека

– Биографических данных.

Он выделял не более 400 гениев за всю историю человечества.

Эта мысль синхронна определению «самоактуализированной личности», которую когда-то выделял Абрахам Маслоу. Он тоже говорил, что количество таких личностей за всю историю человечества весьма ограничено.

Но в чём-то они могут быть похожи. Хотя отдельно, когда я рассматривал тематику самоактуализированной личности, то говорил, что этот человек, допустим, в русском менталитете обычно специфичен, и может настороженно восприниматься окружающими. Это не всегда и не совсем гармоничный тип, человек, который может быть собой, срываться, но быть искренним с собой.

Френсис Гальтон пришел к выводу, что в обществе необходимо культивировать развитие одарённых и благородных людей. Так зарождалась идея евгеники – идея селекции и культивации людей с целью избавить общество от вырождения, развивать тех, кто одарён и полезен для общества и государства. Евгеника – с латинского – eugenius – благородный. А ведь идея евгеники – ещё и помощь и поддержка одарённых, талантливых и гениев. Но, увы, в середине ХХ века идеей евгеники стали увлекаться германские нацисты с их расовой теорией и классификацией арийских типов согласно системе антрополога, штандартенфюрера Ганса Гюнтера. Впрочем, и в настоящее время евгенические идеи живы, существуют и функционируют в разных странах мира, решая вопросы селекции и поддержки государством людей с ограниченными возможностями, психическими отклонениями, вопросами абортирования плода с отклонениями и пр.

Особенности мышления и мировосприятия гениев (в ряде случаев) довольно опасны. Они часто обладает довольно низким эмоциональным интеллектом, у них довольно часто проявляется предрасположенность к биполярному расстройству, к шизофрении. И мы можем выделить психотическую гениальность, которая свойственна людям искусства. Они связаны действительно с биполярными аффективными расстройствами, и их расстройство способствует созданию каких-то новых произведений искусства, тех же самых картин.

Конечно, здесь уместно привести в качестве примера безусловного гения – художника Михаила Александровича Врубеля.

На прощании с гением, Александр Блок сказал:

«Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

Но мы можем говорить и о том, что гений – большая проблема для тех, кто находится рядом с ними. Дело в том, что он – это всегда нестабильность, обострённое восприятие реальности, дающее много эмоциональных и поведенческих сбоев, а в итоге, страдает окружение – близкие люди.

Гениальность – некий генетический сбой, благодаря которому общество позволяет себе не зацикливаться на чем-то привычном и идти дальше. Только для того, чтобы это случилось, должно пройти время.

Не забывайте, многие гениальные произведения или открытия вызревают, ждут своего времени. А многие погибают вместе со своими создателями. И чаще всего их признают уже тогда, когда гениев уже нет.

Есть у гениев ещё одна специфическая особенность – не любят они долго жить, стараются уходить, умирать пораньше. Когда-то Лев Николаевич Гумилёв, описывая пассионарные типы (пассионарность – непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей), писал, что, во-первых, пассионарный тип не имеет плюса или минуса, то есть, он может вести положительную деятельность в обществе, так отрицательную, а иногда они взаимосвязаны. То есть, и В.И.Ленин и А. Гитлер в этой системе пассионарны, без этического разделения. А с другой стороны, у таких пассионарных типов очень слабый инстинкт самосохранения, то есть долго они не живут. Действительно, если мы внимательно посмотрим на наших гениев в литературе XIX-го и XX-го века, мы увидим, что в большинстве своём они находили какие-то поводы для того, чтобы уйти из этого мира несколько раньше.

Мы можем сказать, что гений выражает передовые тенденции своего времени, но не дай бог вам общаться с гением современным. Дело в том, что это огромная проблема для людей, которые его окружают. И действительно, можно найти интересную связь, которую когда-то предложил в своей книге «Гениальность и помешательство» профессор Туринского университета Чезаре Ломброзо. Он считал, что в жизни гениальных людей бывают периоды или моменты, когда эти люди действительно очень похожи на помешанных. Это повышенная чувствительность, экзальтация, которая потом может сменяться, оригинальностью или даже апатией, или внезапные открытия, или использование каких-то специфических выражений, веществ, странности в поведении. Особая рассеянность, иногда и близость к самоубийству, близость к суициду. Злоупотребление аддиктивными привычками. И часто – повышенное, чрезмерное, громадное тщеславие.

Труд Ломброзо был опубликован в 1863 году, и в нем он приходит к выводу, что между гениями и сумасшедшими много есть много общего. Согласно книге Чезаре Ломброзо, конечно, мы таких выводов сделать не можем. Во-первых, эта книга написана довольно давно, и очевидно, устарела. Но сама идея двойственности довольно любопытна. Гений всё равно не вписывается в общепринятую картину мира так же, как и сумасшедший.

Ломброзо предлагает характеристику одного типа – маттоиды. Это промежуточный тип между помешанным и психически здоровым. Мы бы сейчас сказали, что это акцентуированная личность. Что такое акцентуация? Это ярко выраженная черта личности в пределах нормы, которая в неблагоприятных условиях может перейти в патологию.

И действительно, Ломброзо более пробовал описывать маттоидов, акцентуированных личностей, которые в некоторых сферах вполне адекватны, но в чём-то они очень одержимы одной или несколькими, как он пишет, «бредовыми идеями», которые начинают активно продвигать в своём творчестве.

Так, давайте рассмотрим в качестве примера личность представителя серебряного века русской литературы, символиста, Валерия Яковлевича Брюсова. Он во-многом, гениален, одарён наследственно и, разумеется, не без личных психопатологических отклонений. Специфика поведения В.Я.Брюсова напоминает аутистический склад поведения (Эйген Блейлер под аутизмом понимает из тяжёлых симптомов шизофрении – аутизма – проявления инфантильных наклонностей, помогающих отгородиться от факторов окружающего мира, которые ему не импонируют, с помощью фантазий и галлюцинаций). Скорей всего, у него был Синдром Аспергера, где интеллект не страдает, изменения оцениваются, как специфика личности и не мешает профессиональному развитию и социальной адаптации. Скорей всего, этот синдром был и у Андерсена.

Проблема книги «Гениальность и помешательство» Чезаре Ломброзо в том, что в большинстве случаев те фамилии, которые он называет, как гениев, нам, современному читателю, практически неизвестны. А тех, которые известны нам, он, разумеется, не знает.

У Ломброзо важна идея, что среди людей существуют два лагеря – один – связанный с индивидуальным поведением, к ним относятся гении и помешанные, второй – средний, усреднённый, ничем не выдающийся человек. Именно о таких, средних, людях, И.Ф.Моргенштерн в 1908 году написал книгу «Почерки у псевдолюдей» – таких бы мы сегодня назвали «инстаграмщиками1». В ней он говорил о том, что есть люди, которые создают что-то новое, а есть люди, которые пробуют казаться оригинальными, но таковыми не являются. Почему он их называет «псевдолюди»?

Согласно Ломброзо, для гениев характерна особая чувствительность, они как губка впитывают всю эмоциональную информацию, тонко чувствуют, осязают, отсюда часто они – несдержанные, экзальтированные, ранимые.

Также, у них очень высокая работоспособность. Но после такой активности и работоспособности закономерно случается «откат», что свойственно для типичных творческих личностей, – резкий спад активности, депрессия, иногда даже тенденция к суициду. Сильные перепады настроений, циклотимность по К. Леонгарду.

В своих лекциях, посвящённых психологическому анализу литераторов, я рассматривал три основных сферы жизни человека, с позиции которых его надо анализировать.

Первое – человек в своём творчестве, лирический герой.

Второе – человек, как профессионал,

Третье – человек в жизни, его специфика отношения к другим людям, общение, поступки.

Эти очень разные сферы. Наивно полагать, что А. С. Пушкин или М.Ю.Лермонтов были настолько идеальными и гениальными людьми, что вам было бы приятно с ними общаться.

Можно посочувствовать окружению С.А.Есенина, или В.В.Маяковского. Правда, трудности жизни с Есениным многие, преданные ему женщины принимали не как муку, а как служение гению (Г.А.Бениславская, С.А.Толстая).

У гениев подвижная нервная система, повышенная эмоциональность, откуда любые жизненные неурядицы или невзгоды они воспринимают и переносят обострённо болезненно. Они плохо уживаются с людьми.

Это очень специфическая черта большинства гениальных людей – они не социабельны, не приспособлены к нормальному функционированию, и поэтому часто оказываются одиноки в жизни. Ну и, наконец, еще одна черта, которая, казалось бы, положительна – гении опережает свое время как минимум на несколько десятилетий, иногда на столетия, и люди, которые будут жить после них через несколько поколений, безусловно, будут им благодарны.

Но им не будут благодарны те люди, которые жили с ними в одно и то же время, рядом с ними. Потому что это всегда проблема, это всегда очень серьезные особенности, которые можно назвать странностями, отклонениями, нюансам.

Для кого-то проблема – простой булавочный укол, но для гениального он превращается в удар кинжалом. Гений не адаптирован к обыденной жизни, он близок к «зоне риска», «зоне отклонения».

У гениев часто хорошо развита антиципация. Это способность чувствовать, осязать связи, логические конструкты между разными сторонами и элементами жизни. Один раз увидев, гений целиком воспринимает структуру или систему, слышит музыкальное произведение, видит суть происходящего, находит закономерности. Эта способность уникальна – интуитивно увидеть целостность в единичных элементах.

Аккуратность, острая память, обострённое восприятие, твердость характера, прилежание, усидчивость, но чаще всего это творческость.

Что лучше, гений или талант? Что мы можем развить у человека, а что развить не получится, и придётся довольствоваться тем, что есть, и с этим нужно будет смириться. Талант всегда можно развить. Гениальность же пробивается сразу, быстро, это некий вирус, благодаря которому человек создает, но он является бедой для себя, бедой для своего окружения, но является большим плюсом для будущих поколений.

Гениальность с трудом поддаётся конкретным измерениям. Гениальный человек создает радикально, принципиально новое. Поэтому под общепринятые стандарты или конструкты он вписывается с трудом. Мало того, один из довольно гениальных людей, а именно Вильгельм Оствальд, автор одноименного цветового круга, нобелевский лауреат по физической химии, писал, что гениальность – это самостоятельность мышления плюс способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы.

Оствальд был максимально необщителен. Он нанял личного секретаря, расположил его в соседней комнате, но общался с ним при помощи жестяного ведра. В это ведро он кидал отдельные листы, отдельные документы, которые нужно было подписать. Это ведро передвигал за дверь, но с самим секретарем лично не общался.

Когда речь заходит о теориях, объясняющих природу гениальности, мы сталкиваемся с множеством разнообразных подходов, каждый из которых предлагает уникальную перспективу на это загадочное явление.

Первый подход – патологическая теория, связывающая гениальность с безумием. Она открывает нам двери в мир творчества выдающихся деятелей культуры: художников, писателей, музыкантов. Нередко мы наблюдаем, как творцы находятся на грани полного безумия, создавая при этом произведения, что выходят за рамки обычного восприятия. Их состояние, близкое к полубезумному, позволяет им заглянуть в глубины человеческой души и создать нечто большее, нежели простые образы, до которых никогда не дотянутся их среднестатистические сверстники.

Второй подход, психоаналитическая теория, рассматривает творчество как сублимацию, что в буквальном переводе с латинского означает «возгонка». Согласно этой теории, психические защиты и внутренние конфликты становятся катализаторами для самовыражения. Не реализовав себя в одной сфере, человек начинает искать пути для проявления своих способностей в других областях, превращая внутренние переживания в творческие произведения.

Третий подход- акцентирование внимания на качественном превосходстве. Здесь гениальность определяется как обладание креативным интеллектом, способностью создавать поистине новое и оригинальное. В этом контексте гениальные личности выступают как арбитры новаторства, открывающие горизонты, ранее недоступные человеческому сознанию.

Четвёртая теория – классическая, основанная на количественном превосходстве. В ней гениальность понимается как достижения верхнего предела способностей, присущих многим, но лишь единицы способны довести свои таланты до максимального выражения. Это своеобразный предел, за которым начинается истинная гениальность, недоступная среднестатистическому человеку.

Таким образом, каждая из этих теорий по-своему освещает сложное полотно гениальности, позволяя нам лучше понять, как и почему некоторые индивидуумы способны творить так, как никто другой.

Гений живёт и действует, движимый интуицией или даже инстинктом, словно внутренний компас указывает ему путь, которого остальные не способны увидеть. В своих размышлениях о природе гениальности, О. Вайнингер утверждал, что для гениальных людей прошлое и настоящее сливаются в единое целое. Это означает, что они живут сразу в нескольких временных реальностях, погружаясь в поток времени, не ограничиваясь жесткими рамками исторических эпох. Такое определение, будоражащее воображение, побуждает нас задуматься о многослойности человеческого опыта.

В своих лекциях по психологии времени я часто говорил о необходимости интеграции всех трёх временных модусов – прошлого, настоящего и будущего. Мы должны научиться принимать себя во всей полноте, осознать взаимосвязь этих времён, и именно в этом процессе мы начинаем постигать свою истинную сущность. Вайнингер предлагает углубиться в этот вопрос, утверждая, что гением следует считать того, кто живёт в сознательной связи со Вселенной. С точки зрения Вайнингера, только гениальное является истинным и божественным в человеке, и эта убежденность придаёт его словам особую весомость.

Однако с даром гениальности приходит и тяжесть страдания. «Гений страдает больше всех, потому что он страдает во всем и со всем. Но сильнее всего он страдает от своего сострадания», – пишет Вайнингер, подчеркивая свою личную борьбу. Эти слова пронизаны глубокой чувственностью, ведь гениальность воспринимается не только как дар, но и как бремя, чреватое страданиями, проистекающими из понимания и любви ко всему сущему.

Кроме того, по мнению Вайнингера, гениальный человек – это целостная личность, которая включает в себя множество других людей, множественность связей и эмоций. Эта идея перекликается с мыслями Уильяма Джемса, который, размышляя о природе личности, утверждал, что она представляет собой совокупность всех тех людей, с которыми мы взаимодействуем на протяжении жизни. Чем больше людей мы вмещаем в своё «я», тем более сложной и богатой становится наша личность.

Ключевым в понимании гениальности является осознание того, что гениальный человек часто оказывается токсичным как для себя, так и для своего окружения. Создавая свои шедевры, он нередко вступает в конфликт с близкими, становясь источником проблем, что приводит к душевным мукам и изоляции.

Мне бы не хотелось, чтобы в обществе было много гениев, так их изобилие, и, как следствие – неуправляемость и своенравство- могут погрузить мир в хаос и анархию. К счастью, природа наделила нас балансом – гармонией между гениями и обычными людьми. Гении способны создавать радикально новое, и их присутствие может оказывать вдохновляющее влияние. Они открывают двери в неизведанные миры, наполняя жизнь новым. Однако вместе с тем они зачастую становятся источником беспокойства для общества, ведь пытаясь интегрироваться в социум, проявляют трудности и своеобразие, что делает их сложноуправляемыми.

Такой тип личности склонен к отклонениям, порой даже к самоуничтожению, поскольку их внутренние противоречия могут довести до крайностей. Гениев следует ценить и любить, но, как говорит народная мудрость, иногда лучше держать дистанцию – «родственников нужно любить, и чем дальше, тем сильнее». Общение с этими личностями может привести к множеству уникальных воспоминаний и жизненного опыта, но, вероятно, этот опыт будет двойственным и противоречивым.

Гениальность приносит наибольшую пользу обществу чаще лишь в следующих поколениях. Видение мира гениями зачастую отличается от обыденного. Они рассматривают действительность с необычной точки зрения, проявляя высокую креативность и нестандартное мышление. Однако их путь, как правило, вымощен терниями, полон страданий и внутренних конфликтов, что делает их жизненные истории не только захватывающими, но и трагическими. Таким образом, они становятся не только создателями нового, но и носителями бесценных уроков о сложности человеческой природы.

Резюмируем.

Гениальность – это сложный и многослойный феномен, который требует исследовать на разных уровнях: от первичных задатков и способностей до их развития в таланты и гениальность.

Несмотря на свои недостатки, гениальность позволяет человечеству двигаться вперёд, создавая уникальные достижения, которые становятся наследием для будущих поколений.

Гении наделены исключительными способностями к наблюдению и концентрации. Они способны замечать детали и нюансы, которые другие могут игнорировать, и это качество позволяет им глубже понимать свою область интересов.

В творческом мышлении, гении часто подходят к задаче с необычной стороны, создавая оригинальные решения и идеи. Они способны комбинировать различные знания и навыки, чтобы создать что-то новое, что может оказаться решающим в их деятельности.

Гениальные люди, как правило, имеют непрерывное стремление к обучению и совершенствованию. Это постоянное желание развиваться и расширять свои горизонты является неотъемлемой частью их уникальности. Здесь гениальность близка к определению «самоактуализированная личность» – максимально выраженная способность высоких достижений в разных сферах жизни и деятельности.

Многие гении обладают высокой эмоциональной устойчивостью, что позволяет им справляться с неудачами и принимать критику. Это качество помогает им продолжать двигаться вперёд, несмотря на трудности.

Гениальные личности нередко отличаются от большинства людей своей оригинальностью и иногда даже эксцентричностью. Это может привести к конфликтам с социумом, который не всегда готов принимать нестандартные идеи и подходы. Однако именно эта необычность делает гениев значительными фигурами в истории.

Многие гении стали катализаторами для важных социальных изменений и научных открытий, которые изменили ход истории. Их идеи, часто воспринимаемые как революционные, могли вызывать споры и обсуждения, но впоследствии приносили огромные плюсы обществу.

На страницу:
2 из 10